Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.
Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.
Фундаментальными концепциями в логистике являются:
Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.
Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.
Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP I, MRP II, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п.
С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных логистических систем часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая система должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.
В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как
· RP (Requirements/Resourse planning) — планирование потребностей/ресурсов;
· JIT (Just-in-time) — точно в срок;
· концепции реагирования на спрос (demand-driven techniques — DDT);
· концепция «точки заказа (перезаказа)» (re-order point, ROP);
· концепция «быстрого реагирования» (quick response, QR);
· концепция (логистическая стратегия) «непрерывного пополнения запасов» (continuous replenishment, CR);
· концепция «автоматического пополнения запасов» (automatic replenishment, AR);
· LP (Lean Production) — «плоское» производство.
Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5-7 лет, можно указать следующие:
· Supply chain management (SCM) — «управление цепью (цепями) поставок»;
· Time-based logistics — «логистика в реальном масштабе времени»;
· Value added logistics — «логистика добавленной стоимости»;
· E-logistics — «Электронная логистика»;
· Virtual logistics — «Виртуальная логистика».
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.
Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда материальный поток оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья логистической цепи должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья логистической цепи необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.
Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей логистической цепи от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию логистических опрераций, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.
Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления логистической системой необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.
Принцип логистической координации и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев логистической системы или логистической цепи от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.
Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение.
Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от логистического объединения всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев логистической системы допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей логистической систе6мы в целом.
Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.
Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в логистической системы широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.
Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента логистической системы для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в логистической системы. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов логистической системы являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления материальным потоком необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.
Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик материального потока, изменением условий поставок и закупок и т.д.В этих условиях логистическая система должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Разработка логистической стратегии.
· стратегии более высокого уровня, позволяющие понять, каким образом логистика может внести свой вклад в ее реализацию.
· среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может;
· особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других.
Единого, универсального метода разработки логистической стратегии не существует. Логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, систем и т. д., которые представляются в виде стратегического логистического плана, содержащего следующие разделы:
Ø Общее резюме, в котором демонстрируется суть логистической стратегии и показывается ее связь с другими частями организации.
Ø Цель логистики в организации, требуемые показатели деятельности и способы ее измерения.
Ø Описание способа, при помощи которого логистика в целом может добиться поставленных целей, изменений, которые для этого будут осуществлены, и того, как будет осуществляться управление ими.
Ø Описание того, как отдельные функции логистики (снабжение, транспорт, контроль над запасами, грузопереработка и т. д.) будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.
Ø Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.
Ø Планы по затратам и выбранные финансовые показатели.
Ø Описание того, как стратегия повлияет на бизнес в целом, особенно с точки зрения целевых показателей этого бизнеса, вклада стратегии в получение ценности для потребителей и удовлетворение их запросов.
Реализация логистической стратегии.
Любые стратегии становятся эффективными только тогда, когда они реализованы. Для успешной реализации стратегии надо при ее разработке учитывать, что существуют два типа стратегических решений: первый задает правила и цели, которые надо выполнить, а второй показывает, как надо добиваться выполнения этих правил на практике. Общие цели стратегии должны быть подкреплены решениями, связанными с реализацией, которые затем преобразуются в более подробные тактические и операционные решения, в конкретные действия, принимаемые и реализуемые на низших уровнях.
В общем случае анализ логистической стратегии приводит к постановке и решению на нижних уровнях управления следующих возможных вопросов:
§ Следует ли нам изменить складские и транспортные операции?
Изменится ли наш подход к планированию и составлению графиков работы?
§ Имеются ли у нас необходимые ресурсы, если нет – можем ли мы их получить?
Имеется ли у нас подготовленный персонал, и сможем ли мы в случае необходимости подготовить его?
§ Как выбранная стратегия повлияет на нынешних и потенциальных потребителей?
§ Какое влияние она окажет на персонал, сооружения, организацию деятельности, технологию и т. д.?
При переходе к реализации стратегии необходимо рассматривать решения по каждой логистической функции, от снабжения до поставки.
1. Структура ЛЦ. С точки зрения организации, цепь поставок состоит, во-первых, из нескольких уровней поставщиков, в которые входят источники сырья, промежуточные производители, посредники, а во-вторых, из нескольких уровней потребителей, перемещающих ГП до конечных пользователей. Различные стратегии приводят к разным типам цепей поставок, отличающиеся длиной (количеством уровней), шириной (количеством параллельных маршрутов), пропускной способностью, типом посредников, степенью контроля над логистикой, качеством услуг и затратами.
2. Размещение элементов инфраструктуры . После выбора структуры ЛЦ необходимо выяснить, где лучше всего разместить некоторые элементы ЛЦ, такие как промышленные предприятия, оптовые предприятия, склады, логистические центры и т.д.
3. Стратегические взаимоотношения . Иногда лучше заниматься логистикой самостоятельно, в других случаях целесообразно воспользоваться услугами специализированных структур. Такой вид деятельности называют аутсорсингом, привлечением третьей стороны или контрактной логистикой.
4. Организация вспомогательных процессов , т. е. таких видов деятельности, которые способствуют эффективной работе ЛЦ. К ним относятся организация технического обслуживания оборудования, информационные технологии обработки информации, электронный обмен данными, использование возможностей Интернета и др.
Основные логистические концепции и технологии.
Концепция – способ понимания, трактовки объекта исследования, основная точка зрения по данному вопросу.
Логистическая концепция – руководящая идея, платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистическая технология – стандартная последовательность выполнения отдельной логистической функции.
Виды концепций/технологий:
1. Планирования потребностей / ресурсов (MRP);
2. Точно в срок;
3. МиЛС «KANBAN»;
4. МиЛС «плоского/стройного» производства;
5. Реагирования на спрос: разновидности концепции «точки заказа (перезаказа)»; «быстрого реагирования»; «непрерывного пополнения запасов»; «автоматического пополнения запасов»;
Цепь поставок.
Аутсорсинг в логистике.
Аутсорсинговые услуги в сфере логистики могут включать в себя следующие направления:
комплексная логистика; оптимизация существующих и разработка новых складских схем; координация процессов закупки и поставки товара, а также его маркировки, упаковки и т.д.; оформление таможенной документации и грузов; разработка оптимальных транспортных схем;
Аутсорсинг логистических услуг предполагает передачу сторонним специалистам, как части функций в данной сфере, так и полный объем полномочий.
Аутсорсинг – это передача функций контроля над распределением готовой продукции от производителей к специализированным фирмам для решения задач логистики. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.
Большинство из таких специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций, профессионалов в решение задач логистики.
К преимуществам, получаемым компаниями от аутсорсинга, можно отнести снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру.
Словосочетание » логистический аутсорсинг» обозначает приобретение у третьей стороны услуг по управлению запасами, транспортировке товара, его складированию и всем связанным с этими операциями бизнес-процессам.
Кому необходим логистический аутсорсинг? Во-первых, компаниям, которые хотят расшириться, к примеру, вырасти с регионального уровня до национального уровня покрытия. Во-вторых, логистический аутсорсинг нужен тем крупным компаниям, которые понимают, что могут достигнуть максимальной эффективности только путем снижения себестоимости продукции. В-третьих, внешний логистический оператор во многом может облегчить жизнь тем отечественным производителям, чья деятельность основана на импорте-экспорте продукции.
Концепция логистического аутсорсинга заключается в отсутствии необходимости использования собственных ресурсов для организации логистических операций, которые фирма может доверить внешнему партнеру.
Виды аутсорсинга: а) функциональный — передача функций управления; б) операционный — передача функций производства; в) ресурсный — отказ от собственных ресурсов и приобретение их на стороне.
Необходимо отметить, что аутсорсинговые услуги, с правовой точки зрения, это прежде всего договорная работа, основанная на доверии. Аутсорсинг — это не просто взаимоотношения «заказчик — исполнитель», это партнерство.
В зависимости от объема предоставляемой специализированной организации функций каждый вид аутсорсинга можно определенным образом классифицировать:
Ø договор полного аутсорсинга, по которому в распоряжение поставщику услуг на время действия контракта отдается штат сотрудников, а возможно, и активы;
Ø договор частичного аутсорсинга, при котором большая часть подразделений остается в ведении клиента;
Ø договор совместного аутсорсинга представляет собой отношения, когда обе стороны являются партнерами в коммерческой деятельности;
Ø договор промежуточного аутсорсинга используется в случае, когда компания, как правило имеющая своих специалистов с высоким уровнем квалификации, передает управление своими подразделениями третьей стороне;
Ø договор трансформационного аутсорсинга, когда компания-заказчик приглашает поставщика услуг, полностью осуществляющего работу подразделения, разрабатывая и создавая новый конечный продукт и передавая его впоследствии клиенту.
Как уже указывалось, одним из ключевых моментов при работе с аутсорсинговыми компаниями является оформление договора. Договор может быть единовременным, т.е. услуга оказывается один раз и больше необходимости в ней не возникает.
Договорные отношения могут быть длительными, т.е. оказание услуги предполагает взаимодействие заказчика и исполнителя в течение некоторого времени. Или, как вариант, оформляется один сквозной договор, но оговаривается закрытие каждого этапа отдельным актом. Договорные отношения могут быть постоянными. И наконец, может быть смешанный вариант, когда на фоне постоянных партнерских отношений фирма-аутсорсер выполняет еще и возникающие время от времени разовые задачи.
Существуют семь перспективных тенденций, влияющих на стратегию введения аутсорсинга: глобализация; информационная технология; учет требований внешнего клиента; технология процесса/ производства; возрастание сложности работы; юридические вопросы/защита окружающей среды; пересмотр/модификация.
Источник: lektsia.com
БАЗИСНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ
Термин «концепция» означает способ понимания, трактовки объекта исследования, основную точку зрения по данному вопросу, руководящую идею для систематизированного освещения. Также — ведущий замысел, методологические принципы, постулатную основу в научно-исследовательской разработке.
Используя это определение, логистическую концепцию для организаций бизнеса можно трактовать как парадигму (руководящую идею), как платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией бизнеса в промышленно развитых странах.
Фундаментальными концепциями в логистике являются:
- —информационная;
- —маркетинговая;
- —интегральная.
Информационная концепция логистики появилась в конце 1960-х годов и тесно связана с развитием информационно-компьютерных технологий. Основная идея данной концепции заключается в том, чтобы сформулировать общую проблему управления материальным потоком некоторого бизнес-объекта (фирмы в целом или отдельной функциональной области: снабжения, производства, продаж) и одновременно синтезировать информационно-компьютерное обеспечение решения проблемы.
Теоретической основой информационной концепции является системный подход, который применяется как для моделирования самих объектов, так и для синтеза систем информационно-компьютерной поддержки. Основные стратегические решения состоят в том, чтобы автоматизировать тривиальные задачи и использовать информационно-компьютерную поддержку для решения более сложных оптимизационных логистических задач. При этом оптимизация всего процесса управления материальным потоком, как правило, не является целью внутри данной концепции.
Практическими примерами использования информационной концепции логистики являются широко распространенные системы/подсистемы и информационно-программные модули MRP1, MRPII, DRP, ОРТ, QR, CR и т.п., применяемые при автоматизации внутрифирменного планирования и управлении запасами и закупками МР, а также производства и поставок ГП потребителям. В этих модулях КИС решаются и конкретные задачи оптимизации, например определения оптимальной партии поставки (заказа) или уровней запасов продукции, оптимизации производственных мощностей и работы подъемно-транспортного оборудования и др. В то же время ЛС, первоначально построенные исключительно на принципах информационно-технологической концепции, не обладали необходимой гибкостью и интегрированностью, которые требуются на современном этапе развития рыночной экономики, например, для регулирования отношений производителей с поставщиками и конечными потребителями продукции.
С начала 1980-х годов и до настоящего времени при построении корпоративных ЛС часто применяется маркетинговая концепция. Маркетинговая концепция логистики4 акцентирует внимание менеджмента компании на организации логистического процесса в области распределения (дистрибьюции) для усиления позиций фирмы в конкурентной борьбе. Такая ЛС должна поддерживать стратегию конкуренции фирмы на рынке за счет принятия оптимальных решений в распределении, прогнозировании спроса на продукцию, интеграции логистических операций и функций физического распределения, определенной перестройки управления логистикой в компании.
В последние годы на Западе укоренилась и активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной или концепцией интегрированной логистики. Эта концепция по существу развивает маркетинговую, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе:
- 1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы.
- 2. Перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные (структурные) отношения.
- 3. Новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.
Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве некоего синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения целей бизнеса. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.
В процессе эволюции логистики в бизнесе возникли и получили интенсивное развитие такие логистические концепции/технологии, как
- —RP — Requirements / resource planning (планирование потребностей/ресурсов);
- —JIT— Just-in-time (точно в срок);
- —LP — Lean Production («плоское» производство).
Среди прочих логистических концепций, большинство которых появилось в последние 5—7 лет, можно указать следующие:
- *Supply chain management — SCM— «Управление цепью (цепями) поставок»;
- *Time-based logistics — «Логистика в реальном масштабе времени»;
- *Value added logistics — «Логистика добавленной стоимости»;
- *E-logistics — «Электронная логистика»;
- *Virtual logistics — «Виртуальная логистика».
Логистическая технология и базовая логистическая подсистема (модуль)
В настоящее время не существует четкого разграничения между понятиями «логистическая концепция» и «логистическая технология». Термин «логистическая технология» возник сравнительно недавно в связи с превращением некоторых приемов, методов, процедур и процессов принятия решений в логистике многих компаний промышленно развитых стран в стандартные (стандартизированные) алгоритмы, поддерживаемые стандартными информационно-программными системами (подсистемами/модулями) КИС. Эта стандартизация уже оформлена юридически (например, программные модули MRPI, MRP II, на которые существуют стандарты ISO) или применяется фактически (системы KANBAN, ОРТ, ERP и др.).
Таким образом, логистическую технологию можно определить как стандартную (стандартизированную) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и/или логистического процесса в функциональной области логистики и/или в ЛС, поддерживаемую соответствующей информационной системой и воплощающую определенную логистическую концепцию.
Логистическим технологиям соответствуют так называемые базовые (стандартные, стандартизированные, унифицированные) логистические системы (подсистемы, модули). Далее мы будем пользоваться термином базовая логистическая подсистема (модуль), так как практика их применения в логистике связана с автоматизацией ЗЛС или внутренних технологических процессов, внедрением КИС, в которых эти подсистемы являются по существу информационно-программными модулями.
Применение логистических технологий и базовых логистических подсистем/модулей направлено на получение оптимальных решений в ЛС. В табл. 1 приведены основные логистические технологии и соответствующие им базовые подсистемы (модули) в хронологическом порядке их разработки и внедрения.
Таблица 1. Основные логистические концепции / технологии и соответствующие им базовые подсистемы
Базовая логистическая подсистема (модуль)
MRP I — Material requirements planning (Подсистема планиро
вания потребностей в материалах);
MRPII — Manufacturing resource planning (Система производ-
ственного планирования ресурсов);
DRP 1 — Distribution requirements planning (Подсистема 1 пла-
нирования потребностей в распределении);
DRP II — Distribution resource planning (Подсистема II плани-
рования ресурсов в распределении);
ОРТ — Optimized Production Technology — (Оптимизированная
MRP III (комбинация MRP II и KANBAN);
модуль «Логистика» в ERP Enterprise resource planning (Сис-
тема планирования ресурсов предприятия);
модуль «Логистика» в CSRP — Customer Synchronized Re-
source Planning (Система планирования ресурсов, синхро-
низированная с потребителями);
модуль SCM — Supply Chain Management (Управление це-
хронология разработки и внедрения: MRP I => MRP II => ОРТ
=> MRP III => модули «Логистика» ERP/CSRP систем =>
«SCM-модуль» ERP/ систем;
DRP I => DRP II => модули «Логистика» ERP/CSRP систем =>
«SCM-модуль» ERP/CSRP систем
JIT — Just-in-time (Точно в
модуль «Логистика» в ERP/CSRP системах;
«SCM-модуль» ERP/CSRP систем;
хронология разработки и внедрения: KANBAN => MRP III =>
модули «Логистика» ERP/CSRP систем => «SCM-модуль»
DDT — Demand-driven Tech-
RBR — Rules based Reorder (Правила, основанные на точке
QR — Quick Response (Метод быстрого реагирования);
Ориентированная на спрос)
CR — Continuous Replenishment (Непрерывное пополнение
AR — Automatic Replenishment (Автоматическое пополнение
хронология разработки и внедрения:
RBR в подсистеме DRP I => QR в подсистеме DRP II => CR и
AR в подсистемах DRP ll/модуле «Логистика» ERP
LP — Lean Production,
модуль LP в ERP системах;
хронология разработки и внедрения:
MRP II и KANBAN => LP => модуль «Производство» ERP
SCM — Supply Chain Mana-
«SCM-модуль» ERP/CSRP систем;
gement (Управление цепью
хронология разработки и внедрения:
«SCM-модуль» ERP => «SCM-модуль» CSRP/APS
Как видно из приведенной таблицы, исходные базовые подсистемы (MRP I, DRPI, DRPII и т.д.) различных логистических технологий, в конечном счете, слились в стандартные подсистемы/модули/контуры «Логистика» и SCM в системах MRPII/ERP/ CSRP. Следует, однако, заметить, что многие КИС, реализующие идеологию систем ERP/CSRP, не содержат в явном виде модуль «Логистика», зачастую распределяя функции модуля по другим подсистемам, например, модули «Управление материальными потоками — ММ» и «Продажа, отгрузка, фактурирование — SD» в системе SAP R/3 (компании SAPAG); модули «Производство», «Транспорт», «Распределение, снабжение, склады» в системе BAANIY (компании Ваап); модули «Управление материальными потоками — снабжение и сбыт», «Управление производством» в системе Oracle Applications (корпорации Oracle) и т.п.
Тем не менее в последние годы многие компании — системные интеграторы начали осознавать необходимость внедрения модуля «Логистика» в разрабатываемые КИС, а также реализации интегрированного подхода к логистике в рамках все чаще встраемого в КИС модуля SCM. Наиболее динамично в этом направлении продвигаются такие, например, компании, как SAPAG (система mySAP.com), Navision (система АХАРТА 2.5) и некоторые другие компании.
Краткая характеристика содержания концепции/технологии RP и основанных на ней базовых логистических подсистем/модулей
Одной из наиболее популярных в мире концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число КИС, имеющих программные модули логистики, является концепция Requirements/resource planning — RP («Планирование потребностей/ ресурсов»). Концепцию RP (планирования потребностей) часто противопоставляют концепции JIT, имея в виду, что на ней (в отличие от JIT -подхода) базируется построение логистических технологий «толкающего» типа.
Базовыми подсистемами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении (материальном менеджменте), являются системы MRPI / MRPII — Materials /manufacturing requirements/resource planning (Системы планирования потребностей в материалах / планирования потребностей производства в ресурсах) и в дистрибьюции (распределении) — DRPI/DRPII — Distribution requirements/resource planning (Системы планирования распределения продукции/ресурсов).
С середины 1980-х годов концепция RP стала основой для разработки автоматизированных систем управления предприятиями класса MRPII /ERP/. Мощная инфраструктура и методологии построения КИС позволяют достигнуть высокий уровень эффективности автоматизированных систем управления типа MRPII / ERP на предприятиях различных отраслей экономики. По некоторым оценкам, внедрение подобных систем способно привести к сокращению запасов на 30%, росту производительности труда на 25%, возрастанию числа заказов, выполненных в срок, — на 20%.
Источник: vuzlit.com