Структура системы управления – описание количества, размера, взаимного расположения и правил взаимодействия элементов устройства управления. Выделяют следующие виды: 1. Линейная структура – руководители подразделений низших ступеней непосредственно подчиняются руководителю более высокого уровня управления и связаны с вышестоящей системой только через него.
2. Функциональная структура. В её основе лежит принцип полноправного распорядительства: каждый руководитель имеет право давать указания по вопросам, входящим в его компетенцию. 3. Линейно – функциональная основана на сочетании преимуществ линейной и функциональной форм.
Данный подход обеспечил качественно новое разделение труда, при которой линейные руководители сохранили за собой право отдавать распоряжения и принимать решения при участии и помощи функциональных служб. 4. Сущность программно-целевых структур заключается в том, что они базируются на комплексном управлении всей производственной системой в целом как единым объектом, ориентированным на отдельную цель.
Функциональная Карта Компании | Структура Бизнеса
5. Главным принципом организации матричной структуры является широкая сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикалью образуются в результате взаимодействия руководителей проектов с руководителями функциональных подразделений. Руководители проектов сохраняют за собой право определять первостепенность и сроки решения той или иной задачи, в то время как функциональный руководитель может лишь выбирать конкретного исполнителя и методику решения.
Последовательность задач организационного проектирования: 1. Фиксация состава и численность элементов системы. 2. Выбор конфигурации элементов системы в пространстве. 3. Проектирование структур системы 4. Разработка регламента проекта 5. Фиксация информационных взаимосвязей 6. Проектирование технологий управленческих процессов. Организационное проектирование представляет собой моделирование системы управления предприятием, осуществляемое перед его строительством, либо накануне значительных преобразований.
Воспользуйтесь поиском по сайту:
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с) .
Источник: studopedia.org
Традиционные модели организационных структур
Традиционные модели организационных структур основаны на комбинации линейных, функциональных и программных структур, которые различаются в зависимости от вида и типа входящих элементов. В качестве элементов структуры включают персонал и службы аппарата управления. Персонал включает в себя линейных руководителей (ЛР), функциональных руководителей (ФР), руководителей программ (РП), специалистов и исполнителей. В состав служб аппарата управления входят управления, отделы, бюро, группы. Базовые модели показаны на рис. 3.3
Основы менеджмента. Линейная организационная структура.
Структуры
Линейная Функциональная Программная
ЛР1 ЛР2… ЛРп ФР1 ФР2… ФРп РП1 Испол
РПп ните
… ли
Рис. 3.3 Базовые модели организационных структур
Базовые модели организационных структур отражают двухуровневое разделение и широко используются в малом и среднем бизнесе. Предприниматели чаще всего совмещают в себе функции собственников и менеджеров, хотя это не исключает возможности привлечения наемных менеджеров, специалистов на временной основе.
Если малый бизнес организован по принципу товарищества или единоличного владения, то структура основана на линейном подчинении (рис. 3.4).
Менеджер – владелец
Специалист
Снабженец Делопроизводитель Мастер
Рис. 3.4 Примерная организационная структура малой фирмы
В данном случае основная нагрузка ложится на главу фирмы – менеджмент, финансы, сбыт, цена, реклама и др. Чаще всего малые предприятия имеют организационную структуру в виде круга (рис.3.5) или в виде креста (рис.3.6).
Руководитель
Бухгалтер Менеджер по производству
Менеджер по торговле Менеджер по сбыту
Рис. 3.5 Круговая организационная структура
Бухгалтер Менеджер по производству
Руководитель
Менеджер по торговле Менеджер по сбыту
Рис. 3.6 Крестообразная структура
Большинство растущих малых фирм применяют структуру линейно-функционального типа (Рис. 3.7).
Руководитель
Менеджер Менеджер Менеджер
по финансам по торговле производства
Экономист Бухгалтер Персонал Учет Рабочие Отдел сбыта
Рис. 3.7 Линейно-функциональная структура малого и среднего бизнеса
Более подготовленной к изменениям внешней среды является структура в виде звезды, которая имеет множество перекрещивающихся связей (рис.3.8).
Руководитель
Менеджер по торговле Менеджер по сбыту
Рис.3.8 Структура управления в виде звезды
Разделение управленческого труда по принципу его функциональной специализации, сформулированное еще Ф.Тейлором и доработанное М. Вебером, оказалось одним из коренных элементов организации управления. Функциональная специализация аппарата управления состоит в том, что общее руководство осуществляется линейным руководителем соответствующего подразделения через руководителей функциональных органов – начальников функциональных подразделений и главных специалистов.
Преимущества функциональных структур состоит в повышении компетентности в принятии решений, а также ответственности. Исторически на смену простейшим линейным и функциональным структурам в процессе их развития пришли линейно-штабные и линейно-функциональные организационные структуры
Источник: mydocx.ru
СИЛАЕВОЙ НАТАЛЬИ ЮРЬЕВНЫ
1. Производственная инфраструктура предприятия.
2. Структура управления.
Производственная инфраструктура предприятия — это совокупность подразделений, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.
Основное производство – это часть производственного процесса, в котором непосредственно осуществляется изготовление продукции.
Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта.
Ремонтное хозяйство на предприятии создается для обеспечения бесперебойной работы оборудования.
Энергетическое хозяйство — это совокупность энергетических установок и вспомогательных устройств с целью обеспечения бесперебойного снабжения предприятия различными видами энергии и энергоносителей, таких, как натуральное топливо (газ, мазут и др.), электрический ток, сжатый воздух, горячая вода, конденсат.
Материально-техническое снабжение – это бесперебойное обеспечение пред-приятия сырьем и материалами, комплектующими изделиями.
Складское хозяйство – это приемка, хранение, учет и отпуск сырья и материалов в производство.
Транспортное хозяйство – это своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.
Технический контроль – это проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.
Существуют следующие виды технического контроля:
— входной контроль – контроль продукции поставщика, предназначаемой для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции;
— операционный контроль – контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции;
— приемочный контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о её (продукции) пригодности.
Процесс управления – это вид деятельности, который осуществляет целенаправленное воздействие на отдельных исполнителей (или коллектив) для достижения поставленных целей.
Процесс управления включает:
1. Постановку целей – главных, второстепенных, общих, индивидуальных, частных, долгосрочных, краткосрочных, промежуточных и конечных;
2. Принятие решений;
3. Планирование;
4. Создание организационной структуры (команды);
5. Процесс делегирования полномочий – это передача задач, власти и полномочий лицам, которые принимают на себя ответственность;
6. Мотивацию – процесс стимулирования себя и других на достижение индивидуальных и общей целей предприятия или команды;
7. Коммуникацию, обмен информацией – это прямая и обратная связь между управляющим и исполнителем.
Структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Существуют следующие типы структуры управления: иерархические и адхократические.
Иерархия – порядок подчиненности низших звеньев высшим.
Адхократия – это стиль управления, который характеризуется высокой степенью свободы в действиях сотрудников. Важнейший параметр адхократии – компетентность.
К иерархическим структурам управления относятся:
1. Линейная структура управления – руководитель управляет нижестоящими подразделениями по всем направлениям деятельности.
Достоинства – простота, экономичность, четкая система единоначалия, четко установленные взаимосвязи подразделений.
Недостатки – квалификация руководящего состава должна отвечать самым высоким требованиям (в связи с широтой полномочий), слабая адаптация к изменениям.
В настоящее время линейная структура управления используется крайне редко, как правило в малом бизнесе.
2. Функциональная структура управления — руководители подразделений специализируются в определенной области деятельности и отвечают за реализацию соответствующих функций и непосредственно дают распоряжения производственным подразделениям, находящимся в их компетенции.
Достоинства:
— прямое воздействие специалистов на производство, высокий уровень специализации управления, гибкая разработка и обоснование принимаемых решений;
— стимулирует деловую и профессиональную активность;
— уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.
Недостатки:
— сложность и не экономичность ( много подразделений, и следовательно каналов управлений);
— отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач собственных подразделений, чем в общих целях всего предприятия. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями.
3. Линейно-функциональная структура управления сочетает в себе как линейные, так и функциональные принципы организации взаимосвязи между производственными и управленческими элементами системы.
Группировка звеньев может осуществляться как по функциям управления, так и по цепочке создания ценностей с различной степенью самостоятельности в текущей, оперативной и стратегической деятельности.
4. Дивизионная структура управления (от англ. Division – отделение) получило развитие в крупных предприятиях, где обособленные структурные подразделения наделяются большими правами в осуществлении своей деятельности, вплоть до юридической самостоятельности.
Адхократическая структура управления позволяет легко приспосабливаться к различным условиям, что вынуждает делать постоянно изменяющаяся внешняя и внутренняя среда предприятия. К адхократическому типу управления относится бригадная структура управления, которая основана на организации деятельности по рабочим группам.
Преимущества:
— сокращение управленческого персонала;
— гибкое использование кадрового состава предприятия;
— предоставление исполнителям (работникам) условий для самосовершенствования;
— сокращение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатки:
— высокие требования к квалификации сотрудников и сложность в координации деятельности.
Разработчик Силаева Н.Ю., 2020 год
yandex_e42982b1215021b8.html Verification: e42982b1215021b8
Источник: 13-02-11umk.ru