Актуальность исследования темы обусловлена социально-экономической значимостью, а так же ее востребованностью и важностью в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ). ЖКХ — важнейшая социально-экономическая сфера народного хозяйства, сложный многоотраслевой производственно-технический комплекс. В систему ЖКХ входят предприятия, обеспечивающие: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство, водоснабжение и водоотведение, коммунальную энергетику (электро-, тепло-, газоснабжение), внешнее городское благоустройство, включающее дорожно-мостовое хозяйство, санитарную очистку, зелёное хозяйство (озеленение населённых пунктов, цветоводство), коммунально-бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание), гостиничное хозяйство, сбор и утилизацию бытовых и промышленных отходов — в целом насчитывается более 30 видов услуг.
Сегодня трудно назвать какую-то другую отрасль нашей экономики, которая бы вызывала столько споров и суждений как жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется целым рядом причин.
С чего начать бизнес в ЖКХ
Несмотря на кажущееся внимание к нему в советский период для него было характерно остаточное финансирование, которое приводило к нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного строительства. Жилой фонд страны нуждался в более высококачественном обслуживании. Негативная ситуация, возникающая здесь, вела к более высоким темпам физического износа жилых зданий. Кризис экономики в целом нарастал одновременно с кризисом жилищно-коммунального хозяйства, которое потеряло даже те немногие средства, которые оно получало от государства.
Жилищно-коммунальное хозяйство города — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами.
Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами – один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Предприятия, входящие в жилищно-коммунальный комплекс, – поставщики ресурсов, управляющие и подрядные организации, органы регионального управления и местного самоуправления – должны согласовывать свои действия в целях повышения качества жилищно-коммунального обслуживания.
Важнейшим аспектом является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКХ.
Актуальность выбранной темы исследования в настоящей работе обусловлена тем, что именно управляющие компании являются посредниками между службами города и жильцами. Именно от того, насколько успешно и слаженно функционирует компания зависит уровень жизни граждан.
Специфика управляющих компаний состоит в их многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ.
Революция в сфере ЖКХ. Про бизнес
Жилищно-коммунальное хозяйство в современном понимании представляет собой совокупность существующих жилищного и коммунального секторов городского хозяйства, связанного с основными формами воспроизводственного процесса (капитальный ремонт, модернизация, реконструкция, реновация). Функционирование ЖКХ — это обеспечение сохранности и эффективного использования жилищного фонда (многоквартирных домов) и обеспечения его жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшего повышения уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципальных образований, общего комфорта проживания.
Преобразования в жилищно-коммунальной сфере изначально были направлены на преодоление кризисных явлений в системе жилищно-коммунального хозяйства. Существующее состояние жилищно-коммунального хозяйства обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. На управляющие компании в сфере ЖКХ как на основной и наиболее соответствующий рыночной экономике механизм управления жилищным фондом страны возлагаются наибольшая ответственность и надежды по преодолению кризисной ситуации в отрасли.
Управляющая организация в качестве исполнителя целого комплекса жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) является базовым связующим звеном между потребителями ЖКУ и подрядчиками жилищных услуг, а также поставщиками коммунальных ресурсов. Неся ответственность перед гражданами за бесперебойное и качественное предоставление ЖКУ, система управляющих организаций составляет экономический стержень всего жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому разработка практических методов совершенствования организационно-экономической деятельности управляющих компаний в качестве научного исследования является наиболее актуальной для развития жилищной сферы.
Целью данной курсовой работы является изучить место малого бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства и способы управления многоквартирными домами.
Задачами курсовой работы в связи с указанной целью являются:
1. изучить структуризацию сферы ЖКХ;
2. исследовать наиболее привлекательные виды услуг для развития малых предприятий в сфере ЖКХ;
3. изучить понятия и цели управления многоквартирным домом;
3. рассмотреть способы управления многоквартирным домом.
Предполагаемые источники информации:
— Жилищный кодекс Российской Федерации;
— Корнилова Н.В. О способах управления многоквартирным домом /Н.В. Корнилова – 2007 г.;
— Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие 2006 г.;
— Эффективное управление жилым домом / Виталий Субботин Издательство: Вершина , 2008 г.;
Источник: student-files.ru
Развитие предпринимательства в жилищно-коммунальной сфере территории
Переход к рынку обострил проблему эффектности функционирования отраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Существующее положение усугубляет высокий уровень монополизации в системе ЖКХ, бесконтрольная тарифная политика на услуги, неэффективная система управления.
