— Обзор темы, обсуждение которой еще предстоит (например, попытка придти к соглашению с зарубежными партнерами в ходе кросс-культурного тренинга, или мини-презентация в начале тренинга навыков презентации)
— Итоговое действие, подведение итогов по определенной теме или по всему тренингу (написание программы премирований и поощрений для определенной организации, как завершение мотивационного тренинга).
— Для практического усвоения пройденных методов и подходов в ходе тренинга (например, закрепление навыков задавания открытых вопросов в игре со скрытым мотивом).
— Для диагностики владения определенными навыками и умениями (например, игра на умение назначать встречи по телефону для ассессмент-центров торговых представителей).
Время
Естественно, необходимо очень четко рассчитывать время, отводимое на проведение и кейсов, и ролевых игр. Несколько моментов имеют принципиальное значение:
— При расчете времени на ролевую игру необходимо учитывать не только время, отводимое на само игру, но и время на передачу ролей, входы и выходы участников (время на «двиганье стульев»).
Бизнес-игра: решаем кейсы с Татьяной Саранчук
— На обсуждение ролевой игры, как правило, требуется столько же времени, как и на ее проведение.
— Если ролевые игры снимаются на видео, время, требуемое на обсуждение, удваивается.
— Для проведения кейсов необходимо обладать дополнительным запасом времени, которое можно предоставлять участникам по ходу выполнения задания.
— Не рекомендуется откладывать обсуждение ролевой игры или кейса на другой день или даже на следующую сессию.
Несколько вышеприведенных пунктов требуют пояснений. «Двиганьем стульев» я называю время, требуемое, например первому участнику ролевой игры для формирования своего рабочего пространства, для входа и выхода соискателей на интервью.
Расчет времени на ролевую игру в тренинге продаж:
Последовательно будут разыграны две ситуации купли-продажи, в каждой из которых будет один покупатель и по три продавца. Одному продавцу предоставляется не больше 7 минут времени. Итак, нам необходимо 42 минуты чистого времени, еще 5 минут на формирование рабочей зоны и на переходы участников. 3 минуты я отвожу на дачу инструкций. Итого 50 минут.
Если игра снимается на видео, то установку аппаратуры необходимо производить заранее, например, в перерыве до игры. Анализ с разбором видеосъемки в условной группе из 6 человек, потребует не менее 1,5 часов.
О дополнительном запасе времени при проведении кейсов. Я, как правило, первоначально даю минимальное время. По его истечению я прошу участников оценить, сколько времени им еще необходимо или насколько процентов они оценивают степень своей готовности, и тогда даю им еще время. Ответы участников на данные вопросы то же являются темой последующего обсуждения.
Я не считаю это бесспорным правилом, но для себя я всегда стараюсь по возможности не отсрочивать обсуждение во времени. Перенос обсуждения на следующий день кажется мне недопустимым, он может быть возможен, только как исключение, только в ситуации, когда тренинг является выездным. Если тренинг проходит в обычной ситуации и участники, сыграв свои роли или представив задание по кейсу, расходятся по домам и переключаются на обычную повседневную жизнь, то есть риск потерять многое из их эмоциональных переживаний, впечатлений и наблюдений. Если же нет возможности провести обсуждение «здесь и сейчас» то имеет смысл продиктовать основные вопросы обсуждения и попросить участников записать свои ответы.
Кейс-вопрос «4 сотрудника в подчинении» — Карина Олейник
Я стараюсь не переносить обсуждение даже на следующую сессию, например, провести игру до обеда, а обсуждать после, по тем же вышеизложенным причинам. Иногда я делаю кофе-обсуждение, учитывая энергетические затраты участников на проведение ролевых игр или представление кейсов. Несколько раз я наблюдала, как после ролевых игр участники в перерыве ели ложками сахар, а скорость исчезновения печенья, на сегодняшней день для меня имеет прямую пропорциональную связь с успехом ролевой игры или кейса, причем, что интересно, что чем хуже по качеству печенье, тем с большей скоростью оно будет исчезать.
Если говорить о положение ролевых игр и кейсов в программе тренинга, то мне кажется уместным завершение тренинга – ролевой игрой, цель которой предполагает следование цели тренинга, например игра «Продавец – Покупатель» на тренинге продаж или игра на скрытый мотив в тренинге интервью для менеджеров по персоналу. Я стараюсь всегда, что бы это игра проходила максимально успешно, чтобы участники максимально справлялись со своими задачами.
Для этого я всегда пользуюсь советом, данным мне Р. Шекелтон, если проводить ролевую игру на тренинге, то игр должно быть обязательно не менее двух. Это дает возможность участникам ко второй финальной игре, уже, во-первых, попробовать, что такое ролевая игра, а во-вторых, сделать и разобрать в последующем анализе максимальное количество ошибок. Например, в тренинге интервью я всегда предлагаю вначале игру на вступление в контакт, и только после этого игру на проведение интервью. На тренинге продаж, сначала можно предложить игру на телефонный контакт, а затем уже на сами продажи.
Case study мне кажутся наиболее уместными вначале тренинга, например, если тренинг проводиться по некоторому общему сценарию (см. тренинг изменений), или также как финальная часть тренинга.
Ресурсы
Основные требования, предъявляемые к ресурсам это их достаточность и исправность. Если говорить о ролевых играх, то здесь необходимы:
— инструкции;
— листы для наблюдателей;
— аппаратура для видеосъемки;
— необходимые предметы для создания рабочей обстановки.
Для создания рабочей обстановки имеет смысл использовать офисные столы и стулья, я всегда предлагаю участникам самим организовать свое рабочее пространство. Например, участник, играющий роль руководителя, как правило, сам собирает необходимый инвентарь: ежедневники, визитки, ручки, мобильные телефоны, что в дальнейшем также является темой для обсуждения. Я так же прошу участников самих поставить стулья для посетителей, а торговых представителей взять с собой то, что им необходимо для визита к покупателю.
Для тренингов телефонного общения существует специальная аппаратура – это несколько соединенных телефонов и магнитофонов. Мне, честно, эта аппаратура не нравится, для ее использования один из разговаривающих должен находиться за пределами основного помещения, что создает, во-первых, необходимость в еще одном помещении и, во-вторых, лишает наблюдателей возможности вести наблюдение за вторым участником. Эта аппаратура широко используется на Западе, я знаю и своих коллег, которые очень активно пользуются ее в России. Мне кажется, для телефонного общения прекрасным оборудованием является два стула, развернутые спинками друг к другу.
Видеосъемка требует определенных навыков и квалификации, она значительно отличается от любительских съемок рыбалок, пикников и достопримечательностей. У меня был прекрасный опыт работы с профессиональным оператором в видеоклассе факультета психологии СПбГУ, я увидела по настоящему профессиональную работу и поняла насколько это удобно и облегчает жизнь тренера.
Но, жизнь это не пикник и я стараюсь сегодня использовать сама камеру, установленную на штатив. При этом необходимо отвести время до начала игры подбору необходимого ракурса. Что является недопустимым – это передача функций оператора участникам тренинга, результат, как правило, всегда очень плачевный. Насколько это кажется банальным, аппаратура должна быть проверена до начала тренинга, кассеты перемотаны до начала игры, провода распутаны тренером «до», а не вместе с участниками «вместо». Все это ясно и банально, но множество неприятных ситуаций создается из-за недостатка внимания этим банальностям.
Для работы над кейсами необходим избыточный набор необходимых канцелярских принадлежностей (ручек, карандашей, ватмана, скотча и т. д.). Если участники используют ножницы то их должно быть не одни на 15 человек, а минимум по количеству подгрупп.
Для меня в бытность сотрудником, покупающим услуги тренерских компаний, эти вроде бы банальные вещи были одним из критериев оценки тренерской компании, как партера по проведению тренинга, были информацией о статусе компании, о ее, наконец, отношении к участникам тренинга. Если при внушительных суммах, запрошенных за тренинг, участникам для создания организационной структуры компаний предлагалось использовать оборотные стороны флипт-чартов, или на 15 участников предлагалась одна коробка из 6 цветных карандашей, то для меня это было «неподходящее знакомство». По западным стандартам все карандаши, мелки, фломастеры, цветная бумага для тренинга должны быть новыми, не допускается использование огрызков карандашей «недогрызенных» предыдущей группой. До тренинга необходимо так же проверить, где и с помощью какого скотча можно развешивать приготовленные участниками плакаты.
Также при использовании большого числа аппаратуры, такой как проектор, видео и телевизор необходимо проверить до тренинга ситуацию с электричеством и розетками, сколько розеток, совместимы ли они с аппаратурой. Мне очень неприятны ситуации, когда в середине тренинга, необходимо отключать все аппаратуру, чтобы была возможность вскипятить чайник. Особенно это важно при проведении выездных тренингов.
Количество аппаратуры при сегодняшнем уровне развития техники беспредельно, но необходимо избегать ситуации превышения количеством проводов площади пола.
Ключевые слова:
- Деловые игры
- Обучение персонала
Источник: hr-portal.ru
Групповые деловые игры
Российские работодатели стараются не отставать от европейских коллег и постепенно перенимают опыт кадровых агентств, давно оценивших все преимущества ассессмента. Групповые деловые игры нашли применение при приеме на работу госслужащих и кандидатов на высшие руководящие должности. Такой подход позволяет за короткий промежуток времени оценить от 6 до 12 человек. Для этого достаточно всего одного или двух экзаменаторов.
Смысл деловых ролевых игр – оценить, как человек будет вести себя в рабочей обстановке, как будет справляться со стрессом и какой вклад он внесет в общий результат группы.
Подготовка к групповым деловым играм:
Хотите быть лучшим в деловой игре?
Получите личный кабинет и подготовьтесь к групповым деловым играм с нами. Качественные примеры кейсов игр. Подробные решения и пошаговые рекомендации.
Групповые сценарии, разработанные консалтинговыми компаниями или кадровыми агентствами для нужд конкретного работодателя, направлены на оценку:
- Социального поведения;
- Навыков ведения переговоров;
- Профессиональных качеств;
- Умения убеждать и работать в команде;
- Стрессоустойчивости;
- Лидерских способностей.
Подробнее о групповых деловых играх:
Почему ролевые деловые игры так популярны?
Во-первых, это один из немногих способов увидеть претендента «в деле», до того, как взять его на работу. В резюме могут быть указаны любые достижения, но бумага не отражает возможностей человека. Ассессмент призван оценить, сможет ли он справиться с рабочей нагрузкой, и каким образом он будет реагировать на типичные ситуации в условиях стресса.
Во-вторых, ролевые игры позволяют выйти из зоны комфорта. У вас не будет времени, чтобы обдумать свои действия и обмануть работодателя. В условиях стресса и в незнакомом коллективе, люди действуют спонтанно, проявляя те качества характера, навыки и модели поведения, которые прочно закрепились в их сознании.
Какими бывают задания?
Анализ кейсов
Самый распространенный формат группового тестирования. Групповой кейс бывает существующим, вымышленным или даже абстрактным. В отличие от классических кейсов, групповое решение подразумевает совместное обсуждение и единогласно утвержденные выводы.
Отыгрыш ролей
В этом формате симулируется встреча, на которой каждому участнику предстоит играть отведенную ему роль.
Открытое обсуждение
Группе дается тема для обсуждения, без каких-либо дополнительных данных.
Тестирование
Группе выдается задание с несколькими вариантами ответов (как правило, до 5), из которых нужно выбрать лучший или худший ответ, или оценить их по действенности.
Создание предметов
Вам нужно создать определенный предмет, используя предоставленные материалы – это может быть фигура из конструктора Лего, бумажный самолет, пазл и т.д. Вы должны действовать сообща, уделив время планированию и обсуждению.
Управленческие задания
Одного участника назначают начальником, а других подчиненными.
Переговоры
Кандидатам ставят разные, иногда противоречащие друг другу задачи. С помощью переговоров, они должны отстоять свою точку зрения или добиться поставленной цели.
Как вести себя на ассессменте?
В отличие от ситуаций на рабочем месте, групповая дискуссия на интервью ограничена по времени, и вы не успеете узнать друг друга или обстоятельно обдумать свои действия. Для некоторых такая атмосфера — норма, и они чувствуют себя комфортно, но для большинства – ассессмент это сильный стресс. Испытывать небольшой уровень стресса на тестировании нормально, но если человек не умеет держать себя в руках, он теряет способность адаптироваться и плодотворно общаться, что снижает его результат.
Взаимодействие с другими участниками
Стресс и давление на ассессменте способны вывести из себя даже самого стойкого. Иногда это приводит к агрессивному или неадекватному поведению. Оно возникает из-за отсутствия конструктивных аргументов или из-за попыток переспорить других. Подобное поведение, в первую очередь, вредит самому претенденту – вам не стоит уподобляться ему.
Отвечая агрессией на агрессию, единственное, чего вы добьетесь – ухудшения вашей оценки. Вы должны относиться к человеку с пониманием и уважением и стараться отвечать ему спокойно, приводя обоснованные доводы.
Взаимодействие с экзаменаторами
Групповая игра на интервью предполагает присутствие одного или несколько специалистов, которые будут оценивать поведение кандидатов. Некоторые международные компании и вовсе отказались от присутствия экзаменаторов, чтобы те не влияли на обстановку – вместо этого в комнате установлены скрытые камеры.
Прямого взаимодействия с экзаменаторами или камерами быть не должно. Вам придется абстрагироваться от атмосферы тестирования и сосредоточиться на задании и взаимодействии с другими участниками.
Какие компетенции оцениваются?
Успех на ролевых играх зачастую зависит от того, знаете ли вы, что от вас хотят экзаменаторы или нет. Если вы знаете, что хочет увидеть работодатель, вы выстроите свою тактику соответствующим образом.
Экзаменаторов мало интересуют достижения группы и ее окончательный ответ на вопросы. В первую очередь оценивается поведение каждого кандидата.
Перед тем, как идти на собеседование, изучите текст вакансии, требуемые навыки, бизнес стратегию компании, ее сайт и пройдите тренировку. Пообщайтесь с сотрудниками компании в социальных сетях. Найдите тех, кто расскажет вам о процедуре собеседования, группового ассессмента при приеме на работу и непосредственной работе в компании.
· внимательность к деталям;
· способность справляться с неудачами;
· ум, аналитические способности и критическое мышление;
· способность расставлять приоритеты;
· способность находить решения проблем;
· способность отделять «зерна от плевел», определяя релевантные аспекты;
· чувствуете ли вы себя уверенно в компании незнакомых людей;
· пытаетесь ли вы соревноваться;
· убедительны ли вы;
· готовы ли вы идти на компромисс;
· вовлеченность в работу;
· навыки решения проблем;
Источник: testonjob.ru
Игры, в которые играет бизнес: кейсы применения серьезных игр для решения задач
Игры все чаще становятся частью образовательных программ и помогают бизнесу решать прикладные задачи. О кейсах применения серьезных игр в разных сферах деятельности рассказывает главный специалист Школы лидерства и командного взаимодействия Корпоративного университета Группы НЛМК Елизавета Лобанова.
Начиная примерно с 2010 года бизнес-сообщество активно обсуждает использование игр для решения задач и достижения разнообразных целей: от образовательных до социальных и экономических. Из года в год игровые форматы и геймификация входят в тренды HR, TD сферы, появляются компании, специализирующиеся на разработке бизнес-игр, которые становятся востребованными среди корпораций, в том числе на российском рынке.
Если посмотреть шире, то согласно отчету Mordor Intelligence, мировой рынок серьезных игр оценивался в 6,29 млрд долларов США в 2020 году, и ожидается, что к 2026 году он достигнет 25,54 млрд долларов, зафиксировав среднегодовой темп роста в 26,37% в течение прогнозируемого периода.
Распространению серьезных игр способствует растущая осведомленность, появление специализированных программ в крупнейших университетах, например, в MIT (Массачусетском технологическом университете), увеличение инвестиций крупных игроков в этот сектор, растущий спрос о стороны населения. Не последнюю роль в распространении игр сыграла пандемия COVID-19, которая подстегнула развитие цифровизации и инноваций практически во всех сферах, а особенно сильно в сфере образования.
При всем при этом, как разработчик, ведущий и популяризатор игровых технологий, я продолжаю видеть недоверие и непринятие этого формата у разных целевых аудиторий. Кто-то утверждает, что игры применимы только к маленьким детям, так как это несерьезная и непродуктивная деятельность. Другие считают, что разработка игры — это трудно, дорого, долго, а для людей такой формат будет слишком сложен. Третьи не верят, что игры могут решать реальные проблемы бизнеса.
Чтобы разобраться в вопросе, давайте посмотрим:
- Что такое серьезные игры?
- В каких сферах они применяются?
- Какие компании уже внедрили серьезные игры?
- Каков эффект от применения игры?
Пойдем по порядку.
1. Понятие серьезной игры
Игры, которые решают прикладные задачи, как только не называют: деловые игры, бизнес-игры, бизнес-симуляции, серьезные игры и так далее. Что же это такое?
Согласно определению Оксфордского словаря, к которому апеллирует большинство остальных источников:
Серьезная игра — это жанр игр, которые предназначены не только для развлечения, но для обучения и изменения установок.
Синонимом серьезных игр являются прикладные игры. Иными словами, это игры, которые одновременно развлекают и решают реальные задачи.
С этими понятиями тесно связана область деятельности, которая называется игропрактика, то есть применение игровых методов для решения различных практических задач, требующих коллективной деятельности.
Симуляции, бизнес-игры и деловые игры — это по сути ответвление от серьезных игр. Они, как правило, направлены на развитие навыков и умений, проходят в интерактивном формате моделирования реальных ролей, процессов, ситуаций и мест. В симуляции моделирование занимает центральное место, тогда как в играх моделирование происходит в более игровом формате с использованием игровых элементов: сюжета, персонажей, различных механик.
Прикладные результаты как раз достигаются тем, что в игре воспроизводятся реальные процессы, а не выдуманные. У нас может быть сколько угодно медалей, персонажей и фишек, но если игра разработана таким образом, что она соотносится с рабочим процессом, то вместе с развлечением команда получает еще и реальную пользу. Конечно же, если игра сбалансирована и разработана с умом. Не каждая игра будет приносить необходимый результат.
2. В каких сферах применяются игры?
На самом деле спектр применения игр очень широк. Они применяются и в сфере образования для обучения и развития навыка, и в HR-практике для адаптации новых сотрудников, и даже на больших производствах. Так, например, первой деловой игрой считается эксперимент в Ленинградском инженерно-экономическом институте (ЛИЭИ) в июне 1932 года. Автором первой игры стала Мария Берштейн, преподаватель, которая разработала игру, имитирующую пуск цеха. Игра предназначалась для руководителей, и ее целью была отработка процесса запуска нового цеха, прежде чем это произойдет в реальности.
Согласно А. Яцыне, игры применяются для достижения следующих результатов:
1. Получение удовольствия, положительных эмоций, отвлечение от текущей рутины. Такие игры прекрасно подходят для мероприятий, корпоративов, тематических событий.
2. Перенос на текущую деятельность решений и способов, а также поведения или моделей деятельности, проявленных в игре. То есть мы что-то отработали в игре, и с ее помощью выявили самую эффективную модель. Затем мы меняем свое поведение в реальной жизни согласно игровому результату. Такие игры имеют очень широкое применение: от психологии до улучшения командной работы.
3. Создание какой-то ситуации, разработка чего-то нового. Здесь игровая реальность чаще всего работает моделью системы в будущем. Это может быть история про новые продукты или новые бизнес-процессы, новый способ управления или работу с новым рынком.
4. Выработка или улучшение какого-либо навыка или умения. Это та самая образовательная игра.
5. Оценка развития какой-либо ситуации: работоспособен или нет новый бизнес-процесс, будет ли успешен бизнес в тех или иных условиях, что послужило причиной текущей ситуации? Это ассесмент-игры, которые помогают оценить эффективность или другие критерии процесса или человека.
3. Примеры применения игр в разных сферах деятельности.
Давайте рассмотрим несколько примеров применения игр в разных компаниях и под разные задачи.
1. Игра на лидерские стили «Не за горами». Корпоративный университет НЛМК.
Да, мы в Корпоративном университете не только пишем о пользе игр, но и применяем их. Игра «Не за горами» была разработана для образовательного решения «Добро пожаловать в НЛМК» для практической отработки навыка переключения между разными лидерскими стилями и выявления наиболее комфортного для себя.
Игра проводится в формате настольной игры. По сюжету игроки становятся лидерами своих воображаемых команд, которые им нужно провести с вершины горы до безопасного лагеря в долине, преодолев все препятствия дикой природы, сохранив свою команду в целости и сохранности.
У команды игрока есть 4 показателя: мотивация, эффективность, лояльность и эффективность. Игрок в свой ход тянет случайную ситуацию, которую он должен решить, используя одну из карт лидерских стилей. При этом каждая карта увеличивает и уменьшает те или иные характеристики команды игрока.
Цель игры — прийти к финишу первым, сохранив при этом свою команду в балансе.
По результатам игры участники отмечают, что в процессе им приходится выходить из своей лидерской зоны комфорта и решать ситуации непривычным для них способом, что способствует расширению лидерской компетенции. Особую ценность для участников также представляет мнение коллег, которые порой используют неожиданные решения. Таким образом происходит кросс-обогащение всех игроков.
Источник: university.nlmk.com