Невиданный ажиотаж вокруг Pokemon Go доказал, что механика видеоигр отлично приживается в реальности. Еще раньше в этом убедились создатели квестов (от англ. quest — поиск). Изначально так назывался жанр консольных игр, в которых нужно было выбраться из виртуальной комнаты, решая головоломки.
Перенести этот нехитрый сюжет в осязаемый мир догадался японец Такао Като. В 2007 году он придумал Real Escape Game, участники которой должны были искать подсказки и всячески шевелить мозгами, чтобы успеть выбраться из запертой комнаты за 60 минут (удавалось далеко не всем). Квесты стали невероятно популярны в Японии, Китае, Тайване и Сингапуре. Через несколько лет приятель Като Казуя Ивата запустил франшизу Real Escape Game в США.
В 2011 году этот новый вид развлечений покорил Европу. Пионером стала венгерская компания Parapark, вслед за ней появилось еще несколько компаний. Благодаря им Будапешт стал европейской столицей квестов — многие специально приезжали туда ради этих игр.
Первопроходцем российского рынка квестов стала компания «Клаустрофобия». Предприниматели Богдан Кравцов, Сергей Кузнецов и Тимур Кадыров открыли первую московскую площадку в 2013 году. На первых порах у них было два квеста — «Советская квартира» и «Психиатрическая больница». За ними последовал аналогичный проект «Лаборатория 33», а дальше ниша выстрелила и начала расти как на дрожжах.
Сначала создатели квестов ограничивались очевидными сценариями вроде побега из тюрьмы и ограбления банка. Потом возрастающая конкуренция заставила их экспериментировать и включаться в гонку вооружений по техническому оснащению комнат (датчики, контроллеры и прочие атрибуты умного дома).
Какие бывают квесты
- «Выйти из комнаты» — классический квест, в котором команда до пяти человек должна выбраться из комнаты за час;
- Перформанс — квесты с участием актеров, которые приближаются к театральной постановке;
- Экшн-квесты — спортивные игры с акцентом не на головоломки, а на ловкость и скорость реакции;
- Городские квесты — игры на открытом воздухе — обычно это авто-, вело- или фотоквесты;
- Ролевые квесты — игры, в которых каждый участник получает роль и цели своего персонажа (обычно проводятся в кафе);
- Корпоративные квесты — игры для сотрудников, часто проводятся на территории заказчика.
Когда квестов на российском рынке стало действительно много, появились специальные агрегаторы. Эти площадки собирают отзывы и составляют рейтинги. Они помогают пользователям выбрать подходящий квест, а организаторам игр — привлечь дополнительную аудиторию. Хотя с этим согласны не все. Например, PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров считает, что агрегаторы не играют существенной роли в привлечении клиентов — их посещаемость относительно невелика.
Раздел с квестами есть на сайте «Яндекс.Афиши». В мае компания «Афиша» купила 50% агрегатора квестов All Escape Games и запустила маркетплейс с возможностью бронировать билеты. Недавно агрегатор культурных событий KudaGo запустил похожую площадку в партнерстве с компанией «Мир квестов».
Как устроен рынок квестов в России
За два с половиной года новорожденный рынок квестов вырос в разы и эволюционировал, пережил резкий бум и резкий спад, гибель сотен слабых игроков и многочисленные поглощения — словом, созрел. По разным оценкам, сейчас в этой сфере насчитывается от 500 до 950 компаний различного масштаба — от крупных франшиз до владельцев одного квест-рума. Квесты сейчас присутствуют во всех российских городах с населением больше 300 тысяч человек, прикидывает руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев.
Крупнейшие игроки — «Клаустрофобия», «Выход», Lost, Cityquest, «Квеструм», «Ловушка», True exit, «Выйти из комнаты», Quest Quest, iLocked, «Взаперти», «Серьезные игры» и другие.
Даже наступивший кризис не стал серьезной помехой развитию квестов — как это всегда бывает с развлечениями, в тяжелые времена люди еще больше хотят получить заряд ярких эмоций и отвлечься от суровой действительности. Правда, рынок сильно поредел — выжили сильнейшие. «Квесты открываются и закрываются в России каждый день, — говорит руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. — Об этом можно судить по количеству объявлений о продаже квестов на Avito. Мы ожидаем, что в этом году закроется около 30% компаний».
«Экономический спад отсеял низкокачественные квесты с неинтересной сюжетной линией и оставил на рынке исключительно качественные, — констатирует руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. — Причем новые проекты могут успешно развиваться без франшиз, потому что новизна и увлекательность сценария оказались важнее популярности бренда».
Кто ходит на квесты
Аудитория квестов не ограничивается геймерами. Основная масса игроков — люди с достатком выше среднего от 18 до 35 лет. Сейчас число попробовавших квесты растет благодаря детским квестам и подарочным сертификатам, отмечает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров.
«Публика разношерстная, — констатирует гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб. — Тут и школьники, которые уговаривают родителей и учителей сопроводить их в страшилку, и офисные трудяги, отправляющиеся в бой в рубашках и костюмах. Бабушки приводят внуков, молодые родители играют с детьми в слингах». По его словам, даже в миллионниках об этом виде досуга знает только половина целевой аудитории, не говоря уже о провинции — рынку пока есть куда расти.
Сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов полагает, что на данный момент квесты попробовала всего пара миллионов россиян. А вообще играть в них могут все, кто способен дойти до кинотеатра.
Как построить бизнес на квестах
За два года квесты стали популярным видом бизнеса по франшизе. Эту модель развития заложила «Клаустрофобия», которая до сих пор остается самой известной франшизной сетью квест-румов. Региональные предприниматели полюбили квесты за возможность быстро заработать без значительных вложений, но сейчас условия изменились. Сначала главной трудностью было то, что обыватели попросту не знали о квестах. Потом низкий порог входа привел к перенасыщенности рынка, особенно в миллионниках.
Поэтому участникам рынка приходится демпинговать и лезть из кожи вон, чтобы обойти конкурентов по качеству игр и эффективности маркетинга. Для этого нужны большие бюджеты и широкая линейка квестов, считает сооснователь «Клаустрофобии» Богдан Кравцов. А компании с одной-двумя играми смогут работать только в городах, где квестов нет совсем.
Эксперты Венчурного фонда Промсвязьбанка (специализируется на инвестициях в реальный сектор) советуют запускать новые квесты в крупных региональных центрах, где много потенциальных клиентов (платежеспособная молодежь и бизнес-сегмент). Также перспективны города с растущей экономикой, где жители удовлетворили базовые потребности и интересуются необычными развлечениями. Но такие окна возможностей имеют свойство быстро закрываться.
«Когда конкуренция и технологичность квестов были низкими, можно было открыть несколько комнат в пределах миллиона рублей, — вспоминает PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. — А сейчас для того, чтобы хорошенько подогреть публику, построить и раскрутить хороший квест-рум, необходимо минимум 2,5-3 млн руб. Есть способ значительно сократить издержки — купить франшизу у сильных игроков. Это позволит сэкономить на разработке сайта, создании сценариев и маркетинге, а главное — не наступить на грабли, на которые много раз наступали до вас».
Чтобы не сбавлять темпов роста, крупные игроки выходят на новые рынки — например, «Выход» и «Квест Хаус» открывают филиалы в Европе и СНГ. Многие осваивают новые ниши — детские и корпоративные квесты, в которых конкуренция еще не так высока. «Особенно хороши перспективы в не самых популярных форматах — автоквесты, городские квесты и тимбилдинги в офисах, — советует руководитель компании «Живые квесты Москвы» Иван Ткачев. — Не менее интересен рынок мобильных квестов, связанных с геолокацией».
Мегаполисы перенасыщены квестами, поэтому новым франчайзи остается покорять провинцию. Сейчас квест-румы открываются в небольших городах вроде Коврова и Альметьевска (с населением около 150 тысяч человек). Конечно, в глубинке свои сложности. Аудитория там более консервативная — придется попотеть с маркетингом, чтобы донести до неискушенных потребителей всю прелесть нового развлечения. А когда публика распробует и захочет еще, локальному игроку с двумя-тремя играми будет больше нечего им предложить и они поедут за впечатлениями в более крупный город.
Поэтому предпринимателям из провинции подойдут адаптируемые и технически простые форматы — например, выездные игры для праздников. Другие собеседники Rusbase не советуют открывать квест-румы в городах менее 300 тысяч человек и ролевые квесты — в городах менее 500 тысяч человек. Согласны эксперты в одном: запускаться без франшизы сейчас неразумно.
«Одиночным проектам на рынке нет места, — убежден руководитель направления «Афиша-Квесты» Роман Куликов. — Существующие организаторы квестов объединяются, чтобы оптимизировать административные издержки и бюджет на рекламу».
В этом году на порядок меньше заявок на франшизы в крупных городах, отмечает представитель портала о франчайзинге «Бибосс» Елена Пономарева. По ее словам, сегодня пользуются спросом недорогие франшизы квест-комнат с инвестициями от 150 тысяч рублей, которые можно запустить в регионах.
«Франшизы квестов перспективны в неосвоенных регионах, где опыт крупных игроков поможет избежать ошибок и быстро окупить инвестиции , — говорит руководитель Венчурного фонда Промсвязьбанка Алена Сокова. — Конкуренты не дремлют, поэтому важно быстро выводить квесты на рынок (примерно за три месяца). Франшиза позволяет упростить этот процесс, но отсутствие увлекательного сценария может свести на нет все усилия».
Кроме инвестиций, для старта бизнеса на квестах придется найти достойные кадры. Иногда это становится проблемой. Для проектирования и строительства квест-румов вам понадобятся хорошие инженеры, декораторы, электрики и программисты. После запуска успех проекта зависит от ответственных операторов квестов, толковых маркетологов и харизматичных актеров (для перформансов). Как правило, их приходится выращивать самим.
Еще одна проблема рынка — дискредитация формата квестов неопытными игроками. «Есть компании с хорошим маркетинговым отделом, но с плохим продуктом, — сетует PR-директор квестов «Взаперти» Артем Егоров. — Они привлекают много клиентов, которые разочаровываются в квестах и теряют желание возвращаться к этому формату развлечений». «Часто это творческие люди, которые на эмоциях запускают свой первый бизнес», — объясняет слабость новичков гендиректор «Мира квестов» Игорь Бобб.
Тем не менее, квесты могут приносить высокий доход. Для этого нужны качественный продукт, грамотный маркетинг и платежеспособная аудитория. Поэтому начинающим лучше опереться на опыт франчайзера. Чтобы выбрать франшизу, эксперты советуют смотреть на:
- стоимость франшизы,
- размер ежемесячных отчислений,
- качество квестов и их сценариев,
- присутствие в вашем городе,
- наличие сопровождения и технической поддержки.
Крупнейшие франшизы совпадают с топом российских игроков, но экономический вес франчайзера не гарантирует самых выгодных условий.
Будущее квестов в России
Из прогнозов причастных к этой индустрии можно сделать три главных вывода. Во-первых, ключевые игроки продолжат расти и поглощать мелких, которым все сложнее привлекать аудиторию и конкурировать с чужим разнообразием.
Во-вторых, предложение крупных сетей будет расширяться за счет новых форматов квестов — лабиринты, битвы на танках, квесты со стрельбой, бегство от зомби и т.д. Различные жанры будут подогревать спрос друг на друга, удерживая подсевших игроков и охватывая новых.
В-третьих, вырастет качество квестов — аудитория становится все более привередливой, да и технический прогресс не стоит на месте. Организаторы игр будут осваивать технологии интернета вещей, дополненной реальности, возводить все более масштабные декорации. В общем, самое интересное впереди.
- Бизнес
- Франчайзинг
- Идеи для бизнеса
- Обзоры рынков
- Самые интересные статьи
- Бизнес в регионах
Источник: rb.ru
Как открыть квест комнату
Взрослые любят играть не меньше, чем дети. К тому же готовы за это платить реальные деньги. Сегодня почувствовать себя детективом или последним выжившим на Земле проще простого. Квест-комнаты стирают грань между реальностью и воображением.
Квест комната: актуальность бизнеса
Живой квест — сюжетно-ролевая игра, проводимая в замкнутом пространстве либо на открытой местности. Как бизнес-направление квесты весьма востребованы. Участниками в основном становятся молодые платежеспособные люди. На окупаемость можно выйти уже через полгода.
Маркетологи утверждают, что даже финансовые кризисы не влияют на прибыль квест-площадок. Людям хочется забыться и убежать от проблем. Квесты в этом случае — прекрасная психологическая разгрузка.
Особенность: конкуренты здесь не столько конкурируют, сколько помогают друг другу, даже не осознавая это. После прохождения первого квеста люди уже не могут остановиться и начинают искать другие подобные площадки в своем городе.
Как и в любом бизнесе, в квестах тоже есть свои риски:
- зависимость от сценаристов (специалист должен представить такой материал, который точно выстрелит);
- высокий порог вхождения (ремонт, оформление документов, реклама);
- репутация (на первых порах много зарабатывать не получится);
- контроль видов комнат (чтобы своевременно заметить отжившие свое проекты и заменить их на новые);
- непредсказуемость клиентов (каждый предпочитает фломастеры разных цветов);
- большая чувствительность бизнеса к условиям внешней среды;
- необходимость обеспечения безопасности для квестов.
Открывать подобное развлечение лучше в городах с населением не менее 400 тысяч человек, где люди имеют доходы выше среднего. С доходами увеличиваются и запросы. Они хотят организовать свой досуг. Но важно изучить и бизнес конкурентов: сегодня квестами уже никого не удивишь.
Создавая собственный бизнес, важно изучить внешние и внутренние факторы:
- уровень конкуренции;
- новизну идеи;
- трудовые затраты;
- показатели рентабельности;
- свободный вход на рынок;
- интерес потребителя.
Разработка концепции квеста
Первый шаг при создании квеста — выбор формата игры. Принято выделять следующие виды квестов:
- Escape the room. Команда должна выбраться из комнаты в течение определенного времени. Чаще всего это один час: игроки решают задачи и разгадывают сложнейшие головоломки.
- Квест в реальности (перфоманс). Игроки также находятся в замкнутом пространстве. Они должны достичь определенной цели. Помогают в этом атрибутика, звуковые и световые эффекты. Иногда — приглашенные актеры.
- Квесты по городу. Командные игры с определенной целью. Требуется поэтапно выполнять различные задания на обозначенной местности.
- Экшен-игры, с акцентом на скорость реакции, ловкость.
- Ролевые игры, где у каждого есть определенные роль и задачи.
- Корпоративные игры для сотрудников (таким форматом руководители пытаются сплотить коллектив).
Среди разновидностей квестов выделяют:
- Детские квесты. Ребята проходят квест самостоятельно или в сопровождении родителей (законных представителей). Количество участников — до 30 человек. Для каждого возраста подбирается захватывающий сюжет (волшебные миры, головоломки, ловушки).
- Взрослые. Квесты с категорией «18 +». Эротический перфоманс по индивидуальному сценарию, иммерсивные шоу. Посещение строго по паспорту.
- Страшные. Особенно востребованы зомби, мистика и маньяки. Участвуют как взрослые, так и дети.
- Тематические. Ограничены лишь фантазией автора. Виртуальный мир создается по мотивам книги, фильма или компьютерной игры. А в основе лежат загадки и шифры.
На российском рынке сегодня представлена 61 франшиза по открытию квест-румов. В каждую из них включены:
- разработка сценария;
- техническое обеспечение;
- реквизиты;
- ПО для наблюдения за квестом со стороны;
- разработка плана комнаты;
- консультации по оформлению залов;
- поддержка в момент открытия;
- брендбук (логотип и атрибутика);
- работа с кадровым составом;
- налаженная система отчетности.
Лучше всего приобрести франшизу крупной, зарекомендовавшей себя компании, уже успевшей оторвать лакомый кусочек славы. Это позволит избежать множества рисков, сопряженных со спецификой бизнеса. Люди не пойдут на один и тот же квест два раза. В каждом крупном городе уже есть такие развлечения.
Готовые квест-комнаты окупаются достаточно быстро. Франчайзеры гарантируют полный «возврат» инвестиций в течение пары месяцев. Однако эти цифры реальны, только если клиенты пойдут потоком. Чтобы подсчитать примерный срок окупаемости, необходимы данные о стоимости одного игрового сеанса. В среднем один час игры обходится в две тысячи рублей.
Если ежедневно проводить до восьми игр, чистая прибыль составит в районе пятисот тысяч рублей.
Сейчас у многих, кто открывает площадки в большом городе, бюджет может доходить до нескольких миллионов. Перед стартом проекта желательно расписать общую смету и необходимую сумму. Самое правильное — найти людей, которые уже занимались подобной работой, и вести бизнес с ними хотя бы на первых порах.
Выбор помещения для квеста
В законе не предусмотрено запретов на размещение квестов в жилых домах. Первые этажи в многоэтажках прекрасно подойдут для этой задачи. В помещении (если речь не идет об уличных квестах) потребуется сделать аутентичный ремонт. Место выбирают с хорошей транспортной доступностью. Рекомендуется открываться ближе к центру города или в местах с высокой активностью, но при этом подальше от ТРК и развлекательных заведений.
Важно, чтобы помещение подходило под запросы сценария. Потребуются согласования с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором. Но это обязательный этап при открытии любого бизнеса.
На один квест достаточно площади 50 квадратных метров. На два понадобится 90 квадратных метров. Отлично, если в дальнейшем есть возможность для расширения.
Ролевые игры также можно проводить в антикафе (по типу распространенных игротек). Возможно, даже получится не вносить плату за аренду, а найти компромисс, интересный для обеих сторон.
Теоретически подходят разные помещения, все зависит от авторской задумки:
- нежилые помещения на любых этажах (даже цоколи и подвалы);
- промзоны;
- арт-площадки;
- локации в исторических районах города и торговых центрах;
- пустующие офисные и складские помещения.
В помещении важно наличие канализации, водопровода, электроэнергии, вентиляции.
Компания «Аструм Недвижимость» в качестве арендуемого помещения под квест предлагает площади в зданиях, возведенных с учетом самых современных тенденций в строительстве и архитектуре. Все они расположились на территории новых микрорайонов.
Еще ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание.
- Планировка помещения. Важно использовать помещение с максимальной эффективностью, не оставляя бесполезных метров. Если туалет будет расположен в противоположном конце, он съест много площади, которая могла бы пойти на квесты.
- Низкие потолки также съедят пространство. Возникнут сложности с размещением инженерии и осветительных приборов.
- Внимание обращают на канализацию. Должен стоять обратный клапан. Это убережет от затоплений.
- Возможность работы в вечерние часы и выходные дни.
Оборудование для квеста
В основе каждого квеста лежит сценарий. Сценарии создаются по такому же принципу, как для спектаклей или художественных фильмов. Обычно их разрабатывают специально обученные люди. Крупные сетевые компании готовы платить огромные деньги, лишь бы предложили что-то действительно новое и захватывающее. При более скромном бюджете можно воспользоваться услугами фрилансеров.
При работе по франшизе заботу о сценариях берет на себя франчайзер.
Сценарий основывается на какой-то загадке или тайне. Важно, чтобы финал не был предсказуем. Лучше всего, если в одном сюжете заложено сразу несколько вариантов развития событий. Тогда правила можно менять с учетом возраста игроков, их особенностей, социального статуса и увлечений.
Перед утверждением сценарий проходит тщательную проверку и тестирование. Важно убрать мелкие недочеты, добавить дополнительных персонажей или, наоборот, убрать лишних.
Для живых квестов потребуются костюмы и игровой реквизит. Опытные игроки данного бизнеса рекомендуют не экономить на оборудовании и создавать действительно качественные игры, максимально приближенные к реальности. Также много зависит от тематики. В ряде случаев достаточно темного подвала. Для интеллектуальных квестов реквизит придется подбирать в больших количествах.
Как минимум, понадобятся камеры для видеонаблюдения, регистраторы, компьютер и микрофоны.
Какие документы нужны для открытия квест-комнаты: регистрация и оформление
В современном общероссийском классификаторе экономической деятельности понятие «квесты» отсутствует. Они причисляются к категории «Прочая деятельность». Лицензия не потребуется. Договор аренды должен быть официальным.
Преимущества при открытии квест-комнаты заключаются в том, что она не требует наличия специальных разрешений. Достаточно зарегистрировать свою деятельность в налоговой службе, выбрав код ОКВЭД и организационно-правовую форму. Для организации деятельности лучше всего организовать ИП с кодом ОКВЭД 92.72 «Прочая деятельность при организации отдыха и развлечений».
При упрощенном виде налогообложения ставка составит всего 6–15%. Определяется в зависимости от региона. Издержки в этом бизнесе низкие. Нужно понимать, что квест — это не всегда безопасно. Есть вероятность получения травм.
Чтобы обезопасить и себя, и своих гостей, организаторы проводят инструктаж по технике безопасности. При любых сомнениях лучше проконсультироваться с грамотным юристом. Если договор об оказании услуг не заключается, отношения между компанией и клиентами регулируются законом о защите прав потребителей.
Нужно будет обязательно приобрести ККМ (кассу). Безналичный расчет сегодня уже тоже необходимость, а не каприз. Да и средняя цена за посещение достаточно большая, не у всех может быть наличка. Расчетный счет откроют в любом банке. Можно воспользоваться услугами торгового эквайринга: это увеличит комфорт посетителей.
Если открытие дополнительных филиалов и сотрудничество с партнерами не планируется, лучше регистрироваться в качестве общества с ограниченной ответственностью (ООО).
Объем документации зависит и от количества сотрудников в штате. При самом простом раскладе ограничиваются администраторами. Дополнительно нанимают:
- редакторов;
- маркетологов;
- актеров (непосредственные участники квестов);
- координаторов (для наблюдения за гостями во время игры).
После запуска главным сотрудником и «визитной карточкой» становится так называемый хранитель ключей. Встречать и провожать игроков, проводить инструктажи, а также делать фотографии — их основной функционал. Как правило, на такую работу берут молодежь и студентов старших курсов. Часто они сами увлечены подобными играми. Плюс квесты — неплохой старт на карьерной лестнице.
Маркетинг и реклама для продвижения квест комнаты
Потенциальных клиентов чаще всего легче разыскать в интернете. На официальную страницу сайта обязательно выкладывают перечень квестов, расписание и цены. Фотографии позволят оценить уровень визуализации. Дополнительные возможности открывают социальные сети, рекламные баннеры на улицах и, конечно же, сарафанное радио.
В местах массового скопления потенциальных игроков раздают флаеры и визитки. Поддерживать интерес постоянных клиентов лучше приятными скидками или дополнительными возможностями (бесплатная игра в определенные часы).
Нужно отметить сезонность сферы. Большая активность наблюдается в холодное время года. Летом, как правило, люди предпочитают вылазки на природу и поездки на дачу. В декабре-январе за счет новогодних праздников доход может увеличиться в два раза. Инструментом увеличения прибыли могут послужить выездные мероприятия.
Всю рекламу делят на две большие категории —интернет и офлайновая по городу. Источников интернет-трафика значительно больше, чем только поисковые сети. Так, «Яндекс.Директом» можно воспользоваться для контекстной рекламы.
Заинтересованность квестами в современном мире растет со скоростью геометрической прогрессии. В Россию они пришли в 2013 году. Говорить о том, что закрепиться в этом сегменте с долгосрочной перспективой легко, неправильно. Однако окно возможностей всегда открыто для ярких и продуманных концепций.
Каталог объектов
База всех помещений, доступных для аренды
Источник: astrum-estate.ru
Как организовать бизнес на квестах
В 2013 году трое предпринимателей открыли первую в Москве квест-комнату. За 8 лет бизнес вырос в международную сеть, работающую по франшизе. Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия», рассказал нашим читателям, как открыть квест-комнату и выйти на доход в 800 000 000 ₽ в год.
Не побоялись вложить деньги в сомнительную идею
В 2013 году квест-комнат в России не было, а за границей они уже появились и стали популярны. Предприниматели Богдан Кравцов, Тимур Кадыров и Сергей Кузнецов решили использовать зарубежный опыт и открыть в Москве первый квеструм «Клаустрофобия».
Предприниматели изучили около 50 зарубежных квестов, но ни один не понравился — квесты казались скучными и слишком легкими. Богдану, Тимуру и Сергею хотелось создать сценарий, который повышает адреналин и побуждает участников проявить «русскую смекалку».
Бизнесмены устроили совместный мозговой штурм и разработали для старта два собственных сценария — первыми играми стали «Психиатрическая больница» и «Советская квартира».
— Когда предприниматели рассказали о своей идее бизнеса друзьям и близким, они столкнулись с непониманием. Окружающие сомневались, что люди станут платить за перспективу оказаться запертыми в подвале. Несмотря на скептицизм окружающих, основатели бизнеса были уверены, что идея «выстрелит». Восемь лет назад сфера развлечений замыкалась в основном на походах в кино, театры и парки аттракционов. А Богдан, Тимур и Сергей хотели предложить москвичам качественно новую альтернативу.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Зарегистрировали вид деятельности, которого раньше не существовало
Предприниматели зарегистрировали ООО — эту форму выбрали, потому что открывали дело втроем, и у каждого учредителя должны быть равные права. Налоговый режим — УСН «Доходы», по нему платят 6% от доходов. В 2013 году деятельность квест-комнат никак не регламентировалась — подобного бизнеса в России не существовало. И соучредители опасались, что возникнут проблемы с регистрацией. Однако в общероссийском классификаторе видов деятельности есть коды, которые подходят для бизнеса, не включенного в другие группировки:
- 92.3 — прочая зрелищно-развлекательная деятельность;
- 92.72 — прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки.
За 8 лет порядок регистрации квеструмов не поменялся — эти же коды ОКВЭД нужно использовать и сейчас.
Важно: чтобы открыть бизнес на квестах, достаточно зарегистрировать ИП или ООО. Не нужно получать лицензию и согласовывать сценарии с контролирующими органами.
Запустили бизнес в подвале
Для квест-комнаты нужно выбирать помещение, которое соответствует СанПиН в сфере услуг и правилам пожарной безопасности. В частности, необходимо предусмотреть два пожарных выхода и продумать четкий порядок действий при пожаре — клиенты и актеры должны быстро покинуть комнату. Важно сделать шумоизоляцию, чтобы музыкальное сопровождение или крики не мешали окружающим.
Помимо законодательных норм, предприниматели установили требования к локации:
- наличие коммуникаций — вода, канализация, отопление, электричество;
- хорошая транспортная развязка, чтобы посетители могли добираться на личном и общественном транспорте;
- удобная парковка.
Подходящее помещение нашли в центре дизайна и архитектуры Artplay — это крупный торгово-деловой комплекс в центре Москвы. Из подвала было два выхода, поэтому бизнесмены его арендовали.
Площадь помещения — 90 квадратных метров, стоимость аренды — 70 000 ₽ в месяц. Около 80% площади отвели под игровые комнаты, остальное — под административные нужды.
Потратили на ремонт и обустройство больше 700 тысяч
Чтобы клиенты смогли погрузиться в игру, важны любые детали: свет, музыка, декорации, костюмы и грим актеров. Но при этом нельзя забывать про безопасность участников. Подвальное помещение для этого мало подходило — его нужно было подготовить.
Предприниматели полностью отремонтировали подвал — выровняли пол, заменили проводку, перепланировали внутренние перегородки. На ремонт потратили около 720 000 ₽. Еще 270 000 ₽ ушли на декорации и реквизит. Их изготовление сначала заказывали на стороне, а в 2017 году «Клаустрофобия» открыла собственную площадку по производству антуражных вещей и инженерных конструкций.
Закупили и установили оборудование:
- камеры видеонаблюдения — они нужны, чтобы операторы могли наблюдать за участниками и при необходимости подсказывать;
- систему пожаротушения;
- сигнализацию на случай ЧП;
- декорации и атрибуты для квестов.
Работали управляющими и администраторами
Квест-комнаты — специфический бизнес: людей закрывают в замкнутом пространстве и сложно предугадать их реакцию. Сотрудники квеструма должны уметь разрешить даже нестандартную ситуацию.
В 2013 году подготовленных сотрудников не было. Поэтому Богдан, Тимур и Сергей в первое время работали управляющими и администраторами. Так они сами прошли через все процессы и заодно снизили расходы на найм.
Спустя 2−3 месяца предприниматели стали приглашать на работу знакомых и самостоятельно обучать их. Сотрудники должны знать правила техники безопасности, вести документацию и работать за кассой. Кроме этого, администратор погружает игроков в нужную атмосферу, помогает обрести настрой, формирует ожидания и первые впечатления от игры. По сути, он — часть квеста, поэтому должен обладать актерскими способностями.
– Для каждой квест-комнаты — их на локации может быть несколько — требуется по одному оператору в смену. Еще нужен один администратор на локацию. Если квест работает в ночную смену, штат удваивается. Сотрудничаем с актерами, у которых профильное образование, или они работают в театре и кино.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Сколько потратили на старт
С момента регистрации бизнеса до запуска первой игры прошло около полугода.
Расходы на квест-комнату
Вид расходов | Сумма |
Госпошлина за регистрацию ООО | 4000 руб. |
Аренда помещения | 70 000 руб. |
Ремонт помещения | 720 000 руб. |
Декорации и реквизит | 270 000 руб. |
Покупка и монтаж техники | 136 000 руб. |
Итого | 1 200 000 руб. |
Пригласили на квест известного дизайнера и блогера Артемия Лебедева
Обкатать бизнес решили на друзьях и знакомых. Плату не брали. Предпринимателям было важно увидеть реакцию участников. Кроме этого, надеялись, что заработает сарафанное радио.
Ожидания оправдались. Первые квесты вызывали у посетителей бурю эмоций. Гости впервые проводили досуг в таком формате, поэтому активно делились впечатлениями в социальных сетях и блогах.
— Одним из первых участников квеста стал Артемий Лебедев. В его студии раньше работал Богдан Кравцов, он и пригласил известного дизайнера бесплатно пройти квест. Впечатлениями Артемий поделился в своем блоге в LiveJournal. После этой публикации квесты забронировали на месяц вперед. Благодаря такому ажиотажу, вложения окупились за полтора месяца.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
За 8 лет предприниматели протестировали разные способы продвижения и остановились на интернет-маркетинге и сарафанном радио. Сегодня 30% клиентов приходят через платные рекламные каналы (статьи в прессе и на сайтах партнеров), 15% — из социальных сетей, 55% — из поисковых систем.
Основатели «Клаустрофобии» не упускают возможности использовать дополнительные методы продвижения.
- Участие за отзыв. Например, приглашают на игру блогеров и журналистов. Потом участники делятся впечатлениями на своих ресурсах. Отзыв пробуждает интерес подписчиков, и они становятся новыми клиентами «Клаустрофобии».
- Программа лояльности. Клиенты регистрируются на сайте, а затем проходят игры и зарабатывают баллы. Эти бонусы служат внутренней валютой — ей можно частично оплачивать следующее бронирование, получать скидки и сувениры.
- Акции. Например, когда в регионе проводят «Ночь квестов», гости «Клаустрофобии» могут забронировать почти любую игру со скидкой до 40%.
Не избежали трудностей
Неверно выбирали локацию. Не всегда удается сразу правильно подобрать место — За первых четыре года работы сеть закрыла около 40 квест-локаций.
Если спрос на игру недостаточный, квеструм переезжает. Например, квест «Философский камень» около года проработал в Мытищах, а потом переехал на Пушкинскую площадь. Жителей Мытищ не хватало, чтобы обеспечить стабильную посещаемость, а на Пушкинской площади этот квест стал одним из наиболее популярных в городе.
Пережили пандемию коронавируса. С 24 марта по 13 июля 2020 года из-за ковидных ограничений квеструмы в Москве были закрыты для посещения. Выручка упала, а расходы остались прежними. Полностью компенсировать потери удалось только в первом полугодии 2021 года.
Частично пережить пандемию помогла финансовая подушка безопасности, частично — новый формат работы. Основатели «Клаустрофобии» запустили аватар-квесты в формате онлайн-тимбилдинга. В квест-комнате закрывают актера и запускают онлайн-конференцию. К ней могут одновременно подключиться до 90 участников. Стоимость участия — до 1400 ₽. Пользователи говорят актеру, что делать, и он выполняет их команды.
Аватар-квесты приносили около 35% доковидной выручки. Компания и сейчас не отказалась от онлайн-формата — он приносит около 30% доходов.
— Сейчас мы на пороге следующей волны коронавируса — и это в преддверии высокого сезона. Наиболее негативно сказываются ограничения по заполняемости и запрет на работу в ночное время. Если ограничения введут, нам придется сократить расходы на маркетинг и заработную плату.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
Ежемесячные расходы на одну локацию
Вид расходов | Сумма |
Заработная плата | 300 000 руб. |
Налоги и социальные выплаты | 90 000 руб. |
Аренда помещения | 100 000 руб. |
Реклама | 20 000 руб. |
Итого | 510 000 руб. |
Рекомендации генерального директора «Клаустрофобии»
- Каждый квест — это экскурсия в другую реальность. Нужно, чтобы люди разного возраста, социального статуса и материального положения смогли получить один и тот же положительный эффект. Старательно продумывайте каждый сценарий, иначе посетители заскучают.
- Существует риск, что квест «приестся», и аудитория потеряет к нему интерес. Постоянно насыщайте рынок новыми уникальными историями, старайтесь всегда быть в тренде и на хайпе.
- Квесты уже давно ушли от простого поиска замков и подбора ключей. Теперь это высокотехнологичный продукт. Ставьте в комнаты сенсоры, лазеры, VFX, а также задействуйте AR- и VR-технологии. Если этого не сделаете — рискуете остаться в «серой массе».
- Если нет возможности расширять бизнес — используйте одну локацию для разных игр. Помещение можно сдавать в аренду для неигрового досуга: корпоративов, дней рождения, вечеринок. Предложите квест-локацию для съемки видеороликов, фильмов и телевизионных сюжетов, тематических фотосессий.
— Некоторые предприниматели стараются облегчить старт и открывают квесты без актеров. На мой взгляд, это направление насыщено, и новичку будет сложно выделиться на фоне конкурентов. А квесты с актерами, иммерсивное шоу, перформанс-квесты по-прежнему перспективны. Но мало копировать лучшее.
Чтобы стать конкурентноспособным, нужно находить креативные идеи и внедрять их в свои квесты. Именно так мы добились успеха и продолжаем удерживать высокую планку. Мы остаемся в тренде молодежных тенденций, применяем современные технологии, разрабатываем необычные механики загадок.
Владимир Жиганов, генеральный директор сети «Клаустрофобия»
«Клаустрофобия» в цифрах
- Штат. В бэк-офисе компании трудятся 42 человека, при этом часть работы выполняют аутсорсеры. На локациях работает свыше 140 сотрудников.
- География. В Москве работает 150 квестов, в Санкт-Петербурге — 2, в Краснодаре — 8. Часть локаций работает по франшизе. Также квеструмы открыты в Аргентине, Белоруссии, Перу, Испании, Украине, Чехии, Швеции и Эстонии.
- Стоимость. За часовую игру команда платит в среднем 5000 ₽.
- Посещения. В месяц квесты бронируют около 12 000 раз, в предновогодний и новогодний период — 15 000 раз.
- Доход. В Москве ежемесячная выручка одной квест-локации с 3−5 комнатами составляет от 1 000 000 ₽. Прибыль зависит от точки — в среднем 500 000 ₽ в месяц. За 2020 год сеть (включая доход франчайзи) зарабатывала около 800 000 000 ₽ в месяц.
Ссылка на источник
Орфография и пунктуация автора сохранены
Источник: claustrophobia.com