ЖКХ сейчас — это устаревшие, а чаще и вовсе отсутствующие технологии и оборудование, большая затратность производства тепла и воды, неэффективные системы их транспортировки к потребителям. Отсутствие конкуренции в ЖКХ формирует затратную природу функционирования отрасли.
Развитие рыночных отношений способствует возникновению малых предприятий: их быстрая адаптация к рынку, предприимчивость и инициативность в развитии инновационного процесса не требуют значительных материальных, кадровых и организационных затрат. Поэтому создание ее условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства – одна из важнейших задач. В настоящее же время участие субъектов малого предпринимательства в работе жилищно-коммунального хозяйства города является весьма ограниченным. Появление на рынке частного предпринимательства изменило методы и механизмы государственного регулирования в сфере ЖКХ, да и формы государственного предпринимательства существенно изменились.
Объектом предпринимательской деятельности являются товары, продукты, услуги.
Субъектом предпринимательской деятельности являются предприниматели всех форм собственности, потребители товаров, услуг, наемные работники, государственные и муниципальные предприятия и органы управления, государство в целом.
Для перспективного развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо объединить субъекты предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ и профессиональных участников рынка жилищных и коммунальных услуг, ТСЖ, ЖСК и управляющих компаний в саморегулируемую организацию, чтобы с помощью общественной энергии, профессионализма и компетенции создать общественно значимый и саморегулируемый рынок жилищных и коммунальных услуг.
Основными принципами, на которых основана предпринимательская деятельность, являются следующие: свобода предпринимательской деятельности, поддержание единого экономического пространства на территории, признание многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты, поддержание конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, законность, государственное регулирование предпринимательской деятельности, государственная защита и поддержка предпринимательской деятельности.
Объекты, субъекты и принципы предпринимательской деятельности актуальны в ЖКХ.
Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли. Каждый из участников предпринимательской деятельности преследует свои цели, и они не совпадают с целями других участников.
Так, государство, поддерживая предпринимательскую деятельность, преследует следующие цели: повышение качества жизни населения; создание среднего класса, являющегося основой общества; создание новых рабочих мест; повышение эффективности производства товаров и услуг за счет частной инициативы и инновационной компоненты предпринимательства. Одинаковые цели преследуют предприниматель и предпринимательская структура: повышение экономической эффективности; удовлетворение своих материальных и социальных потребностей.
Цели персонала предпринимательской структуры — достижение экономического благополучия и сохранения рабочих мест. У государственных и муниципальных предприятий целью являются: эффективное развитие предприятия за счет применения инновационных технологий, процессов, товаров и услуг, созданных предпринимательским структурами; получение дополнительного экономического эффекта за счет внедрения элементов предпринимательства. Руководство государственных и муниципальных предприятий ставит своей целью повышение конкурентоспособности предприятия и удовлетворение своих материальных и социальных проблем. А целью персонала этих предприятий является сохранение рабочих мест и удовлетворение своих материальных и социальных потребностей. Целями потребителей товаров и услуг являются: извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг; устойчивое удовлетворение потребностей в товарах и услугах высокого качества; повышение доступности товаров и услуг в соответствии с платежеспособным спросом потребностей.
Сохранение баланса интересов всех участников предпринимательской деятельности является задачей государственного регулирования рыночной экономики, имеющей важное социальное значение. Все эти цели и выводы справедливы и для ЖКХ.
Все перечисленные задачи актуальны и для предпринимательских структур жилищно-коммунального хозяйства, для которого существуют и специфические задачи ЖКХ: повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, услуг транспорта и связи; расширение ассортимента жилищно-коммунальных услуг транспорта и связи; обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и предпринимательских структур.
Проблемы развития предпринимательства в нашей стране независимо от сферы национальной экономики состоят в следующем: отсутствие стартового капитала и практически невозможность его получения, сложность регистрации, сложность получения помещений и приобретения оборудования, неэффективная налоговая политика государства, отсутствие реальной государственной поддержки, незащищенность от риска, отсутствие опыта и знаний.
Все указанные проблемы актуальны для предпринимательской деятельности в ЖКХ, но специфика развития ЖКК определяет и свои, специфические проблемы развития предпринимательства в этой сфере. Одна из главных проблем — недостаточность бюджетного финансирования ЖКХ. Также ЖКХ при всей стабильности отталкивает предпринимателя по следующим причинам: большая «затратность» производства товаров и услуг, высокая стоимость капитального строительства, долгий срок окупаемости инвестиционных проектов, нестабильность тарифной политики, недостаточная прозрачность финансовых потоков, отсутствие льготной системы кредитования, коррупция, неэффективные конкурсы на получение подряда (выборы заранее выбранной организации), недостаточное количество заказчиков, налогообложение, нерентабельность бизнеса.
Все эти проблемы возникают перед инвестором, решившим войти в коммунальный бизнес. Эта проблемы существуют в ЖКХ давно и решение их бизнесмен должен взять на себя. Одним из механизмов привлечения частного капитала в ЖКХ стал закон «O концессионных соглашениях». Этот закон позволяет привлекать в жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, дорожное строительство, социальную сферу ежегодно около 3 млрд. долларов. Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на основе концессионных механизмов при реализации договорных отношений между частным бизнесом и государством в мировую экономику инвестируется более 80 млрд. долларов.
Следует отметить, что сегодня управлением и эксплуатацией жилищного фонда занимаются в основном государственные организации, а количество частных фирм в стране, занимающихся этой деятельностью, значительно меньше количества муниципальных предприятий и организаций.
От лица собственников государственного жилищного фонда на рынке выступают специализированные подразделения или структуры органов государственной власти (жилищные комитеты, жилищные агентства, комитеты по управлению государственным имуществом и т.п.), а также ОАО «Жилкомсервис» (управляющие в организации), которым передается в управление жилищный фонд.
В целях обеспечения условий для привлечено частного бизнеса в жилищную и коммунальную сферы необходимо: финансовое оздоровление предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса; законодательное установление единого порядка тарифного регулирования; перевод отдельных видов услуг на самоокупаемость; проведение детального анализа системы управления жилищным и коммунальным комплексами муниципальных образований; создание рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом.
Можно сделать вывод, что предпосылки развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на всю сложность ситуации, существуют и состоят в следующем: оформляется нормативно-правовая база в сфере деятельности предпринимательских структур ЖКХ; активно происходит процесс приватизации государственной муниципальной собственности; в качестве субъектов рынка ЖКХ формируются предпринимательские структуры в формате государственно-частного партнерства; в качестве субъектов рынка ЖКХ появляются новые частные структуры: товарищества собственников жилья, управляющие, эксплуатирующие и обслуживающие организации и их объединения; в качестве субъектов рынка ЖКХ формируются и развиваются предприятия малого и среднего бизнеса; формируются и развиваются конкурентные отношения среди субъектов рынка ЖКХ; активизируется роль населения как собственника жилья и субъекта рынка ЖКХ.
Выявление, формулирование и открытое обсуждение на всех уровнях указанных проблем и недостатков развития предпринимательства в сфере ЖКХ является залогом их успешного решения и создания эффективной предпринимательской среды.
Источник: be5.biz
Бизнес-завтрак «Коммунальное хозяйство. Как сохранить и преумножить деньги? Советы юристов»
26 апреля ведущие специалисты МКА «Арбат» поделились полезными советами с собственниками и управленцами ресурсоснабжающих организаций во время закрытого бизнес-завтрака «Коммунальное хозяйство. Как сохранить и преумножить деньги? Советы юристов»
2 часа актуального контента
Работающие рекомендации
Реальные кейсы
Спикеры-практики
За вкусным завтраком мы обсудили много важных тем, спикеры ответили на вопросы о банкротстве и его правовых последствиях, привели примеры из личной судебной практики по делам с участием ресурсонабжающей организации.
На бизнес-завтраке были подняты интересущие РСО темы, в частности о субсидиарной ответственности руководителей и бенефициаров, о том, как получить субсидии в коммунальном хозяйстве, а также об особенностях установления сервитута для размещения сетевых объектов ресурсоснабжающих организаций.
С докладами выступили Алексей Симоненко (руководитель банкротной практики МКА «Арбат»), Сергей Сергеев (руководитель практики «Коммунальное хозяйство, энергетика и управление недвижимостью» МКА «Арбат»), Андрей Астафуров (руководитель налоговой практики МКА «Арбат», руководитель практики «АПК и сельское хозяйство»), Юрий Нетреба (руководитель практики судебной защиты МКА «Арбат»), Мария Экзархо (ведущий юрист МКА «Арбат»), Александра Тарасова (ведущий юрист МКА «Арбат»).