Если вы чувствуете в себе талант рассказчика и писателя, способного заинтересовать своими произведениями большие массы читателей, то следует попробовать применить свои способности на ниве индивидуального предпринимательства.
Литературный труд приносит наиболее известным и читаемым авторам огромные доходы – достаточно сказать, что в десятке популярных писателей мира – сплошные миллионеры, заработавшие за 2012 год от 15 до 40 млн. долл. Причем и мужчины, и женщины-писатели представлены в современных рейтингах примерно поровну. Так что гендерной дискриминации на писательских рынках нет, этот бизнес очень демократичен, доступен в равной степени и мужчинам, и женщинам.
Конечно, миллионы долларов за год зарабатывает всего несколько сотен писателей (а писатель-миллиардер только одна – Джоан Роулинг). Обычному начинающему писателю об этом остается только мечтать. Но всякая дорога, даже самая длинная, начинается с первого шага. Нельзя поджарить яичницу, не разбив яйца.
Когда-то самые известные и знаменитые писатели были начинающими авторами, которые пробовали свои силы на небольших романах, повестях и рассказах. И лишь со временем к ним приходила известность, слава, признание. Так что не стоит долго мучить себя сомнениями – тем более, что писательский бизнес не требует каких-либо денежных вложений, стартового капитала в виде оборудования, помещений, найма персонала. Если что-то пойдет не так, писательский бизнес можно безболезненно приостановить или свернуть.
Почему классика лучше бизнес-литературы?
Стоит отметить, что писательство по своей природе является инновационным предпринимательством. Никогда нельзя сказать заранее, примет ли читатель то или иное произведение, или останется к нему равнодушен. Так, знаменитая теперь в России писательница Дарья Донцова стала писать свои первые романы, пребывая в больнице с тяжелым заболеванием.
Будучи прикованной к постели, Донцова использовала свой интеллект и написала несколько книг. К моменту выздоровления написанные ею произведения были уже в печати. А через несколько лет Д.Донцова стала наиболее оплачиваемым и известным автором в нашей стране.
Для занятия писательским бизнесом начинающему автору следует определиться с жанром, в котором он бы хотел работать – что это будет, фантастика, любовный роман, мистика, детектив или что-то еще. Выбирая для себя литературное поприще, следует иметь в виду, что не все жанры равноценны с точки зрения получения дохода. Более существенные прибыли приносят детективы, фантастика, любовные романы, мистика, меньшие – стихи и поэмы, научная литература.
Приступая к литературному творчеству, начинающему автору желательно представлять весь бизнес-процесс в целом, начиная от идеи произведения и заканчивая продажей готового продукта издательству или публикацией его каком-либо интернет-ресурсе. При этом стоит принять во внимание целый комплекс вопросов, связанных с выплатой авторского гонорара (об этих особенностях можно прочитать здесь).
Не обязательно над литературным произведением трудиться одному. Нередко автору помогают другие люди, которые становятся теневыми или официальными соавторами. Наш совет – работайте в той сфере, где у вас лучше получается. При этом пользуйтесь не только собственными оценками, но и мнениями окружающих.
Зачем нужна бизнес-литература
Источник: vadim-galkin.ru
Литературный бизнес что это
Богатство и слава остаются важнейшими критериями успешной состоявшейся жизни во всём мире. Один из способов добиться всех этих целей разом, да ещё и занимаясь увлекательным творческим делом — стать знаменитым востребованным писателем. Рассказываем, как это получилось у авторов, чья литературная карьера может служить примером для ищущих своё место под солнцем.
Литературные рабы, восточные поэты, Пётр I и финансовая революция Пушкина
История выплаты денег за писательство начиналась на рубеже старой и новой эры — чуть больше 2000 лет назад. Обычай платить за литературные произведения появился в Римской империи. Не случайно само слово honorarium — латинское и означает «вознаграждение за услуги». Литература считалась услугой.
Причём гонорары за сочинение од, комедий или трагедий в Римской империи полагались только иностранцам и… рабам. Римские патриции тоже баловались сочинительством, но брать плату за такое несерьёзное занятие считали ниже собственного достоинства. Так что изначально литературные рабы были совсем не тем, чем стали сейчас — в наше время это безымянные авторы, которые пишут вместо известного, а тот продаёт написанное как свои произведения.
После распада Римской империи в 476 году н. э. гонорары за литературные произведения в Европе не платили более тысячи лет. Потому что литература была исключительно религиозной. А брать деньги за прославление бога считалось кощунством. Не говоря уже о том, что большинство таких произведений писали сами священнослужители.
Правда, восточные поэты раннего Средневековья иногда зарабатывали деньги литературным трудом. Например, величайший восточный поэт всех времён Саади Ширази, живший в ХIII веке, успел побывать и рабом в плену, и беженцем. А зарабатывал на жизнь сочинением панегириков-касыд (в таком случае ему платил заказчик, которого восславлял поэт), чтением проповедей (но тут ему платили именно за чтение) или участием в богословских спорах. Однако вернувшись в родной город, Шираз отказался стать придворным поэтом и, несмотря на славу, жил в уединении.
Другой всемирно известный восточный поэт Алишер Навои (1441-1501) зарабатывал деньги на государственной службе и сам оказывал покровительство художникам, музыкантам и учёным.
Средневековые бродячие артисты в Европе (ваганты, менестрели, жонглёры, шпильманы) получали деньги как подаяние именно в качестве исполнителей. При этом они не только пели песни и церковные гимны собственного сочинения, но и читали свои прозаические отрывки, часто сатирические по содержанию. К тому же они выступали анонимно, хотя их поэзия сохранилась в рукописных сборниках.
В превращении литературы в способ заработка в России важнейшую роль сыграли император Пётр I и «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин. При Петре в России появились СМИ и, в результате церковной реформы, светская литература и нечто вроде издательского бизнеса. Правда, тогда издательства платили авторам за книги чаще не деньгами, а некоторым количеством экземпляров самой книги. Автор мог дарить их, а мог и пытаться продать.
Пушкин стал первым русским литератором, который сознательно стал продавать рукописи за гонорары. До этого писатели (а сочинительством занимались прежде всего дворяне или чиновники, люди не бедные) считали оскорблением получать деньги за литературный труд.
В 1824 году Пушкин написал настоящий манифест литературного бизнеса — стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Причём знаменитую фразу «Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать», которую принято цитировать как подтверждение желания поэта получать деньги за своё творчество, в этом стихотворении произносит вовсе не поэт, а книгопродавец. Это он уговаривает поэта признать, что литература — труд, а в наш век каждый труд должен вознаграждаться. И что деньги важнее славы. В 1830 году Пушкин помог своему лицейскому товарищу Антону Дельвигу учредить «Литературную газету», менее чем за год (Дельвиг скоропостижно умер в январе 1831 года) ставшую самым популярным изданием в Российской империи.
Лев Толстой как зеркало русского литературного бизнеса
Поначалу именно Пушкин ставил рекорды финансового успеха среди русских литераторов. За «Евгения Онегина» в 1831 году ему заплатили астрономические 12 тысяч рублей — за такие деньги можно было арендовать на год 5-6 особняков в центре Москвы. Сейчас такие гонорары немыслимы.
Но даже рекордные гонорары плюс жалованье чиновника, доходы от имений и 5 тысяч рублей ежегодного вознаграждения за литературные труды, которое назначил Пушкину в том же 1831 году император Николай I, не спасли семью поэта от угрозы разорения. Известный невероятным мотовством и не отличавшийся финансовой дисциплиной Пушкин оставил после смерти долгов на гигантскую сумму 140 тысяч рублей. Весь этот долг покрыл лично император Николай.
А вот Лев Толстой, получивший в наследство состояние миллионера в пересчёте на сегодняшние деньги, поначалу в молодости чуть было не промотал его, но затем прекратил играть в азартные игры и вести светскую жизнь, благодаря чему сумел умножить капитал в несколько раз. Причём немалые доходы графу Толстому приносило не только образцовое ведение помещичьего хозяйства, но и литературное творчество.
Лев Николаевич не стеснялся жёстко торговаться за оплату своих произведений с издателями и публикаторами. Венцом стал гонорар в 500 рублей за печатный лист (это 25 страниц) романа «Война и мир», который Толстой выбил из журнала «Русский вестник», где первоначально публиковалась великая книга. Достоевскому, уже имевшему в то время славу одного из лучших русских писателей, в «Русском вестнике» платили минимум вдвое меньше. За некоторые другие романы Толстой тоже получал гонорары не меньше 20 тысяч рублей. На один такой гонорар можно было купить пару домов в Москве.
На чём зарабатывают самые богатые писатели в наше время
Общие ингредиенты коммерческого успеха нынешних самых богатых и знаменитых писателей — способность рисковать и менять жизнь, умение сочинить выдающегося персонажа или понятную массовому читателю разных стран историю, построить в произведениях свой особенный мир, не бояться пробовать себя в разных жанрах, творчески использовать достижения других писателей (не плагиат). И, конечно, кино.
Главный путь к богатству для писателей в наше время — доходы от экранизации их произведений и продажа авторских прав на экранизацию. Кино и сериалы стали главным «рекламным агентом» успешных писателей.
Вот две истории всемирно известных и богатых современных писателей, дающие вдохновляющий пример тем, кто начинает свой путь в литературе или мечтает об этом.
Джоан Роулинг. Писательница, сценаристка, кинопродюсер. Размер состояния — около 1 млрд долларов
самая богатая писательница планеты, первый и единственный в истории миллиардер среди писателей.
всего 25 лет назад бывшая научная сотрудница и секретарь-переводчик жила на социальное пособие и была безработной. Когда при печальных личных обстоятельствах (развод с мужем, смерть матери) у Роулинг появилось больше свободного времени, она реализовала свой давний замысел написать роман о мальчике-волшебнике.
Свою первую книгу Роулинг печатала на пишущей машинке и закончила в 1995 году. Спустя два года, в 1997-м, роман «Гарри Поттер и философский камень» был опубликован и оказался супербестселлером. В результате серия из ещё шести романов о Гарри Поттере и трёх дополнений к ним стала самыми продаваемыми литературными произведениями в истории человечества. Их суммарный мировой тираж с трудом поддаётся подсчёту, но определённо превысил 500 миллионов экземпляров. Экранизации книг о Гарри Поттере входят в десятку самых кассовых фильмов в истории человечества.
В результате Роулинг стала миллионершей всего через пять лет после публикации первого романа. При этом другие её произведения за пределами «Поттерианы», в том числе детективы, не так популярны.
Чему поучиться:
- способности не бояться заняться литературой в солидном возрасте и реализовать давний замысел;
- умению создавать оригинальный вымышленный, но человечный мир, следуя литературным традициям (два очевидных предшественника Роулинг по этой части — Джон Толкин с «Властелином колец» и Клайв Стейплз Льюис с «Хрониками Нарнии»);
- мастерству создания выдающихся персонажей.
Пауло Коэльо, прозаик и поэт. Состояние — около 500 млн долларов
самый богатый неанглоязычный писатель мира, самый продаваемый в мире писатель на португальском языке. Живёт на две страны: в родной Бразилии и Франции.
мечтал быть писателем с детства, из-за чего в юности родители дважды помещали его на принудительное лечение в психиатрическую клинику, считая это желание опасной манией.Дальше в судьбе Пауло были тюрьма, смена религии, неожиданные духовные практики.
Литературную карьеру начинал как автор текстов песен. Писать романы и короткие притчи стал под влиянием работ знаменитого английского мистика Алистера Кроули. Свою самую знаменитую книгу — роман «Алхимик» — издал в 1988 году, когда ему был 41 год. Позднее она была экранизирована. Причём в данном случае Коэльо не побоялся взять за основу уже давно написанное известное произведение — «Алхимик» основан на рассказе «История о двух сновидцах» классика аргентинской литературы Хорхе Луиса Борхеса.
Другой его роман «Паломничество» стал основой компьютерной игры (ещё один важный способ дополнительного заработка писателей в современном мире). Сейчас книги Коэльо переведены почти на 70 языков и изданы более чем в 150 странах мира тиражом около 90 миллионов экземпляров. Коэльо отличает удивительная простота слога, за которую его часто критикуют, в том числе и в самой Бразилии.
Чему поучиться:
- способности преломлять горький личный опыт в творчество;
- умению говорить простым языком сложные вещи;
- умению выдерживать резкую критику.
Выводы
- Писательский труд в современном мире может быть постоянным источником дохода и даже богатства.
- Литературное творчество можно совмещать с другими видами работы и заработка.
- Литература как способ разбогатеть похожа на инвестирование в акции и облигации: нужно угадывать конъюнктуру рынка, доход не гарантирован, но в случае успеха можно не только заработать большие деньги, но и получить заслуженную славу.
Источник: sbersova.ru
ИндустрияЛитературный агент Настя Дьяченко — о писательском страхе перед издателями и деньгах
Из-за санкций российские издательства сталкиваются со множеством трудностей: Стивен Кинг, Нил Гейман и другие известные авторы отказались публиковать свои книги в России, а крупнейшие издательские дома Penguin Random House и Macmillan Publishers больше не сотрудничают с российскими коллегами. Ситуацию усугубляет подорожание сырья — бумаги, ниток и клея.
В книжной сфере есть и другие проблемы, которые связаны со сложностями общения писателей и издателей: первые не понимают, куда и как отправлять рукописи, как презентовать свои тексты, вторые страдают из-за дефицита хорошо написанных текстов.
Последние несколько лет коммуникация автора и издательства начала налаживаться. Отчасти на это повлияли литературные агентства — новый для российского рынка институт взаимодействия между издательствами и писателями. Литагенты защищают интересы автора, добиваются для него лучших условий, договариваются с издателями и помогают продвигать книги. Сейчас в России около пяти литагентств, многие из них работают с известными авторами, но есть и те, кто продвигает тексты начинающих. Одно из них — бюро «Литагенты существуют», созданное литагентом Настей Дьяченко в 2020 году. «Большой Город» поговорил с Настей о книжном бизнесе в новой реальности, обоюдном недовольстве писателей и издателей, а также попросил дать советы авторам.
О роли литературного агента на книжном рынке и о том, что беспокоит писателей и издателей
— Формат литературного агентства мало знаком российскому писателю. Чем занимаются литературные агенты?
— На Западе литературные агенты существуют с XVIII века. Они — драйвер развития книжного рынка, защищают интересы автора, добиваются для него лучших условий, а потому создают рост конкуренции между издателями. Литературный агент понимает и чувствует, как устроен рынок, какие в нем тренды, куда и какие рукописи предлагать, имеет базу контактов. Литагент умеет представить книгу так, чтобы она была коммерчески интересна, предлагает ее в издательства или кинопродюсерам для экранизации.
По классической западной схеме литературный агент получает проценты от доходов автора — порядка 10–20 %. Если переложить эти условия на наш небольшой российский рынок, где гонорары писателей сильно ниже, схема не будет работать. Даже если книга хорошо продается, российский автор в среднем получит около 150 тысяч рублей за полгода продаж. И 20 % от этой суммы — не те деньги, на которые литагент может жить. Поэтому российские литагентства зачастую работают с авторами уровня Виктора Пелевина и Гузель Яхиной — с теми писателями, у которых уже есть имя и тексты которых расходятся большими тиражами.
— Какие литературные агентства работают в России?
— «Банке, Гумен и Смирнова», «Флобериум» при одноименной писательской школе, агентство Галины Дурстхофф, продвигающее Владимира Сорокина, агентство Елены Костюкович, представляющее за рубежом интересы Людмилы Улицкой, «Голова» при издательстве No Kidding Press. Сейчас их становится все больше, но два года назад идея открыть такой проект вызывала вопросы. Многим казалось, что в России такой формат не работает.
— Что изменилось с тех пор?
— Открываются новые литагентства, а значит, писателям и рынку это важно. Да и интерес у авторов к литературным агентам был всегда — через фильмы и другую массовую культуру. Всегда хочется, чтобы был человек, который придет и решит все вопросы, защитит от злых издателей и со всеми договорится. Такая возможность манит творческих людей, поэтому поток клиентов у нас большой.
В телеграм-канале «Литагенты существуют» мы делимся внутренней кухней издательского рынка. Вокруг нас сложилось теплое комьюнити, люди пишут, что советы помогают им продвигать тексты, подписывать контракты с издательствами. Так что да, дело меняется.
— С какими проблемами сталкиваются издатели в работе с авторами?
— Боль издателей — это тайм-менеджмент, рукописи не сдаются вовремя. Бывает, автор ушел дорабатывать рукопись и пропал. Другая проблема — качество текстов. Часто писатель приходит с крутой идеей, но не может реализовать ее. Бывает, что автор не доверяет экспертизе издательства и продавливает свои условия, например свой вариант обложки.
Самый больной пример — фото автора на обложке. Понятно, что если ты известный эксперт или блогер-миллионник, это сработает как маркетинговый инструмент. Но если нет, фотография может отпугнуть читателя психологически, напомнив о неприятном человеке.
Если прислали нон-фикшен, важна экспертность автора, его опыт работы, а также актуальность темы. Также издатели смотрят на аудиторию автора, есть ли у него подписчики в соцсетях, студенты, которые смогут поддержать книгу.
У издательств мало ресурсов, а поток текстов, поступающих в редакцию, огромный, и ответить на каждую заявку физически невозможно. Когда я работала в «МИФ», пыталась отвечать всем, даже если текст не подходит. Люди реагировали по-разному: кто-то посылал, кто-то начинал дискуссию, времени на которую просто нет.
— А что тревожит писателей?
— В первую очередь реакция читателя. Книга — непростой с точки зрения взаимодействия с читателем продукт. Ты можешь заложить потенциал, но никто не знает, выстрелит она или нет. Это всегда инвестиция в неизвестность. Один наш клиент сказал: «Я думал, что, когда моя книга выйдет, ангелы затрубят, а они не затрубили».
Авторам кажется, что издательство мало вкладывается в продвижение, недостаточно выделяет ресурсов на маркетинг. Получается конфликт творческой личности и суровых реальностей бизнеса. Да и работа над книгой после сдачи рукописи не заканчивается. Автор устал от процесса письма, хочет отдохнуть, а надо вносить правки, рекламировать книгу.
Но мне кажется, что основная проблема в непрозрачности рынка и отсутствии диалога между его участниками. Авторы боятся говорить, на каких условиях они сотрудничают с издательством, рассказывать, что издательство не выполнило свои обязательства перед ними, даже если в договоре про коммерческую тайну ничего не сказано. Например, на рынке работают фирмы-однодневки, которые обманывают авторов на деньги и через неделю после договора исчезают. Даже известные издательства порой задерживают гонорары.
Я, как литагент, хочу создать комьюнити для открытого обмена опытом. Пока люди боятся спрашивать, сколько зарабатывает писатель, сколько ждать, пока книга выйдет, развития не будет. А хочется, чтобы рынок рос, чтобы книг становилось больше, а авторы могли жить на доходы от творчества.
— Как вы помогаете решить эти проблемы?
— Нам важно просвещать авторов. Мы много рассказываем об устройстве рынка, бизнес-стратегиях и презентации своих текстов. Участвуем в писательских курсах как эксперты, входим в жюри литературных премий, что позволяет нам оценить состояние современной литературы, увидеть частые ошибки авторов, чтобы рассказывать о них другим.
Ошибки, которые совершают начинающие авторы
В тексте:
— Попытки добавить в текст все и сразу, неудачные эксперименты с сюжетом.
— Главный герой — слишком идеальный персонаж: избранный, красивый, умный, со всеми ладит, всех в себя влюбляет.
— Нарратор постоянно перескакивает с темы на тему: фокус то на внутренних переживаниях персонажа, то на происходящем вовне.
— Отсутствие мотивации у героев.
— Автор рассказывает, а не показывает.
— Недостаточное внимание фактчекингу.
В коммуникации с издателем и читателем, в рекламе:
— Отправляют рукопись всем подряд.
— Не публикуют отрывки книги в соцсетях или медиа в рамках релизов, ждут, когда рукопись будет готова.
— Не ведут соцсети.
— Не читают уже выпущенные книги по своей теме.
О создании литагентства в пандемию, попытке не обидеть авторов и количестве текстов, доходящих до публикации
— Когда вы решили делать свое бюро?
— Раньше я не мыслила себя предпринимательницей, видела себя в литературном поле — восемь лет я отдала этому, работала в издательском центре «Академия» и в «МИФ», где управляла командой по работе с авторами. «МИФ» был довольно прогрессивным: мы первые придумали должность менеджера по работе с писателями, который руководит проектом, следит за сроками, работает с маркетингом книги и объясняет автору, что происходит, как общаться с читателем, какие для этого есть инструменты.
Когда в 2020 году грянула пандемия, я решила, что самое время что-то менять на рынке, и запустила свое бюро. Сейчас у нас работает семь человек, у всех большой опыт работы в литературной среде: среди нас публикующиеся писательницы, маркетолог с восьмилетним стажем в книжной индустрии, издательницы, эксперты по авторским правам и другие.
— На какие жанры ориентируетесь?
— Мы работаем и с нон-фикшен-литературой, и с художественной, и с детской. Эксперта подбираем среди наших сотрудников или ищем среди знакомых. Тут важны личные предпочтения каждого агента. Не работаем только с поэзией, потому что сложнее, да и коммерческий потенциал сильно ниже. А успешные поэты в нас не нуждаются.
— Можно заработать на жизнь, будучи агентом, или приходится совмещать с другой работой?
— Можно, но литературный агент в России не может жить только на проценты от продажи книги, поэтому наша деятельность шире. У нас есть продюсерское направление, когда мы ведем автора от и до, консалтинг, где даем советы по улучшению продвижения, литературное менторство и закрытый писательский клуб. Мы начинали, давая консультации по текстам, а сейчас выросли.
Но за консультациями продолжают обращаться — их не хватает авторам. Издательства не объясняют, почему отказывают, а мы находим экспертов внутри команды или ищем подходящих специалистов, которые разбирают текст по косточкам и дают рекомендации — это приносит больше всего денег. Так, тренер по публичным выступлениям Айнур Зиннатуллин раньше издавался только в самиздате и пришел ко мне на консультацию — хотел публиковаться в крупном издательстве. Мы проработали синопсис, обсудили возможности его писательской карьеры. Сейчас у него выходит третья книга в «Эксмо».
— В каком формате вы даете обратную связь? Сложно не обидеть автора?
— Как мягко дать обратную связь, чтобы не ранить человека, — один из вечных челленджей. Письмо, как любое творчество, — очень ранимая штука. Существуют понятные способы, например бутерброд обратной связи, когда структура отзыва выглядит так: «хорошо, плохо, хорошо».
За годы практики я поняла, что люди благодарны за критику. Если человек приходит с запросом на развитие, то ждет объяснений, что лучше исправить, а потому адекватно воспринимает отзыв в любой форме. Мы, разумеется, очень бережно даем фидбэк. У нас нет цели раскритиковать: мы можем лишь оценить ее коммерческий потенциал и качество текста.
Лучше как можно раньше узнать, что книгу не стоит дорабатывать, либо, наоборот, что ее нужно доработать по структуре или языку. Поэтому чаще люди благодарят за критику, даже когда я прямо говорю, что они не добьются своей цели через публикацию. Думаю, секрет в том, что мы ориентируемся на цель автора. Если человек хочет написать текст для себя, проблем нет — можно выложить его в самиздате, а если цель сложнее, мы предлагаем стратегию работы над проектом.
Сколько стоят услуги бюро — на примере «Литагенты существуют»
Консультация, во время которой литагент разберет ваш синопсис, проблемы и вопросы по книге — от 5 тысяч
Вычитка демоглавы для издательства: обратная связь и рекомендации по доработке книги, чтобы текст передал основные идеи и был написан в соответствии с критериями издательства — 5 тысяч
Издательская рецензия: подробный разбор вашего текста. Литагент оценивает востребованность рукописи, дает рекомендации по доработке и список издательств, которым может быть интересна книга, — 15 тысяч
Упаковка книги для продвижения: анализ целевой аудитории книги, выявление фишек книги, анализ на соответствие трендам, подготовка пресс-релизов для разных категорий и тематик медиа и блогов, рекомендация по каналам продвижения — 15 тысяч
Литтренерство — регулярные встречи с литагентом, во время которых обсуждается фабула, персонажи, сеттинг и композиция, разбирается ваша рукопись и трудности, с которыми вы сталкиваетесь, выстраивается план дальнейшей работы — 30 тысяч рублей
PR-менторство: встречи с агентом и чат поддержки. Литагент разрабатывает стратегию продвижения книги и автора, тестирует гипотезы продвижения и анализирует результаты — 30 тысяч рублей
— Много ли рукописей доходит до публикации?
— Два раза в год мы проводим питчинг — приглашаем всех желающих заполнить анкету с описанием идеи книги. Если синопсис и идея окажутся перспективными, мы зовем участников во второй этап, где они презентуют свои идеи литагентам, а те дают обратную связь. Обычно во вторую стадию проходит треть от всех заявок. Если идея автора заинтересует одного из литагентов нашего бюро, мы запросим у него рукопись на рассмотрение. После вычитки литагенты отправляют писателю рекомендации по доработке, список рекомендуемых издательств для публикации или предложение стать автором нашего бюро и передать литагенту переговоры с издательствами.
Если говорить про общий поток обращающихся, то доля тех, кто доходит до публикации, ниже — 10–15 % от общего числа обращений. С ними можно работать. Остальные заявки скорее про попытки писать, про идеи, которые точно не приживутся, потому что не подходят под формат книги.
Хорошо, что писательские курсы становятся популярнее, потому что среднестатистическому автору непонятно, что нужно учиться писать. Образ всезнающего творца, у которого есть талант и вдохновение, идет из великой русской литературы, но на самом деле письмо — про трудолюбие и дисциплину.
О том, как изменился российский книжный рынок, и о темах, которые интересуют писателей и издателей
— Как новая реальность отразилась на книжной индустрии в России?
— Сейчас кризисные времена для издательского рынка: проблемы с логистикой, бумагой, невозможность оплатить валютные контракты, да и не все зарубежные авторы и крупные издательства доступны. Раньше издатель мог посмотреть на рейтинг продаж книги за рубежом, перевести ее на русский и опубликовать с минимальными рисками. Теперь же русскоязычные писатели впервые за очень долгое время стали интересны российскому издателю. В этом смысле кризис — время для перемен.
Из-за дефицита сырья сильно подорожали книги (по словам президента издательской группы «Эксмо-АСТ» Олега Новикова, их стоимость увеличилась на 20 %. — Прим. ред.). Книга становится роскошью: ее дорого и производить, и покупать. Поэтому грядет рост продаж книг в электронных форматах, а еще рост пиратства. Книги моментально появляются в свободном доступе, и для издательств это больная тема.
— Каково быть писателем в России сегодня?
— Жизнь современного писателя не особо сладка, потому что ты не можешь сделать писательство своей основной работой. Как я уже сказала, авторы получают порядка 150 тысяч рублей за полгода, если книга хорошо продается. Авторы, которые могут жить на доходы от книги — это либо бизнес-тренеры, которые ездят с лекциями по стране, либо серийные писатели вроде Дарьи Донцовой.
Для среднестатистического автора писательство — это всегда вторая смена, потому что у них основная работа, после которой они приходят и пишут книгу. То есть у тебя работа, семья, увлечения и плюсом письмо. А еще продвигаешь соцсети, пишешь заявки на литературные премии, подаешься в писательские резиденции. Это большая нагрузка.
Поэтому быть писателем можно, только если ты очень любишь писать. Если тебя не прет, не нравится процесс, мало шансов, что книга получится.
— Каких книг ждут в издательствах?
— У читателей появился спрос на литературу, которая помогает уйти от реальности — фэнтези и детективы, а также на книги про заботу о себе. Психология — самый популярный жанр на рынке. И если раньше это был селф-хелп или полезные советы, то сейчас — книги про травму, написанные психотерапевтами. Такие тексты ждут все ведущие издательства. Бизнесовые книги стали менее интересны, но вырос спрос на тексты о финансовой грамотности.
Если говорить про художку, то тут у каждого издательства свои вкусы. Но в целом фокус на жанровую литературу. Мы в бюро собрали список тем, на которые сейчас спрос:
- триллеры (скандинавские и про маньяков);
- антиутопии;
- книги об искусстве;
- книги о культуре республик в составе России, культуре других стран;
- сказки и современные адаптации мифов, классических сюжетов, баллад.
Источник: bg.ru