Так называемая малая экономика важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
активизация структурной перестройки экономики;
насыщение потребительского рынка товарами;
преодоление отраслевого и регионального монополизма;
создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
укрепление экономической базы местных органов власти;
развитие сел, небольших городов;
возрождение художественных промыслов.
Роль и место малого бизнеса в российской экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство, располагая всего 3,6 % стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 2005 году около 12 % ВВП (внутреннего валового продукта) России. Прибыль от малого бизнеса составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны. Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике 0,73 рубля.
Особенности экономической деятельности малых предприятий
Дальнейшему развитию малого бизнеса способствовало и решение Правительства о том, что в течение первых пяти лет с момента регистрации малого предприятия налоговая база не может ухудшаться. Таким образом, если после регистрации налоговая политика изменится для предприятия в худшую сторону, то оно будет платить налоги в размере, установленном на момент регистрации в течение пяти лет. Однако в связи с принятием Закона на вмененный доход этот принцип отменяется для предприятий, работающих в сферах деятельности, на которые этот Закон распространяется.
Способствует развитию предпринимательства постановление правительства о сокращении числа видов деятельности, на ведение которых требуются лицензии. В 2001-2004 гг. сокращено лицензирование 49 отдельных видов деятельности. Можно работать без лицензии в торговле (кроме торговли подакцизными товарами), в бытовом обслуживании, в полиграфическом и издательском деле, в производстве отдельных видов стройматериалов и ряде других. В новом Гражданском кодексе РФ предусмотрена возможность создания объединений малых предприятий.
И все же численность МП в нашей стране значительно меньше, чем за рубежом. Для сравнения, только в обрабатывающей и добывающей промышленности Японии функционирует свыше 6,4 млн малых предприятий, в народном хозяйстве США свыше 19,3 млн предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой ежегодно возникают сотни тысяч предприятий малого бизнеса.
Так, в Германии ежегодно возникало 370450 тыс. предприятий. В это число включаются все производственные единицы от индивидуалов-надомников до предприятий с сотней рабочих и более. За это же время, то есть за год, прекращают свое существование 330360 тыс. предприятий. В Италии такое соотношение лучше. Возникает за год 310350 тыс. предприятий, прекращают свою деятельность 150180 тыс.
Как видно из этих данных, конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их жизненного цикла. Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, открывшие новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой сегмент, свою часть рынка, расширяют производство и могут стать средними, а при благоприятных условиях и крупными.
Час экономики // Николай Евдокимов: малый бизнес / 16. 07. 2019
Таким образом, Россия только в самом начале пути массового создания и развития предприятий малого бизнеса, которые в странах с развитой рыночной экономикой занимают важное место в производстве промышленной продукции. Так, в Японии на долю мелких и средних предприятий приходится 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 % объема оптовой торговли и более 80 % розничной. На них работает более 80 % от общей численности работающих.
- 1
- 2
- 3
- 4
- Далее
Источник: geum.ru
Малый бизнес как составная часть рыночной экономики
Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.
Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы
Файлы: 1 файл
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёх группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частной собственности, — которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Малый бизнес (далее МП), представляет самый многочисленный слой собственников, которые в силу своей массовости в важной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Сектор МП образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.
В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объём производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта Кроме того, сектор МП более динамично создаёт новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно 500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.
Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Именно в секторе МП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом.
Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирм.
Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
МП — вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой — зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.
Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективность управления предприятием.
Социально-экономическая и политическая роль МП
Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:
— развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально- экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;
— занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
— объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;
— сектор МП способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;
— массовое развитие МП способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.
Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы.
Роль МП в экономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор МП наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями МП являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие МП гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору МП свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.
Вместе с тем общее количество малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на месте ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общей численности малых предприятий и объёмами производства — указывают на высокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП, способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночной экономики.
Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
1.3. Проблемы предприятий малого бизнеса на современном этапе
В российской действительности сама необходимость государственной поддержки МП отнюдь не является аксиомой, и ее признание во многом зависит от господствующих взглядов на экономическую роль государства и выбора стратегических приоритетов.
В последнее время явно прослеживается другая опасная тенденция. Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно- монополистической хозяйственной системе малые и средние предприятия представляются как некое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовой зависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнения наиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.
Об этом свидетельствует явное неравноправие средних и особенно частных малых предприятий в отношении собственности. Недвижимость, земля, природные ресурсы, инфраструктура остаются в государственной собственности или перераспределяются в пользу государственных и пост государственных (приватизированных) крупных предприятий.
Если бы те средства, которые изымаются из оборота малых предприятий крупными предприятиями в виде платы за эффективное использование их собственности (даром доставшейся в результате приватизации), направлялись на развитие самого МП, признаки вырождения последнего были бы не так существенны.
Неравноправие проявляется и при распределении государственных финансовых ресурсов. В 2010 г. на цели государственной поддержки МП выделено только 0,16% от общего объема расходной части федерального бюджета, что несоизмеримо меньше средств, направляемых для поддержки так называемых важнейших отраслей народного хозяйства, которые достаются только крупным государственным и приватизированным предприятиям и, как правило, используются без какого-либо эффекта.
Располагая значительными материальными и финансовыми активами, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются.
Именно малые предприятия в большей степени страдают от финансовой недисциплинированности и неплатежеспособности крупных предприятий-партнеров, оказываясь последними при оплате долгов. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую поддержку отраслей народного хозяйства. Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче пробить выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.
Потенциал МП остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Не задействованы резервы развития МП, связанные с высвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией, разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием. Интересы МП практически не учитываются при распределении государственных инвестиционных ресурсов, организации поставок для государственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическом регулировании.
Во многих случаях, в том числе и в связи со специфическими мерами местного бюрократического аппарата, бремя финансовых изъятий становится непомерным. Всё это приводит к тому, что главным способом приспособления представителей МП к этим явлениям стала практика ухода в тень. Эта практика реализуется распространением наличного оборота, использованием бартерного обмена, различных финансовых ухищрений (псевдострахование, искажение реальной стоимости сделки, фиктивные сделки и т.д.). Укрытие от учёта значительной части дохода в среде предпринимателей всё чаще производится путём выполнения работ без оформления договоров.
Пренебрежительное отношение государства к малому собственнику выражается и в том, что он остается незащищенным от проявлений организованной преступности.
Ориентируясь преимущественно на макроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себя ответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе МП и среднего бизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведении экономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя МП, его групповые насущные потребности, проблемы и заботы учитываются государством в минимальной степени.
Источник: www.yaneuch.ru