Кто относится к малому и среднему бизнесу рб

Формирование нынешней структуры предпринимательства в Беларуси началось с появления первых кооперативов. В 90-е годы бизнес и предпринимательство стали новой социально-экономической реальностью.

Частный белорусский бизнес в большинстве своем остается малым. По данным на 2005 год в нем было занято около 400 тыс. человек. Вместе с индивидуальными предпринимателями он представляет серьезную социальную и экономическую силу. К началу 2005 года из 32,8 тыс. субъектов малого предпринимательства в торговле и общественном питании работало 13,6 тыс. предприятий (41,3% их общего числа), в промышленности — 7,5 тыс. (22,7%), в строительстве — 3,9 тыс. предприятий (11,9%) [9, 33].

В 2005 году на долю малого предпринимательства приходилось около 8,1% от общего объема ВВП. Наблюдается небольшая положительная тенденция. Так, в 1 квартале 2006 года доля малого предпринимательства в объеме ВВП уже составляла около 9%. Малые предприятия в Беларуси играют возрастающую роль. В 1 квартале 2006 года их число составило 32,4 тыс.

О грантах малому и среднему бизнесу

В торговле и общественном питании работало 13,2 тыс. (40,8% их общего числа), в промышленности — 7,6 тыс. (23,5%).

Списочная численность работников малых предприятий в целом по республике составила 399,1 тыс. человек, в том числе на предприятиях промышленности — 156,4 тыс. человек, в торговле и общественном питании — 104,5 тыс. человек, в строительстве — 59,3 тыс. человек. Удельный вес работающих на малых предприятиях в общей численности работающих в организациях всех отраслей экономики составил 11,3%.

За 1 квартал 2006г. Выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг, полученная малыми предприятиями, составила 7,8 трлн. рублей, в том числе предприятиями торговли и общественного питания — 3,7 трлн. рублей (47,6% от общего объема выручки), промышленности — 1,6 трлн. рублей (20,1%).

К концу 3 квартала 2006 года в республике функционировало 32 тыс. малых предприятий. Численность занятых на малых предприятиях возросла по сравнению с 1 кварталом 2006 года и составила 421,5 тыс. человек. По численности работающих лидируют промышленные предприятия — 38,8% общего количества занятых на малых предприятиях; на предприятиях торговли и общественного питания занято 24,7%, в строительстве — 16,1%, на транспорте — 7,8% [9, 34].

По состоянию на 01.12.2006г. количество индивидуальных предпринимателей составило 190,7 тыс. человек, с начала года их количество увеличилось на 12,7 тысяч. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 599,0 млрд. рублей.

Несмотря на определенные успехи, данный сектор, однако, не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности. Малое предпринимательство наиболее развито в г. Минске и областных городах. Так, в столице работает более 50% малых предприятий и 20% индивидуальных предпринимателей. В малых городах (с численностью менее 20 тыс. человек) и средних городах (с численностью от 20 до 50 тыс.) по состоянию на 1 января 2006 г. Число малых предприятий составляло 2208 ед., а работающих индивидуальных предпринимателей — 29730 человек. Таким образом, в малых и средних городах доля малых предприятий в общем их числе по республике составила 6,7%, работающих индивидуальных предпринимателей — соответственно 16,7%.

Читайте также:  Как стать бизнес вумен в 12 лет

Что такое малый и средний бизнес. Кто к нему относится? Предпринимательский ликбез

В настоящее время одним из сдерживающих факторов ускоренного развития предпринимательства в Республике Беларусь является наличие большого количества административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе: ограничения на стадии вхождения субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации и другие, а также в период функционирования и прекращения деятельности; отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малого предпринимательства в приоритетных сферах экономики.

В связи с этим принимаются меры по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы совершения административных процедур. Декретом Президента Республики Беларусь от 10.04.2006 г. № 6 «О внесениях дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 1999 г. № 11» внесены изменения в Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, в частности [10, 35]:

  • ? срок государственной регистрации сокращен с 30 до 20 дней. При этом данный срок не может продлеваться даже в том случае, если регистрирующему органу необходимо получить дополнительные сведения о собственниках имущества регистрируемых организаций или лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • ? упрощена процедура обращения: один из учредителей может быть уполномочен представлять в регистрирующем органе интересы всех учредителей уже в том случае, если их больше трех. От юридического лица, выступающего в качестве учредителя, более не требуется представлять в регистрирующий орган нотариально засвидетельствованные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации;
  • ? в практику работы регистрирующих органов внедрен принцип «одного окна». В соответствии с ним на основании решения о государственной регистрации в течение 10 рабочих дней выдаются не только свидетельство о государственной регистрации, но и разрешение на право изготовления печатей и документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения, а также в организациях, осуществляющих обязательное страхование.

В целях подготовки предложений о совершенствовании законодательства, регулирующего вопросы совершаемых государственными органами и организациями административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, 30 ноября 2006 г. Принято распоряжение № 135р «О создании рабочей группы для упрощения административных процедур».

Деятельность рабочей группы предполагает проведение с участием заинтересованных органов государственного управления анализа административных процедур в сферах правоотношений, в которых подобные процедуры подлежат упрощению и оптимизации. Данный анализ ориентирован на определение степени необходимости и достаточности государственного регулирования, сокращение сроков осуществления указанных процедур, реализации принципа «одного окна», а также на иные факторы, подтверждающие необходимость совершенствования этой системы.

Читайте также:  Информация по гост 27000 это актив важный для бизнеса

Итогом проведенной работы должно стать принятие мер по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы совершения административных процедур, что в перспективе должно поспособствовать устойчивому развитию малых предприятий, повышению эффективности функционирования данной сферы [10, 35].

Источник: vuzlit.com

Кто относится к малому и среднему бизнесу рб

Согласно Закону Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 148-3 «О поддержке малого и среднего предпринимательства», субъекты малого и среднего предпринимательства определенны по ряду критериев:

· к субъектам малого предпринимательства относятся: индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

· микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

· малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно;

· к субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в 2011 г. продолжилась тенденция роста числа субъектов малого и среднего бизнеса, а их общее количество достигло 91277, увеличившись по сравнению с 2010 г. Число микро- и малых организаций увеличилось на 5.36% (из них осуществлявших деятельность в 2011 г. — на 4.5%), в то время как количество средних организаций несколько сократилось и составило 94.6% по сравнению с результатами 2010 г. Снизилось и количество индивидуальных предпринимателей (ИП): на 1 января 2012 г. в Республике Беларусь работало 219285 ИП (в 2011 г. — 231834, снижение на 5.4%). Доля белорусских МСП в ВВП в 2011 г. вновь увеличилась и составила 22.9% (в 2010 г. — 19.8%). На микроорганизации в республиканском ВВП приходится 4.9% (увеличение на 1.2 процентных пункта по сравнению с результатами 2010 г.), малые организации — 8% (рост на 0.9 процентных пункта.), средние организации — 9.7% (на 0.1 процентных пункта).

Министерство экономики Республики Беларусь одной из задач на ближайшие годы видит увеличение этого показателя, предполагая, что к 2015 г. он составит минимум 30%. Традиционно белорусский малый и средний бизнес расположен преимущественно в г. Минске (22.8%) и Минской области (17.5%), меньше всего белорусских МСП — в Гродненской области (8.1%). Среди индивидуальных предпринимателей схожая тенденция: больше всего — в г. Минске (25%), меньше всего — в Могилевской области (9.7%). На корректировку данной ситуации направлен разрабатываемые в течение 2011 г. и принятый 7 мая 2012 г. Декрет «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», предоставляющие предпринимателям определенные налоговые льготы при осуществлении деятельности вне городских территорий.

Читайте также:  Телетай бизнес как проверить счет

Наибольшее количество микро- и малых организаций сосредоточено в сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; далее следуют: обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям, строительство, транспорт и связь. Распределение средних организаций по отраслям белорусской экономики более равномерно и имеет несколько иной вид. Больше всего таких фирм — в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. Далее следуют обрабатывающая промышленность, строительство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, операции с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг потребителям.

В результатах опроса, проведенного Исследовательским центром ИПМ, белорусские МСП были распределены в следующие группы: торговля, общественное питание, производство (промышленность), строительство, транспорт и связь, бытовое обслуживание, консалтинговые услуги, образование, компьютерные услуги, туризм, реклама, полиграфия/издательство, недвижимость, другое. Результаты распределения отечественного бизнеса по выделенным сферам экономической деятельности в 2011 г. Наибольшее количество респондентов представляют унитарные предприятия, менее всего — закрытые акционерные общества и кооперативы. Прочая статистика по организационно-правовой форме малого и среднего бизнеса, а также распределение предприятий в зависимости от года основания и количества работников.

Источник: studbooks.net

3.Правовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

Субъектом предпринимательства является носитель хозяйственных прав и обязанностей, обладающий соответствующими признаками юридического лица, который: – зарегистрирован в установленном порядке. – обладает хозяйственной компетенцией. Виды хозяйственной компетенции: 1) общая, ею обладают коммерческие организации; 2) ограниченная, субъекты хозяйствования в учредительных документах самостоятельно ограничивают свою компетенцию; 3) специальная, обладают некоммерческие организации и унитарные предприятия, которые наделены правами, соответствующими целям деятельности и предусмотренными в уставе, и несут связанные с этой деятельностью обязанности; 4) исключительная, обладают субъекты хозяйствования, избравшие для себя такой вид деятельности, при ведении которой законодательством установлен запрет на осуществление каких-либо иных видов предпринимательской деятельности (страховая, банковская деятельность); – имеет в наличии обособленное имущество – несет самостоятельную имущественную ответственность Действующее законодательство предусматривает предпринимательство с образованием юридического лица (коммерческие организации-ООО, ОДО,АО, УП, хоз. товарищества, КФХ, производственный кооператив; некоммерческие организации-религ. орг-ции, потреб. кооператив,фонды политические партии, союзы) и предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель).

Коммерческие организации: цель- извлечение прибыли и распределение прибыли между участниками организации. Некоммерческие организации не преследуют такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью, но всю полученную прибыль могут направлять на цели своей деятельности. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий: – физическое лицо должно обладать полной дееспособностью –обязательна государственная регистрация. Имущественная ответственность индивидуального предпринимателя является полной, т. е. гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин