Не хватает прав доступа к веб-форме.
Записаться на семинар
Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт
Under construction!
Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.
This page is under construction and coming soon.
НИСИПП
+7 495 988-92-52
- Официальная страница НИСИПП
- Проблематика МСП и его господдержка
- Банки и МСП (малый и средний бизнес)
- Антикоррупционный капитал
- О нас
- Интерактивное резюме
- Наши организации
- АНО «НИСИПП»
- ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
- ООО «O2Consulting»
- ООО «Л-СТАР»
- Школа
- Направления деятельности
- Наши технологии
- Мероприятия
- Новости
- Мнения наших экспертов
- Интервью
- Мониторинги
- Исследования
- Законодательство
- Наши публикации
- Программы поддержки
- Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП
Где искать источник идей для развития малого бизнеса | Советы эксперта
Главная / Исследования / Малое предпринимательство как один из источников формирования бюджета
Малое предпринимательство как один из источников формирования бюджета
Дата: 05.05.2003
Малое предпринимательство в России и Карелии становится реальностью, внося все возрастающий вклад в экономику страны и республики. В 2002 г. общее социально-экономическое положение в республике складывалось неоднозначно. В целом объем промышленного производства вырос по сравнению с 2001 годом на 2,2%.
Вместе с тем, по данным Госкомстата, отмеченный рост был обеспечен в основном за счет малого сектора экономики. На конец 2002 г. в республике действовало около 3600 малых предприятий. Основное количество предприятий сосредоточено в сфере торговли и общественного питания, в промышленности и строительстве. Около 10% налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней формируется за счет налоговых поступлений от деятельности сектора малого предпринимательства. Единый налог на совокупный доход, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, для субъектов малого предпринимательства составил 7348 тысяч рублей (10%) республиканского бюджета Республики Карелия за 2002 г. ( табл. 1 ).
Исполнение республиканского бюджета Республики Карелия в части единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства
Показатели
1998 г.
1999 г.
2000 г.
2001 г.
2002 г.
Единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства, тыс.руб.
1829
Как ЗАРАБОТАТЬ на инвестициях в МАЛЫЙ БИЗНЕС?
3242
4521
5251
7348
Удельный вес в общем объеме республиканского бюджета, %
Как субъект экономики, малое предпринимательство существует в современной России свыше 10 лет. Но до настоящего времени процесс его развития носит не установившийся характер и потенциал данного сектора экономики используется не полностью.
Для улучшения ситуации необходимо решить проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. Одной из основных среди них является преодоление экономических и административных барьеров субъектами малого предпринимательства. Под административными барьерами понимаются проблемы, связанные с деятельностью сложившихся систем регистрации, лицензирования, сертификации и разнообразных надзоров и проверок, требующих от предпринимателей больших затрат времени, сил и средств. Эти проблемы частично решаются на местах, но радикальное решение возможно только на уровне Российской Федерации, поскольку перечень организаций, выдающих разрешения на открытие малых предприятий, утвержден на уровне Российской Федерации, и на местах его скорректировать нельзя. А у малого предпринимательства должен быть заявительный принцип регистрации, так называемый порядок регистрации “в одно окно”.
Устранение излишних административных барьеров – важный шаг на пути построения гражданского общества. В настоящее время по инициативе Президента России создается специальная правительственная комиссия по преодолению административных барьеров. И в республике предпринимаются шаги в этом направлении. В июне 2002 г. указом Главы Республики Карелия была образована межведомственная комиссия по сокращению административных ограничений в предпринимательстве. Теперь любой предприниматель будет пускать контролера строго по специальному журналу отчетности.
Проблему преодоления административных барьеров можно решить, передавая соответствующие функции и полномочия “саморегулируемым организациям”. Система саморегулируемых организаций представляет собой совокупность первичных инкубационных организаций и их головной объединяющей структуры общероссийского значения.
Головная структура должна быть консолидированным направляющим звеном, в рамках которого будут работать различные территориальные отраслевые саморегулируемые организации. Эта система должна строиться на основе профессионализма, высоких моральных принципов и на добровольной основе. Такая структура берет на себя ответственность за своих членов. И тогда государство сможет постепенно передать свои полномочия по контролю, лицензированию, проверке деятельности таким организациям. Одна из таких серьезных системообразующих структур – Торгово-промышленная палата Российской Федерации и ее система территориальных палат в субъектах Федерации.
Вторая проблема – это несовершенное налоговое законодательство. Действующая в настоящее время система налогообложения носит преимущественно фискальный характер и направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли и может рассматриваться как существенный барьер для начала предпринимательской деятельности. В связи с частым изменением налогового законодательства у предпринимателей возникают сложности в этой сфере.
При введении новых налогов не анализируются их последствия и не делаются попытки для исправления возникающих негативных воздействий. При внесении поправок в налоговое законодательство предприниматели и правительство не выработали единой позиции перед началом их обсуждения в парламенте вопреки прежним договоренностям. В результате единый налог на вмененный доход в республике увеличился фактически в 2 раза.
Поэтому законы, касающиеся предпринимательства и изменения налогов, перед принятием должны проходить независимую экспертизу в научных и других организациях, для того чтобы избежать их глобальной корректировки после вступления в действие.
Третья проблема – это недостаточный доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам. Макроэкономическая ситуация в стране и в республике за последнее время не способствовала соединению предприимчивости и капитала – бизнеса и денег. А без этого соединения развитие бизнеса тормозится.
По словам министра РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Южанова И.А, “отечественный капитал имеет достаточный объем для использования российским малым бизнесом”. Но здесь возникает проблема. Банковские кредиты выдаются в основном крупным предприятиям, и только 3-4% от всех кредитов приходится на малый бизнес.
Для банка привлекательны проекты крупных предприятий. Проекты малого бизнеса не интересны, так как ему сложно сформировать требуемый пакет документов, нет залога, нет движения денежных средств на счетах предприятия. А применять упрощенную схему кредитования банк не может, он не вправе рисковать средствами клиентов. Малые предприятия списывают по схеме ускоренной амортизации основные фонды. В результате они не могут взять кредит в банке, поскольку им нечего представить в залог.
Малые предприятия, имеющие свои проработанные инвестиционные проекты, стремятся найти банк с меньшей ставкой. Решение этой проблемы возможно на основе лизинга оборудования или, например, взаимного кредитования (кредитных союзов).
Одним из условий обеспечения экономического роста сферы малого предпринимательства является упрощение доступа малых предприятий к финансово-кредитным и инвестиционным ресурсам. Возможным направлением решения этой проблемы могут стать кредитные кооперативы или кредитные союзы, создаваемые малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями.
Этот социально-финансовый механизм обеспечивает доступ к кредитам и сбережениям. Лига кредитных союзов прошла регистрацию еще в 1995 г. Это тоже пример саморегулируемой организации. Но до сих пор кредитные союзы работают на основании Гражданского кодекса. Соответствующий закон давно необходим обществу.
Кредитные союзы могут стать привлекательными партнерами с позиции увеличения собственного капитала. С социальной точки зрения эта идея весьма конструктивна.
В то же время при отсутствии существенной финансовой государственной поддержки и ограниченности естественного пути (появление новых рыночных ниш) наиболее реальный путь развития малого предпринимательства связан с искусственным созданием рыночных ниш – реорганизация крупных предприятий, создание на их базе промышленных и технопарков, бизнес-инкубаторов, лизинговых центров (действующих в определенных региональными властями приоритетных направлениях).
Будущее российского предпринимательства напрямую определяется возможностями развития реального производства и формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий.
В этих условиях крупную компанию можно представить как основное производство и конгломерат небольших предприятий, характер производимой продукции или оказываемых услуг которых позволяет им существовать относительно независимо. Это приводит к выводу, что создание в данном случае материнской компании и сети связанных с ней малых предприятий является предпочтительным способом развития малого бизнеса.
Реструктуризация может способствовать созданию в республике промышленного комплекса, образуемого структурой крупных, средних и малых предприятий, которые соответствуют технологическому и предметному разнообразию производства. На территории республики находится место для промышленных гигантов (АО “Кондопога”, АО “Сегежабумпром”, АО “Костомукшский окатыш”, АО “Онежский тракторный завод”, АО “Петрозаводскбуммаш” и др.), определяющих индустриальное лицо республики, и для малых предприятий, специализирующихся на оказании тех или иных услуг производству и населению.
Крупные предприятия могут использовать рыночную и структурную гибкость малых предприятий, их предрасположенность к инновационной активности. Такое сотрудничество может компенсировать некоторую медлительность промышленных гигантов. Малые предприятия обладают мобильностью в нахождении и реализации новых технологических решений, в проникновении на новые рынки сбыта, в оперативном получении важной информации, различных инноваций.
Возможности создания малых фирм в результате преобразования крупных предприятий далеко не исчерпаны как в России, так и в Карелии. Реформа предприятий необходима, поскольку многие крупные предприятия в течение длительного времени создавались и настраивались для работы в плановой экономике. И такое сотрудничество малых предприятий с крупными способно в некоторой степени смягчить недостатки государственной политики поддержки малого предпринимательства.
Четвертая проблема – декларативная поддержка малого предпринимательства на уровне самоуправляемых территорий. Необходимым требованием, предъявляемым к стратегии социально-экономического развития страны и республики, является ее научное обоснование в территориальном аспекте.
Для повышения устойчивой деятельности малого предпринимательства в республике требуется активное участие государства в процессе его становления. Процесс регулирования развития малого предпринимательства в республике целесообразно передать на уровень самоуправляемых территорий, оставляя за республикой функцию правового обеспечения благоприятных условий функционирования малых предприятий.
Для дальнейшего развития малого предпринимательства на самоуправляемой территории необходимо осуществлять разработку программ по инициативе органов местного самоуправления и на основе методических принципов, которые будут входить в республиканскую систему программно-целевого планирования. Например, в г. Костомукше до сих пор нет четкой программы развития территории, не расставлены приоритеты, и в этом предприниматели видят начальный источник своих проблем.
Для обеспечения социальной поддержки и защиты интересов малого предпринимательства, а также для координации деятельности предпринимателей республики необходимо инициировать развитие общественной инфраструктуры предпринимательства, которая тоже может работать по принципу самоорганизующихся предприятий. Хотя в республике уже существуют общественные организации предпринимательства, но этот процесс еще не носит системный характер.
Пятая проблема – недостаток необходимых знаний по управлению бизнесом. Сами предприниматели отмечают, что им порой не хватает системных экономических знаний. В Карелии инфраструктура дополнительного образования сравнительно развита. Но предлагаемые программы обучения не всегда бывают востребованы.
В настоящее время Лигой частного бизнеса проводится анкетирование предпринимателей с целью выяснения направлений обучения, которые им необходимы. Одной из ее стратегических целей является масштабная и качественная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства.
Целенаправленное решение этих проблем позволит создать развитую и эффективную инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, подготовки кадров, способную управлять сектором малого бизнеса, который получит новый импульс своего развития. Указания Президента России, меры, принимаемые Правительством РФ и РК, позволяют надеяться на ускорение процесса развития малого предпринимательства в стране и республике и расширения возможностей государственного участия в поддержке малого сектора экономики. Это направление в деятельности Правительства Республики Карелия на 2003 г. выделено как одно из приоритетных.
Информация представлена порталом «Открытый бюджет»
Источник: nisse.ru
МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИКИННОВАЦИЙ
Малый бизнес вносит Большой вклад в формирование материальной основы благосостояния и социальной стабильности всех индустриально развитых стран мира. Развитие малого бизнеса имеет большое значение для превращения экономики России в конкурентоспособную, использующую достижения научно-технического прогресса.
Суть современной концепции механизма коммерциализации технологий заключается в том, что передача технологий из науки в промышленность может быть эффективной лишь при активном сотрудничестве всех субъектов инновационной деятельности (ученых, разработчиков, инвесторов, предпринимателей, государственной власти и потребителей) и полной реализации разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности. Одна из форм реализации этого права — именно малое инновационное предпринимательство, малый наукоемкий бизнес.
Предприятия малого бизнеса, будучи важнейшим субъектом инноваций, могут внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях. В условиях «новой экономики», важнейшей составляющей которой наряду с информатизацией являются инновации, происходит расширенное вовлечение в инновационный процесс малого бизнеса при помощи венчурного капитала. Инновационная деятельность малых фирм создает базу для структурной перестройки всего хозяйства на наукоемкой основе.
Малый бизнес служит основным источником нововведений, генератором новых решений, и само его присутствие создает предпосылки к инновационному развитию экономики. При оценке инновационного потенциала малого бизнеса следует исходить из положения, что малый бизнес инновационен по своей природе. Этому способствуют следующие характеристики организаций малого бизнеса: большая гибкость малой фирмы при прочих равных условиях, мобильность и адаптивность, поскольку во главе фирмы часто стоит автор нововведения. Большая гибкость и адаптивность малых предприятий дает преимущества прежде всего в быстро меняющихся условиях (будь то технологические изменения или экономическая среда в целом); многоплановый характер мотивации к инновационной деятельности, обусловленный экономическими и неэкономическими факторами; возможность идти на риск, что абсолютно неприемлемо для большинства крупных организаций.
Значение малого предпринимательства в инновациях многогранна: с одной стороны, он обеспечивает инновационные процессы в экономике, способствуя совершенствованию производства и управления, с другой — будучи непосредственно вовлеченным в производство наукоемкой продукции (услуг), порождает спрос на новые разработки, обеспечивая непрерывный прогресс.
Приоритетное поле деятельности малых фирм составляют наукоемкие отрасли. К характерным особенностям наукоемких отраслей, определяющим их роль в экономике в целом, относятся: высокие темпы роста, в 3-4 раза превышающие темпы роста прочих отраслей хозяйства, К числу наукоемких были отнесены четыре отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и конторского оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность, Что касается сферы услуг, то здесь к наукоемким относятся пять отраслей: современные виды связи, финансовые услуги, образование, здравоохранение и бизнес-услуги,
Инновационный потенциал малого бизнеса обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации новых идей, позволяющей реагировать на требования рынка, Малое инновационное предпринимательство основано на коммерциализации новейших достижений отечественной науки и техники, изобретений и открытий,
Данные о развитии малого бизнеса в развитых странах в последние десятилетия XX в, позволяют считать малый бизнес важным фактором экономического роста, В России, в условиях усиления конкуренции, встраивания российских предприятий в систему мирохозяйственных отношений роль малого бизнеса в инновационной деятельности может стать очень существенной, Именно при динамичных структурных изменениях в экономике в наибольшей степени проявляются и преимущества малого бизнеса и потребность в нем со стороны крупных компаний,
Санкт-Петербургский университет управления и экономики
Источник: lib.sale
Источник финансирования деятельности малого предпринимательства
Любое малое предприятие для осуществления своей хозяйственной деятельности нуждается в финансовых средствах либо в виде заемного, либо в виде собственного капитала. В зависимости от источника выделяют внешнее и внутреннее финансирование (рис. 1).
Рис. 1. Источники финансирования малых предприятий [3].
Источниками собственных средств являются:
· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников);
· резервы, накопленные предприятием;
· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы и др.).
К основным источникам привлеченных средств относятся:
· средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;
Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине — в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами.
Основными источниками финансирования являются собственные средства. Приведем краткую характеристику этих источников.
Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Содержание категории “уставный капитал” зависит от организационно-правовой формы предприятия:
· для государственного предприятия — стоимостная оценка имущества, закрепленного государством за предприятием на праве полного хозяйственного ведения;
· для товарищества с ограниченной ответственностью — сумма долей собственников;
· для акционерного общества — совокупная номинальная стоимость акций всех типов;
· для производственного кооператива — стоимостная оценка имущества, предоставленного участниками для ведения деятельности;
· для арендного предприятия — сумма вкладов работников предприятия;
· для предприятия иной формы, выделенного на самостоятельный баланс, — стоимостная оценка имущества, закрепленного его собственником за предприятием на праве полного хозяйственного ведения.
При создании предприятия вкладами в его уставный капитал могут быть денежные средства, материальные и нематериальные активы. В момент передачи активов в виде вклада в уставный капитал право собственности на них переходит к хозяйствующему субъекту, т. е. инвесторы теряют вещные права на эти объекты. Таким образом, в случае ликвидации предприятия или выхода участника из состава общества или товарищества он имеет право лишь на компенсацию своей доли в рамках остаточного имущества, но не на возврат объектов, переданных им в свое время в виде вклада в уставный капитал. Уставный капитал, следовательно, отражает сумму обязательств предприятия перед инвесторами.
Уставный капитал формируется при первоначальном инвестировании средств. Его величина объявляется при регистрации предприятия, а любые корректировки размера уставного капитала (дополнительная эмиссия акций, снижение номинальной стоимости акций, внесение дополнительных вкладов, прием нового участника, присоединение части прибыли и др.) допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством и учредительными документами.
Формирование уставного капитала может сопровождаться образованием дополнительного источника средств — эмиссионного дохода. Этот источник возникает в случае, когда в ходе первичной эмиссии акции продаются по цене выше номинала. При получении этих сумм они зачисляются в добавочный капитал.
Прибыль является основным источником средств динамично развивающегося предприятия. В балансе она присутствует в явном виде как нераспределенная прибыль, а также в завуалированном виде — как созданное за счет прибыли фонды и резервы. В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от многих факторов, основным из которых является соотношение доходов и расходов. Вместе с тем в действующих нормативных документах заложена возможность определенного регулирования прибыли руководством предприятия. К числу таких регулирующих процедур относятся:
· варьирование границей отнесения активов к основным средствам;
· ускоренная амортизация основных средств;
· применяемая методика амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
· порядок оценки и амортизации нематериальных активов;
· порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;
· выбор метода оценки производственных запасов;
· порядок учета процентов по кредитам банков, используемых на финансирование капитальных вложений;
· порядок создания резерва по сомнительным долгам;
· порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов;
· состав накладных расходов и способ их распределения.
Прибыль — основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами.
Добавочный капитал как источник средств предприятия образуется, как правило, в результате переоценки основных средств и других материальных ценностей. Нормативными документами запрещается использование его на цели потребления.
Сравнение различных методов финансирования позволяет предприятию выбрать наиболее оптимальный вариант финансового обеспечения операционной деятельности и расходов капитального характера. Необходимо также отметить, что развитие рынка долгосрочного кредита в России возможно только при условии стабилизации хозяйственной системы, т.е. преодоления спада производства, снижения темпов роста инфляции (до 3-5% в год), уменьшения учетной ставки банковского процента до 15-20% годовых, ликвидации значительного бюджетного дефицита [4].
Самым распространенным из внешних источников финансирования являются кредиты, выдаваемые малому бизнесу.
Кредитованием малого бизнеса, как правило, занимаются кредитные организации — банки, а также специализированные финансовые организации. Понятно, что кредит под малый бизнес является доминирующим среди всех источников финансирования, так как основными держателями денежных средств являются банки. У предприятий же, или как говорят, у предприятий реального сектора экономики, деньги являются исключительно средством предпринимательского процесса и постоянно находятся в движении. Банки же наоборот консолидируют денежные средства, поэтому банк — это один из основных финансовых институтов, где можно взять деньги на организацию и развитие своего бизнеса много и надолго. предпринимательство финансовый бизнес кредит
Хотя кредитование малого бизнеса и является доминирующим среди всех источников внешнего финансирования, реально же получить кредит под малый бизнес очень непросто. Несмотря на то, что в последнее время появились предложения для малого бизнеса — кредит за один день, реальное состояние дел с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего.
Основная причина этого в том, что банки рассматривают малый бизнес как самый рискованный и незащищенный. Более того, малый бизнес, как правило, не спешит показывать свою капитализацию, поэтому и банки понимая это, считают, что малый бизнес недолговечен, и соответственно не надежен в качестве клиента для кредитования. Из-за этого банки предъявляют особые требования для получения кредита под малый бизнес [6].
Источник: studentopedia.ru