Продажа бизнеса или его части — деликатное, почти интимное дело. Когда лучше входить в МА-сделку нужно как в брак — с абсолютным доверием ко всем участникам процесса. О том, как выжать из такой сделки максимум — я расскажу в статье.
Бизнес лучше всего продавать, когда он очень хорошо растет и у него самые радужные перспективы. Когда вам НЕ хочется это делать, исходя из экономической логики. Когда в экономике — бум и у всех хорошо идут дела. Это — самое время для продажи. В другое время бизнес, скорее всего, будет продан с дисконтом.
Если вы начинаете заниматься вопросами продажи, лучше не оставаться один на один с потенциальным покупателем: это всегда рискованно — предусмотреть все в одиночку невозможно. Лучше, чтобы у вас была команда, в состав которой, помимо продавца и покупателя, входили бы: юридические и финансовые советники обеих сторон, аудиторы и технические эксперты.
Где Лучше Всего Продавать Товары? Места Для Продажи
Затем нужно определить для себя принципиально важные вещи, без четкого понимания которых идти в сделку в принципе не стоит.
Какие вопросы нужно задать себе перед сделкой
Ответы на эти фундаментальные вопросы помогают определить всю дальнейшую стратегию MA. Итог этого анализа выливается в несколько документов:
- Тизер. Это короткая, на нескольких страницах, обезличенная презентация бизнеса. Он нужен для первичного знакомства потенциального инвестора с компанией. При этом для каждого конкретного инвестора или типа инвесторов в идеале необходимо делать отдельный тизер, чтобы персонально описать ценность и синергию продаваемого бизнеса для покупателя. Например, тизер может быть заточен под потребности и критерии крупной корпорации — такой как Facebook или Alphabet, и тогда вероятность продолжения переговоров повышается. Версии тизера для стратегических и финансовых инвесторов должны быть разными. Последних интересуют, прежде всего, exit (выход из инвестиции) и то, сколько они получат через определенный срок в случае перепродажи приобретенной доли.
- Информационный меморандум. Это детальное описание бизнеса и внутренних бизнес-процессов. Многие не хотят этим заморачиваться, потому что подготовка такого документа — непростая задача, которая может занять несколько месяцев. Продавцы мыслят так: появится потенциальный покупатель — мы подготовим его по запросу. Но именно длительное время между выражением заинтересованности и получением расширенной информации часто приводит к упущенным возможностям.
- Финансовая модель с прогнозом развития компании. Документ должен содержать цифры о предыдущем бизнес-цикле компании (например, циклический характер могут иметь тренды, характерные для прибыли и объема выручки), на их основе инвестор может прогнозировать развитие бизнеса и делать для себя выводы на будущее.
Первые встречи
На следующем этапе можно приступать к поиску покупателя — тизеры презентуются профильным инвесторам. Например, для белорусской ИТ-компании первичный Long List (список контактов, подобранных с этой целью) может составлять трехзначную цифру в зависимости от того, инвесторы из каких регионов могут подтянуться и кого ищем — стратега или финансового инвестора. Но, конечно, бывают случаи, когда продавец четко понимает, что его бизнесом может заинтересоваться узкий круг компаний. Тогда все проще.
💰 МИЛЛИАРД НА OZON: СЕКРЕТЫ ТОВАРНОГО БИЗНЕСА НА ОЗОНЕ + 🎁 КОНКУРС В КОНЦЕ РОЛИКА
С теми компаниями, которые начинают интересоваться подробностями, подписывается соглашение о неразглашении информации, им предоставляется информационный меморандум, организуются первые встречи.
Если кто-то из потенциальных инвесторов проявляет реальную заинтересованность, то он пишет письмо о намерениях, в котором указывает предполагаемые параметры будущей сделки. И в случае сильной заинтересованности с таким покупателем может быть заключено соглашение о сроке, в течение которого у него будут эксклюзивные отношения с продавцом.
Дальше события развиваются так: после нескольких личных встреч между собственниками (сели — поговорили) инвестор заявляет: «Я тебя покупаю примерно за ХХХ». В этот момент неопытный продавец начинает думать, что договоренности уже достигнуты, сделка у него в кармане, и прикидывать свой летний отдых.
На самом деле сделки на большие суммы не делаются единолично — их всегда делают команды. Если сделка происходит без советников, то иностранные инвесторы, проводя сделку с белорусской компанией, могут предложить существенный дисконт. В нашей практике были случаи, когда после Due Diligence (DD) отправлялись характерные предложения в два раза ниже рыночных оценок. В данном случае важно в ответ подготовить грамотное обоснование более высокой цены.
Позиционная борьба
На следующем этапе фокус смещается на оценку бизнеса. Происходит процесс предварительного торга при сопровождении финансовых советников обеих сторон.
Очень важно понимать, что оценка компании не равняется цене компании. Цена компании — это сумма сделки. И она зависит от силы переговорной позиции покупателя и продавца. На этом этапе нужно обеспечить как можно большее количество покупателей, создать неформальный тендер и вовлечь в него как можно большее количество сторон.
Это не всегда лежит в формальной плоскости — иногда такая атмосфера конкуренции за продавца может создаваться слухами по рынку.
Словом, такая вязкая позиционная борьба ведется фактически без правил, и к этому нужно быть готовым.
Бизнес под рентгеном
Если стороны будущей сделки MA уже потрачено много времени и сил. Размер штрафных санкций устанавливается в несколько процентов от суммы сделки. Они по меньшей мере должны покрыть затраты. Для белорусского рынка MA-сделок используют так называемый нормализованный показатель EBITDA, при котором не учитываются и расходы по непрофильным бизнес-проектам компании или специфические расходы, связанные, скажем, с политикой собственника в отношении выплат себе вознаграждения по тарифам, не соответствующим рыночным значениям.
Сделка завершается заключением акционерного соглашения, которое описывает порядок взаимодействия партнеров — это своеобразный брачный контракт, очень сильно детализированный. Например, указывается, кто и за что будет отвечать в компании, кто, сколько и куда будет инвестировать и т.д.
- Что важно учесть при переходе на МСФО
- Где стартапам брать деньги на развитие и что такое бутстрэппинг
Источник: probusiness.io
Финансист рассказал, когда лучше всего продавать доллары
МОСКВА, 26 дек — ПРАЙМ. Россияне массово приобретают валюту в периоды нестабильности, чтобы защитить свои рублевые накопления от девальвации. Продавать валюту для получения прибыли имеет смысл на пике роста, рассказал агентству «Прайм» исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.
На валютных рынках, в зависимости от ситуации и новостей, происходят два сменяющих друг друга процесса — укрепление национальной валюты, затем ее спад. Для максимальной выгоды приобретать доллары стоит в моменты их снижения относительно рубля (если по текущим курсам оценивать, то это при стоимости доллара ниже 80 рублей, а евро — ниже 90 рублей), считает эксперт.
Продавать валюту следует на пике роста: когда доллар поднимается выше 80 рублей, а евро находится у отметок 93-94 рубля, как было относительно недавно, отмечает он.
«Совершенно точно не стоит продавать валюту, когда она идет в рост — например, сейчас, когда доллар стал выше 75 рублей, хотя еще на прошлой неделе снизился к 72 рублям, добавляет Тузов.
Продолжится ли в начале 2021 года рост цен на нефть?
Он также отмечает, что циклы роста и спада валюты повторяются, но нацвалюта в динамике не возвращается к прежним уровням — например, мы совершенно точно не увидим доллар по 65 или 68 рублей.
При этом время от времени отечественный рубль от ослабления будет переходить к росту — тогда и стоит приобретать доллары и евро. Если же нет цели заработать на колебаниях валюты в краткосрочном периоде, то стоит валютные накопления держать в течение нескольких лет — в таком виде средства не обесценятся. Еще несколько лет назад доллар стоил 35 рублей, а сейчас он вырос в цене более чем в два раза, заключил Тузов.
Источник: 1prime.ru
Аналитик объяснила, когда лучше всего продавать доллары и евро
Директором по развитию инвестиционной компании GLS INVEST Оксаной Покровской были даны россиянам советы, связанные с продажей валюты — долларов и евро. Для того чтобы как можно более выгодно провести данную операцию, необходимо наблюдать за сообщениями Центрального Банка РФ. Об этом сообщает агентство «Прайм».
По словам Покровской, существуют «звоночки», которые могут помочь сориентироваться, когда приобретать или продавать валюту по более выгодной стоимости. Например, если Центральный банк РФ объявляет о закупке долларов, то это говорит о подходящем времени для продажи ранее купленной валюты. По мнению аналитика, курс в указанный период однозначно будет расти. И наоборот: если Центральный банк РФ снижает объем валютного резерва, значит, доллар станет дешевле и имеет смысл его купить.
Аналитик не рекомендует непрофессионалам играть на разнице курсов в краткосрочной перспективе, т.к. это может привести к потере большей части накоплений. Покровская с уверенностью отметила, что даже при резком упадке курса рубля не стоит торопиться бежать в обменники для покупки долларов или евро на пике их стоимости.
Не так давно россиянам были названы способы, которые помогут обогнать инфляцию. Самый простой способ — держать сбережения в разных валютах. Экспертами также был порекомендован метод — «1000-10-10», при котором каждый месяц нужно откладывать 1 тыс. руб. и к ним покупать по 10 долларов и 10 евро.
Источник: fbm.ru