Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.
Коррупция как угроза экономической безопасности
План курсовой работы
- 1.1. Понятие и сущность коррупционной деятельности.
- 1.2. Классификация коррупционной деятельности.
- 2.1. Масштабы и последствия коррупции в государственных органах.
- 2.2. Основные причины распространения коррупции в государственных органах.
- 2.3. Необходимые меры по предотвращению коррупции в государственных органах.
Введение
Актуальность выбранной для изучения и анализа темы обусловлена высоким уровнем коррумпированности региональных и федеральных органов государственной службы Российской Федерации. Проблема коррупции в разных направлениях деятельности органов государственного управления и государственной власти приобрела в настоящее время глобальный и системный характер. Коррупция наносит огромный, практически непоправимый, вред государству, обществу, экономике и гражданам.
Коррупция в суэцком канале — угроза безопасности.
На данный момент тематика коррупции в условиях построения правового государства и в условиях нынешних рыночных отношений, естественно, является очень актуальной. И это не удивительно, ведь масштабность данного явления достаточно велика, чтобы все-таки с полной ответственностью и серьезностью отнестись к возникшей проблеме и попытаться ее решить. Коррупция описывается в СМИ как очень серьезное препятствие на пути правильного и здоровoго развития общества, социальное зло, требующее немедленного вмешательства и искоренения. Но продуктивная борьба с этим негативным явлением невозможна без точного и достаточно полного знания его сущности, конкретных условий появления и последствий.
Коррупция – явление не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще, можно сказать, всем государствам.
Наиболее часто данный термин сейчас начинает применяться к политической элите, и, конечно же, к бюрократическому аппарату.
Несмотря на обширный и разнообразный исторический опыт, на данный момент не найдены универсальные и полностью эффективные меры для успешного искоренения коррупции, а следовательно тема исследования при росте данного феномена актуальна и по сей день.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с разработкой, принятием и применением мер противодействия коррупции в Российской Федерации.
Предметом исследования является коррупция как угроза экономической безопасности в государственных структурах.
Цель работы заключается в теоретическом анализе сущности коррупции, и её видов. Рассмотрении механизмов противодействия коррупции в государственных органах.
- — рассмотреть теоретические аспекты коррупции как социально-экономического явления;
- — изучить место коррупции в системе государственного управления.
Источник: www.law-student.ru
Срок за вымогательство. Большая авария. Лесная коррупция. Угроза XXI века.
Влияние коррупции на экономическую безопасность
Кошкина, И. А. Влияние коррупции на экономическую безопасность / И. А. Кошкина, С. Г. Чибугаева, Р. Р. Сарварова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24649/ (дата обращения: 30.05.2023).
Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам [2].
Коррупция как социально-правовое явление представляет угрозу экономической безопасности, ущемляющую жизненно важные интересы личности, общества, государства в целом. Коррупционными процессами поражены все сферы общественной жизни, в том числе — экономическая сфера. Коррупция приводит к снижению эффективности функционирования государства, противодействует государственным интересам в различных областях деятельности, а также создает прямую угрозу безопасности граждан, общества, государства. Коррупционные процессы представляют угрозу для национальной безопасности государства в правовой, политической, экономической и социальной сферах общественной жизни.
Чаще всего взятки берут лица, отвечающие за закупки и осуществляющие заказы, и конкурсы для нужд организаций. По сравнению с прошлым годом, их размер кратно увеличился. В первом полугодии 2014 года, зарегистрировано 4284 преступлений связанных с получением взяток. Средний размер взятки по России составил 300 тысяч рублей [4].
Выявлено 1821 преступление, связанное с хищениями и не целевым использованием бюджетных средств. Из них — 98 преступлений были совершены при проведении конкурсов и аукционов на закупку для государственных и муниципальных нужд медицинского оборудования и лекарств. Материальный ущерб от этих махинаций превысил 2 миллиарда рублей. [4]
При этом основной массой средств, незаконно оседающих за рубежом, являются откаты при распределении государственных заказов. Должностные лица для этих целей пользуются «услугами» организованных преступных группировок. Поэтому расходы на общественные проекты в Россиизначительно выше, чем в любой другой европейской стране. Все население России несет издержки, связанные с коррупцией. Существует мнение, что стремительный рост тарифов на ЖКХ, значительно опережающий темпы инфляции, является прямым результатом колоссальных объемов коррупции на федеральном уровне [1].
На сегодняшний день существует множество различных оценок фактической стоимости коррупции. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2014 году теневая экономика составила всего 15 % ВВП. При этом в показатель включались «черные зарплаты» и другие способы ухода от налогов. Таким образом, по оценке Росстата, коррупция в 2014 году была на уровне 3,5–7 % ВВП. Для сравнения: некоторые независимые эксперты утверждают, что коррупция в России составляет порядка 25 % ВВП, а по оценке Всемирного банка эта цифра достигает 48 % [3].
При этом, как отмечает Департамент экономической безопасности МВД РФ, цели получения взятки меняются: если раньше чиновники брали, чтобы закрыть глаза на нарушения закона или действовать в обход законодательства, то сейчас взятки берутся даже за исполнение прямых обязанностей [3].
Можно выделить следующие условия для борьбы с коррупцией: общество должно иметь возможность влиять на государство и его решения, должна быть организованна группа людей, которые будут противодействовать коррупции, то есть нести определенные издержки и коррупционеры (взяткополучатели) не должны быть сильнее и влиятельнее тех, у кого они эти взятки вымогают. Использование этих условий противодействия коррупции в комплексе может привести к определенным положительным результатам и позволит свести коррупцию до минимального уровня
На сегодняшний день существуют следующие причины борьбы с коррупцией:
1) малое количество независимых средств массовой информации;
2) «слабость» независимой судебной системы;
3) дефицит сильного гражданского общества, которое могло бы осуществлять контроль над исполнительной властью.
Коррупция приводит к росту теневого сектора экономики, что, в свою очередь, вызывает снижение налоговых сборов и возникновение бюджетного дефицита, это может привести к социальными проблемами. Коррупция также препятствует конкуренции внутри страны и делает российские товары менее конкурентоспособными на мировом рынке: успеха зачастую добиваются не те предприятия, которые наиболее эффективны, а те, которые имеют определенные договоренности с должностными лицами.
С целью оценки влияния коррупции на предприятия в Российской Федерации, было проведено исследование в виде опроса среди предпринимателей города Набережные Челны. В рамках опроса проводилось анонимное анкетирование 100 человек. В анкете были вопросы, касающиеся бизнеса, как проявляется коррупция и степень ее влияния на предприятия.
В ходе опроса, предпринимателям необходимо было ответить на вопрос, какими ситуациями решается проблемы коррупции. Можно было выбрать несколько вариантов ответа. В результате опроса предприниматели выделили следующие наиболее распространенные ситуации возникновения коррупции:
Негативное влияние, которое вызывается проверками администраторов (30 % опрошенных);
Получение доступа к коммуникациям (55 % опрошенных);
Укрепить собственные позиции при участии в государственных программах (17 % опрошенных).
В результате опроса, некоторые предприниматели высказали свое мнение на счет коррупции то, что предприятия несут «неофициальные расходы, которые связаны с получением доступа к факторам производства. Неофициальные расходы используются при оформлении земельных участков, при приобретении сырья и материалов, получении кредитов и др.
Среди мер, необходимых для эффективного противодействия коррупции, предприниматели назвали: внедрение более суровых санкций контроля (32 % опрошенных); укрепление правовой системы государства, включая совершенствование или принятие более жесткого законодательства (68 %)
Таким образом, рост масштабов коррупции, ее разрушающее воздействие на экономику страны свидетельствуют об отсутствии эффективных мер противодействия, необходимых для обеспечения экономической безопасности России. Поэтому именно сегодня необходимо реализовать весь нормативный, организационный и информационный потенциал, чтобы улучшить экономическую безопасность в целом.
- Коробкова Н. А., Парамонова Л. С. Совершенствование институтов взаимодей-ствия власти и бизнеса в контексте регионального развития //Интернет-журнал «Науковедение». 2013 № 6 (19) [Электронный ресурс].-М. 2013. –URL:http://naukovedenie.ru/index.php?p=issue-6–13 (последнее обращение 1.12.15)
- Кошкина И. А. Совершенствование системы диагностики экономической безопас-ности машиностроительного предприятия: системно-синергетический поход: дисс. … канд. эконом. наук: 08.00.05/Камская государственная инженерно-экономическая академия. -Набережные Челны, 2005 -168 с.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]– URL:http://www.gks.ru (последнее обращение 1.12.15)
- Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Элек-тронный ресурс] — URL:https://mvd.ru (последнее обращение 1.12.15)
Основные термины (генерируются автоматически): коррупция, общественная жизнь, результат опроса, Россия, экономическая безопасность.
