Кинотеатры как бизнес в Москве

Мало кому известные братья Печерские выкупили у московских властей 39 бывших советских районных кинотеатров. Как они собираются вернуть инвестиции, вложенные в недвижимость, которая годами никого не интересовала?

Летом 2014 года на окраине спального района Зюзино в Москве бойко шла торговля на уже привычной для местных жителей выставке-ярмарке белорусских товаров. Рядом с шумной ярмаркой за серой оградой стоял ветхий советский кинотеатр «Ангара». В 1990-е часть его площадей тоже отдали под торговлю, в 2005-м прекратили кинопоказ и полностью закрыли. Открылся он только через 14 лет сильно преображенный. Теперь в нем четыре современных кинозала, магазины, кафе и рестораны, пространства для мастер-классов и детских секций.

Такими со временем должны стать 39 бывших советских районных кинотеатров, которые в ноябре 2014 года выкупили у правительства Москвы мало кому известные братья Печерские — Григорий и Михаил. Они заплатили за эти объекты 9,6 млрд рублей и готовы вложить еще почти 50 млрд рублей. Как два брата из Калининграда делают бизнес в Москве?

Как работает кинотеатр. Как открыть кинотеатр. Бизнес идея

Элита янтарного края

Москва давно пыталась избавиться от разрушающихся советских районных кинотеатров, продавала их сначала мелкими лотами, потом крупными. В 2013-м на торги были выставлены сразу 10 кинотеатров, но желающих тратить деньги на их возрождение не нашлось. Первая и пока единственная крупная сделка у мэрии Москвы состоялась с братьями Печерскими, пообещавшими создать «уникальный проект, соответствующий мировым тенденциям развития инфраструктуры».

Их планы вписывались в новую концепцию правительства Москвы по созданию районных центров притяжения с клубами для встреч, местами семейного отдыха, спортивного и культурного досуга. Средние инвестиции в объект превышают 1 млрд рублей, весь проект Печерские оценивают в 57 млрд рублей, из них почти 50 млрд рублей — кредиты ВТБ.

Отец Михаила и Григория Печерских Борис — личность в Калининградской области известная. Он 27 лет преподавал в Калининградском высшем инженерном морском училище, а в начале 1990-х занялся бизнесом — дистрибуцией питьевой воды. Сейчас кулеры с водой «Янтарный айсберг» его производства стоят во многих офисах и квартирах региона. Но братья решили заняться совершенно другим. «Они создали компанию ADG Group, которая стала успешно работать с недвижимостью. Секрет успеха — хорошее образование», — считает Макс Ибрагимов, владелец калининградской мебельной компании «Максик».

Старший из братьев Михаил начал зарабатывать деньги еще студентом Калининградского государственного технического университета: сначала перегонял машины из Европы на калининградский авторынок, позже с товарищем организовал сеть фотопечати Fuji. В 1998 году, после окончания университета, его пригласили в Москву работать в Альфа-банк, где за шесть лет он дорос до должности вице-президента по развитию среднего бизнеса. В беседе с Forbes Михаил признается, что за это время так и не стал «альфовцем», но полученный опыт считает очень полезным. «Я наблюдал, как акционеры и первые лица банка мыслят масштабно. Со своим местечковым калининградским взглядом я, конечно, не испытывал тех амбиций, которые у меня появились после работы в банке», — говорит он.

Бизнес идеи: Кино-кафе. Как открыть и сколько это стоит?

В 2004 году Михаил Печерский уволился из банка. «Решение принял в один день. Чтобы двигаться по карьерной лестнице, нужно было идти в другое место. Я выбрал свой бизнес», — объясняет он. В Москву к тому времени уже перебрался и его младший брат Григорий, он учился в Московской юридической академии.

Первым проектом их компании ADG Group стало строительство в родном городе торгового центра «Калининград Плаза». «Взяли кредитную линию в Сбербанке, нашли турецкого подрядчика, наняли консультантов из Jones Lang LaSalle, чтобы сформировать концепцию», — рассказывает Михаил Печерский. Но, похоже, средств не хватило.

В 2006 году партнером ADG Group стал известный калининградский предприниматель, основатель «Эльдорадо» Игорь Яковлев. Благодаря его деньгам удалось достроить ТЦ, говорит Михаил Печерский. Открытие осенью 2007 года стало настоящим событием для горожан. «Это была бомба — первый современный торговый центр с мультиплексом «Каро», магазинами известных брендов», — вспоминает Макс Ибрагимов. Вскоре ADG Group продала этот объект международному фонду London and Regional. Сумму сделки братья не раскрывают. «Можно сказать, что это был такой первый бизнес-успех в жизни», — говорит Михаил.

Григорий Печерский

После сделки Печерские и Яковлев объявили о масштабной программе строительства в российских регионах более 2,5 млн кв. м коммерческой и жилой недвижимости на $3 млрд. За год с небольшим они приобрели под будущую застройку площадки суммарной площадью более 1 млн кв. м в Липецке, Астрахани, Новосибирске, Брянске. Но после кризиса 2009 года все они перешли в собственность чешской группы компаний PPF, получившей бизнес Игоря Яковлева.

«Очаги культуры»

В марте 2013 года братья Печерские пришли на встречу в Министерство культуры с новым предложением по проекту «Митино парк». Комплекс на западе Москвы (118 000 кв. м) с ледовым дворцом для академии спорта Владислава Третьяка наделал тогда немало шума: из-за превышения разрешенных объемов строительства и протестов жителей московская мэрия с и. о. мэра (на тот момент) Сергеем Собяниным заморозила стройку. Помимо «Митино парка», речь зашла и о другом, куда более перспективном проекте — реконцепции 39 городских кинотеатров советских времен.

В 1960-е кинотеатры называли «очагами культуры» и строили рядом с жилыми домами наряду с библиотеками, столовыми и магазинами из расчета один объект на 100 000 жителей. После распада СССР многие кинотеатры перестали обслуживаться, кинопоказы отменили, а полезную площадь либо сдавали в аренду мелким фирмам, либо вовсе не использовали.

Городские власти давно хотели пристроить их в хорошие руки. Департамент по конкурентной политике Москвы не раз выставлял на торги объекты частями: 10 кинотеатров за 4,8 млрд рублей, затем еще четыре за 1,2 млрд рублей, позже «Горизонт» и «Стрелу» в престижных Хамовниках за 573 млн рублей, но претендентов ни на один лот так и не появилось. В августе 2014-го московские власти все-таки продали старейший кинотеатр «Баррикады» малоизвестному бизнесмену и пообещали, что эта сделка не последняя.

Читайте также:  Куплю или арендую бизнес

Осенью был объявлен аукцион по продаже сразу 39 кинотеатров совокупной площадью около 170 000 кв. м по стартовой цене 9,576 млрд рублей. Было два претендента, победителем стала компания «Эдисонэнерго», аффилированная с ADG Group. «Жестокой борьбы за лот не было, потому что никто не видел потенциала в этих зданиях», — вспоминает Григорий Печерский, управляющий партнер ADG Group.

Из всех кинотеатров 18 были закрыты, еще девять использовались не по назначению, в каких-то поселились бомжи. Абсолютно все объекты признали ветхими, Печерские планировали снести все и построить новые объекты общей площадью втрое больше первоначальной — 480 000 кв. м. «Нам пришлось выйти из всех других проектов, чтобы сосредоточиться на одном масштабном и самом сложном, сформировать команду под него и отдать 100% сил и времени», — объясняет Григорий.

Инвестиции в реконструкцию должны были составить до 40 млрд рублей. В 2017 году было объявлено об увеличении инвестпрограммы до 57 млрд рублей. «Изначально речь шла о полной или частичной реконструкции старых объектов, а не просто о косметическом ремонте, поэтому заявленный объем инвестиций выглядит оправданным и сопоставимым со стоимостью нового строительства в Москве», — говорит руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина.

Основным кредитором «Эдисонэнерго» с самого начала выступал банк ВТБ, но размер и сроки кредитной линии стороны никогда не называли. По данным «СПАРК-Интерфакс», владелец «Эдисон­энерго» — кипрская компания Dvorik Cyprus Limited. В декабре 2014 года ей был выдан кредит на 17 млрд рублей структурами JSC VTB Bank согласно информации кипрского реестра. К весне 2016 года кредит от JSC VTB Bank составлял уже 46 млрд рублей. Кроме того, осенью 2015 года был получен транш на $62,8 млн от кипрского банка RCB Bank Ltd, дочерней структуры ВТБ на Кипре.

Кинотеатр «Орбита» до реновации

В 2015 году к проекту реконцепции присоединился Сергей Васильев, член совета директоров Национального рекламного альянса, бывший гендиректор крупнейшего рекламного селлера Vi (ранее компания «Видео Интернешнл») и друг Печерского-младшего. «Идея построить больше трех десятков смарт-центров в жилых кварталах мне показалась интересной, яркой и нестандартной. Всю жизнь я занимался неосязаемым рекламным бизнесом, а теперь можно прийти в новую «Ангару», которой можно гордиться», — говорит Васильев, вложивший в проект $8 млн собственных средств. Какую долю он получил за эти деньги, Васильев не раскрывает, но инвестицией бизнесмен доволен: несмотря на сдвинутые сроки реализации (примерно на год позже заявленных) и удорожание строительства, он верит в проект и интересы страны профильных инвесторов.

«В 2000-е ADG была известна как девелопер региональных ТЦ и МФК, но со стартом реконструкции 39 столичных кинотеатров вышла на новый уровень, — считает Полина Жилкина из JLL. — Строить одновременно такое количество объектов разного размера — настоящий вызов для девелопера. До Печерских никто в России не брался за подобное».

Для разработки дизайн-концепции ADG Group пригласила лондонского архитектора Аманду Ливит, которая работала над проектом реконструкции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и здания Музея искусства, архитектуры и технологии в Лиссабоне (MAAT). Ее опыт позволит возродить историческую функцию кинотеатров как мест времяпрепровождения для местных жителей, считают в ADG Group. «В пешей доступности от центров живут 2,5 млн москвичей, они испытывают нехватку качественного досугового и торгового предложения, и наша задача — дать им все необходимое для комфортной и интересной жизни рядом с домом», — подчеркивает Григорий Печерский.

В ноябре 2019 года идея Печерских обрела наконец реальный облик — открылся первый районный центр «Ангара» площадью 12 700 кв. м. На первых этажах расположились сети «Лента», «М.Видео», «Золотое яблоко». «ADG, реализующая такой нестандартный проект, стимулирует арендаторов быть креативными, гибкими и создавать новые форматы», — говорит Полина Жилкина.

Например, в «Ангаре» открылся один из первых магазинов электроники m_mobile от «М.Видео» площадью 200 кв. м и с небольшой кофе-зоной. Косметическая сеть «Золотое яблоко» открыла в тестовом формате магазин почти втрое меньше стандартного (всего 380 кв. м). С «Лентой» девелопер заключил пакетную сделку — супермаркеты откроются сразу в 36 районных центрах. Ретейлера привлекает возможность стать частью современной социальной инфраструктуры. «Супермаркеты удачно дополнят районные центры, предлагая покупателям широкий выбор качественной свежей продукции и готовой еды», — считают в компании.

Новая «Ангара» стала первой в создаваемой сети развлекательных районных центров

Согласно условиям реконцепции городских кинотеатров 30% площади ADG должна отдать под объекты «культурно-просветительского назначения» — в «Ангаре» это кинотеатр корейской сети CJ CGV и целый этаж для детского досуга и творчества. В партнерстве с оператором веревочных «Панда-парков» открыли образовательный центр Lego Education, игровое пространство для детей до пяти лет «Можно» и детскую секцию «Цирк».

Среди 39 кинотеатров Печерских есть «Родина» на Семеновской площади, признанная объектом культурного наследия.

ADG Group сохранит ее исторический облик (построена в 1938 году), отреставрирует фреску на фасаде, колонны и портал. Объект закроется на реконструкцию в 2020 году, инвестиции превысят 400 млн рублей. «Это дороже, чем средние вложения в один райцентр, многое зависит от размера и расположения», — уточняет Григорий Печерский. К весне 2020-го откроется еще шесть реконструированных центров: «Эльбрус», «Рассвет», «Высота», «Нева», «Будапешт» и «Марс». Печерские рассчитывают, что объекты будут окупаться за пять лет с момента запуска.

«Знаю, проект очень амбициозный, — с улыбкой признает Григорий Печерский. — С 2014 года мы с Михаилом только им и живем, но у нас есть непреодолимое желание его завершить». Братья не скрывают: их цель вполне рациональна — получить возврат инвестиций и заработать. «Но есть и еще одна, не связанная с деньгами, — делает оговорку младший Печерский, — пройти самим этот путь от идеи до реального комфортного города для миллионов москвичей».

Источник: b-mag.ru

Как бизнесмены из регионов зарабатывают миллионы на кинотеатрах в Москве

Братья Плехановы начинали свой бизнес в Зауралье, а потом масштабировали его на столицу. Что известно про них?

Зауральские бизнесмены Игорь и Евгений Плехановы имеют три кинотеатра в Москве. К такому выводу наши коллеги из 45.RU пришли, когда готовили расследование: «Кто владеет ТЦ в Кургане и зарабатывает миллионы?». В нашем сегодняшнем материале мы расскажем, где находятся кинотеатры Плехановых в Москве, какую прибыль они приносят и сколько там стоит попкорн.

