Управление как психологический процесс. Наиболее характерная черта рыночных отношений – предпринимательство. В соответствии с законодательством оно определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли или личного дохода.
Основными предпосылками развития предпринимательства являются: политика государства в отношении частного бизнеса; культура, или система ценностей общества, которая психологически поощряет и поддерживает дух индивидуальной инициативы; склонности и способности людей к предпринимательству. Перечисленные условия развития предпринимательства трансформируются в три научно-прикладные психологические проблемы предпринимательства: политико-психологическую проблему взаимоотношений предпринимательства с государством, проблему образа предпринимателя в массовом сознании и, наконец, проблему изучения психологического портрета предпринимателя.
Ответы на ваши вопросы: предпринимательство это не врождённый талант #психология #бизнес #своедело
Вопрос об отношениях государства и предпринимательства можно рассматривать с позиций системного подхода. Действуя в условиях неопределенности, отсутствия гарантий, создавая новые, часто рискованные комбинации, позволяющие удовлетворить общественные потребности, предприниматель берет на себя функцию риска и прогресса в экономике.
Функция контроля с тем, чтобы сохранить надежность и стабильность экономики, возлагается на государство. Именно так распределяются функции между этими необходимыми взаимодополняющими друг друга элементами хозяйственного организма. Нарушение оптимального соотношения и функционирования компонентов единой системы приводит к экономическим кризисам.
От государства ожидается такая форма регулирования, которая, с одной стороны, давала бы достаточные возможности для проявления экономической инициативы и творчества, с другой – устанавливала бы в интересах общества и потребителя барьеры против произвола. В отличие от населения США и Японии, которое видит в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего источники дохода для множества рук, в Европе образ предпринимателя в целом не позитивен.
Это связано и с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности; и с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в наших условиях идеологизированной длительное время экономики, а в настоящее время переживающей переходную фазу развития общества); и с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в силу экономической необходимости; а также с завистью по поводу его доходов и прибылей. В исследованиях образа предпринимателя получила известность «дистанцированная гипотеза» Шмельдерса, в которой проводится различие между образом предпринимателя «на расстоянии» и «вблизи».
В первом случае речь идет о более или менее неосознанном массово-психологическом стереотипе предпринимателя, во втором – имеется в виду индивидуализированный образ, построенный с опорой на собственный опыт. «Дистанцированная гипотеза» Шмельдерса означает, что мнение «вблизи» дифференцированнее и позитивнее, чем стереотипизированный образ предпринимателя «на расстоянии». Если образ предпринимателя в зеркале социологического анализа скорее негативен, то «автопортрет», или образ предпринимателя в собственных глазах, получился со знаком плюс.
Как воспитать миллиардера. Мелия о лидерских качествах, детских травмах и ловушках успеха
Это свидетельствует о ярко выраженной профессиональной удовлетворенности предпринимателей. Существуют два подхода к проблеме поиска субъективных психологических предпосылок успешной предпринимательской деятельности: первый относит предпринимателей к особой категории людей, наделенных определенными психологическими качествами, согласно другому – предпринимательской активностью обладают все, но в разной степени.
Поскольку круг состоявшихся предпринимателей невелик, то господствует первый подход. К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относят следующие: в интеллектуальном блоке – компетентность, комбинационный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию, креативность, перспективное мышление; в коммуникативном блоке – талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время способность идти против течения; в мотивационно-волевом блоке – склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.
Учитывая, что предприниматель, образно говоря, еще и самоэксплуататор, ему необходимы хорошее здоровье, неиссякаемая энергия и оптимизм. Полный перечень приведенных характеристик относится к портрету идеального, а не типичного предпринимателя.
Какие необходимые сочетания качеств должны обязательно присутствовать в портрете типичного предпринимателя для обеспечения его успешной деятельности? Литературные данные и выполненные нами исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего – фигура действующая, активная, ищущая.
Компоненты мотивационно-волевого блока остаются необходимыми в психологическом портрете предпринимателя независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое), его уровня (крупный, средний, малый бизнес) или других специфических черт. На базе качеств мотивационно-волевого блока построена и одна из моделей, безусловно заслуживающая внимания и представляющая иной, более демократичный подход к портрету предпринимателя.
Так, по мнению К. Варнерида, нет двух четко разграниченных групп людей: предпринимателей и непредпринимателей. Различия между людьми заключаются в том, как много предпринимательской активности они проявляют, и в том уровне предприимчивости, которая заключена в этой активности.
Тогда правомерно говорить и о пара-предпринимательстве как форме деятельности, которая осуществляется параллельно с бюджетной, либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С этой позиции объяснима и фигура интрапренера – человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.
Согласно двумерной модели К. Ронена осями-качествами, на которые проецируется предприимчивость, являются целеустремленность деятельности и поиск новизны. К ним автор добавил параметр «принятие риска». С помощью этой модели по ведущим психологическим качествам легко обозначить основные различия между предпринимателем и менеджером.
При высокой целеустремленности у тех и других менеджеры в большей степени опасаются новизны и риска, потому что их основная цель – сохранить организацию, коллектив, которым они управляют, и та деятельностная активность, которую они, несомненно, проявляют, во множестве ситуаций направлена на выживание компании. Предприниматель, напротив, стремится к переменам, развитию, риску.
На протяжении жизненного цикла фирмы нуждаются и в той и в другой предпринимательской активности. Есть ли специфические особенности в портрете российского предпринимателя? Определение предпринимательства, приведенное в начале темы, акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность.
Выполненные нами исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросс-культурные исследования показали, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем немецкие. Это связано с тем, что российское предпринимательство развивается в условиях несбалансированного рынка при отсутствии реальной и последовательной поддержки со стороны государства и в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма. Рост предпринимательской активности характеризует пробуждение экономики и в особенности ее главного творческого начала – хозяйствующего субъекта. Способствовать пониманию и оценке важности предпринимательства в народнохозяйственном и общественно-политическом контексте – одна из актуальных задач экономической психологии Управление как психологический процесс.
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник: studfile.net
Психологи узнали ценностные ориентации бизнесменов
Психологи ТюмГУ и Института психологии РАН выделили систему ценностных ориентаций владельцев малого бизнеса.
Работа была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований.
В ходе глубинного интервью многие предприниматели признались, что в сфере бизнеса для них важна, прежде всего, прибыль. Далее следуют такие ценности, как профессионализм, ответственность, порядочность с деловыми партнерами и самореализация.
В сфере семейных отношений самыми значимыми оказались: финансовая ответственность на муже, совместное обсуждение проблем, приоритет семьи перед бизнесом. Кроме того, респонденты сообщали о важности внешней привлекательности супруги (супруга), доверии друг к другу и важности воспитания детей. Всего психологи выявили 93 ценностные ориентации. Проективное интервью включало семь стимульных ситуаций: рождение и развитие, сотрудничество и лидерство, разрешение конфликтов, смерть, смысл для меня.
«Сегодня для страны важно развитие предпринимательства и рост малого бизнеса. Планируется большая работа по популяризации предпринимательства. Однако работа Правительства ориентирована на внешние, инфраструктурные изменения предпринимательской среды. Вопросы внутренних изменений – изучение ценностно-смысловой сферы, – остаются за рамками Нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Однако именно ценности, как регуляторы деятельности человека, могли бы ускорить рост малого бизнеса «изнутри», задействовав психологические механизмы смыслообразования. Поскольку малый бизнес в своем функционировании тесно переплетается с семьей, то изучение ценностей предпринимателей должно быть организовано в этих двух областях», – рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета Юлия Мурзина.
В исследовании участвовали владельцы микробизнеса и малого бизнеса из Тюменской области, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Белгорода, а также владелец российско-испанского предприятия из Торревьеха (Испания). В целом выявились 214 ценностных переменных, из них 93 упоминались более, чем в 10 процентов случаев (то есть эту ценность назвали более 5 человек из 51).
Оказалось, что предприниматели лучше осознают, для чего создали бизнес, при этом семья для них представляет плохо осознаваемый уровень отношений. «В сфере бизнеса лидирует бизнес ради прибыли, далее – амбиции и саморазвитие, свобода, творчество и игра. Смыслом создания семьи является: «мое все», «основа всей жизни», «тыл». Мы видим, что здесь присутствуют неразделенные смыслы – слияние с образом “я”: семья — мое все», – пояснила Юлия Мурзина.
По словам психологов, ценности бизнеса проще изучать а, значит, создавать и изменять (например, при формировании корпоративной культуры). В то время как ценности семьи, возможно, по причине глубоких архетипических корней, плохо рефлексируются и, как результат, тяжело реконструируются. Вместе с тем, почти половина предпринимателей отметили приоритет семьи перед бизнесом.
Эта положительная тенденция подтверждается зарубежной практикой. Так, по восточной традиции первостепенной ценностью также является семья: характер решений в бизнесе определяют заботы семьи. Принцип «На первом месте семья, на втором — бизнес» популярен в малом бизнесе КНР.
Исследователи также проанализировали уровень инструментальных ценностей в этих сферах и увидели ряд совпадений. К примеру, общими стали гибкость поведения, адаптивность, характер отношений, доминирование, избегание конфликтов. В этом же ряду были названы такие факторы, как возложение финансовой ответственности, независимость, порядочность и честность, развитие, свобода и экономия ресурсов. Полученные пересечения говорят о том, что ценности семьи и бизнеса на четверть повторяют друг друга.
Результаты исследования могут будут полезны для изучения общности ценностно-смысловой сферы предпринимателей в зависимости от успешности их экономической деятельности, формы управления, жизненной мотивации и прочих факторов. Детальное изучение позволит создать внутренний ресурс для развития малого предпринимательства в стране.
Источник: naked-science.ru
Семейный бизнес — рельно ли?
Свекровь со свекром позвали Манину с мужем помогать в ведении семейного бизнеса, а потом обвинили в излишнем использовании доходов в личных целях.
Другая клиентка жалуется, что вложила вместе с мужем деньги в общий бизнес, а муж, который вел бизнес, привел его к разорению. И с одной стороны он много лет кормил и хорошо обеспечивал семью. А с другой стороны у нее обида на то, что она потеряла вложенные деньги. А мужу тоже обидны ее претензии, так как он очень старался и в разорении есть роль и объективных экономических обстоятельств.
Семейный бизнес очень выгодная, но не простая штука. Выгодная потому, что объединяет несколько максимально заинтересованных в результате людей в одну команду. Не простая и даже рискованная, потому что если плохо договориться об обязанностях и дележе доходов, то это может привести к затяжным и тяжелым конфликтам.
Что важно:
1. прозрачность финансов и постоянные коммуникации при принятии важных решений;
2. четкие договоренности по функционалу и соответствующем справедливом вознаграждении;
3. четкое понимание, как все будет в случае, если партнеры решат разойтись и юридически оформленные обещания.
Чего не должно быть:
1. неравномерного распределения функций;
2. бесплатной работы по-родственному;
3. необоснованного распределения благ;
4. излишне самостоятельных решений;
6. сокрытия доходов или финансовых потерь;
7. юридически не закрепленных обещаний.
Как детей вовлечь в собственный бизнес и надо ли?
Среди моих друзей и клиентов есть и удачные и не удачные примеры вовлечения детей в родительский бизнес.
Есть, например, семья в которой родители и трое детей вместе с женами и мужьями создали империю в аптечном бизнесе. Они не только вместе работали, но и даже получали специально высшие образования с прицелом использования знаний в семейном бизнесе.
Но есть и множество примеров, когда дети участвуя в семейном бизнесе, ведут себя инфантильно, сидят на шее у родителей и чувствуют себя неудачниками, так как они не знают способны ли они на что-то сами без родительской сиськи.
Или напротив, родители под прикрытием нереальных обещаний, которые потом не собираются выполнять, удерживают при себе детей или одного из них под предлогом: «Ты же должен на семью поработать». А доходы делят на всех, включая и тех, родственников, которые ничего для бизнеса не делают.
Поэтому должны работать правила:
1. дети участвуют в вашем бизнесе только добровольно и столько сколько захотят (манипуляции виной и долгом не допустимы);
2. работа близких и детей и родителей оплачивается справедливо, как минимум не хуже, чем если бы работали сторонние люди;
3. все обещаний последующего дележа бонуса оформляются письменно и растолковываются детально.
Малый бизнес частенько является на столько сильным отражением собственника, что его трудно передать даже собственным детям. И еще принимая решение вовлечь детей в управление бизнесом, подумайте не помешает ли это их личной самореализации.
Резюмируя скажу так: семейный бизнес основанный на добровольности, прозрачности и справедливости без манипуляций, обмана и отыгрывания обид, очень выгодное и крутое дело. И хотя его так не просто создать. Удачного вам бизнеса!
Источник: dzen.ru