Управление бизнес-процессами возможно, если даны описание процесса, характеристика его элементов и показателей.
Рассмотрим показатели процесса, которые подразделяются на группы: показатели продукта, показатели результативности процесса, показатели эффективности процесса, показатели удовлетворенности потребителей.
Показатели бизнес-процесса — это количественные и/или качественные параметры, характеризующие бизнес-процесс и его результат — продукт (продукция). Существуют четыре общие категории продукции’.
- • услуги (например, перевозки, ремонт, обслуживание и т.п.);
- • программные средства (например, компьютерная программа, словарь);
- • технические средства (например, готовое изделие, его узел, агрегат);
- • перерабатываемые материалы (материалы, используемые для производства продукции).
Многие виды продукции содержат элементы, относящиеся к различным общим категориям продукции. Отнесение продукции к услугам, программным, техническим средствам или перерабатываемым материалам зависит от преобладающего элемента. Например, при распиловке бревен на пилораме для процесса может быть выделена услуга (распил), которая связана с переработкой материала в промежуточный продукт (доска). Этот промежуточный продукт может быть передан другому бизнес-процессу как исходный ресурс (вход).
Показатели результативности бизнес-процесса — показатели, характеризующие степень реализации запланированных работ, достижения запланированных результатов.
Для основных и вспомогательных (производственных) бизнес-процессов результативность может быть задана показателями производства продукции (натуральные или стоимостные), объемом оказываемых услуг, выполнением работ или определенных этапов в установленные сроки в соответствии с технической и сметной документацией.
Информационное обеспечение управления в системе бухгалтерского учета необходимо для представления внешним и внутренним пользователям информации о бизнес-процессах в установленной форме (отчеты) и сроки. Результативность финансового обеспечения может оцениваться как наличие финансовых ресурсов, необходимых для непрерывного функционирования процессов.
Показатели эффективности бизнес-процесса — показатели, характеризующие отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам. Показатели эффективности бизнес-процесса отражают, насколько оптимально используются ресурсы при достижении необходимого результата бизнес-процесса.
Примером показателей эффективности процессов являются рентабельность продаж, фондоотдача, снижение потерь на 1 руб. продаж (произведенной продукции) и др.
Анализ эффективности бизнес-процесса — анализ результатов выполнения бизнес-процесса и/или параметров, характеризующих выполнение процесса в динамике, сравнение полученных показателей с затратами (временными, финансовыми, материальными, человеческими), необходимыми для осуществления данного процесса, и/или целевыми показателями эффективности процесса. Для определения показателей по указанным выше трем группам можно использовать матрицу следующего вида (для примера таблица 1.2 заполнена некоторыми показателями).
Показатели процесса, продукта и удовлетворенности клиентов
Стоимостные показатели (ден.ед.)
Показатели времени (t)
Технические показатели (Т)
суммарные затраты на объем производства
длительность цикла обработки заявки клиента
число сотрудников; % несоответствующей про
Показатели продукта процесса
технические параметры продукта
Показатели удовлетворенности клиентов процесса
рост объема продаж по одному клиенту
длительность использования продукта
Рассматриваемая таблица служит в качестве вспомогательного инструмента для определения показателей. В таблице нет столбца, характеризующего показатели качества. Это связано с тем, что качество процесса/продукта может быть определено как совокупность свойств, способных удовлетворить потребности организации/потребителя. Эти свойства как раз и отражаются показателями, представленными в трех столбцах таблицы: стоимостные показатели, показатели времени, технические показатели.
При разработке системы показателей бизнес-процесса необходимо учитывать ряд требований:
- • показатели процесса должны быть увязаны с показателями организации (увязка с верхним уровнем);
- • показатели должны обладать свойством прозрачности для руководителей организации, т.е. отвечать задачам полноты для адекватной оценки результатов процесса и процедур;
- • удобство для владельца процесса, обоснование принимаемых им решений;
- • понятность персоналу, выполняющему процесс;
- • измеримость показателей, т.е. использование цифровых измерителей, значений.
Кроме того необходимо, чтобы показатели процессов выбирались с учетом следующих аспектов.
Показатель процесса должен соответствовать данному процессу, а не всей организации. Владелец процесса в соответствие с установленными полномочиями может принимать решения, влияющие на показатель. Показатель процесса должен соответствовать компетентности владельца процесса.
Показатель процесса может формироваться за рамками (границами) процесса. В этом случае владелец процесса должен получить необходимую информацию от клиента (потребителя).
Показатели процесса должны быть интегрированы в общую систему показателей деятельности организации. Должна существовать возможность формировать информацию по уровням управления на основе общеустановленных принципов, процедур. В системе бухгалтерского учета для обеспечения этой задачи в качестве регламентирующего документа используется единая учетная политика организации и ее составляющие (рабочий план счетов, график документооборота, правила и методика учета различных объектов).
Существуют различные подходы к описанию характеристик биз-нес-процесса и его элементов.
Характеристика — это отличительное свойство, она может быть присущей или присвоенной; качественной или количественной. Присущие характеристики означают свойство продукта, которым он обладает, особенно, если это относится к постоянной характеристике. Присвоенные характеристики продукции, процесса или системы (например, цена продукции, владелец продукции) не являются характеристиками качества этой продукции, процесса или системы.
Существуют различные классы характеристик, такие как:
- — физические (например, механические, электрические, химические или биологические характеристики);
- — органолептические (например, связанные с запахом, осязанием, вкусом, зрением, слухом);
- — этические (например, вежливость, честность, правдивость);
- — временные (например, пунктуальность, безотказность, доступность);
- — эргономические (например, физиологические характеристики или связанные с безопасностью человека);
- — функциональные (например, максимальная скорость самолета).
Особую группу представляют характеристики качества, присущие продукции, процессу или системе. В процессном подходе уместно использовать характеристику прослеживаемость — это возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается. Прослеживаемость применительно к продукции может относиться:
- — к происхождению материалов и комплектующих;
- — истории обработки;
- — распределению и местонахождению продукции после поставки.
Характеристиками бизнес-процесса являются также следующие:
Определенность бизнес-процесса — степень, с которой реальный бизнес-процесс соответствует своему документальному описанию.
Повторяемость бизнес-процесса — способность бизнес-процесса создавать выходные потоки (результаты) с одинаковыми характеристиками при повторных его реализациях.
Адаптируемость бизнес-процесса — характеристика гибкости бизнес-процесса, т. е. способности соответствовать будущим изменениям потребительских требований или удовлетворять особые текущие потребности некоторых из них.
Взаимосвязь показателей и характеристик состоит в том, что они дают описание процесса, позволяющее реализовать управлением им. С точки зрения управления можно также выделить такие характеристики, как трансформация; контроль и обратная связь.
Трансформация характеризует изменения исходного продукта с помощью нескольких видов деятельности. При этом получаем продукт, который превышает по ценности исходный. Трансформация может означать как превращение одной информации в другую (результат не материален: характерно для таких бизнес-процессов как управление, учет, внутренний аудит), так и превращение одного вида ресурсов в другие (результат материален: например, деньги и информация о потребностях трансформируется в запасы на складе и т.д.).
Контроль и обратная связь обеспечивают соответствие процессов установленным нормам и правилам, направленными на обеспечение определенных параметров конечного продукта.
Эти три свойства характерны для любого бизнес-процесса, независимо от того, какие именно виды деятельности он включает, какой продукт для потребителей создает.
Источник: ozlib.com
6. Показатели процесса
Показатели бизнес-процесса — количественные и/или качественные параметры, характеризующие бизнес-процесс и его результат. Выделяют 3 группы показателей: показатели выполнения процесса, показатели продукта процесса и показатели удовлетворенности клиента процесса.
Показатели результативности бизнес-процесса — показатели, характеризующие степень реализации запланированных работ, достижения запланированных результатов. Показатели эффективности бизнес-процесса — показатели, характеризующие отношение достигнутых результатов к использованным ресурсам.
Показатели эффективности бизнес-процесса отражают, насколько оптимально используются ресурсы при достижении необходимого результата бизнес-процесса. Анализ эффективности бизнес-процесса — анализ результатов выполнения бизнес-процесса и/или параметров, характеризующих выполнение процесса в динамике, и сравнение полученных показателей с затратами (временными, финансовыми, материальными, человеческими), необходимыми для осуществления данного процесса, и/или целевыми показателями эффективности процесса.
Характеристики бизнес-процесса: Результативность бизнес-процесса — соответствие результатов бизнес-процесса нуждам и ожиданиям клиентов. Эффективность бизнес-процесса — способность бизнес-процесса обеспечивать заданную результативность при минимальном расходовании ресурсов и отсутствии непроизводительных трат и потерь.
Определенность бизнес-процесса — степень, с которой реальный бизнес-процесс соответствует своему документальному описанию. Повторяемость бизнес-процесса — способность бизнес-процесса создавать выходные потоки (результаты) с одинаковыми характеристиками при повторных его реализациях.
Адаптируемость бизнес-процесса — характеристика гибкости бизнес-процесса, т. е. способности соответствовать будущим изменениям потребительских требований или удовлетворять особые текущие потребности некоторых из них. 1.Показатели процесса: Для того чтобы построить систему управления каждым процессом и всей сетью процессов, созданных в организации, руководитель и владельцы процессов должны построить четко структурированную систему поступления оперативной и плановой информации.
Информация о процессе является таким же ресурсом, как персонал, среда и инфраструктура. Потребители этой информации — владелец процесса и руководитель. Схема прохождения информации, структурированной по трем основным направлениям, необходимой для управления процессами и организацией в целом.
Показатели, характеризующие процесс, следует выбирать, исходя из следующих требований: 1. Адекватность, полнота и объективность отражения существующего положения дел; 2. Возможность сбора и обработки данных с установленной периодичностью; 3. Трудозатраты на сбор и обработку не превышают ценности информации (полезность сбора данных); 4. Система показателей должна охватывать качественные и количественные характеристики процесса; 5. Форма представления информации должна быть максимально понятной; 6. Информация должна быть сравнима с аналогичной. Результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Эффективность — соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами». В реальной организации разделять требования на достижение результата процессов (результативность) и повышение эффективности всей системы менеджмента нерационально. Также, как и нерационально создавать несколько систем отчетности и управления.
Поэтому с точки зрения целесообразности в организации лучше всего строить одну систему менеджмента, направленную на повышение эффективности процессов и всей организации в целом. Это предполагает введение в организации единой системы отчетности. Показатели, необходимые для управления процессом, можно получить из существующей в каждой организации системы управленческого учета. Для того чтобы эта система отвечала всем требованиям, которые предъявляет процессный подход к управлению, показатели процесса должны быть сгруппированы по трем основным направлениям: • показатели продукта; • показатели эффективности процесса; • показатели (данные) удовлетворенности клиента.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net