Страховые кэптивы, как правило, существуют в составе финансово-промышленных групп, но могут учреждаться и отдельными материнскими компаниями для решения собственных задач. Они имеют несомненные преимущества в страховании рисков, обеспечивают более дешевую страховую защиту, пользуются прямым выходом на рынок перестрахования, а в России могут вести свою деятельность без законодательных ограничений. Формы и функции этих организаций в современных экономических условиях анализируются в статье.
Кэптив и развитие российского страхового рынка
Кэптивная страховая компания создается одним или несколькими юридическими лицами для страхования рисков своих учредителей.
В российском страховании кэптивы занимают ведущие позиции с первых лет его новейшей истории, охватывая более 70% страхового рынка. В этом состоит их принципиальное отличие от зарубежной страховой практики. За рубежом кэптивное страхование возникло в 20 — 30-е гг. прошлого века благодаря распространению обществ по совместному страхованию.
Бизнес модель: что это и как эффективно ее использовать, чтобы масштабировать бизнес?
В 50-е гг. там начался настоящий бум кэптивного страхования, когда учредители стали размещать свои кэптивы в офшорах. В конце 60-х интерес к ним еще более усилился, так как традиционные формы промышленного страхования стали казаться предприятиям слишком дорогими по сравнению с другими возможностями альтернативного трансферта рисков. В 2001 г. кэптивы имели 25 млрд долл. США брутто-премий, что составляло 10% от всех сборов премий в промышленном страховании, и 8 млрд долл. США на глобальном рынке перестрахования. Начиная с 1998 г. кэптивный рынок рос в среднем на 10% в год, и прежде всего за счет промышленного страхования .
Holzheu Thomas, Karl Kurt, Raturi Mayank/Alternativer Risikotransfer — eine Bestandsaufnahme/Siigma. Nr. 1. 2003. S. 23 — 24.
В наибольшей степени кэптивное страхование охватывает добровольное медицинское страхование, страхование имущества юридических лиц и грузов. По другим видам кэптивы вынуждены работать на конкурентном рынке. Падение страхового рынка в условиях экономического кризиса коснулось кэптивных страховщиков в полной мере, что тем не менее не дает никаких оснований видеть в этом признак уменьшения их присутствия на рынке в будущем. Скорее всего, они не только полностью восстановят свои позиции, но и укрепят их в качестве флагманов российского страхового рынка. Все дело в тех преимуществах, которые они создают для своих учредителей, и в благоприятном законодательном климате для их деятельности.
Преимущества использования кэптивов в финансировании рисков
Кэптивы обеспечивают своим учредителям несомненные преимущества в страховании рисков.
Во-первых, они обеспечивают им более дешевую страховую защиту. Экономия достигается за счет оплаты услуг страховых посредников и доли прибыли страховщика, которые составляют в среднем 30% в структуре страхового тарифа. Кроме того, кэптивный страховщик учитывает реальный уровень рисков, который может быть ниже среднестатистического. Технические результаты страхования лишь отчасти характеризуют экономию, получаемую от кэптивного страхования.
ВЫБОР БИЗНЕС — МОДЕЛИ
Во-вторых, при использовании кэптивов финансовые потоки страховых премий остаются в рамках данной финансово-промышленной группы и затраты, связанные с этими потоками, меньше, чем они могли бы быть при внешнем финансировании. Это важно, так как при внешнем страховании страховые премии выплачиваются при заключении договора, тогда как ущербы возникают случайно и выплачиваются, как правило, после их урегулирования. При отсутствии ущербов эти деньги просто потеряны для страхователя. Финансовые преимущества для предприятия будут еще больше при размещении кэптивов в офшорных зонах.
В-третьих, кэптивы как страховые компании имеют прямой выход на рынок перестрахования, что дает им массу преимуществ. В частности, крупные большие промышленные риски без всяких затруднений передаются на глобальный рынок перестрахования, и при этом возникает существенная экономия на затратах первичного страховщика. Считается, что рынок перестрахования является более гибким при формировании программы трансферта риска и дает более высокие скидки при повышении доли собственного участия в риске. Кроме того, крупные перестраховочные компании имеют большую мощность и лучшее распределение рисков в своих портфелях, поэтому страховая защита у них более надежная. Наконец, деятельность перестраховщиков в меньшей степени подлежит регулированию, поэтому они проявляют большую гибкость в предложении услуг.
Примечание. Прямой выход на рынок перестрахования дает кэптивам массу преимуществ. Рынок перестрахования более гибкий, так как в меньшей степени подлежит регулированию, а страховая защита у крупных перестраховочных компаний более надежная.
В-четвертых, работая на конкурентном рынке в массовых видах страхования, кэптивы получают прибыль для своих учредителей.
Кэптивы и офшоры
На мировом страховом рынке понятие кэптива неразрывно связано с офшорными зонами, где получает регистрацию их основная часть. Российские кэптивы вроде бы не связаны с офшорами, однако так ли это на самом деле, сказать трудно в силу отсутствия открытой информации по этому поводу.
Такая форма страхования, как фронтирование, позволяет выйти на перестраховочные компании, размещенные в офшорах, и переправить туда большую часть риска, оставаясь в собственной стране. Самая распространенная форма фронтирования представляет собой следующую схему. Промышленный страховщик подписывает страховой полис в стране, где он допущен к страховой деятельности и где находится застрахованный риск. Затем этот риск практически полностью передается на перестрахование кэптиву. В результате страхователь получает полис промышленного страховщика, а экономический риск страхового покрытия передается кэптиву.
Примечание. Фронтирование предоставляет возможность выйти в офшоры и остаться при этом в собственной стране. В офшорных зонах получает регистрацию большая часть кэптивных компаний.
Следует иметь в виду, что кэптивные компании, работающие в офшорах, по размерам своего капитала и объемам деятельности сопоставимы с крупнейшими европейскими и американскими страховыми и перестраховочными компаниями. В их числе — ACE, «XL Capital», «Renaissance Re», «Partner Re», «ARCH Capital» и др.
В начале 2000-х гг. в мире существовало 4560 кэптивов при наличии сильной тенденции к росту. Главное место их сосредоточения — Бермуды, как по числу (1336), так и по объему собираемых премий (12 млрд долл. США), на втором месте стоят Каймановы острова (500 кэптивов), затем следуют Вермонт, Джерси, Люксембург, Барбадос, Британская Вирджиния, остров Мэн, Гавайи.
59% собственников кэптивов пришли из США, 25% — из Европы, около 3% — из Канады и 13% — из других стран . Российский капитал тоже присутствует в офшорах. В частности, российские предприниматели в 2000 — 2002 гг. широко пользовались офшорными схемами для защиты приватизированных активов через консалтинговые компании PwC и KPMG. Поддерживая внешнюю экспансию российского бизнеса, Правительство не препятствует этому движению, рассчитывая на обратный приток этих капиталов в виде инвестиций. Действительно, в числе источников иностранных инвестиций в Россию на первых местах стоят Багамы, Кипр, Виргинские острова, Ирландия, Люксембург.
Holzheu Thomas, Karl Kurt, Raturi Mayank/Alternativer Risikotransfer — eine Bestandsaufnahme/Siigma. Nr. 1. 2003. S. 24.
Государственные национальные структуры за рубежом всегда относились к офшорам отрицательно, за исключением Британии. Потери американского бюджета из-за использования офшорных схем оцениваются более чем в 100 млрд долл. США в год, а в странах ОЭСР — в 225 млрд долл. США . С началом экономического кризиса началось широкомасштабное наступление на налоговые гавани.
В апреле 2009 г. Лондонский саммит G29 провозгласил начало конца банковской тайны, и отныне власти офшоров принимают на себя обязательство о подписании двусторонних соглашений о предоставлении финансовой информации. Однако, несмотря на жесткость принимаемых мер, мало кто из представителей глобального транснационального капитализма верит в их эффективность.
Волков В. Под удобным флагом // Эксперт. N 40. 2009. С. 42 — 43.
Современная модель мирового капиталистического хозяйства — это транснациональные промышленные корпорации и финансово-промышленные группы, оптимизирующие свои издержки на основе мобильности капитала через трансфертное ценообразование и использование внутрикорпоративных финансовых потоков. Формирование этой модели началось в 30-е гг. прошлого века с признания принципа отделения юрисдикции регистрации фирмы от юрисдикции ведения бизнеса. В современных условиях это завершилось функциональным и организационным отделением финансов от основного бизнеса. В 2008 г. объем финансовых, движимых и недвижимых активов, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, составляет примерно треть от всех имеющихся, а сделки с использованием трансфертного ценообразования составляют до половины всего объема мировой торговли . Выход финансового капитала за рамки национальной юрисдикции и притязаний национальных государств становится неприятным и явно запоздалым открытием для адептов глобального капитализма.
Указ. соч. С. 45.
Законодательные ограничения на деятельность страховых кэптивов
Страховые кэптивные компании США и европейских стран подвергаются определенным законодательным ограничениям, которые обещают стать в будущем более жесткими. В исследовании методов альтернативного трансферта рисков, подготовленном Т. Хольцхой, К. Карлом и М. Ратури, определены рамочные условия использования кэптивов на ведущих страховых рынках (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Швеция) .
- Во всех перечисленных странах, кроме Швеции, прибыли кэптива облагаются налогом через материнскую компанию. В США это делается в год получения прибыли согласно налоговому балансу, обязательному для составления юридическим лицом. Во Франции, кроме того, используются штрафные санкции за использование налоговых оазисов.
В США и Канаде введен налог на отток капитала. Страховые премии, которые американский страхователь платит офшорному страховщику, облагаются налогом в 4%, если это первичный страховщик, и налогом в 1%, если это вторичный страховщик. В Канаде этот налог составляет 10%, а для отдельных офшоров (Альберта) доходит до 50%.
В США и Канаде существуют ограничения для первичного страхования в офшорных кэптивах. Поэтому страхование здесь часто осуществляется через фронтирующие компании. В Германии такие ограничения тоже есть, но они не касаются офшоров в рамках Европейского союза.
- Вводятся ограничения на кэптивное страхование отдельных рисков. Во Франции это автомобильное и первичное пенсионное страхование. В США под ограничения подпадают первичное страхование физических лиц и страхование от несчастных случаев на работе. Возможности кэптивов ограничиваются в основном страхованием ответственности. В Канаде кэптивы не могут заниматься автомобильным страхованием и первичным страхованием физических лиц.
В США и Канаде существует особое законодательство для национальных кэптивов, зарегистрированных на собственной территории. В США такое законодательство применяется в 14 штатах, в Канаде — в двух провинциях. В Германии и Швеции особые законодательные акты приняты для отдельных национальных кэптивов.
Дискриминационные меры в отношении кэптивов повсюду носят выборочный характер. В США система страхового надзора резко негативно настроена в отношении всех офшоров. Франция негативно относится к кэптивам, зарегистрированным за пределами Европейского союза, Германия проявляет особую настороженность по отношению к Ирландии. Шведская система страхового надзора благоприятна в отношении национальных кэптивов, которых у нее не менее 30. Лишь Британия проявляет полную толерантность в отношении кэптивов, зарегистрированных за границей, и не применяет никаких санкций к их учредителям.
Примечание. Дискриминационные меры в отношении кэптивов повсюду носят выборочный характер. В некоторых странах это дополнительные налоги, в других — ограничения на страхование.
В России отсутствуют законодательные ограничения на деятельность кэптивных компаний, и это понятие отсутствует в страховом законодательстве. Более того, кэптивные страховщики пользуются государственной поддержкой.
Задолго до внесения изменений в налоговое законодательство, позволяющих относить на издержки производства страховые взносы на добровольное страхование имущества (ст. 263 Налогового кодекса РФ), кэптивные страховщики получили это право на основе специальных постановлений Правительства РФ. В 1993 г. вышло Постановление Правительства РФ, которое разрешало РАО «ЕЭС России» и акционерным обществам, созданным на базе производственных объединений энергетики, включать в состав себестоимости продукции расходы на страхование. Спустя год вышло аналогичное Постановление «Об изменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий газовой промышленности». В соответствии с ним на себестоимость можно было относить затраты на страхование имущества и на страхование жизни работников.
Примечание. В российском законодательстве отсутствуют определение кэптива и ограничения на деятельность таких компаний.
Особое значение кэптивов на страховом рынке объясняется особенностями формирования и структурой всей рыночной экономики России, где изначально доминируют крупные картелеподобные структуры. Они формируют под свои потребности систему страхования и полностью контролируют ее развитие.
Что такое кэптивный банк?
В данной статье мы поговорим о кэптивных банках. Мы узнаем, что такое кэптивный банк, чем он отличается от обычных баков, в каких областях бизнеса он используется и так далее. Кроме этого, мы рассмотрим список всех кэптивных банков в Российской Федерации, чтобы дать вам полный расклад и объяснить на пальцах способ их работы. Но для начала начнем с определений основных понятий, чтобы не запутать читателя в лабиринтах непонятных терминов.
Что такое кэптивный банк?
В нашей повседневной жизни мы редко слышим о кэптивных банках и поэтому мало, кто из нас знает, что из себя представляет эта финансовая организация. Мы привыкли к традиционным банковским организациям. Автокредитование там происходит по классической схеме с дополнительными этапами.
То есть эта схема в классическом варианте выглядит так: будущий водитель идет за новым автомобилем в салон, выбирает понравившийся (или тот, который ему «продали»), едет в банк за автокредитом, а потом просто забирает транспортное средство из салона. Что мы видим в данной классической схеме автокредитования? Двух посредников, которым автолюбитель «отстегивает» процент от сделки. То есть стоимость транспортного средства, которое покупает автолюбитель, становится больше за счет посредников. Эксперты считают, что это главный минус отечественного автокредитования.
Теперь рассмотрим кэптивный банк. Чем он отличается от классических банков и классических методов автокредитования. Кэптивным банком принято называть некую финансовую компанию, которая была создана какой-либо финансовой структурой или частными лицами для того, чтобы обслуживать их. Captive в переводе с английского языка означает «плен».
Кэптивные банки могут принадлежать какой-либо организации и обслуживать даже одного клиента. Этим клиентом может быть, скажем, директор всего предприятия.
В Российской Федерации кэптивные банки выполняют немного другую функцию: они создаются для того, чтобы несколько взаимосвязанных компаний могли самостоятельно распоряжаться своими финансами. Стоит заметить, что при работе с кэптивными банками, в приоритет не ставятся задачи получения прибыли.
Основные отличия кэптивного банка
Чтобы было более понятно, какой банк считается кэптивным, назовем несколько основных черт, которые присущи этой финансовой организации:
- Кэптивным банком управляют определенные компании или частные лица, то есть собственники этого банка очень четко обозначены
- Большие скидки и льготы в отношении избранных клиентов. Обычно имена таких клиентов не поддаются огласке
- Денежные потоки в кэптивные банки поступают только от одной финансовой организации
- Кредиты владельцам «дружественных» компаний выдаются на очень выгодных условиях. «Выгодные» кредиты могут выдаваться и партнерам компании-собственника
Вот основные черты и отличительные особенности кэптивных банков. Чтобы окончательно прояснить само понятие кэптивного банка, приведем пример. За примером далеко ходить не надо – Альфа банк. Сначала Альфа банк создавался сугубо для работы с одной организацией – Альфа групп. Уже потом, набравший популярность, Альфа банк становится частным банком.
И в конце концов, в настоящее время, Альфа банк стал крупнейшим частным банком Российской Федерации. Вот такой путь проделал в свое время самый обычный кэптивный банк.
Вообще, если посмотреть на ситуацию вокруг кэптивных банков трезво, то можно сделать вывод о том, что данная финансовая организация менее надежна нежели «классический» банк. Все дело в том, что кэптивный банк работает с одной крупной корпорацией, а корпорация работает в одной области экономики. Отсюда вывод о том, что если дела пойдут плохо в определенном секторе экономики, то это больно ударит по кэптивным банкам и по вкладам клиентов.
Какие кэптивные банки предоставляют автокредитование?
Кэптивные банки — список
Кэптивные банки в Российской Федерации представлены уже, в принципе, давно. Многие из них занимаются и автокредитованием. Кэптивный банк с автокредитованием – явление на российском рынке новое и загадочное. Появились такие банки лет пять назад. Всего их представлено шесть. Давайте перечислим их все:
- Банк БМВ
- Банк Токио Мицубиши
- Банк Фольксваген Рус
- Банк Мерседес-бенц
- Банк ПСА Финанс Рус
- Банк Тойота
Все эти кэптивные банки, как не трудно догадаться, сотрудничают исключительно с соответствующей автомобильной маркой.
Почему кэптивный банк дает автокредиты на более выгодных условиях? Все очень просто. В привычной классической схеме автокредитования мы имеем минимум двух посредников, которым перечисляем денежные средства за проделанную работу. В кэптивных банках мы не имеем посредников и для нас стоимость автомобиля, который мы берем в кредит, становится меньше. Это и есть основное отличие кэптивных банков.
Источник: cryptopilot.ru
Кэптивные банки от автопроизводителей
Именно кэптивными банками на сегодняшний день создается новая схема по автокредитованию, которая все больше набирает обороты, расширяя финансовые возможности покупателей. О чем в этом случае идет речь?
Основные понятия
Такое понятие, а иногда можно встретить термин «кэптивный банк», является пока еще малоизвестным российским заемщикам. Такого рода финансовыми учреждениями выдаются автокредиты напрямую от производителей. Они обычно специализируются на одном бренде. Кэптивные банки — это структуры, которые еще называются «карманными», потому как они создаются для обслуживания интересов какой-то одной финансовой промышленной группы. Не обращая внимания на столь сложное для восприятия название, попробуем разобраться дальше, в чем тут заключается дело.
От того, что предлагают коммерческие банки, кредит на автомобиль от производителя традиционно отличают более привлекательные ставки. Главной функцией такого займа выступает повышение продаж продукции концерна. Но остальные параметры у кэптивных банков являются вполне стандартными: максимальный срок кредитования 5 лет, при этом нужен будет первый взнос (15-20 процентов), страховка каско обязательна. Нестандартные условия автокредитов от производителя (где первый взнос 10 процентов, нет страховки и т. п.) на рынке также можно встретить. Но при этом процентные ставки очень высоки.
Периодически кэптивными банками запускаются акции по автокредитам, в рамках которых заем можно получить по привлекательным условиям или без первого взноса.
Недостатки классических схем приобретения машин в кредит с помощью банков
Действующие ставки по автокредитам являются источником высокой банковской прибыли, да и условия таких займов все еще достаточно тяжелы для автолюбителей. Чтобы приобрести машину в кредит, сначала лицо отправляется в банк, далее в автосалон, потом выбирает ТС и уезжает на нем.
Та же схема, но несколько в ином варианте: человек идет в автосалон, выбирает авто, обращается к представителю банка, который расположен на территории магазина, ждет одобрения кредита и уезжает на новеньком транспорте. Но в этом случае всегда есть четыре участника: речь идет о производителе, банке, автосалоне, конечном потребителе (покупатель машины в кредит).
Таким образом, между выпускающими продукцию и конечными покупателями всегда есть посредники, которые тоже требуют вознаграждения за труды. И соответствующее финансовое бремя накладывается на заемщика.
Какая схема предлагается по автокредитам кэптивными банками?
Нетрадиционной кэптивной схемой предполагается, что производитель и финансовая организация для потребителя как бы соединяются в одном лице. К примеру, банк под названием «Токио-Мицубиси» обслуживает только автомобильные японские фирмы, работающие на территории нашей страны. Преимущество такой схемы для заемщиков: чем меньше имеется посредников, тем дешевле обойдется покупка машины.
Кроме того, кэптивными структурами дается наиболее интересное предложение не только на модельный ряд реализуемого бренда, но и на всю комплектацию данного товара. Например, «Тойота Банк» предлагает приобрести все комплектации: «Комфорт», «Элеганс» и «Престиж». А кроме того, сбор необходимой документации уменьшается. «БМВ Банк» дарит возможность стать владельцем машины всего по паре документов.
Какие банки действуют по такой схеме?
Кэптивные банки — это прежде всего всем известные «Тойота Банк», «Мерседес-Бенц Банк», «БМВ Банк» и другие. Нетрудно догадаться, какие автобренды продвигаются ими. Справедливо отметить, что вышеперечисленные организации не входят в перечень лидирующих, потому как традиционная схема по автокредитованию все еще впереди. И на это есть свои причины:
- Российские авто, несмотря на завышенные цены, реализуют при поддержке государства. Программу кредитов на отечественные машины разрабатывали российские финансовые организации, которые аккредитованы правительством. Примером кэптивного отечественного банка служит «Лада-Кредит», который тесно связан с автопромом в лице «АвтоВАЗа».
- Традиционными схемами автокредитования предоставляется свобода выбора марки, тогда как кэптивные структуры продвигают только свои, реализуя потребность покупателей в надежном транспорте японского и немецкого производства. Их целью представляется увеличение лояльности к бренду.
Где можно найти «банк на колесах»
Представительства кэптивных банков сегодня легко найти в автосалонах, являющихся официальными дилерами марок BMW, Toyota, Mercedes-Benz. Разумеется, там же клиент встретится и с представителями универсальных финансовых организаций, но вот программы по автокредитованию будут в значительной степени отличаться.
Если лицо не заинтересовано ни в каких других продуктах, то есть не планирует брать потребительский кредит, допустим, в Сбербанке, тогда надо воспользоваться услугами кэптивного банка автопроизводителей. Если задумано купить Toyota, тогда идти следует в «Тойота Банк», который, кроме низких ставок по программе, порадует шинным сервисом.
Перед походом в салон обязательно надо ознакомиться с информацией на банковских сайтах. Там можно узнать о специальных акциях, выбрать подходящую программу по автокредитованию, найти кредитный калькулятор. Но такие программы имеют определенные сроки, поэтому процентная ставка может меняться.
БМВ в кредит
Рассмотрим, как работает популярный кэптивный банк по автокредитованию. Приобрести автомобили БМВ очень просто. Например, «БМВ Банк» предлагает более десяти программ, особые предложения были разработаны в отношении дипломатов и корпоративной клиентуры. Помимо автомобилей иностранного производства, можно легко стать владельцем мотоцикла этой же марки.
Начальной ставкой по автокредиту являются 6,75 процента. Возраст заемщика должен быть от восемнадцати до шестидесяти пяти лет. Любые документы с памятками можно скачать на компьютер, после чего распечатать. О том, как можно получить кредит на приобретение БМВ, можно узнать из пошаговой инструкции. Кроме этого, клиенту, скорее всего, предложат страховку каско без дополнительных справок.
В завершение
В том случае, если у человека уже есть своя финансовая структура, которая его абсолютно во всем устраивает, надо обратиться в кредитное учреждение, которому он доверяет. Если же таковое отсутствует, а его интересуют конкретные марки, тогда стоит поискать карманный банк.
Дело состоит в том, что конкретным автопроизводителям намного выгоднее создать свой банк, чтобы предоставить покупателям наилучшие условия. Таким образом, экспертами прогнозируется устойчивое развитие такой системы автокредитования.