Читайте также:  Книга как делать большие деньги в малом бизнесе джеффри фокс

Братья Игорь и Евгений Плехановы широкой публике неизвестны, а вот услугами их компаний хоть раз, но пользовался каждый житель Курганской области. В 2000 году они организовали оптовую продажу продуктов питания и напитков через компанию ООО «Крым» (им принадлежит 88% акций этой фирмы). По городу стали активно появляться их магазины, где можно было купить продукты по более низкими ценам, чем в магазинах у дома. Небольшие индивидуальные предприниматели скупали у них продовольственные товары, а затем перепродавали в многочисленных ларьках.

Компания «Крым» в начале 2000-х годов вела активную деятельность и выступала спонсором различных городских мероприятий. В 2005 году Игоря Плеханова включили в галерею «Курганцы — гордость города» как лучшего в торговле и общепите. Про Евгения Плеханова известно, что он учился в Курганском пединституте на учителя физики и математики, свое первое ИП зарегистрировал в 1996 году — занимался арендой и управлением нежилой недвижимостью.

Евгений Плеханов также является соучредителем местного банка «Кетовский», у него — доля 17,2%. Кстати, председателем правления банка является зампредседателя Курганской областной Думы — руководитель комитета по экономической политике Евгений Кафеев (у него 19,4% акций).

Активы курганских бизнесменов Игоря и Евгения Плехановых

Столичная «Пушка»

В конце 2009 года в Кургане открылся торговый центр «Пушкинский», где больше половины земли принадлежит компании ООО «Крым», а значит, и братьям Плехановым. Партнерами по бизнесу в ТЦ, к слову, являются владельцы известной каждому курганцу сети супермаркетов «Метрополис». В «пушке», как называют торговый центр горожане, и открылся первый кинотеатр Pushka.

На этом бизнесмены не остановились: им, как писало в 2014 году Ura.ru, одна из крупнейших кинопрокатных организаций предложила начать бизнес в столице. Так в Москве началась история небольшой киноимперии с курганскими корнями.

В столице у Плехановых (у них более 50% акций во всех компаниях) и других соучредителей есть три кинотеатра, зарегистрированных на три московские фирмы. Все кинотеатры находятся в торговых центрах, расположенных в крупных спальных районах Москвы: в ТЦ «Клен» (метро Бабушкинская), ТЦ «Ключевой» (метро Алма-Атинская) и ТЦ «Ладья» (метро Митино).

Они же организуют и другие развлечения в этих ТЦ: боулинг и проведение детских праздников. У всех кинотеатров в Москве и Кургане единое название — Pushka и есть единый сайт. Площадки под развлекательные центры Pushka в торговых центрах в Москве бизнесмены арендуют. Расскажем подробнее о каждой из них.

Компания «Крым» образована в Кургане в начале 2000 года. Занимается оптовой торговлей пищевыми продуктами и напитками. Руководит фирмой «Управляющая компания Крым 2.0» во главе с гендиректором Максимом Березиным. Он же является соучредителем компании «Крым».

Еще в учредителях ООО «Крым» значатся Евгений Александрович Плеханов — 50% акций, Игорь Александрович Плеханов — 38%, а также Сергей Астраханцев, Станислав Подкосов и Виктор Пугачёв. По данным «Контур.Фокус», выручка компании на конец 2021 года составила 514,9 млн рублей, чистая прибыль — 3,3 млн рублей.

Источник: msk1.ru

Смотрю и снова покупаю

В прошлом выпуске мы начали рассказывать о проектах реконструкции кинотеатров Москвы. Сегодня эксперты «Строим просто» — о том, как коммерциализировать новые объекты так, чтобы «якорной» опцией оставался всё-таки кинопоказ.

Доля аудитории онлайн-кинотеатров в России в последние годы продолжала расти, а кинотеатров-мультиплексов – сокращаться, указывает Роман Кокорев, руководитель департамента развития проектов RealJet. Тенденция была бы не столь драматична, если бы не уход в 2022 году из страны международных кинокомпаний и перекрытие доступа к мировому рынку кинопроката в целом. «Надо помнить, что бизнес кинотеатров слишком связан с транснациональным кинопроизводством и прокатом: именно огромные бюджеты современных блокбастеров приводят зрителей, позволяют зарабатывать и, собственно, оплачивать аренду больших площадей, в том числе, в торговых центрах, – уточняет г-н Кокорев. – Российский кинематограф не в состоянии спасти современные кинотеатры: посещаемость будет недостаточной, и сборов, очевидно, не хватит, чтобы остаться на плаву. До «чёрных лебедей»-2022-го доля российских фильмов в общем прокате составляла 25%, денег же российские ленты приносили еще меньше четверти».

