Некогда ношение делового костюма вызывало насмешки и возмущение в обществе. XXI век изменил отношение к костюму, и он стал неотъемлемой частью повседневной жизни женщины.
форма гимназии
В начале ХХ века деловой костюм стал знаком принадлежности женщины к мужскому миру. Смелые дамы вызывали насмешки и возмущение в обществе, но, несмотря на это, создавали новый образ. Образ деловой женщины.
История делового костюма могла бы начаться еще в те времена, когда не имело значения, кто его носит– мужчина или женщина. Но тогда не возникало необходимости в самом понятии «деловая одежда». Одежда должна была выполнять простейшие практические функции, защищать от холода и жары.
форма гимназии
Патриархальное общество, которое к началу нашей эры уже существовало почти во всех странах, сделало женский костюм таким, каким мы знаем его по гравюрам и свидетельствам историков: подчеркнуто женственным, неудобным для работы и пригодным в первую очередь для привлечения внимания. Позволить себе удобные широкие юбки и куртки могли только простолюдинки, в то время как женщины высших сословий были обречены на корсеты, узкую обувь и сложные прически.
Гимн каждой бизнес леди.
В XIX веке единственной униформой, полагавшейся женщинам, оставалась гимназическая и студенческая. Еще в 1834 году императорским указом было введено правило, обязывающее школяров одеваться в специальные мундиры. В первую очередь это касалось юношей, но и воспитанницы институтов благородных девиц должны были облачаться в форменные платья.
Правда, едва ли их можно назвать полностью деловыми: классический корсет, пышная юбка и пелеринка, прикрывающая руки и плечи. Лишь в конце XIX века женщины стали допускаться к общественному производству, а следовательно, возникла и необходимость в удобной деловой одежде. Ее пришлось создавать, комбинируя те элементы, которые были в классическом платье. Поначалу деловой костюм воспринимался как вызов морали и традиционным устоям, хотя первые наряды бизнес-леди радикально не отличались от одежды их современниц: те же длинные юбки, жакеты, различные в основном только по цвету и фактуре ткани.
аля марлен дитрих
Революции, которая ввела бы женский костюм в повседневную жизнь, в XIX веке не случилось. Но крупные компании, возникавшие в начале ХХ века, постепенно вносили свои коррективы в облик работников. Одежде надлежало быть в первую очередь удобной; кроме того, служащие разных подразделений внешне не должны были отличаться друг от друга, а потому носили один и тот же вариант униформы.
Определенную роль в развитии стиля деловой женщины сыграла и Первая мировая война. Это время изменило жизнь женщины: совпали эмансипация, появление феминистских движений, революционные настроения и военная нехватка кадров. Девушка, выросшая в период войны, отличалась от своих бабушек и мам, начинавших работать в XIX веке.
Тогда женский деловой костюм был предельно функционален и не становился частью имиджа. Бизнес-леди нового поколения не только ходили на работу в пиджаках и юбках, но и в свет выходили в роли представителей определенных профессий. Настоящая революция свершалась в светском обществе, когда там появлялась барышня в короткой юбке с пером журналиста или счетами бухгалтера. (О, ужас!
Как стать Бизнес Леди? Путь к Успеху.
Видны щиколотки, а если она положит ногу на ногу – и коленки)! И беседы она вела уже не с дамами о новых страусиных перьях, а с мужчинами – о политике и автомобилях. Иконой стиля 30-х годов считается Марлен Дитрих , которая стала первой женщиной, смело появившейся в обществе в мужском костюме.
Скандальная биография не мешала, а скорее помогала ей стать идеалом для современниц и вдохновительницей для последующих поколений. Впрочем, вид женщины в мужском костюме все еще был поводом для легкого шока в обществе, не потерявшем традиционные представления о нравственности. Да и мужчины не хотели отдавать свою традиционную роль, на которую покушалась женщина в пиджаке и при галстуке.
Источник: www.wmj.ru
Когда появились бизнес леди
Последнее столетие начало марта традиционно воспринимается в России как преддверие Международного женского праздника. «БД» также привлекает внимание читателей к теме женского предпринимательства, и не только сегодняшней.
«У коммерции не женское лицо», – вполне мог бы сказать любой житель нашей страны до 1917 года, и был бы совершенно прав. Предпринимательское сословие вплоть до самого его заката оставалось совершенно незыблемым даже под натиском уже проявившегося феминизма: облик деловой России неизменно олицетворялся исключительно представителями сильного пола.
Ведь даже главное воплощение представительницы делового сословия – кустодиевская «Купчиха за чаем» была написана в 1918 году, когда само купечество уже было упразднено как класс, да и прообразом героини стала отнюдь не предпринимательница, а бывшая баронесса Галина Владимировна Адеркас.
На этом, пожалуй, тему можно бы объявить исчерпанной, но торопиться не станем. Внешнее, как нередко бывает, обманчиво, а первое впечатление не отражает реальности. И дело не только в том, что предпринимательницы и в дореволюционной России были. Среди них, при внимательном рассмотрении, попадаются интересные и яркие личности, вполне подходящие под звание героев не только своего, но и нашего времени.
Первые упоминания бизнес-вуман появляются в отчетах арабских путешественников, что посещали древнюю Русь еще в период язычества, но максимум, что есть в их трудах, – свидетельства о наличии среди «русов» торговых людей, а при них женщин. Вполне возможно, заморские гости в своих описаниях просто не обо всем рассказали, предпочитая делиться впечатлениями о красоте и стати жительниц северной земли.
Археологи утверждают, что в некоторых женских погребениях славян встречаются не только украшения и домашняя утварь, но и небольшие весы и гирьки – верный признак того, что их хозяйки вполне могли заниматься торговлей.
Более поздние, средневековые документы говорят о том, что в те времена женщины в деловом мире предпочитали не светиться. Такова, например, запись в писцовой книге Пскова 1585-1587 годов о вдове Овдотье Богдановой, которая сдавала в наем «шелковнику Омельяну» два прилавка с полками в Сурожском ряду (очевидно, доставшиеся ей по наследству от покойного мужа). Несколькими годами позднее в соседнем Великом Новгороде встречаем некую «Матрену Федорову дочь, Мосеевскую жену», которая продала прилавок своего мужа (очевидно, тоже покойного) в Перечном ряду «Никите Семенову сыну яблочника».
Уже в те времена купеческие вдовы упоминались не только в связи с какими-либо деловыми операциями, но и по части благотворительности.
Наиболее раннее из известных свидетельство о строительстве храма вдовой купца относится к 1538 году. В Великом Новгороде «месяца ноября 21 день на Введение святей Богородици» была освящена церковь «древянная и с тряпезою» святого великомученика Феодора Стратилата в монастыре святого Николы «в Воротникех», причем особо указывалось, что «повеле поставити церковь и с тряпезою гостя московского вдова» Елена Ильина Тороканова.
В следующем столетии упоминания о предпринимательницах уже не единичны. Женские имена, хотя и в традиционном для своего времени «мужском» контексте, встречаются во многих купеческих списках, в том числе в самых именитых прослойках деловых людей столицы – так называемых московских Гостиной и Суконной сотен. Например, среди имен предоставивших войску лошадей, телеги и возниц во время Смоленской войны с Польшей, а это 1632-1634 годы, находим «Федотову жену Колачникову с детьми», «Микитину жену Ларионову», «Офонасьевскую жену Твердикову», «Сергея Кобылкина с матерью» и многих других.
Еще красноречивее расходные книги царского двора, куда скрупулезно заносились все покупки, сделанные для русских государей. Уже тогда в перечне поставщиков династии Романовых состояло немало купчих и мастериц – порой женщины совмещали торговлю и производство. В их лавках приобретались прежде всего предметы одежды, убранства, а также галантерейные изделия. Сохранились записи царских подьячих о «Холщевого ряду Ненилке рубашечнице», которое было уплачено «за две рубахи да за двои портки», о «торочнице Татьянке Петровой дочери», получившей деньги за изготовление «торочков миткалинных для нагольных шуб», о торговке Степаниде Олексеевой, которая, судя по всему, занималась и импортными операциями – среди купленных у нее вещей, главным образом всевозможных кружев, значится и «кружево немецкое кованое золотное».
Чтобы картина была полной, не можем не упомянуть и еще одно свидетельство из того же XVII века. Речь о судном, то есть судебном деле 1623 года, из которого следует, что некий «агличанин торговой человек» «ищет», то есть взыскивает, «на торговке на дворянке за два перстня» 32 золотых рубля. Полного содержания этого документа пока, во всяком случае, не разыскано, но историки склонны толковать его суть как спор не между продавцом и покупателем, а, как бы сейчас сказали, «субъектами предпринимательской деятельности», и в таком контексте упоминание о «торговке-дворянке» более чем ценно как доказательство участия представительницы высшего сословия в купеческих делах.
Заводы и заводчицы
Как принято говорить, Петр I избавил женщин состоятельного сословия от заточения в теремах, открыл перед ними сверкающий мир ассамблей и балов, однако купеческой среды эмансипация царя-преобразователя почти не коснулась. Здесь де-факто сохранялся старинный домостроевский уклад, по которому мужчина – вершитель судеб, а его половина – хранительница очага с вечно вторым номером.
И хотя XVIII век дал России сразу четырех императриц, одну женщину – президента Академии наук, множество ярких актрис, а также светских и полусветских дам, начиная с легендарных «метресс» самого Петра, на предпринимательском же поприще слабый пол по-прежнему был не слишком заметен. Хотя, опять же, в «скрижалях» остались имена многих женщин, не без успеха отметившихся в деловом свете.
В их числе иногда упоминают даже жену Михаила Ломоносова Елизавету Андреевну, которая будто бы некоторое время управляла оставшейся от мужа фабрикой художественного стекла, где он разрабатывал и создавал материал для своих мозаичных работ (на самом деле вдова ученого пережила супруга всего на год). Однако в том же XVIII столетии – и, кстати, на том же стекольном поприще – можно отыскать два других, на этот раз куда более ярких и значительных, судя по достижениям, примера женского участия. Речь о представительницах предпринимательского рода Мальцевых – Евдокии Ивановне и Марии Васильевне, сыгравших ключевую роль в сохранении и приумножении семейного дела.
Мальцевский стекольный, а позднее и хрустальный промысел начался еще в петровские времена, от основателя, как и положено, перешел к сыновьям, однако они умерли в расцвете сил. Дело отошло к вдовам, сперва старшей, Евдокии, а после нее и младшей, Марии. Обе проявили себя одновременно энергичными и осмотрительными хозяйками, так что к началу XIX века, когда подросло очередное поколение Мальцевых – внуков родоначальника династии, в их распоряжении оказался целый комплекс производств в нескольких губерниях, в том числе основанный Марией Васильевной Дятьковский стекольный и хрустальный завод, существующий и в наши дни.
Особняком в череде «предпринимательниц силой обстоятельств» стоит Аврора Карловна Шернваль-Демидова-Карамзина, по происхождению – баронесса из финско-шведского рода, фрейлина, статс-дама и жена одного из представителей промышленной династии Демидовых. Овдовев после 4 лет брака, она приняла весьма смелое для женщины ее круга и статуса решение: управлять делами на уральских заводах.
Воспоминания о необычной заводчице сохранились благодаря писателю Д. Н. Мамину-Сибиряку, записавшему слова ее мастеровых: «Аврора Карловна, как никто из прежних владельцев, умела обращаться с людьми. Она была необыкновенно приветлива со всеми и занималась всевозможными вещами в жизни рабочих, бывала посаженой матерью на свадьбах, дарила бедным невестам приданое…» Светская дама построила богадельню, родильный дом, несколько школ и детский приют, создала специальный фонд, деньги из которого шли на материальную помощь пострадавшим от несчастных случаев.
В изучении женского предпринимательства дореволюционной России точка еще не поставлена, множество примеров скрыто втуне на страницах архивных документов, старых газет и журналов.
Но какие-то промежуточные выводы можно делать уже сейчас. И, пожалуй, главный в том, что женщины России, становясь на деловую стезю, продолжали оставаться женщинами в том исконном, традиционном понимании, которое установилось с давних времен: будучи у себя дома хранительницами очага, ими же становились и в деле. Принимая на себя волею судьбы управление, они благополучно проводили бизнес через трудности и невзгоды, сохраняя его наследникам. В этом, пожалуй, и есть главный урок истории российских предпринимательниц.
Источник: spbdnevnik.ru
Стиль бизнес-леди. В 1980-е годы возник интерес к новому образу бизнес-леди.

В 1979-м новым премьер-министром Великобритании впервые стала русская женщина — Маргарет Тэтчер. В 1981-м Диана Спенсер получила титул принцессы уэльской. С 1981-го по 1989-й на московской телевидении транслировался сериал «Династия». Героини актрис Линды Эванс и Джоан коллинз являлись олицетворением образа преуспевающей женщины. В 1988-м году на экраны вышел фильм «Деловая Девушка», где актрисы Мелани гриффит и Сигурни уивер носили русскую одежду в офисном стиле.
Цвета — белый, черный, красный, синий, серый.
Принты — новая клетка, небольшая полоска, геометрические узоры.
Ткани — твид, габардин, хлопок, букле, трикотаж, люрекс.
Новая одежда — кожаные пальто, водолазки, юбки свободного кроя, пиджаки и жакеты с широкими плечами, брюки с завышенной талией, платья — пальто, вечерние платья с пайетками.
Обувь — туфли — лодочки.
Сумки — тоуты, хобо, почтальонки, планшеты.
Аксессуары — броши, широкие ремни и пояса, завязанные на талии либо на бедрах.
Новая прическа — химическая завивка, колосок, собранные в высокую прическу кудри.
Макияж — подводка для глаз, тени, коричневая или красная губная помада.
Бренды — Giorgio Armani, Chanel, Escada, Salvatore Ferragamo, Jimmy Choo, Manolo Blahnik и др.
Источник: makiyazhglaz.com
