В работе рассмотрены особенности взаимодействия российского крупного бизнеса, в том числе олигополистических компаний, с органами власти. Интересы этих сторон совпадают не всегда, однако представители крупного бизнеса – это, безусловно, лучшие игроки национальной экономики. Автор приводит позитивный пример американского государства, которому удалось добиться близкого сходства между целями корпораций и общества, и рассматривает актуальные задачи в области взаимодействия российского государства с его олигополиями.
государство, крупный бизнес, взаимодействие бизнеса и власти, олигополисты, крупные бизнес-структуры, интересы общества
Цитировать публикацию:
Казанцева Е.Г. Крупный бизнес и органы власти: особенности взаимодействия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 34-38.
Kazantseva, E.G. (2011) Big Business and Authorities: the Features of Interaction. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 12(6), 34-38. (in Russian)
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.
Как устроены бизнес процессы в больших компаниях? | Запись вебинара
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Волков В. Проблема надежных гарантий прав собственности и российский вариант вертикальной политической интеграции// Вопросы экономики. – 2010, № 8.
2. Кричевский Н., Иноземцев В. Постпикалевская Россия: план спасения олигархов//Ведомости. – 2009, № 155 (245).
3. Лаверычев В.Я. Государство и монополии в дореволюционной России: проблемы вмешательства абсолютистского государства в экономическую жизнь и воздействия капиталистических монополий на государственный аппарат. – М.: Мысль, 1982.
4. Лавров А. Зачем государству помогать бизнесу в оффшорах? // Комсомольская правда. – 21.02.2009.
5. Погребинская В.А. Промышленная политика России в конце ХIХ – начале ХХ века// Вестник Московского университета. – Сер. 6. – Экономика. – 2008, № 3.
6. Пусенкова Н.Н. Государство в нефтяной отрасли. Эффективны ли национальные нефтяные компании?// ЭКО. – 2010, № 9.
Источник: creativeconomy.ru
Крупный бизнес в рыночной экономике
Многообразие существующих форм бизнеса порождает широкий спектр возможностей для реализации предпринимательской функции в рыночной экономике. Несмотря на то, что каждая фирма уникальна, есть общие критерии классификации. Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на малые, средние и крупные. В первом вопросе нужно проанализировать сущность подобного деления и в результате сделать вывод о сущности крупного бизнеса и его отличиях от малого и среднего.
Следует выделить два основных метода классификации фирм – количественный и качественный. Согласно наиболее известному методу классификации – количественному, — предприятие определяется как малое, среднее или крупное в соответствии с абсолютной величиной какого-либо показателя или группы показателей. Как правило, в качестве таких показателей берутся количество занятых на фирме, размер её активов, валовая выручка и т.п.
Чем отличается большой бизнес от малого? Движение товаров и услуг #AlexToday 518
Варианты качественных классификаций фирмы базируются на критериях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суждения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отличия внутренне присущие компаниям того или иного размера.
Говоря о критериях классификации фирм, нужно рассмотреть их реализацию на практике в разных странах и обязательно в России и на этой основе сделать чёткий вывод, о том, какие фирмы относятся к крупному бизнесу в нашем государстве.
Второй вопрос должен быть посвящен анализу функционирования крупного бизнеса. При этом нужно определить его отраслевую и организационно-правовую структуру, назвать формы предприятий, составляющих в совокупности крупный бизнес, проанализировать деятельность одной из наиболее известных форм организации крупного бизнеса – финансово-промышленной группы. Следует обратить внимание на то, что крупный бизнес представляют не только частные компании, но и государственные, а также компании, основанные на смешанном частно — государственном капитале.
В этом же вопросе, используя фактический материал, следует проанализировать структуру крупного бизнеса в России и его отличия от подобных предприятий в других государствах.
Заключительный вопрос работы должен быть посвящен анализу роли крупного бизнеса в экономике и методов его регулирования государством.
Литература
1. Алешин, А.В. Региональный механизм взаимодействия малых, средних и крупных предприятий: компоненты, субъекты, инструменты развития / А.В. Алешин // Экономические науки. – 2011. – № 82. – С. 52-56.
2. Вдовенко, А.А. Конкуренция и взаимодействие крупного и малого бизнеса / А.А. Вдовенко // Вопросы экономики и права. – 2011. – № 39. – С. 23-24.
3. Веселовский, М.Я. Совершенствование господдержки отечественных корпораций / М.Я. Веселовский // Вопросы региональной экономики. – 2012. – Т. 11. – № 2. – С. 78-82.
4. Гаврилов, Г.Г. К вопросу об индикаторах оценки стратегии устойчивого развития компании / Г.Г. Гаврилов // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 97-101.
5. Иванова, В.О. Экономико-правовые особенности государственных корпораций и их роль в развитии инвестиционного процесса в России / В.О. Иванова // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 46. – С. 11-15.
6. Киюцина, О. Государственная поддержка модернизации отраслей крупного бизнеса / О. Киюцина // Вопросы экономики. – 2012. – № 4. – С. 147-153.
7. Кузнецов, А.В. Российские транснациональные корпорации в сфере услуг / А.В. Кузнецов // Мировая экономика и международные отношения. – 2011. – № 7. – С. 71-80.
8. Макушева, С.В. Российские нефтегазовые корпорации в условиях перехода к инновационному развитию экономики / С.В. Макушева // Экономические науки. – 2011. – № 79. – С. 11-15.
9. Маргания, О.Л. Особенности структуры капитала корпоративных предприятий / О.Л. Маргания // Финансы и бизнес. – 2011. – № 4. – С. 166-171.
10. Межов, И.С. Кто станет локомотивом инноваций — государство или корпорации? / И.С. Межов, С.И. Межов // ЭКО. – 2011. – № 1. – С. 72-82.
11. Моляков, А.Ю. Государственная корпорация как особый субъект рыночной экономики / А.Ю. Моляков // Экономические науки. – 2011. – № 78. – С. 19-21.
12. Никандрова, О.А. Корпоративное гражданство и стратегия управления крупным бизнесом в России / О.А. Никандрова // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 45. – С. 162-165.
13. Паппэ, Я. О новых конфигурациях собственников в российском крупном бизнесе / Я. Паппэ, Н. Антоненко // Вопросы экономики. – 2011. – № 6. – С. 123-137.
14. Петров, А.Б. Логистика в интегрированных технологических цепях / А.Б. Петров // Экономика и управление. – 2011. – Т. 68. – № 6. – С. 131-135.
15. Рябцун, В.В. Особенности управления реструктурированными непрофильными активами предприятий госкорпорации Росатом / В.В. Рябцун, О.А. Рябцун // Вопросы экономики и права. – 2012. – № 46. – С. 85-89.
16. Сапожников, А.А. Капитал корпорации и экономические интересы субъектов корпоративных отношений / А.А. Сапожников // Экономические науки. – 2011. – № 76. – С. 56-65.
17. Хейфец, Б. Риски долговой политики России на фоне глобального долгового кризиса / Б. Хейфец // Вопросы экономики. – 2012. – № 3. – С. 80-97.
18. Черкасов, В.В. Особенности функционирования российских промышленных компаний в условиях экономической неопределенности / В.В. Черкасов // Экономические науки. – 2011. – № 75. – С. 258-264.
Источник: studopedia.su
Особенности организации крупного бизнеса
2. Тема 4. Особенности организации крупного бизнеса
Цель: изучить особенности организации крупного
бизнеса.
Структура лекции:
• Понятие крупного бизнеса.
• Горизонтальная и вертикальная интеграция.
• Кластерная стратегия.
3. Понятие крупного бизнеса
Субъектами крупного
предпринимательства являются
ИП без образования
юридического лица и
юридические лица,
осуществляющие частное
предпринимательство и
отвечающие одному или двум из
следующих критериев:
• среднегодовая численность
работников более 250 человек
• и (или) среднегодовой доход
свыше трехмиллионократного
МРП.
4. Особенности крупного бизнеса
• Крупный бизнес отличается большей
прочностью, чем средний или малый.
• Его монопольное положение на рынке дает
ему возможность производить дешевую и
массовую продукцию, рассчитанную на
удовлетворение потребностей широкого
потребителя.
5. Оптимальный размер фирмы зависит
• Отрасли,
• Технологии,
• Степени интеграции фирмы и т. д.
6. Вертикальная интеграция
• объединение
фирм, занятых на
целом ряде этапов
производственног
о процесса снизу
доверху
(например, от
добычи нефти до
торговли
нефтепродуктами).
7. Горизонтальная интеграция
• сопровождается приобретением одной
фирмой других фирм, занимающихся одним и
тем же бизнесом.
• Разновидностью горизонтальной интеграции
является диверсификация (поздне-лат.
diversificatio — разнообразие). Она означает
проникновение фирмы в разнообразные,
технологически не связанные между собой
отрасли. Например, химический концерн
«Дюпон-де-Немур» объединяет производство
химических волокон, лекарств,
рефрижераторов, самолетов.
8. Модернизация экономики и резкого повышения национальной конкурентоспособности
• невозможно без диверсификации,
• повышения удельного веса
обрабатывающих, высокотехнологичных,
науко- и информационноемких
производств и услуг.
9. Кластерная стратегия
10. Предложения
11.
12. Доступные сценарии развития
13.
14.
15.
1 Part. Study the lecture material
Questions of seminars (workshops)
Обсуждение вопросов по теме:
• Сущность и критерии определения субъектов крупного бизнеса.
• Интеграционно-корпоративные структуры.
• Роль крупного бизнеса в развитии экспортного потенциала и
конкурентоспособности национальной экономики.
• Крупный бизнес и реализация промышленной политики.
• Регулирование взаимоотношений государства и крупных компаний.
4.
2 Part. Assignment
Задание СРСП
• Социально-экономическое развитие республики Казахстан
Задание СРС
• подготовить Презентации по крупным национальным компаниям: цели,
продукция, оргструктура, предпринимамые антикризисные мероприятия
Форма контроля СРС: Защита задания.
15
Источник: ppt-online.org