16. Какое из указанных направлений не обеспечивается за счет развития предпринимательства?
• повышение интеллектуального уровня населения
17. Какое количество наемных работников может быть в производственном кооперативе:
• Не более 30%
18. Какое определение понятия предприниматель дал Питер Друнер:
• Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска
19. Какой документ является основным для создания предприятия:
• устав предприятия
20. Какую основную цель ставит перед собой предприниматель:
• получение прибыли
21. Какую ответственность несут ИП:
• Отвечает всем принадлежащим ему имуществом
22. Какую ответственность несут члены товарищества на вере по его обязательства:
• полные товарищи несут полную ответственность по делам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а коммандитисты — в пределах вклада в имущество товарищества
23. Кто в соответствии с ГК РФ не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью?
Бизнес без «лица»: возможные изменения в ст. 23 ГК РФ
• военнослужащие
• должностные лица органов государственной власти и государственного управления
• работники налоговых органов
• работники силовых министерств
24. Минимальное количество учредителей ООО:
• 1
25. Объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии — это:
• производственный кооператив
26. Основные мотивы предпринимательской деятельности:
• Желание оставить наследникам состояние
• Стремление к лучшему, к независимости
27. Отказ в регистрации предприятия не возможен в случае:
• нарушения установленного Законом порядка создания предприятия
28. Отличительной чертой индивидуального предпринимателя является:
• ответственность по обязательствам всем принадлежащим имуществом
29. По определению А. Тюрго предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и .
• капиталом
30. По принадлежности капитала выделяют:
• национальные, иностранные и совместные предприятия
Источник: oltest.ru
Ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности
Конституция РФ не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.
Стоит ли заниматься бизнесом? Бизнес как есть. Кто такой бизнесмен.
В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.
Существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать так:
а) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью:
- связанные с государственной службой;
- установленные для федеральных и мировых судей;
- специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (нотариусов, адвокатов, служащих бирж и т.д.);
б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением:
- предусмотренные административным законодательством;
- установленные в рамках уголовного наказания;
в) ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
г) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;
д) ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.
Первая группа ограничений касается прежде всего государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. На недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления указано в ст.
9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» содержит аналогичные запреты применительно к сотрудникам милиции, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ» указывает на данные ограничения применительно к сотрудникам таможенных органов (п. 2 ст. 7).
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 4) запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью устанавливается для работников прокуратуры.
Эти ограничения в основном сводятся к следующим запретам: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не установлено законом или в установленном порядке служащему не поручено участвовать в управлении такой организацией (например, представлять интересы государства в управлении юридическим лицом со значительной долей государства в его уставном капитале).
Кроме того, в п. 2 ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» закреплена обязанность государственного служащего передать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом (в настоящее время такой закон не принят).
Доверительное управление ценными бумагами осуществляется на основании договора о доверительном управлении, распространенного на фондовом рынке и заключаемого для управления крупными накоплениями физических лиц. Учредитель управления, являющийся физическим лицом, имеет возможность контролировать деятельность управляющего: получать отчет о заключенных сделках, составе портфеля ценных бумаг; давать поручения по заключению договора купли-продажи определенных финансовых инструментов (акций, облигаций и др.).
Участники фондового рынка, как правило, ограничиваются лишь игрой на котировках ценных бумаг, не используя при этом права акционера на участие в управлении обществом, тогда как законодательством прямо предусмотрена такая возможность (п. 2 ст. 1012 ГК; ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Законодательство не содержит запрета на возможность учредителя управления передавать управляющему поручения относительно того, каким образом следует голосовать по переданным в доверительное управление ценным бумагам. Деятельность доверительного управляющего, связанная исключительно с осуществлением прав по ценным бумагам, не требует лицензии (ст. 5 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Таким образом, возможна ситуация, когда государственный служащий полностью осуществляет права владельца (акционера) юридического лица и контролирует его деятельность. Для этого необходимо лишь создание специального юридического лица и передача ему в доверительное управление ценных бумаг, находящихся во владении государственного служащего. Это лицо в соответствии с условиями договора доверительного управления будет проводником решений государственного служащего. При этом доверительный управляющий все действия с ценными бумагами будет осуществлять от своего имени, что позволит скрыть информацию об их реальном владельце.
Следовательно, ограничение, закрепленное в п. 2 ст. 11 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», является не действенным. Кроме этого, содержащиеся указания на государственные гарантии в отношении переданных ценных бумаг также могут быть использованы в корыстных интересах.
Перечни должностей государственной и муниципальной службы содержатся в ряде нормативно-правовых актов, в частности в Указе Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 981 «Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы» (в ред. Указа Президента РФ от 27 ноября 2002 г.).
Важно отметить, в настоящее время существует проблема коммерциализации государственных и муниципальных функций. В общем виде она выражается в участии представителей государства, которые, с одной стороны, являются должностными лицами в органах управления открытых акционерных обществ, а с другой — выполняют свои функции в органах государственной власти. Не вызывает сомнений тот факт, что в данном случае стираются различия в правовом статусе таких лиц. Нередко мы наблюдаем картину, когда чиновник после ухода с государственной службы занимает важный пост в той же коммерческой организации, в которой ранее отвечал за эффективность управления государственными пакетами акций.
Аналогичные ограничения предусматриваются для судей Конституционного Суда РФ, федеральных судов и мировых судей.
Более жесткие ограничения предусмотрены ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РФ», которая запрещает сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.
Предусмотренные законодательством ограничения для государственных служащих реально не могут обеспечить финансовую прозрачность доходов чиновника.
По мнению автора, при существующем уровне коррупции отсутствие в законах запрета на предпринимательскую деятельность ближайших родственников государственных служащих (детей, супругов, родителей, братьев, сестер) служит возможностью для последних, во-первых, получая незаконное вознаграждение, легализовать его через своих родственников и, во-вторых, содействовать осуществлению последними предпринимательской деятельности, а также оказывать им покровительство.
Таким образом, необходимо предусмотреть в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных законах, раскрывающих правовой статус государственных служащих, специальную норму, устанавливающую запрет на осуществление предпринимательской деятельности ближайшим родственникам государственных служащих (детям, супругам, родным братьям и сестрам, родителям). В результате у чиновников не останется возможности легализовывать финансовые ресурсы и иное имущество, полученное ими незаконным путем.
Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Некоторые работники наделены властными полномочиями, другие призваны поддерживать стабильность экономического оборота, третьи — обеспечивать защиту прав и интересов граждан.
Виды деятельности, для которых устанавливаются ограничения, определяются законом. Так, ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для адвокатов, нотариусов, служащих товарных бирж и фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей.
Нарушение установленных законом ограничений на занятие предпринимательской деятельностью влечет за собой последствия: признание совершенных сделок недействительными, а также рассмотрение руководителем организации вопроса о соответствии служащего, допустившего данные нарушения, занимаемой должности.
Как отмечают некоторые авторы, установленные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью объясняются тем, что в силу должностного положения определенных лиц возможно столкновение их собственных интересов с предпринимательскими интересами других лиц, которым они обязаны содействовать по занимаемой должности .
Коммерческое право: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопулло, В.Ф. Яковлевой. СПб., 1998.
С. 51.
Спорным следует признать мнение авторов, считающих, что, поскольку в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ право на осуществление предпринимательской деятельности ограничению не подлежит, подобные запреты следует рассматривать как не соответствующие Конституции. Законодателю, по их мнению, следовало ограничивать «не право на осуществление предпринимательской деятельности, а право на занятие государственной должности в случае ее осуществления» .
Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. С. 133.
По мнению автора, решение данного вопроса зависит от того, каким статусом обладает лицо. Если лицо является государственным служащим, то в силу указанных выше причин его право на занятие предпринимательской деятельностью ограничено, хотя до этого он обладал абстрактной возможностью на осуществление предпринимательской деятельности, но не реализовал ее. По этой же причине субъекту предпринимательской деятельности запрещено приобретать статус государственного служащего.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). В соответствии со ст.
22.3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном порядке. В связи с тем что гражданин может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только по месту постоянной регистрации, регистрирующий орган обязан следить за реализацией ограничения на занятие предпринимательской деятельностью. Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает.
Новеллой административного законодательства является установление дисквалификации — вида наказания, предусмотренного ст. 3.11 КоАП. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается исключительно судьей.
Ограничение права на занятие предпринимательской деятельностью может применяться и к лицам, привлеченным к уголовной ответственности, в качестве основного или дополнительного наказания. В приговоре должны быть указаны виды предпринимательской деятельности, которыми осужденному запрещается заниматься в течение определенного судом срока. Если данная мера применяется в качестве основного вида наказания, срок лишения права может быть от одного года до пяти лет; если как дополнительное наказание, то лишение права может быть установлено от шести месяцев до трех лет (ст. 47 УК). Только после истечения сроков, установленных в приговоре, ограничение субъективного права прекращает действовать и гражданин может заниматься теми видами деятельности, которые ему были запрещены приговором суда.
Ограничения, относящиеся к юридическим лицам, связаны в первую очередь с исключительной правоспособностью. Природа этого ограничения подобна природе ограничения, установленного для физического лица в связи с характером его профессиональной деятельности. Исключительная правоспособность означает, что юридическое лицо может заниматься только определенными законом видами деятельности, независимо от того, является юридическое лицо коммерческим или некоммерческим. Установление запретов на совмещение видов деятельности связано с публичными функциями, осуществляемыми такими организациями, их ролью в поддержании стабильности гражданского оборота, денежно-кредитной системы государства, учета прав собственности и т.д. Совмещение видов деятельности, помимо возможного конфликта интересов, несет в себе и возрастание коммерческих рисков, возможность наступления неплатежеспособности организаций.
Так, фондовая биржа может быть создана в форме некоммерческого партнерства либо акционерного общества. Согласно ст. 11 ФЗ «О рынке ценных бумаг» юридическое лицо, осуществляющее деятельность фондовой биржи, не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» товарная биржа не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Биржа не вправе быть учредителем (участником) иных организаций, если указанные организации не осуществляют деятельность товарных бирж.
Согласно ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Статья 4 этого Закона устанавливает, что управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и в товариществе на вере в качестве вкладчика. Это общее ограничение, составляющее сущность специальной правоспособности некоммерческих организаций.
Законодательством могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов. Так, согласно ст. 31 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения не вправе осуществлять виды предпринимательской деятельности, не указанные в этом Законе. Таким образом, для политических партий устанавливается закрытый перечень разрешенных видов предпринимательской деятельности. К ним относятся:
- информационная, рекламная, издательская и полиграфическая деятельность для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности;
- изготовление и продажа сувенирной продукции с символикой и (или) наименованием политической партии, а также изготовление и продажа издательской и полиграфической продукции;
- продажа и сдача в аренду имеющегося в собственности политической партии движимого и недвижимого имущества.
Другим примером может служить Агентство по реструктуризации кредитных организаций, созданное в форме государственной корпорации, которое не вправе заниматься торговой деятельностью, за исключением купли-продажи активов кредитных организаций, а также производственной и страховой деятельностью.
Необходимо различать ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности и обязательные требования к ее осуществлению (государственная регистрация, лицензирование, минимальный размер уставного капитала и т.д.). Обязательные требования не затрагивают в целом права на ведение предпринимательской деятельности, устанавливая лишь особые условия его приобретения.
Статья 1 ГК РФ. Основные начала гражданского законодательства (действующая редакция)
1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
4. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
5. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.
Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 1 ГК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи сформулированы основные принципы гражданского законодательства РФ, под которыми понимаются основополагающие начала, содержащиеся в нормах гражданского права. Они определяют сущность всей системы гражданского права и отражают его наиболее важные свойства. Необходимо учитывать, что большинство этих принципов содержится и в Конституции РФ.
Значение их состоит также и в том, что согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ (см. комментарий к нему) при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Экономический оборот предполагает равенство его участников, невозможность для одного из них диктовать свою волю другому; такое равенство является необходимым условием основного отношения экономического оборота — обмена. Поэтому характерной чертой гражданского права является сформулированное в качестве принципа в п. 1 комментируемой статьи равенство сторон регулируемого гражданским правом отношения. Это не означает, что стороны конкретного отношения наделены равными правами. Напротив, одной стороне могут принадлежать только права, а у другой могут быть только обязанности (например, договор займа).
Таким образом, под равенством участников гражданских отношений понимается отсутствие между ними отношений власти и подчинения. В то же время объем принадлежащих участнику таких отношений субъективных прав может быть различным.
Неприкосновенность собственности — это не только один из основных принципов гражданского законодательства, но и важнейший конституционный принцип, сформулированный в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и полного возмещения.
ГК РФ содержит полный и исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права собственности (обращение взыскания на имущество по обязательствам, реквизиция, выкуп бесхозяйственно содержащихся культурных ценностей, конфискация, выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними, прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать, отчуждение недвижимости в связи с отчуждением участка, на котором она находится и др).
При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация — ст. 243 ГК РФ). Акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке. Споры о возмещении убытков при прекращении права собственности также разрешаются судом.
Понятие «свобода договора» как один из важнейших принципов гражданского законодательства раскрывается в комментарии к ст. 421 ГК. Этот принцип заключается в том, что участники гражданских правоотношений самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях. Принуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ или другим законом (например, обязанность предприятия-монополиста заключить договор при поставках для государственных нужд) либо добровольно принимается на себя в обязательстве (например, в предварительном договоре — ст. 429 ГК РФ).
Этот принцип выражается также в том, что, вступая в гражданско-правовые отношения, их участники могут заключать договоры, как предусмотренные ГК РФ, так и не предусмотренные им, однако не противоречащие общим началам гражданского законодательства. Возможно и заключение договоров, состоящих из элементов различных договоров (смешанные договоры). Наконец, за отдельными изъятиями стороны сами определяют условия заключаемых договоров.
В п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. N 16 отмечено следующее.
«В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела означает, что любое ограничение свободы усмотрения субъектов гражданских правоотношений в приобретении и осуществлении своих гражданских прав или получение информации о частной сфере этих субъектов помимо их воли допустимо лишь на основании и в порядке, установленных законом. Конституция РФ (ст.
23) закрепила право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Положения указанной статьи конкретизируются в гл. 8 ГК РФ, которая посвящена нематериальным благам и их защите. Действие указанного принципа распространяется, прежде всего, на государственные и муниципальные органы, которые могут вмешиваться в частные дела только в случаях, прямо предусмотренных законом (например, в случаях, предусмотренных законом, допускается прослушивание телефонных разговоров).
Об осуществлении и защите гражданских прав см. комментарий к ст. ст. 9 — 16 ГК.
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав заключается в том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).
Принцип восстановления и судебной защиты нарушенных прав — означает, с одной стороны, наличие строгой имущественной ответственности субъектов гражданского права при нарушении принятых на себя обязательств, с другой — возможность защищать гражданские права в суде, в том числе оспаривать в суде акты государственных органов или органов местного самоуправления, незаконно ограничивающие права участников имущественного оборота (см. комментарий к ст. 13 ГК РФ).
2. Как следует из ст. 9 ГК РФ (см. комментарий к ней), граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, причем отказ от осуществления принадлежащих им прав не влечет по общему правилу прекращения этих прав. Вместе с тем в случаях, предусмотренных законодательством, осуществление гражданских прав может быть ограничено.
Так, допускается ограничение либо запрещение деятельности, направленной на ограничение конкуренции либо проявляющейся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Недопустимы действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с целью причинить вред другому лицу, равно как и злоупотребление правом в других формах (см. комментарий к п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Осуществление гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав своей волей и в своем интересе представляет собой общий принцип гражданского права. Отступление от него допускается при реализации полномочий законного представителя, своей волей осуществляющего гражданские права, представляемые в интересах последнего. О представительстве см. комментарий к ст. ст. 182 — 184.
Правило относительно свободы определения любых не противоречащих законодательству условий договора охватывается общим принципом свободы договора, о котором говорилось выше.
Указанные в п. 2 комментируемой статьи допустимые основания ограничения гражданских прав воспроизводят соответствующие положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которой сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. В качестве еще одного принципа законодатель в п. 3 комментируемой статьи впервые указал принцип добросовестности участников гражданского оборота. Указанный принцип в ст. 1 ГК ранее не декларировался, хотя иногда он упоминался в правовых нормах ранее действовавшего законодательства. В качестве примера можно привести п. 2 ст. 6 ГК, согласно которому при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Сформулирован он в п. 3 ст. 1 ГК, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. А в п. 4 указанной статьи установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В действующем гражданском законодательстве (в том числе с учетом принятых последних изменений) не закреплено легальное определение добросовестности. «Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное».
Дать юридически выверенное определение добросовестности вряд ли возможно. Представляется, что отталкиваться надо от того, что лицо следует считать добросовестным в том случае, когда оно действует без умысла причинить вред другому лицу, а также не допускает легкомыслия (самонадеянности) или небрежности по отношению к возможному причинению вреда. Такое определение следует из содержания ст. 302 ГК РФ, согласно которой добросовестным приобретателем является лицо, «которое не знало и не могло знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать» .
Емельянов В.И. Юридическая сущность доброй совести // ЭЖ-Юрист. 2002. N 18. С. 18.
4. Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ п. 4 комментируемой статьи, в котором говорится о недопустимости извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, изложен полностью в новой редакции.
В п. 9 Постановления Пленума ВАС от 14 марта 2014 г. N 16 «О свободе договора и ее пределах» указано, что «поскольку согласно п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании ст. 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по ст. 169 ГК РФ».
Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. N 7 «по смыслу ст. 406.1 ГК РФ возмещение потерь допускается, если будет доказано, что они уже понесены или с неизбежностью будут понесены в будущем. При этом сторона, требующая выплаты соответствующего возмещения, должна доказать наличие причинной связи между наступлением соответствующего обстоятельства и ее потерями. Стороны вправе установить, в частности, такой порядок определения размера потерь, по которому одна из сторон возмещает другой все возникшие у нее потери, вызванные соответствующими обстоятельствами, или их часть.
Если сторона, в пользу которой должно быть осуществлено возмещение потерь, недобросовестно содействовала наступлению обстоятельства, на случай которого установлено это возмещение, для целей применения ст. 406.1 ГК РФ такое обстоятельство считается ненаступившим (п. 4 ст. 1, п. 2 ст. 10 ГК РФ)».
5. В п. 5 комментируемой статьи установлено общее правило свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Принцип свободного перемещения объектов предпринимательской деятельности (товары, услуги и финансовые средства) получил закрепление в ст. 8 Конституции РФ. В силу указанной статьи «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ и финансовых средств».
Приведенный в п. 5 ст. 1 перечень оснований, по которым законом могут быть введены ограничения перемещения товаров и услуг, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Любые ограничения перемещения товаров и услуг могут быть введены только федеральным законом и лишь тогда, когда это оказывается необходимым в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Например, такого рода ограничения содержатся в Законе о защите конкуренции, о чем указывается в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (ред. от 14 октября 2010 г.).
В нем было отмечено следующее: «К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относится, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции)».
Примером введения ограничений перемещения товаров и услуг является положение п. «г» ст. 11 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», устанавливающее, что указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Источник: www.zakonrf.info