«Но сами кинотеатры у нас всегда строили очень хорошо: как в Москве, так и в других регионах эти объекты всегда имеют самые выигрышные в городе локации, – размышляет Евгений Бурденюк, основатель Всероссийской девелоперской компании «Отелит». – Как правило, это – отдельные здания, другое дело, что морально они в какой-то момент устарели. Теперь, благодаря программам реконструкции, из них получаются прекрасные районные торговые центры с кинотеатрами. Однако в экономике проектов, без субсидирования и государственной поддержки, я сомневаюсь: в Новосибирске, например, кинотеатр “Космос” был реконструирован в хоккейный центр. Громко бравировали, но вот по факту окупаемость была от слова «никогда» – проект был реализован фанатом хоккея, и это такая штучная, уникальная работа не только для регионального, но и мирового рынка».

Однако реконструировать и сохранять функцию кинопоказа в старых или устаревающих объектах необходимо, подчёркивает эксперт. Правда, предлагая сократить количество залов до одного, а остальные площади – коммерциализировать. «Сколько продлится сегодняшняя ситуация с кинопрокатом, никто не знает, оттого и стоит сохранять не мультиплексы, но такие универсальные площадки с кинозалами, которые можно использовать, собственно, не только для кино, – добавляет Евгений Бурденюк. – Локации, повторюсь, у кинотеатров – всегда беспроигрышные, поэтому всё, что там будет сделано хорошо, будет хорошо и работать».

Такие культурные

Все проекты, запущенные или готовящиеся к запуску на месте кинотеатров с монофункцией, внимательно следят за ситуацией, соглашается Эвелина Ишметова, директор по развитию компании KEY CAPITAL. «Другое дело, что GAP между проектированием и началом маркетинговых действий по поиску арендаторов составляет год-полтора, поэтому у многих объектов (если речь не о поиске якорного арендатора, под которого все проектируется), время есть, – делится она. – Ну а большая часть тех же проектов реконструкции от ADG нацелена на привлечение и создание на своей базе community-центров или lifestyle centers «на районе», что априори повышает лояльность к ним и со стороны местных жителей».

Учитывая бум онлайн-торговли, спад покупательской способности и изменение потребительского поведения, игроки вообще всё чаще задумываются, нужно ли теперь такое количество арендных площадей под ритейл

«Зато очевидно, что есть спрос на новые рестораны, кофейни, предприятия сферы услуг, культурные и образовательные центры, – перечисляет Амир Идиатулин, основатель и генеральный директор IND architects. – И вот эти функции могли бы органично дополнить кинотеатры. Мне вообще трудно оценить коммерческую успешность программы реконструкции кинотеатров с учетом тяжелого периода 2020-22-х годов. Но, это, безусловно, полезная история для Москвы и её районов, это восстановление городской ткани и среды».

Читайте также:  Как выбрать компанию по услугам бизнеса

По словам Дарины Солодковой, основателя компании Renton Yard, эксперта в системной работе с недвижимостью, важно и то, что реконструкция проводится с учетом запросов конечной аудитории, но – с сохранением возможностей постоянного роста доходности для собственников и города. «К примеру, в конкретном районе необходим бассейн, кружки по интересам, но с точки зрения доходности, такие объекты не принесут прибыль, – поясняет она. – Другое дело – магазины и аптеки. Сделать так, чтобы одно работало благодаря другому и есть задача профессионального девелопера.

Думаю, что 2023 год нам вообще должен продемонстрировать кардинально новый подход к бизнесу и людей с новыми же на него взглядами. Рынок уже прошёл стадию принятия перехода арендных ставок на совершенно другой уровень, и все концепции корректируются. Для некоторых проектов полностью переписываются финансовые модели. Неизменно одно: все проекты, как никогда, поворачиваются к конечному потребителю».

Иван Тумаков, архитектор Rockfon (входит в группу компаний ROCKWOOL):

Безусловно, подобные программы необходимы, и мы оцениваем их положительно. Однако реализация, безусловно, требует индивидуального подхода с тем, чтобы цель – «повлиять на городскую среду и рынок недвижимости» – была достигнута.
Кинотеатр «Художественный», по моему мнению, один из самых успешных кейсов. Результат – полностью реконструированный и восстановленный облик кинотеатра как внутри, так и снаружи, проект с богатейшей историей, что позволяет окунуться в атмосферу высокого искусства кино. Успех очевиден именно потому, что авторами достигнуты изначальные цели: влияние на городскую среду, на «целевую» аудиторию и на рынок.
Что касается «районников», то все проекты программы реновации 39 кинотеатров заслуживают внимания. Общая концепция понятна и близка простому горожанину, и думаю, что подобные районные мини-центры, “Места встречи” могли бы внести более весомый вклад в культурную жизнь целевой аудитории.
В целом в «районниках» мы сейчас наблюдаем ситуацию, схожую с мини-ТРЦ. Пул арендаторов и ставки меняются под влиянием экономической и геополитической ситуаций. Трудно сказать, что там в итоге происходит с концепцией. Могу предположить, что помещения будут спасать из-за оттока ряда постоянных арендаторов. Основной задачей станет поиск новых арендаторов, но на это понадобится время, которое будет играть против вложенных денег.
Однако хотелось бы, чтобы первоочередной задачей и основой для концепции стало создание действительно культурного районного центра, куда местный житель будет приходить не только для потребления товаров и услуг, но приобщения к прекрасному, искусству кино, художественному, изобразительному искусству, музыке, литературе, созданию проектов в совершенно разных сферах: от IT до авиамоделирования. Думаю, это может быть прекрасным симбиозом коммерции и культуры.

Плати и смотри

По словам Романа Кокорева, проекты реконструкции советских кинотеатров, очевидно, соответствовали запросам конечной аудитории: было предусмотрено увеличение залов, открытие фудкортов, продуктовых магазинов и точек по продаже сопутствующих групп товаров. «Но «заселение» площадей шло с трудом, и ритейлеры со скепсисом относились к перспективам развития бизнеса в этих проектах, – вздыхает он. – А за последний год ситуация с арендой только ухудшилась. Перспективы же туманные. Проблема в том, что якорем в этих проектах по-прежнему остаются кинотеатры, а они сегодня бессильны в вопросе привлечения посетителей.

Спасти ситуацию могут только какие-то районные культурно-досуговые инициативы, превращение проектов в некое подобие местных домов культуры с востребованной же целевой аудиторией торговой составляющей. Возможно, часть помещений могли бы арендовать муниципальные органы для развития активностей по программам работы с молодежью, пенсионерами, детьми».

2022 год в новейшей истории российского рынка недвижимости был уникальным, однако игроки справились с вызовами, считает Наталья Коротаева, директор по управлению отношениями с арендаторами ADG group. «А каждый из наших объектов – вообще отдельный неповторимый рынок со своими запросами и пожеланиями, – уточняет эксперт. – Мы с самого начала, например, фокусировались на поддержке локальных брендов и предпринимателей, вкладываясь в их развитие. В 2022 году такой подход оказался как нельзя кстати».

В итоге проекты работают по модели local-centric, то есть ориентируются на узкий географический круг «своих» потребителей. Среди других «маяков» нового времени Наталья Коротаева выделяет кластеризацию ритейла и других операторов. На этом фоне, очевидно, будет расти и популярность формата универмагов и маркетов – оффлайн-магазины новых или недавно вышедших в «каменные» магазины брендов, особенно российских, нуждаются в синергии.

Усиливается и тренд на urban health, особенно в спальных районах: в городе постоянно появляются новые спортивные объекты и общедоступные площадки, проводятся бесплатные тренировки. Это априори повышает спрос и на услуги фитнес-центров, и девелоперы активно формируют соответствующее предложение в своих объектах. Например, в тех же «Местах встречи» предлагается формат коммерческого спорта, но по доступной цене, в шаговой доступности от дома.

Кроме того, «районники», даже с сокращением контента в кинотеатрах, за последние одиннадцать месяцев пострадали всё-таки меньше всех, и в итоге стали ведущим сегментом рынка

В 2022 году, например, новое предложение в Москве было целиком сформировано за счет торговых центров «районного» формата (GLA 5-20 тыс. кв.м) – как в виде отдельных объектов, так и в составе МФК, сообщают в CORE.XP. Концепция проектов продолжает корректироваться в режиме реального времени, и выстраивается теперь в формате «от человека к человеку», с акцентом на объединение как бизнес-партнёров, так и конечных клиентов.

Евгений Иванов

Источник: stroimprosto-msk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин