Концепция бизнес логистики цели и задачи

Появление концепции логистики

В настоящее время логистика широко используется во всем мире. Как считают многие экономисты [1-4], без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.

В последние годы масштабное применение принципов логистики в практической экономической деятельности различных хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интер­валов времени между приобретением сырья и материалов и реализацией готовой продукции конеч­ным потребителям или посредникам. Логистические методы и способы оптимизации движения раз­личных материальных потоков позволяют сокращать излишние материальные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования. Они создают предпосылки для сокращения времени доставки готовой продукции, ускорения процесса получения информации, повышения уровня предпродажного и послепродажного сервиса [5; 12].

В своем Послании народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее» Президент РК Н.А.Назарбаев обратил особое внимание на развитие транспортно-логистической инфраструктуры в стране: «Оно будет осуществляться в рамках формирования макрорегинов по принципу хабов. При этом инфраструктурный каркас свяжет с Астаной и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Прежде всего нужно реализовать основные автодорожные проекты. Это Западный Китай — Западная Европа; Астана — Алматы; Астана — Усть-Каменогорск; Астана — Актобе — Атырау; Алматы — Усть-Каменогорск; Караганда — Жезказган — Кызылорда; Атырау — Астрахань.

Курсы Логистики-Задачи логиста и его цели в работе

Также необходимо продолжить создание логистического хаба на востоке и морской инфраструк­туры на западе страны. Повышению экспортного потенциала в западном направлении через порты на Каспии будут способствовать масштабная паромная переправа из порта Курык и железнодорожная линия Боржакты — Ерсай» [6; 2].

Обобщение хозяйственной практики показывает, что в условиях конкуренции можно наблюдать следующие моменты (табл.):

  • операционная деятельность предприятия может быть успешной, если она основана на концепции менеджмента. Последствиями реализации данной концепции стали:
  • повышение производительности предприятия;
  • снижение себестоимости и, соответственно, цены на продукцию и услуги;
  • улучшение координации основных функций, выполняемых предприятием;
  • внедрение эффективной системы мотивации персонала и др.

Основные концепции управления предприятиями

Примечание. Использованы данные работы [7;8]. Результатом формирования и использования концепции ме­неджмента стала конкурентоспособная микрологистическая концентрационно-распределительная система, ори­ентированная на интенсивные методы хозяйствования и направленная на удовлетворение однородных потреб­ностей физических и юридических лиц.

б) в условиях насыщения рынка продукцией и услугами и роста благосостояния потребителей предложение стало превышать существующий спрос, что привело к возникновению концепции мар­кетинга (или маркетинг-менеджмента). Руководство предприятий стало осознавать, что конечной фа­зой хозяйственного процесса является не производственная, а сбытовая деятельность.

Что такое логистика? Простыми словами 1 урок. «Логистический менеджмент».

Результатом формирования и использования концепции маркетинга стала конкурентоспособная мезоэкономическая система распределения продукции и услуг, ориентированная на рыночные мето­ды хозяйствования и являющаяся следствием трансформации ранее созданной микроэкономической концентрационно-распределительной системы в соответствии с требованиями рынка;

в) дальнейшее развитие рыночных отношений показывает, что обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях возрастающей нестабильности внешней среды невозможно достигнуть без комплексного подхода к управлению хозяйственной деятельностью организации (совокупности операционной, сбытовой и закупочной составляющих), т.е. без реализации концепции логистики.

По мнению автора учебника [7; 9], появление концепции логистики предопределяется:

  • необходимостью удовлетворения элитарных потребностей физических и юридических лиц;
  • изменением методов конкуренции на международном и региональных рынках;
  • целесообразностью объединения усилий хозяйствующих субъектов для качественного удовле­творения потребностей рынка;
  • ориентацией на оптимизацию бизнес-процессов, начиная от фазы добычи сырья и завершая фазой потребления продукции или услуг (включая процессы утилизации продукции), и др.

В целом анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что предыдущая концепция управления организацией как бы поглощается последующей концепцией по принципу «русской матрешки»: менеджмент — маркетингом, маркетинг — логистикой.

Сущность и цель логистики

Важное место в подготовке логистика, как показывает мировой опыт, занимает постижение науки и искусства менеджмента. Так, для эффективного функционирования логистики должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность логистов-менеджеров. Элементы организации приведены на рисунке 1.

Элементы организации

Логистическую организацию следует рассматривать как модель, показывающую взаимоотношения внутренних переменных (цели, структура, задания, технология и люди; рис. 2), так и ее взаимосвязь с внешней средой.

Взаимосвязь внутренних элементов организации

Последняя подразделяется на две группы: силы прямого и косвенного воздействия (рис. 3).

Внешнее окружение организации

Во внутренней среде главной переменной является цель (или цели — вокруг этой переменной формируются и другие).

Цель логистики — доставка продукции в заданное место в определенный день, час, в нужном количестве и ассортименте, при оптимальном уровне издержек. Цель эта тесно связана с миссией. Миссия (от лат. mission) — это поручение. Поэтому миссия логистики — это поручение организации выполнять логистические цели [9; 51].

В настоящее время трактовок понятия логистики множество. Например, в США принято опре­деление логистики, данное в 1991 г. «Советом по менеджменту логистики», которое звучит так: «Ло­гистика — это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения — от места отправления и до места назначения, с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры» [10; 12].

Профессор Пьер Казабан из Университета Бордо (Франция) дает следующее определение логи­стики: «Логистика — совокупность способов и методов эффективного управления товарными пото­ками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления про­цессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание» [10; 13].

Такое количество определений логистики считается оправданным, так как на любой стадии про­движения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Например, если речь идет о материальном обеспечении фирмы, то это будет снабженческая логистика, о распределении (сбыте) — распределительная логистика и т.д.

В концепции менеджмента под логистикой понимают совокупность способов и методов управ­ления товарными потоками с тем, чтобы, с одной стороны, добиться минимизации издержек, а с дру­гой — повысить уровень организации снабженческой деятельности, эффективности движения товар­ных потоков. В узком смысле под логистикой понимают организацию деятельности на фирме: а) по доставке требуемого сырья для нужд производства; б) по продвижению (доставке) готовой продук­ции к потребителю. В целом в концепции логистики основная роль придается транспорту как свя­зующему звену в единой технологической цепочке: снабжение — производство — сбыт.

Концепция логистики

Согласно классическому определению [15], концепция (от лат. conception — понимание, систе­ма) — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Как отмечается в учебном пособии [16], концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов (рис. 4).

Суть концепции логистики заключается в системном подходе. К принципам системного подхода в логистике относятся следующие [17; 37,38]:

  • процесс принятия решений должен начинаться с точной, всесторонней, взвешенной постановки и четкого формулирования конкретных целей;
  • всю проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систему, просчитывая все по­следствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  • необходимо находить и анализировать возможные альтернативные пути достижения целей;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы.

В соответствии с концепцией логистики объект изучается как путем его разложения на отдель­ные элементы, так и посредством рассмотрения соответствия деятельности составляющих элементов достижения общей цели организации. Общая проблема делится на более мелкие задачи, которые лег­че поддаются решению.

Концепция логистики

На основе концепции логистики осуществляется управление логистическим процессом, которое включает анализ, прогнозирование, планирование, оперативное регулирование, стимулирование, учет и контроль мероприятий, действий всех участников логистического процесса.

Основные принципы логистики могут быть сведены к следующим [18; 30-32]:

  • увязывание логистики с корпоративной стратегией;
  • совершенствование организации движения материальных потоков;
  • обеспечение поступления необходимой информации и современной технологии ее обработки;
  • стремление к эффективному управлению людскими ресурсами;
  • поддержание тесной связи с другими фирмами в выработке стратегии;
  • учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
  • определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рента­бельности производства;
  • тщательная разработка логистических операций;
  • стремление к укрупнению партий товаров;
  • оценка эффективности деятельности логистических подразделений.
Читайте также:  Заточка инструментов как бизнес

Наряду с системностью к исходным положениям (принципам) логистики относят: комплекс­ность, научность, конкретность, конструктивность, надежность и вариантность [19; 51].

Основные принципы логистики как науки и практики товародвижения заключаются в обеспечении синхронизации, оптимизации и интеграции всех процедур по движению материальных потоков на межгосударственном, народнохозяйственном, внутрирегиональном уровнях и в рамках отдельного предприятия (организации, фирмы).

Список литературы

  1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2о01. — 640 с.
  2. Каренов Р.С. Новые идеи и концепции в современном менеджменте (Книга вторая): Монография. — Караганда: Изд.-полиграф. центр КРУ, 2о1з. — 324 с.
  3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. — М.: ИНФРА-М, — 190 с.
  4. МарусеваИ.В., КотовВ.В., СавченкоИ.Я. Логистика. Краткий курс. — СПб.: Питер, — 192 с.
  5. Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС, — 224 с.
  6. Послание Главы государства Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее» // Казахстанская правда. — — 12 нояб. — С. 1-3.
  7. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник. — М.: ТК «Велби»; Проспект, — 432 с.
  8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Р. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, — 702 с.
  9. НерушЮ.М. Логистика: Учебник. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, — 495 с.
  10. Саркисов С.В. Управление логистикой: Учеб. пособие. — М.: Дело, — 368 с.
  11. Сергеев В.Л. Логистика в бизнесе: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 608 с.
  12. Уваров С.А. Логистика: общая концепция, теория и практика. — СПб.: ИНВЕСТ-Н, — 232 с.
  13. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: Учебник. — М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, — 352 с.
  14. ГоликовЕ.А. Маркетинг и логистика: Учеб. пособие. — М.: Изд. Дом «Дашков и К 0 », — 412 с.
  15. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник. — М.: Проспект, — 520 с.
  16. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б.Миротина. — М.: Юристъ, — 414 с.
  17. ИзтелеуоваМ.С. Транспортная логистика: Учебник. — Алматы: ТОО «Print — S», 2011. — 293 с.
  18. Тулембаева А.Н. Логистика: Учеб. пособие. — Алматы: ИздатМаркет, — 312 с.
  19. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. — М.: ИКЦ «Маркетинг», — 407 с.

Источник: articlekz.com

Концепция логистики: понятие, основные положения, цели, задачи, этапы развития и применение

В статье поговорим о концепции логистики. Мы подробно рассмотрим это понятие, а также попытаемся разобраться в тонкостях логистических процессов. В современном мире эта сфера занимает довольно весомое место, но мало кто имеет о ней достаточное представление.

Понятие

Отметим, что логистика определяется как умение правильно вычислять. С экономической точки зрения она представляет собой деятельность в сфере практики и науки, которая связана с организацией движения различных потоков от одной точки к другой. При этом подразумевается умение правильно управлять, организовывать и оптимизировать. Очень важно, что цель логистики заключается в том, чтобы продукт был доставлен до конечного потребителя.

В начале прошлого века был издан научный труд под названием «Транспортная логистика», который позволил организовать правильную перевозку военных сил, что дало некоторое преимущество в ходе военных действий. Когда началась Вторая мировая война, логистика уже активно применялась, а ее методы широко использовались для целей снабжения армии.

основные концепции логистики

Разговаривать о логистике без понимания ключевых моментов очень сложно. Рассмотрим некоторые ключевые термины. Первый – это логистическая цепь. Она представляет собой различные составные элементы процесса перевозки, которые влияют друг на друга. Они упорядочены по определенным признакам, а именно по материальным, информационным и денежным.

Еще одно важное понятие — это логистическая сеть. Она представляет собой большое количество людей и технических элементов, которые задействованы в том, чтобы обеспечить максимально эффективные перевозки.

Также стоит рассмотреть понятие логистического канала. Оно представляет собой набор определенных изменений системы, которые позволяют полностью организовать один полноценный процесс перевозки.

Задачи

Концепции производственной логистики сводятся к некоторым основным задачам, которые мы рассмотрим ниже. Итак, к ним относят:

  • Формирование четкой системы по регулированию различных потоков.
  • Умение правильно прогнозировать потенциальные объемы товара для перевозки, производства, хранения.
  • Определение разрыва между необходимыми и возможными показателями.
  • Определение спроса на определенные товары, который рассматривается в разрезе логистики.
  • Предоставление полного обслуживания.

Это общие задачи, которые стоят перед данным направлением.

информационная концепция логистики

Узкие задачи и цель

Рассмотрим более узкие задачи, которые ставит перед собой концепция интегрированной логистики:

  • Сокращение временных рамок перевозок.
  • Сокращение временных рамок хранения продукции.
  • Составление необходимого минимума товаров.

Ключевую цель логистики можно сформулировать подобным образом: конкретный товар конкретного качества в конкретном количестве должен быть доставлен в определенное место в определенное время таким образом, чтобы затраты на это были минимальны.

Развитие

Активный период развития логистики наступил в 70-х годах прошлого века. До тех пор этой сфере жизни не уделялось достаточно внимания, хотя были некоторые труды и разработки. На названый период как раз пришелся пик производства. Именно поэтому предприниматели начали активно искать различные пути повышения эффективности их производства и возможные конкурентные преимущества. Бизнесмены быстро поняли, что иногда разумные денежные вложения гораздо больше повышают шансы на успех, чем бездумное капиталовложение.

Многие заинтересовались идеей логистики, потому что она позволяла полностью отслеживать движение продукции или сырья, а также анализировать возможные затраты и потери и всяческими способами оптимизировать перевозки. При этом правильное применение принципов позволяло снизить себестоимость товара, что оказалось главным ключевым фактором.

Именно поэтому стало понятно, что логистика очень выгодна с экономической точки зрения. Спустя время ее стали использовать практически во всех сферах бизнеса, а большое преимущество этому направлению дал активный прогресс науки и техники. Благодаря появлению компьютерных технологий и мобильности, стало довольно легко контролировать все этапы перевозок, следить за денежными потоками, управляя ими на любом этапе.

понятие концепции логистики

Ключевые функции

Эволюция концепции логистики привела к тому, что выделились две основные функции. Это координационная и оперативная функции. Последняя связана с тем, что обеспечивается управление материальными ценностями в области производства. Если рассматривать тему нашей статьи сквозь призму производства, то логистика представляет собой некий инструмент, позволяющий контролировать движение продукции на всех стадиях производства.

Координирование

Что касается координационной функции, то к ней относят анализ, выявление проблем, поиск материальных потребностей, прогнозирование развития ситуации в том или ином направлении, обработку данных. Иными словами, суть функции в том, чтобы улавливать изменения спроса и предложения и действовать исходя из этого. Оперативное планирование, в свою очередь, позволяет создать правильный порядок и график движений, благодаря чему существенно сокращаются затраты.

Основополагающие функции

Понятие концепции логистики позволяет выделить несколько основополагающих функций. Рассмотрим их по порядку:

  • Системообразующая функция заключается в том, что логистика позволяет использовать эффективные инструменты и направлять их на разумное обхождение с ресурсами.
  • Интеграционная функция заключается в том, что логистика единовременно решает вопросы таких процессов, как сбыт, транспортировка, доставка, посредничество и т. д.
  • Регуляционная функция заключается в том, что есть возможность полностью контролировать и управлять всеми потоками.
  • Результирующая функция позволяет определять необходимости и потребности, лимитировать время и место, поддерживать желаемое качество и уровень издержек. Отметим, что эффективность логистических изысканий зависит именно от того, насколько реализована результирующая функция.

концепция интегрированной логистики

Основные концепции логистики

Ученые выделяют несколько периодов развития этой сферы, которые зависели от уровня развития производства. Выделяют период отсутствия логистических принципов, период традиционной логистики и период новых принципов. Каждый из них можно описать при помощи определенной концепции, которая оправдывает те или иные положения, критерии оценки, базисные принципы управления.

Отметим, что изначально транспортировка грузов и материально-техническое обеспечение производства рассматривались отдельно от самого производства. То есть это была лишь опция, которая позволяла более правильно организовать деятельность. Допустим, работала фирма, которая занималась производством и транспортировкой продукции. Так вот, за логистику отвечали люди из самых низких управленческих звеньев. Это говорит нам о том, что данному вопросу уделялось недостаточно внимания и мало кто понимал его настоящую роль.

Читайте также:  Выставки малого бизнеса это

Однако толчком к развитию послужило широкое распространение автомобилей, что привлекло внимание к некоторым логистическим принципам. Через некоторое время правильная организация товарных перевозок стала одним из ключевых направлений работы предприятия. Критерием эффективности выступала цена за перемещение товара.

эволюция концепций логистики

Изначально специалисты, которые занимались этими вопросами, разрабатывали лишь тарифные ставки и строили маршрут, но потом список их компетенции значительно расширился. На их плечи уже возлагалась ответственность за управление грузовыми потоками, выбор того или иного вида транспортного обслуживания.

Традиционный период

С этого момента начинают развиваться более глубокие концепции управления логистики и наступает традиционный период развития. Со временем появляется все больше запросов, а именно необходим контроль за перевозками, проверка всех счетов, изучение упаковки, измерение веса. Но все это делает работу очень разносторонней и узконаправленной.

Специалисту по логистике уже необходимо знать гораздо больше и уметь анализировать информацию для того, чтобы выбирать наиболее рациональный путь. Но все послужило тому, что эта сфера начала очень активно развиваться не как дополнительное приложение в производстве, а как отдельная и важная отрасль. Быстрое развитие она получила потому, что всегда интересовала предпринимателей, но не было достаточно знаний для того, чтобы использовать все ее преимущества.

основные концепции производственной логистики

Новые идеи

Информационная концепция логистики начинает развиваться после того, как все основные принципы и базисы уже были изложены. Новаторство заключается в том, что критерием эффективности любой хозяйственной деятельности становится эффективность товародвижения. Также новый период характеризуется тем, что специалисты начинают использовать комбинированные методы для того, чтобы оценивать эффективность движения различных товарных ценностей. При этом быстро было обнаружено, что управление потоками перевозок и согласованность всех действий еще не обеспечивает достаточной эффективности. Очень сложно учитывать последовательность, а также связывать воедино разные аспекты деятельности.

Неологистика

Этот период начался в начале 1980 годов, и он характеризуется тем, что логистику стали внедрять в разные предприятия как составной элемент производственного процесса. Несмотря на то, что она еще не имела должных ресурсов для управления, как и возможностей для этого, тем не менее позволяла достигать определенных результатов. Даже работая автономно, она давала возможность быстро реагировать на изменения в перевозках. Качество работы во многом зависело от того, каким опытом обладает специалист и использует ли он методы эффективных перевозок в комплексе.

развитие концепции логистики

Современная логистика

Основные концепции логистики мы рассмотрели, но надо понимать, что в сегодняшнем своем виде эта сфера очень прогрессивна. Современные специалисты руководствуются комплексными подходами и программами, которые позволяют соединять разные методы работы, учитывая необходимые материальные и экономические аспекты, а также связывать работу с нуждами производства и маркетинга.

Происходит объединение всех возможных точек зрения и методов в единое целое. Другими словами, логистика больше не концентрируется на том, чтобы работать автономно. Она начинает интегрироваться для получения более высоких результатов деятельности. Создается комплексная логистическая система, которая позволяет максимально эффективно организовывать перевозки. В этот период также происходит налаживание экономических интересов с потребностями отдельного производства.

Подводя итоги статьи, отметим, что развитие концепции логистики проходило довольно нестабильно и поверхностно. До того как этому вопросу стали уделять должное внимание, эффективность производства была довольно низкой. Когда же наступил пик развития логистических систем, гораздо большее количество предпринимателей заинтересовались вопросами в данной сфере. Это позволило внедрить логистику на большинство предприятий и производств, что вывело ее на совершенно иной уровень развития.

Концепция логистики: сущность, основные положения

Концепция логистики -деятельность по управлению материальными потоками, также как и производ­ственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась челове­ком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализа­ция потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.

Основные положения концепции логистики:

1. Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый сла­женный механизм.

2. Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает обо­рудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенкла­туры средств производства).

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издер­жек — важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне

. 5.2 Логистическая миссия и ее связь с корпоративной стратегией

Миссия логистики – достижение логистической цели. Цель логистики – доставка продукции в заданное место в определенный день и час, в нужном количестве и ассортименте при оптимальном уровне издержек, а главное с сохранением ее качества. Логистическая система компании строится следующим образом:

На верхнем уровне этой иерархии находятся миссия и корпоративная стратегия фирмы, на основе которых последовательно формулируются логистическая миссия – стратегия – технология – бизнес-процесс – и т.д.

При формулировке миссии фирмы ее высший менеджмент должен ответить на два вопроса: что компания представляет собой в настоящее время и куда стремится? Логистическая миссия, являясь частью выбранной миссии компании, формулируется с учетом логистической концепции, которую фирма выбирает исходя из своих стратегических целей и состояния бизнеса. Например, сегодня развитие международной интеграции экономики

привело к тому, что потребители требуют более высокого качества товаров и услуг по самой низкой цене, быстрого реагирования на их запросы, доступности во время приобретения и использования. В этом плане логистическую миссию за рубежом часто трактуют, как правило 7R, в переводе как: «Обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и

заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами». В правиле отражены существенные черты логистической миссии любой организации, ключевыми из которых являются качество, время и затраты.

Далее логистическая стратегия. Ее назначением является поддержка корпоративной (маркетинговой, производственной) стратегии компании. Она ориентировна на один или несколько ключевых показателей, отражающих в целом эффективность логистических процессов в компании. К таким ключевым показателям эффективности логистики относятся:

— общие логистические издержки

— качество логистического сервиса

— продолжительность логистических циклов

— возврат на инвестиции в логистическую инфраструктуру

Логистическая стратегия строится на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких из вышеперечисленных показателей. Эти показатели лежат в основе отчетных форм компаний и систем показателей логистических планов разных уровней. Наиболее широко применяемые в бизнесе при построении логистических систем логистические

стратегии так и выделяются:

— Стратегия оптимизации общих логистических издержек

— Стратегия улучшения качества логистического сервиса

— Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру

— Логистический аутсорсинг и др.

Многие ведущие мировые компании делают акцент на стратегической логистике, которая находится за пределами собственной деловой структуры, что позволяет охватить поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика определяется как использование логистической компетентности и многоканальных партнерских отношений для достижения конкурентных преимуществ.

В теории логистическая стратегия должна быть таким же естественным элементом стратегического планирования в бизнесе, как маркетинговая, финансовая, производственная и другие виды стратегий.

Однако на практике в нашей стране это далеко не так. Причины отсутствия логистической стратегии кроются, прежде всего, в общем недопонимании персоналом топ-менеджмента назначения логистики как интегрированного инструмента управления, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы компании. Не хватает квалифицированных логистических менеджеров.

Следующим этапом построения логистической системы является выбор подходящих логистических технологий и соответствующих им базовых логистических подсистем/программных модулей корпоративных информационных систем.

поговорим о современных логистических концепциях, которые для организаций бизнеса являются парадигмой (руководящейидеей), платформой поддержки бизнеса.

Читайте также:  Как оплатить счет через Сбербанк бизнес онлайн по QR коду

Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются:

Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-хг. И тесно связана с развитием информационно-компьютерных 2 „

Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес

объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.

Теоретической основой информационной концепции является системный подход, применяемый в данной случае, как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную

поддержку для решения задач логистической оптимизации. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции. Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные информационно-программные модули MRPI, MRP II, DRP, OPT, QR, CR, и т.п. применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управления запасами и закупками материального ресурса, а также производства и поставок готовой продукции потребителям. Подробнее о информационно-программных модулях мы поговорим позже. В тоже время логистические системы, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например

для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.

С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концеция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая логистическая система должна поддерживать

стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения. В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей

называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.

2. Новые организационные (структурные) отношения, перспективы интеграции между логистическими партнерами.

3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в настоящее время приводит к трансформации логистической системы, выражающейся в следующих основных тенденциях:

1. Возрастают скорость, интенсивность и сложность материальных и информационных потоков. Усложняются информационные и финансовые взаимоотношения между логистическими партнерами.

2. Сокращается число звеньев логистических систем. Уменьшается количество организационно-экономических отношений в логистических системах, но сложность в них возрастает.

3. Снижается надежность логистических цепей (каналов), т.к. в производстве и дистрибутивных сетях практически исчезают страховые запасы.

Следствием этих тенденций является повышение потенциальной неустойчивости логистической системы. Для повышения ее устойчивости и надежности при достижении стратегических целей бизнеса необходима дальнейшая интеграция как внутри самой системы, так и с динамической внешней средой. Логистическая система (согласно интегральной концепции) рассматривается как единое целое — интегрированная система управления, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя

(покупателя). Таким образом, в интегрированных логистических системах корпораций материальный поток объединяет весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем к производству, распределения, продаже, послепродажному сервису и вновь к повторению цикла в соответствии с меняющимися запросами покупателей. Повышение организационно-экономической устойчивости фирмы на рынке обеспечивается персоналом логистического менеджмента в ходе межфункциональной и межорганизационной координации, позволяющей устранить конфликты между подразделениями компании и обеспечить интегрированное взаимодействие с логистическими партнерами по бизнесу.

Данная логистическая концепция выдвигает перед менеджерами в области логистики трудную задачу – преодолеть «местническое» мышление, характерное для относительно изолированных функциональных подразделений компании. Высшие руководители логистики играют роль межфункциональных координаторов и в качестве таковых рассматривают функциональные области логистики как ресурсы, которые необходимо

интегрировать в единую общую систему менеджмента фирмы.

. 5.3 Особенности логистической миссии в различных отраслевых сферах

Логистика в оптовой торговле. С точки зрения логистики наиболее значимыми участниками процесса товародвижения являются оптовое и транспортное звенья.

Совершенствование логистики в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутри складских грузоперерабатывающих систем.

Наличие второго направления обусловлено тем, что предприятия оптовой торговли сами по себе представляют складские грузоперерабатывающие системы. Применение логистического подхода к управлению товарными потоками в пределах этих систем является важным слагаемым повышения эффективности функционирования оптового звена.

Следует отметить, что внутрискладская логистика в оптовой торговле на начало рыночных преобразований широкого развития не имела. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ не превышал 11 % (продовольственные товары). Лишь на некоторых оптовых базах была внедрена механизация внутрискладских работ с применением вилочных электропогрузчиков и технологии работы с пакетированными грузами. В настоящее время транспортно-складские затраты при доставке грузов массового потребления составляют более 40 % стоимости груза. В странах с развитой логистикой эти затраты не превышают 15 %.

Оптовые предприятия в процессе реализации товаров могут выполнять работы по логистическому сервису: хранение товаров, транспортировку, экспедирование грузов, фасовку, обработку, подсортировку, маркировку товаров машиночитаемыми кодами. По данным зарубежных источников, при развитом рынке в структуре предоставляемых оптовыми предприятиями платных услуг на первом месте находятся транспортные, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров. На оптовых предприятиях Российской Федерации перечисленные услуги, за исключением хранения, пока не получили широкого развития.

Существенные резервы повышения эффективности оптовой торговли Российской Федерации связаны с совершенствованием информационных технологий и систем, обслуживающих процессы товародвижения. В настоящее время кодирование и маркировка грузовых единиц штриховыми машиночитаемыми кодами и соответственно автоматизированная идентификация этих кодов не применяются. Не применяются также стандартные этикетки EAN для грузовых пакетов.

Логистика в розничной торговле. Совершенствование розничной торговли, так же как и оптовой, с точки зрения логистики, следует рассматривать как совершенствование звена системы товародвижения. Объектом рационализации в этом случае является вся совокупность участников движения. Розничное звено совершенствуется до такой степени, в которой это необходимо с точки зрения общей стратегии, избранной для совершенствования всей системы.

Решения логистического характера принимаются на стадии проектирования магазинов, помещения которых должны удовлетворять требованиям сквозных технологических процессов. С учетом требований должны выбираться:

  • размеры площадей отдельных помещений и технологических зон;
  • ширина дверных проемов;
  • высота и площадь разгрузочных рамп;
  • планировка торговых залов.

Гармонично вписывается в сквозную товаропроводящую систему и комплекс оборудования магазина.

Основные принципы организации торгово-технологических процессов в магазине:

1. соответствие торгово-технологического процесса научно-техническому уровню;

2. создание максимальных удобств для покупателей;

3. достижение наиболее рационального использования материально-технологической базы торговых предприятий;

4. создание для работников торговых предприятий благоприятных условий, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

5. обеспечение полной сохранности товарно-материальных ценностей;

6. достижение высокой экономической эффективности торгово-оперативной деятельности различных предприятий.

Все компоненты производительных сил магазина – помещение, технологическое оборудование, кадры, информация, товары и обращающаяся тара – должны быть увязаны в единую систему, которая, в свою очередь, должна быть ввязана в общую систему товародвижения.

Транспортные организации. Существенное влияние на стоимость продвижения товаров к конечному потребителю оказывает организация их транспортировки в процессе распределения. В странах с развитой логистикой перевозками занимаются, как правило, специализированные транспортные компании.

На начало рыночных преобразований транспортировка в Российской Федерации также осуществлялась в основном специализированными транспортными предприятиями. В настоящее время имеет место широкая практика самостоятельного выполнения не свойственных оптовой торговле транспортных работ. В результате при выполнении большинства автомобильных перевозок коэффициент использования пробега не превышает 0,5, не обеспечивается полное использование грузоподъемности транспорта.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин