Целью данного реферата будет являться изучение деятельности малого инновационного предпринимательства.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие «инновационное предпринимательство»
Изучить роль малых инновационных предприятий
Проанализировать методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России и источники его финансирования
Введение……………………………………………………………………………. 3
Понятие инновационного предпринимательства …………………………..5
Модели инновационного предпринимательства…………………. 8
Содержание инновационной политики государства………………..9
Роль малых инновационных предприятий………. ……………. ……11
Методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства и источники финансирования…………………….13
Опыт России в поддержке малых инновационных предприятий. 13
Наиболее распространенные методы поддержки инновационной деятельности………………………………………………………….16
Венчурное финансирование малых инновационных предприятий…………………………………………………………..19
Региональный инжиниринговый центр «РЭП» | Малый бизнес большого города
Заключение…………………………………………………………………………20
Список используемой литературы………………………………………………..21
Приложение 1………………………………………………………………………22
Файлы: 1 файл
Администрация городского округа Самара
АМОУ ВПО «САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Факультет Управления и информационных технологий
Кафедра «Государственного и Муниципального Управления»
Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»
По дисциплине «Малое предпринимательство как ресурс городского развития»
МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Студентки 3 курса,
- Понятие инновационного предпринимательства …………………………..5
- Модели инновационного предпринимательства…………………. .8
- Содержание инновационной политики государства………………..9
- Опыт России в поддержке малых инновационных предприятий. 13
- Наиболее распространенные методы поддержки инновационной деятельности……………………………………………… ………….16
- Венчурное финансирование малых инновационных предприятий………………………………………………… ………..19
Список используемой литературы……………………………………………….. 21
Инновационная деятельность может и должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.
Сектор малого инновационного предпринимательства в России является
приоритетным центром развития экономики страны и рычагом для решения политических, экономических проблем, а также перехода от сырьевой экономики к инновационной. Данный приоритет развития экономики страны неоднократно обозначал Президент России.
Именно малые инновационные предприятия, предлагающие новые продукты, технологии и бизнес-модели, имеют ярко выраженную тенденцию к росту и открывают новые рынки, позволяя расширять технологический базис экономики.
Малый бизнес. От иллюзий к успеху. Как создать компанию и удержать её | Гербер Майкл Э.
Формирование целостной концепции развития малого инновационного предпринимательства в России и обеспечение его поддержки не может быть осуществлено без исследования объективных тенденций, экономических противоречий, внутренних источников экономического развития предпринимательства, форм и методов его поддержки с учётом специфики развития регионов России.
Целью данного реферата будет являться изучение деятельности малого инновационного предпринимательства.
Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие «инновационное предпринимательство»
- Изучить роль малых инновационных предприятий
- Проанализировать методы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в России и источники его финансирования
Объектом исследования является система государственной поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.
Предметом исследования являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе обеспечения устойчивого развития малого инновационного предпринимательства.
- Понятие инновационного предпринимательства
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико- технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Таким образом, задача предпринимателя-новатора — реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений.
Объект инновационного предпринимательства – это интеллектуальный продукт, произведенный посредством интеллектуальной деятельности:
Субъекты инновационного предпринимательства:
· производственно- конструкторские институты (ПКИ)
· венчурные фирмы (рисковые)
· изобретатели, конструкторы, технологи и научные работники
В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:
Первый вид инновационного предпринимательства — инновация продукции — представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д. Второй вид — инновация технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы. Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом. 1
- Модели инновационного предпринимательства
На основе способа организации инновационного процесса в фирме можно выделить три модели инновационного предпринимательства:
1) инновационное предпринимательство на основе внутренней организации, когда инновация создается и (или) осваивается внутри фирмы ее специализированными подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту:
2) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи контрактов, когда заказ на создание и (или) освоение инновации размещается между сторонними организациями:
3) инновационное предпринимательство на основе внешней организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.
Наиболее часто используемой является вторая модель инновационного предпринимательства — фирма размещает заказ на разработку новшеств, а осваивает их собственными силами (не на основе размещения комплексных заказов типа «под ключ»). Относительная редкость использования нерпой модели объясняется недостаточным потенциалом «заводской науки».
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. 2
- Содержание инновационной полит ики государства
Под инновационной политикой государства понимается совокупность форм, методов и направлений воздействия на бизнес с целью интенсификации разработки и выпуска новых видов изделий и технологий. Инновационная политика включает долговременную и текущую политику. Долговременная политика направлена на решение задач, требующих больших затрат ресурсов. Текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятных условий для осуществления инновационных процессов.
Направления государственной поддержки инноваций заключаются в следующем:
- содействие развитию научных исследований в перспективных направлениях;
- содействие разработке и реализации программ, направленных на повышение инновационной активности;
- формирование государственных заказов на проведение инновационных разработок;
- применение мер государственного регулирования для поддержки инновационных процессов;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- совершенствование правовой базыинновационной деятельности;
- регулирование международных связей в области инновационных процессов.
К задачам государственной инновационной политики относятся:
- обеспечение скоординированной деятельности государственных органов,
- хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики;
- обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития экономики и его структурную сбалансированность;
- сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований;
- углубление специализации и повышение надежности кооперационных связей предприятий отраслей производства с организациями, занимающимися разработкой наукоемких технологий;
- перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса. 3
- Роль малых инновационных предприятий
В последнее время выросло значение малого предпринимательства в инновационной сфере, имеющих более высокие показатели эффективности исследовательского процесса. Из 58 крупнейших изобретений XX века (Америка и Западная Европа) не менее 46 принадлежит одиночкам, мелким фирмам, людям, не добившимся признания в крупных организациях, новаторам из солидных фирм (но другого профиля). Они занимаются разработкой и опытным внедрением результатов научно-исследовательских работ, где высок риск, но на время становятся монополистами, а затем либо продают права на товар, либо поглощаются. Крупные предприятия используют малые фирмы для пионерных работ, а власти поддерживают этот процесс системой специальных льгот. В инновационной сфере используются, с одной стороны, гибкость и инициативность (энтузиазм) малых предприятий, а с другой — финансовые и производственные возможности крупных предприятий.
Источник: www.yaneuch.ru
Малый инновационный бизнес в России
Для улучшения современной социально-экономической ситуации невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.
Инновационный бизнес в России………………………….…..6
Проблемы малого инновационного бизнеса в России……. 8
4. Для развития инновационного бизнеса в России
необходимо………………………………………………………….12
Вывод……………………………………………………………..…15
Используемые источники
Работа содержит 1 файл
Факультет Экономики и управления
Дисциплина Бизнес в рыночной среде
Тема: «Малый инновационный бизнес в России»
«___» октябрь 2011 г. « ___________»
Г. Москва, 2011 г.
- Инновация и инновационная политика………………….…..4
- Инновационный бизнес в России………………………….…..6
- Проблемы малого инновационного бизнеса в России……. 8
4. Для развития инновационного бизнеса в России
Используемые источники……………………………………..…..16
Для улучшения современной социально-экономической ситуации невозможно недооценить значение малого бизнеса, признанного одним из важнейших компонентов инновационного механизма и важнейшим объектом инвестирования. Со свойственной ему гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он в кооперации с крупными компаниями, позволит активизировать инновационные процессы.
Тем более, что специфика внедренческой деятельности подразумевает множество трудоемких ручных операций, приостановку производственных мощностей, неполную занятость персонала, комбинирование высококвалифицированного и неквалифицированного труда, т.е. то, к чему более приспособлены мелкие фирмы. Значение небольших фирм в инновационной сфере подтверждается результатами различных экономических исследований. Так, английский экономист Г. Бенкок отмечает, что из 70 важнейших изобретений 20-го века более половины сделаны самостоятельными изобретателями или мелкими фирмами. По данным Национального научного фонда США, мелкие и средние фирмы за последние два десятилетия выдали больше нововведений, чем крупные корпорации в расчете на одного занятого (в 2,5 раза), и в расчёте на один доллар затрат (в 2,4 раза).
Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%. Однако, в нашей стране развитие малого бизнеса является скорее проблемой.
- Инновация и инновационная политика
Инновация — это использование новых идей, товаров, услуг, материалов, технологий или деловой практики промышленностью незамедлительно после их открытия или изобретения с целью изменения или улучшения выпускаемой продукции, способа ее производства или распределения. Функции инновации могут быть и технологические, и управленческие, и организационные].
