Новое направление в бизнесе привлекательно низкой конкуренцией. Коворкинги в России начали открываться недавно и организовать свой – хорошая идея для долгосрочного вложения денег. Именно долгосрочного, т.к. сумма инвестиций велика – около 2 млн руб. в минимальном варианте, а срок окупаемости от 2 лет. При выходе на полную загруженность офиса площадью 250 кв. м ежемесячно можно заработать от 650 000 руб.
Экономика и предпринимательство развиваются динамично. В последние годы заметна тенденция перехода на удаленную работу. Компании все чаще используют аутсоринг и нанимают дистанционных специалистов. Однако, не у всех дома оборудовано удобное рабочее место.
Коворкинг – это продажа условий, в которых человек в своем бизнесе создаёт добавочную стоимость. Это сдача в аренду отдельного стола или небольшого офиса в общем помещении с хорошо организованной инфраструктурой. Вокруг находятся другие резиденты (арендаторы), как правило, успешные, что позволяет завязать полезные знакомства. Поэтому можно сказать, что коворкинг – это также продажа живой деловой атмосферы.
Кому подойдёт бизнес
Коворкинг – новое, многим еще не знакомое направление. Для его развития не нужны специальные знания, однако он требует больших инвестиций. Потому, этот бизнес, прежде всего, будет актуален для владельцев коммерческой недвижимости большой площади.
Дело в том, что на индивидуальной аренде можно заработать гораздо больше, чем на аренде обыкновенной. Например, вы сдаете помещение площадью 200 кв. м трем компаниям, разделив его на 3 отдельных офиса. При уходе арендатора теряется сразу треть прибыли. Если же на коворкинге у вас находится 50 человек, то уход нескольких из них не будет столь заметен. Кроме того, здесь, как и в любой торговле, розница стоит дороже опта.
«Коворкинг – это выгодно, если помещение находится не в самом проходном месте, имеет довольно сложную локацию, маленькую парковку, т.е. применение его как недвижимости сопряжено с определёнными сложностями. Коворкинг – это классное решение. Он не делает сказочно богатым, но позволяет зарабатывать на помещении процентов на 20–30 больше, и более уверенно, более беспрерывно, чем традиционная аренда»
Данияр Аманалиев, основатель коворкинг-центра «Ololo»
Рынок и потенциальные клиенты
По оценкам J’son
«Популярна услуга, когда компания снимает офис на несколько рабочих мест на 1 день. Скорее всего, они работают удаленно. Периодически, один или два, или три раза в неделю они снимают себе 1 кабинет – поработали офлайн и опять разбежались на удаленку»
Наталья Волкова, основательница коворкинг-центра «Cooffice» в Одессе
, невысокий спрос на услугу (особенно в регионах), отсутствие дополнительных услуг, высокая стоимость аренды и др. Обычно у каждого «умершего» проекта своя печальная история. Владельцам московских коворкингов сегодня приходится особенно тяжело — конкуренция на рынке растет из года в год.
В 2014 году, например, в столице планируют открыть до 10 новых государственных коворкингов. На их обустройство денег не жалеют. Как пообещал руководитель проекта по развитию сети коворкингов ГБУ «Малый бизнес Москвы» Александр Колодезный, коворкинги появятся в каждом округе столицы, что удовлетворит потребности всех жителей города.
Что необходимо учесть, чтобы коворкинг всегда был заполнен клиентами? Как удержать старых клиентов и привлечь новых? Контур.ру задал эти вопросы старожилам рынка и услышал несколько полезных советов.
1. Разумная цена
Аренда рабочего места в коворкинге обойдется в сумму от 5 000 до 30 000 руб. в месяц, в зависимости от количества рабочих мест (разумеется, для целой команды потребуется больше), от пакета услуг (кто-то хочет «застолбить» себе место, а также ящик для вещей и личный добавочный номер). Высокие цены для большого количества людей вполне оправданы, но захочет ли фрилансер платить 20 000 руб. в месяц за то, чтобы посидеть в интернете и получить заряд «рабочей атмосферы»? Вряд ли. Поэтому первый и, пожалуй, самый главный пункт, который позволит заполнить клиентами пространство коворкинга, — это разумная цена.
2. Хорошее оборудование
Коворкинг — как спортзал: многие приходят туда работать, потому что дома заставить себя не могут. А что необходимо хорошему спортзалу? Качественные и современные тренажеры. Коворкингу тоже необходимы хорошие компьютеры, принтеры и телефоны. По крайней мере, они не должны уступать по качеству тем, что есть дома у большинства людей.
Крайне важно, чтобы в коворкинге был бесперебойный доступ в интернет.
3. Удачное расположение
Оно, безусловно, играет не последнюю роль. Если дорога занимает много времени, потенциальные клиенты просто не доберутся до вашего коворкинга. Необходимо помнить, что не вы платите людям за то, что они приходят к вам работать, а они платят вам. Следовательно, необходимо предоставить все условия для их удобства.
Обратите внимание на инфраструктуру рядом с коворкингом. Есть много кафе? Хорошо! Спортивная площадка? Еще лучше! Парковка?
Вообще замечательно! Павел Берман, заместитель директора коворкинга «Зона действия» (Санкт-Петербург), советует отказаться от мысли, что каждому коворкеру нужно 100 кв.м. «Необходимо использовать каждую часть пространства с умом», — говорит он. Рассчитайте, сколько рядом с коворкингом окажется работоспособных людей, и, исходя из этого, определите количество рабочих мест и размер коворкинга. Если в выбранном вами районе в основном живут пенсионеры, вряд ли стоит открывать там центр.
4. Безопасность
Если кто-то из ваших клиентов вдруг обнаружит, что у него пропал телефон, это ударит по вашей репутации. Необходимо следить за сохранностью вещей клиентов, ведь посетители бывают разные.
5. Правильная планировка
Все-таки люди приходят в коворкинг работать, а в пространстве open space, заполненном незнакомыми людьми, сосредоточиться непросто. В коворкинге необходимо поддерживать рабочую атмосферу. Следовательно, в планировке необходимо соблюсти баланс между шумным открытым пространством и уютной, но «глухой» комнатой. Баланс необходим и в дизайне — нечто среднее между смелым креативным дизайном и деловым офисным помещением. Приходя работать в коворкинг, люди не хотят ощущать себя в офисе, при этом им необходимо настроиться на рабочий лад.
Александра Жиленко, бывший администратор еще одного долгожителя — московского коворкинга «Рабочая станция» в Нескучном саду, уверена, что люди приходят в коворкинг за атмосферой: «Бессмысленно открывать коворкинг в каком-нибудь бизнес-центре, это все те же скучные офисы. В случае с «Рабочей станцией» людей в восторг приводило то, что для них создана рабочая атмосфера в довольно необычных условиях: лес, окна от пола до потолка, удобные рабочие места, кухня, где можно налить себе чай и перекусить, зона отдыха с диванами и пуфами. В общем, очень удобно и приятно, на тебя не давит атмосфера офиса, в таких условиях даже от монотонной работы с бумагами можно получить удовольствие».
6. Дополнительные услуги
Коворкинг не должен ограничиваться только арендой рабочих мест. Нужно радовать клиентов и дополнительными услугами. На них тоже можно неплохо заработать. Вкусная еда, хороший кофе, просторные переговорные — это только базовый набор. Список можно пополнять — достаточно включить креативность.
Проводите различные тренинги, образовательные программы, лекции, конференции, знакомьте людей друг с другом. В коворкинги приходят люди, которые развивают бизнес, поэтому помощь для них никогда не будет лишней.
Павел Бернам уверен, что без дополнительных проектов коворкингу не выжить: «Очень важно, чтобы коворкинг не был самостоятельной историей, чтобы на площадке находились еще какие-то проекты, приносящие деньги. Проверено: коворкинг сам по себе дает выход в ноль. В Питере не получится брать больше 10 000-12 000 руб. в месяц, даже если вы рассчитываете на 3-4 кв.м на человека, расходов все равно слишком много — бумага, чай, кофе, принтер. Мы в «Зоне действия» работаем еще в event-направлении и направлении образовательном: проводим курсы по event-менеджменту, интернет-маркетингу, даем советы, как запускать стартапы».
Источник: kontur.ru