Козырева п м смирнов а и население и бизнес дефицит доверия его причины и последствия

Источник недоверия не только в поведении самих коммерсантов, но и в негативном отношении граждан к рыночной экономике, выяснили Полина Козырева и Александр Смирнов в исследовании «Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия».

Жители России осознают важность бизнеса, но для многих это еще не повод ему доверять. В 2016 году более 40% граждан оценивали деятельность предпринимателей критично, считая, что она приносит недостаточно или мало пользы.

Крупный бизнес ассоциируется с доходами избранных от продажи природных (а значит, народных) ресурсов. Поэтому отношение к нему хуже, чем к малому и среднему. Однако уровень доверия — выше. В конце 2015 года крупным частным компаниям доверяло чуть больше 35% населения, малым и средним (очевидно, потому что чаще с ними сталкиваются и видят их изъяны) — около 24%.

Из-за недоверия сохраняется высокая социальная напряженность, неприязненные и даже враждебные отношения между бедными и богатыми, говорится в исследовании. В невозможности достичь взаимопонимания между ними убеждены почти 40% россиян.

Исход информационной войны решит рынок. Красный пульс. Факты, статистика, графики (№ 11)

Вина за неравенство возлагается на предпринимателей, их богатство вызывает раздражение, поскольку не считается нажитым честным путем. Попыток бизнеса решать общественные проблемы большинство граждан не замечает.

Высокий уровень недоверия к бизнесу объясняется «не только его безответственным и узкокорыстным поведением, раздражающим людей», отмечают исследователи. Массовое сознание расколото в восприятии советского прошлого, значительная часть принимает его идеалы, следовательно, отрицательно относится к рыночной экономике.

В кризисные периоды число сторонников советского строя увеличивается. В 2012 году экономике с госпланированием отдавали предпочтение 49% россиян, в начале 2016-го — уже 52%, в то же время доля сторонников рыночной модели сократилась на 10% (с 36% до 26%).

«Чем меньше респонденты удовлетворены своим материальным положением и жизнью в целом, чем ниже их положение на шкале материального благосостояния, тем выше ностальгия по советскому прошлому и тем меньше они доверяют бизнесу», — делают вывод ученые.Так, по данным RLMS-HSE, в 2015 году среди удовлетворенных своей жизнью малому и среднему бизнесу не доверяли 30%, среди недовольных жизнью — 38%, крупным частным предпринимателям соответственно 19% и 25%.

Читайте также:  Описание бизнес процессов лизинговой компании

Недоверие населения — одна из причин того, что в России не часто решаются стать бизнесменами (открыть собственное предприятие когда-либо пытался лишь один человек из десяти, получилось — меньше чем у половины).

Руководители частных фирм сталкиваются с большим недоверием к себе со стороны сотрудников, чем руководители госорганизаций: 12,1% против 8,7%.

Большинство россиян убеждено, что только государство, а не рынок, должно: устанавливать цены на продукты питания (80% населения, по данным RLMS-HSE); оказывать медицинские услуги (66,1%); «обеспечивать работой, строить дороги, школы, детские сады, поликлиники и выполнять другие функции, затрагивающие интересы граждан» (свыше 50%).

Около 40% жителей России не готовы поручить бизнесу (а только — госструктурам) даже организацию вывоза мусора.

Безусловный приоритет частных компаний в различных сферах деятельности признают лишь 1–3% населения.

Несмотря на проблемы, за 10 лет (с 2006 по 2015 год) отношение к бизнесу изменилось в лучшую сторону. К примеру, доля доверяющих малым и средним предприятиям увеличилась с 18,3% до 23,9%.

Главная причина — в самом бизнесе, который стал ответственнее, добросовестнее и законопослушнее. Однако важным моментом является и рост в обществе уровня генерализованного доверия, то есть доверия вообще — к посторонним людям.

Результаты исследования подтверждают, что россияне стали лучше понимать друг друга. Количество тех, кто думает, что с незнакомцами всегда нужно быть осторожным, сокращается, число настроенных доверять окружающим в зависимости от их качеств и поведения, увеличивается. Это в свою очередь отражается и на отношении к бизнес-структурам: среди граждан, склонных к доверию вообще, в 1,5 раза больше доверяющих крупным частным компаниям и вдвое — малым и средним.

тэги

Источник: centerforpoliticsanalysis.ru

Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия

Ключевые слова: общественные настроения россияне малое предпринимательство среднее предпринимательство рыночная экономика социальное расслоение мониторинг общественные настроения россияне малое предпринимательство среднее предпринимательство рыночная экономика социальное расслоение мониторинг

Читайте также:  Характеристика внешней среды международного бизнеса

Российская Федерация Российская Федерация

Язык: русский

ISBN: 0321-2017

Полное библиографическое описание

Козырева, Полина Михайловна. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия [Текст] / П. М. Козырева, А. И. Смирнов // Полис (Политические исследования) : научный и культурно-просветительский журнал. — 2017. — № 1. — С. 53-69 : табл., граф. — Библиогр. в конце ст.

  • Аннотация

Динамика уровня доверия населения малому и среднему бизнесу. На материале данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ», 2006-2015 гг.

Источник: spblib.ru

Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия»

Государство не может согласовать интересы населения и бизнеса.
Нынешняя власть взяла на себя социальные обязательства, которые требуют очень больших усилий и финансовых средств. Несмотря на все трудности экономического кризиса, бизнес тоже нуждается в поддержке и поощрении его стремления к расширению производства, а также повышению эффективности предпринимательской деятельности. Но в то же самое время необходимо создавать подходящие условия для максимально справедливого распределения ресурсов и сокращения существующего социального неравенства.
Одним из эффективных способов укрепления доверия населения к бизнесу является развитие, так называемого, социального предпринимательства, на пути которого встает сразу множество проблем, наличие которых объясняется его новизной, довольно медленным формированием запроса социума на ответственность бизнеса в постсоветской России, а также недостаточной готовностью населения поддерживать какие-либо социальные проекты. Очень низка также активность россиян, нацеленная на создание некоммерческих организаций, которые могли бы решить конкретные социальные проблемы.

Заключение
Ни для кого не является секретом, что развитие страны во многом определяется качеством взаимодействия государства, бизнеса и народа.
Бизнес стремится «к концентрации благ у наиболее успешных субъектов экономики и политики». Население же нацелено на равномерное распределение благ, то есть тянется к справедливости. Задача государства гармонизировать их стремления, так как реализация интересов только одной из сторон может привести к катастрофе.
Низкий уровень доверия к существующему в России бизнесу сковывает действия властей и бизнес-сообщества, направленные на повышение эффективности экономических преобразований, а также негативно сказывается на экономическом поведении населения, вследствие чего тормозит социально-экономическое развитие страны.
Таким образом, можно сказать, стране удастся выйти из затяжного экономического кризиса, только решив проблему повышения авторитета всех рыночных структур и весомости частного предпринимательства.
Но нельзя забывать также и о разумном сочетании рынка и государственном регулировании экономики. Бизнес должен стать активным и, конечно же, полноправным участником всех грядущих преобразований.
На пути к достойной и благополучной жизни людей необходимо повысить эффективность взаимодействия государства, бизнеса и народа, осуществляя новые подходы к укреплению социального капитала, расширив сферы применения принципов социальной справедливости, взаимопомощи и доверия.

Читайте также:  Обработка шерсти как бизнес

Литература
Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — №1, с.53‑69

Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 1, с.55
Там же. с.55
Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 1, с.57
Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 1, с.61
Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 1, с.62
Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — № 1, с.54

Литература
Козырева П.М., Смирнов А.И. Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия // Полис. Политические исследования. — 2017. — №1, с.53‑69

Источник: www.homework.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин