Аяз Шабутдинов — 23-летний основатель холдинга Like. В группу компаний входят 22 бренда, среди них — LikeФотошкола, LinguaLike и т.д. Самый масштабный проект — сеть кофеен Coffee Like, сегодня открыто более 192 точек. Операционной деятельностью холдинга руководит Александр Долгов (до этого управлял ООО «Чистая вода»). Сейчас в компании работают более 200 человек (внутренние сотрудники и аутсорс).
Лицом проекта является Аяз. До того как заняться бизнесом, подрабатывал ведущим мероприятий. Несколько лет работал на Куединском Пивоконсервном заводе, который производит лимонад. Первые миллионы Аяз заработал в 21: открыл хостел и несколько разовых проектов.
Недавно холдинг Like запустил школу Like Бизнес. «Первая программа по созданию и развитию реального бизнеса», — сообщается на сайте. Для привлечения клиентов и партнеров Аяз организовывает конференции, чем-то напоминающие шоу «Бизнес-Молодости»: огромный зал, софиты, харизматичный лидер, рассказывающий о своих успехах со сцены. Кстати, Аяз является выпускником той же «БМ».
АЯЗ ШАБУТДИНОВ РАЗОБЛАЧЕНИЕ. ПРУФЫ. LIKE центр.
Аяз Шабутдинов — молодой предприниматель с успешной франшизной историей или аферист? Rusbase пообщался с Аязом и его партнерами, чтобы выяснить это.
В чем ваша главная идея?
Аяз Шабутдинов — разоблачение
У молодежи новый тренд: «В 35 на пенсию!» Схема проста: в двадцать открыть свое дело, за несколько лет сколотить состояние в пару десятков миллионов, удачно вложиться в недвижимость и уехать жить припеваючи в теплые края. Именно по этому лекалу «для юных мечтателей» и был скроен медийный образ «самого молодого предпринимателя России» Аяза Шабутдинова. Двадцатилетний «миллиардер» развил бурную деятельность по созданию и продаже бизнеса, собрал 678 тысяч подписчиков во «ВКонтакте» и активно теснит на инфополяне «старичков» из «Бизнес-молодости»!
Кому нужны долгие пять лет в университете, чтобы потом четверть века карабкаться по карьерной лестнице к более-менее приличной должности, а к пятидесяти выплатить ипотеку? Нет уж, действовать быстро и четко! Зарабатывать здесь и сейчас! Быть как Аяз.
Глядя на него, так и хочется воскликнуть: «Всем ребятам пример!» В 24 года создал целую бизнес-империю, заработал 200 миллионов на продаже своей компании и теперь охотно делится наработками с поколением молодых и дерзких. Но вы же понимаете, что неспроста наш материал об Аязе оказался не в рубрике «История успеха» рядом с Джеком Ма и Джеффом Безосом, а в рубрике «Расследование» рядом с мошенниками и недобросовестными инфобизнесменами?
Кто такой Аяз Шабутдинов?
Аяз Шабутдинов — «золотой мальчик» российского бизнеса. Знаменит в определенных кругах благодаря франшизе «Лайк» и бесконечным гастролям по Поволжью, где он активно проводил тренинги в духе «Успех — это я!». На бесплатных и условно платных мероприятиях бойко продаются франшизы — готовые бизнес-идеи типа точки «Кофе с собой», хостелов на арендной квартире, барбершопов и прочих форматов квазибизнеса.
LIKE Центр. ЧЕСТНЫЙ ОТЗЫВ. Стоит ли идти на курс Аяза Шабутдинова?
Главных причин, почему мы усомнились в заработках и правдивости Аяза Шабутдинова, две:
- Никаких реальных доказательств того, что Аяз Шабутдинов представляет собой что-то иное, кроме как медийный проект для легковерных мечтателей, нет по сей день. Статью о личности и достижениях Аяза неоднократно изымали из «Википедии», помечая как бездоказательный спам. Ни в каких серьезных источниках и медиа он не фигурировал, в объективных рейтингах бизнесменов не встречался, реальной значимости не демонстрировал. Вся деятельность Аяза распространяется только на регион, где имеют влияние его многочисленные состоятельные родственники (об этом чуть позже).
Как видите, не хочет «Википедия» признавать значимость этого деятеля.
2. Аяз регулярно попадается на обмане, несколько раз его публично разоблачали, и никаких аргументов в свою пользу он так и не смог привести. Некоторые эксперты периодически призывают легковерных потребителей инфопродукции Аяза обратить внимание хотя бы на его типичные «жесты лжеца» — они всегда появляются на видео в момент, когда Аяз путается в цифрах или фактах. Впрочем, Аяз не только врет, но и сильно недоговаривает и о своем жизненном пути, и о своем образовании, и много еще о чем.
Но не будем увлекаться физиогномикой и трактовкой жестов, обратимся к цифрам.
Аяз на своих тренингах продал тысячи франшиз на мини-точки «Кофе с собой» под брендом CoffeeLike, рассказав своим слушателям, какой это высокодоходный бизнес. По словам Аяза, его компания занимает 40% российского рынка готового кофе. Впечатленные доверчивые новички кинулись раскупать бизнес-план по открытию кофейных киосков.
А затем внезапно Шабутдинов избавился от своей доли в этой высокомаржинальной империи. Уверял, что получил за компанию хорошие деньги, 200 миллионов, но, когда рассказывал об этой сделке века со сцены, почему-то рыдал в голос.
А в новостях из мира маркетинга фигурирует другая сумма — 150 миллионов. И куда же подевались по дороге еще 50? В отчете за 2017 год, обратите внимание, есть только чистая прибыль в 20 миллионов и займы в те же 20 миллионов. Всё.
В любом случае уж не продешевил ли Аяз, продавая такой высокодоходный бизнес всего за 150 (или все-таки 200?) миллионов?
Впрочем, ученики Аяза не приучены верить официальным данным и цифрам из налоговой инспекции — им достаточно слов гуру, за ними они и приходят на тренинги.
Через некоторое время они и сами начинают действовать по той же схеме, и Аяз для этого предоставляет все условия.
Например, каждый месяц в его блоге разыгрывается «переходящее красное знамя» — сильно подержанный, многими обкатанный, но все-таки «Феррари».
Вручается ровно на месяц «лучшему партнеру», то есть франчайзи, который… заявит о том, что у него в этом месяце самый высокий доход.
Заявит в самом прямом смысле этого слова — не требуется ни документов, ни доказательств, ни реальных цифр. Нужно просто громко объявить со сцены о баснословной выручке — и на месяц стать обладателем алой тачки, с которой можно делать селфи, сториз и «почувствовать себя в другом мире».
«И я вижу как люди смотрят на нее, ее фотографируют, машут рукой, на парковке какая-то девушка прикрепила к дворникам свой номер телефона. Это некая возможность прикоснуться пусть ненадолго к другому миру, после которого ты не будешь прежним. В этом заключалась моя идея» (орфография и пунктуация авторские, цитата из блога Аяза Шабутдинова).
Те, кто декларировал честный доход, очень быстро поняли, что с такими цифрами прокатное «красное знамя» им не светит, и научились громко прилюдно врать — а кто проверит? Представители налоговой инспекции блог Аяза не читают и на его тренинги не ходят.
Рассказы о доходах учеников Аяза напоминают старый анекдот про Василия Ивановича и Петьку, которые поехали за границу, разошлись в разные стороны, а через три месяца встретились — Василий Иванович исхудавший и оборванный, а Петька нарядный и в золоте. И Петька рассказывает, как разбогател: «Захожу в клуб, а там в карты в очко играют. Вначале-то карта не шла. А потом один говорит: «У меня очко!» А я ему: «Ну-ка покажи!» А он: «Джентльменам верят на слово!» И тут у меня карта как поперла. »
Вот и господин Шабутдинов давно убедился, что джентльменам верят на слово. Если правильно жонглировать многочисленными квазибизнесами, которые друг с другом торгуют, объединяются, провозглашаются империей, то объявить о своей миллиардной прибыли — дело техники. Чтобы нарисовать восхищенным зрителям космические цифры, достаточно просуммировать абсолютно все мифические данные по выручке компаний, хоть в какой-то мере связанных с медиапроектом «Лайк Центр».
Заработала какая-то отдельно взятая кофе-точка миллион рублей? Это наш миллион! 100 точек? 100 миллионов! Одна фирма продала другой стаканчики или бумажные салфетки — и это наши деньги, посчитанные дважды: когда продано и когда куплено. Все наше. Суммируем совокупный доход, забываем вычесть издержки — и получается даже больше миллиарда. Но это и не доход, и тем паче не прибыль.
Эти утверждения и подсчеты — как если бы наемный преподаватель бизнес-школы вдруг объявил, что совокупный доход всех его слушателей на программе МВА и есть его зарплата.
Ничуть не смущаясь, Аяз присваивает чужие миллиарды своему холдингу на основании того, что это обороты его учеников и они друг с другом торгуют. А то, что одни и те же деньги бродят по кругу последователей и к Аязу никакого отношения не имеют, — да кому это интересно? Зато выглядит красиво!
Источник: dzen.ru
Больше, чем бизнес-курсы: как Like Центр помогает предпринимателям
Like Центр – это образовательная компания, известная тем, что переосмыслила концепцию обучения бизнесу и помогла увеличить прибыль почти 700 тысячам предпринимателей.
Если сказать, что Like Центр занимается бизнес-курсами – это было бы верно в 2015 году, когда компания только вышла на рынок. Сейчас, в 2022-м, это далеко не исчерпывающая характеристика. Сегодняшний Лайк Центр – это:
- Курсы под разные потребности предпринимателей, основной из которых, «Скорость», в 2019 году вошел в перечень программ, рекомендованных Минэкономразвития;
- Собственная IT-платформа, которая в 2021 году вывела компанию на вторую строчку рейтинга ведущих EdTech-компаний России по версии РБК;
- Крупнейшее в мире русскоговорящее комьюнити предпринимателей;
- Формат Edutainment, который включает в процесс обучения положительные эмоции, живое общение и разноплановые мероприятия.
Рассмотрим каждую составляющую и выясним, какие форматы участия Лайк Центр предлагает предпринимателям и тем, кто хочет им стать.
Курсы Лайк Центра: от экспресс-обучения до масштабных программ
- Диагностика – бесплатная мини-программа для тех, кто не знает, как открыть бизнес или начать на нем больше зарабатывать. За 60 минут общения эксперт поможет выбрать нишу, составить план и найти точки роста.
- Концентрат – 3-дневный онлайн-интенсив, на котором разбирают актуальные для бизнесов вопросы. Эксперты рассказывают, как начать продавать на маркетплейсах, участвовать в тендерах, создать свой бренд, запустить рекламу в соцсетях и многое другое. Лайк Центр проводит Концентраты каждый месяц, а темы на них всегда разные, так что многие участники становятся постоянными. Есть платный и бесплатный формат участия.
- Сотка – программа для тех, у кого нет бизнеса или прибыли от 100 тыс. руб. На этом курсе работают с экспертами в разных нишах, учатся привлекать клиентов, генерировать продажи, прокачивают предпринимательское мышление и зарабатывают первую «сотку».
- Скорость. Клуб – 45-дневный интенсив от Лайк Центра и 2 года участия в закрытом клубе предпринимателей. Результат – кратный рост прибыли, систематизация бизнес-процессов, выход из операционки и работа с точками роста.
- МСА – программа для тех, кто хочет стать лидером рынка и выйти на прибыль в 1 млн – 1 млрд рублей. 57% участников МСА увеличивают прибыль минимум на 80% всего за 1 месяц. На курсе не только помогают масштабировать бизнес, но и работают над мотивацией, мышлением, созданием пассивного дохода и имиджа успешного бизнесмена.
IT-платформа: инструмент для оцифровки бизнеса и база знаний
В 2019 году Like Центр запустил собственную IT-платформу Toolbox. Она помогла сделать обучение более удобным, систематизированным и масштабным.
Сейчас в библиотеке Toolbox собраны десятки тысяч рабочих бизнес-решений, проверенных на практике. А еще она заменяет CRM, таблицы, инструменты для расчета unit-экономики, настройки воронки продаж и анализа.
Бизнес-сообщество и как в него попасть
Кроме обучения бизнесу Лайк Центр объединяет предпринимателей в комьюнити. Ведь в сильном, мотивирующем и полезном окружении можно развивать бизнес намного быстрее и эффективнее.
Поэтому в 2022 году Лайк Центр открыл клуб Names, в котором предусмотрено 50 тыс. мест для предпринимателей из России. Присоединиться к нему можно даже без участия в курсах. Так что Лайк Центр может быть полезен и тем, кого на данном этапе интересует только бизнес-нетворкинг.
Names – это возможность познакомиться и быть на связи с предпринимателями из своего региона и всей страны, найти единомышленников, партнеров по бизнесу, инвесторов. А еще – интересно и с пользой провести время на регулярных мероприятиях: мастермайндах, интенсивах и просто тусовках.
Edutainment: полезно – не значит скучно
Эмоции и стремления – сильный мотиватор, в том числе, когда дело касается бизнеса и денег. Like Центр использует это как часть обучения. Доказано, что интерес и внимание к образовательному продукту намного выше, когда он вызывает правильные эмоции. Это и есть Edutainment-концепция. Именно поэтому на мероприятиях Лайк Центра не бывает скучно.
Каждая масштабная встреча – это не только разбор практических решений, но и приятный отдых, вкусная еда, развлечения и море позитива.
Трудно назвать Like Центр просто бизнес-курсами, когда эта компания дает больше, чем просто обучение. Ведь успех предпринимателя – это не только то, как ты управляешь своим бизнесом. Это еще и окружение, мышление, мотивация и уверенность в своих решениях.
Источник: astv.ru