Ульяновский Год предпринимателя подытожила конференция, организованная региональным министерством промышленности, предпринимательства и трудовых ресурсов. Малый бизнес предстал как объект анализа, предмет заботы и. адресат рекламы.
Объект анализа
Второй десяток лет существования малого бизнеса — достаточный срок для того, чтобы изучение его развития перешло в разряд научных исследований, вылилось в темы диссертаций, стало сферой деятельности аналитических центров и целых научных институтов. А потому в числе участников декабрьской конференции значились представители Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Аналитического центра «Эксперт-Волга», аналитики и независимые эксперты в области предпринимательства.
«Смертность малого бизнеса сокращается», — успокаивали они сидящих в зале предпринимателей и рассказывали им, пережившим и дефолт, и неоднократную смену правительств, и бесконечное множество налоговых новшеств, о причинах ухода малого бизнеса «в тень», низкой кредитной активности малых предприятий и плохого взаимодействия с бизнесом крупным.
Малое предпринимательство как точка роста
Исследователи характеризуют экономическую среду малого бизнеса как «сравнительно неустоявшуюся», а возможные траектории развития — «с высокой степенью неоднородности». Но при этом выделяют две категории предпринимателей. Одни сознательно удерживают развитие своего предприятия в определенных рамках (дабы иметь льготы, полагающиеся малому бизнесу). Другие считают, что издержки, связанные с потерей возможных льгот, не превышают потенциальных выгод от расширения деятельности. Вторые, как правило, и возглавляют предприятия-локомотивы, именно они являются «точками роста».
Официальная статистика, которая перешла от учета объемов продукции и услуг к учету оборота, позволяет говорить о положительной динамике. По России оборот малых предприятий (МП) вырос за год на 16%. Ульяновские темпы роста — в рамках общероссийских. По данным регионального департамента развития предпринимательства, в 2007 году темп роста количества МП составил 17%, численность работающих выросла на 18%, оборот МП — на 25%.
С 2005 года по октябрь 2007-го в нашей области в 2,5 раза увеличилось число малых предприятий (с 5820 до 15253) и почти вдвое — численность их персонала (с 10 человек до 19,8).
Новый федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» отнес к разряду малых предприятия численностью от 16 до 100 человек, а значит, штат сотрудников малых фирм и дальше будет расти.
Однако вице-президент «Опоры России» Вадим Сагал несколько остудил отчетное благодушие:
— Причины роста абсолютных цифр — в несовершенстве налогового законодательства. Например, обозначенный «потолок» в переходе на упрощенную систему налогообложения заставляет предприятия «тиражироваться» до бесконечности. До 80% МП так и создается. Объясним и резкий скачок числа малых фирм в 2006 году, когда все ИЧП, ведущие розничную реализацию алкоголя, вынуждены были перерегистрироваться в юрлица.
Из малого бизнеса — в крупный. Считаем реальную доходность и находим точки роста
Относительные цифры далеко не так радужны, как абсолютные. Если в России малый бизнес — это 10-12% ВВП, то в странах Европы — порядка 50%, а в Японии и Южной Корее — 70-80%. Статистика не новая, но стабильная.
. за лучший инвестиционный проект
. за поддержку предпринимательства
Источник: uldelo.ru
Малый бизнес: точки роста и перспективы в 2023 году
Стать владельцами собственного, пусть и небольшого бизнеса хотят около 23% россиян, однако реальные шаги в этом направлении предпринимают только 15% — таковы данные опроса ВЦИОМ. 28% опрошенных останавливает отсутствие стартового капитала, 20% респондентов опасаются, что им не хватит знаний для ведения своего бизнеса, а 19% боятся трудностей и проблем, с которыми возможно придется столкнуться. Почему не стоит бояться открывать свое дело, что помогает предпринимателям снижать расходы и какие направления бизнеса наиболее перспективны в 2023 году, «Московской правде» рассказал операционный директор технологической платформы «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец.
Малый и микробизнес в РФ продолжают динамично развиваться. Так, только в Москве за десять месяцев 2022 года количество самозанятых увеличилось более чем на 300 тысяч человек. В стране, по статистике Федеральной налоговой службы России (ФНС), за этот период открылись 664 тысячи ИП. Правда, и закрылись 513 тысяч, однако, по мнению Сергея Сухоставца, большинство из этих закрытий – технические.
— Большая часть закрытий происходит скорее по техническим причинам по инициативе налоговой службы — «чистят» фиктивные и брошенные компании. Но динамика все-таки позитивная, несмотря на не самую дружелюбную для бизнеса окружающую среду, — считает эксперт.
Одним из позитивных сигналов для бизнеса можно считать то, что ЦБ уже несколько месяцев подряд не меняет ключевую ставку, которую на недавнем заседании совета директоров Банка России решено оставить на уровне 7,5%.
— Это вполне может сигнализировать о стабилизации экономической ситуации. На следующий год регулятор и вовсе рисует достаточно позитивный базовый прогноз, согласно которому инфляция вернется к показателям 5 — 7%. А вместе с этим вернется и надежда на более доступные заемные средства для бизнеса, — отмечает Сергей Сухоставец.
Продолжат работать в 2023 году и программы господдержки предпринимательского сектора, которые реально помогают начинающим предпринимателям встать на ноги, а действующим – развить свои бизнес. Причем существуют программы поддержки как государственного, так и регионального уровня.
— Как начинающим так и действующим предпринимателям доступны бесплатные экспертные консультации, программы обучения, доступ к нужному софту, а также упрощенный доступ к аренде муниципальной недвижимости, — рассказывает эксперт. — Кроме этого, существует и никуда не собирается деваться положение о госзакупках услуг и товаров у малого бизнеса (минимум 15% от всего объема). Так, с помощью государственных закупок малый и средний бизнес (МСП) может найти серьезных клиентов и получить контракт на крупную сумму. Остаются и льготные кредиты для предпринимателей, не только для ИП, которые могут по льготной ставке получить до 200 миллионов рублей, но и для самозанятых, которым доступны два вида льготных кредитов без обеспечения — до 1 миллиона рублей сроком до трех лет; и с обеспечением — от 1 до 5 миллионов рублей на срок до пяти лет. Кроме этого, любой самозанятый, как и ИП, может рассчитывать на гранты в размере от 100 до 500 тысяч рублей на запуск своего дела после защиты бизнес-плана в центре занятости.
Что касается налоговых нововведений, то и тут есть позитивные моменты. Способствовать налаживанию делового климата должна новая система единого налогового счета (ЕНС), которая заработает уже с 1 января 2023 года. Она существенно упрощает ведение собственного дела.
— Так, вместо разных платежей в разные сроки все налоги можно будет отправить одной универсальной платежкой с одинаковыми реквизитами для всех налогов, ошибиться с заполнением будет невозможно. Сроки сдачи отчетности и уплаты единые – больше не придется держать в голове сроки по разным налогам. Это позволит сэкономить бизнесу время и деньги, а еще — существенно снизит порог входа в бизнес.
Упрощается подход к поиску и найму трудовых ресурсов. Сейчас найти необходимого специалиста стало гораздо проще. Причем заключать долгосрочный трудовой договор с ними необязательно.
— Растущая популярность и расширение возможностей аренды кадров, а также появление интернет-платформ, которые облегчают поиск работников и оформления с ними трудовых отношений, открывают начинающим предпринимателям доступ к проектным трудовым ресурсам или, проще говоря, фрилансерам. Без лишних административных сложностей, расходов на найм и адаптацию персонала и лишних налогов, что не маловажно на старте, — говорит Сухоставец.
Каким именно видом бизнеса заниматься — каждый предприниматель решает самостоятельно. Но в качестве информации к размышлению на эту тему эксперт назвал несколько наиболее перспективных направлений.
— В первую очередь это IT услуги, при этом большого спектра — это может быть и разработка софта, и его тестирование, и даже кадровое агентство, специализирующееся на IT кадрах. Тут и большой спрос со стороны государства и рынка, и большие преференции, — объясняет эксперт. — Также текущий уход с российского рынка иностранного бизнеса компенсируется тем, что освободившиеся места занимает отечественный бизнес, в том числе и МСП. Особенно «горячим» может быть потребительский спрос в сферах непродовольственного ретейла, производства мебели, одежды и косметики, ремонта бытовой техники и автомобилей. Правда, и уровень конкуренции там будет существенно выше.
Кстати
В Москве наиболее популярными видами деятельности у самозанятых являются пассажирские перевозки, доставка, сдача квартир в аренду, реклама и маркетинг, строительство. «За 10 месяцев 2022 года самозанятые перечислили в бюджет Москвы в виде налогов почти 6 миллиардов рублей», — сообщили в Департаменте экономической политики и развития города Москвы.
Алёна Бодриенко.
Фото Владимира Новикова , пресс-службы мэра и правительства Москвы
Источник: moskva.bezformata.com
«ЗаДело»: как малый бизнес находит точки роста и продолжает развиваться в новых экономических условиях
Юрий КИМ. Партнерский материал Сбера | 20.06.2022 19:04:39
Беспрецедентные санкции коснулись бизнеса в каждой из отраслей экономики. И речь не только о крупных предприятиях: из-за нарушения логистических цепочек, колебания валютного курса и отсутствия импортных компонентов перестраиваться приходится и предпринимателям в регионах. Принимая челлендж от ИА Nord-News (Мурманск), «Бизнес-класс» продолжает цикл публикаций «ЗаДело» — о том, как представители малого бизнеса на Северо-Западе меняются и находят точки роста в новых экономических условиях.
Партнер проекта — Сбер, который оказывает финансовую поддержку бизнесу, помогает предпринимателям расширять направления деятельности и укреплять свои позиции на рынке. Представляем две бизнес-истории из Архангельской области.
Качество и работа «под ключ»
Компания «Эко-тех» хорошо известна в Архангельской области и за пределами родного региона, ее главное преимущество — полный цикл производства: от заготовки и переработки леса до возведения и отделки деревянных домов «под ключ». Компания ведет открытую политику и приглашает на производство своих клиентов, подробно рассказывает о каждом этапе работы в социальных сетях, снимает видеообзоры на своих площадках и ролики об уже готовых объектах. Сегодняшний покупатель желает видеть не только готовый продукт — ему важно знать, как и из чего он создан, это формирует доверие и уважение действующих и потенциальных клиентов.
Производственная площадка компании «Эко-тех» расположена непосредственно рядом с лесозаготовкой — это Устьянский район, поселок Советский.
«Для строительства домов мы используем только деревья хвойных пород, выращенные в Архангельской области. На лесозаготовке размещается специализированный комплекс, состоящий из двух машин. Производительность этого современного оборудования в 8 раз превосходит возможности техники предыдущих поколений. С лесозаготовки отобранные бревна поступают на производство.
Часть бревен направляется на линии распиловки, из нее получают доски. Другая часть — строевой лес, служит для изготовления оцилиндрованного бревна или бревна ручной рубки. Основное требование к таким стволам — идеально ровное строение», — рассказали в компании.
«Эко-тех» — пример того, как даже в кризис необходимо расширяться и искать новые точки роста, подстраиваться под текущую ситуацию, привлекать партнеров к решению вопросов. Компания входит в состав группы, которая работает в Москве, закупает пиломатериалы у «Эко-тех» и осуществляет возведение домов «под ключ». В апреле Сбербанк в короткие сроки рассмотрел заявку и предоставил денежные средства предприятию, за счет которых компания смогла увеличить товарооборот и тем самым расширить каналы сбыта. Это хороший пример того, как новые вызовы стимулируют предприятия на развитие бизнеса.
«Благодаря современному парку автотехники мы быстро выполняем погрузочные, разгрузочные и общие работы по транспортировке и подаче материала на производстве. К примеру, погрузка большегрузной фуры длится всего 15 минут. Наши собственные фуры доставляют готовые к сборке стеновые комплекты в любой уголок России», — поясняют в «Эко-техе».
Ставка на туристов и белые ночи
Хостел в Доме молодежи сегодня является одним из наиболее популярных объектов размещения в Архангельске для спортивных команд, проектных групп и творческих коллективов. Ранее объект размещения функционировал исключительно под заказ — при проведении больших мероприятий. Сегодня он доступен для всех гостей города и принимает брони 24/7: старт полноценной работе был дан накануне сезона белых ночей в Архангельске, которые без сомнения являются и одной из главных природных достопримечательностей города на Двине.
«Внутренний туризм продолжает развиваться: ежедневно мы принимаем гостей, которых хотят увидеть наш город, познакомиться с природой и культурой русского Севера. Хостел популярен и среди жителей районов области, которые по каким-то делам приезжают в Архангельск. Мы приобрели онлайн-кассу с эквайрингом по специальным предложению с отсрочкой платежа — это готовое решение Сбера для приема платежей в полном соответствии федеральному закону. Примечательно, что от отправки заявки в банк до получения оборудования и его запуска прошло всего два дня», — пояснил «БК» управляющий хостелом Александр Юхновский.
На выбор гостей есть три категории номеров: стандарт, комфорт и апартаменты. Преимуществом стала близость хостела к набережной Северной Двины, новая инфраструктура и быстрый Wi-Fi во номерах и в общих зонах. Сегодня хостел выходит на все популярные площадки для бронирования, чтобы комфортно и быстро выбрать номер и остановиться здесь могли гости из любого региона России.
«В сегодняшней непростой ситуации технологии очень сильно помогают развитию нашего дела, важно быть гибким и следовать трендам. Именно так мы выстраиваем свою работу», — рассказал коллектив хостела.
Прямая речь
Константин ВИНОГРАДОВ, руководитель Архангельского отделения Сбербанка:
— Сегодня Сбер — партнер тысяч предпринимателей в Архангельской области, банк предоставляет новые сервисы и расширяет линейку продуктов согласно рыночной ситуации. Мы видим потребности и отталкиваемся от задач, которые стоят перед бизнесом. Финансовых и нефинансовых услуг довольно много, многие мы предоставляем клиентам бесплатно, чтобы каждый предприниматель, работающий с нами, чувствовал поддержку и то, как мы меняемся вместе с рынком.
Источник: bclass.ru