Источник: moluch.ru
КОРРУПЦИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье рассмотрена проблема коррупционных отношений в сфере малого бизнеса. Автор анализирует выгоды и издержки от коррупции для малого бизнеса.
The article considers the problem of corruption relations in the sphere of small business. The author analyzes the benefits and costs of corruption for small business.
Малый бизнес является значимым сегментом рынка, развитию которого в настоящее время в России уделяется особое внимание. По данным Всемирного банка, Россия в 2013 году заняла 112-е место в мире по степени благоприятности условий для ведения бизнеса, что является не очень высоким показателем. Кроме того, специалисты констатируют, что наблюдается спад в развитии среднего и малого бизнеса практически по всей стране.
Одной из причин специалисты выделяют акцентирование и поддержка государством крупных корпораций. Известно, что в настоящее время в стране создаются крупные государственные корпорации в ведущих отраслях экономики — судостроении, авиастроении, атомной энергетики. Делая ставку на крупные компании, государству нельзя забывать, что во всех развитых странах именно малый и средний бизнес создаёт основную долю валового внутреннего продукта страны. Не смотря на заявления чиновников о поддержке малого и среднего бизнеса в России, о преодолении организационных и
административных барьеров, опросы показывают, что 80 процентов предприятий российского малого и среднего бизнеса не удовлетворены тем, как государство создаёт климат для их развития.
Еще одной из наиболее выраженных причин, наносящих урон бизнесу, является коррупция. Основные причины разгула преступности и коррупции находятся в тесной взаимосвязи с проводимой макроэкономической политикой, экономической и политической обстановкой в стране [1]. По данным Мирового банка, 40% предприятий во всем мире вынуждены давать взятки. В развитых странах эта цифра составляет 15%, в азиатских — 30%, в странах СНГ — 60%. По степени коррупционности госаппарата Россия занимает 143-е место из 182 среди наименее коррупционных государств мира.
Transparency International, Мировой банк и другие организации понимают под коррупцией злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.
В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц».
В современном обществе существуют различные классификации коррупционных отношений. Наиболее предпочтительнее для оценки наносимого вреда представляется деление коррупции на низовую и верховую.
Первая — это низовая коррупция, практикуемая на уровне низших эшелонов власти. Такого рода коррупция зачастую выполняет положительные функции, помогая фирмам и отдельным лицам обойти слишком жесткие требования, установленные законом, сокращает бюрократические проволочки, а также избавляет от необходимости следовать невыполнимым инструкциям и платить непосильные налоги. Постепенно этот вид коррупции начинает раскручиваться и множиться, превращаясь в более опасные формы крупной коррупции высших эшелонов власти. Этот вид коррупции предполагает
большие масштабы взяточничества, не знающего государственных границ, и является в большинстве случаев оправданием существования коррупции на всех уровнях государственного управления.
Верховая коррупция — это стратегия поведения влиятельных социальных групп, направленная на «захват государства» и установление теневого контроля за принятием властных решений. Эта стратегия часто достигает своего апогея путем «захвата бизнеса» с использованием властных полномочий для обеспечения теневого контроля узкой группы лиц над целыми отраслями или даже над экономикой в целом. Такую немногочисленную группу лиц, осуществляющих «передел» власти и оказывающих мощное давление на экономическое развитие страны, называют олигархами.
Таблица 1 — Классификация коррупции по уровню государственной
Тип Субъект Сфера возникновения и распространения Добровольность коррупционного обмена Степень централизации Уровень неопределённости
Низовая административная 1 Работник бюджетной сферы, Рядовой чиновник Граждане Частный рынок институтов Добровольн ый, недоброволь ный обмен Менее централизован-ная Высокий
Низовая административная 2 Рядовой чиновник Бизнесмены
Верховая административная Местные и федеральные чиновники руководящих должностей Бизнесмены, местные и региональные чиновники Недобровольный обмен (business capture) Более централи зованная Низкий
Коррупция с «захватом государства» (верховая коррупция) Элементы политической элиты Бизнесмены, региональные и федеральные чиновники руководящих должностей Политический рынок институтов Добровольный обмен
Коррупция невозможна без наличия и процветания в стране теневой экономики. Большие масштабы коррупции говорят о том, что теневая
экономика перешла уже все пределы, основные средства в копилку коррупции идут от нефтедолларов, криминального рынка, рынка услуг, потому что производственный сектор экономики фактически не развивается, ничего нового в масштабах государства не строится и не создается. [3]
Одной из часто встречаемых форм коррупции в сфере бизнеса, сопряженной с теневой составляющей официальной экономики, является «откат», т.е. вид взятки должностному лицу, принимающему решение о расходовании денежных средств; уплачиваемая ему получателем средств доля от их суммы.
Система откатов в России очень развита. Она активно распространена в системе «сопряжения» бизнеса и деятельности государственных структур (госзаказы, тендеры, торги, конкурсы).
Эксперты считают, что многие отрасли без откатов просто не работают. В среднем по стране «откат» составляет 5%. Откатные схемы существуют у фирм, торгующих недвижимостью, занимающихся поставкой оборудования, программного обеспечения, строительными и ремонтными работами. Откаты с одной стороны позволяют части фирм успешно работать и завоевывать рынки, а с другой стороны нарушают условия нормального функционирования рынка, лишая возможности стать полноценным участником рынка большинство фирм.
Таким образом, в системе откатов, как и во всех других типах коррупционных отношений, можно выделить положительные и отрицательные стороны для малого бизнеса.
Таблица 2 — Выгоды и издержки от коррупционных отношений
для малого бизнеса
Выгоды от коррупции Издержки, риски и проблемы от коррупции
• средство получения преимуществ, льгот, привилегий, незаконного получения разрешений; • средство ухода от наказания за невыполнение требований; • средство преодоления административных барьеров и избыточного регулирования • вынужденный путь для преодоления административных барьеров; • нарушение честной конкуренции; • подрыв прав собственности; • угроза законным правам и интересам
Не смотря на положительное влияние коррупции на деятельность субъектов малого бизнеса, негативное воздействие значительно больше. Оно проявляется в существенных последствиях для функционирования, как самого предприятия, так и для экономики в целом.
Последствия коррупции для малого бизнеса:
1. уход в «тень» в связи со слишком высоким уровнем издержек на выполнение регулирующих норм;
2. отказ от продолжения осуществления предпринимательской деятельности из-за нерентабальности бизнеса;
3. краткосрочные бизнес-стратегии и невозможность инновационного развития;
4. предприниматели отказываются открывать собственное дело из-за опасения лишиться его в случае успешной работы;
5. подрывается доверие к закону, государственным и экономическим институтам;
6. время владельцев и руководителей компаний тратится зря, отрицательно сказываясь на производственной и инновационной деятельности.
Негативные последствия для экономики страны, порождаемые коррупцией:
1. сложность реализации законных прав, высокие трансакционные издержки,
2. нарушение конкурентной среды,
3. избыточное государственное регулирование и возведение административных барьеров,
4. проблемы защиты прав собственности,
5. нарушение презумпции невиновности, т.е. возможность быть привлеченным к ответственности без совершения нарушений.
Все негативные последствия, описанные выше, приводят к снижению инвестиционной привлекательности страны и снижению предпринимательской инициативы.
Борьба с коррупцией становится одной из самых актуальных задач и приоритетных направлений политико-правовой реформы в России. Однако на пути снижения коррупции во взаимодействии с государственными органами существенная роль отводится и самим предприятиям. Так, изменяя собственную тактику ведения бизнеса (к примеру, ведение бизнеса под лозунгом «без коррупции»), предприниматель способствует сокращению поборов, созданию нормальных стабильных условий для функционирования и развития бизнеса, демонстрации начала реальных организованных действий и выработке новых принципов взаимодействия.
Список использованных источников
2. Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональный подход)// Вопросы экономики, 2008, №2, с. 44 — 60.
3. Лизина О.М. Влияние теневой экономической деятельности на качество и темпы экономического роста// Вестник Череповецкого государственного университета, 2013, №3, с.59 — 63.
Источник: uchimsya.com