Развитие малого предпринимательства в разных частях мира происходило по-разному, в силу этого в каждой стране имеются свои особенности, касающиеся этого вопроса. По большей части такое различие наблюдается между странами Европы и странами западного мира, поэтому развитие малого бизнеса мы рассматриваем на примере этих стран. В данной главе мы уделим внимание членам ЕС, включающие такие страны как Греция, Германия, Италия, Испания, Нидерланды, Швеция, Чехия и др. Прежде всего, при рассмотрении данного вопроса стоит начать с того, как происходило развитие данного вида бизнеса и какие экономические и политические факторы оказывали на это влияние.
В странах европейского союза (ЕС) в результате различных экономических процессов, которые проходили как внутри стран, так и на международном уровне, государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса претерпела существенную эволюцию. Почти до середины 1970-х гг. в странах ЕС практиковалась политика, где центральное место отводилось поддержке и развитию именно крупного предпринимательства.
Бизнес в ЕС
Опять же малый бизнес вызывал неоднозначное отношение: многие видели в нем возврат к прошлому и, соответственно, к прошлой промышленной структуре. Поэтому чаще всего экономисты наделяли данный вид деятельности лишь второстепенной ролью. В данный период времени государство активно вмешивалось в экономику путем центрального регулирования, планирования и организации.
Но при всем этом оно не переставало акцентировать свое внимание на поддержании высокого уровня занятости и сокращению безработицы, снижению инфляции и обеспечению социальной защиты населения, поддержке отдельных предприятий и др. Однако именно в это время стало наблюдаться увеличение безработицы в результате снижения темпов экономического роста. Это заставило государства задуматься об эффективности экономической модели, где главенствующую роль занимали крупные предприятия и традиционная социальная политика.
Потребовалось не так много времени для осознания ограниченности существовавшей экономической модели, в результате чего стратегия государств — членов ЕС стала ориентироваться на либерализацию экономических отношений. И прежде всего данная политика ставила целью улучшение условий для существования не только крупного, но и малого бизнеса, а также всяческому способствованию конкуренции.
К примеру, уже в 1980-е гг. в Италии среди всего экономически активного населения от 30 % до 45 % было занято в сфере малого и среднего предпринимательства. Путем малого и среднего бизнеса большое количество людей могли реализовать свое стремление к независимости в хозяйственной жизни. Важную роль здесь играло и усовершенствование технологий, появление новых видов оборудования и техники, научных разработок, которые позволяли создавать небольшие предприятия с эффективным производством. Плюс ко всему, опыт последних десятилетий показал, что эффективность коллективного творчества, включающего предоставление новых разработок, значительно выше в относительно небольших рабочих коллективах.
Фонды ЕС для малого бизнеса: на что и как потратить? — business planet
К 1990-ым гг. стал наблюдаться существенный рост активности в сфере малого бизнеса. По этому поводу очень специфическую точку зрения высказал ученый-химик О.Лебедев. Причину такого роста малых предприятий он видел в действии второго закона термодинамики, который направляет все процессы в сторону распыления.
Уже к 1995 г. были приняты Специальные рекомендации Мадридской сессии Совета ЕС, предусматривающие подходы в области поддержки малого бизнеса. Теперь малое предпринимательство имело роль главного источника для обеспечения высокого уровня занятости и стабильных темпов экономического роста. Наблюдался рост малых и средних предприятий в сферах, где пока еще не требовались наличие значительного капитала, большого количества оборудования и кооперации множества работников. Это явление было особенно характерно для отраслей, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг, а также наукоемких производств. Со времени вступления в силу различных актов и законов, которые расширяли и укрепляли правовое поле малого бизнеса, он стал занимать достаточно прочные позиции в экономике различных стран.
Сегодня в странах ЕС на долю малого и среднего предпринимательства приходится более 95% предприятий. Ими создается около 60% ВВП и обеспечивается от 60 до 70% занятости. Само же количество малых и средних фирм приближается к 16 тыс. Большинство стран имеют плотность малых предприятий на уровне 35-55 субъектов на 1000 жителей, в том числе: Чехия – 86 малых предприятий, Португалия – 83, Испания – 72, Италия – 68, Швеция – 65. В среднем по ЕС этот показатель составляет почти 40 предприятий на 1000 жителей. [2, с.69].
Оценка определения малого и среднего бизнеса в ЕС
Определение малых и средних предприятий действует с 2005 года
В сентябре 2021 года Европейская комиссия провела оценку определения для малых и средних предприятий (МСП), которое действует с 2005 года.
Комиссия пришла к выводу, что определение МСП по-прежнему в значительной степени соответствует своей цели.
Напомним, что к малым и средним предприятиям относятся фирмы с менее 250 сотрудников, годовым оборотом до 50 миллионов евро и максимальной суммой баланса в размере до 43 миллионов евро.
Собственность и МСП
В частности, большинство заинтересованных сторон высказались за сохранение критерия собственности. Но правила собственности срочно нуждаются в уточнении.
В целом оцифровка МСП и государственного управления может привести к более эффективному применению определения.
Проблемы
Проблемы, выявленные в ходе оценки, например, в связи с максимальным числом сотрудников или эффектом блокировки, в силу их специфического характера можно было бы лучше решить в соответствующем политическом контексте или на национальном уровне, чем путем пересмотра определения.
Оценка Комиссии
Статьи по теме: Малый и средний бизнес в Германии
Еще статьи по данной теме
НОВОСТИ Уголовное право
Прокуратура не имеет доступа к информации об отправленной почтовой корреспонденции
Posted on 03.07.2019 Author Iurii Dzhuvago
Прокуратура не имеет права на информацию об отправленной почтовой корреспонденции Прокуроры могут запрашивать информацию у почтовых команиях в контексте расследований. Но только до тех пор, пока посылки еще не были отправлены, решил Федеральный суд. Почтовые компании не имеют права предоставлять следователям информацию о уже доставленных письмах и посылках. В частности, нет никаких правовых оснований для […]
Укрепление прав потребителей в онлайн и офлайн торговле товарами в ЕС
Posted on 28.03.2019 08.04.2019 Author Iurii Dzhuvago
Новая Директива ЕС онлайн и офлайн торговли 26.03.2019 года Парламент ЕС утвердил новые правила для лучшей защиты потребителей при покупке товаров через интернет или в магазине, а также при загрузке музыки и игр. Новые правила гармонизируют основные договорные права и их применение. Для потребителей становятся доступнее новые средства правовой защиты. Правила являются частью стратегии по […]
Модернизация дизельных моторов [Обновлено 4.01.2019]
Posted on 01.01.2019 04.01.2019 Author Iurii Dzhuvago
Модернизация дизельных моторов в Германии [Обновление от 4.1.2019] Технический регламент модернизации оборудования Уже разработан Технический регламент модернизации оборудования для легковых автомобилей. Об этом заявил Федеральный министр транспорта Андреас Шойер (Andreas Scheuer, CSU). Федеральное правительство определяет требования к эффективным системам модернизации в качестве основы для выдачи разрешения на эксплуатацию. По словам Шойера, в настоящее время индустрия модернизации […]
Источник: rechtsrat.topКритерии малого бизнеса в евросоюзе
Не хватает прав доступа к веб-форме.
Записаться на семинар
Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт
Under construction!
Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.
This page is under construction and coming soon.
НИСИПП
+7 495 988-92-52
- Официальная страница НИСИПП
- Проблематика МСП и его господдержка
- Банки и МСП (малый и средний бизнес)
- Антикоррупционный капитал
- О нас
- Интерактивное резюме
- Наши организации
- АНО «НИСИПП»
- ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
- ООО «O2Consulting»
- ООО «Л-СТАР»
- Школа
- Направления деятельности
- Наши технологии
- Мероприятия
- Новости
- Мнения наших экспертов
- Интервью
- Мониторинги
- Исследования
- Законодательство
- Наши публикации
- Программы поддержки
- Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП
Главная / Исследования / Рекомендации Европейской Комиссии для определения микропредприятий, малых и средних предприятий
Рекомендации Европейской Комиссии для определения микропредприятий, малых и средних предприятий
Дата: 04.05.2003
от 6 мая 2003 года
(опубликовано под номером К(2003) 1422)
Европейский Союз, 2003
Рекомендации Европейской Комиссии от 6 мая 2003 года для определения микропредприятий, малых и средних предприятий (опубликовано под номером К(2003) 1422)
Оглавление
ГЛАВА I. ПРИНЯТОЕ КОМИССИЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 1. Предприятие
Статья 2. Число сотрудников и финансовые пороговые величины для определения классов Предприятий
Статья 3. Типы предприятий, учитывающиеся при расчете числа сотрудников и финансовых пороговых величин
Статья 4. Базовые данные для определения числа сотрудников и финансовых пороговых значений, а также отчетного периода
Статья 5. Число сотрудников
Статья 6. Составление данных предприятия
РЕКОМЕНДАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОМИССИИ
ПРИНЯТОЕ КОМИССИЕЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИКРОПРЕДПРИЯТИЙ, МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Предприятием считается любая единица, независимо от ее организационно-правовой формы, занимающаяся экономической деятельностью. К предприятиям относятся, в первую очередь, те единицы, которые занимаются ремесленной деятельностью или другими видами деятельности в качестве единоличных или семейных предприятий, а также товариществ или объединений, регулярно занимающихся экономической деятельностью.
Число сотрудников и финансовые пороговые величины для определения классов предприятий
(1) К классу микропредприятий, малых и средних предприятий (МСП) относятся предприятия, которые предоставляют работу менее чем 250 сотрудникам и годовой оборот которых составляет максимум 50 млн. евро или сумма годового баланса которых не превышает 43 млн. евро.
(2) В рамках категории МСП малое предприятие определяется как предприятие, на котором занято менее 50 сотрудников и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро.
(3) В рамках категории МСП микропредприятие определяется как предприятие, на котором занято менее 10 сотрудников и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.
Типы предприятий, учитывающиеся при расчете числа сотрудников и финансовых пороговых величин
(1) „Самостоятельным предприятием» является любое предприятие, которое не считается предприятием-партнером согласно статье 2 или ассоциированным предприятием согласно статье 3.
(2) „Предприятиями-партнерами» являются все предприятия, которые не считаются ассоциированными предприятиями согласно статье 3 и между которыми существуют следующие отношения: Предприятие (стоящее в производственной цепочке раньше) — единолично или вместе с одним или несколькими ассоциированными предприятиями согласно статье 3 — является держателем 25% капитала или более или прав голоса другого предприятия (стоящего в производственной цепочке позже)
В то же время предприятие считается самостоятельным, хотя и достигается или превышается пороговое значение 25%, если речь идет о следующих категориях инвесторов или при условии, что эти инвесторы согласно статье 3 по отдельности или вместе не связаны с соответствующим предприятием:
а) компании с государственным участием, венчурные компании, физические лица или группы физических лиц, которые регулярно работают в области инвестиций в рисковый капитал („Business Anqels») и которые инвестируют собственные средства в некотирующиеся на бирже предприятия, если общая сумма инвестиций указанных „Business Angels» в одно и то же предприятие не превышает 1 250 000 евро;
b) университеты или исследовательские центры без цели получения прибыли;
c) учреждения — инвесторы, в том числе региональные фонды развития;
d) автономные областные объединения с годовым бюджетом менее 10 млн.евро числом жителей менее 5 000.
(3) „Ассоциированными предприятиями» являются предприятия, связанные между собой одним из следующих отношений:
a) Предприятие имеет большинство прав голосов акционеров или компаньонов другого предприятия;
b) предприятие имеет право назначать или отзывать большинство членов административных, руководящих или контролирующих органов другого предприятия;
c) согласно договору, заключенному с другим предприятием, или на основании пункта в его уставе предприятие имеет право оказывать доминирующее влияние на это предприятие;
d) предприятие, которое является акционером или компаньоном другого предприятия, по договоренности с другими акционерами или компаньонами осуществляет единоличный контроль над большинством прав голоса этих акционеров или компаньонов. Существует предположение, что господствующее влияние не оказывается, если указанные в разделе 2 абз.2 инвесторы не вмешиваются прямо или косвенно в управление соответствующего предприятия — без ущерба для прав, которыми они обладают в качестве акционеров или компаньонов.
20.5.2003 L 124/39 Официальный бюллетень Европейского союза DE
Предприятия, которые посредством одного или нескольких других предприятий или указанного в абз. 2 инвестора, связаны между собой одним из отношений, названных в подпункте 1, также считаются ассоциированными.
Предприятия, которые связаны между собой одним из этих отношений посредством одного физического лица или действующей совместно группы физических лиц, также считаются ассоциированными предприятиями, если эти предприятия полностью или частично действуют на одном рынке или на смежных рынках.
Смежным рынком считается рынок продукта или услуги, который непосредственно предшествует соответствующему рынку или следует за ним.
(4) Кроме случаев, приведенных в разделе 2 абз. 2, предприятие не может считаться МСП, если 25% или более его капитала или прав голоса прямо или косвенно контролируются по отдельности или совместно одним или несколькими публичными учреждениями или публично-правовыми корпорациями.
(5) Предприятия могут подать заявление на признание их самостоятельным предприятием, предприятием-партнером или ассоциированном предприятием, а также для определения указанных в статье 2 пороговых значений. Это заявление может быть подано даже в том случае, если в связи с распределением капитала невозможно точно установить пайщика; при этом предприятие по доброй совести заявляет, что вправе исходить из того, что 25 % капитала или более не находятся в собственности одного предприятия или в совместной собственности предприятий, связанных между собой либо через физические лица или группу физических лиц. Такие заявления подаются, не нарушая контроль и проверки, предусмотренные национальными или общими правилами.
Базовые данные для определения числа сотрудников и финансовых пороговых значений, а также отчетного периода
(1) Данные, которые привлекаются для оценки числа сотрудников и финансовых пороговых значений, касаются последнего заключительного баланса; за базу для расчета берется год. Учет начинается со дня на который составляется заключительный баланс.
Размер привлеченного оборота рассчитывается за вычетом НДС и прочих косвенных налогов или отчислений.
(2) Если на день составления заключительного баланса предприятие устанавливает, что годовые пороговые значения числа сотрудников или суммы баланса, обозначенные в статье 2, были превышены или не были достигнуты, то на основании этого оно утрачивает или приобретает статус среднего предприятия, малого предприятия или микропредприятия только в том случае, если такое положение сохраняется в течение двух следующих финансовых лет.
(3) Для вновь созданного предприятия, которое еще не может представить годовой баланс, соответствующие данные оцениваются в течение года по доброй совести.
Число сотрудников соответствует числу годовых единиц учета труда (JAE), т.е. числу лиц, занятых в течение полного рабочего дня на соответствующем предприятии или за счет данного предприятия в течение всего отчетного года. За работу лиц, которые работали не весь год или неполный рабочий день, и за сезонную работу рассчитывается соответствующая часть JAE. В число сотрудников входят:
а) работающие для предприятия лица, которые находятся в подчиненном положении по отношению к нему и приравнены к работающим по найму в соответствии с национальным правом;
c) работающие собственники;
d) компаньоны, регулярно занимающиеся деятельностью на предприятии и извлекающие из него финансовые прибыли.
Обучающиеся или получающие профессиональное образование лица, которые имеют договор об обучении по специальности или о профессиональном образовании, не включаются в число сотрудников. Срок отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком не учитывается.
Составление данных предприятия
(1) На самостоятельном предприятии данные, включая число сотрудников, составляются только на основании годового баланса данного предприятия.
Источник: nisse.ru