«Количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50». Колонка Алексея Кудрина на DK.RU.
Бывший глава Минфина Алексей Кудрин выступил с публичной лекцией в екатеринбургском Ельцин-центре. DK.RU публикует главные тезисы выступления — о текущем положение дел в экономике России и о том, что может эту ситуацию изменить.
Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок, экс-министр финансов РФ:
— В начале нулевых средний темп роста ВВП был около 7%, а за последние 10 лет он составил всего 1%. Даже в СССР не было таких длительных периодов стагнации. Определенное влияние на это оказал мировой финансовый кризис 2008 года, но сейчас-то мы находимся вне мирового кризиса. У нас свой, локальный кризис.
Кудрин и Варданян о проблемах бизнеса
Некоторые ожидают нового витка девальвации рубля. Не исключаю: это возможно. Снижение цен на нефть, санкционные проблемы и рецессия экономики на протяжении последних трех лет дадут о себе знать.
Даже в 1998 и в 2008 гг. экономика выходила из глубокого кризиса в течение одного года, но последние три года — самый длительный период падения экономики в новой российской истории.
В связи с этим всех беспокоит вопрос: «Что мешает экономическому развитию? Почему мы находимся в стагнации? И есть ли выход?». Я считаю: у нас накопились серьезные структурные проблемы.
В ближайшие 6-15 лет мы должны работать над тремя ключевыми проблемами. Во-первых, у нас очень большое отставание в технологическом развитии.
С 2010 года число компаний, которые проводят модернизацию и внедряют инновации, не растет. Статус технологической державы мы можем потерять!
Во-вторых, у нас слабый человеческий капитал — в том, смысле, что люди не обладают нужными навыками. Взять, к примеру, сферу образования. Мы должны учить не знаниям, а навыкам и компетенциям, которые будут полезны в меняющемся мире. Ведь в ближайшие 10-15 лет много профессий отомрет, возникнет необходимость непрерывного образования.
Также у нас есть проблема демографического отставания. Сейчас соотношение трудоспособного населения и пенсионеров сильно меняется. В ближайшие 13 лет молодое трудоспособное население сократится на 10 млн человек. Тогда наша экономика ляжет на плечи более старшего поколения, которое менее мобильно и обучаемо. И нам нужно думать, как поддержать эту категорию людей.
Трудовых ресурсов у нас нет, инвестиций тоже — так что вопрос роста экономики полностью упирается в рост производительности. Речь идет о развитии технологий и изменении бизнес-моделей предприятий. Но здесь мы сталкиваемся с третьей проблемой.
А именно: государство продолжает наращивать свои функции и полномочия. С 2003 года они возросли практически в два раза, а эффективность продолжает оставаться очень низкой. Количество поручений президента растет — качество исполнения падает.
Я думаю, что количество контрольных функций, закрепленных за госорганами, необходимо снизить минимум в два раза, а число надзорных ведомств можно сократить со 150 до 50.
Существенный вклад в рост экономики может сделать малый и средний бизнес, но здесь не все так гладко. С одной стороны, у нас всеобщая поддержка предпринимательства, много фондов и институтов развития. С другой — вклад малых и средних предприятий в ВВП страны находится на уровне 20%, тогда как в развитых странах — 50-60%. Малого и среднего бизнеса просто очень мало! И все запуганы поборами и проверками.
Только около 6% россиян занимаются предпринимательской деятельностью, еще 2% планируют открыть свои компании. Для развития экономики — это капля в море.
Что же делать? Только субсидиями и госгарантиями мы бизнес не поддержим, просто потому, что не все смогут их получить, ведь у нас около 2 млн предприятий малого и среднего бизнеса. Мы должны обеспечить защиту права собственности, низкие ставки на рынке, стабильный налоговый режим. Кроме того, нам необходимо повышать долю экспорта несырьевых товаров — внутренний спрос в России не вытянет экономику. Малые и средние предприятия должны найти свою нишу на мировом уровне.
Источник: www.dk.ru
«Кризис не переживут»: Кудрин оценил шансы спасения бизнеса
Отечественные предприниматели ждут поддержки от власти, а что получат?
Материал комментируют:
До трети малого и среднего бизнеса России может не пережить кризис, считает глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он назвал положение бизнеса сложным и призвал правительство увеличить поддержку компаний.
Для этого, как отметил он, есть все ресурсы. «Вторая волна требует большей поддержки, чем было в первую волну», — считает глава Счетной палаты.
При этом Кудрин считает, что принятые государством меры поддержки существенно затормозили развитие бедности.
«В эту пандемию государству пришлось принимать нестандартные решения», — подчеркнул он.
Не очень понятно, имелось ли в виду введение нового локдауна или для такого результата достаточно уже имеющихся ограничительных мер.
Отметим, что российские власти постоянно говорят, что нового локдауна не будет, тем не менее, глядя на то, как страны Европы ужесточают меры борьбы с эпидемией власть до полного карантина, начинаешь в этом сомневаться. И что тогда? Готовы ли мы к этому?
—Журналисты, как всегда, неверно интерпретируют суть проблемы: они пишут: «Кудрин допустил закрытие…». На самом деле, Кудрин — не тот персонаж, который что-то допускает — отмечает Директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Это не управленец, а инсайдер, и он всего-навсего констатировал проблему, которая всем известна еще с мая. Уже тогда было понятно, что малый и средний бизнес в связи с карантином просел не менее, чем на 20%, и падение его объема продолжается. Вообще г-н Кудрин — это одессит из анекдота, который на вопрос милиционера с места преступления «Свидетели есть?» сначала бодренько заявляет — «Я свидетель!», а потом спрашивает: «А что случилось?»
Набиуллина в июне отчиталась, что падение ВВП составило всего 4,5%; в этом смысле как бы «свидетель», а на самом деле участник преступления г-н Кудрин с опозданием на полгода бодренько рапортует о том, что МСБ может рухнуть на треть. Он уже сократился на треть, а если правильно считать (то есть, не учитывать десятки тысяч однодневок-прилипал к госкорпорациям и монополиям), то завтра его может не остаться вообще.
«СП»: — Треть МСБ это много? Чем его разорение грозит экономике?
— Кудрины вообще не видят или не хотят видеть трендов. Как допущенный к СМИ высокопоставленный инсайдер, Кудрин дозировано выдает отрывочную информацию, которая. В свою очередь, не является предметом эксклюзивного анализа, а доходит до него от зарубежных аудиторских компаний. Там делают план-прогноз по закрытию в РФ трети МСБ — Кудрин тупо озвучивает эту инфу; как известный «инсайдер» политолог Соловей, но только в экономике.
А чем грозит экономике разорение МСБ известно — сначала системной деградацией социальной и иной инфраструктуры и кризисом потребления; как следствие — деградацией населения и страны в целом, после чего будет не социальный взрыв, как думают в Кремле (для социального взрыва в стране нет ресурса), а банальный развал России по советскому, белорусскому, армянскому и прочим известным сценариям.
«СП»: — А простым людям чем это грозит?
—Простым людям это грозит сначала еще большей нищетой, а затем — очередным коллективным безумием, когда народ российский предпочтет растущей нищете любой деструктивный сценарий вплоть до отказа от жизни в этой стране или от самой страны тем или иным способом.
«СП»: — Кудрин считает государство должно в значительной степени увеличить поддержку МСБ, а также населения. При этом он отмечает принятые государством меры поддержки существенно затормозили развитие бедности в стране. Прав ли он? Зачем ее тогда увеличивать и насколько?
— Кудрин, как соучастник многочисленных и особо тяжких преступлений против российского МСБ и национальной экономики по определению не имеет никакого отношения к торможению роста бедности. Скорее, наоборот: только ее росту. Чиновники, заявляющие о необходимости поддержки МСБ на самом деле думают только об одном — куда бы слить выбитый бюджетный финансовый поток, не более. На самом деле — малому и среднему бизнесу нужно просто не мешать работать, однако это не в правилах той ОПГ, которая сегодня в РФ рулит экономикой.
«СП»: — А есть ли у государства возможности увеличивать? Не израсходовали ли все возможности в ходе первой волны? Готовы ли мы ко второй волне?
— Еще раз повторю: правительство не должно мешать развитию МСБ — он, если ему не мешать, вырастет и без государственных «мер поддержки». Но все происходит ровно наоборот: все так называемые «меры поддержки» бизнеса в их олигархическом варианте направлены исключительно против него и в пользу самих чиновников и крупных олигархических корпораций… Ни к какой «второй волне» чиновники не готовы, как не были готовы и к первой волне. Они даже не осознают масштаб, суть и корни нарастающей проблемы… Лично я твердо знаю, что людей сегодня в России убивают не столько коронавирус и пандемия, сколько разваленная медицина и неадекватные чиновники, которые в принципе не понимают с чем столкнулись и что с этим делать.
«СП»: — Дойдет ли, по-вашему, до локдауна? Чем это может обернуться?
— Локдаун в России может стать фактом в любой момент — и руководство РФ к нему совершенно не готово, как оно не было готово к дефолту 1998 года, когда шайка гайдара-кудрина-чубайса на ровном месте обрушила экономику страны. Сегодня Кудрин предлагает эту ситуацию повторить, а неумные журналисты, не помнящие недавней российской истории, наивно полагают, что от Кудрина и ему подобных можно ждать каких-то мер поддержки экономики.
Давно пора понять, что пока российской экономикой и страной в целом заправляют либералы-монетаристы, ни у этой экономики, ни у России как таковой нет никаких перспектив.
— Русскому бизнесу грозят со всех сторон: и от коронавируса, и от чиновников-коррупционеров, и от западных санкций, — считает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.
— Бизнес в России выживает вопреки любой экономической теории — будь то капиталистическая или социалистическая. Кудрин, будучи в системной оппозиции, выдавал более смелые прогнозы, нежели сейчас. Теперь он все-таки связан определенными государственными узами молчания. Но и так понятно, что у предпринимателей дела — швах! Умножим слова Кудрина на десять — и получим реальный прогноз.
Современный капитализм вообще — совсем не то, чем был во времена Маркса и Энгельса, Ленина и даже Маркузе с ныне здравствующем Жижиком. Капитализм в XXI веке — это система, обеспечивающая в глобальном масштабе сцепку либеральных бюрократов и пригретых ими лоббистов ЛГБТ с транснациональными корпорациями, нынешними монстрами капитализма. В этой системе прибыли делят политические упыри, гей-бароны и интернациональные буржуи, тоже экономические вампиры. И все они сосут — но не то, что должны, а кровь трудящихся мира, кровь народов и стран. Российский бизнес не избежал этой «присоски».
Но в нашей ситуации горло отечественного предпринимателя прокусано с двух сторон. С одной стороны — западные санкции, которые так или иначе спускают свой яд сверху (с якобы олигархов, на которых они направлены) вниз, где убытки терпят самые простые субъекты экономической деятельности. А с другой стороны кровь русского бизнеса жадно лакают те же чиновники, для которых это — главный питательный ресурс. В принципе, в нынешней экономической ситуации у малого-среднего бизнеса нет удачного шанса. Можно только расслабиться и получать удовольствие — до полнейшей отключки.
Чтобы наладить живой диалог между государством и бизнесом, нужна парадоксальная социальная реформа. А именно — перевод российской экономики с либерально-олигархических ржавых рельсов — на национально ориентированную социалистическую скоростную трассу.
Да, это будет совсем новый социализм, который потребует, прежде всего, утилизации прежних так называемых левых партий (ЕР, СР, ЛДПР) из законодательного пространства. А потом надо будет построить новый русский социализм, превосходящий по производительности западный либеральный капитализм. Последний — это просто вампир, жаждущий крови всех стран и народов. Кстати, вот и российская национальная идея — справедливый социальный строй, социал-русизм, гармония труда и капитала, деньги — народу! Или так, или никак.
Источник: svpressa.ru
Алексей Кудрин — Forbes: «В России большинство предпринимателей и корпораций вынуждены страховаться»
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью Forbes на Питерском международном экономическом форуме рассказал, как, по его мнению, следует бороться с бедностью, откуда придет новый кризис и как заставить бизнес инвестировать в России
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью Forbes на Питерском международном экономическом форуме заявил, сколько денег нужно дополнительно для борьбы с бедностью, чего лучше избегать в диалоге между бизнесом и властью об инвестициях внутри страны и в каком направлении нужно двигаться России, чтобы избежать кризиса.
— Сегодня на деловом завтраке Сбербанка прозвучала мысль о том, что в России на самом деле денег много, но другие страны с таким же объемом средств добиваются большей эффективности. Как вы считаете, так ли это?
— Если говорить в сравнении с передовыми странами, то да, они более эффективны. Производительность труда в России почти в два раза ниже, чем в США, и почти в полтора раза ниже, чем в Европе. Нам есть еще куда стремиться. В основном у нас есть сложности с качеством управления. Как на корпоративном уровне, так и в государственной системе.
Так что нам еще есть что совершенствовать, чтоб повысить общую результативность нашей экономической системы.
— Как же так получается? Мы не первый год уже говорим о том, что нам нужно повышать качество управления, у нас на низком уровне производительность труда, но тем не менее это все стопорится.
— Безусловно, этот вопрос можно повторять из года в год. И, кстати, его себе задают и западные страны, и ведущие корпорации. Но они не стоят на месте, они находятся в самом жестком конкурентном поиске. Многие страны и многие компании, которые вырастают в большие успешные компании, находятся в постоянном поиске лучших формул и методов управления.
Но нет заранее известных готовых схем, как для российского государства, государственного звена, для каждого министерства, так и для крупных компаний. Все время нужно искать. Брать новое, пробовать. Это постоянный поиск.
Сейчас в мире на первом месте будет не торговля продуктами или конкуренция продуктов, а конкуренция моделей управления. То есть нужны модели, которые постоянно приводят к совершенствованию своего продукта, к постоянному увеличению своей доли на рынке. Например, смартфоны: здесь конкуренция мощнейшая, каждый год новые модели, новые камеры, новые функции, новые приложения. Вот эта конкуренция должна быть в каждом секторе, в отношении каждого продукта. Даже если это пищевые продукты, товары народного потребления, должна быть такая конкуренция, чтобы сделать что-то необычное, новое и получить свое место на рынке.
И вот такого драйва мы не наблюдаем зачастую у себя. У нас из года в год некоторые компании штампуют похожую продукцию или немного усовершенствованную. Как создать эту конкуренцию, в том числе у нас в стране? Это постоянная работа… Должны быть центры компетенций — там нужны люди, которые сами собирают все лучшее, новое, которые передают эти знания такого рода государственному или корпоративному менеджменту.
— Последнее время мы все чаще наблюдаем за тем, что государство стало все активнее призывать бизнес инвестировать в Россию, а не выводить деньги за рубеж. А как вы считаете, вообще такой подход в принципе оправдан? Можно ли заставить инвестировать в страну?
— Вы сейчас задали очень чувствительный вопрос. В целом если любая страна, в том числе Россия, претендует на быстрый экономический рост, то, конечно, она, как правило, большую часть, 70-80% инвестиций, оставляет внутри.
Когда мы создаем международную экономику с открытыми границами, чтобы у нас создавались лучшие производства и продукция продавалась во всех странах мира, то, конечно, у нас должны быть достаточно открытые границы. Все заработанное здесь, в том числе иностранными компаниями, может вывозиться в силу того, что это их собственность. Все, я распоряжаюсь своей собственностью, как хочу.
Капитал двигается, и нельзя спорить с этим движением капитала. Пусть капитал выбирает себе место приложения. А мы должны создавать условия, чтобы к нам хотели идти.
В начале или в середине нулевых темпы экономического роста у нас доходили до 7% ВВП. У нас прекратился отток капитала и в 2007-2008 годах был приток по $80 млрд. Мы создали тогда такую среду, когда мир оценивал нас как более предпочтительное место инвестиций. Кстати, очень много заводов создавалось здесь в чистом поле, и автомобильных, и по переработке, и много модернизаций заводов произошло.
В этом смысле мы должны в России иметь режим открытого свободного движения капитала.
Кстати, в Китае такого нет. Там, если вы хотите вывести из своей страны инвестиции, то вы должны получить на это разрешение. Россия может тоже вернуться к этому режиму. Вопрос, хотим ли мы сделать шаг назад? Но если мы его не делаем, тогда мы должны создавать лучшие условия.
Конечно, сейчас Россия озабочена тем, что у нас инвесторы не всегда ощущают, что здесь более благоприятный режим, чем в других конкурентных с нами зонах. Но для этого нужны все-таки экономические стимулы. Пропаганда или там призыв, это тоже нормально.
— Но это неэкономический стимул.
— Это неэкономический стимул, но «давайте поднимать свою страну», «давайте инвестировать», «давайте искать» — это да.
— Это такой призыв к патриотизму, скажем так.
— Да. И, кстати, у нас большинство даже крупных предпринимателей и корпораций — это люди, сделавшие свой бизнес здесь, они достаточно патриотично настроены. Но иногда они вынуждены хеджироваться, страховаться — часть инвестиций здесь, часть где-то. Чтобы получить общий доход, не потерять этот бизнес в конечном счете.
Я бы все-таки вводил экономические инструменты, которые немножко стимулируют, может быть, где-то ограничивают. Целый ряд стран ввели ограничения движения капитала. Сложнее ввести, но и сложнее вывести. Поэтому в кризис должны быть экономические меры. Но не принуждения — «если вы не выведите, то мы вас накажем» — вот это точно нельзя.
А экономические стимулы, взаимодействие с целью создать дополнительные условия. Это, мне кажется, мягкий вариант.
— Вы призываете действовать мягко, но мы слышим такую риторику: «бизнес жадный», «бизнес нахлобучил» и так далее. Как вы считаете, почему так происходит? Может быть, власти исчерпали какие-то более мягкие методы или просто привыкли действовать именно таким образом? Бизнес жадный, как вы считаете?
— Ну, сегодня, кстати, на том же завтраке Сбербанка выступил Мордашов [cовладелец и глава совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов]. И он достаточно адекватно рассказал (Мордашов сказал, что ему странно слышать дискуссии о жадности предпринимателей: «Мы, наверное, хотим, чтоб предприниматели были жадными.
Я вообще осмелюсь утверждать, что все сидящие в этом зале в той или иной степени жадные, если мы понимаем под этим словом желание иметь больше. Это как раз двигатель прогресса». — Forbes). И если рыночные законы позволяют, то это нормально. В этом смысле я, скорее всего, согласен. Но вот такую риторику лучше избегать.
— Мы видим, что власти были вынуждены регулировать цены на продукты. Сейчас звучат призывы регулировать цены на жилье. Как вы считаете, мы на пороге перехода к плановой экономике и насколько такой подход тоже оправдан?
— Надеюсь, что нет, и президент сказал, что мы не будем это практиковать, устанавливать цены. Я думаю, что, когда есть такие пики (цен), они как раз и позволяют вмешиваться, но это должны быть очень краткосрочные меры. Надеюсь, что дальше это не продолжится.
— Сейчас все наблюдают с тревогой за ростом инфляции в мире, в том числе в США. Как вы считаете, есть ли в этом риск для российской экономики?
— Конечно, мы это чувствуем, и инфляция уже сейчас выше какого-то аргументированного уровня. Я думаю, что экономическими методами и регуляторными можно мягко сдерживать инфляцию, что и делают наши власти.
— Мы всегда задаем этот вопрос, он один из наших любимых. Как вы считаете, откуда придет следующий кризис?
— Я здесь, на форуме, пытаюсь всем сказать, что России нужно активно вложиться или пойти в тренд мирового глобального энергоперехода, ухода от использования углеводорода. Для нас это двойной вызов. Во-первых, мы сами в потребление должны уменьшить использование товаров, имеющих углеродные связи. А во-вторых, мы экспортируем.
В значительной степени наши внутренние доходы зависят от этого. Нам нужно вовремя перестроиться, чтобы заместить такого рода доходы от сырых энергоносителей до более технологического продукта. Этот вызов перед нами всегда стоял и 10 лет назад, и 20, наверное, но сейчас он встал в полный рост. Сейчас счет пошел на годы. Через 10 лет нам нужно предложить что-то взамен.
Где-то, может быть, еще продолжим двигаться в рамках этих объемов использования углеводорода. Но уже через лет 10 мы пойдем к прямому заметному сокращению использования углеводородов в мире.
Нам нужно дать свой ответ на этот вызов. Для нас, для мира, может быть, это не кризис. Долго обсуждали, бремя это или новые возможности. Сейчас больше начинают склоняться к тому, что это скорее новые возможности. Что это не просто обременение всех компаний новыми требованиями к использованию более дорогих затратных технологий.
Что сами технологии эти перестроятся, и это будет новый технологический вызов, новый технологический скачок. Поэтому такая перестройка скорее даст рост мировой экономике, а не ограничения. В этом смысле для нас это тоже вызов, когда мы должны будем предложить новые технологии миру, чтобы они были востребованы. И тогда будет проверена и наша конкурентоспособность в полной мере.
Но для этого должны быть построены все институты государства, поддержки. И инвестиции, и технологии. Чтобы здесь работали предприниматели, чтобы здесь они производили свои лучшие товары.
— Недавно в интервью «Известиям» вы сказали, что нужно сделать помощь населению более адресной. Почему вы считаете, что адресная поддержка, в том числе и деньгами, позволит победить бедность в России? Не является ли это просто тушением пожара?
— Конечно, главный фактор снижения бедности — это экономический рост. Если в среднем есть рост зарплаты у населения, то, конечно, бедность сокращается. У нас более 17 млн человек бедные (с доходами ниже прожиточного минимума. — Forbes). Если в России будет экономический рост, то он наполовину уменьшит это количество в течение 7-8 лет. Государство в таких случаях все-таки должно больше участвовать.
У нас по меркам мировым, в том числе Всемирного банка, объем социальной помощи населению очень большой. В среднем больше, чем в других странах. А вот эффективность, когда эти деньги доходят до самых нуждающихся, существенно ниже. И раз мы уж помогаем детям и боремся за демографические показатели, то в общем там в первую очередь, им, семьям с детьми, (нужно) помогать.
И поэтому я думаю, что государство этим должно заниматься больше всего. Что, кстати, было сделано в прошлом году, и мы не допустили в стране роста бедности. Но и существенного снижения не произошло. В этом смысле, конечно, государство должно более адресно помогать семьям. И я считаю, что при такой прямой адресной поддержке мы можем за три года половину нынешней бедности сократить.
И это нормально. Президент поставил вопрос в 2018 году о том, чтобы к 2024 году наполовину снизить бедность. Потом эта цель была перенесена на 2030 год. Я думаю, что можно успеть к 2024 году, если правительство примет меры. Они известны.
Но это требует дополнительного финансирования, не только перераспределения средств. По нашим оценкам, в пределах 300 млрд рублей — при правильном перераспределении средств и адресной поддержке.
— У правительства новые, возможно нестандартные подходы к реформам. Но как вы считаете, насколько правительство в своих решениях самостоятельное? Есть ли какие-то ограничения для него в том, что впереди осенние выборы, и в том, что важные решения принимаются на площадке Кремля.
— Ну вообще у нас в России всегда Кремль участвовал активно. В том числе президент задает основные задачи развития и основные поручения. В этом смысле у нас правительство только во взаимодействии с Кремлем (работает). Тут мне трудно что-то добавить. (Из-за осенних выборов правительство), конечно, реализует более аккуратно и в том числе результативную работу.
Выборы — это получение определенного мандата доверия на следующий избирательный срок. И всегда во всех странах выборы — это получение вот этого вот нового (мандата) доверия той части электората, то есть партии, которые получили это доверие. От них ждут улучшения жизни. Поэтому, конечно, это всегда серьезный рубеж для политической и экономической деятельности.
— Какой совет правительству вы можете дать?
— Совершенствование госуправления, они взялись за эти планы. У них, кстати, неплохие планы. Все задачи, которые они озвучили, в принципе верные. Давайте посмотрим как они их выполнят.
Кудрин, Пеле и Билли Айлиш: 5 новых документальных фильмов, которые стоит увидеть
Кудрин, Пеле и Билли Айлиш: 5 новых документальных фильмов, которые стоит увидеть
Источник: www.forbes.ru