Кто придумал бизнес игры

В наше время деловая бизнес-игра как метод обучения, повышения квалификации, оптимизации бизнеса и повышения его эффективности применяется самым активным образом: систематически практикуемые деловые игры для корпоративного обучения – показатель зрелости и эффективности компании. Как давно игра стала применяться для подобных целей, как она возникла и какова история ее трансформации – в этом материале.

Истоки игры: еще раньше, чем первобытное общество

По мнению нидерландского историка и культуролога Й. Хейзинги, автора трактата «Человек играющий» 1938 года, игра пришла к нам из мира животных, оставив при себе свои основные принципы. Он приводит в пример игры первобытных охотников, игры молодых щенков, обращая внимание на то, что это нельзя назвать игрой ради развлечения, есть в такой игре более важный смысл, например, для приобретения биологически необходимых для выживания навыков или для физической тренировки. Даже в животном мире игра является средством совершенствования и развития.

Бизнес-игры, в которые играет ИТ

Автор считает средневековые турниры не игрой, а скорее пафосным театральным представлением, а вот спорт, который пришел к нам в XIX веке из английской культуры, вполне подходит под определение игры:

  • В нем присутствуют упражнения (в данном случае телесные).
  • Спорту характерен демократизм .

Находит элементы игры ученый и в судопроизводстве – оно сопровождается определенными атрибутами (мантии, парики) и имеет характер состязания . Кроме того, ему присущ элемент случайности . Культура – тоже, по мнению автора, производное от игры. Он также считает, что без поддержания игрового поведения культура вообще невозможна.

В своем труде Хейзинги выделил основные характеристики игры:

  • Игра является проявлением свободы . Она доступна, доступ к ней открыт.
  • Игра отличается от реальной жизни . Это не реальная жизнь.
  • Смысл игры в самой игре . От реальной жизни игра отличается местоположением и продолжительностью.
  • Игра упорядочена , она устанавливает порядок и представляет собой порядок.
  • Игра не связана с материальным интересом , она не может приносить прибыли.

Эти характеристики достаточно интересны и вполне соответствуют нынешнему пониманию игры. Нельзя также не согласиться в присутствии игровых элементов во всей нашей жизни, как и в том, что важной составляющей игры является развитие и совершенствование. Пожалуй, любую игру можно рассматривать прежде всего, как метод совершенствования определенных навыков .

Рождение деловой бизнес-игры

Человек по мере своего развития начал использовать игру для тренировки и развития интеллекта . Многие развивающие игры знакомы человечеству уже несколько тысячелетий: шашки, шахматы, сенет и пр. Игра «Мельница», которая упоминается в 1240 году в книге короля Кастилии, получила широкое распространение от Средней Азии до Норвегии, доски этой игры находили в Рязани, Новгороде. Люди с древних времен впускали в свою жизнь игры для полезного проведения времени, обучения, в ходе исполнения обрядов . Причем, чем больше навыков приходилось осваивать людям, тем больше разнообразных игр появлялось.

Настольные игры для развития бизнес компетенций

Неудивительно, что всплеск игр в прошлом веке произошел в результате:

  • глобализации,
  • научного прогресса,
  • промышленной революции.

Когда появилась необходимость применять игры в экономике, в основу их разработки легли ранее активно применяемые в военной сфере военно-тактические учения на карте, суть которых сводилась к отработке навыков принятия эффективных решений и проверке военной стратегии. Тогда практику игр из военной сферы начали переносить на гражданские предприятия. Это произошло в 30-е годы прошлого столетия и именно этот период принято считать моментом зарождения деловых игр. Причем первые деловые игры зародились в России , и на пару десятков лет позже появились и в США.

Первые деловые игры в СССР

Принято считать, что самой первой деловой игрой был эксперимент в Ленинградском инженерно-экономическом институте (ЛИЭИ) в июне 1932 года. Автором первой игры стала Мария Берштейн, преподаватель, которая разработала игру, имитирующую пуск цеха . Игра предназначалась для руководителей и ее целью была отработка процесса запуска нового цеха, прежде чем это произойдет в реальности.

Что этому предшествовало? В то время на заводах активно вводились разнообразные новшества, призванные повысить эффективность производства, однако период пуска происходил сложно, с ошибками, неполадками и сбоями. Сложилась ситуация, при которой заводы своевременно оснащались новым оборудованием, обеспечивались необходимым количеством нужных специалистов, однако пуск затягивался и план производства в связи с этим не выполнялся. Тогда-то правительство и обратилось к ЛИЭИ с задачей найти способ ускорить пуск нововведений.

Поставленная задача была выполнена, эксперимент оказался удачным. Как космонавты предварительно отрабатывают навыки на Земле, парашютисты оттачивают порядок действий в ходе военной подготовки, а военные руководители на карте учатся строить стратегии, Берштейн предложила руководителям учиться разворачивать производство цеха максимально эффективно еще до самого запуска. Таким образом именно на ЛИЭЛИ состоялось историческое событие – прошло первое в мире корпоративное обучение с применением игрового метода.

Читайте также:  Что такое триал версия тарифа бизнес атол сигма

Этому предшествовала серьезная подготовка и современным специалистам доступен этот кейс создания первой в мире деловой игры. Основной проблемой, которую нужно было решить, была элементарная неспособность запускать заводы-гиганты по причине отсутствия у руководителей необходимого опыта. М. Бирштейн первая выявила эту причину и выдвинула идею обучать именно руководителей предприятий по подобию обучения военных руководителей. При этом от военных игр можно было взять лишь идею, поскольку просто полностью перенести опыт военной игры на бизнес-игру было бы бессмысленным. После глубокого исследования была подобрана актуальная тематика, позволяющая внедрить имитационное моделирование, предусматривающее определенные упрощения.

Это была первая деловая игра и она получила огромный успех. Подобные деловые игры были разработаны и внедрены тогда по всей стране: всего более 40. Это происходило до 1938 года. С 1938-го деловые игры в Союзе были запрещены, вместе с такими науками как кибернетика и генетика.

Однако несколько лет применения деловых игр оставили после себя яркие примеры использования и доказательства эффективности деловой или бизнес игры как метода освоения новых навыков. Игры активно применялись для оптимизации управления предприятиями. Благодаря играм осуществлялось быстрое внедрение на предприятиях диспетчерских служб, которые тогда только появились и очень быстро стали необходимым атрибутом каждого предприятия.

Применялись бизнес игры и для апробации вводимых диспетчерских систем, а также для быстрой подготовки специалистов этих служб. Игры стали использовать также для повышения квалификации и аттестации специалистов в наркоматах. Игры начали применять практически во всех областях. Везде, где обнаруживалась какая-либо глобальная проблема.

Когда выяснилось, что на электростанциях часто случаются аварии разной сложности, были разработаны и пользовались огромной популярностью «аварийные игры» . Это были тоже игры для руководителей: во время игры руководители должны были воспроизвести действия по ликвидации аварии. Такие игры регламентировались правительственными распоряжениями и проводились также для официального определения готовности к ликвидации возможных аварий на уровне предприятия или энергорайона.

Деловые игры решили использовать в промышленных академиях, приняв решение развернуть на их базах научно-исследовательские работы по игровому моделированию. Именно в этот период была разработана первая классификация деловых игр и методика их проведения.

Именно те самые игры довоенного СССР стали основой для развития деловых игр, как в нашей стране, так и за рубежом, для применения с целью увеличения производства, эффективного планирования, совершенствования управления, введения новшеств и решения самых разных экономических и организационных задач.

Игры как инструмент формирования общественного сознания

Прошло порядка 20 лет, прежде чем деловые игры снова начали использоваться в СССР . В 50-е годы деловые игры снова стали востребованы. Это связано с именем Щедровицкого Г.П., основателя «Московского логического кружка», идеолога «метологического движения», философа, методолога, общественного деятеля, движимого идеей возродить интеллигенцию России. Его методология легла в основу ныне используемых инструментов для анализа систем мышления общества и влияния на них. Он вывел игровые технологии за пределы деловых игр, за пределы отдельных предприятий, поскольку в качестве заказчика игры определил не участника, а государство или корпорацию .

Концепцию Щедровицкого отличает также ориентация не на интересы участника, для которого естественно стремление к развитию, реализация своих потребностей, а на интересы «заказчика», возможно, даже в ущерб участникам. Соответственно, финансировать такую игру должен «хозяин». Заказчиками Щедровицкого были обкомы, горкомы КПСС, КГБ, а задачами было формирование тоталитарного сознания. Эксперименты Щедровицкого оказались настолько успешными, что его методология легла в основу современной игротехнической школы, обслуживающей политические партии и государственные институты.

Первый зарубежный опыт

В США первая деловая игра была внедрена на 24 года позже, чем в Советском Союзе, зато первая компьютерная деловая игра появилась в Штатах. Пока в СССР длилась пауза для бизнес игр, «по ту сторону» игры уже во всю применялись на уровне компаний. Первая американская деловая игра появилась в 1955 году. Это была игра MONOPOLOGS: участники изображали менеджеров по инвентаризации системы снабжения ВВС .

В 1956 году была разработана первая бизнес-симуляция, которая стала вдохновением для множества подобных бизнес-симуляций. В 1969 году в учебнике по деловым играм, вышедшим в США, насчитывалось около 190 игр, позволяющих моделировать бизнес-процессы.

А с 1966 года начинают бурно развиваться бизнес-симуляции на ЭВМ . Их начали разрабатывать в вузах и специализированных конторах, появление каждой активно освещалось в журналах. Деловые игры начали включать в программу большинства вузов США, им отводят много учебных часов в «школах бизнеса». Эта тенденция сохраняется по сей день.

Читайте также:  Бизнес анализ подготовка данных моделирование

С тех пор эффективность деловых игр как метода обучения и развития не поддается сомнению: он получил самое активное распространение по всему миру.

Источник: dzen.ru

Глава 2 история возникновения метода деловых игр

Считается, что предком современных имитационных игр является игра в шахматы. Шахматная партия имитирует как бы битву двух ар­мий. Первый шаг к современной военной игре был сделан в 1664 году. Так называемая «королевская игра» была основана на принципах шах­матной игры, но в отличие от обычных шахмат имела ряд более реаль­ных черт, которые напоминали военные действия. Каждый из двух про­тивников имел по тридцать фигур, ходы которых описывались четыр­надцатью правилами.

Второй шаг в приближении шахмат к военным играм был сделан в 1780 году. Начиная с этого времени для подготов­ки офицеров использовались так называемые «военные шахматы». В от­личие от «королевской игры» эта игра имела ряд особенностей: чис­ло квадратов на шахматной доске увеличилось, на ней стали отра­жаться детали рельефа местности. Было заменено и значение фигур: наместо короля поставлена крепость, которую надо было захватить; правила ходов пехоты соответствовали шахматным правилам ферзя – самой сильной фигуры в шахматах. Правила игры были описаны мате­матическими формулами.

Третий (решающий) шаг был сделан в 1798 году. «Новая воен­ная игра» впервые вместо шахматной доски использовала географи­ческую карту, которая разбивалась на 360 квадратов координатной сетки. Шахматные фигуры, которые двигались по географической кар­те, представляли собой военные отряды. Правила игры были подроб­но изложены на 60 страницах.

Рассматривая развитие военных игр с момента их возникнове­ния до конца XVIII века, можно утверждать, что наиболее характер­ной чертой в построении военных игр этого периода явилась тен­денция к созданию жесткой имитационной игры. В «свободных» играх в отличие от «жестких» оценка игроков и реакции внешней среды не проводится- формально, а последствия принятого игроками реше­ния оценивает опытный офицер. Такие игры допускают большее чис­ло вариантов, чем в случае с жесткими правилами, но, с другой стороны, оценка игроков и реализация внешней среды, которая про­изводится человеком, могут страдать субъективизмом.

Первая попытка применения «свободных имитационных игр» — это «проигрывание» предстоящих битв Наполеоном. Он пользовался не шахматными фигурами, а иголками с разноцветными головками, которые накалывались на географическую карту и обозначали мес­тоположение военных отрядов.

Важный шаг к современной игре был сделан в I8II году, ког-т да был совершен решающий переход от шахмат и географической кар­ты к изображению местности на ящике с песком. С этой игры начи­нается длительный период использования ящика с песком в военных играх. В настоящее время такой способ имитации применяется при подготовке военных кадров во всем мире.

Следующий шаг был сделан в 1824 году. В созданную в это вре­мя «модель военной игры» был введен фактор времени. Моделирова­лось не только движение армии и военные действия, но также учи­тывалась скорость движения на марше в сжатом масштабе времени. Статистические данные перемещения войск Наполеона служили осно­вой формирования правил игры.

Эта игра считается классической «жесткой военной игрой». В нее играли до 70-х годов XIX века, и она использовалась для проигрывания предстоящих битв (например, в войне I870-I871 гг.).

В связи с тем что военная техника стала сложнее, возникали трудности, связанные с включением всех деталей в жесткие правила игры. Это привело к развитию свободных военных игр. Начиная с 70-х годов XIX века до второй мировой войны почти исключительно использовались «свободные военные игры». Только с появлением со­временной вычислительной техники открылись новые перспективы для применения жестких игр.

Начиная с 60-х годов XIX века сначала в Англии и США, а за­тем и в других странах мира начали заниматься построением и испо­льзованием военных игр. Конференция по военным играм 1955 г., проводившаяся в Мичиганском университете, на которой присутство­вали представители вооруженных сил, гражданских исследовательских организаций и университетов, пришла к заключению, что военная игра — это чрезвычайно важное средство обучения, позволяющее трени­ровать руководящие офицерские кадры. Возможно, это наилучшее сре­дство из всех, которыми можно располагать в мирное время.

Военные игры — это проверенный метод разработки и оценки замыслов и планов операций. Они позволяют командиру и его штабу пересмотреть принятые допущения, обнаружить несоответствие или несвоевременность обеспечивающих мероприятий, удостовериться в правильности выбора времени и места действий и согласовать имеющиеся расхождения во мнениях.

Игры представляют в распоряжение командира средства и способы проверки идей и замысла операции, координации деятельности служб и отделов, исследований и тщатель­ного рассмотрения возможных случайностей до составления оконча­тельного плана операций. Во время второй мировой войны немцы часто пользовались военными играми в исследовательских целях и для проверки идей и замыслов.

Читайте также:  Бизнес менеджер jivo что это

Такие меры проводились для про­верки планов первых операций против Франции и Советского Союза. С помощью военных игр оценивались планы операции «Морской Лев», запланированной, но так и не осуществленной немцами (операции по вторжению на Британские острова). С появлением современной вычи­слительной техники развитие военных игр значительно ускорилось. С конца 50-х годов текущего столетия машинные игры стали, по-ви­димому, наиболее популярной формой проведения военных игр, и бы­ло разработано большое число самых разнообразных методик и про­грамм как в военных организациях, так и в гражданских учреждени­ях (по контактам с военными ведомствами). В конце 1966 года в по­мощь проводившимся исследованиям проблем холодной, ограниченной и всеобщей войн использовалось около 75 машинных методик и про­грамм.

Ч2 Моделирование и бизнес игры для тренингов

И Вольф (1993), и Ходжетс (1970) утверждают, что историю деловых бизнес игр для тренингов можно проследить почти на 5000 лет назад, если рассматривать настольные и военные игры как их предшественники. Вольф, в частности, приводит исключительно интересную историю развития настольных и военных игр, начиная от их истоков в Китае в 3000 г. до н.э., и рассказывает о том, как они трансформировались в современные военные игры. Кэмпион (1995) обсуждает вопрос компьютеризации военных игр в середине 1950-х годов.

Непосредственными авторами современных игр по моделированию бизнеса можно считать людей, живших в 1932 г. в Европе и в 1955 г. в Северной Америке. В 1929 году М.М. Бирштейн была высокопоставленным руководителем в бюро по научной организации труда (Ленинград, Россия), когда эту организацию объединили с Ленинградским инженерно-экономическим институтом. Когда Бирштейн стала преподавать в ЛИЕИ, ей пришла в голову идея применить концепцию военных игр в к обучению руководящего состава.

Мария Бирнштейн провела свою первую деловую игру в 1932 году*. Это помогло создать модель процесс сборки на Лиговском заводе пишущих машин. Потом деловые игры стали применять, чтобы учить руководителей решать различные производственные задачи (Гэгнон (Gagnon), 1987).

С 1932 по 1940 г. Мария Мироновна и ее группа в Ленинграде разработали более 40 подобных упражнений, которые позволяли имитировать производственные ситуации и процессы продажи на различных предприятиях. Это перспективное направление работы в Ленинградском инженерно-экономическом институте было прервано на несколько лет из-за Второй мировой войны. Очень интересное описание биографии Марии Мироновны Бирнштейн, настоящего пионера в сфере разработки бизнес-игр, можно найти в работе Волф и Крукол (Wolfe and Crookall (1993)).

В Северной Америке современные игры по моделированию бизнеса появились в 1955 г. В этом году корпорация «РЭНД» (RAND) разработала имитационную модель, которая было направлена на улучшение системы снабжения в ВВС США. По правилам этой игры под названием «МОНОПОЛОГЗ» (MONOPOLOGS) участники должны были играть роль менеджеров по инвентаризации в процессе моделирования работы системы снабжения ВВС так же, как в настоящее время бизнес-симуляторы позволяют участникам выступать в роли руководителей предприятий (Джексон (Jackson), 1959).

В 1956 году Американской ассоциацией управления была разработана первая широко известная деловая игра «МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕШЕНИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ЗВЕНА» (Top Management Decision Simulation), которая была предназначена для использования на семинарах для руководителей предприятий (Ходжеттс (Hodgetts), 1970). Вслед за этим в 1957 году Грин и Эндлингер создали для консалтинговой компании McKinsey Gray, 1969), в котором было перечислено около 190 игр по моделированию бизнес-процессов. В «Руководстве по моделированию / Играх для обучения и тренингов» (The Guide to Simulation/Games for Education and Training) (Хорн и Кливз (Horn Klasson), 1962). Клабберс (Klabbers) (1994) сообщает, что в начале 1970-х годов в Нидерландах, Израиле, Польше и Венгрии была очень популярна «Деловая игра Нью-Йоркского университета» (New York University Business Game). В исследовании, проведенном в университетах Восточной Европы в 1980 г., было перечислено более 30 бизнес-симуляций, которые проводились в 22 разных университетах (Асса (Assa), 1982). В «Немецком обзоре деловых игр по управлению» (The German Survey of Management Games) говорится, что в 1985 году в немецко-говорящих странах применялось примерно 200 деловых игр (80 с подсчетом вручную и 120 – с подсчетом на компьютере) (Рон (Rohn), 1986). В опросе 2004 года, который проводился по электронной почте среди преподавателей университетских бизнес-школ Северной Америки, говорилось, что 30,6% из 1085 респондентов применяли в тот момент бизнес-моделирование, а остальные 17,1% опрошенных преподавателей использовали деловые игры в прошлом (Фариа и Веллингтон, 2004).

Источник: lico.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин