В настоящее время наибольший объем перевозок в Беларуси составляют крупные промышленные грузы, не требующие специфических условий хранения и перевозки, а логистический аутсорсинг распространен очень незначительно. В то же время, весьма динамично развивается сектор услуг по ответственному хранению, как и услуг, повышающих добавленную стоимость товара (упаковка, сортировка, маркировка). Посмотрим, что происходит на рынке сейчас, ну и каковы его перспективы в ближайшее время.
Участники рынка
Согласно статистике, в Республике Беларусь официально сегодня действуют 644 транспортно-экспедиционных и логистических предприятий, в том числе 280 индивидуальных предпринимателей. Лидером рынка транспортно-экспедиционных услуг, по данным БАМЭ, стал официальный экспедитор БЖД «Белинтертранс», а среди предприятий частного сектора экономики — АВАНТ-РЕЙЛ, которое вышло на рынок в 2012 году. Следовательно, рынок не является запредельно конкурентным, и, обладая значительными активами, даже новое предприятие может на нем закрепиться.
Грузоперевозки в Беларуси, сколько можно заработать
Статистика услуг
Общий объем транспортно-экспедиционных и транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь составляет около 2 млрд долларов США, в том числе более полумиллиона — по договорам с резидентами Республики Беларусь. На долю железнодорожного транспорта приходится около 1 млрд долларов США, автомобильного – 700 млн, водного – около 100 млн и остальная часть – на воздушный транспорт. В последние годы в Республике Беларусь возрастает доля экспорта и снижается доля импорта транспортных услуг.
Хранение, упаковка, сортировка, маркировка
Отдельную часть рынка транспортно-логистических услуг составляет динамично развивающийся сектор услуг по ответственному хранению и услуг, повышающих добавленную стоимость товара (упаковка, сортировка, маркировка). Такие услуги развиваются на базе крупных складских и транспортно-логистических комплексов, а наиболее полно реализуются при их управлении 3PL провайдерами.
Очевидно, что при текущей загруженности складов на рынке существует неудовлетворенный спрос на транспортно-логистические услуги, который ежегодно будет только прирастать. Основным источником роста в ближайшие годы, по оценкам экспертов, является ритейл. Ритейлеры, приходя на рынок, снимают себе помещения для торговли, офисы и складские помещения.
Таким образом, можно сказать, что ритейл — это двигатель, который тянет за собой все сегменты рынка и потребность в складских помещениях, соответственно, прирастают. На сегодняшний день, в Республике Беларусь существует несколько крупных розничных сетей, которые представлены от 4 до 115 магазинов в различных регионах. За последние годы в Беларуси увеличилась доля крупных торговых организаций в розничном товарообороте.
Стоимость строительства складов
Средняя стоимость строительства объектов производственно-складского назначения из сэндвич-панелей варьировалась от 640 до 810 долларов США за квадратный метр, зданий с железобетонным каркасом – от 380 до 620 долларов. Наиболее дорогим является строительство холодильных складов, к увеличению стоимости приводят повышенные требования к материалам, конструктивные особенности и установка холодильного оборудования.
Заработок в грузоперевозках | Как заработать в грузоперевозках | Доход в грузоперевозках
Стоимость квадратного метра строительства холодильных складов по объектам-аналогам оценивается в 1238 долларов США. Ставки аренды складов не изменились, и в ближайшее время не изменятся, отмечают эксперты. С ростом предложения будет возрастать и интерес. Придут крупные девелоперские компании, которые обслуживают ритейл в Казахстане и России.
В результате Беларусь со временем может превратится в перевалочную базу. Для обеспечения предложения на рынке транспортно-логистических услуг в соответствии с намеченным планом развития логистической системы Беларуси, было реализовано около сотни инвестиционных проектов. Из них свыше 700 тысяч м2 придутся на помещения А класса. На ввод их в эксплуатацию привлечено уже почти 400 млн долларов США.
Технологии 3PL и 4 PL
Ряд операторов рынка «Белтаможсервис», «Давдцать четыре», «БЛТ-логистик» (представительство Asstra), «Белинтерлогистик», представительство «СТА-Логистик» заявляют уровень оказания услуг по технологии 3PL. Услуги 4 PL не представлены на рынке, как и отсутствуют подобные операторы на территории партнеров Республики Беларусь по ЕЭП. Что же касается перспектив количественного роста рынка транспортно-логистических услуг в Республике Беларусь в нижнем сегменте (услуги по перевозке, грузоперевалке и складированию), то здесь ожидается ежегодный прирост в 2-5%, для среднего сегмента контрактной логистики — в 10-15%. Наибольший прирост прогнозируют для высшего сегмента системной интеграции и управления цепочками поставок. Поэтому не удивительно, что логистические предприятия все чаще задумываются о своем будущем и меняют рыночные ориентиры.
Проблемы и тенденции
Подытоживая вышеизложенное, можно выделить ряд проблемных моментов в развитии белорусского рынка транспортно-логистических услуг. Прежде всего, бросается в глаза недостаточное использование уникально удобного для транзита географического положения страны.
Периодические проблемы с транзитом железнодорожным транспортом решаются с помощью кратковременных мер, каких-либо решений стратегического характера, согласно имеющейся информации, нет даже в проекте. Транспортно-логистические центры, за небольшим исключением, создаются компаниями, имеющими опыт в области строительства и управления недвижимостью, практически без участия крупнейших логистических операторов, владеющих пониманием внутренних закономерностей и особенностей рынка. Развитие складского сегмента транспортно-логистического рынка, главным образом, с участием крупных ритейлерских компаний, может свидетельствовать о вероятности дальнейшего увеличения импорта и, соответственно, о возможном увеличении отрицательного сальдо внешней торговли, несмотря на объявленную в стране борьбу с импортом. Положительное сальдо по услугам в области международных грузоперевозок автомобильным транспортом, на фоне жесткого ограничения участия белорусских перевозчиков в перевозках грузов между Россией и странами ЕС, является лишним подтверждением этого прогноза.
Источник: dzen.ru
10 трендов логистики, которые изменят белорусский бизнес в ближайшем будущем
– Мир больше не будет таким, как прежде. То что сейчас происходит – это не кризис, а необратимый болезненный переход к новому технологическому укладу, кульминацию которого переживают экономически развитые страны.
Нынешний период продемонстрировал, что огромное число успешных еще вчера бизнес-моделей сегодня безвозвратно устарели.
Речь идет о возможном создании в Беларуси производственных мощностей, которые смогут выпускать продукцию для перечисленных компаний и не только. Речь о малых воздушных транспортных средствах.
Второй пример – IKEA продает более 60% продукции, произведенной на территории России, на этом же рынке. Это касается и Беларуси, так как мы находимся в едином таможенном пространстве.
2. Пересылка файлов вместо перевозки товаров
Для некоторых товаров (и их число будет расти) физическая транспортировка уже утрачивает важность.
Например, зачем отправлять из Китая в Беларусь корпус автомобильного зеркала, если можно просто прислать по электронной почте его 3D-модель и распечатать на экструзионном (3D) принтере.
Такие принтеры уже есть во многих белорусских компаниях. Полагаю, что скоро появятся и центры 3D-печати.
Некоторые мои коллеги уже сегодня распечатывают себе раз в две недели новые «крышки» для своих смартфонов.
3. Сокращение затрат на таможенные платежи
Эта тенденция тесно связана с описанной выше. Пересылка файлов приведет к уменьшению числа товаров, перемещаемых через границы. Контролировать пересылку файлов и облагать их пошлинами, при всем желании, не получится.
Основная добавленная стоимость будет не в печати, а в чертеже – в модели. Поэтому вместо многих готовых товаров будут импортироваться просто полимеры для их производства. А они не предполагают таких таможенных сборов, как готовые товары с высокой добавленной стоимостью.
4. Автоматизация всего, что можно автоматизировать
В логистике белорусских компаний уже активно применяются электронные технологии управления складскими операциями, диспетчеризации транспорта. Беспилотные штабелеры (транспортное средство, оборудованное механизмом для подъема, хранения и перевозки грузов с установкой их друг на друга – прим. «Про бизнес.») и транспортировщики вместо грузчиков и комплектовщиков – уже реальность для нашей страны.
Такая профессия как экспедитор в ближайшие 5-7 лет станет рудиментом. Это произойдет из-за появления интернет-сервисов, связывающих грузовладельца с агентами, перевозчиками, терминалами, страховыми компаниями. Экспедиторы будут подбирать схемы поставок и предоставлять обширные электронные сервисы. В Беларуси мы, например, уже активно используем высокотехнологичные решения в своих проектах.
5. Уменьшение роли дилеров, дистрибьюторов и других посредников
Люди становятся более рациональными и прагматичными. Сейчас они больше, чем раньше, сравнивают предложения. Менее подвержены импульсным покупкам.
В то же время производители все чаще видят в дилерах и дистрибьюторах препятствия на пути к конечному потребителю. Сейчас многие компании, которые вчера «избегали» работы с конечными покупателями, активно эксплуатируют системы электронных заказов. С их помощью каждое физическое лицо может разместить персональный заказ прямо у производителя. Например, можно заказать мебель, товары интерьера, строительные материалы, одежду и т.д.
Белорусская логистика: как превратить активность в эффективность
Андрей Поддубский, учредитель и директор транспортно-логистической компании «Фабеас», выступил в газете «Белорусы и рынок» с анализом существующей ситуации в сфере логистики в Беларуси. Автор статьи сумел провести параллель с опытом соседнего государства – Польши.
В Польше, также как и в РБ, был командно-административный режим управления и до 90-х годов прошлого века логистика играла роль лишь распределителя готовых товаров. В середине 90-х уже во всю ощущалась нехватка квалифицированных кадров… В наши дни польская логистика догнала западноевропейскую. Как им это удалось?
Эта страна начинала с повышения уровня специализированного образования в сфере транспортной логистики. Ученые мужи выискивали достойные сектора в логистических потоках Европы. Затем с математической точностью были рассчитаны места для постройки логистических центров.
После таких подготовительных работ, которые в полной мере обосновали дальнейшие шаги, начинается этап финансирования. Таким образом, прежде чем строить, была проверена научная подготовительная работа для строительства транспортно-логистических центров. Были учтены существующие грузопотоки и спрогнозированы будущие.
Беларусь вполне могла бы перенять опыт Польши по построению эффективной логистики «с нуля». Местоположение РБ как нельзя лучше способствует тому, чтобы начать зарабатывать на грузопотоках. Опыт Польши показывает, что за двадцать лет вполне реально привести эту обрасль в порядок и начать зарабатывать. В настоящее время наблюдается бум строительства «логистических центров». Но поскольку не были проведены предварительные исследовательские мероприятия, построенные коробки ТЛЦ могу оказаться незаполненными.
Подготовительные работы включают определение транзитных грузопотоков, которые бы могли пойти через Беларусь; создание привлекательных условий для владельцев грузов, включая низкие цены, упрощенное таможенное оформление, увеличенную пропускную способность границы, оснащение центров современным оборудованием и много другое. Когда это все будет сделано, логистика по праву сможет определять благосостояние страны такой как Беларусь.
Источник: otborta.ru