На дворе XXI век, но многие компании, имеющие собственные службы логистики, до сих пор работают по технологиям 15-20-летней давности, например, вручную составляют маршруты и разрабатывают логистические цепочки. Эксперт по программам управления логистикой Олег Качмашев считает, что такие компании не смогут на равных конкурировать с более продвинутыми конкурентами. О том, как должно быть устроено управление логистикой в современной компании, Олег Качмашев рассказал в корпоративном блоге системы «Маппа».
Олег Качмашев – эксперт по программам управления логистикой, консультант по выбору логистического ПО. Доцент СПбГЭУ, кандидат экономических наук. В течение нескольких лет занимался разработкой алгоритмов с применением искусственного интеллекта для поиска лучших ценовых решений в области гостиничного бизнеса. Сейчас в круг его профессиональных интересов входят логистика и гибкие методы управления.
Как повысить продажи в логистике? Как увеличить продажи в транспортно логистической компании?
Какие ошибки совершают компании в управлении логистикой
Большинство компаний, которые организуют процессы доставки самостоятельно, верны устоявшимся привычкам в управлении своей логистикой. Они не хотят делать правильно, ведь это требует не только перестройки процессов внутри бизнеса, но и перестройки ментальности.
В компаниях не работают с прозрачностью. Например, не заводят остатки на складе. Возникает «эффект хлыста», когда незначительные изменения в спросе приводят к большим колебаниям в закупках и затовариванию складов.
В феврале 2022 года с внутренним «хлыстом» столкнулось подавляющее число владельцев бизнеса, имеющих закупки в валюте. Когда закупочные цены увеличились, технологи в панике сформировали большие запасы. Эти закупки даже не фиксировали в учётных системах. Теперь, когда цены нормализовались, неоприходованные товары оказались никому не нужны: реализовать их по реальным ценам невозможно, а в производственных планах им нет места.
Глобальная тому причина – отсутствие информации. Регламентированных процедур по управлению логистикой на предприятиях малого и среднего масштаба нет, как и не определены лица, ответственные за эти процессы. Чтобы избежать подобных кейсов, системой должны быть предусмотрены все процедуры. С внутренним «хлыстом», например, это процедура срочной закупки.
Какой должна быть система управления логистикой
Программа управления логистикой должна быть понятной и доступной. У неё должно быть информационное сопровождение. У отраслевого софта с этим проблемы. Поэтому бизнес часто нуждается в помощи при выборе программного обеспечения.
Следует обращать внимание на то, чтобы у вендоров систем управления логистикой в команде были аналитики-логисты. Они помогут создать работающий инструмент автоматизации и реорганизовать при необходимости внутренние процессы.
С чего Начать заниматься ГРУЗОПЕРЕВОЗКАМИ. 3 ШАГА
Система управления логистикой накладывает требования на IT-инфраструктуру компании. Важна помощь в её подготовке для запуска новой программы и проработка резервных каналов хранения и передачи информации.
Какие технологии в логистике будут наиболее востребованы в ближайшие 2-3 года
В глобальном масштабе – перспектива развития искусственного интеллекта. Это технологии самостоятельного определения «триггеров», которые влияют на выбор пользователя.
Текущие системы могут работать с заданными параметрами: программа, к примеру, ориентируется на погоду, загруженность дорог – и выбирает для логиста наилучший вариант.
Будущее технологий логистики за поиском «триггеров» искусственным интеллектом. Пока таких систем нет, но они появятся в самом скором будущем.
В масштабе России первоочередной вектор – комплексное развитие и распространение WMS- и TMS-систем. Программ, которые отличаются простотой и станут доступны предприятиям любого размера.
В чём плюсы и минусы облачных логистических решений
Плюс «облака» в том, что логистическое решение можно легко развернуть. Подготовка IT-инфраструктуры не потребуется.
«Облако» также закрывает вопрос утери данных: создаются резервные копии учётной системы, которые при желании можно хранить в других облачных сервисах. Дублировать информацию необходимо в любом случае: и в «облаке», и на серверах.
Большая проблема, которая тормозит развитие облачных логистических решений – in-house программисты. «Если у меня есть свои специалисты, зачем я должен платить за какую-то систему?» – задаётся вопросом типичный владелец бизнеса.
Например, в компании купили и поставили логистическое решение, а всю дальнейшую работу по сопровождению оставили на своего информационщика. Обычно через 6-7 месяцев у такого бизнеса начинаются проблемы. Штатный специалист не справляется, потому что новую систему не знает, а средства на обслуживание вендором изначально не заложили.
Пока в России мало кто готов идти по пути подписки. Посмотрите на музыкальные стриминги: кто-то пользовался Spotify, перешёл на «Яндекс.Музыку» и ругается. Но большинство в стране не понимает, что им не нравится, ведь они ни «Яндексом», ни Spotify никогда не пользовались. Очень мало, кто готов платить за подписки – это главный минус «облака» для России.
Какие факторы мешают развитию информационных технологий в логистике
Человеческий фактор по-прежнему побеждает все остальные факторы. Либо стандартов работы нет, либо они есть, но их игнорируют.
Большое количество «тараканов», которые препятствуют развитию логистики, в головах дирекции. Это странная боязнь потерять информацию или раскрыть свои тайны, которые в общем-то ни для кого тайнами не являются. Например, стоимость каналов или продуктовых сегментов.
С подобным страхом рекомендовать системы сложно. В консультациях часто приходится не выбирать эффективную систему, а бороться с «тараканами» в голове собственника бизнеса.
На наших предприятиях нет унификации. Мой партнёр, специалист по проектированию атомных систем из Европы, начал работать на российскую компанию и ужаснулся. В учётной системе куча разных стандартов, а процессы дублируются «на всякий случай».
В России участники логистических процессов одинаковые вещи учитывают и измеряют по-разному: даже адреса и штрих-коды записываются везде по-своему. А без унификации нет массового продукта, который не требует доработок и отвечает финансовым возможностям бизнеса.
В наших компаниях редко налажены процессы сбора обратной связи от пользователей и клиентов. Руководитель не знает, как удобно получать товар клиенту, чем удобно пользоваться сотруднику. Возникает ситуация, когда систему поставили, но никто ей не пользуется.
Необходимо стимулировать обратную связь от сотрудников и от покупателей. При этом, важно, чтобы и клиент, и сотрудник получали реальную выгоду.
Почему компаниям с собственными службами доставки необходимо инвестировать в цифровизацию логистики
- Чтобы не терять потенциальную прибыль. У огромного количества компаний, которые имеют свой автопарк, нет срочной доставки («день в день»). Проблема решается установкой информационной системы и возможностью логисту отслеживать водителей, оперативно назначать им новые задания. В компании боятся потратиться на сервис, а в итоге теряют долю рынка в доставке.
Что подталкивает компании к поиску логистических IT-решений
Влияет только один фактор. Он определяет, в какой момент в компании пойдут искать систему: процессы цифровизации логистики запускаются только тогда, когда от компании начнут уходить клиенты.
Только реальная потеря клиентов покажет, что надо что-то предпринимать. В большинстве случаев компании работают в хаосе и решают большинство вопросов в пожаре. Ведь, если клиент заплатил – всё хорошо.
Это неправильный подход. Необходимо смотреть вперёд и понимать, что в определённый момент текущее устройство не справится и случится крах.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал , страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен» .
biz360
25 августа 2022
Хотите автоматизировать бизнес?
Оставьте заявку — и получите доступ к 1С
Спасибо, в ближайшее время наши партнёры свяжутся с вами
Источник: biz360.ru
Логистика-2023: цены, решения, тренды
События 2022 года перекроили рынок международных перевозок и доставки грузов в Россию. Неопределенность сохраняется, однако сейчас некоторые тренды у можно выделить. Как будет развиваться логистика в 2023 году, в этой колонке рассуждает генеральный директор транспортной компании Novelco Григорий Григорьев.
Фото: Novelco
Разделение на лагеря
Как настроить логистику, которая позволит вести бизнес в сложное время
Отлаженная логистика позволяет бизнесу выживать даже в самые тяжелые времена и оставаться на плаву в сложнейших экономических условиях. Сегодня мы решили разобраться, что нужно делать, для того чтобы настроить логистику, позволяющую вести бизнес тогда, когда многие компании испытывают финансовые трудности. Помогали нам в этом специалисты экспресс-доставки AZ Express.
Определить задачи логистики
Прежде всего необходимо разобраться с логистическими задачами, ориентироваться на запросы потребителей и особенности конкретного продукта. Определившись с этим, ты поймешь, нужен тебе только склад для хранения, так как поставщики сами привозят груз, а покупатели так же самостоятельно его могут забрать, или же следует выстраивать сложную логистическую цепочку с таможенным оформлением и курьерской доставкой.
Основная цель логистики — объединить все ресурсы компании, грамотно распределить их по всем бизнес-процессам и оптимизировать затраты. При грамотном планировании всё это осуществимо.
Найти лучшие решения
Зачастую лучшие решения лежат на поверхности и уже успешно используются конкурентами на рынке. Нет ничего постыдного в том, чтобы взять за основу имеющиеся логистические технологии и применить их у себя, адаптировав под специфику собственной компании и потребности покупателей. Не нужно изобретать велосипед — можно купить его или взять напрокат.
Выбрать надежного логистического партнера
Для этого необходимо обращать внимание на наличие современных интеграционных инструментов, рекомендаций от известных компаний и уровень сервиса со стороны менеджера, с которым ты коммуницируешь. Это поможет понять, насколько потенциальный партнер заинтересован в сотрудничестве.
Профессиональные компании, гарантирующие предоставление качественных услуг, предложат тебе несколько логистических вариантов, адаптированных непосредственно под специфику твоего бизнеса. Они будут содержать подробное описание маршрутов, процессов и операций, начиная со стадии оформления заказа покупателем и заканчивая моментом получения покупки.
К примеру, компания AZ Express предлагает своим корпоративным клиентам, занятым в сфере электронной коммерции, максимально широкий спектр услуг — от получения данных о заказе через личный кабинет до работы с возвратами, от фулфилмента до факторинга. Также она работает с наложенным платежом и делает возврат документов.
Компания внедряет инструменты API, готовые решения для имеющихся CRM-систем, готовые интеграционные бесплатные модули (PHP, Bitrix, Drupal, WordPress, LeadVertex), занимается курьерской доставкой, а также предоставляет собственные складские помещения для хранения продукции.
Синхронизировать маркетинг и логистику
Логистические процессы могут существовать отдельно от сферы деятельности маркетологов. Но максимальных оборотов прибыли и эффективности работы можно достичь только при помощи синергии. Важно, чтобы логистика функционировала в соответствии с потребностями маркетинга, но не наоборот.
Маркетинговая стратегия влияет на стоимость продукции и эффективность продаж в целом. И в этом контексте логистику стоит рассматривать как средство для ее реализации.
Сотрудники отдела маркетинга должны транслировать логистам свои четкие требования, а также показывать перспективы развития в выбранной нише и возможности улучшения работы. Эффективное логистическое решение способно существенно сократить расходы на транспортировку, тем самым увеличив прибыль компании.
Оптимизировать логистические маршруты и графики
Рациональные транспортные маршруты, согласованные графики погрузки и разгрузки (cut-off), снижение затрат на хранение продукции — всё это улучшает бизнес-показатели, увеличивает финансовые показатели и повышает лояльность покупателей к компании. Этого можно добиться путем размещения нескольких точек хранения в рамках города, региона или целой страны, а также путем увеличения штата или консолидации заказов. Покупателям важно получать свои заказы в полном объеме, а не дожидаться прибытия по частям.
Нарушение сроков доставки влечет за собой штрафные санкции со стороны партнеров, а также ухудшение позиций компании на рынке, что принесет еще и репутационные потери.
Кстати, среднее время отгрузки товаров со склада с момента поступления заказа у AZ Express занимает менее шести часов, при этом компания осуществляет более десяти тысяч отправлений в день.
AZ Express занимается экспресс-доставкой документов, посылок и грузов по России и всему миру. Это команда опытных профессионалов, совершающих эффективные операции и обеспечивающих персональный подход к клиентам. Компания способна добиться максимальной автоматизации бизнес-процессов своих партнеров за счет знаний и экспертизы логистического рынка страны и международного бизнеса. Также AZ Express располагает собственной и современной системой IT-инструментов, позволяющих предельно оптимизировать работу компаний.
AZ Express работает как с частными, так и с корпоративными клиентами, предлагая услуги по доставке, фулфилменту (обеспечению логистики для интернет-магазинов) и кросс-докингу, направляя товары непосредственно потребителю и снижая расходы партнеров на складское хранение.
Источник: brodude.ru