Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро, малые, средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не контролируемые отечественным законодательством — оценка чистых активов, финансовая независимость собственников предприятия и т. д.
В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности работающих:
Рис. 1.1. Структура хозяйствующих субъектов в ЕС.
Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.
Налогообложение малого бизнеса. Слово юристу. Выпуск 18
Таблица. Критерии отнесения предприятий к малым и средним в ЕС согласно Обозрению № 1
Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.
А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. — European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1–21.], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера — от малых до крупных (см. таблицу на стр. 82).
Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути, первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].
• фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
• фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
Таблица. Качественные параметры определения размера фирмы по X. Велу
Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие сред-него бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров, источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.
Кто относится к субъектам малого предпринимательства?
Источник: bizguid.ru
Критерии отнесения малого бизнеса в ес
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики, в мировой практике нет
унифицированного определения малого бизнеса. Более того, в большинстве развитых стран, как
правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми. В то же
время применяется более детальное деление предприятий по их размерам (микро-, малые,
средние), при этом, как и в российском законодательстве, наиболее распространенным
критерием является численность работников, наряду с которыми применяются и показатели, не
контролируемые отечественным законодательством — оценка чистых активов, финансовая
независимость собственников предприятия и т.д.
К примеру, в бельгийском законодательстве существует несколько определений малого и
среднего бизнеса, различающихся, прежде всего, в зависимости от территории. Общим остается
ограничение на число работающих (не более 50 человек). В Великобритании также отсутствует
единое определение сектора малого и среднего бизнеса. Чаще всего, с точки зрения количества
работников, к малым и средним относят предприятия с числом работающих не более 250
человек. Нет единого официального общепринятого определения малому и среднему бизнесу и в
Ирландии. Обычно под малыми и средними подразумеваются предприятия с числом
работающих не более 500 человек.
В Италии принята следующая классификация предприятий в зависимости от численности
работающих.
Микро- предприятие | Малое предприятие | Среднее предприятие (малое) | Среднее предприятие (большое) | |
Число работающих | не более 19 человек | от 20 до 99 человек | от 100 до 199 человек | от 200 до 499 человек |
В то же время существуют крупномасштабные исследования западных экономистов по
выработке обобщенного определения для малых фирм. В частности, Р. Бруксбэнк [Brooksbank R.
Defining the small business: a new classification of company size / Entrepreneurship Francis Ltd. — 1991, N 3, p. 17 — 31] предлагает для выработки обобщенного
определения малого бизнеса установить, что есть размер предприятия, как следует измерять
размер и где проходит линия раздела. Это связано с тем, что в разное время разными авторами
предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия, как, например,
«масштабность операций» («the scale of operations») или «пределы организации (организационной
структуры) и ее ответственности (задач)» («the scope of an organization and its responsibilities») [65].
Различные исследователи предлагали для определения понятия малого бизнеса
использовать количественные, качественные или комбинированные показатели. Именно
количественные показатели положены в основу определения малого бизнеса, принятого ЕС.
Однако и в различных выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий
(The European Observatory for SMEs) использовались не одинаковые категории малых и средних
предприятий [OECD SME Outlook, Paris, 2000]. Так, в Европейском обозрении N 1 малых и
средних предприятий выделялись группы.
Критерии отнесения предприятий к малым
и средним в ЕС согласно Обозрению N 1
Для микро- предприятий | Для малых предприятий | Для средних предприятий | Для крупных предприятий | |
Число работающих | не более 9 человек | от 10 до 49 человек | от 50 до 249 человек | 500 человек и более |
В последующих выпусках Европейского обозрения малых и средних предприятий
использовались другие группировки. В частности, Европейское обозрение N 6 малых и средних
предприятий использовало следующую численность работников.
Критерии отнесения предприятий к малым
и средним в ЕС согласно Обозрению N 6
Для микро- предприятий | Для малых предприятий | Для средних предприятий | Для крупных предприятий | |
Число работающих | не более 9 человек | от 10 до 49 человек | от 50 до 249 человек | 250 человек и более |
Дополнительными критериями отнесения предприятий к малым и средним по
классификации ЕС являются показатели товарооборота и величина общего баланса.
А вот Х. Велу [Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. —
European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1 —
21], наряду с рядом других экономистов, в своих исследованиях использует исключительно
качественные параметры. Он исследует процессы развития организаций, для чего
идентифицирует ряд характеристик, присущих предприятиям разного размера — от малых до
крупных.
Качественные параметры определения размера фирмы по X.Велу
Малый бизнес | Малый и средний бизнес | Средний и крупный бизнес | Крупный бизнес | |
Цели | Определяются рынком, интуитивно, с импровизациями | Корректируются рынком и специальной стратегией, интуитивно | Корректируются рынком и стратегией, изобретательно | Доминирование на рынке, систематически и стратегически |
Менеджмент | Личный, авторитарный, прямой | Личный, консультации с ключевыми партнерами, специалистами | Личный, небольшая команда специалистов, использование внешних экспертов | Командный, большая команда специалистов, функциональная оргструктура, консультационная структура |
Продукт | Нет планирования, нет маркетинговых исследований | Краткосрочное планирование без маркетинговых исследований | Краткосрочное и нерегулярное долгосрочное планирование, несистемати- ческие маркетинговые исследования | Долгосрочное планирование, регулярные маркетинговые исследования |
Персонал | Личные отношения «босс — сотрудник» по принципу «большая семья», высокая степень мотивации и вовлеченности, слабое влияние профсоюзов | Личные отношения «наниматель — коллектив сотрудников», некоторая степень вовлеченности, небольшое влияние профсоюзов | Отношения сотрудничества, организационная «среда», некоторая степень мотивации, усиление влияния профсоюзов, совет трудового коллектива | Строгая иерархия отношений, сотрудничество в коллективах, отсутствие вовлеченности (только у топ-менеджеров), трудно повысить мотивацию, сильные профсоюзы |
Финансы | Семья, банк | Семья, банк | Семья, банк, акции | Банк, акции |
На основе проведенного исследования Велу делает вывод о том, что британские средние
по размеру компании — это предприятия с численностью занятых от 25 до 500 человек.
Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы,
предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания), явившемся, по сути,
первым примером серьезного рассмотрения проблемы развития малого бизнеса. В нем
приведены результаты сравнительного анализа некоторых аспектов развития малых фирм в
разных странах, что было первой попыткой осмысления проблемы малых и средних предприятий
в международном контексте [Bolton Committee Report (1971)].
Пытаясь устранить недостатки количественного подхода, Болтонский комитет предложил
так называемые «экономическое» и «статистическое» определения малой фирмы. Согласно
экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем
условиям:
— фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее
сферы деятельности;
— управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не
посредством формализованной управленческой структуры;
— фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).
В качестве «статистических» критериев Болтонским комитетом были предложены
следующие значения.
Статистическое определение малой фирмы
по методологии Болтонского комитета
Отрасли | Определение |
Промышленность | Число занятых не более 200 |
Строительство, добыча полезных ископаемых | Число занятых не более 25 |
Розничная торговля, услуги | Оборот не более 50 000 ф. ст. |
Продажа автомобилей | Оборот не более 100 000 ф. ст. |
Оптовая торговля | Оборот не более 200 000 ф. ст. |
Транспорт | В собственности фирмы не более 5 транспортных средств |
Общественное питание | Все самостоятельные предприятия, исключая чьи-либо отделения и предприятия, управляемые пивоваренными заводами |
Длительные дебаты специалистов западных стран по проблеме определения малого и
среднего бизнеса пока не закончены, а исследования в этом направлении в России находятся
только на начальном этапе (например, наше законодательство пока никак не определяет понятие
среднего бизнеса). А ведь отнесение предприятия к малому, среднему или крупному важно и для
самого предприятия, и для государства. За разделением малого и крупного бизнеса лежат не
только количественные признаки, но и качественные экономические различия, которые
выражаются в особенностях внешних условий развития предприятий разных размеров,
источниках финансовых и материальных ресурсов и возможностях доступа к ним, специфике
менеджмента, политике в отношении трудовых ресурсов и др.
Источник: vip-barnaul.ru
Как поддерживают малые предприятия в ЕС?
Конкурентоспособность Европейского Союза в значительной степени зависит от развития малых и средних предприятий. Они же вносят один из наибольших вкладов в развитие европейской экономики.
Что такое малое и среднее предприятия?
Понятие малого и среднего предприятий содержится в Европейских рекомендациях 2003/361 (EU recommendation 2003/361).
Основными факторами, которые позволяют определить, подпадает ли компания под определение малого или среднего предприятия, являются:
- количество сотрудников и
- оборот или общая балансовая стоимость имущества.
- под малые предприятия подпадают компании, имеющие менее 50 сотрудников, оборот менее 10 миллионов евро в год или общую балансовую стоимость имущества менее 10 миллионов евро;
- под средние предприятия подпадают компании, имеющие менее 250 сотрудников, оборот менее 50 миллионов евро в год или общую балансовую стоимость имущества менее 43 миллионов евро.
В европейском законодательстве есть также определение микропредприятия, под которым понимаются компании, имеющие менее 10 сотрудников, оборот менее 2 миллионов евро в год или общую балансовую стоимость имущества менее 2 миллионов евро.
В настоящее время малые (включая микропредприятия) и средние предприятия составляют 99% от всех европейских компаний и способствуют созданию большинства новых работ на рынке. Так, 2 из каждых 3 рабочих мест создаются именно малыми и средними компаниями.
Поддержка
В Европейском Союзе предлагаются различные способы поддержки малых и средних предприятий.
Специально для того, чтобы способствовать более плодотворному сотрудничеству между Европейской Комиссией и малыми и средними предприятиями был назначен так называемый SME Envoy — представитель Европейской Комиссии в работе с малыми и средними предприятиями.
В некоторые годы поддержка малых и средних предприятий выдвигалась в качестве одного из приоритетов Европейской политики.
Начиная с 2007 года европейские государства улучшили бизнес климат для работы малых и средних предприятий. В частности, были созданы службы одного окна для регистрации компаний, уменьшилось время и расходы предпринимателей, решивших начать свой бизнес, были устранены некоторые административные препятствия и ограничения.
Вместе с тем для малого бизнеса до сих пор проблематичны такие вопросы, как
- получение финансирования,
- исследовательские работы,
- инновационные проекты.
Кроме того, ограничен доступ к хорошему руководящему составу и специалистам, обладающим техническими способностями, по сравнению с крупными компаниями.
В марте 2008 года Европейский Совет начал инициативу по дальнейшему росту и конкурентоспособности малых и средних предприятий под названием «Регулирование малого бизнеса» (“Small Business Act”).
Эта программа предусматривает следующие важные моменты:
- достичь наибольшего прогресса в условиях деятельности для малого и среднего бизнеса возможно, если общество будет признавать значимость таких предпринимателей; престижность открытия собственного бизнеса должна признаваться обществом и поощряться;
- государственные органы не должны рассматривать крупные корпорации как имеющие больший приоритет перед малыми и средними компаниями;
- государственные органы должны помогать малым и средним предприятиям разрешать проблемы, связанные с их развитием;
- возможность для честных предпринимателей, которые столкнулись с банкротством, получить второй шанс через процедуры банкротства; они смогут создавать новые предприятия и работать снова на рынке;
- участие малых и средних предприятий в программах государственных закупок, предоставление малым и средним предприятиям государственной помощи;
- предоставление малым и средним предприятиям доступа к финансированию, упрощение продуктов для них, так как не все финансовые продукты могут быть понятны для малых и средних предприятий;
- разработка законодательства, которое бы поддерживало своевременные платежи в сделках; задержки платежей на недели может обанкротить малое или среднее предприятие;
- использование малыми и средними предприятиями возможностей, которые предоставляет единый европейский рынок; в настоящее время малые и средние компании не всегда обладают информацией о бизнес-возможностях, существующих в европейских государствах, а также имеют недостаточно сильные языковые знания;
- поддержка инновационных проектов малых и средних предприятий;
- возможность электронной работы с контрагентами, в том числе электронное выставление счетов;
- налоговые льготы для малых и средних предприятий.
В 2013 году Европейская Комиссия подтвердила поддержку малых и средних предприятий и суммировала прогресс, сделанный в этом направлении:
- в некоторых случаях исключение микропредприятий из регулирования европейского законодательства; при принятии новых нормативных актов обязательный анализ в отношении того, как новые законы могут повлиять на малые и средние предприятия;
- где возможно, законодательство должно предоставлять послабления для малых предприятий — например, в области работников, гигиенических требований, отчётов;
- публичное раскрытие информации об регуляторных инициативах для малых и средних предприятий;
- предоставление поддержки и консультаций малых и средних предприятий.
Для малых и средних предприятий действуют специальные сайты и службы, которые помогают им
- получить финансирование;
- развиваться вне рамок Европейского Союза; выходить на международный рынок;
- размещать информацию о фирме для потенциальных клиентов.
В настоящее время в Европейском Союзе выделяются следующие пять ключевых моментов в работе с малыми и средними предприятиями:
- развитие предпринимательских способностей, включение предпринимательства в обучающие программы;
- облегчение доступа малых и средних предприятий на рынок, в том числе через защиту прав интеллектуальной собственности, стандартизации документации, участие в международных сделках;
- упрощение административных процедур: в плане законодательного регулирования, государственной поддержки, снижение налогов и т. д.;
- доступ малых и средних предприятий к различным видам финансирования, инновационным проектам, коммуникационным технологиям;
- усиление сотрудничества между малыми и средними предприятиями и государственными органами.
Источник: lawedication.com