Люди и виды деятельности связанные с одним видом бизнеса

Наиболее часто применяются на практике две типологии профессий: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

10 высокооплачиваемых творческих профессий

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности. Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.

Тип профессиональной среды

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

КАК ПОНЯТЬ, КАКОЕ ДЕЛО ИМЕННО ТВОЕ

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Тип среды

Источник: www.grandars.ru

Деятельность человека: понятие, особенности, классификация

На фоне кота

Деятельность является непременным условием как существования отдельных личностей, так и существования социума в целом. Деятельность позволяет людям удовлетворять собственные потребности, развиваться, формироваться в личностном плане. Ниже мы рассмотрим это понятие более подробно, расскажем о разновидностях деятельности человека, ее структуре и характерных особенностях.

Что такое деятельность?

Деятельность — это целенаправленное и активное воздействие определенного субъекта действительности на некий конкретный объект, при этом данное воздействие позволяет субъекту достичь определенной цели, удовлетворив, таким образом, свои потребности. Следовательно, в деятельности участвуют:

  • Субъект, т.е. само действующее лицо, человек, являющийся источником активности;
  • Объект, под которым подразумевается пассивная и инертная сторона, на нее и направлено воздействие субъекта. Объектом может быть и неодушевленный предмет или вещь, и другие люди (так, студенты являются субъектами образовательной деятельности), и сам человек, выступающий одновременно в качестве как субъекта, так и объекта собственной активности (например, в часы тренировок или самообучения).
Читайте также:  Производство подарочных коробок как бизнес

Труд и иная преобразовательная деятельность являются обязательным условием развития и самого существования людей и социума, именно они создали современного человека, его историю, культуру и науку. К тому же, между деятельностью и человеком существует неразрывная связь, они не могут существовать друг без друга. Человек является единственным на Земле видом, научившимся преобразовывать окружающую среду, а не просто приспосабливаться к ее условиям, к примеру, еще много веков назад люди начали заниматься земледелием и животноводством, а не просто присваивать продукты питания путем собирательства, охоты и рыбной ловли.

Основой деятельности является творчество и созидательная активность, позволяющие людям выйти за рамки отведенных им природой возможностей и создать нечто принципиально новое, неизвестное предыдущим поколениям. Преобразовывая окружающую его среду, человек не только изменяет себя и мир вокруг себя, но и устанавливает контакты с другими людьми, перенимает их опыт и навыки.

Характерные особенности

Специалисты выделяют четыре следующих основных черты человеческой деятельности, которые и определяют ее специфику и характеристики:

  1. Сознательность, поскольку человек осознанно ставит перед собой определенную цель собственной активности и определяет способы ее достижения.
  2. Продуктивность (деятельность всегда приводит к получению индивидом конечного, планируемого им еще в начале активности, результата).
  3. Преобразование, т.е. изменение людьми окружающей действительности либо самих себя.
  4. Общественный характер, обусловленный вступлением индивидуума в процессе активности в различные взаимоотношения с другими индивидами.

Структура деятельности

Структура человеческой деятельности имеет линейный вид, выстроенный из идущих друг за другом во временной последовательности компонентов: потребность — мотив — постановка цели — определение средств, необходимых для достижения цели — непосредственно действие — получение конечного результата. Теперь рассмотрим каждый приведенный выше компонент отдельно:

  • Под потребностью понимается определенная неудовлетворенность человека сложившимися вокруг него обстоятельствами. Осознание необходимости перемен является начальным этапом деятельности;
  • Мотив представляет собой сформированное на базе имеющейся у человека потребности к переменам побуждение к действию, призванное одновременно оправдать и обосновать данное побуждение;
  • Целью называют представления индивидуума о конечном итоге его активности, любой вид деятельности основывается на осознанной постановке определенной цели;
  • Средствами являются применяемые человеком в процессе активности приемы и предметы самого различного свойства (к примеру, в роли средства может выступать и учебник, дающий необходимые знания, и профессиональное оборудование, и собственный опыт в какой-либо сфере);
  • Под действием понимается один из элементов деятельности, призванный решить конкретную, заранее определенную и осознанную задачу. В сущности, любая деятельность включает в себя целый ряд самостоятельных действий, например, преподавание состоит из подготовки лекционных материалов, их дальнейшей подачи студентам, проведения семинаров, проверки студенческих работ и т.д.;
  • К результату относят конечный итог деятельности. Результат появляется вследствие полного либо частичного удовлетворения индивидом намеченных им изначально потребностей, он может быть как материальным (получение определенного продукта), так и нематериальным (получение нужных навыков).

Формы деятельности

Многочисленные разновидности человеческой деятельности принято делить на две ключевые формы: практическую (материальную) и духовную.

1. Материальная (практическая) деятельность основана на создании предметов материального мира, призванных удовлетворить потребности людей. Практическая деятельность тесно связана с различными видами производства, а также с процессами преобразования окружающей среды и социума. Она подразделяется на:

  • материально-производственную, занятую созданием материальных предметов, благ и культурных ценностей (жилых и производственных построек, ремесленных изделий и др.);
  • социально-преобразовательную, нацеленную на изменение социума (к примеру, на принятие новых законов, реформирование определенных отраслей и т.д.).

2. К сфере духовной деятельности относят работу по изменению человеческого сознания, по формированию новых концепций и идей. Духовная деятельность связана с искусством, наукой, моралью и религией. По своей структуре она подразделяется на:

  • познавательную, призванную отразить окружающую действительность в науке и искусстве, а на ранних этапах развития человечества — в мифологии, легендах и преданиях;
  • ценностно-ориентировочную, основанную на человеческом мировоззрении и взаимоотношениях между людьми и окружающим их миром;
  • прогностическую, связанную с планированием и прогнозированием возможных изменений настоящей действительности.
Читайте также:  Заговор что бизнес процветал

Деление человеческой деятельности на материальную и духовную весьма условно, поскольку обе описанные здесь формы тесно связаны между собой. Все сферы жизни человека и общества состоят из материальной и духовной составляющих, которые всегда взаимно дополняются. Так, любое взаимодействие индивида с окружающей его средой предполагает использование им предметов материального мира, но постановка целей, прогнозирование результатов работы, а также ее итоговая оценка являются примерами духовной активности.

Виды деятельности

Теперь детальнее поговорим о разновидностях человеческой деятельности. Выделяют 5 основных видов:

  1. Игра — достаточно обособленная разновидность деятельности, поскольку ее результатом не является создание определенного продукта или вещи — перед ней ставятся сугубо развлекательные цели. Помимо этого, игра позволяют людям прорабатывать реальные жизненные ситуации и свое собственное поведение в таких ситуациях.
  2. К учебной деятельности относят процессы получения человеком новых знаний, навыков и умений. Учеба носит как организованный (школы, колледжи, университеты) так и неорганизованный (самообразование) характер.
  3. Общением называют спонтанный либо хорошо и давно налаженный между индивидуумами обмен идеями, эмоциями и мыслями. Общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
  4. Главным итогом трудовой деятельности признается полученная практическая польза, а потому ее результат всегда целесообразен, полезен и нацелен на преобразование окружающей среды.
  5. Результатом творческой активности всегда становится нечто новое, до этого момента еще не существовавшее в нашем мире. Среди основных механизмов творчества выделяют комбинирование уже существующих знаний, воображение и фантазию

    Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

    Структура деятельности

    Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

    Структура деятельности человека

    Разберем компоненты этой схемы по порядку.

    • Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.
    • Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.
    • Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.
    • Цель деятельности — образ желаемого результата.
    • Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.
    • Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.
    • Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

    Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

    Субъект деятельности

    Объект деятельности

    Статус на рынке труда

    Цель

    Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

    Мотивы

    Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

    Средства

    Сайты поиска вакансий

    Действия

    Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

    Результат деятельности

    Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

    Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

    Альтернативный текст для изображения

    Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

    Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков

    Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова

    Деятельность человека и активность животного

    Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

    Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

    Деятельность человека

    Активность животного

    Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

    Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

    Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

    Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

    Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

    Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

    Деятельность человека носит созидательный характер

    Активность животного носит потребительский характер

    Отличительные признаки деятельности

    Для деятельности характерны такие отличительные черты:

    1. Сознательность, то есть сознательная постановка целей.
    2. Продуктивность, то есть направленность на получение результата.
    3. Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.
    4. Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

    Виды (формы) деятельности

    В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

    1. Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.
    2. Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.
    3. Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.
    4. Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

    Игра как особый вид деятельности

    Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

    Мотивы деятельности

    Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

    Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

    Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

    Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

    Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

    Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

    Классификация деятельности

    В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

    В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

    Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения материальных потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

    Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

    • познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;
    • ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;
    • прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

    Творческая деятельность

    Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

    Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

    Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

    • комбинировать уже существующие знаний;
    • создавать новые образы в сознании (воображение);
    • создавать яркие, сильные представления (фантазия);
    • получать знания неосознанно (интуиция).

    Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

    Вопросы для самопроверки

    1. Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.
    2. Кто может быть субъектом деятельности?
    1. Кот Васька.
    2. Учитель химии.
    3. Ученики 5А класса средней школы №151.
    4. Население КНДР.

    Источник: skysmart.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин