Понятие корпоративного управления и его эффективности
Формирование и развитие корпоративного управления имеет прямое отношение к появлению на рынке корпораций в качестве специализированных форм предпринимательства и его дальнейшего распространения.
Корпорация – это специальная форма организации бизнеса, базой для которой служит деление собственности на доли, передача их участникам организации, а функционал управления забирают менеджеры. В РФ корпорации чаще всего существуют как некая организационно-правовая форма собственности, а если быть точнее – как акционерное общество. Уставный капитал делиться на определенное количество акций, которые дают право их владельцами получать дивиденды, то есть прибыль от деятельности, и выбирать высшей орган управления корпорацией.
Отличительной чертой корпоративного является наличие огромного количества лиц, которые имеют свой интерес. Их называют стейкхолдеры, в данную категорию стоит отнести:
- акционеры или же владельцы;
- нанятые менеджеры;
- персонал компании;
- инвесторы из внешнего круга;
- клиенты и поставщики;
- государство;
- социум.
Чаще всего интересы всех этих групп не совпадают между собой. Главным инструментарием для обеспечения баланса является как раз корпоративное управление.
Что такое корпоративное управление?
Не нашли то, что искали?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Тип работы
Узнать стоимость
это быстро и бесплатно
Корпоративное управление – это специальная форма взаимоотношений между его участниками, которая базируется на формировании и предоставлении отчетов, защите акционерных прав. Сегодня время объединения методов для того, чтобы понять суть корпоративного управления не обнаружено. Одни придерживаются мнения о том, что его стоит рассматривать сквозь призму системы управления и контроля за активностью корпораций, другие приравнивают с правилами и этапами принятия решений, а также границами для создания и достижения корпоративных целей, контроль за итогами ее активности. Третьи вообще сравнивают корпоративное управление и структуру, которая обозначает раздел прав и обязанностей между акционерами. Однако сторонники как теоретического, так и практического подходов говорят о необходимости и важности увеличения эффективности корпоративного управления.
Замечание 1
Если говорить о подходе, сформированном Всемирным банком, то эффективность корпоративного управления можно определить с помощью уровня защиты и равного обеспечения прав и интересов каждого акционера (миноритарного и мажоритарного), невзирая на то, в каком составе представлен совет директоров и насколько прозрачна деятельность самой корпорации.
Эффективность корпоративного управления в полном объеме может определяться уровнем соответствия его принципам и нормам, указанным в закрепленных кодексах, а также с помощью уровня общественной ответственности бизнеса перед внешними и внутренними стейкхолдерами.
Корпоративное управление
Если корпоративное управление имеет высокие показатели эффективности, то уровень удовлетворения акционеров и участников становится выше, что положительно влияет на репутацию корпорации на рынке, а также имеет еще целый ряд дополнительных преимуществ.
В нынешнем социуме проблемам увеличения уровня эффективности корпоративного управления уделено много внимания. Обратим более пристальное внимание на оценочные критерии и показатели.
Критерии эффективности корпоративного управления
Сейчас представлено большое количество разных критериев и показателей, которые квалифицируют уровень развития корпоративного управления и его качественные показатели. Одного конкретного подхода в представленной проблеме не существует.
Касательно самых общих условий, которые отображают эффективность корпоративного управления, то сюда стоит отнести:
- четкость формирования управленческой системы корпорации и связи с собственными стейкхолдерами;
- уменьшение стоимости капитала, прирост стоимости акций компании;
- доступ касательно рынков капитала.
Давайте посмотрим на выше упомянутые условия более детально.
Критерий четкости формирования системы управления имеет связь с важностью создания эффективной структуры корпоративного управления и регулирование механизмов воздействия его составляющих. Пожалуй, самым ярким показателем в этом станет состав совета директоров (доля независимых аутсайдеров) и степень прозрачности предоставления информации касательно активностей компании (транспарентность).
Сложно разобраться самому?
Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям
Тип задания
Узнать стоимость
это быстро и бесплатно
Придерживание корпорациями правил и норм корпоративного управления делают выше рыночный капитал акционерного общества, а также понижают стоимость внешних финансовых ресурсов. Поэтому рыночная стоимость акций и динамика ее изменений будут использованы в качестве косвенных показателей эффективности такой модели управления.
Чаще всего практика корпоративного управления входит в состав основных условий принятия решений по инвестициям, так что чем выше уровень, тем проще для корпорации выйти на рынок капиталов.
Касательно остальных условий, с помощью которых можно дать оценку эффективности корпоративного управления, то можно выделить эффективность работы управленческих органов компании, уровень доступ к информации и степень развития общественной ответственности бизнеса корпорации.
Замечание 2. Список выше указанных условий все время меняется и дополняется согласно с рыночными требованиями и развитием деловой практики функционирования структур корпорации.
Показатели эффективности корпоративного управления
Единого подхода к оценочным показателям корпоративного управления, так же, как и общепринятого списка его условий, нет. Однако, проведение аналитики научных источников дает возможность выделить две базовые группы критериев, которые используются в ходе оценивания уровня развития.
Показатели первой группы больше направлены на анализ организационных систем корпоративного управления и предоставление оценки уровня соответствия его основным правилам. Как пример можно предоставить наличие у корпорации Кодекса корпоративного управления, часть прибыли, направленную на выплату дивидендов и т.п.
Показатели второй группы отличаются общей эффективностью активностей компании и ее финансовым положением. Сюда стоит причислить экономическую рентабельность, коэффициент собственности и другие.
Указанные выше группы показателей эффективности корпоративного управления могут подвергаться детализации, исходя из целей и инструментов проводимого оценивания. Их список все время пополняется.
Источник: spravochnikvs.com
Эффективность корпоративного управления
Понятие корпоративного управления и его эффективности
Становление и развитие корпоративного управления было связано непосредственно с появлением на рынке корпораций как особых форм организации предпринимательской деятельности и их распространением.
Корпорация представляет собой особую форму организации бизнеса, основанную на долевой собственности ее участников и передаче управленческих функций специализированным менеджерам. В России корпорации чаще всего находят свое воплощение в виде соответствующей организационно-правовой формы хозяйствования, а именно – акционерных обществах. Их уставный капитал разделен на определенное число акций, закрепляющих за их владельцами права на прибыль в виде дивидендов и выбор высшего органа управления.
Характерной особенностью корпоративного бизнеса выступает наличие множества заинтересованных сторон, иначе именуемых стейкхолдерами. К ним относятся:
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
- акционеры (собственники);
- наемный менеджмент;
- персонал корпорации;
- внешние инвесторы;
- потребители и поставщики;
- государство;
- общество.
Зачастую интересы описанных выше групп заинтересованных сторон не совпадают. Основным инструментом обеспечения их сбалансированности как раз-таки и выступает корпоративное управление.
Под корпоративным управлением следует понимать особую форму взаимоотношений между его участниками, основанную на обеспечении подотчётности и защите прав акционеров. В настоящее время единства подходов к определению сущности корпоративного управления не выработано. Одни рассматривают его в качестве системы управления и контроля за деятельностью корпораций, другие отождествляют его с правилами и процедурами принятия решений, а также рамками для формулирования и достижения целей корпорации, контроля за результатами ее деятельности. Третьи и вовсе соотносят корпоративное управление со структурой, определяющей распределение прав и обязанностей между участниками корпоративных отношений. Тем не менее, и теоретики и практики признают необходимость повышения его эффективности.
«Эффективность корпоративного управления»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Замечание 1
Согласно подходу, выработанному Всемирным банком, эффективность корпоративного управления определяется степенью защиты и равного обеспечения прав и интересов всех акционеров (мажоритарных и миноритарных), независимостью состава совета директоров и прозрачностью акционерного общества.
В целом же эффективность корпоративного управления может быть определена как степень его соответствия принципам и нормам, закрепленным в соответствующих кодексах, а также определяемая уровнем социальной ответственности бизнеса перед стейкхолдерами (внешними и внутренними).
Высокая эффективность корпоративного управления не только повышает степень удовлетворенности участников корпоративных отношений и благотворно сказывается на рыночной репутации корпорации, но также несет в себе множество других преимуществ (рисунок 1).
Рисунок 1. Преимущества эффективного корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В современном обществе вопросам повышения эффективности корпоративного управления уделяется все больше внимания. Рассмотрим критерии и показатели ее оценки более подробно.
Критерии эффективности корпоративного управления
В настоящее время существует множество различных критериев и показателей, характеризующих уровень развития корпоративного управления и его качество. Единство подходов в данном вопросе не выработано до сих пор.
К числу наиболее общих критериев, характеризующих эффективность корпоративного управления, принято относить:
- четкость построения системы управления корпорацией и взаимоотношениями с ее стейкхолдерами;
- снижение стоимости капитала, рост стоимости активов корпорации;
- доступность по отношению к рынкам капитала.
Рассмотрим представленные выше критерии более подробно.
Критерий четкости построения управленческих систем связан с необходимостью выработки эффективной структуры корпоративного управления и налаживания механизмов взаимодействия его органов. Одним из наиболее ярких показателей данной группы может считаться состав совета директоров (доля независимых аутсайдеров) и прозрачность раскрытия информации о деятельности акционерного общества (транспарентность).
Соблюдение корпорациями стандартов корпоративного управления повышает рыночную капитализацию компании и снижает стоимость привлечения финансовых ресурсов из вне. Соответственно рыночная стоимость активов и динамика ее изменения также служат косвенным показателем эффективности корпоративного управления.
Зачастую практика корпоративного управления нередко включается в число ключевых критериев принятия инвестиционных решений, поэтому чем выше его уровень, тем легче для компании доступ к рынку капиталов.
К числу прочих критериев, позволяющих оценить эффективность корпоративного управления, можно отнести эффективность работы органов управления корпорацией, уровень раскрытия информации и степен развития корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Замечание 2
Перечь описанных выше критериев постоянно расширяется и дополняется в соответствии с требованиями рынка и развитием деловой практики функционирования корпоративных структур.
Показатели эффективности корпоративного управления
Общепринятого подхода к оценке эффективности корпоративного управления, равно как и единого перечня его критериев не существует. Тем не менее, анализ научной литературы позволяет выделить две основополагающих группы показателей, так или иначе используемый в процессе оценки уровня его развития (рисунок 2).
Рисунок 2. Группировка показателей эффективности корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Показатели первой группы ориентированы на анализ системы организации корпоративного управления и оценку степени ее соответствии его базовым принципам. В качестве примера можно привести наличие у компании Кодекса корпоративного управления, долю прибыли, направляемую на выплату дивидендов и пр.
Показатели второй группы характеризуют общую эффективность деятельности корпорации и ее финансовое состояние. К ним относятся экономическая рентабельность, коэффициент собственности и т.п.
Представленные выше группы показателей эффективности корпоративного управления детализируются в зависимости от целей и инструментов проводимой оценки. Их перечь постоянно дополняется и расширяется.
Источник: spravochnick.ru
Корпоративное управление и эффективность бизнеса
Корпоративное управление (corporate governance) — это выбранный способ самоуправления и комплексная система действующих принципов, методов, инструментов, устанавливающие иерархию подотчетности и обеспечивающие взаимодействие между акционерами, менеджментом и Советом директоров, защиту прав собственников с учетом интересов государства и общества, при установлении (наличии) механизма разрешения возникающих проблем, обеспечивающих реализацию стратегии экономического развития. В узком смысле корпоративное управление — это система убеждения, поощрения и принуждения менеджеров совершать действия в интересах акционеров и защиты их корпоративных прав. В широком смысле — это установленная система правовых, организационных, экономических,
информационно-интеллектуальных отношений между всеми группами стейкхолдеров хозяйствующих субъектов, входящих в корпорацию, имеющих общую цель и стремящихся к ее достижению.
Корпоративное управление определяет: корпоративную культуру поведения работников, взаимоотношения между исполнительным органом, Советом директоров и акционерами, порядок защиты прав акционеров, прозрачность и порядок раскрытия информации о деятельности корпорации, контроль результатов ее деятельности
принципов корпоративного управления:
1. (система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций).
2. Равное отношение к акционерам (включая мелких и иностранных акционеров).
3. Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией
4. Раскрытие информации и прозрачность.
5. Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).
Т е справедливость (принципы 1 и 2), ответственность (принцип 3), прозрачность (принцип 4) и подотчетность (принцип 5).
Эффективно управляемые компании вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Они более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, местных общин и стран в целом.
Эффективный бизнес предполагает выполнение следующих условий:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) .
Источник: studopedia.org