В статье раскрываются изменение государственной политики и нормативно-правового регулирования сферы туризма и гостеприимства в условиях управления отраслью Министерством экономического развития РФ.
Аннотация статьи
нормативно-правовое регулирование в сфере туризма и гостеприимства
государственная политика
Ключевые слова
Алюшин Роман Евгеньевич
Понарина Ольга Александровна
Юридические науки
Конференция
Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты
Поделиться
Цитировать
18 ноября 2004 г. образовано Федеральное агентство по туризму с прямым подчинением Правительству РФ. В 2008 году Федеральное агентство по туризму с функциями выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере туризма было передано в подчинение созданного Министерства спорта, туризма и молодежной политики. В 2012 году данное ведомство было передано из ведения Министерства спорта, туризма и молодежной политики в ведение Министерства культуры РФ.
Новые Правила предоставления гостиничных услуг
Новый этап государственного управления отраслью с 14 сентября 2018 года, когда Ростуризм был передан в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.
В структуре Министерства экономического развития Российской Федерации был создан Департамент туризма. Целью создания данного структурного подразделения является развитие туристской и сопутствующей инфраструктурой до качественно нового уровня, расширением мер поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и совершенствованием законодательства.
Совершенствование законодательства в сфере туризма и гостеприимства стало приоритетной задачей профильного ведомства. За небольшое время с момента перехода Федерального агентства по туризму в подчинении Министерства экономического развития РФ была проведена определённая работа по изменению нормативно-правового регулирования в сфере туризма и гостеприимства.
Наиболее значимый результат работы нового куратора отрасли – это утверждённая Правительством РФ Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Документ направлен на развитие внутреннего и въездного туризма в России за счёт создания качественного и конкурентоспособного туристского продукта, а также на увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан.
В основе Стратегии – комплексный подход к планированию и развитию туристских территорий по таким значимым направлениям, как транспортная доступность, туристская и обеспечивающая инфраструктура, качество и сервис услуг, безопасность туристской деятельности. Данная стратегия должна стать основой для модернизации образовательных программ по подготовке кадров для индустрии туризма и гостеприимства, что даст возможность для реализации в отрасли элементов «цифровой» экономики.
Стратегией, в частности, предполагается развитие и благоустройство туристских территорий, включая совершенствование коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (аэропортов и транспортных хабов, федеральных автомобильных дорог, мостовых переходов и т.д.).
Инвестиции в гостиничный бизнес. Недвижимость Санкт-Петербурга
Большое внимание уделяется мерам, направленным на повышение уровня сервиса и качества услуг в туризме за счёт развития системы подготовки и переподготовки кадров, работающих в туристской индустрии, распространения лучших практики стандартов сервиса в отрасли, улучшения состояния туристской инфраструктуры, создания цифровых платформ для удобства туристов при планировании поездки, предоставляющих широкий выбор туристских услуг.
Ключевое место в документе отведено созданию условий для роста объемов инвестиций в туризме, стимулированию инвестиционной активности предпринимателей и формированию современных инвестиционных проектов.
В реализации стратегии к 2035 году количество внутренних туристских поездок на одного жителя увеличится более чем в два раза, экспорт туристских услуг – более чем в три раза, инвестиции в сферу туризма – в три раза. В настоящий момент совместно с бизнесом и профильными ведомствами Минэкономразвития разрабатывает план реализации стратегии [2].
Достаточно актуальным и наиболее обсуждаемым является вступивший в силу 1 октября 2019 года ФЗ от 15 апреля 2019 № 59-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Жилищного кодекса РФ», который запрещает использовать жилое помещение в многоквартирном доме для предоставления гостиничных услуг. Исключение составят только те из них хостелы, что расположены в нежилых помещениях, на первых этажах с отдельным входом. Оказывать гостиничные услуги можно будет только при наличии системы звукоизоляции номеров, средств противопожарной безопасности, охранной сигнализации, сейфов для хранения денег и драгоценностей, средств для уборки и санитарной очистки номеров. Хостелы могут располагаться в комплексах апартаментов, т.к. они не считаются жилыми.
Новые правила в законе о хостелах не создадут дополнительные трудности при сдаче жилья. Поправка не ограничивает собственника по передаче помещения в найм. Это право, предусмотренное Жилищным кодексом РФ. Проблема только в формулировках, если идет оказание именно гостиничных услуг, тогда необходимо переводить эти помещения в нежилые.
В настоящее время ожидается принятие региональных законов о туристическом жилье (Крым, Краснодарский край), в которых в первую очередь должны быть прописаны нормы, обеспечивающие чистоту, безопасность и уют, то есть все, что необходимо для нормального проживания отдыхающих. Бизнесу в этих регионах необходимо вносить изменения в свою работу (изменение вывески, переработка документации: переход с договоров проживания к договорам найма, переименовать свои средства размещения в меблированные комнаты).
Одним из важных документов, определяющий государственный надзор в сфере выездного туризма, стало Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2019 г. № 998 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Предметом государственного надзора является соблюдение туроператорами и объединением туроператоров в сфере выездного туризма требований, установленных Федеральным законом «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере туристской деятельности (обязательные требования). Государственный надзор осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации. В данном документе определён круг должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного надзора, порядок внеплановых проверок деятельности туроператоров в сфере выездного туризма, проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.
Государственное регулирование индустрии гостеприимства и туризма в Российской Федерации: функции, значение, проблемы, перспективы.
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государственное регулирование туризма – цели, направления и способы воздействия государственных органов на сферу туризма, которые определены в ст. 4 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ».
Основные цели – 1. обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав по совершению путешествий; 2. охрана окружающей среды; 3. создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование, оздоровления туристов. 4. развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан по совершению путешествий, созданию новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан РФ, развитию международных контактов, сохранение объектов показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Методы гос. регулирования туристской деятельности — прямое и косвенное воздействие посредством Законов, нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере тур.индустрии; содействие продвижению турпродукта на рынке услуг; защиту прав и интересов туристов; обеспечение их безопасности; лицензирование, сертификации стандартизации в туриндустрии; установление правил въезда в РФ и выезда; создания благоприятных условий для инвестирования в туриндустрию; налоговое и таможенное регулирование; предоставление льготных кредитов; установление таможенных и налоговых льгот туроператорам и турагентам, занимающихся въездным и внутренним туризмом; содействие кадровому обеспечению тур.деятельности; развитие научных исследований в сфере туристской индустрии; содействие реализации совместных с зарубежными фирмами инновационных проектов.
Координация туристской деятельности в РФ осуществляется Федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма (например, Департамент по стратегическому развитию Тюменской области). Приоритетные направления гос.регулирования туристкой деятельности: поддержка и развитие въездного, внутреннего, социального и самодеятельного туризма.
В России правовое регулирование взаимоотношений в социально-культурном сервисе и туризме базируется на следующей законодательной основе: Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003) (принята 12.12.1993); Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003); Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.06.2003); Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.12.2003); Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003); Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003). Гражданский кодекс РФ (Ч.1. от 1.01.1995 г., Ч.П. с 1 марта 1996 г.) — закон прямого действия, повсеместно применяемый юридическими лицами и гражданами РФ, направленный на стабильное регулирование сложившихся в результате реформ отношений.
Гражданский кодекс РФ определяет основные права и обязанности предпринимателей, обеспечивает и защищает экономические и личные права граждан, регламентирует систему туристского предпринимательства, правоприменительных и договорных отношений в сфере туризма.
Законодательство РФ о туристской деятельности состоит из Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» (принят в 1996, в редакции от 17.01.2007 г., а также принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, которые не могут противоречить данному Федеральному закону и принимаемым в соответствии с ним нормативных актов. В Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности (принят в 1996 № 132-ФЗ: в редакции 17.01.2007 г. / изменения, внесенные в закон в 2007 г. касаются корректировки основных терминов, определений и понятий; также изменены условия стандартизации, сертификации и лицензирования — переведены с принципа юридической обязательности на принцип добровольности); в настоящее время является основным механизмом правового регулирования туристской деятельности.
Закон Федеральный «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие при реализации прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
Закон определяет принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. Согласно данному Закону, государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. Государство признано создавать условия, благоприятные для развития туристской деятельности, формировать представление о России как стране благоприятной для туризма, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, тур-агентов и их объединений.
Механизм государственного регулирования туристской деятельности предполагает создание нормативно-правовых актов в целях совершенствования отношений в сфере туристской индустрии; содействия и продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; защиты прав и интересов туристов.
10. Планирование деятельности сервисного предприятия. Особенности разработки бизнес-плана.
Прежде чем планировать деятельность туристского предприятия необходимо определиться с выбором нормативно-правовой формы (ООО,ЗАО, ОАО и тд.). Лучшей формой для турфирмы будет ООО.
Выбрать систему налогооблажения. Выбрать структуру предприятия (какие службы и отделы будут созданы). Наиболее характерной особенностью деятельности предприятий сервисного обслуживания является взаимодействие, контакт с потребителем. разработкой технического задания по созданию wеb-сайта предприятия сервиса и его макета; изучение ИС сервисного и гостиничного обслуживания. Планирование должно осуществляться в рамках действующего законодательства.
Бизнес туристский состоит из:
1) экономическая деятельность тур организации, дающая прибыль;
2) любой вид тур деятельности, приносящий доход или иные выгоды.
Бизнес гостиничный- коммерческая деятельность в индустрии гостеприимства.
Бизнес гостиничный — самый крупный сектор, более того на него приходится свыше 85 % общей прибыли.
Бизнес игорный- коммерческая деятельность игорных заведений. Мировой опыт свидетельствует, что большинство компаний, занимающихся этим видом бизнеса, — традиционные гостиничные компании: «Холидей Инн», «Рамада», «Хилтон Корпорейшн», «Хайятт». Наиболее популярные центры в США; Лас-Вегас, Лафлин, Рено (шт. Невада), Атлантик-Сити (шт. Нью-Джерси), Дед-вуд (шт.
Южная Дакота), Кикак, Беттендорф, Девенпорт (шт. Айова), Пуэрто-Рико. Игровой бизнес развит также в государствах Карибского бассейна, Канаде, Великобритании, Франции, Монако, Малайзии, Австралии. В России сфера Б. и. пока относится к числу слабо регулируемых рынков меньшей степени связана с Индустрией гостеприимства, нежели за рубежом.
1) Расчетный прогноз развития предпринимательской деятельности туристской фирмы, одинаково важный для самой фирмы и для банка или иного инвестора в условиях необходимости внешнего финансирования;
2) подробный план, составленный на определенный период и включающий показатели, которых должна достичь туристская организация.
Б.-п. является важным документом, помогающим мобилизовать капитал туристской фирмы или получить кредит. Б.-п. т. ф. должен содержать по возможности больше количественных показателей. В частности, на первый период времени реализации проекта показатели движения наличности и объемов производства приводятся с разбивкой по месяцам и более агрегированные — в последующие годы.
В Б.-п. т. ф. должны быть также отражены стратегия и тактика, которые менеджеры предполагают использовать для достижения плановых показателей, дан анализ ожидаемых прибылей и убытков.
Классическая структура Б.-п. включает 11 глав: резюме; описание продукции или услуги; оценка рынков сбыта; конкуренция на рынке; стратегия маркетинга; план производства продукции (услуги); организационный план; юридический план; оценка рисков и страхование; финансовый план; стратегия финансирования.
Структура Б.-п. т. ф.: организационно-экономическая характеристика фирмы; характеристика продукта туристского и услуг; оценка рынка сбыта туристского продукта; конкурентная среда; маркетинг и продажа; план производственно-обслуживающей деятельности; менеджмент; оценка риска и страхование; финансовая стратегия; прогнозный финансовый план.
Источник: infopedia.su
Кто регулирует гостиничный бизнес в рф
Президент РСТ: задача турбизнеса РФ и КНР – как можно скорее восстановить турпотоки
Главная задача турбизнеса России и Китая – как можно скорее восстановить взаимный турпоток до уровня, на котором он находился до пандемии. Для этого необходимо перезапустить соглашение о безвизовых групповых поездках, решить вопрос с безналичными платежами и расширить объем авиаперевозки, считает президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский.
Размещено: 2023-05-29 11:18:00
Правовые аспекты гостиничного бизнеса
Говоря о правовом положении в гостиничном бизнесе, мы будем упоминать нормативные акты свойственные работе гостиниц, но при этом будем особо описывать ситуацию с малыми средствами размещения (мини-отели, гостевые дома и пр.). Для больших отелей и больших инвестиций возможно привлечение хороших юристов и правильная организация работы с самого начала строительства или реконструкции, и поэтому каких-либо существенных проблем здесь не возникает. А частное лицо обычно оказывается один на один с государственными «надзирающими» органами. Хотя, надо отметить, что на местах обычно с пониманием относятся к такому бизнесу и проблемы возникают обычно для вымогательства денег.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения, возникающие в связи с оказанием гостиничных услуг, являются «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года N 490 с последними изменениями от 13.03.2013г. В свою очередь, данные Правила основываются на Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Правила определяют понятие гостиницы как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Это означает, что здание или часть здания, именуемое гостиницей, является помещением для коммерческого использования (нежилой фонд). Соответственно, все очень популярные мини-отели, расположенные в переделанных жилых квартирах или частные дома с койко-местами, не могут называться гостиницами, и в своей деятельности не могут опираться на вышеупомянутые правила.
В ГОСТе Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. разъясняются понятия «средства размещения» и услуг средств размещения.
В указанном ГОСТе даны определения индивидуальных средств размещения до 500 кв.м. и коллективных средств размещения, которые должны иметь не менее 5 номеров. Таким образом, маленький «отель» на 4 номера будет считаться индивидуальным средством размещения. Здесь же описаны категории номеров (апартамент, люкс, сьют, джуниор сьют, одноместный, двухместный номер «Дабл», двухместный номер «твин», и.т.д) и даны общие требования к средствам размещения (гостиницы, апарт-отели, сьют-отели, мотели и пр.), а также определяется такое индивидуальное средство размещения как «Гостевые комнаты» — комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком. Но необходимо учитывать, что для средств размещения, расположенных в объектах жилого фонда юридически неправильно предоставлять какие-либо услуги, в том числе и подачу завтрака. Это может быть расценено как незаконное предпринимательство, о чем мы упомянем далее.
Указанные выше документы позволяют классифицировать средство размещения и правильно его оборудовать и эксплуатировать. В России действует система добровольной классификации гостиниц на основании Приказа Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ от 25 января 2011 г. № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи». Проводит процедуру оценки классификации гостиницы аккредитованная организация, которая определяет соответствие объекта туристской индустрии требованиям категории, установленным в соответствующей системе классификации, и по результатам оценки оформляет акты, протоколы и предписания. В системе классификации предусмотрена категория «мини-отель», но это скорее подходит для маленьких отелей, расположенных в объекте нежилого фонда.
Организация или индивидуальный предприниматель, занимающийся коммерческой деятельностью, должен заявить об этом в органы государственной статистики выбрав соответствующий код в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Для гостиничной деятельности это раздел 55.1, но для индивидуальных предпринимателей управляющих «мини- отелем» (гостевым домом), работающем в переделанной жилой квартире, подходит 55.23.3 «Сдача внаем для временного проживания меблированных комнат», поскольку данное средство размещения не является гостиницей и гостиничные услуги согласно Правилам оказывать нельзя.
Это имеет значение в плане защиты от возможного обвинения в незаконной предпринимательской деятельности. Ответственность предусмотрена административная ч. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Возможный штраф составляет от 500 до 2000 руб. и уголовная ст. 171 Уголовного кодекса.
Она наступает, если в результате проверки, проведенной милицией или прокуратурой, доказано либо причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, либо получение доходов в крупном размере, то есть на сумму не менее 250 тыс. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ). Выявление нарушения производиться путем контрольной закупки.
При разовом поселении сумма конечно может быть небольшой, но потом следователи начнут изымать документы и если сочтут, что деятельность не соответствует заявленной могут счесть все деньги полученные гостиницей незаконными. Конечно, это мрачный сценарий и чаще будет применяться, если ваша организация или отель кому-нибудь помешал. Поэтому правильно выбирайте ОКВЭД и если вы управляете объектом жилого фонда, выберете форму организации в виде Индивидуального Предпринимателя.
Отдельно хотелось бы упомянуть о соблюдении средством размещения правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. Нарушение данных правил наказывается статьей 18.9 КоАП РФ со штрафами от 25 до 500 тыс. рублей за каждое нарушение. Поэтому прежде чем открывать гостиницу или любое другое средство размещения, целесообразно продумать всю систему постановки иностранцев на учет в местное отделение Федеральной Миграционной Службы.
Строительство, перепланировка и реконструкция отеля проходит различные экспертизы и согласования, и особо говорить об этом нет смысла. Есть архитекторы, проектировщики, дизайнеры, которые смогут согласовать ваш проект в нужных местах. Если согласовать невозможно, но очень хочется, например, перепланировка квартиры и установка душевых кабин над жилыми помещениями нижнего этажа, надо понимать, что у «надзирающих» органов появляется реальный повод вас оштрафовать, обязать все демонтировать и закрыть ваш «отель».
Это конечно далеко не полный перечень правовых аспектов бизнеса, но для начала деятельности хватит.
Опубликовано: 12 мая 2014
Источник: prohotel.ru