Процедуры закупок проверяют на каждом из этапов – от планирования до выполнения обязательств по контракту. Контроль осуществляется по различным направлениям: правовому, общественному, финансовому. Всем известно, что за закупками пристально следит ФАС, расходование средств отслеживает казначейство, однако не все знают, что в числе структур, внимательно наблюдающих за госзакупками, есть еще одна – Росфинмониторинг. Решили участвовать в крупном госзаказе – будьте готовы к тому, что вас проверят на применение коррупционных и «отмывочных» схем. Подробности в нашей статье.
6,5 трлн руб. — составил объем по закупкам за 10 месяцев 2020 года в соответствии с законом «О контрактной системе», 44-Ф.
16 трлн руб. – составил объем закупок за 10 месяцев 2020 года в соответствии с законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», 223-ФЗ.
Источник: Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок, данные на 30 октября 2020 года.
В кризисные времена госзакупки становятся одним из способов удержаться на плаву даже для тех, кто в спокойные времена не смотрел в сторону работы с госзаказами. «Коронакризис» – не исключение. Эксперты ожидают нового всплеска интереса к госзакупкам. В данной статье мы расскажем о том, какие внешние структуры контролируют этот процесс, а также подробнее остановимся на том, куда направлен фокус внимания Росфинмониторинга в вопросе госзакупок.
Бизнес-омбудсман будет осуществлять контроль за порядком рассмотрения обращений предпринимателей
Этапы контроля.
Ошибочно думать, что госзакупки контролируются только в момент проведения и на этапе исполнения. Контролю подлежит весь цикл, который проходит закупка.
Какие этапы государственной закупки подлежат контролю:
- планирование закупки,
- проведение закупки любым из способов, в том числе закрытым способом,
- исполнение контракта на каждом этапе,
- отчетность,
- порядок использования закупленных товаров, услуг.
Кто контролирует госзакупки.
Кроме того, что сами государственные заказчики контролируют закупки, их головные ведомства, например, «Ростех», «Росатом» и др., за расходованием бюджетных средств наблюдает еще множество структур. Их можно обобщить в 3 основные группы: правовые, финансовые и общественные.
- Правовой контроль. Основным контрольным органом в сфере закупок является ФАС (Федеральная антимонопольная служба). ФАС осуществляет контроль и надзор надлежащего исполнения законов о конкуренции на товарных и финансовых рынках, о естественных монополиях, рекламе, гособоронзаказе, а также в сфере закупок. Также контроль могут осуществлять государственные органы, органы муниципальной власти.
- Общественный контроль. Контроль за госзакупками имеют право осуществлять как конкретные общественные организации, так и обычные граждане. Закупки, начальная цена которых выше 1 млрд рублей, должны пройти процедуру обязательного общественного обсуждения. Общественность также может дать независимую оценку итогов госзакупки, отслеживать ход исполнения контракта и запрашивать сведения о его исполнении, в случае выявленных нарушений – обращаться с заявлением в контролирующие органы, судебные инстанции.
- Финансовый контроль. Обязанность контролировать финансовую составляющую в вопросе госзакупок возложена прежде всего на Федеральное казначейство. Оно проверяет правильность отражения в плане закупок объема финансового обеспечения, проверяет правильность отображения идентификационного кода закупки и т.п. Кроме казначейства контролировать финансовую сторону госзакупки могут органы управления государственными внебюджетными фондами, региональные финансовые органы. Проверять госзакупки на предмет коррупционной, террористической и «отмывочной» составляющих имеет право и надзорный орган под названием Росфинмониторинг.
Результаты контрольной деятельности Росфинмониторинга за 2019 год:
Серия 8. Владельческий контроль. Выбор правильной формы компании для защиты основателя бизнеса.
379 — общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей,
373 — общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения,
15% нарушителей смогли доказать свою невиновность в суде.
Соглашение между ФАС и Росфинмониторингом.
Между ФАС и Росфинмониторингом подписано соглашение об информационном взаимодействии при выявлении картелей и иных форм сговоров. Структуры обмениваются информацией и как следует из данных их совместного пресс-релиза, особенно успешно ведется работа в бюджетной сфере: при проведении государственных закупок и закупок госкомпаний.
По результатам совместных расследований за период с 2016 года по первое полугодие 2018 года, ФАС России и ее территориальными органами возбуждено 22 дела о нарушении антимонопольного законодательства. Нарушения зафиксированы преимущественно в сферах поставок фармацевтических препаратов и медицинских изделий, строительства, питания для социальных и образовательных учреждений. На участников картелей наложены административные штрафы на общую сумму около 1 млрд рублей.
История одного дела: 90 организаций участвовали в 18 открытых аукционах в электронной форме на поставку имущества для силовых структур на 3,5 млрд рублей. В торгах были усмотрены признаки картельной сделки, участники привлечены к административной ответственности на сумму более 600 млн рублей.
ФАС и Росфинмониторинг подписали дополнительный протокол о сотрудничестве. «Подписание дополнительного протокола к Соглашению о взаимодействии откроет новые возможности для оперативного взаимодействия территориальных органов ФАС России и территориальных органов Росфинмониторинга. Информация больше не будет идти через центральные аппараты ведомств, а территориальные управления наших служб будут взаимодействовать напрямую», — рассказали в ФАС.
Что в фокусе Финмониторинга.
Финмониторинг держит на контроле крупные сделки. По небольшим госзакупкам мониторинг носит заявительный характер.
На что обращает внимание Финмониторинг:
- «Чистота» участников закупки. Структура изучает всех участников крупных торгов.
- Ход расходования средств, полученных по госконтракту. Структура может отслеживать в том числе платежи поставщикам, зарплаты сотрудникам и т.п.
- Под мониторинг могут попасть и контрагенты компании, работающей по госконтракту. Под внимание Финмониторинга могут попасть компании, которые сами не участвовали в госзакупках.
Как обеспечить «гигиену» работы фирмы?
Чтобы не оказаться в числе тех, к кому проявит повышенный интерес Росфинмониторинг, нужно соблюдать определенную финансовую «гигиену»: не проводить операций, вызывающих вопросы, быть в контакте с банком, отвечать на его запросы, подавать актуальную информацию о компании и т.п.
Навести порядок в делах, чтобы смело идти на торги, призваны помочь электронные сервисы. СБИС Финансовый анализ позволяет получить экономическую и финансовую оценку работы компании без расходов на консультанта. СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения.
СБИС ЭДО позволит наладить документооборот, повысить управляемость бизнеса, а также выстроить бесперебойное взаимодействие с контрагентами. Еще один незаменимый инструмент для соблюдения дисциплины – это СБИС Электронная отчетность. С ним отчетность в надзорные органы сдавать намного проще.
СБИС Торги позволяет аккумулировать данные со всех торговых площадок в одном месте, позволяет узнавать об интересных торгах первыми, также сервис поможет оценить шансы на победу в конкретной закупке.
Не забывайте о том, что обязательным условием для участия в электронных торгах является наличие электронной подписи. Заказать ЭЦП для торгов на торговых площадках можно в нашем Центре ЭЦП.
О том, как повысить эффективность участия в торгах с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.
Оставьте заявку и получите бесплатную консультацию и выгодное предложение на СБИС уже сегодня.
Источник: www.abt.ru
50. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности: понятие, виды, средства
Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательской деятельности регулируется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», другими ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: 1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; 2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) открытость и доступность нормативных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора); 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора); 5) ответственность органов государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства; 6) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы за проведение мероприятий по контролю и др. К полномочиям органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор), относятся: 1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора); 2) организация и осуществление контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности; 3) разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия; 4) организация и проведение мониторинга эффективности контроля (надзора) и др. ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает следующие формы осуществления контроля (надзора): 1) проведение плановой проверки; 2) проведение внеплановой проверки (соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий причинения такого вреда); 3) документарная проверка (предметом проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя); 4) выездная проверка (предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений). 5) плановые рейдовые осмотры 6) контрольная закупка 7) установление режима постоянного контроля (на предприятиях, эксплуатирующих объекты повышенной опасности и осуществляющих на этих объектах технологические процессы, представляющие опасность причинения вреда жизни или здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) Виды контроля: 1. По сфере действия: — банковский надзор; — бюджетный контроль; — валютный контроль; — гос метеорологический контроль (надзор); — гос строительный надзор; — контроль безопасности при использовании атомной энергетики; — налоговый контроль; — санитарно-карантинный, карантинный, фитосанитарный контроль; — таможенный контроль; — транспортный контрль; — финансовый контроль. 2. От стадии контроля и цели проведения: — предварительный – предупреждения и профилактика соблюдения ПД — текущий – цель оценка реально осуществляемой ПД — последующий – проверка исполнения тех или иных решений гос органов 3. Иной: — непосредственный контроль – банковский, валютный, государственный строительный надзор — опосредованный – контроль, осуществляемый органами законодательной и исполнительной власти.
Источник: studfile.net
Финансовый контроль по 44-ФЗ. Кто его осуществляет? По каким правилам проводит? Какие изменения существуют?
Финансовый контроль по 44-ФЗ. Кто его осуществляет? По каким правилам проводит? Какие изменения существуют?
3 июня 2020
Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ?
Финансовый контроль по 44-ФЗ бывает внешним и внутренним.
Внешний осуществляет Счетная палата, региональные и местные контрольно-счетные органы (п. 2 ст. 265 БК).
Внутренний – Федеральное казначейство и органы финансового контроля субъектов РФ и муниципалитетов. Объектами финансового контроля в сфере закупок по 44-ФЗ выступают:
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- госучреждения;
- ГУПы, МУПы;
- госкорпорации;
- юридические, физлица, получающие бюджетные средства по госконтрактам.
Федеральное казначейство контролирует непревышение финансового обеспечения, включенного в планы-графики над объемом финансового обеспечения, доведенного до заказчика. А также соответствие сведения об ИКЗ и непревышение финансового обеспечения в документах, которые не подлежат публикации в ЕИС (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Казначейство финансовый контроль осуществляет по 44-ФЗ с 1 апреля 2020 года посредством ЕИС. Оно следит за соответствием ИКЗ и непревышением финансового обеспечения данных:
- извещений о проведении торгов данным, отраженным в планах-графиках;
- итоговых протоколов данным извещений о торгах;
- условий проектов госконтрактов данным итоговых проколов.
Внутренний финансовый контроль в сфере закупок по 44-ФЗ
Органы внутреннего финансового контроля государственных закупок следят за:
- соблюдением правил нормирования;
- определением и обоснованиям начальной цены госконтракта;
- соблюдением правил исполнения и изменения контракта;
- соответствием использованием поставленной продукции, результата произведенной работы или оказанной услуги целям проведения закупки.
Финансовый контроль осуществляет по 44-ФЗ Казначейство в отношении закупок, проводимых для федеральных нужд за счет средств федерального бюджета. Региональные органы финансового контроля – в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. Муниципальный финансовый контроль в сфере закупок осуществляет орган или должностное лицо местной администрации.
Правила проведения финансового контроля госзакупок
Контрольные органы осуществляют финансовый контроль госзакупки путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки в отношении заказчика проводят не чаще 1 раза в полгода (ч. 13 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Внеплановую – если истек срок выданного ранее предписания об устранении нарушений или получена информация о нарушении законодательства.
При проведении проверок должностные лица могут запрашивать необходимую информацию, беспрепятственно посещать помещения и территорию государственного заказчика.
При выявлении нарушений органы финансового контроля могут составлять протоколы, выдавать предписания, обращаться в суд с исками о признании закупок недействительными. Информация о результатах проведенных проверок, о выданных предписаниях и представлениях подлежит публикации в ЕИС.
Изменения в финансовом контроле в 2020 году
Наблюдается тенденция на усиление финансового контроля, как для заказчиков, так и для поставщиков. Поставщики, получающие бюджетные средства по контрактам стали объектами финансового контроля еще в 2019 году. В 2020 они должны по запросам контролеров предоставлять необходимую информацию и доступ на свою территорию. За нарушение этого правила поставщикам грозит штраф до 5 тысяч рублей (ст. 19.7 КоАП).
С 01.01.2020 органы финансового контроля публикуют в ЕИС по результатам проверки новый документ – представление об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения (см. ст. 29.13КоАП). Возможно, уже в 2020 заработает электронное обжалование. Минфин вынес на обсуждение законопроект еще в декабре 2019.
Он предлагает сделать подачу жалобы при проведении электронных торгов исключительно электронной. Подать ее можно будет только через ЕИС.
Источник: permtpp.ru