В настоящее время ни одна компания не может нормально функционировать в системе рыночных отношений без развития маркетинговых исследований. Это связано с тем, что, как известно, потребности людей безграничны, а корпоративные ресурсы ограничены. У каждого предмета есть свои потребности, которые не всегда могут быть удовлетворены качественно.
Каждому нужен свой индивидуальный подход. Поэтому в новых условиях компания, способная наиболее точно определить и уловить разнообразие вкусов, выживет. Вот тут и появляется маркетинг.
В настоящее время маркетинговые исследования как глобальная функция управления информацией предприятия в рыночных условиях дают предпринимателю, любому бизнесмену набор практически апробированных рецептов для достижения положительных коммерческих результатов хозяйственной деятельности в рыночных нишах с ограниченными рисками. То есть, прежде всего, определенная последовательность аналитической работы; выход на наиболее благоприятные сегменты рынка, формирование меняющихся факторов внешней среды, в том числе потребительского поведения, подавление деятельности конкурентов легальными методами, создание благоприятного имиджа предприятия и всей его деятельности в глазах общественности.
Маркетинговые данные, полученные в результате маркетинговых исследований, и внутренний потенциал предприятия являются основой для принятия решений о расширении или ограничении производства, модернизации продукции или выходе из производства.
Однако проблемы сбора и анализа маркетинговых данных и, самое главное, их продуктивного применения далеко не всегда просты для большинства российских менеджеров и требуют профессиональных подходов к их решению.
Обследование как метод сбора данных в количественных исследованиях
Методы исследования, используемые в маркетинге, делятся на две широкие группы: количественные и качественные. Принципиальное различие между этими категориями заключается в том, что количественные методы исследования касаются количественных характеристик исследуемых популяций, которые поддаются статистическому анализу. В отличие от этого, методы качественного исследования касаются характеристик исследуемых объектов и явлений, выраженных в качественных категориях, которые не подходят для статистического анализа.
Количественные исследования являются основным инструментом получения необходимой информации для планирования и принятия решений, когда уже сформированы необходимые гипотезы о потребительском поведении. Методы количественного исследования всегда основываются на четких математических и статистических моделях, которые приводят к точным количественным (числовым) значениям исследуемых показателей, а не на мнениях и предположениях. На основе результатов количественных исследований можно рассчитать необходимые объемы производства, рентабельность, ценообразование, параметры продукции, найти незанятые ниши рынка и многое другое. Основным преимуществом количественных исследований является то, что они снижают риск принятия неверных решений и выбора неточных параметров планирования. Уверенность знать все о рынке даже без исследований часто оказывается недостаточно продуманной и недостаточно эффективной на рынке и напоминает метод проб и ошибок.
Риск Лекция 2 Количественные и качественные методы оценки риска
Особенность этой группы методов заключается в высоком уровне их формализации, т.е. используемый инструмент состоит из переменных, заранее определенных исследователем, он достаточно «жесткий» и практически не может быть изменен в рамках уже запущенного проекта. Высокая степень формализации количественных методов сопровождается их ориентированностью на массовый сбор первичных данных и их статистическую обработку. В применении количественных методов сбора информации отправной точкой являются рамки выборки (выборка) и принцип репрезентативности.
Количественное исследование является наиболее подходящим способом количественной оценки: емкость рынка и структура спроса и предложения; объем продаж участников рынка; перспективы развития продукта; эффективность различных видов деятельности предприятий по поддержке и продвижению продукта; направления развития продуктового портфеля и его отдельных составляющих; эффективность промо-акций; эффективность дистрибьюторской сети; реакция потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.
Оценка рисков на предприятии: количественные и качественные методы
Статья раскрывает определение и дает краткие характеристики методов оценки рисков на предприятии, описывает основные отличительные особенности и состав количественных и качественных методов оценки рисков.
Что такое оценка рисков
Оценка рисков – комплекс аналитических действий и исследований, при помощи которого осуществляется прогнозирование вероятности получения дополнительного дохода или потерь в выручке по причине возникновения рисковых ситуаций.
Основной элемент, используемый при принятии решений – это степень риска, как вероятность наступления негативных последствий от его возникновения, в виде потерянных доходов или других вредных последствий для бизнеса.
Виды степени риска:
- допустимый – существует угроза отсутствия прибыли от реализации проекта в случае наступления риска;
- критический – существует угроза отсутствия выручки вообще, что приведет к необходимости покрытия затрат за счет собственных средств владельца бизнеса;
- катастрофический – когда наступление риска повлечет банкротство, разорение и ли даже отграничение свободы предпринимателя.
Оценка рисков может производиться в абсолютном и относительном выражении:
- абсолютное выражение – величина потерь в виде материальных ресурсов или денежных средств;
- относительное выражение – отношение величины ущерба к базовому показателю, который используется для оценки имущественного состояния компании или затрат не реализацию/доходов от реализации конкретного проекта.
В любом случае, для оценки риска используют определенные плановые показатели, отклонение от которых и определяет величину полученного ущерба.
Оценка рисков предприятия дает возможность использовать имеющейся потенциал и предотвращать наступление недопустимых последствий в виде ущерба. Чтобы разработать инвестиционный проект, учитывающий основные рисковые моменты бизнеса, скачайте с нашего сайта полноценный готовый бизнес-план, включающий расчеты основных экономических и финансовых показателей. В качестве альтернативного варианта вы можете заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором будут учтены особенности создания предприятия или компании и ее деятельности в выбранной экономической отрасли.
Оценка кредитных, финансовых и прочих видов рисков
Классификация основных видов рисков:
- Финансовые – возможные потери финансовых средств:
- инфляционные и дефляционные,
- валютные,
- риски ликвидности.
- Инвестиционные – потери в процессе инвестиционной деятельности:
- снижения финансовой устойчивости;
- упущенной выгоды;
- снижения доходности
- прямых финансовых потерь.
- кредитные.
- Операционные или организационные – связанные с основной деятельностью компании:
- авансовые;
- оборотные риски.
- прочие риски текущей деятельности.
Источник информации, используемые для оценки рисков предприятия:
- бухгалтерская и финансовая отчетность;
- штатная структура и расписание;
- карты технологических процессов;
- договоры, контракты и прочие элементы оформления взаимодействия с контрагентами;
- себестоимость товаров и услуг;
- стратегический план маркетинга.
Оценка рисков предприятия проводится в два этапа:
- Качественная оценка, в процессе которой выявляются:
- потенциальные зоны и процессы возникновения риска;
- виды рисков, возникающих в процессе работы;
- потенциальные выгоды или негативные последствия наступления каждого их определенных видов рисковых переменных.
Плюс подхода – общая картина рисковой составляющей реализации того или иного проекта. Уже по количеству рисков менеджер или владелец может отказаться от его исполнения.
- Количественная оценка, которая основана на результатах качественного анализа. Позволяет произвести вычисления степени вероятности наступления каждого риска, и оцифровать его влияние в виде получаемых выгод или убытков, которые буду понесены.
Завершающим этапом количественного анализа является план контрмер, которые позволяют снизить негативные последствия наступления рисков. Этот метод оценки рисков широко использует теорию вероятности, математической статистики и исследования операций в качестве инструментария для осуществления всех расчетов.
В следующих разделах рассмотрим эти методы оценки рисков на предприятии подробнее.
Кстати, советуем вам обратить внимание еще на статью: Маржинальность: как рассчитать, виды. Знать этот показатель также немаловажно при оценке рисков предприятия.
Качественные методы оценки рисков
Качественные методы оценки рисков позволяют:
- определить виды рисков и источники их возникновения;
- выделить причины и факторы, влияющие на их появление;
- описать природу влияния и рассчитать стоимость возможных доходов или убытков в случае наступления риска;
- описать действий, направленных на минимизацию негативных эффектов и максимизацию положительных.
Характеристики каждого вида риска, рассматриваемые с точки зрения метода качественного анализа:
- истоки и истинные причины возникновения рассматриваемой разновидности риска;
- описание негативных последствий, которые гипотетически могут наступить в случае вероятной реализации этого риска;
- какие мероприятия смогут минимизировать вероятность наступления риска или снизить степень влияния его негативных последствий.
Ключевые результаты применения метода качественного анализа рисков:
- список конкретных исков, причин их возникновения и проблемные процессы, проекты и области деятельности компании, несущие высокую вероятность проявления негативных последствий рисков;
- натуральная и стоимостная оценка возможных последствий от наступления событий, связанных с описанными рисками;
- стратегический план по управлению рисками, рассматривающий инструменты нивелирования и предотвращения негативных последствий.
Помимо этого, метод позволяет получить важные дополнительные результаты, выраженные в определении пограничных значений вероятных изменений всех переменных факторов проекта, которые оцениваются с точки зрения их рисковой составляющей.
В результате применения метода, руководитель, владелец бизнеса или управляющий имеет данные, которые позволяют провести предварительную оценку рисковой нагрузки того или иного проекта, а также предусмотреть те последствия, которые будут получены в результате реализации проекта, при условии наступления гипотетических рисков. Даже на этом этапе возможно осуществить выбор и закрыть ряд направлений или проектов просто потому, что количество рисковых переменных для них превышает разумные и безопасные пределы.
Кроме того, при оценке рисков используется также определение точки безубыточности в натуральном и денежном выражении. Однако этот метод можно уже отнести к следующей группе рисков, которые можно определить в количественной оценке.
Количественная оценка рисков проектов
Количественная оценка риска проектов заключается в определении числовых параметров наступления отдельных и общехозяйственного риска для проектов, направлений деятельности и компании в целом.
Наиболее распространенные методы количественной оценки рисков:
- Статистический. Проводится анализ всех статистических данных, использующихся для оценки результативности планируемых предприятий, с целью определения вероятности наступления потерь в результате рискового события. Плюсы этого метода количественной оценки рисков:
- возможность формирования и просчета нескольких сценариев развития событий;
- учитывает различные факторы риска в рамках одного подхода;
- учет различных форм уязвимости ми подверженности проектов рискам, в зависимости от их направленности.
Минус: полученные вероятностные характеристики событий и последствий не всегда имеют практическую применимость.
- Анализ целесообразности затрат. Этот метод оценки риска ориентирован на выявление потенциальных проблемных зон, в которых возможен перерасход финансовых ресурсов, под влиянием следующих рисковых факторов:
- некорректная оценка стоимости реализации проекта;
- различия в границах проектирования;
- различия плановой и фактической производительности;
- различные факторы, повысившие стоимость реализации проекта.
- Метод экспертных оценок. Этот метод скорее относится к качественным, но используется и как основа количественного анализа рисков. Его суть – это сбор и оценка экспертных мнений о вероятностях наступления того или иного риска. Сферы и условия применения метода:
- количество данных для построения исходных динамических рядов недостаточно для оценки экономико-статистическими методами;
- реляционные связи между факторами и показателями не поддаются статистической оценке и математическому моделированию;
- неполные наборы входных данных и параметров проекта;
- форс- мажорные ситуации, требующие быстрых
- Аналитический метод – построение рядов распределения вероятностей наступления событий и моделирование возможных стоимостных выражений эффекта от них;
- Использование аналогов. Сравнение аналогичных проектов и полученных результатов, выделение успешных и неуспешных практик и формирование опыта снижения вероятности наступления негативных рисков.
Стартуя в новом проекте, не обойтись без бизнес-плана в сфере строительства жилой и коммерческой недвижимости, например, или любого другого бизнес-плана.
Современные методы оценки рисков на предприятии позволяют превратить рисковые факторы в дополнительные критерии успешности и формирования добавленной стоимости бизнеса. Грамотный старт обеспечит инвестиционный проект, который вы можете скачать на нашем сайте, в виде полноценного структурированного бизнес-плана, с основными расчетами финансовых и экономических показателей эффективности и оценкой существующих рисков. Он даст возможность реализации бизнес идеи и привлечения внешнего инвестирования. Также у вас есть отличная возможность заказать индивидуальный бизнес-план «под ключ», в котором раскроется больше специфических моментов организации бизнеса в вашей отрасли.
Источник: plan-pro.ru
Количественные методы оценки бизнеса
- Главная
- Наша библиотека
- Статьи
- Учебники и пособия
- Монографии
- Обзоры на книги
- Маркетинговые исследования
- Готовые бизнес-планы
- О журнале
- Опубликовать статью
- Оформление статьи
- Стоимость и сроки публикации
- Порядок рецензирования
- Статьи
- Контакты
- Главная
- Инвестиционный менеджмент
- Количественные методы оценки эффективности проектов
Количественные методы оценки эффективности проектов
Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.
Различаются следующие показатели эффективности инвестиционного проекта:
— показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
— показатели бюджетной эффективности, отражающие финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
— показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать экономическую эффективность.
Оценка предстоящих затрат и результатов при определении эффективности инвестиционного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом:
— продолжительности создания, эксплуатации и (при необходимости) ликвидации объекта;
— средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования;
— достижения заданных характеристик прибыли (массы и (или) нормы прибыли и т.д.);
Горизонт расчета измеряется количеством шагов расчета. Шагом расчета при определении показателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть: месяц, квартал или год.
В нынешнем переходном периоде российской экономики при высокой инфляции депозитный процент по вкладам не определяет реальную цену денег.
Выходные данные учебника:
Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.
Источник: port-u.ru