1) Неэффективное лидерство – построено на типе отношений «хозяин – раб» /«мастер – раб»/, когда власть лидера практически абсолютна и может распространяться на вопросы жизни и смерти членов его группы. Достоинства: способность быстро, в короткие сроки решать трудные задачи в наименее благоприятных условиях, что обусловлено сплоченностью вокруг одного лидера.
Недостатки: — проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний; достигнув цели, лидер зачастую пытается удерживать власть искусственным усложнением ситуации; — уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что снижает эффективность ее деятельности. В современных условиях такого типа отношения распространены в мафиозных группировках, религиозных группах и сектах, теневом бизнесе.
2) Авторитарное управление — построено на отношениях «начальник – подчиненный», когда власть лидера подтверждается нормативными документами административной системы (устав, структура управления, положения и т.д.). Однако подчиненный свободен за пределами рабочего времени от заданий начальника.
Воспитай в себе лидера. Джон Максвелл. [Аудиокнига]
3) Эффективное лидерство – построено на типе отношений «лидер – последователь», когда лидер получает власть от последователей, признающих его важность в решении общих вопросов. 4) Демократическое управление построено на типе отношений «выборный руководитель – подчиненный», когда в группе высокий уровень самоуправления и группа сама избирает лидера. В этом случае члены группы являются не просто подчиненными, но и соучастниками процесса по достижению поставленных целей. При этом у лидера существует определенная зависимость от коллектива в части его возможного неизбрания на следующий срок. Отметим, что лидер (впрочем, как и все остальные люди) существует в сознании последователей в рамках их личности, т.е. возможности восприятия человека человеком ограничиваются личностными данными воспринимающего.
3. Эффективное лидерство
Рисунок 1.- Черты эффективного лидерства Успеха эффективный лидер достигает тогда, когда он обладает способностью создать образ будущего состояния организации /видение/, наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели /доверие/, может признать свои сильные и слабые стороны /гибкость/, привлечь для их устранения необходимые ресурсы, в том числе и людские /коммуникабельность/. Должностные источники власти Наиболее эффективное сочетание всех имеющихся источников власти в данной ситуации Результат: -высокая удовлетворенность; -высшее качество; -высший уровень выполнения работ; Поведение лидера (усилия по влиянию на других) Личностные источники власти Рисунок 2. – Условия эффективного лидерства В современных условиях эффективное лидерство – это не железная и твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.
21 обязательное качество лидера | Джон Максвелл
Эффективное лидерство предполагает анализ и ответы на следующие вопросы: Что у меня как лидера получается хорошо? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я должен работать, чтобы быть лучше? Лидерским способностям и умениям можно научиться.
Как правило, лидер проходит несколько ступеней карьеры в организации, или обучается в ведущих школах бизнеса /МВА/ по программе развития лидерских качеств. При этом он приобретает не набор навыков и умений, а качества характера (например, принятие риска на себя). Власть и влияние – главное в работе лидера.
Рассмотрим как используется власть в рамках эффективного лидерства: Экспертная власть – может помочь лидеру вести последователей, если они поверили, что лидер имеет больший объем специальных знаний в определенной области, чем они. Власть примера – является во многих случаях причиной признания и последующего обожания (харизма) лидера /данный источник власти исходит непосредственно от последователей/ Право на власть – приобретается лидером в процессе его карьеры и исходит от его положения в организации Власть информации – связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые внизу информационные потоки Принятие решения – предполагается, что последователи активно участвуют на всех этапах принятия решения и у самого лидера высокий уровень «решительности» Вознаграждение и принуждение – ассоциируются: быть или не быть «в одной упряжке» с эффективным лидером, нежели чем с месячной премией или выговором Власть над ресурсами – используется лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел Власть связей – реализуется, в частности, путем создания сетевых структур, способствующих поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации.
Лидер должен стремиться к эффективному сочетанию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства. Эффективный лидер старается не заниматься всеми делами самостоятельно.
Он сосредотачивает свое внимание на вопросах и делах, которые, во-первых, наиболее важны для организации и, во-вторых, участвуя в решении которых, он может повысить ценность создаваемого компанией продукта более эффективно, чем кто-либо другой. Приобретая и пользуясь властью, эффективный лидер знает: — какие цели он преследует — какие люди могут ему помочь в достижении этих целей — какой «валютой» он располагает, чтобы «договориться» с этими людьми.
/Чаще всего этой «валютой» становятся различные вознаграждения, престиж, условия труда и власть как таковая, иногда – варианты этого списка, например, привилегированный доступ к ценному опыту или к образованию/. Эффективный лидер имеет дело с 3 аспектами власти: приобретение власти, её употребление и управление ощущениями.
/В определенной мере, все эти 3 грани власти взаимосвязаны/. Приобретение власти.
Независимо от характера организации эффективный лидер для приобретения власти, как правило, использует следующие методы: 1) получение наиболее важных ресурсов и личная ответственность за решения об их распределении 2) получение согласия на большие официальные полномочия для себя 3) создание альянсов с другими влиятельными людьми и группами, как в своей организации, так и за её пределами 4) признание факта, «что информация – это власть», и создание множественных сетей для коммуникаций /доступ к отчетам, использование неформальных контактов, покупка информации у других/ 5) повышение степени зависимости других людей от него, или увеличения их долга перед ним /иногда лидер формирует зависимость менее явными средствами – например, став коучем или наставником человека/ 6) постоянное совершенствование навыков в области красноречия, восприимчивости, влияния и профессиональной компетентности. Однако следует помнить, что в каждой организации существуют свои культурные нормы, как в отношении приобретения власти, так и в отношении её использования.
Употребление власти. Эффективнее лидеры могут точно оценить потенциальные ограничения в проявлении власти, знают свои сильные и слабые стороны.
Исходя их этого, при употреблении властных полномочий и влияния ради достижения собственных целей предпринимают следующие действия: 1. Используют весь диапазон навыков межличностного общения /для повышения силы принуждения способны комментировать, моделировать, учить, привлекать, убеждать, вести переговоры и/или требовать. И чем эффективнее они способны использовать эти стили, тем больше их власть, ощущаемая людьми/ 2. Применяют тактические решения /в виде символических действий с целью облечь явными полномочиями сторонников предложенных ими перемен, создают временные целевые команды и рабочие группы с целью обойти основные очаги сопротивления, раскрывают информацию выборочно, надлежащим образом распределяют инициативы во времени (заранее составляют график решений и действий на все время, в течении которого они будут иметь власть; откладывают инициативы до тех пор, пока не подготовятся окончательно; устанавливают четкие сроки)/ 3. Проводят структурные изменения /схемы взаимодействия сотрудников, внесение поправок в уровни полномочий, создание новых органов управления, изменение системы отчетности/ Управление ощущениями. Эффективный лидер уведомляет людей о своей власти, прежде всего, тем, что употребляет её. Но он также «управляет своей репутацией» 0добиваясь, чтобы в корпоративных мифах содержались истории о его доблестях и заслугах); стремится добиться признания своей профессиональной эффективности в той или иной сфере.
Источник: studfile.net
Лидерские отношения. Власть и лидерство.
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.
Ранняя стадия лидерских отношений управления харатеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб».Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений.
Во-первых, это обусловлено тем, что проведение каких-либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний. Во-вторых, достигнув цели, лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации. В-третъих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.
Вопрос. Лидерство в управлении организацией
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер – последователи».
Начиная с детских лет следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.
Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически ни каких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название «мастер – раб». Власть лидера в этом случае абсолютна. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Однако это является и слабостью данного типа отношений.
Во- первых это обусловлено тем, что проведение каких либо организационных изменений зависит от наличия у лидера соответствующих желаний.
Во вторых, достигнув цели лидер часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации.
В третьих, уход или устранение лидера расстраивает организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.