
Евангелист — это эксперт в своей отрасли, который через обучение рынка доносит до людей ценность компании и ее продуктов. В разных организациях обязанности таких специалистов могут различаться. В этой статье я расскажу, чем евангелисты занимаются в eLama, как мы их находим и какие требования предъявляем к кандидатам.
Какие задачи решает евангелист
- выступают на конференциях по интернет-маркетингу;
- дают комментарии для СМИ;
- проводят вебинары;
- пишут статьи;
- записывают обучающие видеоролики и курсы;
- представляют компанию в профессиональных сообществах и социальных сетях: участвуют в дискуссиях, оставляют комментарии и отвечают на вопросы.
При этом евангелист не рекламирует компанию «в лоб». На выступлениях он дает людям полезные знания и интегрирует в них информацию о продукте и инструментах так, чтобы это не выглядело рекламной вставкой. Например, в прошлом году один из наших евангелистов выступил на 91 вебинаре и 13 конференциях. Если посчитать в сумме, то на двух специалистов приходится около 200 выступлений ежегодно.
Кто такой евангелист и каковы его задачи – Домашняя группа с Риком Реннером (11.07.2022)
Евангелисты не прямо, но косвенно влияют:
1. На продуктовый бренд — их лица мелькают везде, компания становится все более узнаваемой. Мы получаем новых клиентов за счет увеличения охвата аудитории.
2. На бренд работодателя. Люди охотнее идут в компанию, которая на слуху или где есть крутые эксперты — все хотят работать в команде профессионалов. Например, на вебинарах мы бесплатно даем ценные знания об интернет-маркетинге, поэтому в них участвуют не только потенциальные клиенты, но и начинающие специалисты. Некоторые из них рассматривают компанию как возможного работодателя. Кстати, кандидаты часто говорят, что смотрели наши вебинары и выступления.
Где искать евангелиста
Среди своих сотрудников
В eLama нет супертехнологии превращения сотрудников в евангелистов. Но любые инициативы коллег в этом направлении получают поддержку. Если специалист хочет написать статью, то мы сделаем все, чтобы ему помочь: отредактируем и вычитаем материал, договоримся о публикации со СМИ. Если человеку интересно выступать, то привлекаем его к вебинарам и конференциям.
Например, по пятницам у нас проходит демо, где каждый отдел рассказывает, что было сделано за определенный промежуток времени. Люди говорят, а мы слушаем: если тема интересная, то можем попросить сотрудника выступить на внешнюю аудиторию или написать статью. Другой пример: ребята из нашей службы заботы ежедневно отвечают на сотни вопросов клиентов. Они глубоко погружены в продукт и знают о нем все, поэтому я прошу их время от времени готовить публикации.
Мотивация здесь нефинансовая: сотрудник получает канал, через который можно транслировать экспертность и прокачивать личный бренд. Даже если он когда-то покинет компанию, портфолио останется с ним.
Но стоит учитывать два момента:
Кто такой IТ-евангелист
1. Не всегда среди сотрудников получается найти того, кто горит желанием стать публичным человеком и при этом сочетает в себе все качества, необходимые евангелисту.
2. У сотрудников есть основные должностные обязанности, и дополнительные задачи не должны мешать их выполнению.
Среди клиентов
У нас есть клиент — участник партнерской программы eLama, который пишет статьи и кейсы об использовании наших инструментов. Эти статьи мы публикуем в СМИ и нашем блоге. Фактически этот клиент — наш внештатный евангелист.
Как-то раз я спросила его: «Зачем вы это делаете?» — а он ответил, что так продвигает свой бренд профессионала. Мы даем ему возможность размещаться в СМИ, и с каждой публикации он собирает лиды — так и зарабатывает.
Вряд ли этот клиент когда-нибудь перейдет к нам в штат: у него свое дело, его все устраивает. Получается, что мы просто взаимовыгодно сотрудничаем.
На рынке труда
Штатный евангелист — это довольно дорогой сотрудник: в случае с малым бизнесом такие затраты вряд ли окупятся. Тогда будет выгоднее распределить эти функции среди действующих специалистов.
Более того, евангелист не волшебник, а создатель экспертного контента. Но этот контент еще нужно распространить: сделать так, чтобы статьи читали, вебинары посещали, видеоролики смотрели, обучающие курсы проходили. Если в компании нет четкой системы дистрибуции контента, то евангелист вряд ли поможет. Конечно, бывают настолько крутые эксперты, что каждое их слово разлетается по рынку само по себе, но это огромная редкость.
Для нас идеальный евангелист — человек, который сочетает в себе качества профессионального оратора, интернет-маркетолога и автора текстов. Нанять такого специалиста сложно, потому что рынок труда в этой сфере совсем не развит: штатные евангелисты есть только в крупных IT-компаниях вроде ВКонтакте, Google, Mail.ru.
Что такое «Евангелизм» в IT
Евангелист — одна из модных профессий в IT, введенная еще в восьмидесятых годах компанией Apple. Штат специалистов такого направления может исчисляться сотнями и тысячами для больших компаний. В чем же суть евангелизма в IT и почему он так необходим в современных реалиях — разбираемся в этой статье.

На просторах Интернета, чаще всего, встречаются два варианта определения IT-евангелизма: энциклопедическое и определение из уст самих евангелистов. Общепринятое определение выглядит так:
Евангелизм — это форма маркетинга из уст в уста (сарафанного радио — по-русски), целью которого является развитие в клиентах веры в исключительные достоинства продуктов компании и развитие такой их увлеченности, при которой они будут советовать покупку продукта своим друзьям и знакомым.
Несомненно, оно является верным, однако, к сожалению, не раскрывает всю суть вопроса. Понять после его прочтения, кто такие евангелисты и чем они занимаются, немного затруднительно.
Также есть определения евангелизма, даваемые, собственно, самими евангелистами. Они, чаще всего, довольно эмоциональны и несут меседж «евангелизм — это круто». Зарядиться позитивом от прочтения таких текстов можно легко, разобраться в ситуации — сложнее. Но ничего страшного, ведь после прочтения этих трудов понимаешь, что евангелисты — очень эмоциональные и экстравертивные люди, которые делятся своими эмоциями, любовью к продуктам и технологиям.
Цели евангелизма
Под конец двадцатого века на рынок стали выходить технологические продукты, направленные на массового покупателя. И маркетологи, как обычно, начали решать задачу, в которой для того чтобы продукт покупали, клиенты должны его захотеть. Но традиционные маркетинговые ходы не давали ощутимых результатов по следующим причинам:
- Технологическими новинками в то время пользовались исключительно гики и ученые. А они были не самым привлекательным примером для подражания: люди не всегда хотят много думать и быть неухоженными инфантами.
- Чтобы начать использовать инновационный продукт, в нем, прежде всего, необходимо разобраться. А это, в случае с новыми технолгиями, является не самой тривиальной задачей.
- Даже интеллигенция не до конца понимала, чем им могли быть полезны новые продукты.
В итоге, у компаний появилась необходимость просвещать людей на тему новых технологических предложений.
Важно заметить, что процесс покупки почти всегда обусловлен эмоциональными факторами. А функции технических новинок, по большей части, апеллируют к логике покупателя.
Таким образом, в IT-компаниях начали появляться отделы, задачей которых было занятие евангелизмом: просвещение людей, обращение их в свою «веру», разделение с ними своей любви к продуктам компании. Конечно же, принципы действий евангелистов были очень похожими на действия свидетелей иеговы (тех, которые парами ходят по домам и несут людям добрую весть). IT-евангелисты, в свою очередь, работают в больших масштабах и намного более тонкими методами.
Средства и методы евангелизма
Евангелизм начинался с кружков любителей техники Apple, где, как в вечерней школе, юзеров обучали работе с персональными компьютерами. За три десятка лет евангелизм перерос в целое ремесло и занятие жизни для некоторых профессионалов.
Какими приемами пользуются евангелисты в наши дни:
- Выступления на мероприятиях и конференциях, или просто участие в них с позиции наблюдателя — для личного общения с другими участниками;
- Организация ивентов (как служения у харизматов, совершенно верно);
- Работа со СМИ — в более узком плане, по сравнению с пиарщиками;
- Блоггинг, работа в социальных сетях.
Работа евангелистов строится по правилам трех си: Content, Communication, Community. Они генерируют и распространяют эмоционально заряженный контент, общаются с людьми лично или посредством Интернета, работают с сообществами пользователей.
Внутренние и внешние евангелисты
Работа евангелистов не была бы достаточно эффективной и окупающейся, если бы их целью были только продажи и перепродажи продуктов людям, с которыми евангелисты лично взаимодействуют.
Одна из важнейших задач евангелистов — это создание эффекта сарафанного радио вокруг продукта или технологии, создание вирального эффекта. Их стараниями пользователи сами становятся внештатными (конечно же, не оплачиваемыми) евангелистами компании.
В идеале, каждый сотрудник организации должен быть ее евангелистом. И, в обязательном порядке, евангелистами должен быть офицерский состав компании. Ведь евангелист — это не столько профессия, сколько правильное отношение к продуктам и умение его транслировать.
Текущее положение дел
В наши дни у каждой большой технологической компании есть свой штат евангелистов. Как было сказано в предисловии, он может состоять из сотен специалистов. Для оценки эффективности их работы в некоторых компаниях даже осуществляют контроль качества.
У Microsoft, например, в большинстве крупных стран есть локальные сети оплачиваемых евангелистов.
В Apple же на этой должности работает ощутимо меньше сотрудников. Однако, каждый из работников компании натренирован быть ее лучшим проповедником (как минимум, в рабочее время).
Если разобраться, то проблемы, решаемые евангелистами, актуальны для большинства новаторских компаний, в том числе, стартапов. Можно смело утверждать, что такой подход к продвижению продуктов будет еще долгое время востребован на ранке информационных технологий, а методология евангелизма будет и дальше активно развиваться.
Источник: itkeys.org
Гай Кавасаки: как стать евангелистом своего дела

О бизнесе
Автор Алексей Кротов На чтение 6 мин Просмотров 269 Опубликовано 05.01.2016
Гай Кавасаки — знаменитый маркетолог и автор нескольких бизнес-бестселлеров, бывший главный евангелист Apple, советник по маркетингу в Motorola, а ныне ключевая фигура в стартапе Canva.
Давным-давно я был революционером Apple. Моя должность называлась «софтверный евангелист». Моей задачей было нести проповедь о Macintosh разработчикам софта. Потом я занял должность «главного евангелиста», ответственного за то, чтобы проповедовать Macintosh всем, кто хотел повысить свою продуктивность и креативность.
После Apple я занимался многим — был писателем, оратором, предпринимателем, венчурным инвестором, консультантом и отцом, но никогда до нынешнего дня не использовал слова «главный евангелист». Эта должность имеет смысл лишь в том случае, если ваш продукт может изменить мир — или какую-то существенную его часть.
Macintosh изменил мир. Он демократизировал компьютеры. Google изменил мир. Он демократизировал информацию. eBay изменил мир. Он демократизировал коммерцию.
А теперь я нашел Canva. Эта компания может изменить мир, демократизировав дизайн, и поэтому я теперь главный евангелист Canva.
