Малый бизнес как субъект налогообложения

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

+7 495 988-92-52

  • Официальная страница НИСИПП
  • Проблематика МСП и его господдержка
  • Банки и МСП (малый и средний бизнес)
  • Антикоррупционный капитал
  • О нас
  • Интерактивное резюме
  • Наши организации
  • АНО «НИСИПП»
  • ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
  • ООО «O2Consulting»
  • ООО «Л-СТАР»
  • Школа
  • Направления деятельности
  • Наши технологии
  • Мероприятия
  • Новости
  • Мнения наших экспертов
  • Интервью
  • Мониторинги
  • Исследования
  • Законодательство
  • Наши публикации
  • Программы поддержки
  • Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Тема 2. Особенности налогообложения у субъектов малого предпринимательства

Главная / О нас / Первая гильдия России / Номер 1, 2002 год. / Налогообложение малого бизнеса

Налогообложение малого бизнеса

(анализ ситуации, предложения по ее изменению)

Опросы предпринимателей свидетельствуют о первостепенной значимости для малого предпринимательства проблемы налогообложения.

Согласно обследованию 568 малых предприятий, проведенному ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году в 6 регионах России (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Курск, Новосибирск, Екатеринбург) по заказу Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, наиболее важным для развития своего собственного бизнеса предприниматели считали предоставление налоговых льгот (на это указало 72,7% опрошенных). При ответе на прямой вопрос, какими должны быть приоритетные направления государственной поддержки на федеральном уровне, 78,2% опрошенных представителей малых предприятий ответили «Льготное налогообложение» — эта позиция заняла первое место среди желаемых мер государственной поддержки. Значимым был и такой вид государственной поддержки, как упрощение и стабильность системы налогообложения (49,8% опрошенных).

При опросе 999 предприятий в пяти регионах РФ (Москва, Владимир, Нижний Новгород, Великий Новгород, Томск), проведенном ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» в 2001 году по заказу фонда «Евразия», среди основных трех проблем, отмеченных малыми предприятиями в отношении их собственного бизнеса на этапе возникновения, первой также была названа проблема «высоких налогов» (49,1% опрошенных).

В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства: общепринятая и два особых режима — 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов РФ.

Большинство субъектов малого предпринимательства облагаются налогами по общепринятой системе, то есть уплачивают все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимися от региона к региону). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 млн. человек.

Отсутствие адекватных официальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорий налогоплательщиков — малых, средних и крупных, не позволяет оценить эффективность общепринятой системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Аргумент же в пользу применения единого налога на вмененный доход, базирующийся на видимом увеличении поступлений данного налога не может считаться состоятельным. Известно, что рост этого параметра обусловлен преимущественно двумя факторами — введением единого налога на вмененный доход во все большем количестве регионов и соответствующим расширением количества плательщиков этого налога; постоянным увеличением рассчитываемых налоговой администрацией показателей базовой доходности. При отсутствии данных о налоговых поступлениях от субъектов малого предпринимательства, облагающихся по общепринятой системе, нет и возможности достоверно сравнить эффективность различных систем налогообложения.

kar-10-1.jpg

Несмотря на то, что правом на добровольный переход на упрощенную систему налогообложения до 1998 года, то есть до принятия Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и введения данного налога на территориях субъектов РФ, обладала довольно многочисленная группа субъектов малого предпринимательства (мелкий бизнес с занятостью менее 15 человек и оборотом до 100 тыс. ММРОТ, за исключением некоторых специальных категорий предприятий), предприниматели не спешили ее использовать. В результате, по последним данным, по упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП), и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).

При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения, учета и отчетности обладает и существенными ограничениями по применению. Основными причинами слабого распространения системы являются:
Во-первых, для субъектов малого предпринимательства, переходящих на «упрощенку», отменен налог на добавленную стоимость, что значительно осложняет их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения (не был разработан механизм зачета НДС при работе с контрагентами).
Во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве объекта налогообложения выбрало подавляющее большинство регионов), не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Так, выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различия в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.
В-третьих, значимым минусом для предприятия, в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, является отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов. Это существенно ограничивает инвестиционные возможности предприятия (это верно и для случая, когда объектом налогообложения является валовая выручка).
В-четвертых, при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному налогу не предоставлялись, исключалась возможность использования субъектам малого предпринимательства льгот общепринятой системы (например, пониженных ставок по налогу на прибыль в региональной части, налогу на имущество и другим налогам; механизмов ускоренной амортизации и др.).

Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует в более чем 80 субъектах РФ.

kar-10-2.jpg

Применяемый в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход является обязательным: самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.

Наряду с этим размер единого налога является неоспоримым. Налогоплательщик, не согласный с размерами вменяемого дохода и единого налога, не имеет возможности отказаться от его уплаты, доказав, что фактические размеры его дохода и налогов, подсчитанные по общепринятой системе, меньше, чем рассчитанные по вмененному методу. Одновременно с этим единый налог на вмененный доход является и исключительным — налоговые обязательства применяются только на основе вменения, даже если обычные правила расчета налоговых обязательств могут привести к более высокому результату.

Система налогообложения вмененного дохода в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по представлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Реальным упрощением можно назвать только замену расчета нескольких налогов одним. Вместе с тем цель упрощения налогообложения, учета и отчетности не достигается в тех случаях, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, одни из которых облагаются единым налогом на вмененный доход, другие — по общепринятой системе.

Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (размерам своей деятельности) легко приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вменяемый доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки обложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.

Единый «вмененный» налог, как и единый «упрощенный», в случае, если объектом обложения налогом установлена валовая выручка, не учитывает структуры затрат различных субъектов хозяйствования и различий в реальной доходности бизнеса в рамках одного вида деятельности. Здесь также можно говорить о нарушении принципа справедливости налогообложения, равно как и о его дестимулирующей роли в отношении инвестиционной активности. Применение «вмененки» ведет к дискриминации как начинающих предпринимателей, так и уже сформировавшегося, приносящего доходы бизнеса.

kar-10-3.jpg

Стимулирующая роль налога часто обосновывается тем, что он представляет собой фиксированные (по крайней мере в течении года) платежи, не зависящие от объема произведенной продукции. Однако, поскольку основная часть натуральных показателей (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и другие), используемых регионами для расчета вмененного дохода, относится к факторам производства, стимулирующая роль вмененного налога возможна только в краткосрочной перспективе и при условии, что такой налог не является чрезмерно высоким (по крайней мере не выше того размера налога, который уплачивался по общепринятой системе). В долгосрочной перспективе, напротив, налог на факторы производства, особенно завышенный, дестимулирует развитие бизнеса, ведет к свертыванию инвестиционной активности субъектов предпринимательства.

Только отдельные регионы (например, Новгородская область) предоставляют субъектам предпринимательства, переведенным на систему вменения, льготы инвестиционного характера.

Наконец, о «новшествах», введенных с 1 января 2002 года. Речь идет об исключении из единого налога на вмененный доход единого социального налога при одновременном уменьшении ставки единого налога до 15%. Эти изменения привели к очередной волне ухода субъектов предпринимательства в тень вследствие увеличения налогового бремени на предприятия, в отношении которых применяется система вменения. Региональные власти увеличивают размеры базовой доходности, чтобы довести поступления от единого налога до уровня, характерного периоду до 1 января 2002 года.

Резюмируя, можно сделать вывод о том, что действующая система налогообложения малого бизнеса не создает благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализуются. Вместе с тем, введенные специальные системы создают предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по своей сути не являющихся малыми.

Читайте также:  Бизнес информатика срок обучения

Совершенствование действующих систем налогообложения малого бизнеса

Основными направлениями государственной политики, направленной на стимулирование развития малого бизнеса, в части налогообложения субъектов малого предпринимательства должны стать: снижение налоговой нагрузки, упрощение порядка налогообложения, ведения учета и отчетности.

В ближайшей перспективе необходимо:

— С целью создания конкурентности различных систем, ввести добровольность перехода малых предприятий с одной налоговой системы на другую (что сразу выявит наиболее «обременительный режим»). Это решение уже перезрело;

— Не торопиться с принятием Государственной Думой РФ в полном объеме «Дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (дополнения и изменения устанавливают особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства), по крайней мере, до осени 2002 года, чтобы иметь возможность спокойно их изучить и обсудить. Четыре-пять дополнительных месяцев ничего не решат. Вспомним, какие колоссальные проблемы испытывало в регионах малое предпринимательство в течение 2-3 лет после начала практического введения в практику «вмененного налога» (это «введение» реализовывалось методом проб и ошибок, пока, наконец, ни были найдены «точки компромисса», появился положительный опыт). Об этом свидетельствует недавний опыт Московской области по внедрению вмененного налога на рынках (забастовки, пикеты, демонстрации). Два раза введение областного закона в действие приостанавливалось, решение уточнялось.

В качестве иллюстрации. Весной этого года ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» реализовал проект, связанный с изучением влияния различных систем налогообложения на хозяйственную деятельность малых предприятий, применяющих три различные системы налогообложения.

На первом этапе предстояло на основе опроса 100 московских экспертов, являющихся специалистами в сфере налогообложения и/или малого предпринимательства, выявить регионы с наиболее удачным и наиболее неудачным опытом применения различных налоговых систем (режимов). Парадокс: основная часть экспертов из федеральных органов власти, научно-исследовательских институтов, общественных организаций предпринимателей и т.д. (среди которых, возможно, были и те, кто готовил данный законопроект) затруднились с ответом на данный вопрос, что свидетельствует об отсутствии знаний о реальной хозяйственной и налоговой практике малого бизнеса в регионах. На втором этапе в 10 регионах предусматривался опрос 1000 малых предприятий. Финальные результаты этого проекта еще не получены, но они могут стать «полевой» базой для обоснования введения той или иной нормы или отказа от нее.

Предварительно в целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства можно предложить следующее:

— Внести в Налоговый Кодекса Российской Федерации целый ряд изменений и дополнений, а именно:

— отменить для субъектов малого предпринимательства авансовые платежи по всем видам налогов;

— предусмотреть возможность применения особого порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства налогом на добавленную стоимость;

— предоставить право субъектам малого предпринимательства использовать в целях налогообложения коэффициент ускоренной амортизации основных средств, но не выше 3.

— Дополнить часть вторую отдельной главой «Единый налог на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства», в которой предусмотреть:

— добровольное право перехода на уплату единого налога и порядок такого перехода;

— замену обязанности субъектов малого предпринимательства по уплате большинства налогов (налога на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог с продаж) обязанностью по уплате единого налога, в том числе включение в единый налог отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (единого социального налога, включая его «пенсионную» часть);

— ограничить сферу применения единого налога только субъектами малого предпринимательства, ввести соответствующие критерии для субъекта, имеющего право перехода на данную систему налогообложения;

— предусмотреть возможность установления в качестве налоговой базы для исчисления единого налога величину вмененного дохода, рассчитываемую как произведение базовой доходности налогоплательщика и значений корректирующих коэффициентов. Причем, субъекты малого предпринимательства должны иметь право выбора наиболее приемлемой для них методики расчета базовой доходности;

— отменить необходимость применения контрольно-кассовых машин при переходе субъектов малого предпринимательства на уплату единого налога;

— предоставить субъектам малого предпринимательства, перешедшим на уплату единого налога, право применять упрощенный порядок учета и отчетности, аналогичный порядку, действующему в настоящее время для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения.

Источник: nisse.ru

Действуют ли льготы на налогообложение малого бизнеса в 2023 году

Налоговая реформа, которая начала внедряться с первых месяцев 2015 года, заявлена как комплекс финансово-административных мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике и стимулированию развития приоритетных отраслей производства. В том числе существенным изменениям подверглось налогообложение малого бизнеса в 2018 году.

О роли малого бизнеса

По оценкам экспертных организаций в сфере экономики и финансов, российский малый бизнес так и не сумел стать ключевой структурой в общей экономической системе государства. Это обстоятельство расценивается как отрицательное явление, поскольку недостаточная активность мелкого и среднего частного капитала негативно сказывается на таких основообразующих экономических процессах, как:

  • занятость населения и уровень его благосостояния;
  • перераспределение капитала между всеми отраслями экономики и, как следствие, наличие одинаковых возможностей для развития каждой из этих отраслей;
  • общие возможности для роста добавленной стоимости в составе национального продукта.

Отсутствие позитивных изменений по указанным направлениям является одной из основных причин невозможности переориентировать российскую экономику с сырьевой на инновационную.

Существенные преобразования сформировавшихся за последние годы финансово-хозяйственных отношений невозможны без поддержки государством представителей малого бизнеса. В рамках рыночной экономики такая поддержка может осуществляться путем целевого субсидирования, налоговых льгот и введения благоприятных условий администрирования и контроля над деятельностью субъектов хозяйствования.

Нынешняя государственная программа направлена на проведение ряда мероприятий по каждому из указанных направлений.

Налоговая реформа

Заявленное правительством льготное налогообложение малого бизнеса в 2018 году предполагает введение следующих положительных новаций:

  • упрощение администрирования налогов;
  • снижение налоговой ставки (решение принимается региональными органами);
  • мораторий на проверки;
  • индивидуальный подход к определению размеров штрафов для предпринимателей.

Также реформой в рамках снижения налогов для малого бизнеса в 2018 году предусмотрен ряд мер по увеличению базы налогообложения и даже введение новых налоговых сборов, что экспертами расценивается как ухудшение фискальных условий для индивидуальных предпринимателей. Новые виды налогообложения:

  • торговый сбор (платеж в казну, который должен осуществлять торговец из расчета торговой площади, на которой осуществляется торговля);
  • налог на недвижимое имущество (перечисляется в казну по результатам 2016 года и представляет собой уплату процента от кадастровой стоимости коммерческой недвижимости, которая находится в собственности предпринимателя);
  • пересчет взносов в государственные страховые фонды (в связи с повышением минимального размера оплаты труда, увеличились взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования).

Таким образом, даже на основании приведенного общего перечня нововведений можно констатировать, что льготы для малого и среднего бизнеса в 2018 году имеют усеченный характер. Некоторые налоги на малый бизнес на 2018 год даже увеличены, тогда как правительством вовсе не был осуществлен пересмотр базы, ставок и объектов по уже существующим налоговым сборам.

Упрощение администрирования налогов

В рамках программы налоговых льгот малому бизнесу в 2016 году фискальными органами проведен ряд мероприятий, направленных на упрощение администрирования существующих налогов и сборов. Что же вышло на самом деле?

  1. Внедрение обязательной электронной отчетности. На данном этапе аудиторы и финансовые эксперты расценивают это новшество как дополнительную нагрузку на предпринимателя. Электронная налоговая отчетность уже несколько лет эффективно используется субъектами предпринимательства РФ. Новации 2016 года ввели дополнительные обязательства по контролю над этими операциями. Причем в случае нарушения предпринимателем контрольных процедур фискальные органы имеют право применять жесткие санкции, вплоть до блокировки счета предприятия.
  2. Новые формы деклараций, отмена журналов регистрации счетов-фактур, создание электронных онлайн-сервисов для подачи отчетности и внесения обязательных платежей и сборов. Эти изменения действительно помогут предпринимателю более эффективно и оперативно осуществлять налоговое планирование своего бизнеса.
  3. Ужесточение контроля со стороны фискальных органов. Несмотря на заявленные налоговые каникулы (мораторий на проверки), реформа, декларирующая льготное налогообложение малого бизнеса, вводит новый порядок привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за налоговые нарушения. Согласно новациям в нормы об уголовном производстве, инициировать возбуждение уголовного дела можно на основании простого заявления в правоохранительные органы.
  4. Индивидуальный подход к определению размеров ответственности предпринимателей. Фискальным органам разрешено вменять штрафы ниже предельных размеров, установленных НК РФ. Эта норма позволит определять ответственность предпринимателя, исходя из реальных условий ведения ним хозяйственной деятельности, что, безусловно, является положительным изменением. Однако такая новация создает пространство для внедрения новых коррупционных схем.

К содержанию

Мораторий на проверки

Еще одним одиозным новшеством, которому подверглись налоги на малый бизнес в 2018 году, являются широко разрекламированные налоговые каникулы, которые освободят индивидуальных предпринимателей от давления фискальных органов на несколько лет. Однако эти нормы действуют с существенными ограничениями. Так, законом запрещено проводить налоговые проверки только у узкого круга предпринимателей, деятельность и порядок регистрации которых соответствует следующим параметрам:

  • время существования зарегистрированного бизнеса не должно превышать два года по состоянию на 1 января 2015 года;
  • деятельность осуществляется в одной из трех сфер (социальная, научно-техническая, производство);
  • налогообложение деятельности предпринимателя осуществляется по патентной системе либо по упрощенной системе налогообложения.

Налоговые органы призваны постоянно осуществлять мониторинг эффективности применения налоговых каникул. В случае, если будут зафиксированы негативные тенденции, данные нормы будут исключены из налогового законодательства.

Льготы для малого бизнеса в 2018 году

Необходимо обратить внимание представителям малого бизнеса и на следующие моменты:

  • сроки проверки субъекта МСБ контролирующим органом не могут превышать 50 часов в год. При этом часы всех проверяющих органов суммируются. Например, если фирму проверяла трудовая инспекция и время проверки составило 20 часов, то следующий контролирующий орган не сможет ее проверять больше 30 часов;
  • с 1 января 2016 года введены надзорные каникулы. Срок их действия до 31 декабря 2018 года. В течение этого периода запрещены все плановые неналоговые проверки малых предприятий (например, пожнадзором, санэпидемстанцией ). Однако право проверки остается у налоговых служб и инспекторов Пенсионного фонда и ФСС;
  • региональные органы получили полномочия освобождать от уплаты налога частных предпринимателей, которые находятся на «упрощенке» или патенте и начинают свою деятельность в сфере науки, производства или социальных услуг.
Читайте также:  Роль франчайзинга в бизнесе

Как платить

Государство, понимая важность поддержки малых предприятий, постоянно вводит новшества, цель которых – облегчить вашу жизнь. На сегодняшний день действует несколько вариантов систем налогообложения, выбрать оптимальный можно в зависимости от величины производства и вида деятельности:

  • общая (ОСНО);
  • патентная система (ПСН – только для ИП);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • единый налог (ЕНВД);
  • упрощенная (УСН);

Специфика налогообложения на предприятиях малого бизнеса состоит в меньшем количестве и объеме уплачиваемых налогов и в более простых формах отчетности, что позволяет снижать временные и финансовые затраты на бухгалтерию.

ОСНО

Предприятие попадает на общую систему налогообложения по умолчанию, сразу после регистрации, если налоговая не была уведомлена вами о выборе другой системы.

ОСНО – это совокупность большого количества налогов разного уровня: федеральных, региональных и местных. Сдавать декларацию нужно будет четыре раза в год, даже если активной деятельности не было.

Для ведения отчетности лучше воспользоваться услугами профессионального бухгалтера, что серьезно увеличивает издержки. Если вы индивидуальный предприниматель, нужно будет заплатить следующие федеральные налоги:

  • НДС;
  • НДФЛ;
  • единый социальный налог;
  • страховые взносы за себя и за принятых работников.

Кроме этого, есть ряд региональных налогов (транспортный и имущественный), местные (на землю и на имущество физических лиц). Нагрузка этой системы так велика, что новичкам ее никак рекомендовать нельзя. Именно поэтому в распоряжение предпринимателя есть различные налоговые режимы для малого бизнеса.

Упрощенка

Специально для малых предприятий с доходами не более 60 млн. рублей в год и стоимостью активов до 100 млн была введена упрощенная система налогообложения, она полностью замещает ОСНО. Упрощение заключается в том, что вместо НДС и налога на прибыль вы платите один единый налог.

По выбору самого предпринимателя, облагаться налогом может доход – тогда его ставка равна 6%, или доход за минусом расходов – ставка 15 %. Что немаловажно, сдавать отчет по УСН нужно только раз в год.

Одним из недостатков этой системы можно считать тот факт, что с вами могут отказаться сотрудничать плательщики НДС. С этого года плательщиков УСН лишили льгот по уплате налога на имущество, что значительно уменьшает привлекательность системы для мелких предприятий.

ЕНВД

При выборе системы ЕНВД предприниматель должен будет уплатить налог с предполагаемого дохода, НДФЛ (с зарплаты сотрудников), взносы в ФСС. Применение «вмененки» имеет ограничения, например, по количеству квадратных метров торговой площади, единиц автотранспорта. Поскольку размер вмененного дохода определяет государство, то торговым точкам на ЕНВД не обязательно пользоваться кассовыми аппаратами. А вот безналичные операции на ЕНВД невозможны.

В 2018 году этот вид налогообложения также становится все менее популярным. Все дело в постоянном увеличении коэффициентов, применяющихся для расчета предполагаемого дохода, увеличении налоговой базы. Государство таким образом старается увеличить поступления в бюджет, но предприниматели просто уходят на другие системы или вообще прячут свои доходы.

ЕСХН

Существуют специальные налоги для малого бизнеса и в сельском хозяйстве. Выбрать единый сельскохозяйственный налог могут только те, кто занимается не переработкой, а лишь производством продукции. Кроме указанного налога, на этой системе потребуется заплатить НДФЛ, взносы в ПФР и ФСС. Очень серьезны требования к отчетности: если вы допустите ошибки, компенсировать потери бюджету будете по ОСНО.

Патент

Воспользоваться патентной системой могут только ИП, причем с определенным видом деятельности. Общий перечень этих видов деятельности указан в Налоговом Кодексе.

Вы покупаете патент, который может действовать от месяца до года, и платите процент от предполагаемого дохода. Каков будет ваш доход, устанавливает налоговая инспекция вашего региона. При этом вы освобождаетесь от уплаты НДФЛ, налога на имущество и НДС. Также эта система привязывает вас к выбранному региону: где патент приобрели, там и можете работать. На данную систему возлагалась миссия по выводу предпринимателей из тени, но большой популярности она не приобрела.

ИП и его налоги: Видео

Источник: ipinform.ru

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства

В статье рассматриваются специальные режимы налогообложения, установленные для субъектов малого предпринимательства. Применение данных режимов способно увеличить количество малых предприятий в России. В статье приведена характеристика основных положений налогообложения малого бизнеса.

Ключевые слова

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

Одним, из наиболее распространенных косвенных методов поддержки малого и среднего бизнеса является использование системы налогообложения. Ситуация и темпы развития малого предпринимательства во многом обуславливаются налогообложением. Налоговое законодательство России обладает, с одной стороны, значительным нормативным материалом, а с другой — частым внесением всевозможных изменений, т.е. малоустойчиво.

Налоги и специальные налоговые режимы выступают эффективными инструментами поддержания малого бизнеса. Налоговое законодательство предусматривает ряд мер налогового регулирования, представляющих собой особый порядок исчисления и уплаты налогов, в рамках специальных налоговых режимов. Необходимость их применения в РФ обусловлена существующими различиями, как в экономическом статусе плательщиков, так и в осуществляемой ими деятельности [3, с. 42].

Особые налоговые режимы в отношении малого бизнеса применяются в большинстве развитых стран.

Таким образом, субъектам малого предпринимательства дается право использования специальных налоговых режимов. Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленного периода времени, употребляемый в ситуациях и порядке установленном законодательством о налогах и сборах [1]. В 2002 году в Налоговый кодекс был введен раздел о специальных налоговых режимах. Прежде он простирался только на сельскохозяйственных производителей, позже раздел пополнили главами об упрощенной системе налогообложения, едином налоге на вмененный доход, а с 2013 года — патентной системе налогообложения.

В. И. Насыров считает, что сущность специальных налоговых режимов заключается в цели их введения. Основной целью введения специальных налоговых режимов является достижение с их помощью более высокого фискального и регулирующего эффекта налогообложения в определенных сферах деятельности. Выделяются две цели, которые преследует государства путем введения специальных налоговых режимов:

  1. Финансовая цель, в данном случае специальные налоговые режимы рассматриваются как инструмент налогового регулирования;
  2. Организационная цель, предусматривает упрощение процедуры налогового администрирования [6, с. 1431].

На практике разграничить реализацию данных целей довольно сложно. Однако все предусмотренные в стране специальные налоговые режимы должны строиться на такие принципах, как принцип справедливости, эффективности, нейтральности и простоты.

Финансовая цель специальных налоговых режимов заключается в налоговом регулировании, т. к. решение тех задач, которые ставятся перед ними, в рамках общей системы налогообложения невозможно. Что касается организационной цели, то она достигается путем использования в специальном налоговом режиме конструкции единого налога, что приводит к упрощению процедур налогового контроля.

Исходя из вышесказанного, предпосылками возникновения специальных налоговых режимов являются, во-первых, поддержка и развитие малого бизнеса, а во-вторых, социальная справедливость, то есть перераспределение доходов между крупным и малым бизнесом, компенсации последнему повышенных рисков хозяйствования, ограничений в доступе к финансовым ресурсам, в-третьих, привлечение инвестиций в определенные отрасли промышленности.

Сущность специальных налоговых режимов заключается в цели их введения. Ведение упрощенного режима налогообложения позволяет организациями снизить затраты на учет и расчет налогов. Однако с другой стороны малое предпринимательство может стать серьезной проблемой в области развития тенденций уклонения от налогообложения.

Если законными способами снижения суммы налогов в связи с несовершенством законодательства в большей степени пользуются в основном крупные предприятия, то уклонение от налогообложения посредством сокрытия выручки либо непредставления или предоставления недостоверной отчетности, осуществление операций без государственной регистрации чаще всего встречаются именно среди малого бизнеса. И основной причиной таких явлений является не только высокая степень вероятности избежать наказания, уклонение приобретает массовый характер тогда, когда ожидаемые преимущества с учетом вероятности обнаружения нарушений и вынесения наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, причем в состав издержек включается не только сумма начисленного налоги, но и расходы на ведение бухгалтерского и налогового учета, составление отчетности.

Если такие издержки высоки, то это может привести к полному отказу от декларирования. Снижения таких издержек можно достигнуть путем применения упрощенных правил декларирования. Таким образом, используемые упрощенные системы учета и отчетности приводят к снижению издержек для налогоплательщика, а также ведут к уменьшению административных издержек, связанных с проверкой таких налогоплательщиков. Добиться снижения уклонения от налогообложения можно еще и за счет того, что признаки, на основании которых рассчитывается упрощенный доход будет сложнее скрыть или исказить, чем те, которые служат для определения налогооблагаемого дохода в соответствии с общепринятой системой налогообложения [7, с. 54].

На основании вышеизложенного можно отметить, что необходимость ведения в налоговую систему специальных налоговых режимов для малого бизнеса, с одной стороны, направлена на его государственную поддержку, с другой — решает проблемы социальной справедливости, связанные с перераспределением доходов между крупным и малым бизнесом, компенсирует повышенные риски хозяйствования, ограничения в доступе к финансовым ресурсам.

Первым исторически введенным на территории РФ специальным налоговым режимом была упрощенная система налогообложения. Она принята с 1 января 1996 г. Главной целью введения данного режима явилось максимальное упрощение механизма ведения бухгалтерского учета и уплаты налогов малыми предприятиями. Введение упрощенной системы налогообложения было нацелено на формирование благоприятных условий функционирования субъектов малого предпринимательства.

Однако данный режим налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса не получил в России достаточного развития: к концу 2002 г. ее применяли около 50 тысяч организаций и чуть более 100 тысяч ИП. Это объяснялось тем, что меры, применяемые государством для развития специальных налоговых режимов и поддержки малого и среднего бизнеса, часто носили противоречивый и непоследовательный характер [8, с. 576].

Существенные изменения в данный режим налогообложения были внесены с 1 января 2003 г. после введения в НК РФ главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Читайте также:  Если объект налогообложения по налогу на игорный бизнес выбыл в течение налогового периода тест

Сущность упрощенной системы налогообложения и ее привлекательность для бизнеса заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется одним налогом. Уплата единого налога освобождает от обязанностей по уплате налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, НДС и налога на имущество. При этом плательщики УСН не освобождены от уплаты страховых взносов и от обязанностей налоговых агентов.

В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ в качестве плательщиков единого налога выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют данный режим налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.

В качестве объекта налогообложения могут рассматриваться два объема: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Выбор объекта производится налогоплательщиком самостоятельно.

Доходы субъекта УСН формируются из двух групп доходов: доходов от реализации и внереализационных доходов. В некоторых случаях в организациях малого бизнеса предусмотрен особый порядок учета доходов и расходов, определенный гл. 26.2 НК РФ. В отличие от налога на прибыль организаций перечень расходов, подлежащий учету при применении упрощенной системы налогообложения является закрытым. Для учета субъектами малого бизнеса используется кассовый метод признания доходов и расходов.

Статьей 346.20 НК РФ предусмотрены ставки налога, которые также определяются в зависимости от объекта обложения [1].

При объекте налогообложения доходы ставка налога составляет 6%, с 1 января 2016 года субъекты РФ имеют право установить ставку налога в размере от 1 до 6: в зависимости от категорий налогоплательщика, а при выборе в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину — 15%, при этом субъекты Российской Федерации могут установить налоговую ставку в пределах от 5 до 15%.

Кроме этого законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

Исчисляется налог только самим налогоплательщиком. В качестве налогового периода предусмотрен календарный год, отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Если налогоплательщик использует в качестве объекта налогообложения доходы, то он имеет право уменьшить исчисленный налог на величину взносов в государственные внебюджетные фонды, но не более чем на 50%.

Налог подлежит уплате в следующие сроки: не позднее 31 марта следующего года для организаций и не позднее 30 апреля следующего года — для предпринимателей — не позднее 30 апреля года. Авансовые платежи уплачиваются в бюджет до 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Упрощенная система налогообложения на современном этапе продолжает совершенствоваться, что связано с наличием определенных недостатков в действующем порядке и изменяющимися условиями.

Вторая форма налогообложения в виде единого налога на вмененный доход была введена в РФ в 1999 г. Ее введение преследовало следующие цели:

  1. Заставить платить налоги и вывести из «теневой» сферы экономики сложно поддающейся учету налично-денежный оборот субъектов малого предпринимательства;
  2. Упрощение процедур расчета и сбора налогов, а также процесса ведения бухгалтерского учета.

Система единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2013 г. принципиально изменила порядок применения этого режима. С данного периода времени вместо обязательного был введен добровольный порядок на переход на единый налог на вмененный доход.

При том, что одной из главных задач введения единого налога на вмененный доход являлось привлечение к уплате налогов организации и предпринимателей, занимающихся деятельностью в сферах, в которых налоговый контроль значительно затруднен. Теперь же налогоплательщики сами решают, переходить им на уплату единого налога на вмененный доход или же применять общий режим налогообложения, упрощенную систему налогообложения либо патентную систему налогообложения [2, с. 97].

Право на введение на территории муниципального образования единого налога на вмененный доход принадлежит представительным органам местного самоуправления. В связи с этим этот специальный режим имеет сходство с местными налогами.

Особенность единого налога на вмененный доход как специального налогового режима состоит в том, что налогоплательщики, также как и при использовании упрощенной системы налогообложения вместо ряда налогов, уплачивают один единый налог.

В качестве объекта налогообложения выступает вмененный доход. Согласно ст. 346.27, под вмененным доходом понимается потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Налоговой базой выступает денежное выражение вмененного дохода.

Налоговым периодом признается квартал. Ставка налога устанавливается в размере 15% вмененного дохода.

Исчисляется налог самим налогоплательщиком, а уплата производится по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ, налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Третий специальный налоговый режим — патентная система налогообложения, она призвана служить достижению четырех основных целей:

  1. привлечение населения к самозанятости;
  2. легализация малого бизнеса;
  3. наполняемость бюджета;
  4. поступление средств во внебюджетные фонды [4, с. 35].

Патентная система налогообложения регулируется гл. 26.5 НК РФ. Право вводить на территориях данный режим налогообложения принадлежит органам власти субъектов РФ.

Согласно ст. 346.44 НК РФ налогоплательщиками патентной системы налогообложения являются индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим в порядке, установленном гл. 26.5 НК РФ. Документом, подтверждающим право на ее использование является патент, который выдается на осуществление только одного вида деятельности.

Патент является действительным только на территории субъекта РФ, в котором он выдан. Так, что если предприниматель осуществляет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он должен получать патенты в каждом субъекте РФ.

Применение патентной системы налогообложения, также как и других специальных налоговых режимов заменяет уплаты ряда налогов индивидуальным предпринимателям уплатой стоимости патента. Переход на патентную систему налогообложения осуществляется предпринимателем добровольно.

В качестве объекта налогообложения выступает потенциально возможный годовой доход, который может быть получен предпринимателем в связи с осуществлением определенного вида деятельности. Налоговое базой признается денежное выражение объекта налогообложения, однако, если при едином налоге не вмененный доход предусмотрено установление потенциального дохода за месяц, то при применении патентной системы налогообложения данный доход устанавливается за год. В качестве налогового периода рассматривается период времени, на который получен патент. Ставка налога составляет 6%.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Предоставление налоговой декларации индивидуальными предпринимателями, использующими патентную систему налогообложения не предусмотрено.

Четвертым специальным налоговым режимом выступает — единый сельскохозяйственный налог. Он имеет для России большое значение, так как Россия всегда была аграрным государством. В Российской Федерации данный режим был введен в 2002 г. Целесообразность введения этого налога заключалась в обеспечении повышения эффективности сельскохозяйственного производства путем стимулирования сельских товаропроизводителей к рациональному использованию сельхозугодий [5, с. 296].

Существенные изменения в порядок исчисления единого сельскохозяйственного налога были внесены Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 147-ФЗ.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога являются организации и предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукции или осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию.

Переход на указанную систему налогообложения предусматривает замену ряда налогов уплатой единого сельскохозяйственного налога.

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Ставка налога установлена в размере 6%. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется на основании налоговой декларации, которая составляется по итогам деятельности за календарный год, и уплачивается авансовыми платежами один раз в полугодие. Сумма авансового платежа вносится на счета органов Федерального казначейства не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода. Налоговая декларация представляется в срок не позднее 31 марта следующего года.

Таким образом отмечено значительное разнообразие форм налогообложения малого предпринимательства, позволяющее им в рамках закона выбрать наиболее оптимальные режимы и способы налогообложения. Это позволяет государству решать частично проблемы с оказанием мер государственной поддержки малого бизнеса и способствовать его развитию на территории Российской Федерации.

Особенности организации системы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства

  1. Пекшева А.И.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций по налогу на прибыль

  1. Ухалова О.В.

Мероприятия по организации программы электронной коммерции

  1. Торгушин И.В.

Особенности налогового учета материально-производственных запасов

  1. Савина Д.Т.

Системы налогообложения для малого предпринимательства

  1. Пекшева А.И.

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс РФ, часть I,II // ИПЦ «Консультант плюс».
  2. Боташева Ф.Б. Особенности налогообложения предприятий малого бизнеса в российской федерации / Ф.Б. Боташева // Вопросы экономики и права. -2018. — № 120. — С. 95-100
  3. Мурадова М.А. Система налогообложения в малом и среднем бизнесе / М.А.Мурадова // Science. — 2016. — № 2. — С. 41-44
  4. Росомаха Д.А. Проблемы налогообложения среднего и малого бизнеса в современных условиях / Д.А. Росомаха Д.А. // Форум молодых ученых. — 2018. — № 5-3. — С. 34-39
  5. Саенко С.В. Проблемы системы налогообложения в малом бизнеса / С.В.Саенко // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2016. — № 7. — С. 294-299
  6. Усманова Н.В. Применение систем налогообложения в малом бизнесе / Н.В. Усманова Н// Экономика и социум. — 2016. — № 12-2.- С. 1427-1433
  7. Шестакова Е.В. Основные ориентиры и условия предоставления льгот малому бизнесу в сфере налогообложения / Е.В. Шестакова // Сибирская финансовая школа. — 2016. — № 5. — С. 53-63
  8. Янбухтина Е.Н. Упрощенная система налогообложения малого бизнеса / Е.Н.Янбухтина // Вестник современных исследований. — 2018. — №12.7. — С. 575-577

Цитировать

Пекшева, А.И. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства / А.И. Пекшева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 106. — С. 38-41. — URL: https://novainfo.ru/article/17024 (дата обращения: 26.05.2023).

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин