Выделяют три группы организационных форм международного бизнеса:
1) организационные формы межд. бизнеса с закреплением их юр. статуса в стране базирования, т.е. с созданием юр. лиц (предприятия с иностранными инвестициями).
Они могут быть созданы путем учреждения новой фирмы, путем приобретения существенной доли в уже действующей фирме, либо путем полного поглощения фирмы. Среди данных предприятий можно выделить две группы компаний: предприятия, на 100% принадлежащие иностранному инвестору; и предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия).
Кроме того орг. формы осуществления межд. бизнеса с закреплением их юр. статуса могут быть созданы в виде дочерней, ассоциированной или полностью самостоятельной компании. Дочерняя компания регистрируется как компания с собственным балансом, т.е. является юр. лицом, но контроль над ней осуществляет материнская компания в силу того, что она обладает основной частью акций (паев) дочерней компании. Ассоциированная компания находится под более слабым контролем материнской фирмы, так как последней принадлежит существенная, но не основная часть акций (паев).
5 Субъекты международного права
2) организационные формы межд. бизнеса с закреплением их налогового статуса, но без создания юр. лиц (представительства и филиалы). Представительства – представляют интересы материнской компании, не имеют право заниматься хоз. деятельностью с целью получения прибыли. Филиалы – выполняют все, либо часть функций юр. лица, занимаются коммерческой деятельностью, платят налоги. К филиалам относятся и отделения. Они не имеют самостоятельного баланса, отвечают по обязательствам материнской компании и полностью (на 100%) принадлежат ей.
3) организационные формы межд. бизнеса, основанные на договорных отношениях. Это контрактные, совместные предприятия без юр. лиц, без закрепления налогового статуса. Каждая из сторон платит налоги в своей стране. Они ведут раздельный учет.
К субъектам международного бизнеса можно отнести:
— Межд. фирмы — владельцы ресурсов, поставщики, потребители, клиенты и т.д.
— Посредники — фирмы, различные кредитно-финансовые учреждения и др.
— Органы надзора – межд. контролирующие организации
Субъектами межд. бизнеса являются гос. структуры в тех случаях, когда они выступают непосредственными участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава льгот при выполнении специальных работ и др.).
3. Таблица 2
Филиал | Платежи | Поступления |
США | Нидерланды: — Швейцария: — Италия: — Итого: 0 | Нидерланды: 0,3-0,2=0,1 Швейцария: 0,5-0,3=0,2 Италия: 0,5-0,4=0,1 Итого: 0,4 |
Нидерланды | США: 0,3-0,2=0,1 Швейцария: — Италия: — Итого: 0,1 | США: — Швейцария: 0,3-0,1=0,2 Италия: 0,4-0,2=0,2 Итого: 0,4 |
Швейцария | США: 0,5-0,3=0,2 Нидерланды:0,3-0,1=0,2 Италия: 0,3-0,1=0,2 Итого: 0,6 | США: — Нидерланды: — Италия: — Итого: 0 |
Италия | США: 0,5-0,4=0,1 Нидерланды: 0,4-0,4=0,2 Швейцария: — Итого: 0,3 | США: — Нидерланды: — Швейцария: 0,3-0,1=0,2 Итого: 0,2 |
** прочерки в платежах означают, что поступления из страны превышают платежи данной стране; прочерки в поступлениях – платежи превышают поступления
Субъекты международного права
№ 2 билет
Источник: studopedia.su
Международная предпринимательская деятельность
Международная предпринимательская деятельность — это глобализация деятельности, осуществляемой посредством научно-технического, производственного, торгового, сервисного и прочего взаимовыгодного сотрудничества субъектов хозяйствования двух или большего числа стран (международных партнеров).
Основным побудительным мотивом участия партнеров в международном бизнесе является возможность увеличения масштабов и эффективности предпринимательства за счет интернационализации определенных сегментов рынка, использования новых дополнительных источников материальных и инвестиционных ресурсов, диверсификации производственно-хозяйственной деятельности.
Субъектами международной предпринимательской деятельности являются:
> физические лица — граждане данной страны, иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются дее- и правоспособными;
> юридические лица, зарегистрированные в данной стране и постоянно находящиеся на ее территории;
> структурные единицы субъектов хозяйственной деятельности иностранных государств (дочерние фирмы, филиалы, отделения, представительства);
> совместные предприятия, постоянно находящиеся в данной стране.
Различают следующие формы международной предпринимательской деятельности.
/. Осуществление отдельных внешнеэкономических операций: экспортно-импортные и лизинговые операции, консалтинговые и маркетинговые услуги.
2.Разнообразная промышленная кооперация: научно-техническая, производственная, сбытовая, сервисная и др.
3.Совместное предпринимательство: создание и функционирование совместных предприятий, лицензирование, управление по контракту.
4.Территориально-производственные и многосторонние международные связи: прифаничная и прибрежная торговля, создание консорциумов, реализация концессий.
Международное совместное предприятие (МСП) — организационно-правовая форма объединения усилий партнеров разных национальностей в сферах инвестирования, управления, производства продукции (предоставления услуг), торговли и т. п.
Мотивация создания МСП как формы реализации стратегии выхода на внешний и внутренний рынки обусловливается:
> снижением удельных инвестиционных ресурсов и предпринимательского риска;
> развитием предпринимательского потенциала конкретного субъекта хозяйствования;
> реализацией преимуществ меньшей стоимости основных факторов производства и активизацией ресурсосбережения;
> общие объемы производства и поставок продукции на внутренний и внешний рынки;
> размер уставного фонда с выделением долей партнеров в нем, соотношение между собственными и заемными средствами; возможный банк-кредитор;
> наличие местной квалифицированной рабочей силы и потребность в привлечении иностранного персонала;
> организация продажи изделий и послепродажного технического обслуживания; длительность такого обслуживания;
> трансферт (репатриация) прибыли иностранного партнера.
Устав МСП может определять:
> предмет и цели деятельности, местонахождение, состав учредителей;
> размер уставного фонда и долей партнеров в нем, порядок его формирования;
> состав и компетенцию органов управления, порядок принятия управленческих решений;
> процедуру прекращения деятельности (ликвидации).
Целью регулирования международной предпринимательской деятельности является:
> стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, расширение внешнеэкономических связей субъектов пре предпринимательской деятельности;
> создание благоприятных условий дли интегрирования экономики страны в систему мирового разделения труда и ее максимально возможное приближение к рыночным структурам развитых стран;
> осуществление защиты экономических интересов страны и конкретных субъектов ее внешнеэкономической деятельности;
> предоставление равных возможностей всем субъектам предпринимательской деятельности.
Институциональными органами, осуществляющими отдельные функции регулирования, являются:
> на национальном уровне: высший законодательный орган (парламент) страны; центральный исполнительный орган (правительство) страны; национальный (центральный) банк; министерство экономики;
> на международном уровне: Банк международных расчетов (БМР) — оказывает содействие сотрудничеству центральных банков мира и осуществлению международных финансовых операций; Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН по предоставлению займов и кредитов странам — членам ООН; Международный валютный фонд (МВФ) — содействует развитию международной торговли и валютных операций, предоставлению средств в иностранной валюте; Международная финансовая корпорация (МФК) — филиал МБРР по инвестированию в частный сектор экономики; Совет ООН по промышленному развитию (ЮН ИДО) — содействует всестороннему развитию производственной сферы стран — членов ООН; Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — филиал МБРР для обслуживания стран Европы.
1. Экономика предприятия. (Учебное пособие) Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. (2010г., 133с.)
2. «Экономика предприятия», Титов В.И. (2008г., 416с.)
3. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. Под ред. Позднякова В.Я., Прудникова В.М. (2008г., 2-е изд., 319с.)
4. Экономика предприятия. Краткий курс. (Учебное пособие) Ильин А.И. (2007г., 236с.)
5. Экономика фирмы. (Учебное пособие) Чечевицына Л.Н., Чуев И.Н. (2006г., 400с.)
Источник: kazedu.com
Международные экономические организации как субъекты международной бизнес — среды
Международные экономические организации представляют собой специфическую форму проявления и организации экономического взаимодействия между различными странами с целью регулирования различных сторон экономической жизни. В настоящее время насчитывается уже более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Выделяют следующие виды международных экономических организаций.
1. Межгосударственные универсальные организации (объединяют большинство стран мира, регулируют конкретные формы международных экономических отношений, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира).
В их числе: Международный валютный фонд (МВФ), занимающийся регулированием валютно-финансовых отношений в мире;
Всемирная торговая организация (ВТО), согласовывающая торговую политику стран-участниц;
группа Всемирного банка, концентрирующаяся на проблемах развития и структурных реформах;
Банк международных расчетов — финансовый институт, созданный в 1930 г., в функции которого входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов.
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера (создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых).
В их числе: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка (чаще всего выступают в форме отраслевых, товарных организаций, объединяющих круг стран, регулируют определенные отрасли производства товаров или услуг и торговлю ими на международной арене). В их числе: Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
Наиболее значимой из такого рода организаций является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), являющаяся форумом двенадцати нефтеэкспортирующих государств. Главная задача ОПЕК состоит в том, чтобы устанавливать и следить за соблюдением квот на производство нефти, что считается механизмом поддержания мировых цен на нефть.
4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «восьмерки» G-8 (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания, Россия и Италия) и «двадцатки» G-20.
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
В целом же в мире создана и существует система международных организаций, регламентирующая функционирование бизнеса на национальных и международных рынках. Использование ресурсов международных организаций национальными и международными компаниями крайне актуально фактически для любой компании, планирующей расширение своей работы на национальном и международном рынке.
Международные экономические организации — система образований различного вида, создаваемых на основе договоров (соглашений) между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации их действий (решений), кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. Они создаются за счет долевых взносов, действуют на основе устава, имеют руководящие органы с равным представительством сторон-участниц и представляют собой организационную форму международного сотрудничества.
Система международных организаций насчитывает свыше 4000, из которых более 300 — межправительственные организации. Международные экономические организации подразделяются на две категории.
1. Межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются государства.
2. Неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют свою систему постоянно действующих органов и обладают международной способностью иметь обязанности/права или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитет.
Под международными неправительственными организациями понимается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного характера и имеют статус юридических лиц. Их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.
Примеры и краткое описание деятельности наиболее известных международных организаций приведены ниже.
Международные политические и экономические организации общей компетенции:
· Организация Объединенных Наций (ООН);
· Большая восьмерка (G-8);
· Большая двадцатка (G-20);
· Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).
Международные торгово-экономические организации и организации промышленного развития:
· Организация объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
· Программа развития ООН (ПРООН);
· Международный Торговый Центр (ЮНКТАД/ВТО);
· Всемирная торговая организация (ВТО).
Международные финансовые институты:
· Группа Всемирного банка (ВБ) и Международный Валютный Фонд (МВФ);
· Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Для функционирования международного бизнеса особое значение имеют организации, которые, во-первых, представляют интересы большинства стран, во-вторых, решения которых учитываются национальными правительствами и, в-третьих, имеют реальные экономические ресурсы. К числу таковых относят Всемирный банк, МВФ, ЮНКТАД, ВТО, Парижский и Лондонский клубы, ОЭСР, ФАТФ.
ЮНКТАД является органом ООН, учрежденным в соответствии с резолюцией 19-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 30 декабря 1964 г.
В деятельности ЮНКТАД участвует 193 страны, в том числе Россия. Штаб-квартира — в Женеве, отделение связи — в Нью-Йорке.
ЮНКТАД играет в системе ООН роль координационного центра по проблемам развития и смежным вопросам торговли, финансов, технологий, инвестиций и устойчивого развития. Ее главная цель состоит в содействии интегрированию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую экономику и развитию посредством торговли и инвестиций. Добиваясь достижения своих целей, ЮНКТАД проводит исследования и анализ политики, межправительственные совещания, осуществляет техническое сотрудничество и взаимодействие с гражданским обществом и предпринимательским сектором.
Основной деятельностью ЮНКТАД является сосредоточение на вопросах вовлечения развивающихся стран в международные торговые соглашения.
Одним из главных направлений деятельности ЮНКТАД является обеспечение справедливых и стабильных цен на сырьевые товары развивающихся стран и улучшение доступа этих товаров на рынки промышленно развитых государств.
Россия включена в список стран-бенефициаров системы преференций Европейского сообщества, что стало проявлением готовности Европейского союза открыть свой рынок для российских товаров.
Деятельность ЮНКТАД направлена в т.ч. на борьбу с бедностью в целом (снижение в два раза к 2015 г. числа жителей Земли, живущих менее чем на один доллар в день). Среди приоритетов ЮНКТАД в новом веке были заявлены эффективная интеграция всех стран в мировую торговую систему и поддержка экономики.
Для российского бизнеса значение ЮНКТАД определяется тем, что ЮНКТАД оказывает содействие Правительству РФ в вопросах инвестиций, продовольственной безопасности, региональной торговой интеграции и помощи в достижении целей развития.
Источник: cyberpedia.su