Какую роль играет менеджер в бизнесе

В айтишных компаниях есть менеджеры. Если вы разработчик, для вас это человек, от которого приходят задачи (иногда идиотские) и которому вы эти задачи сдаёте. Он же «пинает» вас по поводу сроков и он же постоянно торчит на каких-то встречах и собраниях. Может показаться, что без менеджера жизнь была бы проще: пусть заказчик ставит мне задачи напрямую, я всё сделаю.

Вот как на самом деле:

Задача

Задача менеджера — чтобы дело было сделано, желательно вовремя и в рамках бюджета. Для этого менеджер не выполняет задачи сам, а распределяет их среди других людей. Потом он контролирует их исполнение. Всё это — работа.

В айтишных компаниях менеджер раздаёт и контролирует задачи на разработку, дизайн и поддержку продуктов. В веб-студиях менеджер делает так, чтобы дизайнеры вовремя дизайнили, верстальщики вовремя верстали, а копирайтеры вовремя писали. И в итоге чтобы после всей этой работы продукт собирался воедино, а не оставался разрозненным дизайном, текстом и кодом в разных местах.

Какую роль играет финансовый менеджер в компании?

Можно сказать, что менеджер — это диспетчер: он работает с входящим потоком задач и распределяет их, а потом забирает результат и отдаёт клиенту.

На примере похода

Допустим, вы с друзьями идёте в поход. Вам нужны палатки, еда, что-то для костра, какая-то посуда, а также кто-то один должен взять гитару, медикаменты, освещение, элементы питания и сменную одежду.

Если у этого похода нет явного менеджера, то может быть два варианта:

  • Каждый участник похода комплектуется так, будто он идёт один. Он берёт много вещей: и индивидуальную палатку, и лекарства, и свет, и горелки, и гитары и т. д.
  • Каждый берёт что-то, но неизвестно, получится ли в итоге комплект. Может оказаться, что два человека взяли по гитаре, но никто не взял лекарств.

Кроме того, не факт, что группа людей сможет согласовать между собой правильный маршрут и пройти его вовремя. Где-то могут быть задержки, кто-то отобьётся от группы или на полпути решит вернуться домой и по дороге потеряется.

Если походом управляет менеджер:

  1. Он составляет и согласовывает со всеми маршрут и определяет, какие на этот маршрут нужны вещи.
  2. Он распределяет вещи по людям, чтобы оптимизировать загрузку отряда. У одного есть двухместная палатка, у другого тёплые спальники, у третьего газовая горелка — всё это входит в общий инвентарь группы.
  3. Перед стартом он проверяет, что все участники взяли нужные вещи в нужном количестве.
  4. Отряд выдвигается и проходит маршрут согласно графику.
  5. Если на маршруте меняется ситуация (например, начинаются ливни), менеджер проводит совещание с группой и они принимают решение, что делать дальше. Если план меняется и группа отступает, менеджер планирует это отступление.

В результате группе нужно меньше ресурсов, она движется быстрее, все действия более слаженные.

Переносим на ИТ

В айтишных компаниях нет проблемы, что пойдёт дождь и отдел разработки заблудится в лесу. Наоборот: все сидят в комфорте и пишут код. Кажется, что в этой ситуации менеджер не нужен: все примерно понимают, кто чем занимается, и все делают общее дело.

Читайте также:  Ранхигс рейтинг инновационный бизнес в регионах России

Что такое бренд-стратегия и какую роль играет в развитии бизнеса

Но если в ИТ-компании не будет менеджера, может произойти следующее:

  • Несколько разработчиков пилят одну и ту же задачу, которая имеет второстепенный приоритет; а первостепенной задачей никто не занимается.
  • Части работы разных людей не стыкуются, потому что никто не смог договориться о правилах стыковки. Например, бэкенд-разработчик отдаёт данные в одном формате, а фронтенд хочет принимать их в другом. Менеджер должен заставить их договориться об этом стыке.
  • Исполнители ставят себе сроки, в которых не учитываются работы других людей. Например, сайт нужно открывать в понедельник — значит, верстальщик думает, что закончить вёрстку нужно в пятницу. Он не знает, что сайт ещё нужно оттестировать и вычитать.
  • У продукта не будет «точки сборки»: отдельные части есть, но они не собраны в единый продукт.

Менеджер есть всегда

В любой работе есть человек, который исполняет функции менеджера. Если вы пилите свой личный проект дома по вечерам, вы сами себе менеджер: вы ставите себе задачи, определяете их степень готовности и принимаете решение о выпуске.

Если вас двое, то, скорее всего, один из вас будет принимать основные решения. Или вы распределите сферы ответственности: один человек будет принимать решение, например, о технологиях; другой — об интерфейсе и графике. И кто-то из вас будет «точкой сборки»: смотреть на продукт в целом и принимать решение о запуске.

В роли менеджера может быть заказчик — например, он заказывает отдельно дизайн приложения, отдельно контролирует разработку, отдельно занимается выкладкой его в магазины приложений. Заказчик выполняет менеджерские функции, даже если не называет себя менеджером.

Разве менеджер — это работа?

Может быть, менеджеру не всегда нужны развитые технические навыки. Из-за этого может казаться, будто менеджерская работа не такая важная — мол, если он не пишет код, то зачем нам этот гуманитарий?

Но реальность в том, что менеджерить — это работа. Чтобы поехать с детьми на дачу, вам не нужны никакие особые технические навыки. Но чтобы сменеджерить троих мелких, собрать все нужные им игрушки, еду, комариные репелленты и прочую снарягу — от одной мысли об этих сборах голова будет квадратная.

Менеджеры нужны для того, чтобы у кого-то в проекте была свежая голова, в которой будет проект в целом. Менеджеры нужны, чтобы все всегда знали про свои сроки. Менеджеры нужны как нервная система проекта — чтобы информация перемещалась между людьми.

И, конечно, менеджер довольно часто вынужден общаться с клиентом. Тех, кто не считает это за работу, приглашаем на переговоры с заказчиком. Он расскажет вам, что хочет сайт «в красивом авторском стиле», и вашей задачей будет угадать, что это значит.

Так что да, менеджер — это ещё какая работа. Иной раз проще пописать код.

Специализация менеджеров

В айтишных компаниях вы чаще всего увидите таких менеджеров:

Проектный менеджер (project manager) отвечает за то, чтобы был сделан какой-то проект, чаще всего клиентский. У него есть сроки, ТЗ, разбивка задач и согласование с клиентом.

Читайте также:  Открыть свой бизнес в Московской области

Продуктовый менеджер (product manager) отвечает за то, чтобы развивался какой-то продукт компании. Например, если у вас доска объявлений, внутри неё может быть несколько продуктов (платежи, чат, фоторедактор). Вы делаете так, чтобы вверенный вам продукт развивался: в нём появлялись нужные людям возможности и устранялись ошибки. Может быть, ещё вы смотрите, чтобы продукт зарабатывал, — но так не везде.

Менеджер команды (team lead) занимается распределением задач внутри команды. Например, у компании может быть отдел фронтенда, который пилит много разных задачек для других отделов. Тимлид будет эти задачи раздавать и передавать заказчикам.

Технический директор занимается управлением технической частью: на каких технологиях сделан продукт, какие у него «стыки», как устроена разработка в целом и как это соотносится с экономикой. Это тоже менеджерская работа, но под другим углом.

Различия между специалистом и менеджером

У специалистов и менеджеров принципиально разный взгляд на работу.

  • У специалиста взгляд «вглубь». Например, у вас может быть senior backend, который глубоко разбирается в высоконагруженных серверных решениях. Он мастер архитектур, умеет писать сложный и высокоэффективный код. Задача специалиста — максимально качественно сделать вверенную ему работу.
  • У менеджера взгляд «вширь». Он понимает, как работают соседние отделы, куда в целом движется проект и что нужно делать, чтобы проект не провалился. Задача менеджера — чтобы сделанная специалистом работа принесла компании нужный результат.

Можно представить так: вы можете взять с собой в поход великого барда и лучшего походного шеф-повара. Но если вам будет негде спать или никто не озаботится костром, то поход в целом провалится. Поэтому даже при хороших специалистах нужны хорошие менеджеры.

Источник: thecode.media

Лекция 6. Роли менеджеров, культура и стиль управления

Десять ролей менеджера по Минцбергу

Десять ролей менеджера по Минцбергу

Если вы менеджер, то наверняка исполняете много самых разных ролей каждый день. Например, помимо управления командой вам приходится разрешать конфликты, представлять ваш отдел на собрании правления или же утверждать запрос на покупку новой компьютерной системы. Проще говоря, вы постоянно меняете роли, выполняете разные задания и оказываетесь в различных ситуациях.

Профессор Генри Минцберг распознал десять ролей, которые придется примерять каждому менеджеру и лидеру. Каждая роль отличается не только функциями, но и моделью поведения, и даже мышлением.

Десять ролей менеджера

Эти роли делятся на три категории:

  • Межличностная
  • Информационная
  • Категория принятия решений

Номинальный глава

Как менеджер вы имеете социальные, церемониальные и правовые обязанности. Вы подписываете документы, принимаете посетителей и совершаете прочие действие, обязываемые вашим положением. От вас ожидают того, что вы будете нескончаемым источником вдохновения для всех. Люди смотрят на вас как на человека, наделенного некоторой властью, так и как на номинального главу.

Номинальный глава представляет свою команду. Если вы хотите преуспеть в этой роли, вам нужно сформировать свой образ, определенную модель поведения и создать себе репутацию. Культивируйте скромность и эмпатию, будьте образцом для подражания.

Лидер

Это область, в которой вы обеспечиваете руководство компанией или командой, а также каждым отдельным подчиненным. Вы ответственны за работу и мотивацию ваших сотрудников, за набор, обучение и их подготовку. В этой области вы проводите больше всего времени.

Читайте также:  Виды взаимодействия государства и бизнеса

Эта роль требует большого опыта, умения управлять своими эмоциями и заряжать энергией своих подчиненных.

Связующее звено

Вы должны быть связующим звеном между вашей компанией и внешним миром. Помните, что все, что вы делаете за пределами компании, воспринимается как действие от ее имени. В ваши обязанности входит налаживание внешних связей, переписка, работа с другими организациями. Изучайте науку нетворкинга.

Наблюдатель

В этой роли вы должны находиться практически постоянно, даже если примеряете одновременно другие. Собирайте информацию о вашей компании, индустрии и бизнесе, будьте всегда в поиске. Отмечайте перемены в вашей области бизнеса и принимайте соответствующие решения. Также наблюдайте за своей командой — ее продуктивностью, мотивацией и общим самочувствием.

Распространитель

Когда вы собрали и систематизировали важную информацию для вашей компании, вашей обязанностью будет эффективное ее донесение своим подчиненным. Это очень тонкий процесс, потому что важно не то, что вы сказали, а то, как это поняли, восприняли и осознали. Для этой роли крайне необходимы навыки коммуникации и письма.

Оратор

Менеджер говорит от имени своей организации и представляет ее. В этой роли он передает информацию о своей компании другим компаниям. Крайне важная роль, способна как загубить, так и возвысить вашу организацию и команду. Изучайте ораторское искусство.

Категория принятия решений:

Предприниматель

В этой роли вы принимаете участие в разработке продуктов, передаете информацию о планах организации, разрабатываете и запускаете проекты. Вы решаете проблемы, генерируете новые идеи и воплощаете их в жизнь. Это самая ответственная роль, потому что от нее напрямую зависит финансовое здоровье вашей компании.

Укротитель конфликтов и проблем

Проблемы и конфликты случаются каждый день, так что если вы не способны на их укрощение, изучайте литературу по данным вопросам и развивайте необходимые навыки.

Если речь о конфликте сотрудников, вам нужно стать посредником. Если же дело в организационном сбое, потребуется проведение анализа и выработка стратегии для выхода из кризисных ситуаций.

Распределитель ресурсов

Любая организация обладает самыми разными ресурсами и грамотное управление ими поможет избежать многих проблем. Главная ваша обязанность в этой роли: применить как можно меньше ресурсов для получения наибольшей пользы. Звучит как нечто невозможное, но именно поэтому одни компании намного успешнее других — они способны быть невероятно креативными и всегда повышают эффективность своих ресурсов.

Переговорщик

Переговоры — неотъемлемая часть бизнеса. Одна успешная беседа с потенциальными партнерами способна сделать вашу компанию невероятно успешной. В конце-концов переговоры это настоящее тонкое искусство и вам придется совершенствоваться в них до конца своей жизни. Читайте об этом как можно больше, изучайте психологию и будьте наблюдательны.

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Hard skills
  • Как сотрудники влияют на успех компании
  • Мотивация: стратегическое руководство
  • Профессия бренд-менеджер: похититель сердец покупателей
  • Этапы формирования команды по Такману
  • Конфликты в рабочем коллективе: какие бывают и как избежать
  • A-player: как найти эффективного сотрудника
  • 6 убийц креативного мышления
  • Soft skills для трудоустройства: чем заинтересовать работодателя
  • 5 уровней лидерства

Источник: 4brain.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин