Критерии отнесения малого бизнеса в ес

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством — оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т. д.

В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности работающих:

Рис. 1.1. Структура хозяйствующих субъектов в ЕС.

Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.

Налогообложение малого бизнеса. Слово юристу. Выпуск 18

Таблица. Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению № 1

Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.

А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. — European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1–21.], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера — от малых до крупных (см. таблицу на стр. 82).

Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].

• фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;

• фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

Таблица. Качественные параметры определения размера фирмы по X. Велу

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие сред-него бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров, источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Источник: bizguid.ru

Критерии отнесения малого бизнеса в ес

Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мировой практике нет
унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как
правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же
время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые,
средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным
критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не
контролируемые отечественным законодательством — оценка чистых активов, финансовая
независимость собственников предприятия и т.д.
К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и
среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается
ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует
единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества
работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250
человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в
Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом
работающих не более 500 человек.

Читайте также:  Бизнес в гараже своими руками для мужчин видео

В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности
работающих.

Микро-
предприятие
Малое
предприятие
Среднее
предприятие
(малое)
Среднее
предприятие
(большое)
Число
работающих
не более
19 человек
от 20 до
99 человек
от 100 до
199 человек
от 200 до
499 человек

В то же время существуют крупномасштабные исследования западных экономистов по
выработке обобщенного определения для малых фирм. В частности, Р. Бруксбэнк [Brooksbank R.
Defining the small business: a new classification of company size / Entrepreneurship Francis Ltd. — 1991, N 3, p. 17 — 31] предлагает для выработки обобщенного
определения малого бизнеса установить, что есть размер предприятия, как следует измерять
размер и где проходит линия раздела. Это связано с тем, что в разное время разными авторами
предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия, как, например,
«масштабность операций» («the scale of operations») или «пределы организации (организационной
структуры) и ее ответственности (задач)» («the scope of an organization and its responsibilities») [65].
Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса
использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно
количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.
Однако и в различных выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий
(The European Observatory for SMEs) использовались не одинаковые категории малых и средних
предприятий [OECD SME Outlook, Paris, 2000]. Так, в Европейском обозрении N 1 малых и
средних предприятий выделялись группы.

Критерии отнесения предприятий к малым
и средним в ЕС согласно Обозрению N 1

Для микро-
предприятий
Для малых
предприятий
Для средних
предприятий
Для крупных
предприятий
Число
работающих
не более
9 человек
от 10 до
49 человек
от 50 до
249 человек
500 человек
и более

В последующих выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий
использовались другие группировки. В частности, Европейское обозрение N 6 малых и средних
предприятий использовало следующую численность работников.

Критерии отнесения предприятий к малым
и средним в ЕС согласно Обозрению N 6

Для микро-
предприятий
Для малых
предприятий
Для средних
предприятий
Для крупных
предприятий
Число
работающих
не более
9 человек
от 10 до
49 человек
от 50 до
249 человек
250 человек
и более

Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по
классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.
А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. —
European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1 —
21], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно
качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего
идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера — от малых до
крупных.

Качественные параметры определения размера фирмы по X.Велу

Малый бизнесМалый и
средний бизнес
Средний и
крупный бизнес
Крупный бизнес
ЦелиОпределяются
рынком,
интуитивно, с
импровизациями
Корректируются
рынком и
специальной
стратегией,
интуитивно
Корректируются
рынком и
стратегией,
изобретательно
Доминирование
на рынке,
систематически
и стратегически
МенеджментЛичный,
авторитарный,
прямой
Личный,
консультации с
ключевыми
партнерами,
специалистами
Личный,
небольшая
команда
специалистов,
использование
внешних
экспертов
Командный,
большая
команда
специалистов,
функциональная
оргструктура,
консультационная
структура
ПродуктНет
планирования,
нет
маркетинговых
исследований
Краткосрочное
планирование
без
маркетинговых
исследований
Краткосрочное
и
нерегулярное
долгосрочное
планирование,
несистемати-
ческие
маркетинговые
исследования
Долгосрочное
планирование,
регулярные
маркетинговые
исследования
ПерсоналЛичные
отношения
«босс —
сотрудник» по
принципу
«большая
семья»,
высокая
степень
мотивации и
вовлеченности,
слабое
влияние
профсоюзов
Личные
отношения
«наниматель —
коллектив
сотрудников»,
некоторая
степень
вовлеченности,
небольшое
влияние
профсоюзов
Отношения
сотрудничества,
организационная
«среда»,
некоторая
степень
мотивации,
усиление
влияния
профсоюзов,
совет
трудового
коллектива
Строгая
иерархия
отношений,
сотрудничество
в коллективах,
отсутствие
вовлеченности
(только у
топ-менеджеров),
трудно повысить
мотивацию,
сильные
профсоюзы
ФинансыСемья, банкСемья, банкСемья, банк,
акции
Банк, акции
Читайте также:  Бизнес операция ее структура

На основе проведенного исследования Велу делает вывод о том, что британские средние
по размеру компании — это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.
Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы,
предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути,
первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем
приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в
разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий
в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].
Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил
так называемые «экономическое» и «статистическое» определения малой фирмы. Согласно
экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем
условиям:
— фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее
сферы деятельности;
— управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не
посредством формализованной управленческой структуры;
— фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
В качестве «статистических» критериев Болтонским комитетом были предложены
следующие значения.

Статистическое определение малой фирмы
по методологии Болтонского комитета

ОтраслиОпределение
ПромышленностьЧисло занятых не более 200
Строительство, добыча
полезных ископаемых
Число занятых не более 25
Розничная торговля, услугиОборот не более 50 000 ф. ст.
Продажа автомобилейОборот не более 100 000 ф. ст.
Оптовая торговляОборот не более 200 000 ф. ст.
ТранспортВ собственности фирмы не более
5 транспортных средств
Общественное питаниеВсе самостоятельные предприятия,
исключая чьи-либо отделения и
предприятия, управляемые
пивоваренными заводами

Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и
среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся
только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие
среднего бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для
самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не
только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые
выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров,
источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике
менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.

Источник: vip-barnaul.ru

Как поддерживают малые предприятия в ЕС?

Конкурентоспособность Европейского Союза в значительной степени зависит от развития малых и средних предприятий. Они же вносят один из наибольших вкладов в развитие европейской экономики.

Что такое малое и среднее предприятия?

Понятие малого и среднего предприятий содержится в Европейских рекомендациях 2003/361 (EU recommendation 2003/361).

Основными факторами, которые позволяют определить, подпадает ли компания под определение малого или среднего предприятия, являются:

  • количество сотрудников и
  • оборот или общая балансовая стоимость имущества.
  • под малые предприятия подпадают компании, имеющие менее 50 сотрудников, оборот менее 10 миллионов евро в год или общую балансовую стоимость имущества менее 10 миллионов евро;
  • под средние предприятия подпадают компании, имеющие менее 250 сотрудников, оборот менее 50 миллионов евро в год или общую балансовую стоимость имущества менее 43 миллионов евро.

В европейском законодательстве есть также определение микропредприятия, под которым понимаются компании, имеющие менее 10 сотрудников, оборот менее 2 миллионов евро в год или общую балансовую стоимость имущества менее 2 миллионов евро.

В настоящее время малые (включая микропредприятия) и средние предприятия составляют 99% от всех европейских компаний и способствуют созданию большинства новых работ на рынке. Так, 2 из каждых 3 рабочих мест создаются именно малыми и средними компаниями.

Поддержка

В Европейском Союзе предлагаются различные способы поддержки малых и средних предприятий.

Читайте также:  Разработка программ идеи бизнеса

Специально для того, чтобы способствовать более плодотворному сотрудничеству между Европейской Комиссией и малыми и средними предприятиями был назначен так называемый SME Envoy — представитель Европейской Комиссии в работе с малыми и средними предприятиями.

