Куда все движется в бизнесе

Тренд означает изменение. В этом заключается его принципиальное отличие от прогнозов: прогноз основан на предположении, тренд – на фактах. Он свидетельствует об уже происходящих событиях, которые будут нарастать и распространяться. Какие бизнес-тенденции прошлых лет перешли в 2023-й, сформировали устойчивый тренд и будут в дальнейшем определять траекторию развития предпринимательства в России и мире?

Все во имя человека

Знаменитый советский лозунг «Все во имя человека, все во благо человека» обрел в наше время новую, буквальную жизнь: этим человеком стал каждый сам для себя. Забота о собственном здоровье, внешнем виде, материальном благополучии стала важной для всех ныне живущих.

Мера и степень этой заботы, как и возможности для ее осуществления различают между странами, городами, социальными слоями, но вектор один – пришло время подумать о себе. Поэтому никакие экономические трудности, кризисы и спады не собьют тренд на монетизацию всего, что связано с личным развитием: психология, фитнес, велнесс, бьюти и тому подобного. Тренеры, инструкторы, консультанты по всем областям жизни от стилиста до финансового коуча – это, то во что люди будут вкладывать деньги. Человек – не просто новая нефть, он – главная бизнес-модель.

Маргулан Сейсембай: Куда движется бизнес? Сообщества рулят – ГИПЕРБОРЕЙ №252

Держи дистанцию

Бизнес-модель, основанная на заботе человека о себе, в большинстве случаев будет осуществляться дистанционно, онлайн. Во-первых, этот формат успешно прокачали в ковид и потребители к нему привыкли, во-вторых, он дает возможность собрать «с миру по нитке», объединив низкую цену и большой охват. Помимо технических и экономических причин укрепления онлайн-тренда, существует еще один фактор популярности дистанционных услуг — социальный. Мы все хотим быть частью такого сообщества и такого общения, которое не предъявляло бы к нам слишком высокие требования, чтобы всегда в доступе была кнопка «выйти из конференции», «отменить заказ» или «отписаться».

Но, конечно, одним из самых динамично растущих онлайн сегментов стала электронная коммерция. Набрав количественные обороты, она начнет наращивать качество, повышая персонализацию, подключая искусственный интеллект и улучшая сервисы доставки и способы оплаты. Сегодня мало просто иметь интернет-магазин. Бизнес должен предложить пользователю понятную, быструю и надежную покупательскую стратегию, желательно многоканальную и с учетом индивидуальных запросов.

Сами с усами

Если антропоцентризм и цифровизация – общемировые бизнес-тренды, то возврат к самообеспечению – тенденция отечественная. Инвестиции в логистику и собственное производство стали ответом на кризис поставщиков, который российским предпринимателям пришлось пережить в первой половине прошлого года. Многие компании пришли к выводу, что лучший способ обезопасить себя от подобных проблем – приобретать свое оборудование, расширять склады, диверсифицировать поставщиков, в идеале — создать собственную систему доставки или некоторых ее узлов.

Мини-тренд логистики – расширение спектра мероприятий, сокращающих возврат товаров. В этом вопросе наметилось два пути: кнут и пряник. К «прянику» можно отнести использование прямых трансляций покупок, сервисы с дополненной реальностью, которые позволяют лучше разглядеть товар. К «кнуту» — комиссия за возврат, обязательная предоплата, оплата любой (даже ранее бесплатной) доставки.

КУДА ИНВЕСТИРУЮТ МИЛЛИАРДЕРЫ? ЗАВОД ЗАПУЩЕН! БИЗНЕС НАЧИНАЕТСЯ.

Безопасность превыше всего

Массовый переход в онлайн напрямую связан с киберпреступностью. Растет число сделок, а с ним и объем рисков. Становятся востребованными решения, обеспечивающие безопасность покупателя и продавца. Создание подобных проектов повлечет за собой потребность в специалистах, интегрирующих новые системы в существующие IT-продукты. Вероятно, в ближайшие годы кибербезопасность станет основным торговым преимуществом.

Читайте также:  Факторы размещения бизнес проектов

Гибридная работа

По-прежнему остается актуальной тенденция работать удаленно. Но, в отличие от пандемийного периода, набирает популярность тренд на гибридный формат: часть времени в офисе, часть удаленно где угодно (у каждого бизнеса и вида деятельности будут свои пропорции). В связи с этим становятся актуальными сервисы и технологии мониторинга рабочих процессов, повышения производительности «гибридного» труда. Контроль экрана, запись нажатий клавиш, использование программ распознавания лиц – все это инструменты, востребованные руководством компаний для контроля над сотрудниками.

Все в облаках

Продолжится внедрение облачных технологий: они все чаще используются для поддержки удаленных сотрудников и быстрого развертывания новых предложений для клиентов. Компании будут больше тратить деньги на публичные облачные сервисы, сокращая долю традиционных IT-решений в своем бизнесе.

Рекламные сети

Возрастают расходы на рекламу в социальных сетях: компании следуют за потребителями, стремясь оказаться там, где живет их целевая аудитория. Заметна тенденция перехода от крупных блогеров и влиятельных инфлюенсеров к менее масштабным, но аутентичным, приближенным к целевой аудитории. Влияние на небольшие сообщества становится более прибыльной бизнес-стратегией.

Текст: Евгения Мальцева, фото: Freepik.

Источник: dzen.ru

ESG-реальность России: куда движется бизнес?

Агентство ESG Consulting представляет результаты опроса «ESG-реальность России», который проводился в апреле этого года. Цель данного исследования – выяснить, каково на сегодняшний день реальное положение дел в российском бизнесе в разрезе устойчивого развития. Респондентам предлагалось ответить на несколько вопросов для обозначения мероприятий, которые компании предпринимают или уже предприняли в рамках ESG-стратегии за последние два месяца.

В опросе приняло участие более 40 представителей российских компаний, среди которых 46,7% представляют крупный бизнес, 30% — средний и 23,3% – малый. Большинство компаний (61,3%) представляли нефинансовый сектор, в том числе образование, машиностроение, девелопмент, сельское хозяйство и другие направления. Еще 38,7% опрошенных являлись представителями финансового сектора. В разбивке по категории сотрудников в опросе приняли участие 48,3% топ-менеджеров, 42% — ESG-специалистов различного уровня, и 9,7% — линейный менеджмент.

По результатам опроса, 19,4% компаний уже давно реализуют у себя ESG-повестку, 35,5% — относительно недавно, но уже достаточно в ней продвинулись, и 45,2% — находятся на начальной стадии внедрения.

Логика исследования предполагала выделение трех групп в зависимости от уровня продвинутости ESG-повестки. Рассмотрим результаты по каждой из групп.

Компании с продвинутой ESG-повесткой

  • В компании имеется ESG-стратегия
  • Отчет об устойчивом развитии публикуется более 3-х лет,
  • Создан ESG-департамент или комиссия в структуре Совета директоров

Среди данной группы компаний только 30% опрошенных указали реализацию исключительно негативных мероприятий, среди которых лидирующие позиции занимает корректировка ESG-стратегии в сторону сокращения активности. Остальные 70% показывают довольно равномерное распределение как позитивных, так и негативных инициатив.

Компании с продвинутой ESG-повесткой сейчас в основном занимаются переформированием пакета социальных и экологических инициатив (как сокращением текущих, так и запуском новых), публикацией отчета об устойчивом развитии за 2021 год, а также участием в «зеленых» проектах и получением под них «зеленых» и ESG-кредитов.
Стоит отметить, что никто из участников не отказался от публикации отчета и не пошел на сокращение штата ESG-департамента, что говорит о довольно сильном акценте на социальные факторы во время турбулентности. По результатам проведенных интервью можно также сделать вывод, что крупный бизнес, который составляет подавляющее большинство в выборке с продвинутой ESG-повесткой, пока находится в режиме «сохранения энергии» и ожидает дальнейшего развития событий, чтобы выработать более четкую позицию. Компании, впервые попавшие под санкции, также не останавливают ESG-повестку целиком, но финансирование новых инициатив затруднено.

Читайте также:  Бюджетные средства это в источниках финансирования бизнеса

Компании со средним уровнем развития ESG-повестки

  • ESG-стратегия в разработке или появилась недавно
  • Отчет об устойчивом развитии публикуется менее 3-х лет
  • Есть отдельное лицо, ответственное за устойчивое развитие

В данной группе только одна компания показала исключительно негативный сценарий развития с отказом от публикации отчета за 2021 год и закрытием текущих проектов. Все остальные продолжают двигаться в выбранном направлении. Половина участников (55,6%) отметили точкой приложения своих усилий запуск социальных или экологических проектов, а 37,5% — закрытие. Причем данные мероприятия одновременно отмечали одни и те же респонденты, что идентифицирует нацеленность компаний на повышение эффективности использования внутренних ресурсов.

Несмотря на то, что сокращение бюджетирования на ESG-повестку указало всего 25% опрошенных, компании явно идут по пути оптимизации затрат и перераспределяют инвестиции. Привлечение «зеленого финансирования» (11% и 12% — отказ от привлечения) явно не в приоритете у компаний данной группы, на что, однако, может влиять и новая ставка ЦБ. Так же, как и в группе с развитой повесткой, никто из участников опроса не пошел по пути увольнений или сокращений штата. При этом подавляющее большинство (89%) продолжает внедрять ESG-стратегию в работу компаний. С учетом самого большого количества выбранных мероприятий, можно сделать вывод, что данная группа компаний на данный момент предпринимает самые активные усилия в направлении устойчивого развития.

Компании, находящиеся на начальном уровне ESG-развития

  • ESG-стратегия в разработке или планируется к разработке
  • Отчет об устойчивом развитии готовится к публикации или опубликован один раз
  • Ответственное лицо за устойчивое развитие компании совмещает эти обязанности с другими (например, это директор по развитию или исполнительный директор)

По итогам исследования можно сделать вывод, что планы компаний зависят от уровня ESG-развития, и ESG-повестка абсолютно точно далека от смерти или стагнации. Компании с развитой ESG-повесткой, в большей степени зависящие от иностранного капитала, заняли выжидательную позицию; компании со средним уровнем устойчивого развития — в большинстве своем не отказываются и продолжают движение с поправкой на сложившуюся ситуацию; а компании, находящиеся на старте, — принимают решения с коротким горизонтом планирования в зависимости от окружающих обстоятельств.

При этом, если проанализировать соотношение положительных и негативных мероприятий, указанных в опросе, оно будет 1,3, что говорит о наличии положительной динамики в данном вопросе. Если проанализировать данный коэффициент по группам, то получится: продвинутая повестка – 1, средняя — 3, начальная — 1,5. Мы видим, что в период турбулентности, пока развитые компании замерли, компании со средним уровнем развития ESG-повестки являются драйвером ее развития.

Ссылка на источник: Агентство ESG Consulting

Источник: mmb.media

Свобода, равенство, параллельный импорт: куда движется рынок e-сommerce в России

Внутри распределительного центра Wildberries в Подольске (Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images)

Объемы бизнеса маркетплейсов ежегодно растут в разы, а уход международных брендов с российского рынка и переход к параллельному импорту ряда товаров неизбежно приведут к перетеканию еще большей доли спроса из офлайна на крупные универсальные площадки. При этом независимые игроки в e-commerce останутся — они будут осваивать более узкие, специализированные товарные ниши, считает директор Тинькофф eCommerce Илья Кретов

Читайте также:  Тип бизнес отношений 1с

Уход крупных международных брендов и ретейлеров из России превратил наш рынок e-сommerce в частично изолированную систему. Тем не менее нельзя сказать, что с весны 2022 года у нас появился какой-то особенный и уникальный «свой путь». Если вы хотите заглянуть в будущее онлайн-ретейла в России, по-прежнему советую внимательно смотреть на происходящее за пределами страны. По моим наблюдениям, от остального мира нас отделяет семилетний разрыв: крупнейшие отечественные игроки сегодня представляют собой Amazon образца 2015 года — масштабную структуру с политикой активной экспансии вширь.

Как любая эволюция, развитие рынка e-сommerce сопровождается тектоническими сдвигами, связанными с освоением новых технологий. Важнейший из них связан с трафиком: площадки научились его привлекать, теперь надо сохранить и заставить работать на продажи. Ситуация осложняется тем, что трафик стремительно дорожает на фоне увеличения количества селлеров (в 4,6 раза за 2021 год, по оценкам Тинькофф eCommerce) и отключения иностранных рекламных платформ, таких как Google Ads. Какие технологические решения будут использоваться на рынке, чтобы восполнить эту брешь? И смогут ли тут независимые продавцы угнаться за гигантами e-сommerce или технологическая демократия недостижима?

Материал по теме

Маркетплейсы в поисках ниши

Уход международных брендов с рынка России и переход к параллельному импорту ряда товаров неизбежно приведут к перетеканию еще большей доли спроса из офлайна на крупные универсальные маркетплейсы, где такие товары появляются в первую очередь. И, безусловно, крупнейшие маркетплейсы на волне этого дополнительного спроса будут пытаться охватить все больше ниш. В то же время пока что незаметно для массового потребителя набирает силу противоположный тренд — вертикализация категорий, то есть появление маркетплейсов «не для всех».

На помощь истинным ценителям кроссовок, винила, велосипедов приходят специализированные маркетплейсы, где покупателям обеспечат определенный уровень сервиса. В России таких платформ пока не слишком много, крупнейшими можно считать Lamoda и Flowwow, зато в США счет идет на десятки — Discogs, Farfetch, StockX, Wayfair, Chairish, Swappa и другие площадки.

Прогноз Тинькофф eCommerce, которым мы делились на одной из отраслевых конференций, оптимистичен: через три года на отечественном рынке появится около сотни новых нишевых маркетплейсов. Выживут не все, поскольку бизнес-модель маркетплейса подразумевает значительные капитальные затраты, но думаю, что некоторые большие интернет-магазины попробуют эволюционировать в маркетплейсы по интересам — для спортсменов, обладателей особенных хобби или коллекционеров.

Очевидно, что некоторые игроки рынка будут прицельно работать с такими специфичными запросами аудитории, в том числе за счет параллельного импорта в своей вертикали. Крупные маркетплейсы сейчас сами быстро налаживают кроссбордерные поставки, да и средние и небольшие игроки активно примериваются к этому рынку.

Подобная траектория вертикализации требует наличия особенных инструментов, например детальной аналитики, номинальных счетов, проведения безопасных сделок. Для площадок и сервисных компаний здесь открывается хороший потенциал для разработки собственных решений, и продукты в этих нишах уже выводятся на рынок.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин