Несколько лет назад московский предприниматель Юрий Елашкин, владелец холдинга «Бизнес Связь» и страстный автопутешественник, решил приобрести автокемпер – дом на колёсах. Делом это оказалось довольно непростым, компании-дилеры – нерасторопными, но нашего героя это не остановило — он не только купил то, что хотел, но и разглядел в таком положении дел отличные возможности для создания нового бизнеса. О том, что такое автокемперы, сколько они стоят и кто их покупает, порталу Biz360.ru рассказал Юрий Елашкин.
Юрий Елашкин, 66 лет, предприниматель из Москвы, владелец холдинга «Бизнес Связь» , компании «Автокемпер» и ещё ряда проектов. Родился в Новосибирске, закончил Институт связи. В 80-е годы XX века работал в Министерстве связи СССР, организовывал первые телемосты с США при Михаиле Горбачеве.
В 1991 году основал компанию «Бизнес Связь», которая предоставляет услуги телефонии, передачи данных, VOIP, доступа в интернет и т.д. В 2009 году запустил компанию по продаже автодомов «Автокемпер». Женат, воспитывает сына. Член правления Российского клуба караванеров.
Открываю глэмпинг! Подбор земли. Первые трудности. Серия 1
Как всё начиналось
В 1991 году, когда готовились к визиту Рональда Рейгана, нужно было принять огромное количество корреспондентов со всего мира. На тот момент я уже организовал своё первое предприятие. В общем, собрал ребят и в гостинице «Россия» (сейчас гостиницы нет, её снесли в 2006 году – прим. редакции) протянули 70 км кабеля. Так заработал свои первые деньги.
Потом случился путч 19 августа 1991 года. Американцы, которые привезли спутниковые станции, а инженеров не успели из-за визовых сложностей, попросили меня ими заняться. Я собрал ребят, сели на машины, поехали в Шереметьево, забрали эти станции и помчали к Белому дому. Там толпа людей, пробраться невозможно. А рядом – здание СЭВ.
Мы сунулись туда, чтобы установить станции на крышу. Охранник нас пускать не хотел. Я, как сотрудник Министерства связи, пригрозил увольнением, в итоге всё установили.
Приехали корреспонденты, стали оттуда передавать репортажи. Но когда началась стрельба, стало страшно. Так наша компания прошла, можно сказать, боевое крещение.
Выполнив свою инженерную задачу под пулями, мы заслужили доверие тех американцев, они потом стали работать именно через нас. Так мы стали зарабатывать
Когда в этом же здании у нашей фирмы появились свои помещения, кто только не «сидел» у меня на этих этажах: и телеведущий-культуролог Станислав Бэлза, и композитор Юрий Саульский, и Эдуард Сагалаев со своим ТВ-6. А этажом ниже, под моим кабинетом, располагался Григорий Явлинский со своей фирмой «Эпицентр». Это всё лирика, конечно, но вот так я начался как бизнесмен.
Потом случился второй путч 1993 года. Наше здание захватили баркашовцы. 3 октября я был за городом и ничего не знал, мне позвонила обезумевшая от страха мама одного из моих сотрудников. Приезжаю: в нашем здании вооруженные люди, какой-то в дымину пьяный колоритный субъект, похожий на революционного матроса, лифты уже разворочены, и я под конвоем этих пьяных бунтарей с оружием пошёл пешком на 30-й этаж.
БИЗНЕС НА МОДУЛЬНЫХ ДОМАХ С НУЛЯ
Прихожу – там мои ребята-сотрудники и иностранные корреспонденты. Все двери кабинетов взломаны и прострелены очередями. Ничего не мешало им нас прямо там положить, если бы не присутствие американских журналистов. Их, разумеется, тронуть побоялись, и поэтому всех за компанию припугнули, но отпустили. У меня при этом забрали документы, но главное, жизнь оставили.
А потом началась просто рутинная работа, и она продолжается. И первая моя компания «Бизнес Связь» — до сих пор основное направление моего бизнеса.
Дом и авто в одном «флаконе»
Потом в моей жизни появилась любимая женщина Оля — и в 2000-м мы поженились. И так получилось, что нашим общим хобби стали путешествия. Мы много ездили вдвоём на автомобиле по городам и весям – по Золотому Кольцу, в Питер, в Европу. Ради этих поездок я приобрёл минивэн.
Надо сказать, что, конечно, я видел автодома и раньше, но как-то никогда не представлял, что называется, себя в них. И вот, в 2008 году, во время путешествия по Германии, где мы были уже с маленьким сыном, я как-то по-другому взглянул на возможность путешествия с семьёй именно в автодоме.
В Мюнхене объездил несколько дилерских центров, присматривался. В итоге остановился на трёх приглянувшихся вариантах. Привожу Олю, она смотрит на них и говорит: «Нет, не эти, давай вон тот». Я уже потом понял, что женщины и мужчины совершенно по разному видят это приобретение, в чём позже неоднократно убедился на своих клиентах.
Конечно, автодом — это дорогая история. Это не та покупка, которую делают спонтанно, люди выбирают его по нескольку месяцев
Обычно мужчина как выбирает автодом? Как автомобиль. Он методично сравнивает цены и технические характеристики, оценивает дизайн. В итоге, останавливается, наконец, на паре вариантов. А женщина выбирает автодом как жильё для семьи.
И это тоже правильно.
Дело в том, что автодом – это одновременно и дом, и автомобиль. Поэтому мужчина видит его, прежде всего, как машину, а женщина — как дом. В итоге всё происходит так, как хочет женщина.
…Выбрав, наконец, наш первый автодом, мы столкнулись с неожиданной трудностью. Я обратился к одним, другим, третьим дилерам в Москве и Питере. Время шло – машину мне упорно не везли. И тут я понял, что это отличная ниша для бизнеса, потому что при таком уровне сервиса, считай, что конкуренции и нет.
К продажам «прикрутили» и сервис
Вот так и родилась компания «Автокемпер». Что касается того автодома, то в итоге всей организацией транспортировки занимался я сам. Это был отличный опыт, я понял, что хочу развивать это направление. Зарегистрировать компанию было делом недолгим.
- Компания «Автокемпер»- крупнейший российский импортёр и продавец техники для караванинга и активного отдыха. Работает с 2009 года, реализует европейские и американские дома на колёсах премиум-класса и комфорт-класса, осуществляет постпродажную поддержку, продаёт аксессуары и допоборудование для кемперов.
И вслед за этим, конечно, встал вопрос сервисного обслуживания такой специфической техники и возникла необходимость искать хороших мастеров – а это штучные люди, конечно.
Автодома – такое приобретение, которое постоянно нуждается в доработке. И если клиент купил у нас какое-то средство передвижения, он остаётся с нами на долгие годы. Автомобиль надо ремонтировать, переоснащать, а если клиент решил его продать – это происходит через нашу же компанию. Так что у нас есть, можно сказать и вторичный рынок автодомов.
В общем, начали мы просто с продаж, а следом возникло ещё одно направление – цех по переоборудованию.
Кто в домике живёт?
В Европе и Америке покупатели автодомов – это чаще всего люди пенсионного возраста. В России же, как правило, это активные состоявшиеся люди 30-40 лет, которые уже обзавелись семьёй.
У нас разные клиенты. Есть люди, например, с ограниченными возможностями. А значит, машина потребует переоборудования. Да и, кстати, автодома приобретаются не обязательно для отдыха, но и для других задач — покупают мотоспортсмены для поездок на соревнования, покупают предприниматели, которым нужны мобильные офисы.
Один из наших клиентов – православный батюшка, ему автодом понадобился для поездок по епархиям. Другой – зубной врач, удивительный человек, который сам являясь инвалидом, ездит по отдалённым поселкам и оказывает их жителям стоматологическую помощь. Сейчас стала модной тема фудтраков кафе на колёсах, и это тоже наши клиенты, например, «Чайхана».
Как в нашу компанию попадают клиенты? Часто бывает так, что активно путешествующие люди видят за границей или в нашей стране подобные дома — и загораются идеей попробовать самим такой вид отдыха
Кроме того, компания «Автокемпер» является организатором профессиональной выставки караванинга и активного туризма Caravanex — и совместно с парком «Сокольники» проводит её уже 6 лет подряд. Это даёт не только публикации о компании в СМИ, но и увеличивающийся поток клиентов в этот период.
Ещё один хороший канал продаж — арендаторы автодомов. Мы ведь сдаём автодома в аренду, и многие автотуристы, возвращаясь из путешествий, уже не могут расстаться с домом — и покупают его. В качестве справки: средняя стоимость аренды автодома на четыре-шесть мест составляет 9-10 тысяч рублей в день.
Цена вопроса
Когда я начинал бизнес, турпутёвка, например, в Турцию на семью стоила в среднем 150 тысяч рублей. А легковой подержанный прицеп можно было купить тысяч за 300.
Прицеп – очень удобная вещь и для путешествий, и просто для дачной жизни. В нём, например, гостей можно поселить. Или самим жить, если, к примеру, идёт строительство дома или ремонт. Очень бюджетно – такой прицеп прослужит верой и правдой 10-20 лет. У нас цены на новые прицепы начинаются от 400 тысяч рублей.
Что касается нынешних цен на полноценные автокемперы, то автодом отечественного производства стоит от 4 млн. рублей, импортный автодом среднего класса – от 5 млн. рублей, а, например, дом на колёсах премиум-класса Dethleffs Premium Liner – больше 13 млн. рублей.
С начала работы компании было продано более 100 автодромов и прицепов.
О безопасности
На тему безопасности я могу говорить с полным правом, потому что мы очень много путешествуем с семьёй – можно сказать, что мой сын вырос в автодоме.
Приезжаем, например, в Суздаль, встаём на центральной площади (автодом может стоять там же, где разрешено другим автомобилям). И разве это не прекрасно – и ведём свой привычный быт, и живём в самом сердце старинного города?! Людям, конечно, любопытно, что это за средство передвижения, особенно мальчишкам, они ходят вокруг, обсуждают, но внутрь, разумеется, никто не лезет.
Конечно, в путешествиях нужно соблюдать разумные меры предосторожности – в частности, выбирать для ночёвки безопасные места – рядом с гостиницами, торговыми центрами или отделением милиции. В чистом поле, конечно, где вокруг на километр ни души, не стоит останавливаться.
Кстати, автодома почти не воруют, потому что их очень трудно продать – сильно узнаваемая вещь, доедешь только до первого поста ГИБДД.
О комплексном подходе
С ростом числа владельцев автодомов мы начали строить кемпинги, где путешественники могут остановиться на отдых и ночлег. Первый наш кемпинг построен в Сокольниках, сейчас туда приезжают караваны со всей Европы — по 10, 30, 40 машин. Мы принимаем их каждый год. В сентябре 2016 года мы запустили ещё один сити-кемпинг — в Коломне.
Для оборудования кемпингов мы имеем собственный цех мобильных домиков. Они отличаются от автодомов тем, что в них нет душа и туалета. Но зато есть кухня и 3-4 спальных места. Кроме того, наша компания производит жилые модули для пикапов, они изготавливаются на одном из заводов в Самаре, где нашлись прекрасные специалисты и производственная база.
Всего в нашей компании работает около 50 человек — это менеджеры по продажам, автомастера, инженеры. Поскольку автодрома наполовину состоят из мебели, то появилась потребность организовать свой специализированный столярный цех. Все люди работают в штате, это штучные специалисты, которых мы долго выбирали или самостоятельно обучали.
Когда мы начинали, у нас были 2-3 компании-конкурента в Москве и 3-4 в Питере. Сейчас многие из них закрылись, всех игроков можно пересчитать по пальцам одной руки. Но, кстати, я вовсе не рад, что конкуренции нет, это плохо. Конкуренция нужна для здорового развития бизнеса и для развития рынка.
Главный секрет «Автокемпера» — в комплексном подходе. Чтобы такой бизнес был на плаву, необходимо развивать несколько взаимокомпенсирующих направлений. Все они находятся в стадии роста, поэтому любая поступающая прибыль немедленно реинвестируется в развитие и расширение всех направлений бизнеса.
Невозможно жить только на продажах, только на производстве или только на строительстве кемпингов. А в структуре единого предприятия всё нормально функционирует. Допустим, мы не продали автодом – значит, сдали в аренду; если не продали домики собственного производства – значит, сдаём их в аренду в нашем кемпинге в Сокольниках. Они, кстати, пользуются спросом, сейчас таких домиков там стоит порядка 15-20 штук, и на проживание в них даже существует очередь.
У наших направлений разная сезонность — и если мы летом или зимой проседаем в одном, то поднимаемся в другом.
«Готовые инструкции только сбивают прицел»
Я не зацикливаюсь на прибыли – мне интересно развитие бизнеса. Кстати, за свою жизнь я не написал ни одного бизнес-плана. И не напишу, наверное. Я стараюсь делать то, что мне интересно. Деньги никогда не были для меня самоцелью, они всегда средство.
Мне очень нравится, что «Автокемпер» — это не просто продажа домов, но и пропаганда такого вида путешествий, как караванинг. Мне интересно двигать именно новые идеи, осваивать новые пространства. Пусть даже приходится «греть» рынок своими идеями и деньгами.
Мне скучна рутина: отлаженный и настроенный бизнес для меня не так интересен, как новый
Всегда очень важно найти единомышленников и хороших специалистов. И как только они находятся, то я излагаю им свою идею и даю карт-бланш – а дальше начинается уже зона ответственности другого человека.
Я не знаю что такое тайм -менеджмент. Мне очень скучны книги по бизнесу, все эти методики эффективного управления. Я считаю, что готовые инструкции только сбивают прицел. Не будем забывать, что у нас такая страна, где правила игры быстро меняются. Хотя, конечно, есть разные предприниматели, и каждый привык вести дела по-своему.
В общем, на эти книжки мне жалко время тратить. Зато я с удовольствием прочел биографию Джобса или прозу Алексея Иванова, замечательного уральского писателя.
Просто вместе
Моя жена Оля активно помогала мне в период становления предприятия. Она занималась брендингом компании с самого начала. Под её руководство был создан логотип и придуман слоган «Автокемпера» — «Весь мир за твоим окном». Мы вместе создавали сайт, рекламные буклеты.
Бизнес с нуля — организация юрточного кемпинга для туристов
Уютный юрточный кемпинг в красивом природном уголке — это место, которое всегда пользуется спросом. Владелец получает доход от аренды юрт и от сопутствующей торговли и услуг. На создание мобильного кемпинга из юрт уходит несколько дней, и минимум денег. Интересно?
Что такое юрточный кемпинг?
Это всем знакомая турбаза, только вместо домиков здесь ставятся юрты. Организация юрточного лагеря обходится намного дешевле, так как не приходится заниматься капитальным строительством. Для организации кемпинга достаточно закупить несколько юрт (5-10 штук), поставить их на дощатый настил, и все — комфортабельное место для отдыха готово.
Места для организации юрт — кемпинга
- берег реки или озера;
- популярную поляну в лесу;
- живописное предгорье;
- красивый уголок в полях.
Можно обратить внимание на облюбованные людьми места для кемпинга, к которым удобно добираться на машине. Желательно, не далеко от города, но в таком районе, из которого не видно жилых домов и предприятий.
Часто местами, которыми заведуют лесные хозяйства, пользуются без разрешения.
Начинающие бизнесмены легко решат проблему с официальной арендой места под юрточный комплекс у лесхоза. Чтобы местом пользовались только посетители юрточного кемпинга, достаточно поставить шлагбаум и огородить территорию. Проще всего использовать для этого частокол или сетку-рабицу. Приехать в чистый уголок у водоема или в живописный лес всегда найдутся желающие.
6 преимуществ организации юрт — кемпинга
- Владельцу не нужно разрешение на установку, чтобы начать свое дело.
- Возведение юрт кемпинга занимает несколько дней.
- Первоначальные вложения намного меньше, чем при постройке туристической базы.
- Много желающих отдохнуть на природе, но с комфортом, поэтому приток посетителей обеспечен.
- Вы сможете легко и быстро переместить кемпинг в другое место.
- Прибыль можно получать благодаря оказанию сопутствующих услуг и налаженной тематической торговле.
Примеры установленных юрт нашего производства в работающих юрт кемпингах
Юрты установленные на территории санатория Сибиряк в Бердске
Доход от кемпинга из юрт и первоначальные вложения
Стоимость одной юрты начинается от 35 000 рублей. Для формирования небольшого юрточного комплекса с 5 юртами будет достаточно 175 000 рублей. Для начала этого вполне достаточно. В итоге вы получаете полноценный бизнес с окупаемостью за 1 сезон. Сумма вложений для открытия юрточного кемпинга, действительно, минимальна.
При желании количество юрт можно увеличить в любой момент. Вы можете использовать для строительства юртового кемпинга юрты большего диаметра, которые смогут вместить больше людей.
Другие виды юрт доступные для заказа в фирме Юрты Алтая
- Юрта 4 метра диаметром;
- Юрта 5 метров диаметром;
- Юрта 7 метров диаметром;
- Юрта 8 метров диметром;
- Юрта 9 метров диаметром.
Юрточный лагерь может работать и в холодное время года, предлагая гостям уникальный отдых на природе поздней осенью или зимой.
Прибыль от владения юрточным лагерем
Как быстро окупается стоимость юрты?
Юрты будут сдаваться посуточно, установите цену на уровне мини-гостиниц или кемпингов в вашем регионе. В среднем сутки в мини-гостинице в России обходится 3 000 рублей в сутки.
Расчёт прибыли от кемпинга при работе только в выходные дни
В итоге: если даже сдавать юрту только на выходные дни, юрта будет приносить 24 000 рублей минимального дохода в месяц .
Расчёт прибыли от юрточного кемпинга в туристический сезон
Туристический сезон длится не менее полугода. Юрты в этот период сдаются практически каждый день.
В итоге: в сезон выручка с одной юрты может достигать 90 000 рублей месяц .
- расходы на первоначальную покупку мебели для юрточного комлекса;
- проведение электричества;
- организацию санузла;
- кухни;
- подсобки;
- закупку туристического оборудования;
- организацию санитарной зоны в юрточном лагере.
Cтоит подумать об обслуживающем персонале, который будет выполнять функции охраны, технической службы, уборщицы. В зависимости от размеров юртового лагеря, одного-двух человек будет достаточно.
Общие расходы за месяц будут составлять не более 30 000 рублей для всего юрт-кемпинга. При этом выручка от юрточного лагеря из 5 юрт, которые сдаются только по выходным, составит не менее 120 000 рублей в месяц.
Если же юрт больше, около 10, и наполняемость юрточного городка будет составлять 100% в течении месяца, сумма может достигать 900 000 рублей в месяц. Такого показателя сложно достичь в первый же год, но на половину этой суммы смело можно рассчитывать. Если вы всё ещё сомневаетесь в прибыльности данного бизнеса то вы всегда можете увидеть как выглядит юрточный кемпинг.
Что бы узнать подробную информацию о организации собственного юрточного кемпинга и производимых компанией юртах свяжитесь с онлайн консультантом или позвоните по телефону +7 (923) 752-19-16. Менеджер подробно ответит на все вопросы, связанные с организацией кемпинга.
Поговорим о привлечении посетителей в юртовый лагерь и дополнительных доходах.
Дополнительные статьи доходов с кемпинга
Каждый побывавший на турбазе за городом прекрасно представляет, что владельцы туристических баз получают прибыль не только от аренды домиков.
Источники дополнительного дохода
- охраняемая стоянка;
- питьевая вода;
- торговля минимальным набором продуктов питания и необходимыми вещами;
- создание сувенирной лавки, например, с этническими изделиями;
- организация мастер-классов по изготовлению сувениров;
- продажа дров или угля для костра;
- баня на территории;
- сдача в аренду мангалов и туристического оборудования (здесь уже можно развернуться вплоть до аренды велосипедов, лодок, квадроциклов и прочего);
- организация конных прогулок, обучение верховой езде, фотосессии с лошадьми;
- развлечения на природе для детей и взрослых: полоса препятствий, тарзанка, подвесная дорога и прочее;
- организация экскурсий по местным достопримечательностям;
- так как это юрт-кемпинг, вполне уместны мастер-классы по сборке и установке юрт.
- для некоторой категории отдыхающих, особенно для тех, кто успел побывать в Турции или Египте можно продавать VIP путёвки, по принципу всё включено.
Охраняемая стоянка в юрточном лагере — прекрасный вариант для всех, кто приезжает на личном транспорте. Отдыхающие готовы заплатить небольшую сумму за то, что их машина будет на охраняемой территории.
Питьевая вода на удалении от города — просто необходимость. Она нужна и для приготовления пищи, и для личной гигиены. Многие предпочтут купить ее в лагере, чтобы не везти с собой. То же самое касается дров и угля.
Наличие бани и возможность взять в аренду туристическое оборудование и транспортные средства для отдыха, а также всевозможные развлечения, которые встречаются не так часто — это не только доход, но и дополнительная приманка в Ваш юрточный кемпинг. Отдыхающие охотнее едут туда, где можно не только хорошо отдохнуть, но и развлечься.
Установка на территории или неподалёку от кемпинга песочницы и пары качелей обеспечит приток родителей с детьми. Также юрточный комплекс может анонсироваться как идеальное место для выездного лагеря. А если для детей с сопровождающими предложить скидки, привлекательность места поднимется в разы.
Юрты это мобильные жилища, поэтому место для юрточного кемпинга можно поменять в любой момент. А решив переехать, такой бизнес всегда можно забрать с собой куда угодно, ведь удачные места для отдыха есть повсюду.
Начните свой доходный бизнес вместе с «Юртами Алтая»!
Свяжитесь с онлайн консультантом или позвоните по телефону +7 (929) 399-00-53 . Доставка юрт производится в любой город России, а также в страны СНГ, удобной заказчику транспортной компанией.
Источник: urta.biz
Создадим свой Кемпинг! : Часть 1 — ПРОкатушки
Наша добровольная командировка по Крыму завершена и финалом её стало решение о создании новой организации.
Эпическое описание поездки ещё впереди, в блоге Смарта Баксик, спасибо тем, кто следил за моим описанием в чате ВатсАпп, а пока что спешу поделиться с Вами идеей создания образцового Кемпинга в Крыму.
Я много, с восхищением вздыхая, читал о Кемпингах в Европе. С разочарованием про жалкие попытки в России. С надеждой о набирающем обороты движении самостийных кемпингистов.
Только ленивый не фотал ещё Крымский Мост
В июле мы отправились в путешествие по Крыму. Оговорюсь, что и раньше покоряли его просторы, но в `10-м году это были в основном путешествия на маршрутках из Феодосии и Гурзуфа по достопримечательностям, а в `15-м организованные экскурсии из Черноморска, по соседству с которым мы останавливались в Оленевке.
В этом году мы предприняли Кругосветку по Крыму на Смарте!
Опуская лирику, которую отражу позже, как сказал в бортжурнале, пройдусь по Кемпингам Крыма.
Такой был вид на будущий Крымский Мост 2 года назад
На Мост мы въехали неожиданно, предполагая, как 2 года назад сначала сделать эпические фото обновлённой Тузлы от Мемориала, но безостановочный автобан сразу вывел нас на чудо века!
Полный размер
Первая остановка после Крымского Моста далека от романтики – в отнырке от строящейся трассы
Крым встретил нас грозой и мощным ливнем. Поворот на Керч мы проскочили, очарованные величием осуществлённой стройки. Остановиться для перекуса смогли лишь глубоко внутри полуострова на неожиданном техническом съезде с трассы. Ни о каких Кемпингах до самой Феодосии речи и быть не могло.
Полный размер
Первый Кемпинг отражал все последующие впечатления
На подъезде к Феодосии возле кромки моря увидели первую пародию на лагерь автомобилистов в Приморском, простояв в пресловутой пробке порядка часа.
— О, Море, здравствуй!
— Ты о чём, Старче?! – холодно встретила нас 16-тиградусная после ливней студёная слегка солёная вода.
В такой холодрыге купаться на захотелось, и мы отправились дальше.
Каюсь, Судак и Коктебель с его великолепными бухтами в Орджоникидзе и Лисьей мы бессовестно проскочили, лишь на обратном пути заглянув на Кара-Даг, торопились на встречу к dionisiu .
Нас предупреждали, что до Алушты лучше ехать через Симферополь, даже после Судака стояли на дороге громадные щиты с таким же посылом. Но мы захотели, как и многие туристы полюбоваться красотами с бесконечных серпантинов горной дороги. Скажу я Вам – это зрелище! Даже прошлогодняя поездка по Военно-Грузинской Дороге, увы, померкла на этом фоне!
Встечу отложили на утро в горах на шашлыкинге, поэтому заночевать решили в одной из бухт перед Алуштой.
Полный размер
Зловещий безокий повелитель застыл над лагерем
Первой удобной бухточкой был посёлок Морской. Подъехали, собрались было расположиться, но устрашающее под вечер зрелище над станищем не вселило романтики. Жаждущие денег охранники потребовали 200 рублей за ночлег без какого бы то ни было предоставления удобств. Мы вежливо отказались и отправились дальше.
Полный размер
Что-то не видно здесь палаток. Кемперу, конечно остановиться можно и посреди дороги, но …
Следующий посёлок Приветное встретил не очень приветливо – стоянка в стороне от моря, к которому спускаться надо с кручи.
Полный размер
Это стандартные российские услуги Кемпингов
На ночёвку остановились в Рыбачьем уже в темноте. Добродушные соседи посветили нам, пока мы собирали первый раз палатку. Мы забыли дома насос для матраса, соседи, уже другие, добродушно предоставили нам свой. Все дружно помогали друг другу, хотя на утро разъехались по своим далям. Кстати сказать, насос купить оказалось действительно проблемой.
Сетевых магазинов типа «СпортМастер» в Крыму нет, а на пляжных развалах в палатках с пляжными матрасами были только ручные пукалки, да, как ни удивительно, электрические, но не от прикуривателя, а от сети в 220 вольт.
Забавный эпизод – среди ночи проснулся от храпа чуть ли не под боком у себя в палатке, заворочался, жена тоже чутко проснулась и стала пихать меня в бок, типа, что это ты стал храпеть! Ей тоже показалось, что храп у нас под куполом. А это был сосед в палатке неподалёку.
Про оплату стоянки я позаботился сразу по прибытии. Спросил – кто здесь дань берущий? Соседи сказали, что, мол поищи ребят в жёлтой майке с надписью «спасатель». Я нашёл одного такого. Он осмотрел меня подозрительно, типа – тебе что, больше всех надо? И сказал, что сам найдёт нас и подойдёт.
Машинка у нас приметная, я описал её, но так никто и не появился. Туалет, кстати, на въезде у них платный, по 30 рублей и работает только до 22:00. Утром оказалось, что в самом конце пляжа есть и бесплатный, но там, похоже, не убирались со времён авгиевых конюшен.
На утро мы так никого из администрации и не встретили, да уехали, так и не оплатив.
Полный размер
Обалденный вид и хвойный дурман в Солнечногорском
В следующей бухте Солнечногорской мы пожалели, что не доехали до неё вчера вечером. Вот там было обалденно!
Очередной день мы провели у гостеприимного dionisiu на шашлыках. Это не имеет отношения к Кемпингам, поэтому пропущу и отражу позже в Бортовом Журнале Смарта.
Заночевать решили в Ялте перед восхождением на Ай-Петри, но нас ждало разочарование!
Полный размер
проехать к морю в Ялте на авто — импосибл!