В некоторые годы поддержка малых и средних предприятий выдвигалась в качестве одного из приоритетов Европейской политики.

Начиная с 2007 года европейские государства улучшили бизнес климат для работы малых и средних предприятий. В частности, были созданы службы одного окна для регистрации компаний, уменьшилось время и расходы предпринимателей, решивших начать свой бизнес, были устранены некоторые административные препятствия и ограничения.

Вместе с тем для малого бизнеса до сих пор проблематичны такие вопросы, как

  • получение финансирования,
  • исследовательские работы,
  • инновационные проекты.

Кроме того, ограничен доступ к хорошему руководящему составу и специалистам, обладающим техническими способностями, по сравнению с крупными компаниями.

В марте 2008 года Европейский Совет начал инициативу по дальнейшему росту и конкурентоспособности малых и средних предприятий под названием «Регулирование малого бизнеса» (“Small Business Act”).

Эта программа предусматривает следующие важные моменты:

  • достичь наибольшего прогресса в условиях деятельности для малого и среднего бизнеса возможно, если общество будет признавать значимость таких предпринимателей; престижность открытия собственного бизнеса должна признаваться обществом и поощряться;
  • государственные органы не должны рассматривать крупные корпорации как имеющие больший приоритет перед малыми и средними компаниями;
  • государственные органы должны помогать малым и средним предприятиям разрешать проблемы, связанные с их развитием;
  • возможность для честных предпринимателей, которые столкнулись с банкротством, получить второй шанс через процедуры банкротства; они смогут создавать новые предприятия и работать снова на рынке;
  • участие малых и средних предприятий в программах государственных закупок, предоставление малым и средним предприятиям государственной помощи;
  • предоставление малым и средним предприятиям доступа к финансированию, упрощение продуктов для них, так как не все финансовые продукты могут быть понятны для малых и средних предприятий;
  • разработка законодательства, которое бы поддерживало своевременные платежи в сделках; задержки платежей на недели может обанкротить малое или среднее предприятие;
  • использование малыми и средними предприятиями возможностей, которые предоставляет единый европейский рынок; в настоящее время малые и средние компании не всегда обладают информацией о бизнес-возможностях, существующих в европейских государствах, а также имеют недостаточно сильные языковые знания;
  • поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий;
  • возможность электронной работы с контрагентами, в том числе электронное выставление счетов;
  • налоговые льготы для малых и средних предприятий.

В 2013 году Европейская Комиссия подтвердила поддержку малых и средних предприятий и суммировала прогресс, сделанный в этом направлении:

  • в некоторых случаях исключение микропредприятий из регулирования европейского законодательства; при принятии новых нормативных актов обязательный анализ в отношении того, как новые законы могут повлиять на малые и средние предприятия;
  • где возможно, законодательство должно предоставлять послабления для малых предприятий — например, в области работников, гигиенических требований, отчётов;
  • публичное раскрытие информации об регуляторных инициативах для малых и средних предприятий;
  • предоставление поддержки и консультаций малых и средних предприятий.

Для малых и средних предприятий действуют специальные сайты и службы, которые помогают им

  • получить финансирование;
  • развиваться вне рамок Европейского Союза; выходить на международный рынок;
  • размещать информацию о фирме для потенциальных клиентов.

В настоящее время в Европейском Союзе выделяются следующие пять ключевых моментов в работе с малыми и средними предприятиями:

  • развитие предпринимательских способностей, включение предпринимательства в обучающие программы;
  • облегчение доступа малых и средних предприятий на рынок, в том числе через защиту прав интеллектуальной собственности, стандартизации документации, участие в международных сделках;
  • упрощение административных процедур: в плане законодательного регулирования, государственной поддержки, снижение налогов и т. д.;
  • доступ малых и средних предприятий к различным видам финансирования, инновационным проектам, коммуникационным технологиям;
  • усиление сотрудничества между малыми и средними предприятиями и государственными органами.

Источник: lawedication.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин