Критерии бизнеса в рк

Ким, В. В. Методы управления малым бизнесом в Республике Казахстан / В. В. Ким, Н. А. Динислам. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5.5 (109.5). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/109/26818/ (дата обращения: 27.05.2023).

В данной статье рассматриваются методы управления малым бизнесом в Республике Казахстан, т.к. управлению и развитию малого бизнеса в настоящее время уделяется большое внимание. Целью данной статьи является выявление механизмов совершенствования управления малым бизнесом в Республике Казахстан. Объектом исследования в статье является система управления малым бизнесом в РК.

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, малые предприятия, приватизация, микрокредитование.

Предпринимательство Казахстана в последнее время характеризовалось неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников. Любой вид предпринимательства требует довольно гибкого управления и постоянного поиска новых решений, технологий и рынков сбыта. Одной из основных проблем, с которыми сталкивается владелец небольшого предприятия, является совершенствование малого бизнеса на всех этапах его развития [1, с.24].

В РК определили критерии для работы бизнеса в «зеленой»,«желтой» и «красной» зонах санэпидобстановки

Если первоначально небольшое предприятие, которое было создано частным предпринимателем, может управлять «стихийными методами», то, при увеличении количества сотрудников или объемов заказов, необходимо проводить мероприятия, направленные на совершенствование малого бизнеса. Одним из главных недостатков многих малых предприятий является отсутствие чёткого планирования финансовых показателей.

Еще одним направлением совершенствования малого бизнеса является применение новых технологий производства. Многие владельцы малых предприятий вынуждены приобретать устаревшее оборудования, которое используется до тех пор, пока оно не придет в полную негодность. К сожалению, деньги на покупку или модернизацию оборудования для своего бизнеса может выделять далеко не каждый предприниматель, что плачевно сказывается на продукции, которая производится малым предприятием.

Совершенствование малого бизнеса также должно затрагивать кадровую политику. Если на первоначальном этапе развития предприятия можно нанять работников, рассказав о вашем бизнесе знакомым, то в процессе расширения малого бизнеса необходимо обратиться в кадровое агентство или разместить объявления в сети Интернет о поиске «рабочей силы».

Одним из важнейших этапов совершенствования малого бизнеса является распределение полномочий. Владелец малого предприятия физически не может решать все проблемы, которые возникают при управлении предприятием. Часть работы, например, составление и сдачу бухгалтерской отчетности, можно поручить другому малому предприятию, которое гораздо быстрее и качественнее справится с этой задачей.

Пути преодоления проблем малого бизнеса в Казахстане:

  1. создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
  2. реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
  3. реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
  4. оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  5. применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
  6. упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности.
  7. снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
  8. поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
  9. интенсификацию инвестиционных процессов;
  10. стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

Основные меры государства, направленные на создание условий для бизнеса:

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В КАЗАХСТАНЕ

  1. Введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса;
  2. Разработка нового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налогового бремени на не сырьевые сектора экономики и упрощение налогового администрирования;
  3. Проведение административной реформы, основной целью которой является устранения возможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников;
  4. Снижение административных барьеров;
  5. Привлечение ассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейся интересов бизнеса;
  6. Реализация программы «30 корпоративных лидеров», в рамках которой оказывается государственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадут вокруг себя сотни малых и средних предприятий;
  7. Улучшение, доработка закона «О конкуренции», создание профильного Агентства;
  8. Совершенствование закона «О государственных закупках», использование ресурса государственных закупок для развития отечественного машиностроения;
  9. Совершенствование центров поддержки предпринимательства и других объектов инфраструктуры;
  10. Учебно-методологическое и информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства, более расширено.
  11. Политическая воля – особое внимание проблемам предпринимательства со стороны Главы государства и Премьер-министра Республики Казахстан.
  12. Реализация Стратегического плана 2020 года – «Дорожная карта бизнеса – 2020» [2, с.10].

Государство создает условия и поддерживает предприятия, стремящиеся внедрить всемирно признанные методы управления качеством продукции и услуг. В целях стимулирования развития субъектов малого бизнеса создан «Фонд развития малого предпринимательства», сформирована республиканская сеть, представленная головным офисом в Алматы, филиалами в Астане и 14 областных центрах, тремя представительствами.

Основные мероприятия, по-видимому, должны быть ориентированы на решение следующих вопросов:

  1. Приведение нормативной базы для функционирования систем аккредитации, сертификации и испытаний в Республике в соответствие с требованиями международных стандартов серии НЕ 45000.
  2. Внедрение менеджмента систем качества на предприятиях в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000 с целью повышения качества и конкурентоспособности казахстанской продукции на международном рынке.
  3. Повышение уровня и эффективности работ по независимому контролю качества и безопасности продукции и услуг, путем создания системы добровольной сертификации, а также развития сети независимых органов по сертификации, испытательных и поверочных лабораторий, направленных на защиту здоровья и интересов потребителей.
  4. Решение вопросов финансирования с целью создания, содержания и развития эталонной базы единиц физических величин.
  5. Налаживание и оптимизация системы подготовки и повышения квалификации специалистов и информационного обеспечения в области управления качеством путем расширения международного и межгосударственного сотрудничества.
  6. Расширение международного сотрудничества Казахстана в области всеобщего управления качеством.
Читайте также:  Цветочный бизнес как найти поставщиков

Таким образом, есть еще масса нерешенных вопросов и проблем в бизнес-среде Казахстана. Это и снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, и улучшение налогового администрирования, и совершенствование таможенной тарифной политики и разрешительных процедур, и развитие структуры поддержки и сопровождения предпринимательской деятельности.

Основная роль государства в области развития малого бизнеса заключается в создании стабильной и достаточной бизнес среды, через формирование соответствующей нормативно-законодательной базы и создание системы институтов, оказывающих услуги по развитию бизнеса (BDS) [3, с.43].

Государству необходимо придерживаться эффективной организации малого бизнеса. Принципы эффективной организации малого бизнеса:

1. Принцип собственности

2. Принцип самоорганизации

3. Принцип целенаправленности

4. Принцип наличия свободной рабочей силы.

Общие принципы управления малым бизнесом:

1. Маневренность

7. Самостоятельность в выборе решений.

Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.

При этом основными компонентами данной стратегии можно предложить:

— Совершенствование действующего нормативно-правого обеспечения;

— Содействие в расширении путей взаимодействия малых предприятий с крупными;

— Совершенствование системы налогообложения;

— Совершенствование финансово-кредитных механизмов;

— Устранение административных барьеров;

— Развитие системы оказания услуг и предоставления информации предприятиям малого бизнеса (BusinessDevelopmentService);

— Поддержка развития общественного движения предпринимателей;

— Формирование системы подготовки и обучения специалистов для малых предприятий [4].

Комплексная реализация указанных компонентов позволит в среднесрочной перспективе сформировать благоприятные условия для развития сектора малого бизнеса в Казахстане.Стимулирование малого бизнеса, управление им объективно относятся к числу важнейших задач, стоящих перед государством. К числу основных принципов, в соответствии с которыми должна строиться данная система управления относятся: создание единого комплекса мер регулирования, включающего весь современный арсенал рычагов воздействия на малый промыш­ленный бизнес; административно-правовые, административно-экономические, собственно экономические.

1. Дауранов И., Курбанова Г., Рудецких А., Шишкина А. Малый бизнес Казахстана: Тенденции и проблемы развития, Алматы, 2008.

2. «Дорожная карта бизнеса 2020» от 13 апреля 2010 года. с.10-11.

3. Абдимомынова А.Ш., Жаксыгулова Р.А. Малый инновационный бизнес в Республике Казахстан. Россия и Казахстан: опыт научно-экономического сотрудничества, перспективы интеграции. Сборник статей международной научно-практической конференции. ФБГОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет; Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата. 2015.

С. 10-15.

4. www.fund-damu.kz (сайт фонда развития предпринимательства «Даму»)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Казахстан, малое предприятие, предприятие, государственная поддержка, малое предпринимательство, международный стандарт серии, налоговое администрирование, небольшое предприятие, эффективная организация.

Источник: moluch.ru

Экономическая эффективность развития малого бизнеса в РК

Одним из приоритетных направлений экономической реформы, проводимой в настоящее время в Казахстане, является становление и развитие малого бизнеса. Общество все больше осознает, что малый бизнес представляет собой одно из ключевых условий формирования рыночных механизмов и является составляющей частью современной рыночной системы. Малый бизнес в Казахстане является не только необходимым звеном в создании рыночной системы хозяйствования, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества. В рыночной экономике малый бизнес является источником средств к существованию а также способом раскрытия потенциала личности.

Становление и развитие сектора малого бизнеса является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики любого государства. Опыт зарубежных стран говорит о том, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость. Несмотря на длительную историю существования, в мировой практике по сей день отсутствует достаточно четкое унифицированное определение малого бизнеса или малого предпринимательства. Существуют различные подходы к определению данного понятия, и в каждой отдельно взятой стране используются различные критерии отнесения предприятий к категории малых.

Во-первых, отсутствие универсальных критериев затрудняет сравнительную оценку уровня развития малого бизнеса в разных странах. Во-вторых, существующие различия объективны и обусловлены уровнем социально-экономического развития каждого отдельно взятого государства, а также культурными и историческими особенностями.

К сожалению, признаки или критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к категории малых, довольно разнообразны. Однако целесообразно выделить основные из них, которые наиболее часто используются в мировой практике. Прежде всего к ним относятся:

  • количество занятых сотрудников на предприятии;
  • стоимость активов предприятия;
  • объем товарооборота или выпускаемой продукции.
Читайте также:  Торговля вейпами и смесями как бизнес

В большинстве случаев используемые критерии не учитывают особенностей функционирования малых предприятий, таких как отраслевая принадлежность или стадия развития предприятия, а также социальная характеристика предпринимателя. В мировой практике отсутствуют единые универсальные критерии для определения малого бизнеса. Но значимость рассматриваемого сектора для социального и экономического развития каждой отдельно взятой страны не вызывает сомнений [1].

Сегодня, малое предпринимательство в Республике Казахстан (как части постсоветского пространства) являет собой генерированный и усовершенствованный посредством зарубежного и заимствованного среди стран СНГ опыта, приют для предприимчивых и заинтересованных в продвижении собственных идей людей. Опыт либеральных реформ, в душе каждого, бывшего тогда советского человека, пережившего последовательные этапы, начиная с 1992 г., сформировал четкое понимание предпринимательства как механизма в целом.

Говоря об эффективности развития малого бизнеса в Республике Казахстан, следует отметить, что множество ниш производственного сектора экономики Казахстана так и не зарекомендовали себя как перспективные и стабильные области для привлечения инициативных деятелей. Малые предприятия развиваются, и количество их растет, это факт, но в том ли направлении двигаются они, в котором следовало бы и верно ли подхватываются все теоретические и практические аспекты в развитии предприятий, и что более важно, верным ли путем реализуются государственные программы по развитию малого и среднего бизнеса? Именно на это следует обратить особое внимание при создании комплексных мер по регулированию в данной области [2].

В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые из-за высоких накладных расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства способствуют оживлению локальной экономики.

Возьмем показательный пример распределения труда и приспособления к общей инфраструктуре малого предпринимательства в Японии, где ради получения конечного продукта реализуется потенциал множества малых предприятий, с их оперативностью, гибкостью и что самое важное, как я считаю, ориентированностью на инновационный подход. Причем инновации идут как в интерес отдельных малых предприятий, составляющих единый механизм, так и в интерес крупных заводов, пожинающих плоды своих верных и перспективных ячеек производства.

Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для постсоциалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости.

В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.

Опираясь на нажитый опыт, можно сделать следующие выводы, касательно роли малого предпринимательства в экономике страны:

  • создание дополнительных рабочих мест;
  • вовлечение отдельных групп населения, которым крупное производство недоступно из-за определенных ограничений (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся) в активную трудовую деятельность;
  • эффективное использование творческих способностей людей;
  • формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
  • развитие конкурентных и сдержанных рыночных отношений, которые способствуют удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
  • привлечение личных средств населения для развития производства:
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг;
  • доступность товаров и услуг по отношению к потребителю;
  • создание экономической гибкости, мобильности и маневренности рыночной среды;
  • вливание в научно-технический прогресс;
  • освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды, выкупа и.т.д.

Именно на эти показатели ориентирована программа по Развитию малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан подчеркнул в Послании народу Казахстана Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаев. Данная программа предлагает предпринять эффективные меры по созданию благоприятных условий для бизнеса [3].

Оценка современного состояния говорит о постепенном снижении темпов роста малого бизнеса, что объясняется заполнением имеющихся рыночных ниш, ростом ряда малых компаний до категории средних, а также активизацией промышленного производства в ряде отраслей. При этом не стоит забывать и об имеющих место барьерах в развитии малого бизнеса.

Казахстанские и иностранные предприниматели отмечают проблемы, возникающие при взаимодействии с государственными органами на всех уровнях управления. Опубликованные результаты исследований экспертов Всемирного банка и опросов иностранных и отечественных инвесторов указывают на существование проблем в сфере лицензирования, администрирования налогообложения и таможенные процедур, частной собственности на землю. При этом все без исключения опрошенные отметили процветание коррупции в качестве одной из основных проблем.

Читайте также:  Дресс код бизнес стиль что это

Новым импульсом к развитию малого бизнеса может стать налаживание кооперированных взаимосвязей с крупными предприятиями и отраслевая диверсификация сектора малого бизнеса. Именно эти изменения позволят проявиться в полной мере и на качественно новом уровне отличительным особенностям малых предприятий, которыми являются быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка, способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость капитала и инновационная деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Идрисова Э.К. Налоговое регулирование предпринимательской деятельности. – Алматы: Экономика, 1999. – С. 48-53.
  2. Официальный сайт Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс] //http://www.salyk.kz/RU/Pages/default.aspx
  3. Официальный сайт Национального Института системных исследований проблем предпринимательства (Российская Федерация) [Электронный ресурс] //www.nisse.ru

Источник: articlekz.com

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РК.

Туралыкова Б.С. – студент КарГТУ (гр.АРХ-15-1с) Научн.рук. – преп. Жуматова Г.М.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РК.

Эффективное развитие конкурентоспособной национальной экономики в условиях глобализации невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров, имеющих как базовые академические знания, так и обладающих практическим опытом, релевантным в современных условиях. Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Наше общество всецело осознает, что улучшения в экономике страны предполагают необходимость качественных сдвигов в развитии инновационных технологий и наукоемких производств, которые тесно связаны со сферой науки и образования. Роль отечественной науки и образования будет усиливаться в дальнейшем и станет ключевой в достижении долгосрочной конкурентоспособности нашей республики.
Сегодня образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. В этом заключаются убедительные аргументы в пользу дальнейшего развития всего спектра образований. Государственная программа развития образования на 2011-2020гг является организационной основой государственной политики РК в сфере образования.
Актуальность темы исследования заключается в том, что повышение конкурентоспособности образовательных услуг является одним из главных условий успешного реформирования национальной системы образования. Современное учебное заведение должно признать себя субъектом рынка, а следовательно, и то, что на рынке услуг действуют все законы рыночных отношений и используются различные методы конкурентной борьбы.
Казахстан вышел на новый этап, который, исходя из возможностей социально-экономической ситуации в республике, сопровождается увеличением бюджетного финансирования образования и науки. При этом на равных условиях с государственным сектором, действует негосударственный сектор образования, что свидетельствует о создании рынка образовательных услуг, который, как и любой рынок, развивается по закону конкуренции.
Рынок образования РК можно рассматривать как совокупность учебных заведений, составляющих пять основных образовательных ступеней:
-Дошкольное образование (детские сады, репетиционные центры,
пришкольные подготовительные группы)
-Среднее общее образование (школы, гимназии, лицеи)
-Средне — специальное образование (колледжи, профессиональнотехнические школы)
-Высшее образование (университеты, институты, академии) -Послевузовское профессиональное образование.
Большую часть обучающихся составляют учащиеся общеобразовательных школ, что соответствует концепции всеобщего охвата населения средним общим образованием. Число студентов высших учебных заведений превышает количество учащихся средне-специальных образовательных учреждений, что свидетельствует о сохранении статуса и престижа высшего образования, а также о понимании населением его роли в современном обществе. К сожалению, незначительную долю в общей структуре охвата населения образованием составляет дошкольное образование. Это может привести в среднесрочной перспективе к снижению эффективности среднего образования, вследствие ухудшения показателей подготовленности детей к школе, а также замедления развития у них коммуникативных личностных способностей. В долгосрочной перспективе это не может не сказаться и на качестве высшего образования.
Конкурентоспособность образовательной услуги — интегральная характеристика, обуславливающая способность образовательной услуги отвечать требованиям рынка данного вида услуг и возможность ее сбыта. На конкурентоспособность оказывают влияние качество образовательной услуги, цена, себестоимость, доступность, мобильность, имидж вуза и другие факторы. Конкурентоспособность рассматривается, как концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого вуза выпускать специалистов, которые востребованы потребителями. Критериями подготовки конкурентоспособного специалиста могут служить такие показатели, как:
— Способность выпускника вуза к быстрой адаптации в динамично изменяющихся условиях внешней среды;
— Количество смежных отраслей, в которых выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на освоение новых специальностей; — Способность принимать верные управленческие решения.
Казахстан делает только первые шаги гармонизации национальной системы образования с Международной практикой развитых стран, поэтому при разработке методики оценки конкурентоспособности вузов небезынтересным является анализ зарубежной практики в этой сфере. Но надо отметить что, Казахстан в своем дальнейшем развитии повышает осведомленность потенциальных потребителей об Университете, качество и конкурентно способности образовательных услуг.

Источник: ulagat.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин