После 24 февраля логистика стала головной болью российского бизнеса. Привычные цепочки поставок разрушились, торговля даже с дружественными странами усложнилась, да и параллельный импорт потребовал новых маршрутов. Вот почему толковые логисты сейчас крайне востребованы. О каких минусах нужно знать перед тем, как сделать поставки своей работой? Рассказывают игроки рынка.
Нельзя отключить телефон и абстрагироваться от работы даже в отпуске
Мнение эксперта
Максим Курченков
руководитель службы доставки Planeta.ru
Главный минус — это то, что нужно быть всегда на связи и сложно абстрагироваться от работы. Мой антирекорд в этом смысле — звонок от курьера в 6 утра. Могут звонить в отпуске в 11 вечера. При этом нужно не просто всегда быть на связи, но и уметь принимать сложные решения в моменте.
Например, когда мне сообщают, что потерялась посылка (а в работе логистических служб такое может случаться), я в первую очередь должен решить, как компенсировать потерю заказчику, а во вторую очередь — просчитать, где могла случиться ошибка. Редко звонят или пишут, чтобы поблагодарить. Хорошо выполненная работа воспринимается заказчиком как должное, а ошибка несёт шквал недовольных звонков.
БИЗНЕС-ПЛАН ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
Мнение эксперта
Анна Васина
руководитель Центра управления перевозками «Байкал-Сервис ТК»
Работа занимает большую часть моей жизни, все перевозки — процесс круглосуточный, в режиме 24/7. Только в начале января есть несколько дней, когда машины останавливаются. А так это процесс беспрерывный и ты в него всегда вовлечён.
Основное правило — быть готовым включиться в процесс в любой момент, когда этого требуют обстоятельства, вне зависимости от дня недели и времени суток. Всегда надо быть в курсе происходящего или иметь возможность быстро в него погрузиться.
Результат во многом зависит от других, и профессия не слишком престижна
Мнение эксперта
Максим Курченков
руководитель службы доставки Planeta.ru
Логистика — это сложная система, и один из дополнительных минусов в том, что результат работы часто зависит не только от тебя. Заказ нужно принять у поставщика, зафиксировать в CRM, тщательно упаковать, отправить получателю почтовой службой или передать курьеру. В этой цепочке завязано много разных людей, работа которых влияет на общий результат.
В логистике отсутствует творческая составляющая, всё регламентировано, чётко, тут может быть минимум креатива. Ну и финальным минусом я бы назвал отсутствие престижа профессии. Логист — это собирательный образ. Это одновременно и упаковщик, и человек, выстраивающий архитектуру работы отдела.
Долго думаешь — получаешь убытки
Мнение эксперта
Олег Штайнагель
директор департамента логистики Fix Price
Логистика — это кровеносная система бизнеса, который построен на доставке товаров. Любое нарушение логистической цепочки чревато задержками поставок и колоссальными убытками.
С момента начала пандемии и до сегодняшнего дня сфера логистики претерпевает огромные изменения, с которыми не сталкивалась уже очень давно. Фактически все маршруты необходимо пересматривать, а уже привычные пути поставок становятся недоступными.
Бизнес-план транспортной компании. Бизнес на грузоперевозках. Транспорт, логистика, как бизнес-идея!
Вот почему логист должен уметь быстро и легко адаптироваться к любым условиям, которые возникают на рынке. Важна скорость реакции и умение оперативно перестроить тот или иной маршрут. Тут пригодятся железные нервы и способность с холодной головой принимать решения.
Работа монотонная, но упустишь мелкую деталь — не оберешься негатива
Мнение эксперта
Мирсаитов Ильдар
операционный директор службы доставки Dalli
Работа логистом подразумевает достаточно монотонную работу, требующую высокую концентрацию внимания. А такой формат далеко не всем подходит.
Логист как оператор доставки даже при наличии современных программ для маршрутизации должен понимать специфику построения маршрутов и досконально знать районы планирования: из какого района в какой точно не стоит переносить маршрут, например, есть ли там железнодорожные пути/эстакады и как они влияют на скорость передвижения курьера, какой маршрут будет самым оптимальным до той или иной точки.
Если не обладать такими знаниями, то будь готов к постоянному негативу от курьеров, поскольку они будут не успевать довозить заказы в интервал, начнёт заваливаться вся доставка.
Постоянно ждёшь форс-мажора и стрессуешь
Мнение эксперта
Мирсаитов Ильдар
операционный директор службы доставки Dalli
Постоянная готовность к форс-мажору — это очень важно. По опыту могу сказать, что самые большие проблемы возникают как раз-таки в нерабочее время. Цепочка доставки состоит из множества отдельных операций. Сбой на любом участке может завалить весь процесс.
Как правило, времени на решение либо крайне мало, либо его нет вовсе. Например, поломка магистральной машины в дороге может привести к сбою работы целого филиала на весь следующий день. Поэтому сказать, что все знаю и удивить меня невозможно — это точно не про логистику.
Не помню, кто первый из коллег сравнил логистику с фразой Льюиса Кэрролла, но эта фраза очень точно отражает ее суть: «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. Чтобы куда-то попасть, нужно бежать по крайней мере вдвое быстрее». От себя я бы добавил, что отдельные участки «забега» проходят по минному полю.
Коллаж: «Секрет фирмы», freepik.com
Источник: secretmag.ru
Бизнес план компании по логистики
Сегодня в связи с ростом товарооборота как внутри страны, так и с соседними странами, все большую популярность приобретают логистические центры. Они могут быть представлены как в формате небольших складов, так и в формате больших автоматизированных центров. Также стоит отметить, что данный бизнес пользуется большим спросом у инвесторов, которые заинтересованы во вложениях в коммерческую недвижимость. В результате, под хороший инвестиционный проект возможно привлечь большой объем средств.
Для организации логистического центра потребуется приобрести земельный участок, а также построить сам центр. Также, чтобы организовать бизнес подобного масштаба, потребуется нанять опытную команду.
На этапе открытия логистический центр будет сотрудничать только с юридическими лицами. Среднее количество клиентов в месяц составит около 100 компаний. Каждая из них будет арендовать около 100 м2. Этот показатель может варьироваться в зависимости от потребностей клиентов. Стоимость хранения товаров компаний в месяц в расчете на 1 м2 составит 800 рублей. При подобных значениях, финансовые показатели проекта будут следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 243 053 000 рублей;
Ежемесячная прибыль — 5 200 000 рублей;
Точка безубыточности — 3 месяца;
Срок окупаемости — 25 месяцев.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В связи с ростом российской экономики и импорта товаров из других стран все большее количество транспортных и торговых компаний прибегает к использованию логистических центров. Это связано со многими факторами. Во-первых, это сервис, который предоставляют центры. Они могут обеспечить надежное хранение, которое будет соответствовать всем требованиям. Во-вторых, это возможность сосредоточить все объемы продукции в одном месте, что сокращает затраты на логистику.
Сами логистические центры представляют собой складские помещения с развитой инфраструктурой для разгрузки и загрузки, оказывающие услуги юридическим лицам. При этом логистические центры могут оказывать различные виды услуг:
- Складское (ответственное) хранение
- Транспортно-логистические услуги (в случае наличия собственных транспортных средств)
- Торгово-логистические услуги (отгрузка товаров покупателям).
Наиболее часто предоставляются услуги по складскому хранению. Основным же фактором, определяющим успех логистического центра, является качество предоставляемых услуг. Это выражается в скорости обслуживания, наличии технических решений для клиента, быстрого документооборота.
Первоначально для организации центра потребуется найти земельный участок. Минимальная площадь составляет 200 гектаров. Покупать участок лучше всего возле крупных транспортных магистралей или развязок возле городов. Следующим этапом потребуется возвести сам центр. Для этого лучше всего привлечь крупную строительную компанию по возведению быстровозводимых зданий.
Общая площадь центра составит 60 000 м2.
Чтобы центр оказывал полный спектр складских услуг и разгрузочно-погрузочных работ необходимо приобрести следующее оборудование:
- Касса
- Офисная мебель
- Канцелярия
- Гидравлическая тележка
- Вилочный погрузчик
- Ноутбук
- Принтер
Данное оборудование позволит полностью обеспечить деятельность центра и его сотрудников.
Помимо организационных моментов логистическому центру потребуется получить разрешение пожарной инспекции на ввод здания в эксплуатацию. Для того, чтобы работать с международными компаниями потребуется пройти международную сертификацию и получить сертификаты качества.
Ключевыми клиентами логистического центра являются коммерческие организации. Они размещают свою продукцию на временное хранение. К коммерческим организациям могут относиться:
- Торговые компании
- Транспортные компании, которые осуществляют разгрузку товаров на передержку.
- Экспедиторские компании, которые размещают продукцию на хранение от 1 до 2 дней.
Рейсы в цифре: как автоматизация логистики поможет сэкономить миллионы рублей
Новые конкурентные преимущества, снижение рисков и повышение контроля над бизнес-процессами — что еще предлагают цифровые логистические сервисы? Разбираемся в этом вместе с компанией «Умная логистика».
«О необходимости цифровизации управления поставками много говорилось и раньше. В прошлом году компании от слов перешли к делу,— говорит Ольга Бабаева, директор по развитию IT-компании «Умная логистика». — Автоматизация стала особенно актуальной в связи с переходом компаний на удаленную работу». В 2019 году через платформу «Умной логистики» был совершен 1 млн сделок, в 2020 году их количество удвоилось.
Платформа «Умная логистика» объединяет всех участников рынка транспортной логистики — от грузоотправителей до водителей. У ее основателей за плечами 14 лет опыта в отрасли, поэтому при разработке учитываются и рыночные изменения, и лучшие практики. Какие актуальные бизнес-задачи помогают решать цифровые сервисы? Мы поговорили об этом с экспертами «Умной логистики» и ее клиентами.
Повысить прозрачность и контроль
Переход на удаленную работу негативно сказался примерно на трети российских компаний, свидетельствуют данные мониторинга РАНХиГС. Руководителям стало сложнее контролировать рабочий процесс, а сотрудники, вырванные из привычной офисной среды, пожаловались на ухудшение организации труда.
Цифровые сервисы призваны наладить удаленные процессы — не только вернуть контроль, но и повысить эффективность работы. Например, с помощью продуктов «Умной логистики» отдел логистики может получать информацию о потребностях в транспорте от отдела продаж или сбыта. Те, в свою очередь, будут видеть статусы и сроки закрытия потребностей клиентов, а также своевременности погрузки и разгрузки. А служба безопасности сможет в режиме онлайн инспектировать транспортные документы и документы водителей, что сокращает время проверки.
Компания «Умная логистика» предлагает два IT-решения: это продукт «Умная логистика Cargo», предназначенный для производителей, грузовладельцев и PL-операторов, и «Умная логистика Trans» — для собственников автопарка, экспедиторов и перевозчиков. Два этих продукта бесшовно интегрированы посредством микросервисов, которые объединяют участников рынка в едином информационном поле. Это обеспечивает не только своевременную реакцию на запросы контрагентов, но и прозрачность всех процессов — как для внутреннего взора, так и для клиентов компании.
«Во время первого весеннего локдауна мы начали внедрять «Умную логистику». Это удобная платформа, с помощью которой мы выстроили удаленную работу внутри отделов логистики. Если сотрудник работает из дома, ему достаточно компьютера и подключения к интернету, чтобы контролировать перевозки, заказывать транспорт и обмениваться электронными документами с контрагентами», — сказал директор по логистике компании «Стандартпарк» Юлиан Шумский.
«Сервис позволяет решать ключевые бизнес-задачи откуда угодно — из дома или кафе. Реализована возможность автоматического распределения транспорта для поставщика. Можно управлять бюджетами на логистику, тарифами, сроками и объемами доставки. Мы сделали очень гибкую систему проведения аукционов и тендеров, упростили ее, чтобы платформа автоматически могла определять поставщика по нужным критериям, учитывая сезонные особенности рынка, и самостоятельно нанимать транспорт в требуемом объеме. Если победитель тендера или аукциона вовремя не предоставил транспорт, система автоматически запустит выбор нового поставщика», — отметила Ольга Бабаева.
По словам Шумского, ключевая информация о работе всей логистики всегда под рукой топ-менеджера: она отображается в виде дашбордов на главном экране. Кроме того, каждое утро на почту приходят рапорты по логистическим показателям. А глубокая аналитика позволяет руководителю строить любые отчеты.
Снизить риски
В пандемию потребность расширения пула поставщиков транспорта, запуска новых направлений сохраняется, при этом возможности проводить встречи для выбора надежных партнеров ограничены. Клиентам «Умной логистики» доступен бесплатный сервис «Проверка контрагентов», предоставляющий данные из официальных источников — выписки из ЕГРЮЛ, результаты проверок контролирующих органов, а также финансовые показатели компании.
«Очень удобно, что с помощью сервиса можно проверить ту или иную компанию или сразу все компании в регионе, насколько качественно они выполняют перевозки, — рассказывает Юлиан Шумский. — Отлично работает поиск перевозчика по направлениям — если нужно выбрать транспортную компанию с подходящими ценами в регионе или городе, в котором у тебя еще не было перевозок. Не нужно искать все это «на просторах интернета» с непредсказуемым результатом и тратить драгоценное время».
Использование сервиса позволяет снизить риски при проверке контролирующих органов, а налоговая нагрузка в целом уменьшается на 9%, отметила Ольга Бабаева: «Мы подсчитали это на примере одного из клиентов, оценив сроки возврата документов, являющихся основанием для снижения налогооблагаемой базы. Формулой расчета мы готовы поделиться со всеми клиентами. В нее можно заложить собственные данные и посмотреть: вероятно, получится больше».
Снижение налоговой нагрузки также достигается за счет использования электронного документооборота и умного архива, в котором хранятся транспортные и бухгалтерские документы с привязкой к конкретным перевозкам. Реализована возможность загрузки документов через мобильное приложение «Умный водитель» — сканы мгновенно оказываются у поставщика транспортной услуги и грузоотправителя.
Так как большинство предприятий еще не перешли на электронный документооборот, и производят оплату поставщикам транспорта только после получения оригиналов транспортных документов, в «Умную логистику» встроена интеграция с почтовыми сервисами для отслеживания документации:
- Система уведомлений о возврате документов после разгрузки машины на стороне экспедиторов, грузоперевозчиков.
- Система отчетности для контроля сроков возврата документов согласно договору.
Обе технологии гарантируют своевременное получение закрывающих документов для доказательства факта оказания услуги в период сдачи отчетности и возмещения НДС.
«Система сама напомнит контрагенту, если по конкретным перевозкам с вами нет закрывающих документов — до сдачи отчетности, не дожидаясь запроса из налоговой, — описывает преимущества цифровизации логистики Ольга Бабаева. — Да и по любому требованию налоговой в системе можно за минуту найти все документы по нужной перевозке, обосновать при сдаче отчетности факт оказания услуги по перевозке и таким образом вернуть НДС».
Оптимизировать расходы
Дальнейшая цифровизация бизнеса станет одним из главных трендов «постковидного» мира. Согласно опросу консалтинговой компании BCG, 83% компаний называют цифровизацию одной из приоритетных задач, две трети планируют увеличить инвестиции в эту сферу.
«Переход на цифровые рельсы — это стремление к прозрачности и, конечно, определенным экономическим показателям. Нас давно интересовала такая электронная платформа, где все было бы открыто. Чтобы не было включения службы безопасности, проверки контрагентов — почему мы выбираем этого перевозчика, а не какого-то другого. «Умная логистика» полностью соответствует этим критериям. Можно быстро и качественно отыграть любой лот, выбрав наиболее конкурентное предложение, задать любые критерии и требования к перевозке, автоматически формировать графики платежей перевозчикам», — отметил операционный директор ОАО «Завод Продмаш» Алексей Снегирев.
Восемь методологий «Умной логистики» позволяют предприятию любой отрасли — будь то продукты питания, непродовольственные товары, металлургия или нефтесервисная отрасль — выстроить эффективную процедуру закупок: от проведения долгосрочных тендеров до торгов здесь и сейчас на выполнение конкретной перевозки.
Востребована и методология запроса ставки, с помощью которой можно узнать стоимость заказа машины на определенное направление в текущий момент. Это зачастую позволяет найти более выгодный вариант, чем предлагали подрядчики неделю назад. «Годовая экономия на реальных кейсах составляет от 2,5 до 21% плановых затрат в зависимости от отрасли и отладки цифровых бизнес-процессов в компании», — отмечает Ольга Бабаева.
«Умная Логистика» — IT-экосистема для автоматизации транспортной логистики всех участников цепи поставок: производителей, ретейла, заказчиков логистических услуг, профессиональных экспедиторов, перевозчиков с собственным парком и частных водителей.
Платформа для грузовладельцев — Умная Логистика Cargo — самостоятельно квалифицирует поставщиков, закупает транспорт, распределяет объемы перевозок и экономит на логистике минимум 20%.
Система позволяет анализировать рыночные ставки с помощью BigData, строить отчеты любой сложности и обмениваться электронными документами с контрагентами.
Платформа для транспортных компаний — Умная Логистика Trans — позволяет находить проверенных грузовладельцев и заключать с ними долгосрочные контракты, за секунды создавать и отправлять документы по перевозкам, управлять логистикой из любой точки мира и увеличивать прибыль компании минимум на 30%.
* На правах рекламы
Источник: www.forbes.ru