Отсюда основными типами инновационной деятельности являются :
- производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами;
- внедрение новых средств производства;
- освоение нового рынка сбыта;
- привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов;
- введение новых организационных институционных форм (приватизация, новая система управления и пр.);
- изменения инфраструктуры.
Следует особо подчеркнуть две важнейшие характеристики инновации. Это новизна (научно-технический аспект) и коммерческий успех (экономический аспект). Оба эти аспекта неразделимы, причем важно подчеркнуть, что научно-технический аспект становится экономическим фактором только тогда, когда нововведение воплощается в новый продукт, имеющий спрос. Иными словами, любая инновация должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера .
Инновационная политика в широком понимании объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Она затрагивает всю социально-экономическую среду, включая производство, банки, научно-технические кадры, уровень научно-технической грамотности населения.
Механизм создания и распространения нововведений, имея существенные национальные особенности, предусматривает три общих составляющих: систему государственной поддержки фундаментальных и поисковых исследований, разнообразные формы и источники финансирования и непрямого стимулирования исследований, максимальное стимулирование инновационного предпринимательства и его поддержку. Государство, создавая необходимые условия для реализации инновационной политики, неизбежно влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности .
В современном развитом, экономически независимом государстве научно-техническая политика приобретает черты стратегии всеобщего развития, подчиняя себе структурную и инвестиционную политику, с ориентацией экономической политики на формирование инновационной модели развития, когда рост эффективности общественного производства достигается за счет роста знаний .
Инновационная политика — это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом следует понимать, что определенная часть предлагаемых нововведений неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной быстро реагировать на неожиданные ситуации, поддерживать в том числе сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска. Иными словами, есть понимание того, что конкурентоспособность страны — это ее способность генерировать и быстро осваивать инновации.
Для успешного выстраивания цепочки «идея — разработка — производство — сбыт» в процессе инновационной деятельности важно:
- обеспечить восприимчивость субъектов к инновациям и инвестициям;
- «вывести» потенциальных инвесторов на действительно конкурентоспособный инвестиционный проект .
- Инновационный бизнес в России
Мировой опыт показывает огромную значимость малого, в частности малого инновационного, предпринимательства. В экономике зарубежных стран малые предприятия определяют темпы экономического роста и развитие инновационного потенциала экономики, обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест. Малыми инновационными формами создается около 50% нововведений. В наиболее развивающихся отраслях (информатика, электроника и биомедицинская техника) из общего количества действующих фирм малые предприятия численностью до 100 человек составляют свыше 80%. Однако, в нашей стране развитие малого бизнеса является скорее проблемой.
Так, общественная организация «Опора России» провела совместно со ВЦИОМ исследование условий и проблем развития малого инновационного предпринимательства. Результаты удивили: из всех малых инновационных предприятий России не более 15% можно назвать по-настоящему инновационными, т.е. ориентированными на рынок. Имеется в виду, что эти 15% проводят научные исследования, занимаются охраной интеллектуальной собственности и коммерциализацией нововведений на рынке. Остальная же, доминирующая масса предприятий свою истинную инновационную составляющую утратила.
Российский малый бизнес — поистине самый малый в экономически развитом мире. Это относится как к количеству малых предприятий «на душу населения» (900 тысяч на всю страну), так и к доле малого бизнеса в создании ВВП. Если на Западе небольшие предприятия формируют от 50 до 70 процентов национального богатства, то в России лишь 10-12 процентов.
Согласно статистическим данным, доля инновационного предпринимательства в общей структуре малого бизнеса России в настоящее время варьирует, по разным оценкам, от 1,4 до 3,5%. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукции малых и средних предприятий в объеме инновационной продукции составляет лишь 0,7%.
Малый инновационный бизнес представляет собой специфическую организационную форму инновационной деятельности, имеющую большое значение как для развития экономики страны в целом, так и для удовлетворения индивидуальных потребностей разработчиков новой техники, создателей инноваций, авторов изобретений и открытий. Со свойственной малому бизнесу гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой адаптацией к изменениям рыночной конъюнктуры, именно он, в кооперации с крупными компаниями, позволяет активизировать инновационные процессы.
Малые инновационные предприятия осуществляют инновации, которые не требуют значительных инвестиций и привлечения существенных материальных, трудовых и энергетических ресурсов. В то же время они способны в значительной степени снижать социальную напряженность в кризисных ситуациях, в условиях реструктуризации отраслевых производств, предоставляя рабочие места для квалифицированных специалистов и рабочих.
Необходимость создания системы поддержки инновационной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях не вызывает никаких сомнений. Известно, что, как элемент системы государственного управления, политика в области инновационной деятельности должна иметь четко определенные цели, органы управления, информационную систему для реализации функций управления, инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы управления воздействуют на предприятия.
3. Проблемы малого инновационного бизнеса в России
Одной из ключевых проблем развития малого предпринимательства в России является, отсутствие правовой основы для малого инновационного бизнеса. На первый взгляд, сегодня существует законодательная база, регламентирующая деятельность малого инновационного бизнеса, которая отраженна на сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Выглядит перечень законов следующим образом:
– Гражданский кодекс РСФСР;
– Гражданский кодекс РФ;
– Уголовный кодекс РФ;
– Закон «Об авторском праве и смежных правах».
Перечисленные законы действительно регламентируют область интеллектуальной собственности, однако даже не упоминают ключевого понятия этой сферы — «инновационная деятельность». В существующих законах нет даже такого понятия как «инновации», вместо него используется «НИОКР», но инновационная деятельность гораздо шире. При подписании договоров понятие «инновация» подменяется словосочетанием «производственно- исследовательская работа», что «сразу меняет суть дела». В то же время Минэкономразвития, Минфин и Центробанк дают совершенно разные трактовки самому понятию «малый бизнес».
Следующая проблема – неустойчивость и незавершенность законодательной базы в области налогового регулирования, которое все еще остается противоречивым и сложным. Это приводит к ситуации, когда только одна треть из зарегистрированных предприятий полноценно и легально осуществляют свою предпринимательскую деятельность. Малый бизнес по-прежнему задыхается под налоговым прессом государства. Для многих предприятий главной задачей стало не расширение бизнеса, а элементарное выживание. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что удельный вес инвестиций малых предприятий в основной капитал составляет в их общем объёме менее 3 процентов, то есть этот показатель в несколько раз меньше доли малого бизнеса в совокупном ВВП России.
Несмотря на предпринимаемые государством меры по совершенствованию налогового законодательства, налоговый пресс на предпринимательскую деятельность остается все еще тяжелым. Существенное негативное влияние на деятельность предприятий оказывают органы местного самоуправления, которые вводят дополнительные местные налоги и сборы, пытаясь компенсировать часть налогов, теряемых из-за перераспределения средств на региональные и федеральный уровни. Кроме того, отсутствует дифференциация размеров штрафов в отношении крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних. Вопреки доказавшей свою эффективность практике гибкого налогообложения наукоёмкого бизнеса чиновники продолжают упорствовать на сохранении налоговой уравниловки. При этом они не хотят замечать, что образовалась целая прослойка предприимчивых дельцов, которые за солидные комиссионные освоили новый вид бизнеса — продажу за границу малых инновационных предприятий, обладающих неоспоримым интеллектуальным потенциалом.
Источник: www.stud24.ru
Роль и возможности малых предприятий в развитии инновационной деятельности
Малые инновационные предприятия (МИП) – одна из эффективных форм организации инновационной деятельности. Малые наукоемкие предприятия выполняют важную для инновационной экономики функцию обеспечения организационной и экономической гибкости производственного комплекса. В странах ОЭСР на долю малых и средних предприятий приходится 10-20% всех инноваций, притом, что их удельный вес в расходах на исследования и разработки составляет всего 4-5%. В развитых странах МИП разрабатывают и внедряют половину всех нововведений.
Развитие малого инновационного предпринимательства играет важную роль в решении проблем структурной перестройки экономики, связанных с необходимостью преодоления упадка традиционных отраслей производства. Так Великобритания в 70-80-е гг., решая проблемы временной депрессии и безработицы, сделала ставку на развитие гибкого и мобильного инновационного бизнеса. Научные парки Астонского (г. Бирмингем), Кильского (г. Сток-он-Трент), Кембриджского и Брадфордского университетов и др., имеющие в своей структуре «инкубаторы», способствовали росту наукоемких фирм (в Кембриджшире, например, с 1973 по 1980 гг. было создано 400 высокотехнологичных компаний в таких областях, как электроника, приборостроение, компьютерное обеспечение; в этих компаниях в конце 80-х годов в общей сложности было занято 18,5 тыс.чел. [2] Малые наукоемкие фирмы превратились в эффективный инструмент внедрения новейших университетских разработок в практику.
Основные причины эффективности МИП:
1) высокая мобильность, компактная структура;
2) низкая себестоимость продукции (небольшая численность работников – до 100 чел., небольшие помещения, мало оборудования);
3) малыми предприятиями проще управлять.
В России число малых инновационных предприятий перед началом кризиса не превышало 50 тыс., что составляет менее 5% от общего числа малых предприятий[3]. В общем обороте малых предприятий доля обрабатывающих производств составляет всего 9,8%[4]. В настоящее время общее число малых инновационных предприятий в РФ по экспертным оценкам сократилось более чем в 1,5 раза.
В США на 10 тыс. чел. населения приходится 742 МИП, в Японии – 496, в России – всего 2,5. Доля российских МИП в общем объеме производимой продукции пока составляет всего порядка 3 – 4 %.
Главная причина угнетенного состояния малого и среднего инновационного предпринимательства – отсутствие необходимых правовых, финансово-экономических и иных условий для его развития. В результате удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в настоящее время в России составляет только 8,5 %, тогда как в Германии – 62,6%, Австрии – 50,6 %, Италии – 34 % от общего числа организаций. По доле вновь внедренных или подвергавшиеся значительным изменениям инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, новых для рынка, Россия отстает от европейских стран на порядок, а по доле инновационных товаров, новых для организации, – в разы.
Перевод российской экономики на инновационный путь развития предполагает стимулирование инновационной активности в сфере малого бизнеса. Даже в сегодняшних не самых благоприятных условиях малые инновационные предприятия демонстрируют свое позитивное воздействие на экономику, которое проявляется:
– в сохранении квалифицированных кадров (в МИП занято 9 % от числа всех работников сферы науки, не считая совместителей);
– более высоком уровне прибыли в расчете на 1 р. затрат (прибыль в МИП в 3,5 раза выше, чем в отраслевой науке);
– существенном вкладе в развитие экономики (в развитых странах МИП производят от 33 до 66 % национального продукта).
Наиболее эффективные формы государственной поддержки малого инновационного бизнеса – это гранты, льготные кредиты, государственные закупки. Необходимость государственной поддержки малого инновационного бизнеса обусловлена высоко рисковым характером их деятельности.
Важную роль в поддержке малого наукоемкого бизнеса играет венчурный (рисковый) капитал. Учитывая общественную значимость института венчурного инвестирования для развития инновационной экономики и воспроизводства инновационных процессов, в США с 70-х гг. ХХ в., а в Западной Европе – с 80 гг. ХХ в. государство начало проявлять заинтересованность в развитии венчурного бизнеса. В качестве механизмов поддержки венчурного бизнеса используются такие методы, как непосредственное участие государства в венчурных фондах или проектах, финансируемых с их участием, предоставление гарантий займов малому инновационному бизнесу, а в ряде случаев и самим венчурным фондам, а также льготы по налогообложению для венчурных инвесторов.
На рубеже XX и XXI вв. объем венчурных инвестиций в США и странах Западной Европы достиг своего пика и составил более 1000 млрд. долл. и 25 млрд. евро в год соответственно, однако в настоящее время в этих странах наблюдается спад активности венчурного предпринимательства, обусловленный глобальным финансово-экономическим кризисом.
Россия по доступности венчурного капитала находится только на 64-ом месте в мире. Недоступность для малых предприятий венчурного капитала – одна из причин их замедленного развития. В большинстве уральских регионов в настоящее время уже созданы венчурные фонды, в основном – частно-государственные. Они существуют в Свердловской, Челябинской, Пермской и Тюменской областях. Однако эти фонды пока маломощны, и объемы предоставляемой ими малым инновационным предприятиям финансовой помощи недостаточны (их средства сегодня используют только 6,25% предприятий).
2. Н аучно-технологические парки как форма организации
инновационной деятельности
На сегодняшний день в мировой практике успешно апробированы самые разнообразные формы организации инновационной деятельности, основанные на интеграции науки и производства и ускорении процесса передачи (трансфера) новых знаний и технологий в практику:
Ø инновационные центры и «инкубаторы» инновационного бизнеса, где малым высокотехнологичным фирмам с помощью льгот по аренде, кредитам, консалтингу, информационным и иным услугам создаются «тепличные» условия в «стартовый» период;
Ø «стратегические альянсы», обеспечивающие взаимовыгодное взаимодействие в области разработки и освоения инноваций между крупными промышленными предприятиями и малыми наукоемкими фирмами, построенное на контрактной основе;
Ø инжиниринговые фирмы, обеспечивающие заказчику «запуск» новой технологии (продукции) «под ключ» и иные услуги по освоению инноваций;
Ø крупные территориальные инновационные комплексы (технополисы, наукограды и другие виды научно-технологических парков).
Одним из эффективных механизмов освоения, применения и распространения новых технологий являются научные парки, их развитие следует рассматривать как одну из необходимых предпосылок восстановления социально-экономической стабильности России, повышения ее экономического, политического и научного престижа в мире и перехода к постиндустриальной стадии развития.
Научные (научно-технологические) парки – это современные научно-производственные комплексы, осуществляющие разработку, производство и реализацию инноваций. Научные парки – это очаги инновационной активности и одновременно инфраструктура поддержки инновационной деятельности (предоставление льготных кредитов, льготной аренды помещений, оборудования, консалтинг для МИП).
В мире насчитывается свыше 700 крупных научных парков, в том числе в РФ – около 70. Первые парки появились в начале – середине 50-х гг. ХХ в. (Силикон-Вэлли и Рут 128 в США, Академгородок под Новосибирском – в России).
Причины возникновения научно-технологических парков:
1) необходимость модернизации традиционных отраслей экономики;
2) потребность в новой продукции улучшенного качества;
3) необходимость децентрализации крупной промышленности в ряде стран (США, Японии);
4) возрастание роли новых технологий в постиндустриальном обществе.
Во многих странах научно-технологические парки нередко превращаются в очаги инновационной активности, оказывающие стимулирующее воздействие на экономику, способствующие ее оживлению, модернизации, появлению новых перспективных отраслей и преодолению перекосов в уровне социально-экономического развития регионов.
Именно такая трансформация в 60-70-е годы ХХ века произошла, например, в США с отсталым сельскохозяйственным регионом Силиконовая Долина и депрессивной промышленной территорией Рут 128. Сегодня оба региона хорошо известны как крупнейшие в мире производители электронной техники и компьютерного программного обеспечения.
В Японии технополисы стали фундаментом «экономического чуда». В 80-е годы ХХ в. Министерство внешней торговли и промышленности приняло программу «Технополисы», направленную на решение двух взаимосвязанных задач: укрепление позиций страны на мировом рынке высокотехнологичной продукции и обеспечение экономического подъема провинции путем формирования в отдаленных от столицы префектурах технополисов — очагов инновационной активности. В ней были поставлены следующие задачи:
Ø интенсивное развитие в периферийных регионах наукоемких отраслей и технологий как основы их экономического роста;
Ø переход от создания крупных предприятий к развитию малого и среднего бизнеса, более мобильного и восприимчивого к новым технологиям;
Ø расширение самостоятельности регионов, в том числе финансовой, в целях разгрузки государственного бюджета и развития местного самоуправления;
Ø комплексное развитие регионов, параллельное решение экономических и социальных проблем.
Программа «Технополисы» была успешно реализована. Уже в первых 14 технополисах было создано свыше 2000 высокотехнологичных фирм по производству фармацевтических препаратов, средств связи, вычислительной техники, электроники, медицинского оборудования, оптических инструментов и др. В итоге многие регионы Японии из отсталых превратились в прогрессивные, а страна стала одним из лидеров в сфере высоких технологий на мировом рынке.
Источник: megalektsii.ru