Малый бизнес США определение

Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США, большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.

Файлы: 1 файл

Опыт развития малого бизнеса в США

Интересы малого бизнеса находятся под неизменным покровительством и контролем государственных органов США. Охране малого бизнеса в условиях экономического могущества крупных корпораций уделяется в законах, принимаемых правительством США, большое внимание. Государство пытается смягчить противоречия между мелким капиталом и монополиями. Используемые правительством США средства регулирования мелкого и среднего предпринимательства дополняют друг друга, охватывают практически все стороны предпринимательской деятельности небольших компаний, не ослабляя при этом внимание и к крупным корпорациям, тем более, что последние не намерены сдавать своих позиций.

Маркс VS Ватоадмин l Малый бизнес США l Экономические мифы

Самым первым законом, который положил начало государственному регулированию в области рационального сочетания экономической власти крупных финансовых сил монополий и использовании других эффективных форм производства, можно считать первый антитрестовский закон – акт Шермана 1890 года. Этот Закон предусматривал расформирование господствующих в тот период видов отраслевых монополистических объединений – трестов.

Авторы Закона, при этом, изначально предали ему направленность не против корпорации вообще, а против тех монополий, которые возникают не экономическим путем и ведут к установлению монополистического господства над производством или торговлей одного вида товара, к снижению конкуренции и изоляции конкурентов. Затем в 1914 году были приняты Закон о федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, направленные на защиту мелких фирм. В 1936 году был принят Закон Робинсона — Патмана, который расширил рамки запрещаемой дискриминации мелких фирм, включив в это понятие не только факт устранения конкурентов, но и нанесение им какого – либо вреда. В 1950 году одобрены поправки Селлера – Кефовера к закону Клейтона, направленные на сохранение малого бизнеса путем запрета одной фирме приобретать активы другой фирмы в случае ослабления конкуренции, являющиеся существенным фактором, препятствующим росту цен из-за монопольного господства крупных компаний.

Проблема малых предприятий в США особенно обозначилась во время президентства Франклина Рузвельта. В 1940 году была создана комиссия по делам малого бизнеса в Сенате, а в 1941 году создана аналогичная комиссия в Палате представителей. Кроме того, в Министерстве торговли был организован Отдел малых предприятий. В 1953 году Конгресс принял закон о создании в Правительстве США Администрации по делам малых предприятий (АМБ) (The U.S. Small Business Administration – SBA), которая функционирует до настоящего времени.

КАК ОТКРЫТЬ СВОЙ БИЗНЕС В США. ИСТОРИЯ УСПЕХА

В 1958 году принят Закон об инвестициях малых предприятий, который предусматривает оказание инвестиционным компаниям государственной помощи долгосрочными займами, в целях расширения промышленных, торговых и других предприятий, принадлежащих мелким капиталистам. В этих же целях закон предусматривал предоставление займов специально организованным ассоциациям малых предприятий для создания научно-исследовательских лабораторий, сбора сведений об изобретениях, а также приобретении этими ассоциациями патентов и лицензий для соответствующего обновления основных средств.

На первой конференции, посвященной малому бизнесу, проходившей в Белом доме в 1980 году, была принята резолюция (действующая по настоящее время), в которой сформулировано определение малой компании: «малой компанией должна считаться такая, которая находится в независимом владении и управлении и имеющая не более 500 работников. В резолюции подчеркнуто, что применительно к принципу «гибкого регулирования» деятельности малого бизнеса в рамках данного определения предприятия, следует делить по принципу занятости (численности) работников на 4 класса: 1 – до 10; 2 – от 10 до 50; 3 – от 50 до 250; 4 – от 250 до 500.

Государство также пыталось ускорить структурные перестройки в промышленности, повысить деловую активность всего частного предпринимательства, его конкурентоспособность. Для этого Правительство оказывает различную помощь: проводит техническое перевооружение, помогает в осуществлении сбыта произведенной продукции, предоставляет кредиты, помогает решать возникшие производственные проблемы. Финансовая поддержка выражается также и в установлении деловых контактов с крупными корпорациями.

Для активизации предпринимательской деятельности малых и средних фирм правительственные ведомства и Конгресс США в конце 70-х и в начале 80-х годов начали разработку, подготовку и внедрение программы льготных условий налогообложения малых фирм. Как заявил Президент национальной федерации независимых предпринимателей в 1978 году «принятие более прогрессивной налоговой системы для малого бизнеса представляет собой самую важную реформу последних сорока лет» [1]. Эта реформа способствовала улучшению финансового положения малых фирм с доходом менее 100 тысяч долларов США в год. Однако она не затронула тех фирм, чей доход превышал 100 тысяч долларов США в год. В 80-е годы эта система подверглась резкой критике, в результате которой соответствующая комиссия рекомендовала Федеральной комиссии правительства США следующую структуру налогообложения (Таблица 1).

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. малых компаний, причем ежегодно открывается еще не менее 1 млн. новых [2]. Среднегодовой доход предприятия колеблется в диапазоне от 4 до 28 млн. долларов. Объем экспорта товаров и услуг малых предприятий США составляет 300 миллиардов долларов в год. Малые компании составляют основу американской экономики.

На долю малого бизнеса приходится более 50 % валового национального продукта США. Более 65% новых рабочих мест создаются малыми компаниями. Более 50% работающего населения Америки являются владельцами или сотрудниками малых предприятий.

Структура налогообложения предприятий малого бизнеса

Размер доходов в тыс. долларов

Уровень налогообложения в %

Число предприятий ориентированных на развитие инновационных технологий оценивается в 375 тысяч [3,4]. При этом, вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции значителен — подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм.

Результатом усилий этих фирм является освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов высокотехнологичной продукции. Доля инновационных предприятий малого бизнеса интенсивно возрастает благодаря функционированию системы «бизнес – инкубаторов» (BizTech). Условия деятельности BizTech следующие [4].

Клиентам инкубатора предоставляются различные льготы (арендная плата, услуги юристов, услуги кансалтинга и др.) сроком на три года. Бизнес – инкубатор (BizTech) (число штатных сотрудников не превышает 5-6 человек), при этом, входит как акционер в каждое инновационное предприятие воспользовавшееся услугами «бизнес – инкубатора». Несмотря на то, что в течении трех лет от 30 до 50% клиентов (предприятий) бизнес – инкубатора разоряются, его текущая деятельность является весьма прибыльной (средний объем налогов – миллион долларов в год) с перспективой дальнейшего участия в прибылях малых инновационных фирм, оказавшихся успешными. Желающих попасть в бизнес – инкубатор довольно много. По статистике конкурс составляет в среднем 8 предприятий на одно место.

Правительство осуществляет постоянный контроль за действиями в области экономической политики малого бизнеса. Совет экономических консультантов при Президенте ежеквартально проводит совещания с представителями организаций, представляющих малый бизнес – Национальной ассоциации малых предприятий.

Учитывая интересы малых предприятий Правительство осуществляет необходимые меры по урегулированию возникающих проблемных ситуаций. Законодательство таким образом определяет задачи Администрации по делам малого бизнеса (АМБ): «Правительство должно поддерживать, консультировать, помогать и защищать – насколько это возможно – интересы малых предприятий, в целях сохранения системы свободной конкуренции и обеспечения малым предприятиям справедливой доли в контрактах или субконтрактах на поставку товаров и услуг государства».

На практике эти задачи реализованы в законодательной норме: 23 процента государственных заказов должны получить предприятия малого бизнеса. Учитывая, что Правительство США является самым крупным заказчиком товаров и услуг в мире, то эта доля заказов является весьма существенной. Выполнение этой нормы контролирует Конгресс.

Причем, Конгресс следит за тем, чтобы свою долю заказов получали фирмы, основанные женщинами и представителями национальных меньшинств. Если заказ крупный и малая фирма не в состоянии его освоить, то конгресс дробит его на субподряды. В настоящее время Администрация Президента Обамы увеличила долю государственных заказов передаваемых малому бизнесу до 26%. АМБ ежегодно представляет президенту специальный доклад «о малом бизнесе».

На АМБ возлагается обязанность оказывать миллионам малых предпринимателей финансовую, консультативную помощь, а также содействия в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями. АМБ располагает широкой экономической информацией о малом бизнесе, о регистрации и банкротстве фирм, о показателях, характеризующих темпы роста занятости на предприятиях, уровне инфляции, ставки ссудного процента, динамику создания новых рабочих мест и т.д.

Читайте также:  С чего начать бизнес по украшению свадеб

Штаб АМБ насчитывает пять тысяч человек, из них четыре тысячи находятся за пределами Вашингтона, где их деятельность координируется из центра. АМБ оказывает огромную помощь в виде обучения, консультаций, получения различных льгот, защиты интересов малых компаний.

Помимо перечисленной поддержки, АМБ осуществляет и кредитные функции, предоставляя непосредственно кредиты, принимая на себя долевое участие в займах коммерческих банков малым предприятиям или выдачи гарантий. Ежегодный бюджет этой организации составляет от 400 до 600 млрд. долларов.

В отличие от частных банков, предоставляющих малым предприятиям только краткосрочные кредиты, АМБ предоставляет долгосрочные займы сроком до 10 лет, но на условиях повышенных процентов (5,5 – 6%). АМБ сотрудничает также с пенсионными фондами, страховыми компаниями, торгово-промышленными монополиями, предоставляя их капитал малым компаниям.

Для получения кредита в АМБ малое предприятие предоставляет заявку с приложением своей экономической программы, расчетов рентабельности и прибыли предприятия. Эти заявки рассматриваются специалистами АМБ, проходят экспертизу, и в случае положительного решения заявка принимается. По существующей статистике положительное решение получают 45% заявителей.

АМБ гарантирует займы малых компаний и стимулирует инновационный бизнес [5]. Например, на заем в размере до 100 тыс. долларов на срок до 8 лет без уплаты процентов или при уплате минимальных 3–4% годовых могут претендовать компании, занятые в разработке и внедрении инновационных технологий (нано — и биотехнологий, в разработках новых альтернативных источников энергии, IT-технологий, в изучении ДНК и т.п.) [2]. АМБ предоставляет специальные кредиты из собственных средств фирмам, владельцами которых являются ветераны вооруженных сил или представители национальных меньшинств, а также тем предприятиям, которые расположены в регионах с высоким уровнем безработицы.

Оказание АМБ прямой финансовой помощи малым предприятиям преследует еще одну цель – ускорение процесса вымывания из национальной экономики малорентабельных, технически слабо оснащенных малых предприятий. Примерно раз в пять лет АМБ проводит конференции по проблемам развития малого бизнеса в стране на самом высшем уровне — в Белом доме. В промежутках между этими конференциями проходят аналогичные малые конференции в каждом штате, а также в районах Колумбия и Пуэрто-Рико. В резолюциях, принятых на конференциях в штатах, вырабатываются основные рекомендации, которые в последующем составляют программу национальной конференции, организуемой в Белом доме. На региональных конференциях в штатах выбираются делегаты на предстоящую национальную конференцию в Белом доме.

Обширные программы осуществляет Центр делового развития при АМБ (Оffice of Business Development):

-организует курсы и конференции, готовит информационные листки и буклеты, а также поддерживает научные работы в области управленческих проблем малого бизнеса;

-проводит семинары для начинающих, действующих бизнесменов, осуществляет помощь бизнесменам в области управления, используя программы специальных служб АМБ;

-заключает договоры с колледжами и университетами об образовании специальных школ бизнеса для консультирования и обучения бизнесу с помощью квалифицированных специалистов;

-консультирует заинтересованные фирмы по большинству аспектов международной торговли, сотрудничает с другими общественными и частными организациями для расширения возможности малых фирм в их экспортной деятельности.

Аналогичную работу проводит Центр инициатив частного сектора (Office of Private Sector Initiatives). Центр выпускает серии буклетов, способствующих привлечению предпринимателей. Буклеты выпускаются по различным проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели.

Центром может быть также составлена индивидуальная программа по заказу, в том числе, с анализом ошибок, допущенных бизнесменами ранее. Наряду с деятельностью Центра делового развития, при АМБ действуют другие центры: женщин – собственников малого бизнеса; международной торговли; материально-технического снабжения; юридический центр; финансовой помощи; инновационных программ малого бизнеса.

Каждый центр активно сотрудничает с представителями малого бизнеса в определенной области. Например, центр материально-технического снабжения малых фирм способствует заключению контрактов на поставку материалов и комплектующих изделий. Центром бесплатно предоставляется информация по следующим направлениям: государственное распределение материалов, структура поставок материально – технических ресурсов; перечень фирм, ведущих переговоры о заключении подряда на поставки; подготовка заявок на поставки; обсуждение прав и обязательств фирм ведущих переговоры о заключении подряда на поставки. Функции юридического центра при АМБ заключаются в следующем: анализ роли малых фирм в Американской экономике в отношении конкурентоспособности, инновационности, производительности и степени предпринимательства; формирование мер по воздействию на процедуры федерального регулирования и налогообложения малых предприятий и рекомендаций по их реализации; оценка потребностей в кредитах малых фирм, в частности, с учетом предоставления капитала женщинам – собственникам малого бизнеса и национальным меньшинствам в малом бизнесе; информирование сообщества малого бизнеса о нововведениях, которые влияют на их положение; оказание консультационной помощи предпринимателям по вопросам, касающимся применения федеральных законов.

Источник: www.yaneuch.ru

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

Согласно американскому законодательству, к категории малого и среднего бизнеса относятся хозяйственные субъекты с численностью персонала не более 500 человек. Все малые и средние предприятия в США подразделяются на 3 категории:

1. Микропредприятия — фирмы с количеством работников до 20 человек;

2. Малые предприятия — от 20 до 100 человек;

3. Средние предприятия — от 100 до 499 человек.

4. Кроме того, отдельно выделяют предприятия, на которых используется труд наемных работников и те, где владелец фирмы обходится без привлечения наемного персонала.

Малый и средний бизнес в США начал свое развитие в эпоху Великой Депрессии, поэтому его доля является довольно высокой. В настоящее время в США насчитывается около 7 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек, из них на 6 млн. предприятий занято менее 20 человек в каждом. Кроме того, в США действует 18,3 млн. индивидуальных несельскохозяйственных предприятий.

Малое и среднее предпринимательство в США представлено в различных сферах (в производстве торговле, финансовом секторе, области социальных услуг, а также в сфере инноваций). На сегодняшний день в США две трети рабочих мест созданы структурами и компаниями, принадлежащими к категориям малого и среднего бизнеса.

Значителен вклад малого и среднего предпринимательства в развитие науки и освоение новой продукции, подавляющая часть открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. К примеру, освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции осуществлялось именно на малых и средних предприятиях.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в США.

Особое место занимает программа финансового содействия малому и среднему бизнесу в случае чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, социальных беспорядков, террористических актов) и программа государственного гарантирования аренды и страхования строительных подрядов, осуществляемых малыми предприятиями.

На малый и средний бизнес в США распространяются специальные налоговые льготы, например, «бонус первого года», когда налог выплачивается не со всей, а с половины налогооблагаемой суммы. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию малого бизнеса, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

АМБ оперирует целым рядом программ, каждая из которых имеет свою конкретную цель, сегмент действия, клиентов, условия участия. Ежегодно идет процесс обновления и развития как уже действующих, так и создания новых направлений. Наиболее традиционными и крупными являются – поддержка деловой активности женщин и представителей национальных меньшинств, развитие экспортоориентированных производств, оказание помощи в научно-исследовательской работе, предоставление услуг адвоката и пр.

Существуют две наиболее крупные программы АМБ — «7а» (кредитование традиционных и проверенных временем программ развития малого бизнеса) и «504» (на дальнейшее развитие и модернизацию действующих малых предприятий).

Цель программы «7а» — предоставление гарантий малому предпринимателю, по каким-либо причинам не имеющему возможности получить ее обычным путем при обращении к заемодателю (банку). В зависимости от цели, срока и суммы займа, гарантия предоставляется на 75% займа для суммы не более 750 тыс. доля. США, на 80% для суммы не более 100 тыс долл; до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной капитал; процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Цель программы «504» — помощь в расширении и модернизации уже действующих малых предприятий. Получив соответствующую информацию о деятельности компании, программа «504» предоставляет долгосрочный кредит с фиксированной ставкой финансирования для покупки недвижимого имущества, оборудования, технологий. АМБ предоставляет гарантию под 40% займа, при этом максимальная сумма гарантии не должна превышать 1 млн. долл. США.

Читайте также:  Доставка запчастей как бизнес

Программа «Готов заработать». Объектом программы являются компании с низким уровнем дохода. Кроме средств городской казны, в эту программу задействованы добровольные вложения таких крупных компаний, расположенных в г. Сиэтл, как «Microsoft », «Boeing », «Medina Foundation » и др

Программа «Центр поддержки бизнеса и развития кредитования компаний». Объектом поддержки является трудоспособное население, не имеющее достаточного опыта работы, не удовлетворенное своим настоящим положением (уровнем дохода, характером работы и т.д.) и желающее изменить ситуацию. Цель данной программы — объединить, координировать усилия общественных и частных организаций, направленных на поддержку развития малого бизнеса преимущественно в низкодоходнык, малоразвитых регионах города посредством организации, формирования и кредитного обслуживания малых предприятий на этапе создания и развития их деятельности.

Программа «Компания общественного развития Сиэттла». Программа, основанная совместными усилиями корпораций и государства, предусматривает оказание помощи тем, кто желает и может строить жилые дома, но не имеет денежных средств и имеет средства более или менее достаточные, но нуждается в консалтинговых услугах. Таким образом, данная программа позволяет создавать рабочие места, оказывать новые виды услуг, расширить налогооблагаемую базу и получать средства для осуществления новых и инвестиции.

Также малый и средний бизнес получает поддержку со стороны акционерных коммерческих организаций. Государственная комиссия США по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает малым предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала. Малый и средний бизнес поддерживает также Национальная ассоциация независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятии.

Источник: poisk-ru.ru

Государственная система сша развития и поддержки малого предпринимательства

Государственный интерес к развитию малого бизнеса в США восходит ко временам Великой Депрессии (1929-33 гг.), когда по указанию президента Гувера в 1932 г. была создана «Восстановительная Финансовая Корпорация» (Reconstruction Finance Corporation — RFC). Деятельность RFC была направлена на преодоление последствий финансового кризиса и оживление экономики путем предоставления займов малым и крупным предприятиям пострадавшим во время Депрессии. В последствии эта инициатива развивалась и дополнялась последующими правительствами, формировались специальные организации, деятельность которых была направлена на создание небольших строительных и производственных предприятий в местах с большой концентрацией безработных. Внимание к малому бизнесу со стороны государства возросло во время II Мировой Войны, когда крупные компании были загружены военными заказами, к выполнению которых постепенно вовлекался и малый бизнес. Решением Конгресса в 1942 г. была создана «Корпорация малых военных заводов» (Small War Plants Corporation — SWPC) способствовавшая привлечению МСП к выпуску продукции военного назначения во взаимодействии с крупными предприятиями. SWPC предоставляла займы частным предприятиям и стимулировала крупные финансовые институты к кредитованию МСП. Кроме того, SWPC стало представлять интересы МСП в федеральных агентствах по размещению правительственных заказов на крупных предприятиях. После войны SWPC была расформирована, ее функции исполнялись RFC. Спустя некоторое время при министерстве Коммерции был создан «Отдел Малого Бизнеса» (Office of Small Business — OSB), который преимущественно занимался вопросами обучения и консультирования частных предпринимателей. В отличие от других стран — участниц II Мировой Войны, промышленность США не подверглась разрушению. Однако военная промышленность нуждалась в реструктуризации и в конверсии как в связи с окончанием активных военных действий, так и в связи с переходом на новые виды вооружения, появившиеся в период «холодной войны». При этом, возможности МСП в промышленной сфере использовались в незначительной мере. Следующий взлет организационной активности правительства в развитии МСП совпал с периодом войны в Корее. В это время Конгресс учредил «Администрацию Малых Оборонных Заводов» (Small Defense Plants Administration — SDPA), которая ввела практику сертификации предприятий, способных выполнять госзаказы и продолжала выполнять функции SWPC по привлечению МСП к выполнению госзаказов, тогда как предоставление займов предприятиям оставалось в ведении RFC. Учитывая опыт прежних лет, и придавая большое значение вопросам развития МСП, функции ранее действовавших в этой области организаций были переданы специально созданному в 1953 г. агентству «Администрация Малого Бизнеса» (Small Business Administration — SBA) при Федеральном Правительстве США. В этом же году был издан «Закон о малом бизнесе», который явился правовой основой дальнейшего успешного развития МСП в стране. В соответствии с этим законом SBA должно консультировать, поддерживать и защищать интересы малого бизнеса, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок и финансовых ресурсов. Следует принять во внимание, что по законодательству США, к категории малых относятся предприятия с числом работающих до 500 чел., а для отдельных видов деятельности такой предел повышен до 1500 работающих, кроме того в некоторых сферах деятельности существуют ограничения только по объему ежегодных финансовых операций. Учитывая столь широкий диапазон размеров малых предприятий в США, который практически охватывает и категорию средних (500 — 999 работающих) и крупных предприятий (1000 и более занятых) предлагается в дальнейшем относить все эти предприятия к сектору малого и среднего предпринимательства (далее МСП). С 1954 г. SBA приступило к прямому кредитованию и к предоставлению гарантий по банковским займам для МСП. Займы предоставлялись для производственных нужд (оборотные средства, закупка оборудования, модернизация, строительство, освоение новых производств, внедрение новых технологий и др.), для компенсации ущерба от стихийных бедствий. SBA все активней начало помогать МСП в получении госзаказов. Постепенно начала создаваться и развиваться национальная инфраструктура поддержки МСП, которая успешно обеспечивает стабильное развитие МСП в стране в условиях постоянно возрастающей конкуренции (*1). *1 «Системы поддержки и развития малого предпринимательства в зарубежных странах», под редакцией А.В. Рунова. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. М. 2001. Наряду с решением проблем развития и поддержки МСП, правительство США постоянно использовало политический, административный и экономический потенциал для решения практических вопросов по защите интересов всего предпринимательского сообщества страны на мировых и внутренних рынках. Это в значительной мере способствовало обеспечению конкурентных преимуществ для американских производителей на внутренних и большинстве международных рынков. Причем такая экспансионистская экономическая политика проводилась и проводится по ныне под лозунгом необходимости справедливой конкуренции и равенства условий для всех субъектов экономической деятельности. Только в качестве примера предлагается кратко ознакомиться с направленностью некоторых правовых актов правительства США, приведенных в таблице 18. США сумели успешнее других стран осуществить в 80-90-е годы кардинальный переход на рельсы постиндустриальной экономики, создав современные, высокотехнологичные отрасли производства с акцентом на международное разделение труда. При этом высокотехнологичные переделы сохраняются за США, а массовое индустриальное производство передается другим странам со сравнительно низкой стоимостью труда. С 1980 г., в ходе реструктуризации американской экономики, было сокращено примерно 48 млн. рабочих мест, ликвидированных в неконкурентоспособных производствах. Однако в те же годы были созданы новые предприятия, которые предоставили 73 млн. рабочих мест в высокотехнологичных производствах. В США в 90-е годы активно развиваются различные формы интернационализированного производства. Использование выгод интеграционных процессов для ускорения перехода к новому технологическому способу производства становится приоритетным направлением национальной стратегии США. Расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках — один из главных факторов американского хозяйственного роста. Примерно треть ежегодного прироста ВВП страны происходит за счет экспортного производства в высокотехнологичных, высокопроизводительных секторах хозяйства. Интернационализация производственных процессов в США вступила в качественно новую фазу становления мирового воспроизводственного механизма. В настоящее время около 55% всех занятых в стране работают на местах, созданных в секторе малого предпринимательства (*1). Роль главного генератора новых рабочих мест в США сыграл малый бизнес, так в 80-е годы возникло 1,5 млн. малых фирм, а в 90-е годы еще больше — 1,8 млн. Уменьшение средних размеров предприятий стало одним из направлений перестройки американской экономики. Это свидетельствует о том, что одной из основных движущих сил экономики США в период структурных изменений, связанных с глобализацией экономических процессов, явился сектор малого предпринимательства. Именно малые предприятия дали более 55% всех инноваций в стране, что в 2 раза превышало отдачу на каждого занятого в крупных предприятиях страны. Таким образом малый бизнес играет весьма важную стабилизирующую роль даже в такой мощной стране как США. *1 The Facts about Small Business 1999. В последнее десятилетие ХХ века в США было проведено радикальное дерегулирование экономики. Прямое вмешательство государства в хозяйственное развитие было резко сокращено, рыночная конкуренция усилилась. Так, например, государственные расходы обеспечили в 1991-1997 гг. лишь 1,7% экономического роста, в то время как частные капиталовложения дали 31,6% экономического прироста . В целом прямое государственное вмешательство в экономические процессы в стране в последние годы уменьшается, однако косвенное влияние, особенно в сфере малого бизнеса остается весьма значительным. Это прослеживается на примере SBA, которое постепенно превратилось в мощную государственную структуру, являясь проводником и защитником интересов МСП на всех уровнях власти. Этому в значительной мере способствовало то, что по закону «О малом бизнесе» (*1), SBA подчинялось непосредственно только Президенту США и не могло быть аффилировано ни с каким из множества департаментов и министерств Федерального Правительства. В законе четко определены функции и направления деятельности SBA по обеспечению всемерной поддержки развития МСП в стране. SBA организовала по всей стране разветвленную сеть представительств, отделений , консультационных пунктов, бизнес центров и уполномоченных компаний полностью или частично, финансируемых из средств федерального бюджета или из бюджетов штатов и местных бюджетов. Эти структуры во взаимодействии с местными органами власти, частными компаниями и финансовыми институтами осуществляют всестороннюю поддержку МСП. Основными функциями SBA являются:

    • Обеспечение доступа МСП к финансовым ресурсам;
    • Предоставление информационных, образовательных и консультационных услуг;
    • Обеспечение доступа к выполнению госзаказов;
    • Оказание помощи МСП при бедствиях, авариях и катастрофах.
    Читайте также:  Сколько стоит бизнес зал в аэропорту Дубай

    *1 «Small Business Act» (PL 85-536), § 4. В специальных ежегодных постановлениях определяются ресурсные возможности SBA по реализации множества различных программ поддержки МСП. На протяжении почти 50 лет, этот закон периодически совершенствуется, обеспечивая соответствие возможностей АМБ изменяющимся социально-экономическим условиям. О роли SBA можно судить, например по тому, что к 2000 г. за 47 лет своего существования, SBA оказало финансовую, техническую помощь и другие виды поддержки более чем 20 млн. МСП c 1958 г. SBA по программам венчурного финансирования, предоставил более $30 млрд. инновационным и быстро развивающимся МСП. В настоящее время SBA оперирует ежегодно портфелем примерно в 219 тыс. займов для МСП на общую сумму свыше $45 млрд. и является крупнейшим брокером на финансовом рынке страны. За период с 1991-2000 гг. была оказана помощь 435 000 МСП на сумму $94,6 млрд. Только в 2000 г. SBA обеспечил предоставление займов на $12,3 млрд., в секторе МСП размещено госзаказов на сумму свыше $40 млрд., более $1 млрд. было выплачено предприятиям пострадавшим от пожаров, катастроф и природных стихий. О влиятельности SBA говорит тот факт, что при ее содействии в сферу МСП в последнее время ежегодно привлекалось различных ресурсов на общую сумму порядка $400 млрд. Именно деятельность SBA в значительной мере позволяет США сохранять первое место в мировой экономике и обеспечивать лидирующее положение на многих мировых рынках товаров и услуг. Безусловно, опыт создания и деятельности SBA должен быть пристально изучен и использован в Российской практике развития МСП. Государственная политика Определена как всесторонняя поддержка МП и свобода предпринимательства, справедливая конкуренция, развитие частной инициативы для проявления всех потенциальных возможностей личности, как основы экономического развития и национальной безопасности страны. Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие сектора МП — Администрация Малого Бизнеса (АМБ), созданная в 1953 г., подотчетна только Президенту и Конгрессу страны. Организационно в структуру АМБ входит Адвокатура и Генеральная Инспекция, однако их деятельность не зависит от руководства АМБ. Это дает возможность Адвокатуре и Генеральной Инспекции осуществлять независимую оценку состояния МСП, определять эффективность деятельности АМБ и предлагать конструктивные меры по совершенствованию методов и программ поддержки и развития МСП. Государственная стратегия развития МП Определена «Законом о Малом бизнесе» (PL 85-536; § 2) как всесторонняя поддержка всеми государственными организациями сектора МП во взаимодействии с АМБ по направлениям деятельности:

      • увеличение экспортных возможностей;
      • оказание помощи в трансферте технологий;
      • увеличение способности к эффективной конкуренции с импортом;
      • улучшение доступа к долговременным кредитам для реконструкции, приобретения оборудования и производства новых конкурентоспособных товаров и услуг;
      • распространение информации о различных государственных, региональных и частных программах, направленных на повышение конкурентоспособности МП;
      • обеспечение учета и представления интересов МП на всех торговых переговорах.

      Успешное развитие малого предпринимательства в развитых зарубежных странах стало возможным при осуществлении активной государственной политики и стратегии в области поддержки и развития субъектов малого предпринимательства. Важную роль в решении этой задачи занимает нормативно-правовое регулирование предпринимательства, финансово-кредитная поддержка малых предприятий, разработка и осуществление государственных программ поддержки и развития малого предпринимательства, формирование действенной системы органов государственно-общественной поддержки и развития малого предпринимательства и осуществление других мер поддержки и развития малого предпринимательства, в частности формирование разветвленной инфраструктуры. Ниже в краткой форме излагается опыт отдельных зарубежных стран. В государственной политике США большое внимание уделяется развитию экспортных возможностей сектора малого предпринимательства, для чего разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий. Вопросами развития экспортных возможностей малых предприятий занимаются I6 федеральных министерств и ведомств, в том числе Комитет малого бизнеса в Конгрессе США, Комитет малого бизнеса в Сенате США, Администрация малого бизнеса США (АМБ), Министерство торговли США. В США в 2004 г. функционировало 231 тыс. экспортно-ориентированных малых предприятий. В США поддержкой малых предприятий занимаются: 330 бизнес-инкубаторов и технопарков, которые расположены во всех крупных городах, промышленных и научных центрах; 2800 региональных и местных торговых палат, 90 торговых палат за рубежом; 24 отделения экспортно-импортного банка США, которые ежегодно представляют малым предприятиям свыше 1 млрд. долл. экспортных кредитов; 1100 центров развития малых предприятий; 500 колледжей малого бизнеса. В 1953 г. в США был введен в действие Закон о малом бизнесе, который явился правовой основой успешного развития малых и средних предприятий (МСП). В соответствии с этим законом АМБ должна консультировать, защищать, поддерживать интересы субъектов малого предпринимательства, обеспечивая справедливость в распределении государственных заказов, закупок, финансово-кредитных ресурсов. Инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в США составляют: • АМБ и 105 региональных отделений АМБ во всех штатах и крупных городах страны; • уполномоченные кредитно-финансовые организации (7000 уполномоченных частных банков и 446 инвестиционных компаний); • 389 консультационных центров (объединяющих 10 тыс. консультантов по всем видам деятельности); • 330 бизнес-инкубаторов и технопарков, расположенных во всех штатах, крупных городах, промышленных и научных центрах; • 125 социально ориентированных центров предпринимательства (из них: 104 центра поддержки женского бизнеса; 21 центр поддержки инвалидов, ветеранов, этноса и др.)); • 85 информационных центров (оказывают комплекс информационных и коммуникационных услуг); • структуры общественной поддержки и защиты интересов МСП (адвокатура AM Б и различные общественные интересы МСП в государственных органах всех уровней). В некоторых странах, например, в Бангладеше и, в меньшей степени, в США, социальные предприниматели занимаются теми задачами, которые государство, играющее ограниченную роль, на себя не берет. В других странах, в частности, в Европе и Южной Америке, они довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне. В Северной Америке организации склонны поддерживать выдающихся Индивидуумов В мае 2009 г. президент США Барак Обама объявил о создании Фонда со циальных инвестиций на сумму 50 млн долл. США, а также нового управле ния в Белом доме, ответственного за координацию усилий фонда по «опреде лению наиболее перспективных некоммерческих целевых программ и рас пространению их действия по всей стране». Подобное обязательство — содей ствовать поиску и многообразию автономных альтернативных решений сложнейших социальных проблем — вписывается в общемировую тенденцию последних лет, т.е. тенденцию роста популярности «социального предприни мательства» и внимания общественности к этому явлению. Социальные предприниматели используют различные организационные формы — от со циальных фирм и кооперативов до некоммерческих проектов с высокой до лей заемных средств, компаний смешанного типа и традиционных благотво рительных организаций. Объединяет их один общий признак: инновацион ное использование и совмещение ресурсов в поисках возможностей катализа ции социальных сдвигов

      Ограничение

      Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

      Источник: studfile.net

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      Бизнес для женщин