Сбытовые системы являются продуктом деятельности человека. Значительная роль человека в организации системы сбыта вовсе не исключает действие объективных сил и факторов. Напротив, создание эффективной системы сбыта, возможно на диалектическом сочетании объективных закономерностей и субъективных желаний. Если желания не противоречат законам общества, их реализация становится наиболее вероятной.
Исследования теории и практики как отечественной, так и зарубежной сбытовой деятельности показывает, что логистическое моделирование сбыта обеспечивает необходимое повышение эффективности сбытовой деятельности при соблюдении определенных принципов, которые называют принципами логистического моделирования.
Основными принципами логистического моделирования сбыта являются:
1) Системность. Важнейшим принципом, позволяющим смоделировать сложный по экономической природе процесс сбыта, является принцип системности. Система сбыта, это не произвольное сочетание элементов, а сопряжение взаимосвязанных и взаимообусловленных частей целого. В соответствии с этим принципом любая логистическая модель сбыта должна включать всю совокупность элементов (подсистем ориентированных на достижение общесистемных целей).
Модели управления запасами: как выбрать подходящую для вашего бизнеса
2) Целостность. Принцип целостности предполагает наличие в системе сбыта свойств, которых нет ни у одного из составляющих ее элементов. К примеру, ни склад, ни транспортный цех, ни цех упаковки, ни отдел сбыта по отдельности не состоянии осуществить законченный процесс сбыта, то есть удовлетворить платежеспособный спрос покупателей путем максимизации доходов фирмы.
3) Иерархичность. Принцип иерархичности дает возможность осуществить многоуровневую организацию системы сбыта, снять возможные противоречия и конфликты в распределении полномочий между элементами. Последовательная реализация этого принципа предполагает, что в рамках установленной компетенции каждая подсистема самостоятельна в определении способов и средств решения поставленных перед нею задач.
4) Функциональность. Принцип функциональности обуславливает существование у системы сбыта и каждого из ее элементов своего функционального назначения. Именно распределение функций предопределяет организационную структуру службы сбыта, а не наоборот. Иначе говоря, в логистическом моделировании сбыта всем структурным подразделениям подыскивают функции, а под определенную совокупность функций создают (моделируют) структурные подразделения.
5) Целенаправленность. Принцип целенаправленности означает, что как процесс моделирования, так и процесс функционирования логистических моделей сбыта должны быть подчинены определенным целям. Очевидно, если бы пришлось проводить ранжирование принципов, то данный принцип следовало бы поставить на первое место. Вся совокупность сбытовых целей должна иметь, по крайней мере, четыре измерения:
1. экономические цели – в целом совпадают с целями фирмы и направлены на максимизацию прибыли;
2. количественные цели – рост объемов сбыта, увеличение доли фирмы на определенном сегменте рынка, повышение скорости оборота средств и т.п.;
Логистика | Тренды в Логистике в 2022 году | Транспортная логистика
3. качественные цели – качество обслуживания, надежная обратная связь с клиентами, точное знание требований потребителей и превращение их в цели фирмы;
4. цели развития – рассматривают как внутрисистемные цели службы. Неразвивающийся сбыт – это сбыт, обреченный на отставание, «постоянное латание дыр».
Цели сбыта можно распределить по приоритетам:
а) Стратегические – включают в себя максимальное использование возможности фирмы на всех сегментах рынка; постоянное увеличение объемов продаж, при обеспечении оптимальной структуры сбыта, с учетом требования рынка и возможностей сбыта; сокращение времени оборота товаров и денег для повышения финансовой устойчивости фирмы; рационализация структуры каналов сбыта для более полного удовлетворения платежеспособного спроса.
б) Текущие цели – специфичны для каждой фирмы. Они могут включать в себя такие цели, как ускорение продаж наиболее выгодного товара, избавление от излишних запасов готовой продукции, придание регулярности сбыту сезонной продукции, оживление продаж товара и т.п.
в) Разовые цели – возникают как реакция фирмы на неожиданно представившуюся возможность увеличить объем сбыта. Разовые возможности важно вовремя распознать и своевременно поставить разовые цели для службы сбыта.
6) Управляемость. Принцип управляемости – можно интерпретировать как соответствие сложности управляющей подсистемы сложности процесса управления сбытом.
7) Адекватность. Принцип адекватности – предполагает максимальное отображение в логистической модели сбыта реально протекающих сбытовых процессов.
8) Наблюдаемость. Принцип наблюдаемости – основывается на том, что логистическое моделирование сбыта охватывает весь диапазон существующих моделей – от формальных математических до экспертных.
9) Альтернативность. Принцип альтернативности – подразумевает наличие альтернативной системы сбыта в свете меняющихся каналов сбыта и неустойчивости рыночной конъюнктуры.
10) Комплексность. Принцип комплексности – выражается в обязательном отображении в логистических моделях взаимосвязей всех элементов системы между собой и внешней средой, взаимного влияния друг на друга.
Для изучения свойств логистических систем, с целью управления этими системами и оптимизации их, используют модели. Модель можно определить как некоторое искусственное, аналогичное изучаемой действительности, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств (словесное описание, графически, логически). Любая модель не может быть всеобъемлющей, она должна быть направлена на решение определенной проблемы, обеспечивать получение решения к заданному моменту времени, так как запоздалое решение может быть ошибочным или вовсе не нужным.
Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования – прогноз поведения процесса или системы. Ключевой вопрос моделирования – «ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ. ». Под логистической моделью понимают любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве ее заместителя.
Рассмотрим прикладные варианты логистических моделей сбыта –детерминированные, стохастические и вербальные.
Детерминированные модели предпочтительны в рамках сбытовых подразделений предприятия. Стохастические модели позволяют учесть влияние на процесс сбыта различных внешних факторов. Вербальные модели строятся на обобщении опыта управления сбытом как сложной логистической системой.
Детерминированность логистического моделирования сбыта объективно заложена в повторяемости сбытовых операций, в наличии стационарных элементов распределительной логистики (например, складов), в возможности стандартизировать требования, предъявляемые к логистическим операциям. Именно возможность стандартизации сбытовой деятельности создает необходимые предпосылки для разработки детерминированных логистических моделей сбыта.
Система стандартов детерминированной логистической модели сбыта может быть представлена как некая совокупность подсистем. Подсистема функциональных стандартов включает стандарты планирования, учета, анализа, контроля и регулирования сбытовой деятельности предприятия.
Среди стандартов планирования можно назвать методики разработки планов поставок, планов продаж, расчетов нормативов запасов готовой продукции на складах и т.п.
Среди стандартов учета достаточно популярным за рубежом считается «стандарт кост» – система нормативного учета и контроля издержек сбытовой деятельности. Технические стандарты обычно разрабатываются на технологические операции распределительной логистики, включая складирование, погрузочно-разгрузочные работы, транспортировку, прием готовой продукции по количеству и качеству, хранению, подготовку продукции к потреблению, организацию обслуживания потребителей и т.п. вплоть до операции лизинга сложных объектов.
Трудовые стандарты в рамках детерминированных логистических моделей сбыта обычно мало чем отличаются от стандартизации трудовых процессов в целом на предприятии. Основное отличие трудовых процессов в сбыте заключается в том, что усилия работников сбыта направлены в основном на продвижение продукции к потребителю.
Стоимостные стандарты в условиях свободы ценообразования немонополизированного рынка включают различные методики ценообразования на готовую продукцию и услуги, оказываемые потребителям. При наличии многоканальной системы сбыта должны быть разработаны стандарты установления различных скидок с конечной цены продаж по звеньям цепи распределительной логистики.
Информационные стандарты определяют состав и порядок сбора информации связанной со сбытовой деятельностью, методы и инструменты ее обработки. Стандартизация информационных потоков строится на принципах полноты, достоверности, точности, своевременности поступления информации о состоянии сбытового процесса.
Возможности использования детерминированных логистических моделей сбыта в настоящее время существенно ограничены по причинам:
— экономическая и политическая неустойчивость российского рынка;
— недостаточное развитие законодательной базы рыночного типа;
— усиление факторов неопределенности и риска сбытовой деятельности в условиях несвоевременности платежей;
— низкая договорная дисциплина.
Кроме того, детерминированная модель сбытовой логистики объективно ограничена рамками предприятия и практически не может быть распространена на внешнюю среду, где жесткая регламентация факторов, влияющих на сбыт, по сути не возможна. Такая модель, ограниченная рамками предприятия, как правило не работоспособна во внешней среде, так как основные усилия сбытовой службы направлены вовнутрь предприятия.
Большей популярностью пользуются стохастические или вероятностные модели сбыта. Процесс построения стохастических логистических моделей сбыта обычно включает следующие этапы:
— формулировка целей и задач логистического моделирования;
— построение концептуальной модели процесса сбыта на основе первоначального вербального описания модели, а затем предварительной формализации сбытовой деятельности;
— формирование комплекса требований к разрабатываемой модели;
— построение модели процесса сбыта в целом и составление описаний элементов системы, а так же внешних воздействий;
— оценка пригодности полученной модели.
Нередко практическое использование логистических моделей данного типа затруднено из-за недостоверности информации о сбытовой деятельности, неуверенной интерпретации внешних и внутренних факторов. Но, пожалуй, главное затруднение заключается в том, что эти модели, как правило, переносят условности предшествующего периода на прогнозируемый отрезок времени, что далеко не всегда продуктивно в сбыте, где велика изменчивость конъюнктуры рынка.
Однако самыми распространенными моделями управления сбытом являются вербальные логистические модели, т.е. модели, построенные на обобщении опыта организации управления сбытом. Основным элементов вербальных логистических моделей сбыта являются организационные структуры сбыта, включая и организацию управления сбытовой деятельностью.
Организационную структуру сбыта с позиции логистического моделирования можно определить как совокупность подразделений предприятия и независимых коммерческих посредников, между которыми существует система различных связей (материальных, финансовых, информационных и др.), обеспечивающих продвижение товаров на рынок и оказание услуг потребителям. В организационной структуре сбыта выделяются подразделения предприятия, выполняющие сбытовые функции, независимые коммерческие посредники, являющиеся каналами распределения продукции, и взаимосвязи между ними.
Источник: studfile.net
Логистическая модель
Логистическая модель — это упрощенное представление логистических потоков отдельной экономической системы, которое преимущественно используется специалистами для прогнозирования, т.е. предсказания вероятности возникновения события, связанного с движением ресурсов и продуктов.
Сущность и этапы логистического моделирования
Последние десятилетия широкое распространение получило применение в логистических и связанных с ними процессах методов моделирования. Моделированием называется процесс создания модели, т.е. упрощенного представления объектов действительности, которое вбирает в себя только самые значимые черты моделируемого объекта, абстрагируясь от несущественных в рамках конкретного исследования подробностей.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Необходимость создания модели объясняется тем, что к реальному объекту невозможно применить ряд научных методов (прежде всего, экспериментирование). В этом случае исследователей выручают искусственно сконструированные модели.
Применение метода моделирования (не только в логистике, но и в других сферах деятельности) осуществляется в результате последовательной смены следующих этапов:
- Этап построения модели, что проявляется в отборе некоторых интересующих исследователя знаний об объекте-оригинале и переносе этих знаний на модель;
- Этап проведения «модельных» экспериментов, во время которых исследователи сознательно изменяют условия функционирования модели и систематизируют данные об ее «поведении»;
- Этап переноса с модели на объект-оригинал скорректированных с учетом его неотраженных свойств, полученных знаний;
- Этап практической проверки знаний, полученных с помощью моделей, и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
В настоящее время большую популярность приобрели методы математического моделирования. Они основаны на использовании математического языка и математического аппарата (в частности, системы уравнений и неравенств). Их применение в экономике (в том числе в логистике) нашло отражение в эконометрике (экономико-математическом моделировании).
«Логистическая модель»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Свойства оптимальных решений логистических моделей
Использование специально созданных логистических моделей позволяет получить исследователям необходимые решения. Причем их оптимальность определяется теми целями, которые были первоначально поставлены на этапе планирования процесса. Так, вид транспорта и конкретное транспортное средство могут быть выбраны как по критерию стоимости перевозки, так и по критерию скорости перевозки. Кроме того, на оптимальность решения оказывают влияние факторы текущей хозяйственной обстановки.
Необходимо понимать, что оценка рациональности конкретного мероприятия, предпринимаемого по итогам моделирования, во многом зависит от уровня управления, т.е. решение логистической задачи, которое оптимально для отдельного предприятия, может быть неоптимальным для отрасли или экономики в целом, и наоборот.
Таким образом, возможности использования логистических моделей для выбора оптимальных решений зависят от типа оптимизируемых процессов и характера решаемых вопросов.
Характеристика логистических моделей
Практически все модели, которые используются в логистике, являются гомоморфными. Эти модели подобны отображаемому объекту лишь в тех отношениях, которые характерны и важны для процесса моделирования. Другие аспекты строения и функционирования при гомоморфном моделировании игнорируются.
Вместе с гомоморфными еще выделяют изоморфные модели, которые являются полными эквивалентами всех особенностей моделируемой системы, т.е. существует возможность замены объекта оригинала на его изоморфную модель. Однако неполнота и несовершенство знаний о реальной системе делают практически невозможным построение и исследование изоморфных моделей.
Гомоморфные модели делятся на материальные и абстрактно-концептуальные. Материальные модели находят в логистическом управлении ограниченное применение, поскольку на моделях такого рода трудно и дорого воспроизвести основные геометрические, физические и функциональные характеристики объекта-оригинала. Кроме того, крайне ограничены возможности варьирования основных характеристика оригинала в процессе работы с моделью.
В сфере логистики в основном используются абстрактно-концептуальные модели, которые подразделяют на символьные и математические.
Построение символьных моделей базируется на различных знаках, символах, словах, кодах, массивах чисел, которые определенным образом организованы и изображают исследуемый оригинал. Однако информация, которая получена с помощью использования символьных моделей, неудобна для обработки в целях дальнейшего использования в системах логистического управления.
В связи с этим наибольшее распространение в процессе создания и эксплуатации систем логистического управления получили математические модели. Математическое моделирование бывает аналитическое (аналитическое описание) и имитационное (компьютерное воспроизведение).
Имитационные модели обладают более универсальным подходом, поэтому они нашли широкое применение в вопросах прогнозирования поведения логистических систем, проектирования и размещения предприятий, обучения и тренировки персонала и т.д. Суть имитационного моделирования заключается в том, что компьютером имитируется течение управляемого процесса, а затем анализируются результаты моделирования, чтобы сделать выбор окончательного решения.
Таким образом, в области логистической деятельности широко используются методы моделирования, которые могут существенно оптимизировать (повысить эффективность) результатов деятельности хозяйствующих субъектов.
Источник: spravochnick.ru
Логистика и построение бизнес-моделей компании
Одно из последних определений логистики звучит следующим образом: «Логистика представляет собой общую точку зрения: стратегическую, тактическую и операционную на компанию и ее партнеров по бизнесу с материальным потоком в качестве интегратора».
В мировой практике логистика стала целеполагающей сферой деятельности с середины 70-х годов. С этого времени акценты в оценке силы бизнеса сместились в область ресурсного потенциала и экономии на издержках обращения. Это прежде всего потому, что в современном бизнесе существенно возросло время прохождения товара по различным каналам материально-технического обеспечения (свыше 90% временных затрат), что и вызывает повышенный интерес к логистике.
Но прежде чем идти вперед стоит иметь ввиду, что в бизнес-моделировании построение процессных моделей является для компаний ВТОРЫМ шагом.
А первой в иерархии моделей (и в порядке их разработки) является, как правило, так называемая организационно-функциональная (матричная) модель.
Только очень малым растущим фирмам формальную оргструктуру заменяет оргкультура – общие ценности и цели сотрудников. Зато чрезвычайно важны отлаженные бизнес-процессы. И их, как это можно догадаться, немного.
Крупные компании вынуждены начать бизнес-моделирования с идентификации и инвентаризации всех бизнес-процессов и контуров управления, которые на этом этапе выступают в свернутом виде – в виде простого перечисления (классификатора) функций, поддерживаемых в компании (или ее «функционала»).
После чего, в модели необходимо закрепить зоны ответственности за выполняемые функции — в терминологии процессного моделирования, бизнес – реинжиниринга эта операция называется «назначить владельцев процессов».
В основе этой технологии, практически, лежат два инструмента моделирования:
Классификаторы и Матричные проекции
Классификаторы, представляют собой точные иерархические списки элементов модели. Каждый из элементов может быть охарактеризован набором дополнительных атрибутов. Количество таких списков-классификаторов определяется целью построения модели.
Фактически классификаторы представляют собой набор управленческих регистров, содержащих преимущественно неколичественную информацию, совокупность которых задает систему координат для описания деятельности компании. То есть, для получения полной картины бизнеса, кроме привычных для бухгалтерского учета регистров, выработанных в плане счетов и отражающих только финансово-хозяйственную деятельность, вводятся дополнительные регистры, которые отражают другие объекты учета.
Матричная проекция (Матрица) — это два классификатора, элементы которых имеют установленные связи друг с другом. Назначение проекций – задать систему отношений между классификаторами бизнес — модели.
Так же как пространственный объект любой сложности (например, здание) может быть представлены конечным числом двумерных (плоских) проекций — чертежей, так и несколько матриц дают возможность строить многомерные структурные описания системы, делают сложные конструкции обозримыми и документируемыми
Каждое предприятие пронизано сложнейшей системой отношений и связей. И тем не менее, все задачи принятия решений по закреплению ответственности, средств и т.п. решаются методом парных проекций регистров-классификаторов с последующим выводом многомерных отчетов.
Выбирая количество классификаторов и глубину иерархии мы можем получать модель бизнеса той или иной степени точности.
Например, для построения организационно-функциональной модели применяется всего несколько классификаторов:
— Основные бизнесы, группы продуктов и услуг компании
— Ресурсы, потребляемые, компанией в ходе своей деятельности
— Функции (бизнес-процессы), поддерживаемые в компании
— Организационные звенья компании
В самых простых моделях этого типа отсутствует даже классификатор ресурсы.
Зато классификатор функции, обычно разбивают на 2 или 3.
Основные функции – непосредственно связанные с процессом преобразования внешних ресурсов в продукцию и услуги предприятия.
Функции менеджмента – или функции управления предприятием. Примем для начала, что задачи управления описываются следующим набором компонент — функциональных областей менеджмента (Рис.5). Это не истина в последней инстанции (кто-то может предложить иное), но такой выбор представляется полезным, хотя бы для того, чтобы сдвинуться с места.
Функции обеспечения – поддерживающие производственную, коммерческую и управленческую деятельность. Эти функции создают условия для реализации основных функций и функций менеджмента.
Надо также иметь ввиду, что главной функцией Компании является предоставление продуктов и услуг. Поэтому сначала производится формальное описание, согласование и утверждение руководством предприятия перечня его бизнесов (направлений коммерческой деятельности), продукции и услуг. Из этого классификатора внешним контрагентам должно быть понятно, чем предприятие интересно рынку, а для внутренних целей — ясно для чего нужен тот или иной функционал компании.
Очень важным свойством классификаторов является их иерархичность (Рис. 6).
Например, если на «верхнем» уровне компоненты логистики поддерживаемые в компании выбираются, как правило, из такого ряда :
· Закупочная логистика — обеспечение предприятия материальными ресурсами.
· Распределительная логистика — обеспечение рационализации процесса физического продвижения продукции к потребителю и формирование системы эффективного логистического сервиса.
· Производственная логистика — обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
· Складская логистика — операции, непосредственно связанные с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.
· Транспортная логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
Причем компания сначала, должна определить, поддерживается ли у нее, вообще, та или иная группа функций. На следующем же уровне происходит уточнение (детализация) каждой из этих компонент. Например, в складской логистике в компании могут поддерживаться (или не поддерживаться) следующие задачи управления:
— Состав и назначения складов
— Система и средства складирования
— Управление запасами
—o Управление параметрами поставок
—o Управление параметрами заказа
—o Управление уровнем запасов
— Организация работы складов
— Бюджет хранения
На следующем уровне могут быть раскрыты задачи решаемые в области «Управления запасами» и т. д.
Выработка критериев для отнесения функции к тому или иному классу может происходить с помощью, так называемых, матриц-генераторов. Кроме того, одновременно может производиться анализ полноты реализации или обеспеченности выполнения функций (подфункций, задач), что предполагает исследование этапности в реализации данной функции (задачи).
Например, можно принять в качестве стандартного для компании некоторый управленческий цикл (Рис. 7), то есть договориться, что некий компонент управления считается поддержанным в компании если он последовательно проходит данный список управленческих операций.
Тогда, с помощью матрицы-генератора, которая раскладывает компоненты менеджмента по этапам управленческого цикла, происходит формирование или проверяется полнота функций управления по каждой из компонент (Рис. 8). Конечно, надо помнить, что на рисунке изображен верхний уровень классификатора «Компоненты менеджмента» — такое разложение нужно делать после проведения детализации компонент до нужного уровня…
Основные и обеспечивающие функции можно получить с помощью аналогичных матриц-генераторов (Рис.9) Но здесь разложение компонент идет по этапам производственно-коммерческих и технологических , а не управленческих циклов.
Функции обеспечения вторичны – они создают условия для выполнения основных функций и функций менеджмента. Проекция бизнес-функций на типовые компоненты производственного обеспечения определяет обеспечивающие бизнес-функции. Проекция функций менеджмента на компоненты обеспечения менеджмента – обеспечивающие функции менеджмента (см. Рис. 10 и 11).
Существует много способов формирования классификаторов функций — анализ организационных документов, анкетирование, «мозговой штурм» и т.п.
Примечание: При заполнение классификаторов очень важно не выдавать желаемое за действительное и описывать компанию «AS IT — как есть». Внесение изменений, совершенствование или «реструктуризация управления» компанией т.е. переход к модели «TO BE — как надо» — это отдельная проблема, которую решают потом. Желательно перед этим определиться со стратегией этих изменений.
В результате этих операций производится идентификация функционала и создается единая терминология описания функций предприятия, которая должна быть согласована всеми ведущими менеджерами.
Составление классификатора оргзвеньев достаточно прозрачно и на этом можно не останавливаться – важно только, чтобы уровень детализации функций соответствовал уровню детализации звеньев.
После формирования всех базовых классификаторов и производится их закрепление за оргзвеньями предприятия.
Делается это с помощью описанных ранее матричных проекций. По научному это называется формирование матрицы-распределителя функций по оргзвеньям (Рис. 12). А на практике напоминает игру в крестики-нолики (Рис. 13):
Таким образом, процесс создания Положения об организационно-функциональной структуре Компании состоит и вполне определенных этапов (Рис.15) и доступен для понимания и самостоятельного освоения.
При создании таких модели имеются скорее технологические сложности.
Таблица проекций функций на исполнительные звенья может иметь весьма большую размерность. В средних компаниях это 500 единиц – 20 звеньев на 25 функций. В больших компаниях это может быть 5 000 единиц — 50 звеньев на 100 функций. Это усугубляется еще и тем, что продвинутые компании имеют склонность к увеличению степени детализации моделей!
Вполне очевидно, для построения модели необходимы не только типовые методики и процедуры, а так же специальные программные средства, поддерживающие работу по таким методикам и процедурам. Решение не заставило себя долго ждать.
В начале 90-х годов на Западе появились первые специализированные программы, способные помогать решению задач, связанных с организацией управления предприятием — Orgware (программы организации деятельности). Такие программы уже несколько лет применяются в составе наиболее мощных западных систем «комплексной автоматизации» (R3 компании SAP, BAAN, SOCAP).
С выходом на отечественный рынок решений БИГ-Мастер в России появились отечественные разработки подобных программ, причем в варианте, допускающем применение и вне рамок дорогих корпоративных информационных систем.
Первое из таких решений (БИГ:Мастер 1.1) поддерживало только формирование агрегированной организационно функциональной модели (Рис. 16)
В дальнейшем пакет таких решений расширился и сейчас они образуют семейство, достаточное для поддержания различных бизнес-моделей компании:
БИГ- Мастер 1.2
Организационное проектирование (от структуры до должностных инструкций)
БИГ- Мастер 2.4
Организация бюджетирования и бюджетной информации (с исполнительной Excel- системой)
БИГ- Мастер 3.1
Стратегия и реструктуризация
БИГ- Мастер 4.3
Организация маркетинга и маркетинговой информации (с исполнительной Access-системой)
БИГ-Мастер 7.1
Организация бизнес-процессов и логистической информации
Существует и средство поддержание полной бизнес-модели компании, объединяющее все вышеупомянутые модели и инструменты их создания.
БИГ-Мастер 10.2
Менеджмент- инжиниринг (Инструмент для построения полной бизнес модели предприятия с возможностью формирования дополнительных классификаторов, проекций и отчетов)
Отметим, что БИГ-Мастер 7.1 помимо матричного моделирования полностью поддерживает технологию описания бизнес-процессов SADT в формате IDEF0
Вообще наличие в одном инструменте двух инструментов моделирования является чрезвычайно полезным. Так как последовательность построения полной бизнес-модели компании может быть сведена к следующим этапам:
1. Матричное моделирование: определение функционала, базовых структур предприятия и зон ответственности («кто – за что»). То есть назначение владельцев процессов для тех элементов модели которые требуют процессного описания. (Существует проблема выбора описываемых процессов — не всем под силу описать все. Да и для некоторых аспектов деятельности такое описание является избыточным… охрана, уборка и т.п.)
2. Процессное описание («кто-кому-что-как») при котором производится развертывание функций в процессы: т.е. происходит добавление материальных и информационных потоков, разложение функций на более мелкие вплоть до операций и назначение исполнителей этих операций…
3. Возврат в матричную модель – втягивание операций с их исполнителями и построений полной модели ответственности …(из которой могут быть выведены любые организационные отчеты-регламенты вплоть до должностных инструкций..)
Примерно такая же последовательность действий выполняется и в процессе сертификации на соответствие стандартам качества системы ISO9000 (Рис. 18).
Предприятие обязательно должна реализовать стадию формализации бизнес-процессов – описание предприятия в виде системы процессов одно из основных требований последней редакции стандарта ISO9000 (Рис 19, 20). Однако, на начальном этапе подготовки к сертификации необходимо просто разобраться «кто и что делает» или, опять-таки выражаясь более научно, определить функционал и зоны ответственности. (Один из первых руководящих документов стандарта ISO9000 так и называется – Management Responsibility – Ответственность менеджеров). В западном, хорошо организованном бизнесе, это означает выпустить еще один документ на основании существующих, выделив только один из аспектов деятельности (обеспечение качества). У нас – провести все ту же работу по первичной регуляризации бизнеса, которая с самого начала обозначалась группой БИГ как первый шаг при постановке любых задач в области менеджмента.
Вообще, модели бизнес-процессов на порядок сложнее, как по построению, так и во внедрении. Как показывает опыт, для большинства российских компании, разработка даже сравнительно простых организационно-функциональных моделей, которая должна предшествовать, вызывает существенные трудности.
В процессной модели преобладает функционально-технологический подход, объединения и связывания бизнес-функций по процессам – т.е. их последовательностям объединенным в технологические цепочки (или по этапам принятия управленческих решений для функций менеджмента). Второй подход, предполагает подробное системно–целевое описание компании, выстроенное по иерархии управления и исполняемым функциям, направленным на достижение определенных целей.
С точки зрения БИГ, при построении системы управления предприятием важны оба взгляда – первый позволяет осуществить «горизонтальную интеграцию», т.е. с необходимой точностью и полнотой связать материальные и информационные потоки. Второй, как бы, придает осмысленность деятельности компании (управление по целям) и поддерживает «вертикальную интеграцию» – координацию между собой различных иерархических контуров управления от стратегического планирования до оперативного руководства линейными звеньями.
- 8620 просмотров
Источник: logist.club