Кто из нас хотя бы раз в жизни не задумывался о том, чтобы навсегда избавиться от статуса наёмного рабочего и примерить на себя роль предпринимателя. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев планы по построению бизнеса остаются либо в голове, либо на бумаге, так и не воплотившись в жизнь.
Согласно данным социологических опросов за 2018 год, около 70% россиян не желают заниматься предпринимательской деятельностью. В это же время дела с малым бизнесом на Западе обстоят куда лучше, и число предпринимателей там ежегодно растёт. В чём заключается секрет западных коллег и какой опыт по построению предпринимательской деятельности можно перенять отечественным бизнесменам – мы постараемся разобраться в данной статье.
Отношение к малому бизнесу в европейских и постсоветских странах
Вот уже не первое десятилетие развитие малого бизнеса за рубежом во многом опережает все отечественные показатели. Прежде всего это связано с протекцией со стороны государства. Правительства передовых стран расценивают средний класс как опору экономического строя и активно поддерживают молодых предпринимателей.
Почему разваливаются малые бизнесы в Европе? Лучший малый бизнес в 2020 году.
Как показывает практика передовых государств, делая ставку на малый и средний бизнес, можно не только поддерживать стабильность в стране, но и совершить настоящий экономический рывок. В качестве примера можно привести не только западные страны, но и стремительно развивающиеся Сингапур и Индонезию.
Небольшие предприятия становятся основой экономики государства, они способствуют созданию новых рабочих мест, а также здоровой конкуренции между участниками рынка. В это же время страны СНГ имеют относительно небольшое число предприятий малого бизнеса, что существенно замедляет темпы экономического развития.
Но не стоит полагать, что сектор малого бизнеса равномерно распределяется в рамках одной страны. Стоит посмотреть на опыт Италии, в которой малые предприятия в большой концентрации находятся в северной её части, а консервативная южная часть приоритетной считает крупные предприятия. Классический пример проблемы «север-юг»: север богаче, развитее, индустриальнее и т. д.
Развитие малого бизнеса в постсоветских странах
Согласно исследованиям Всемирного банка, страны постсоветского пространства имели абсолютно равные шансы на развития в условиях независимости. К становлению прослойки малых предпринимателей каждой из представленных стран это утверждение так же относится. Аналитики поделили данные государства на два типа:
- Первый тип составляют такие страны: Чехия, Венгрия, Латвия, Литва и Польша. Малый бизнес в этих странах производит около 60% валового национального продукта;
- Ко второму типу относятся все остальные постсоветские страны, в том числе Россия, и согласно данным аналитиков, ВНП от малых предприятий приносит в казну государства не более 12%.
Малый бизнес в Европе. Бизнес идеи для старта.
Как мы видим, страны, вошедшие в первую группу, пошли по западному пути развития малого бизнеса и добились значительных результатов. Россия и ряд стран СНГ до сих пор находятся не в оптимальной фазе равновесия в экономике, а в состоянии стремления к оптимальному типу.
Можно сделать заключение, что институциональные изменения (то есть количественно-качественные изменения во всех сферах жизни государства) серьёзно влияют как на экономику в целом, так и на развитие малого бизнеса. На Западе не скрывают, что одна из приоритетных целей государственного строительства – поддержка малого бизнеса. Кроме того, в РФ на сегодняшний день существуют принципиальные проблемы с законодательной базой относительно регулирования деятельности представителей малого бизнеса. Пока нет законов, молодой предприниматель чувствует себя незащищённым.
Малое предпринимательство как стиль жизни
Помимо юридической базы, налогообложения и государственной поддержки, важно понимать, что есть и другие стороны ведения малого бизнеса. Яркий пример тому США. Америка стала не только родиной богатейших корпораций, но и местом для успешного развития семи миллионов малых предприятий.
Местное население утверждает, что малый предприниматель – это не род деятельности, а способ жизни, особый тип мышления, который подразумевает определённые жизненные задачи и ценности.
Представь себе, каждая третья семья в США имеет непосредственное отношение к малому бизнесу. Быть бизнесменом мелкого и среднего звена престижно, к тому же американцы постоянно следят за новомодными трендами и не боятся сменить направление деятельности.
Большинство предприятий не выдерживают конкуренции или становится убыточными, но это отнюдь не отбивает охоту американцев заниматься ведением малого бизнеса. Подобная практика сегодня активно внедряется и в странах Европы.
Перспективные направления малого бизнеса в Европе
Ни для кого не секрет, что в РФ часто происходит заимствование западных идей и внедрение их в предпринимательскую сферу. Стоит отметить, что многие проекты прижились вполне удачно. Какие направления малого бизнеса сегодня являются популярными в Европе и что стоит уже сейчас взять на заметку?
Можно разделить популярные виды малого бизнеса по нескольким направлениям:
- Предпринимательство, связанное с культурой питания;
- Бизнес, связанный с комфортом;
- Отрасль, направленная на пропаганду и культивирование здорового образа жизни;
- Бизнес на изделиях ручной работы.
В Европе всё большую популярность приобретают передвижные закусочные, которые продают не вредную пищу, а полезную. Популярны мастерские шоколада, кофейни на колёсах и пр. Улучшение условий жизни также привлекает человека, поэтому можно заниматься производством «умной» мебели, изделий для дома ручной работы, при этом важно использовать экологичные товары, ведь это один из трендов современности.
Широкую популярность обретает эко-туризм и всё что с ним связано. Целью отрасли является изучение и сохранность природных объектов. Эко-туризм помогает вырваться из душных городов и почувствовать себя частичкой первозданной природы, поэтому он обрёл широкую популярность на Западе. Идей действительно много и в России они могут пользоваться не меньшим спросом.
Европа активно поддерживает малое предпринимательство, а класс малых предпринимателей является опорой экономики. Протекция со стороны правительства, регулирование сферы в правовой плоскости и желание большинства предпринимателей реализовывать себя в разных направлениях– базовые компоненты, которые вывели малый бизнес на новый уровень.
Стоит прислушаться к практике зарубежных коллег, и, возможно, страны постсоветского пространства смогут добиться подъёма в экономике и улучшения уровня жизни населения.
- ← Билл Гейтс – краткая биография легендарного миллиардера
- Будущее стартапов: почему и как стоит ими заниматься →
Источник: broinvestor.com
Малый бизнес в европе
Открытие бизнеса — это важный и ответственный шаг, требующий решительности и желания. Очень часто людей от создания бизнеса останавливает факт отсутствия стартового капитала, идеи или навыков.
Выбираем бизнес идею
Выбор правильной идеи — это ваша основная задача на первоначальном этапе. В предыдущих статьях мы уже обсуждали самый популярный бизнес в Америке, сегодня поговорим о новых и перспективных бизнес идеях с Европы, которые реально воплотить в жизнь в нашей стране.
Стоит отметить, что часть идей малого бизнеса с Европы уже успешно реализованы отечественными предпринимателями, капиталы которых существенно возросли благодаря правильному выбору.
Малый бизнес Европы стал основной жертвой русофобии
Страны Европы захлестнула волна банкротств. Пока правительства поют мантры о том, как хорошо будет жить без российских энергоносителей, разоряются тысячи предпринимателей, которые больше не могут оплачивать колоссальные счета за электричество. И это, похоже, только начало настоящей бури, которая ждет экономику Евросоюза
Банкротства являются наиболее ярким признаком экономических кризисов. Прямо сейчас Европа переживает процесс, невиданный десятилетиями – массовые разорения предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.
Предельно конкретно это можно увидеть на примере Франции, где в декабре 2022-го количество банкротств повысилось на 48,7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. За каждым закрывшимся предприятием стоит своя история, но везде речь идет о людях, которые в профессии далеко не первый год. Тем не менее они были вынуждены уволить работавший на них персонал (что влияет на рост безработицы) и из-за взлетевших тарифов во многих случаях были вынуждены распрощаться с делом своей жизни.
Вот наглядный пример. Колбасное производство Крузей-Лерис – семейная фирма, которая существовала в деревушке Ган в течение 90 лет. Ею управлял внук основателя Жаки, но когда в начале года ему пришел счет за электричество в 12 тысяч евро (вместо 1800, как было в прошлом году), он понял, что придется закрываться: такое колоссальное повышение он ничем не компенсирует.
«Нельзя сказать, что это было легкое решение, – признался Жаки Лерис. – С этим трудно смириться, потому что это все-таки 90 лет истории семьи. У нас был круг своих клиентов со всех концов Франции, которые привыкли покупать именно у нас».
А вот еще одна история: просуществовав лишь полтора года, объединение производителей сельхозпродукции Coeur paysan вынуждено было в конце января объявить о банкротстве.
«Мы держались, пока повышение цен касалось только упаковки, транспортировки и стоимости зерна, но долго протянуть нам не удалось, – с горечью замечает директор Франсуа Сиреза. – Счета за электричество подписали нам смертный приговор. Жалеем ли мы, что все так обернулось? Еще как! Мы были так уверены в успехе, когда начинали наш проект!».
Хозяин единственной пекарни в бретонском городке Ландоль боролся за свое предприятие до последнего. Кристоф Безони поднимался ни свет ни заря, чтобы успеть выпечь хлеб в те часы, когда электричество дешевле всего – так он рассчитывал сэкономить. Дошло до того, что он даже перестал днем выпекать свежий хлеб. Увы, ему все равно пришлось распустить персонал и закрыть пекарню, потому что только в декабре цены на электричество взлетели в четыре раза.
Дело, впрочем, не только в электричестве – по карману стали бить и другие расходы. «Мука подорожала на 10% лишь за несколько месяцев, – отметил Безони, говоря обо всех деталях своего ремесла. – Масло было 7 евро за килограмм, а стало 12». Чтобы продержаться на плаву, ему потребовалось бы поднять как минимум вдвое цены на свою продукцию – но за такие деньги ее никто не будет покупать.
И таких историй тысячи, хотя министр финансов Брюно Ле Мэр клялся в январском интервью, что «на самом деле не такое большое количество предприятий испытывает сложности, связанные с взрывным ростом цен на электричество… Да, цены на электричество и газ растут, но наши предприниматели в целом выдерживают давление».
Разумеется, европейские политики приучены выдавать желаемое за действительное – а когда им это выгодно, попросту лгать. Но статистика – вещь упрямая. Массовые банкротства задают тренд в Европе, а разоряются предприниматели далеко не только во Франции.
Даже в процветающей вроде бы Швейцарии количество банкротств в 2022 году побило все рекорды и повысилось по сравнению с 2021-м на 37%. Каждую неделю прекращали свое существование в среднем около 200 фирм.
Впрочем, местные экономисты предпочитают объяснять происходящее эффектом отмены швейцарских ковидных кредитов, благодаря которым в 2020-2021 годах проблемные предприятия еще могли держаться на плаву, а в 2022-м будто бы массово посыпались. А в 2023-м, благодаря тому, что Швейцария не входит в Евросоюз, сама может определять свою политику и имеет свою собственную денежную единицу, эксперты испытывают даже «некоторый оптимизм».
В Германии из-за затянутости процедуры банкротства, которая длится не один месяц, пока трудно оценить итоги 2022 года, но аналитики группы Allianz предсказывали рост банкротств на 5% в 2022-м и на 17% – в 2023-м.
В Великобритании количество банкротств в 2022-м бьет рекорды и достигло максимума за 13 лет – 22 109 предприятий и фирм прекратили свое существование, что на 57% больше, чем в 2021 году. Больше всего пострадали строительство, торговля и гостиничный бизнес.
«Разрыв цепочек поставок, взлет инфляции и высокие цены на энергоносители создали, так сказать, «трилемму» проблем, с которыми большинство управляющих команд было вынуждено впервые столкнуться одновременно», – заметила эксперт Саманта Кин.
Рост банкротств отмечается и в Бельгии, и Гильем Баскль, профессор Католического университета Лувена, объясняет: «С лета прошлого года мы видим увеличение числа банкротств, особенно среди предприятий, где работает меньше 50 человек. Мелким предпринимателям пришлось сполна испытать на себе последствия взлета цен на электричество, сложностей, которые породил конфликт на Украине, и проблем с поставками».
Прогноз профессора на нынешний год не слишком оптимистичен: «На небосклоне 2023-го мы видим несколько туч… Прежде всего это инфляция, которая может уменьшить маржу многочисленных предприятий. Требования повысить зарплату составляют еще одну проблему. Ко всему этому добавляются геополитические разногласия, и это туча может разрастись до угрожающих размеров».
Профессор предпочитает недоговаривать. Он умалчивает, что геополитических туч прекрасно можно было бы избежать, пойдя по пути переговоров и перестав притворяться, что можно потушить костер на востоке Европы, подливая в него все больше масла. Но Европа сделала ставку на всестороннее подпитывание конфликта, рассчитывая чужими руками нанести России максимальный урон, и наложила санкции на российские нефть и газ – хотя сама же была главным бенефициаром и за счет дешевых энергоносителей развивала свою экономику.
Теперь же Европе приходится дорого платить за то, что раньше, как теперь выясняется, стоило дешево. Как итог – цены на электричество и на топливо растут и в какой-то момент становятся слишком высокими. Поэтому пекари, строительные фирмы и держатели гостиниц во Франции, Великобритании, Бельгии и других странах будут продолжать разоряться, а счета за электричество будут расти. Ничего личного, просто бизнес. И не только потому, что это капитализм – но и потому, что это расплата за русофобию.
Валерия Вербинина, ВЗГЛЯД
Источник: news-front.info