Концепции этики бизнеса это

Главное противоречие, которое рассматривается в этике бизнеса, — это противоречие между внутренней логикой предпринимательской деятельности, се стремлением к прибыли, и моральными требованиями. Единой концепции предпринимательской этики не существует, хотя все исследователи согласны, что ни один предприниматель не может избежать моральных проблем, решение по которым он должен принимать самостоятельно, и что институты тоже определяют характер нравственных отношений в бизнесе. Концепции в этике бизнеса различаются тем, как они решают два основных вопроса, по которым в этике бизнеса не существует консенсуса: 1) понимание морали и 2) понимание той роли, которая отводится в этике бизнеса личной моральности предпринимателя и институциональному регулированию.

Существуют два пути воплощения моральных требований в реальные отношения в предпринимательской практике: 1) через влияние на моральное сознание предпринимателя и 2) путем создания условий, понуждающих бизнесмена вести себя нравственно (институциональное регулирование). Одни авторы (например, П. Козловски, Р. Лей, американское движение бизнес-этики) считают, что мораль в бизнесе в основном зависит от личных усилий предпринимателей как моральных субъектов, их предпочтений и совести. Они разрабатывают тему социальной ответственности предприятий и личной нравственной ответственности предпринимателей. Другие же (как X. Штайнман, А. Лер, П. Ульрих и др.), не отрицая роли личных усилий в формировании нравственных отношений в бизнесе, связывают создание благоприятного климата в бизнесе, прежде всего, с институтами, соответствующими структурами и процедурами. Соответственно, можно выделить два основных направления в этике бизнеса: этика личной нравственной ответственности предпринимателя и институциональная этика.

Концепция маркетинга

1. Этика социальной ответственности. Эта концепция известна с начала XX в., в Европу пришла из США. В современном ее варианте она опирается на философскую теорию ответственности X. Йонаса. Согласно X. Йонасу, ответственность — это невзаимное отношение, как, например, забота родителей о детях.

Модель индивидуальной ответственности как невзаимного отношения должна стать образцом морального поведения для предприятий. Так, на Давосском форуме в 1973 г. был принят «Давосский манифест», где говорилось об ответственности предприятий перед клиентами, сотрудниками, кредиторами и обществом.

Основной путь улучшения морального климата в бизнесе — это формирование убеждений, ценностных установок и соответствующих им навыков решения специфических для бизнеса проблем. Согласно этике социальной ответственности, только лишь экономическая эффективность — недостаточное основание для легитимации деятельности предприятий, они должны уделять больше внимания интересам государства, общества, брать на себя ответственность в зоне своей деятельности. Задача этики заключается не в том, чтобы резонерствовать о том, что должно быть, а в том, чтобы помогать предпринимателю в решении его моральных проблем, обосновывать приоритетность общественного интереса. С точки зрения интересов общества, важно, чтобы лакуны правового регулирования заполнялись не антиобщественным поведением, а моральным регулированием.

Этика бизнеса в системе профессиональной этики: понятие, категории, нормы

Будучи одним из представителей этого направления, Р. Т. Де Джордж в «Деловой этике» с большим оптимизмом смотрит на перспективы этики бизнеса и обращает внимание на то, что она раздвигает горизонты морального видения предпринимателя и инициирует поиск конструктивных решений: «Деловая этика способна помочь людям рассматривать нравственные проблемы в бизнесе более системно и более надежными методами, чем они могли бы это делать, не пользуясь нашей наукой. Она может помочь им разглядеть такие проблемы, которые они в своей повседневной практике и не заметили бы. Она может также побудить их ввести изменения, которые они без нее и не подумали бы вводить».

Европейский и американский варианты этики социальной ответственности имеют свои отличия. Американская этика бизнеса занимается не столько теоретическим обоснованием концепции, сколько подробным рассмотрением того, что практически может быть сделано для передачи проблем социальной ответственности на предприятия. Для менеджеров существуют многочисленные программы корпоративной этики и этики бизнеса, тренинги, которые предназначены для формирования навыков решения конкретных моральных проблем и повышения чувствительности к моральным аспектам бизнеса и управления. Эта этика ориентирует в первую очередь на личное участие, личную моральную ответственность предпринимателя. В европейской же этике социальной ответственности в бизнесе несколько иное понимание ответственности и вообще она смещает внимание к институтам.

Читайте также:  Комплексные услуги центра мой бизнес это

Например, К. Хоман ответственность понимает диалогично, как «давать ответ», как, в конечном счете, коллективную ответственность. Такое толкование он объясняет следующим образом. Нравственные отношения в современной экономике держатся не на моральном героизме и энтузиазме отдельных предпринимателей.

В условиях глубокого разделения труда, анонимных процессов обмена, нарастающей взаимозависимости предприятий желательный с точки зрения морали результат не зависит от усилий отдельного предпринимателя, требование социально ответственного поведения, как от предпринимателя, так и от предприятия, становится все более контрпродуктивным. Социальная ответственность может оказаться неподъемной, связанной с расходами, которые не могут быть компенсированы через рынок, и, таким образом, привести предпринимателя к краху.

В современной рыночной экономике индивидуальная жертва, считает К. Хоман, бессмысленна, пока большинство участников рынка также не возьмут на себя ответственность. Моделью этой ситуации является уже упоминавшаяся «дилемма заключенного»: когда индивиды, свободно преследующие свои личные интересы, действуют против партнеров, они получают совокупный результат хуже (в том числе и для себя), чем, если бы они действовали совместно и учитывали интересы друг друга. Договор держится не только на юридических санкциях, но и, прежде всего, на способности людей выполнять свои обещания и доверять друг другу. Надежность, взаимное доверие партнеров по сделке снижают неуверенность, неопределенность в отношениях, и, как следствие, издержки на контроль и страхование договорных сделок, а, значит, повышают эффективность хозяйства в целом.

Источник: studme.org

Тема III. Основные концепции в деловой этике

Религия и бизнес. Теория утилитаризма. Развитие идей утилитаризма. Деонтическая этика. Категорический императив Иммануила Канта. Этика справедливости.

Основные концепции справедливости. Моральные проблемы деловой жизни.

В этике деловых отношений сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления:

I.Религиозная концепция основана на религиозной этике, в основе которой лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.

Религиозные основания поведения человека, в том числе и в бизнесе, превратившись в культурную традицию, проявляются даже тогда, когда человек не задумывается о корнях своих предпочтений и пристрастий. Не случайно в настоящее время бурно развивается область менеджмента, изучающая культурную специфику поведения в разных странах.

II.Теория утилитаризма – принцип, согласно которомудействие является правомерным с этической точки зрения, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого (т.е. в конечном счете правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с дру­гими вариантами).

Принцип утилитаризма предполагает наличие возможности количественного измерения благ, производимых путем совершения действий, возможность их суммирования, а также вычисления разности между количеством благ и количеством отрицательных результатов.

Согласно теории утилитаризма, корректный образ действий всегда одновременно является наиболее эффективным.

III. Деонтическая этика – третий подход к проблемам деловой жизни, согласно которому действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по кото­рой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же.

Читайте также:  Менеджер малого бизнеса это кто

В деонтической теории термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.

IV. Этика справедливости — четвертый подход к проблемам деловой жизни, исходящий из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основными ценностями для них являются человеческое равенство и справедливость как его выражение. Моральным долгом в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

В целом моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам необходимо опираться на различные этические принципы и ценности.

(См. Приложение 3)

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.

2. Сформулируйте утилитаристкое определение этичности поведения.

3. Дайте определение этичности поведения по деонтической теории.

4. Сформулируйте сущность этической теории Канта. Укажите трудности деонтической этики и отличие последней от утилитаристской теории.

5. Изложите основные положения теории справедливости.

6. Что такое «моральное право»?

7. Сформулируйте самые распространенные концепции справедливости.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Основные концепции в этике бизнеса

В этом разделе мне бы хотелось рассмотреть основные концепции бизнес — этики. В этике бизнеса сложилось четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления: религиозная этика, утилитаризм, деонтическая этика (этика долга) и этика справедливости.

Первое из них основано на религиозной этике. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудейско-христианской традиции: «не лги», «не укради», «не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.

Однако, хотя действительно при решении любых моральных проблем человек с необходимостью должен опираться на некоторые абсолютные нравственные ценности, все же прямое использование религиозной этики в бизнесе имеет определенные ограничения.

Одной извлиятельных в этике бизнеса является теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748-1832). Вентам определял его основной принцип как «обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей» посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате.

Из лекций по теории организации Озира В.Ю.к.э.н., доц. «Утилитаризм — индивидуальная морально-философская концепция, которая считает главным моральным принципом обеспечение «наибольшей пользы для большинства» и дает моральную оценку поведению с точки зрения издержек и выгод от последствий поведения. Если выгоды перекрывают издержки, тогда поведение считается нравственным. Если нет, то поведение рассматривается как безнравственное. Эта философская концепция лежит в основе экономических принципов капитализма, поэтому неудивительно, что ее положения разделяют многие руководители предприятий и студенты, изучающие бизнес.

Знание основных принципов этики, подкрепленное базовым пониманием причин, порождающих безнравственное поведение, помогает в моральной оценке управленческих решений. В конце концов, нормы нравственного поведения определяются индивидуально, а последствия такого поведения затрагивают широкий круг лиц.

И все же, теория утилитаризма оказывается малоэффективной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. О других концепциях рассказывают Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов в книге «Этика бизнеса» «Другой подход к проблемам деловой жизни предлагает деонтическая этика, или этики долга. Центральным в этом подходе является понятие права.

Читайте также:  Как организовать бизнес с друзьями

И с этим понятием приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо. Индивид обладает правом, если правомочен действовать определенным образом или правомочен вступать с кем-либо в некоторые отношения.

Права являются мощным инструментом социальной регуляции, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности, и в том, чтобы гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важны среди различного рода прав так называемые моральные права (или права человека). Моральные права имеют три особенности.

  • 1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне).
  • 2. Они обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Никто не может заставить меня силой не поклоняться святыне только на том основании, что общество получит от моего отказа некоторую прибыль: каковы бы ни были цели других членов общества, они не могут оправдать вмешательство в планы или деятельность, защищенные моральным правом. Признать, что данное лицо обладает моральным правом — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т.е. существует область, в которой отдельные лица действуют как равные и автономные.
  • 3. Они образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих в моем стремлении к реализации моего права.

Петрунин Ю.Ю в своей статье «Этика бизнеса: современные концепции» рассматривает следующий подход к проблемам деловой жизни, который связан с использованием в анализе бизнеса категории справедливости. «В отличие от этики утилитаризма и деонтической этики область применения «этики справедливости» существенно сужена. Последняя включает в основном проблемы, связанные с отношениями бизнеса и общества в целом, и не касается, например, проблем отношений между корпорациями. Очевидно также, что стандарты справедливости не могут стоять выше моральных прав отдельной личности. Сама справедливость основана на моральных правах индивидов.

«Этика справедливости» исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основная ценность для ее представителей — человеческое равенство я справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в «этике справедливости». являются подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно.

В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса. Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм)».

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин