Конечный бенефициар бизнеса это

Бенефициарный владелец юридического лица — это субъект, который обладает расширенным кругом полномочий по сравнению с иными участниками, имеющими долю в уставном капитале. Из нашей статьи вы узнаете о том, какими основными признаками характеризуется бенефициарный владелец организации, каковы его полномочия и чем он отличается от других лиц, имеющих отношение к деятельности компании.

  • Кто такой бенефициарный владелец в ООО?
  • Бенефициар и выгодоприобретатель — в чем разница?
  • Конечный бенефициар юридического лица
  • Идентификация конечного бенефициара
  • Бенефициарный владелец — это учредитель или нет?

Кто такой бенефициарный владелец в ООО?

Согласно положениям абз. 13 ст. 3 федерального закона «О противодействии…» от 07.08.2001 № 115, бенефициарные владельцы юридического лица — это физические или другие юридические лица, которые самостоятельно или через третьих лиц владеют этим юрлицом или имеют право на осуществление контроля над его действиями. Основанием для получения статуса бенефициара является наличие у него доли в капитале компании размером с преобладанием на 25% и более по сравнению с другими участниками.

Кто такой конечный бенефициар?

Порядок определения точного размера доли, принадлежащей тому или иному лицу, ФЗ № 115 не определяет, поэтому при решении этого вопроса можно руководствоваться порядком определения степени взаимозависимости лиц, используемым в сфере налогообложения. Точная последовательность таких действий установлена п. 3 ст. 105.2 НК РФ, а также детально прокомментирована в письме Минфина «О применении…» от 16.08.2013 № 03-01-18/33535.

Бенефициарный владелец может:

  • принимать участие в собраниях владельцев акций;
  • влиять на выбор руководителя компании;
  • выбирать сферу деятельности предприятия;
  • распоряжаться принадлежащей ему долей в уставном капитале и т. д.

Сведения о бенефициарах не всегда отображаются в официальной документации компании, однако это не является препятствием для оказания ими влияния на ее деятельность.

Причиной отсутствия прямых указаний на лиц, являющихся бенефициарами компании, может быть:

  • использование офшорных зон для операций с денежными потоками;
  • уклонение от уплаты налогов;
  • легализация доходов, полученных преступным путем, и пр.

Бенефициар и выгодоприобретатель — в чем разница?

Стоит отличать сущность понятия «конечный бенефициар» от понятия «выгодоприобретатель». В качестве последнего, согласно абз. 12 ст. 3 ФЗ № 115, может выступать любой субъект, получивший доход или иную выгоду от деятельности компании. Основанием получения выгоды может стать исполнение различных договоров:

  • агентских;
  • комиссионных;
  • поручительских;
  • доверительного управления и пр.

Однако выгодоприобретатель не может принимать участия в распределении прибыли и управлении компанией по причине отсутствия у него доли в ее уставном капитале. Таким образом, понятие «конечный бенефициар» является более узким, чем понятие «выгодоприобретатель», т. к. к первой категории субъект может быть отнесен лишь в том случае, если он обладает определенной законом долей в капитале компании, а также получает выгоду от осуществления ею своей деятельности. Именно поэтому при выявлении нарушений законодательства предприятием контролирующие органы в первую очередь проводят проверки в отношении бенефициаров, решения и указания которых задают основное направление его работы.

Конечный бенефициар юридического лица

В число собственников предприятия могут входить не только физические, но и юридические лица, которые имеют одного или нескольких владельцев. В особо сложных случаях количество звеньев в такой цепочке может достигать нескольких десятков. Чтобы установить, кто на самом деле является владельцем предприятия, обладающего полномочиями, которые позволяют контролировать и регулировать его деятельность, необходимо найти конечного бенефициара. Конечный бенефициар — это лицо (или группа лиц), которое реализует свое право осуществления контроля над деятельностью предприятия косвенно, с привлечением третьих лиц, номинально наделяя их полномочиями по принятию стратегически важных решений.

Читайте также:  Строительство курятников как бизнес

В том случае, если конечный бенефициар намеренно скрывает сведения о себе, создает видимость передачи права управления третьему лицу, регистрируя на него крупные банковские счета и заключая от его имени серьезные сделки, в дело вступают правоохранительные органы. Их основной задачей является изучение принадлежащих компании счетов и формирование цепочки их владельцев, которая в итоге должна привести к истинному собственнику юридического лица. Подобный подход позволяет снизить объемы легализации средств, полученных преступным путем, а также обеспечить прозрачность иных сделок, в том числе проводимых с привлечением крупных государственных и частных компаний.

Идентификация конечного бенефициара

Обязательным условием сотрудничества предприятия с государственными заказчиками и кредитными организациями является предоставление информации о его бенефициарах, которая включает:

  • паспортные данные;
  • адрес официальной регистрации и фактический адрес проживания;
  • ИНН;
  • иные сведения, перечень которых зависит от организации, в которую они представляются.

С целью совершенствования законодательных механизмов, направленных на получение сведений о конечных бенефициарах, Банком России было издано положение «Об идентификации…» от 15.10.2015 № 499-П, устанавливающее:

  • критерии определения наличия у физического/юридического лица признаков бенефициара;
  • перечень документов, которые могут быть запрошены кредитной организацией с целью установления степени соответствия клиента указанным критериям;
  • правила ведения личного дела каждого клиента и пр.

Бенефициарный владелец — это учредитель или нет?

Учредитель компании может одновременно являться и ее бенефициаром лишь в том случае, если он меет преобладающее участие более 25 процентов в капитале. Это значит, что любой участник ООО, обладающий долей, не превышающей указанного значения, имеет все права и обязанности участника, но при этом не может оказывать непосредственного влияния на деятельность фирмы и получаемые по итогам ее осуществления результаты.

Информация об участниках компании не является конфиденциальной и размещается в открытом доступе, в том числе на общедоступных интернет-ресурсах (например, на сайте ФНС). Найти информацию о бенефициаре предприятия гораздо сложнее, т. к. проблемы с определением лица, обладающего реальными полномочиями по управлению фирмой, могут возникнуть даже у правоохранительных структур. Именно поэтому юридические лица, согласно действующему законодательству, обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарах (в том числе конечных), а контролирующие органы и кредитные организации — запрашивать такую информацию при любом взаимодействии с компанией.

Итак, бенефициарный владелец юридического лица — это физическое лицо, которому принадлежит не менее чем на четверть большая доля в уставном капитале по сравнению с другими участниками, получающие прибыль от его деятельности. Основным отличием их от выгодоприобретателей является то, что последние не могут участвовать в деятельности компании и принимать решения, которые оказывают существенное влияние на ее результаты. Конечный бенефициар юридического лица — это лицо, обладающее правом управления компанией и являющееся итоговым звеном в цепочке из нескольких реальных и формальных управляющих.

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

  • Налоговый кодекс РФ
  • Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ
  • Положение Банка России «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 15.10.2015 № 499-П
  • Письмо Минфина России «О применении банками положений раздела V.1 Налогового кодекса» от 16.08.2013 № 03-01-18/33535
Читайте также:  Самые популярные бизнес сети

Источник: nsovetnik.ru

Как налоговики ищут конечных бенефициаров

Госдума приняла в первом чтении законопроект № 965365-6, который вводит обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев и допускает возможность получения этой информации инспекторами. После его принятия процесс получения таких сведений для налогового органа максимально упростится. Ведущий юрист «Пепеляев Групп» Владимир Воинов разбирался, зачем налоговикам эта информация и как они будут ее использовать.

Перспектива

Суть законопроекта № 965365-6 видна уже из его названия: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах».

Содержание этой обязанности состоит из нескольких элементов, в частности:

  • обязанность юридических лиц устанавливать своих бенефициарных владельцев;
  • обязанность регулярно обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать эту информацию;
  • обязанность предоставлять информацию о своих бенефициарных владельцах по запросам Росфинмониторинга и иных федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством РФ.

Таким образом, после вступления закона в силу налоговики смогут получать информацию непосредственно от проверяемых организаций.

Зачем ищут

Практика показывает, что в ходе налоговых проверок повышенный интерес вызывают сделки налогоплательщика с контрагентами, которые тем или иным образом связаны с плательщиком. При описании подобных ситуаций налоговые органы и суды используют самые различные термины – аффилированные/взаимозависимые лица, подконтрольные организации, группы компаний и т.п.

Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет о том, что одна сторона сделки может прямо или косвенно контролировать действия другой, либо существует еще одно лицо, которое может контролировать (прямо или косвенно) действия обеих сторон. В российском налоговом законодательстве пороговое значение для признания наличия такого контроля установлено в размере 25% участия в капитале соответствующей организации (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Значит, если физическое прямо или косвенно владеет более 25% капитала организации, то это физическое лицо и есть конечный бенефициар этой организации.

Если налоговый орган установит конечного бенефициара, он сможет определить, являются ли плательщик и его контрагент взаимозависимыми лицами. А это в свою очередь расширяет возможности налоговых органов при доказывании получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Как ищут

Для поиска конечного бенефициара налогоплательщика используют в первую очередь ЕГРЮЛ. При этом ведут его сами же налоговые органы. Подавляющее большинство российских юридических лиц действуют в форме ООО.

Именно для таких компаний Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость внесения в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале участников общества. Таким образом, получив сведения об участниках налогоплательщика и его контрагентах, инспекторы могут идти дальше «по цепочке», устанавливая «участников участников» и т.д. В конечном итоге они устанавливают физических лиц, контролирующих налогоплательщика и его контрагента.

В некоторых случаях, следуя по цепочке участников, налоговые органы могут увидеть, что в ЕГРЮЛ внесены сведения об иностранном юридическом лице. А о его участниках ничего не известно. В связи с этим при поиске конечного бенефициара возникает вопрос о получении необходимой информации от иностранных государственных органов.

Примером такого успешного для налоговых органов поиска конечного бенефициара российской компании стало Постановление АС Северо-Западного округа от 17.06.2015 № Ф07-3426/2015. В этом деле налоговый орган ссылался на выявление им «схемы», направленной на минимизацию налогообложения в РФ. Суть схемы, как утверждали налоговики, состояла в переносе налогооблагаемой прибыли с одной российской организации – арендатора на другую российскую организацию – арендодателя за счет завышения арендной платы. При этом совокупная налоговая нагрузка двух организаций уменьшалась за счет того, что арендодатель был освобожден от уплаты налога на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

Читайте также:  Что подарить на годовщину бизнеса

За счет полученной прибыли арендодатель выплачивал дивиденды, в том числе, зарегистрированной в Нидерландах иностранной компании. Налоговая служба в рамках ст. 27 Соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и Королевством Нидерландов сделала запрос иностранным налоговым органам с просьбой предоставить информацию о владельце этой компании.

Из ответа следовало, что «конечным бенефициаром» иностранной компании был российский гражданин. Суд пришел к выводу, что этот гражданин мог оказать влияние на условия и результаты арендных сделок, и с учетом информации, полученной из-за рубежа, установил взаимозависимость арендатора и арендодателя. В результате он поддержал версию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды. Таким образом, информация, полученная от иностранного налогового органа, была использована против российского плательщика.

Роль соглашений

Органы иностранного государства предоставят информацию, интересующую российских налоговиков, только при наличии соответствующего международного договора между РФ и соответствующим иностранным государством, который предусматривает такой обмен. Статья об обмене налоговой информацией есть в каждом соглашении об избежании двойного налогообложения.

В соглашениях обычно прописано, что возможен обмен информацией необходимой для выполнения норм внутренних законодательств соответствующих государств. Другими словами, наша налоговая служба может получить из-за рубежа те сведения, которые имеют значение исключительно для «внутреннего» налогообложения в РФ, и при этом не интересны для иностранных налоговых органов. Упомянутое постановление АС Северо-Западного округа – яркий пример получения такой информации. Ведь она была использована в типично российском налоговом деле о необоснованной налоговой выгоде.

Значение Конвенции

Получить информацию наша налоговая служба также может с помощью Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам.

Действие Конвенции распространяется и на некоторые территории, подконтрольные Великобритании и Нидерландам, в частности, такие как: Ангилья, Аруба, Британские Виргинские острова, острова Кайман, Кюрасао и Сен-Мартен, Гибралтар, острова Гернси и Джерси, остров Мэн, острова Теркс и Кайокс. Все эти территории включены в Перечень офшорных зон (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н). Понятно, что вопрос о получении российскими налоговыми органами информации из этих офшорных зон требует дополнительного анализа в каждом конкретном случае (какую информацию они будут представлять, в отношении каких налогов, за какие периоды и т.д.).

Конвенция предусматривает различные формы налоговой помощи, включая обмен информацией. Общий принцип состоит в том, что стороны обмениваются любыми сведениями, которые предположительно являются важными для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (ст. 4 Конвенции). В Конвенции сказано: если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией.

У налоговиков теперь есть мощный инструмент, позволяющий получать информацию от иностранных налоговых органов по самому широкому кругу вопросов, имеющих значение для налогообложения в РФ. В том числе по конечным бенефициарам российских компаний.

Вам понравился материал?

Источник: www.pgplaw.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин