Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молев Дмитрий Алексеевич
В статье проведен анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в РФ, проанализирована статистика изменения количества микропредприятий и малых предприятий в 2017-2020 гг., рассмотрена структура малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017 10.01.2020 гг., рассмотрена динамика занятости работников на малых и средних предприятиях, а также структура малого и среднего бизнеса по федеральным округам. Сделан вывод о сокращении развития малого и среднего бизнеса в РФ и необходимости совершенствования системы государственной поддержки.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молев Дмитрий Алексеевич
Инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса в республике Башкортостан: опыт и проблемы
Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России
ТОП-40 НОВИНОК БИЗНЕС ИДЕЙ ЗА 14 МИНУТ! ЛУЧШИЕ БИЗНЕС ИДЕЙ НА 2023 ГОД С МИНИМАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ!
Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития
Сущность кредитования малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах
Финансирование малого и среднего бизнеса: какой вариант выбрать
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?
Вы всегда можете отключить рекламу.
Текст научной работы на тему «Состояние малого и среднего бизнеса в Российской федерации на современном этапе»
СОСТОЯНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Молев Дмитрий Алексеевич — студент магистратуры, факультет международных экономических отношений, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье проведен анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в РФ, проанализирована статистика изменения количества микропредприятий и малых предприятий в 2017-2020 гг., рассмотрена структура малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017 — 10.01.2020 гг., рассмотрена динамика занятости работников на малых и средних предприятиях, а также структура малого и среднего бизнеса по федеральным округам. Сделан вывод о сокращении развития малого и среднего бизнеса в РФ и необходимости совершенствования системы государственной поддержки.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнеса, Россия, микропредприятия, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Поддержание малого и среднего бизнеса является одной из наиболее важных проблем российской экономики. Доля ВВП нашей страны, приходящаяся на данный сектор, составляет меньше 25% [4, с. 542-547]. В России уровень развития малого и среднего бизнеса не соответствует имеющемуся потенциалу, что тормозит решение проблем экономического и социального характера, которые влияют на уровень жизни населения страны [2, с. 381-383].
По официальной информации ФНС России за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г., при условии предпринимаемых государством мер поддержки малого бизнеса количество малых предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, имело незначительную колеблющуюся тенденцию роста (рис. 1).
6000000 5576939 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
Число микропредприятий, ед. Число малых предприятий, ед.
Рис. 1. Динамика изменения численности малых и средних предприятий в РФ за период
01.01.2017-10.01.2020 гг. [5]
Так, число микропредприятий за период с 10.01.2017 г. по 10.01.2020 г. выросло на 1,77% и составило 5675756 ед., а число малых предприятий снизилось на 16,53% и составило 224105 ед.
Юридические лица (микро, малые и средние предприятия) составляли менее половины всех предприятий малого бизнеса.
4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0
I Юридические лица
Рис. 2. Структура малого бизнеса в разрезе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за период 01.01.2017-10.01.2020 гг. [5]
Так, на 10.01.2017 доля юридических лиц составляла: 2816794/5865780*100% = 48,0%, на 10.01.2018: 2817510/6039216*100% = 46,65%, на 11.01.2019: 3325807/6041195*100% = 55,0%, на 10.01.2020: 2528711/5916906*100% = 42,73%. Таким образом, за рассматриваемый период наблюдается значительное снижение доли юридических лиц (с 48% до 42,73%) и увеличение доли индивидуальных предпринимателей.
В 2017-2018 гг. микро-предприятия (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составляли более 95% из всех предприятий малого бизнеса, удельный вес малых предприятий находился на уровне 4-5%, средних предприятий -0,3-0,4%. За 2019 год в структуре малого и среднего бизнеса наблюдались существенные изменения: доля микропредприятий выросла до 99,22%, доля малых предприятий сократилась с 4,5% в 2018 г. до 0,78% в 2019 г., а доля средних предприятий снизилась с 0,31% до 0,01% (табл. 1).
Таблица 1. Структура малых и средних предприятий в РФ за период 01.01.2017-10.01.2020 гг.
10.01.2017 10.01.2018 10.01.2019 10.01.2020
Виды предприятий Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, % Ед. Уд. вес, %
и средних предприятий, ед. 5865780 100 6039216 100 6041195 100 3388195 100
Число микропредприятий, ед. 5576939 95,08 5751885 95,24 5771626 95,54 3361628 99,22
Число малых предприятий, ед. 268488 4,58 267033 4,42 250758 4,15 26263 0,78
Число средних предприятий 20353 0,35 20298 0,34 18811 0,31 304 0,01
Министерство Финансов Российской федерации объясняет сокращение числа предприятий малого и среднего бизнеса обновлением Реестра МСП и успешной борьбой с фирмами-однодневками. «Опора России» указывает на снижение прибыльности малого и среднего бизнеса из-за сокращения доходов населения и тяжелые условия предпринимательской деятельности в стране. Анализ численности граждан, занятых на микро, малых и средних предприятиях, а также о гражданах, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, за январь 2017 г. -январь 2020 г. позволяет сделать вывод о том, что в начале 2020 г. произошло сокращение численности занятых по сравнению со всеми годами предыдущего периода (рис. 3).
На 10.01.2020 г. численность занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса снизилась на 3,36% и составила 15321788 чел. по сравнению с январем 2017 г.
16200000 16000000 15800000 15600000 15400000 15200000 15000000 14800000
2017 2018 2019 2020
Рис. 3. Динамика численности занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса за период
01.01.2017-10.01.2019 гг., чел. [5]
В таблице 2 представлена структура малого предпринимательства по федеральным округам.
Таблица 2. Структура малого предпринимательства по федеральным округам за период с
Федеральный округ 10.01.2017 10.01.2018 10.01.2019 10.01.2020
Центральный ФО 31 31 30 31
Северо-Западный ФО 11 11 12 12
Южный ФО 12 12 12 12
Северо-кавказский ФО 3 3 3 3
Приволжнский ФО 18 18 18 18
Уральский ФО 9 9 9 9
Сибирский ФО 12 12 11 10
Дальневосточный ФО 4 4 5 5
Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса размещено в Центральном ФО — 31% в 2017 г., 31% в 2018 г., 30% в 2019 г. и 31% в 2020 г. На втором месте по численности размещенных предприятий малого и среднего бизнеса находится Приволжский ФО — 18 % в 2017.-2020 гг. Также значительная доля малых и средних предприятий (более 10%) размещена в Сибирском ФО, Южном ФО, Северо-Западном ФО.
Город Москва относится к лидерам развития малого предпринимательства в регионах. С самого начала предпринимательского движения в стране органы городской власти уделяли этому сектору экономики самое пристальное внимание и старались оказывать ему широкую и активную поддержку [3, с. 81-89].
Поскольку малые предприятия составляют более 99% всех предприятий-работодателей в США, бизнес-среда и нормативно-правовая база, способствующие росту малого бизнеса и инновациям, имеют решающее значение для их развития. Владельцы малого бизнеса тратят значительное время и ресурсы на управление нормативными актами, начиная с получения лицензий и сертификатов и заканчивая соблюдением требований трудового законодательства и здравоохранения [7].
В Российской Федерации действует целевая трехуровневая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСБ и объектам инфраструктуры поддержки субъектов МСБ, включающая:
— 84 региональных гарантийных организаций (РГО).
За 2014-2020 гг. объем гарантийной поддержки МСБ составил 327 млрд руб., количество выданных гарантий и поручительств составило 15,8 тыс. ед. Объем финансовой поддержки с гарантийной поддержкой составил 410 млрд руб., а количество вновь созданных рабочих мест составило 29 тыс. [6].
Сектор МСБ в России испытывает влияние неблагоприятных факторов — слабый потребительский спрос из-за снижения доходов россиян, сложный деловой климат, проблемы с доступностью финансирования, рост фискальной нагрузки и доли госсектора в экономике. На сокращение малого бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. В рамках реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства (МСП) до 2030г., необходимо увеличить долю МСБ в ВВП страны с 20 до 40% [1]. То есть ежегодный прирост МСП должен составлять не менее 1%. Поддержка МСБ важна именно сейчас, когда наблюдается сокращение числа субъектов МСБ, которое наблюдалось за последние несколько лет.
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года».
2. Пашаева С.С. Проблемы кредитования сегмента МСБ в России // Научный электронный журнал Меридиан, 2020. № 7 (41). С. 381-383.
3. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Государственная поддержка малого бизнеса города Москвы: современное состояние // Вестник Гжельского государственного университета, 2018. № 1. С. 81-89
4. Шарыпова Т.Н., Чигрина Д.С. Поддержание малого и среднего бизнеса в России // Аллея науки,- 2019. Т. 3. № 1 (28). С. 542-547.
Источник: cyberleninka.ru
Микропредприятие
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Микропредприятие – это вид действующего хозяйственного субъекта, который может быть частью индивидуального предпринимательства, собственного бизнеса, любого вида хозяйства (например, занимающегося рыболовной деятельностью) или принадлежать к обществу с ограниченной ответственностью.
Определение
Микропредприятие можно отнести и к другим уровням хозяйствующих субъектов (средний или крупный бизнес) в том случае, если были соблюдены все принятые законодательством границы по той или иной показательной величине.
Иными словами можно сказать, что данный термин означает небольшое собственное дело, которое приносит прибыль, и хозяин которого обязан платить все положенные налоговые пошлины: от полученного дохода, на полученную прибыль и остальные.
Стоит сказать, что нынешняя экономическая система в Российской Федерации состоит из больших промышленных и торговых предприятий, которые имеют широкую и развитую сеть по всей стране. Также значимую роль в экономике страны играют зарубежные брендовые компании, занимающие далеко не последнее место в сетке развития экономической структуры.
Величина денежного оборота подобных организаций может быть равна сумме бюджета некоторых государств, относящихся к категории третьего мира, а число сотрудников может равняться несколько сотням тысяч человек. Производственный баланс подобных предприятий определяется сотнями тысяч в европейской валюте, а товары, выпускаемые данными организациями, переходят количество миллиона штук за один отчетный период.
Находясь среди таких «мастодонтов» на экономическом рынке малый бизнес, при рассмотрении его как отдельную экономическую ячейку, представляет собой рыночную единицу, которая не видна на графике развития мировой экономике в целом. Но если несколько однотипных предприятий связать в одну рабочую цепочку, то можно увидеть небольшой скачок развития в экономической сфере.
Именно поэтому сегодня государство старается сделать все возможное, чтобы развивать малый бизнес было менее проблематично. Создаются определенные комитеты для поддержки малого бизнеса, а также уделяется большое внимание юридической составляющей.
Итак, как было сказано выше, микропредприятие – это определенный вид деятельности, занимающий ячейку малого бизнеса. По закону данный вид бизнеса не должен иметь выручку, исчисляемую за годовой период, и баланс с активами больше 120 миллионов рублей. Численность рабочего персонала на микропредприятии не должна превышать 15 человек за год.
Требования и критерии отнесения
Помимо этого, нужно учитывать, что в подобном бизнесе учитываются все формы неликвидных активов, которым государственный аппарат уделяет особое внимание, опираясь на размер и величину организации.
Согласно этому, любое небольшое предприятие с малым числом сотрудников и небольшим денежным оборотом может быть приравнено к микропредприятию. Но если оно при саморазвитии и дальнейшей реализации перешагнет через какой-либо показатель, превысив его, то сможет потерять имеющийся статус и все льготы, которые были предоставлены на государственном уровне.
Получается, что для того, чтобы стать микропредприятием, необходимо:
- не превышать число 15 сотрудников за годовой период;
- не превышать денежный оборот за год в количестве 120 миллионов рублей;
- общая часть при участии в благотворительности, государственных фондах, муниципалитетах и т.д. в уставном капитале не должна быть больше 25%.
Сегодня государственный аппарат Российской Федерации с большой ответственностью и должным вниманием относится ко всей юридической направленности, касающейся малого бизнеса. Проводится доскональная и точечная проверка всех показателей и отчетных величин. Также создаются специальные условия, которые необходимо постоянно выполнять для того, чтобы своевременно получить или сохранить имеющийся статус микропредприятия. Все эти действия и мероприятия согласуются, регулируются и контролируются на государственном уровне, согласно действующему законодательству.
К примеру, число иностранных учредителей в организации (это касается физических и юридических лиц) не должно превышать 25%. Но, если учредителями являются зарубежные фирмы, действующие на уровне малого бизнеса, то данное число может быть увеличено до 49%. В нынешнее время данный фактор проходит тщательную проверку из-за введенных антироссийских санкций.
Подобные компании могут относиться и к малому и к среднему бизнесу при условии, что основные задачи характеризуются на реализации интеллектуальной деятельности в человеческую жизнь. Стоит отметить, что исключительное правообладание подобными разработками и их результатами обязаны находиться в руках соучредителей фирмы.
В основном, при оформлении микропредприятия его учредитель получает значительное количество положительных моментов, которые являются гарантом успешного начала деятельности.
Первоначальный этап заключается в том, что всегда существует вероятность риска, и никто не может гарантировать успех предприятия на его начальном этапе – все зависит исключительно от учредителя и его «чутья». Но государству в последние годы стало выгодно развитие малого бизнеса, поэтому оно старается всеми возможными способами оказывать поддержку на начальном этапе и не только.
Достоинства
Самым положительным аспектом является факт пониженной налоговой ставки в размере 9%, которая объединяет:
- налоговую величину с доходов физических лиц;
- выдачу денег на обязательное медицинское и пенсионное страхование;
- государственную пошлину за рисковые ситуации в предпринимательской деятельности;
- налоговую величину с общего дохода организации.
Микропредприятие представляет собой термин, который, в первую очередь, носит юридический характер. Конкретное определение микропредприятию дает Федеральная налоговая служба Российской Федерации. И только после предоставления данного статуса компания, основываясь на существующих формальных отчетах, может быть вписана в налоговый реестр малого и среднего бизнеса.
Получается, чтобы получить статус «микропредприятие» компания должна присутствовать в подобном реестре и попадать под данную категорию малого бизнеса. Огромным плюсом здесь является то, что бюрократия здесь полностью исключается.
Чтобы выяснить, содержится ли та или иная конкретная фирма в налоговом реестре, нужно ввести в поисковую строку на официальном сайте Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса Российской Федерации данные по своей компании (название или ИНН). Если данные по компании на сайте не были найдены, то следует обратиться за помощью в
Инспекцию федеральной налоговой службы там, где была создана компания. Также, при указании реквизитов компании на официальном сайте налоговой службы, можно найти ссылку, которая ведет к странице с полной информацией о компании.
Отчетная документация
В последнее время государственный аппарат принял указ о разрешении предоставлять отчетную документацию в виде упрощенного бухгалтерского баланса для микропредприятия. Но заранее был оговорен факт того, что подобный «легкий» отчет могут сдавать лишь представители малого предпринимательства.
Подобное решение было положительно принято небольшими организациями, потому что отчетные величины организаций за 2017 год имеют небольшие отличия от величин, полученных несколькими годами ранее. Организация имеет право самостоятельно принимать решение в каком виде предоставить отчет: в полном объеме или в упрощенном виде.
Обычно, микропредприятия выбирают второй вариант. Подобный вид деятельности привносит в малый бизнес большое значение, поскольку даже такие малые предприятия заносятся в общий налоговый реестр. Получается, что подобный реестр может выступать в качестве юридического подтверждения при спорных ситуациях с микропредприятиями.
На законодательном уровне определяется, что оно имеет право на получение льгот, которые полагаются при развитии малого бизнеса в Российской Федерации. Получается, что при условии того, что данная компания была зачислена в данный налоговый реестр, то государство обязано ей предоставить положенные субсидии.
Льготы микропредприятию
Положенные малому бизнесу льготы налогового, административного или юридического характера имеют четкие границы и определены в конкретной юридической документации. Иногда они могут меняться посредством расширения или сужения рамок дозволенности. Это зависит от экономической и политической ситуации в стране.
Сегодня льготные субсидии заключаются в облегченных отчетных документах при ведении статистических данных о микропредприятиях. Это:
- конкретный способ ведения бухгалтерии и «легкие» отчетные документы;
- штрафные санкции меняются на предупреждение, если были выполнены некоторые конкретные условия:
- организация нарушила правила впервые;
- материальный ущерб, угроза жизни или здоровью в отношении сотрудников, а также ущерб в отношении окружающей среды, памятников архитектуры и государства в целом не были зафиксированы;
- не была зафиксирована угроза чрезвычайного положения.
Проверки микропредприятий
Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.
Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.
Бывают случаи, когда подобного рода организация больше не относится к категории «микропредприятие». В этом случае, в налоговом реестре отображаются записи, которые доказывают изменение статуса. Подобная документация отражает факт прекращения или изменения трудового сотрудничества между нанимателем и его сотрудниками. Новые заключенные трудовые договора, а также записи в трудовых книжках вносятся в реестр, согласно трудовым нормативам.
Трудовой договор
Сегодня законодательство Российской Федерации гласит, что трудовой договор для микропредприятий нужно представлять по конкретной форме, которая является утвержденной. В ней необходимо рассматривать определенные законодательные аспекты, которые всегда рассматриваются при заключении разного рода юридических документах.
Но стоит отметить, что если количество сотрудников на предприятии превышает десять человек, то подобную форму заполнить будет нереально, поскольку нельзя затронуть столько рабочих проблем для каждого работника в отдельности. При численности сотрудников больше десяти человек удобнее и проще применять локальные акты.
Новый Федеральный закон, принятый осенью 2016 года, смог внести достаточное количество коррективов для каждого вида бизнеса, главным из которых является применение штрафных санкций против предприятий, где наблюдается задержка заработной платы для сотрудников. Помимо этого, закон говорит о том, что все заключенные договора по предоставлению услуг будут заключаться как трудовые соглашения.
Микропредприятия, которые заключают с сотрудниками типовые договора, должны будут изменить свою политику при заключении договоров в корне, иначе будут наказываться административными штрафами. Правда, разрешается в типовом договоре отмечать некоторые особенности, касающиеся разного рода работ, характеристики испытательного срока и иных условий работы сотрудника.
Похожие статьи:
- Активы предприятия
- Квота
- Электронные деньги
- Внешний долг
- Административная юрисдикция
- Скоринг
- Золотодевизный стандарт
Ваш репост и оценка статьи:
Источник: bankspravka.ru
Малый бизнес и экономика страны
Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение , а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.
В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующих принципов:
- объективность;
- дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;
- простота в понимании и использовании;
- количество критериев не должно превышать трех;
- стабильность критериев.
На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.
В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;
- в научно-технической сфере — 60 чел.;
- в оптовой торговле — 50 чел.;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;
- в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.
В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:
- средняя численность занятых на предприятии работников;
- ежегодный оборот предприятия, полученный за год;
- величина активов.
Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.
В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:
- среднесписочная численность работников -50 чел.;
- годовой оборот — менее 4 млн ЭКЮ;
- сумма баланса — менее 2 млн ЭКЮ.
При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показатели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.
Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к «весьма малым», до 99 чел. — к малым; 100-499 чел. — к средним; более 500 — к крупным. В этой организации главным фактором является среднесписочная численность работников за отчетный период.
В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.
В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по -разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.
В Германии официальное определение понятия МП отсутствует, однако в соответствии с классификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом не выше 50 млн ЭКЮ.
Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:
- среднегодовая численность за последних 3 года — менее 50 чел.;
- годовой оборот за последних 3 года — менее 1,3 млн ЭКЮ;
- собственник должен лично участвовать в управлении.
В Швеции к малым относят предприятия с численностью до 200 чел., однако при классификации учитывают следующие особенности:
- стадию роста данного предприятия;
- отраслевую принадлежность;
- географическую сферу деятельности;
- специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих.
В Японии в соответствии с Законом «О малом предпринимательстве» (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:
Оптовая торговля | 30 | 100 |
Розничная торговля и услуги | 30 | 50 |
Добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая промышленность, сторительство | 100 | 300 |
Другие отрасли экономики | 30 | 50 |
Федеральным законом «О малом бизнесе США» (1953 г.) установлено, что малая фирма — фирма , имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов — не более 2 млн долл.
В зависимости от количества нанятых работников все малые и средние предприятия в США в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:
- наименьшие — 1-24 чел.;
- малые — 25-99 чел.;
- промежуточные — 100-499 чел.;
- крупные — 500-999 чел.;
- крупнейшие — 1000 чел. и более.
Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:
- промышленность — до 500 чел.;
- строительство — годовой объем 7-17 млн долл.;
- сельское хозяйство — годовой объем до 3,5 млн долл.;
- добыча полезных ископаемых — до 500 чел.;
- транспорт — до 500 чел.;
- оптовая торговля — 100 чел.;
- розничная торговля — объем до 3,5 млн долл.;
- услуги — до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн долл.).
Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.
Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.
Источник: intuit.ru